Дополнительное профессиональное образование доклад

Формы ДПО и законодательная база

Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Продолжительность обучения может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более, слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО должны быть ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты. Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса, рекламным кампаниям и т. д.

Важной задачей ДПО в вузе может стать дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств (см. источники).

Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может составлять менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Особенностью разработки программ ДПО на современном этапе является требование их соответствия профессиональным стандартам. На данный момент разработано около 900 профессиональных стандартов практически для всех видов деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

При разработке программ повышения профессиональной квалификации в обосновании должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.

Для наблюдения за реализацией дополнительных профессиональных программ создана Автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Российской Федерации.

Документы для получения дополнительного профессионального образования

Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
  • заявление о прохождении обучения.

В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Отличия ДПО от дополнительного образования

Важно отметить некоторые особенности ДПО.

  • Учебные планы регулируются законами. Это касается наименования тем, количества учебных часов, которые отводятся на изучение материала, и т.д.
  • Слушатель курса получает новую специальность или приобретает новые компетенции в уже имеющейся.
  • По окончании обучения студенту выдается официальный документ (удостоверение о повышении квалификации или же диплом о профессиональной переподготовке) на фирменном бланке и заверенный печатями.
  • Программы ДПО готовятся скрупулезно, с доскональной проработкой нюансов.
  • Дополнительное профессиональное образование доступно только взрослой аудитории с образованием.

Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.

Аккредитация программ ДПО и сертификация

Важнейшим элементом интеграции российского образования в мировую образовательную систему является сертификация специалистов и развитие общественно-профессиональной аккредитации программ и учебных заведений ДПО.

Сертификация широко развита в различных отраслях и во многих случаях является единственным фактором допуска специалистов к выполнению ими определенных трудовых функций.

В области IT широко развита международная сертификация, где ведущие фирмы (IBM, Microsoft, Autodesk и многие другие) создали единую международную сеть авторизованных учебных и сертификационных центров, обеспечивающих обучение и сертификацию специалистов на соответствие определенным стандартам. Особенностью таких центров является соблюдение ими, независимо от того, где они расположены, следующих условий:

  • единые квалификационные требования;
  • единые сертифицированные курсы;
  • согласованная система аттестации;
  • единые экзаменационные вопросы;
  • единая система регистрации специалистов.

Основные преимущества обучения специалистов в центрах сертификации:

  • получение знаний и умений, соответствующих международным или отраслевым стандартам;
  • информированность о последних достижениях в предметной области;
  • возможность пользоваться передовым опытом;
  • приобретение навыков, необходимых для получения максимальной отдачи от своей деятельности;
  • получение международного или отраслевого сертификата.

Роль сертификации особенно возрастает в связи с внедрением в РФ профессиональных стандартов и созданием центров оценки квалификаций.

Основные преимущества, которые получает вуз, организуя центры сертификации:

  • обеспечение научно-образовательного процесса современными технологиями и/или программными продуктами мировых компаний;
  • развитие деловых связей вуза с компаниями и их партнерской сетью;
  • участие в научных разработках мировых компаний;
  • обучение и сертификация сотрудников и студентов;
  • оказание помощи кафедрам по внедрению в учебный процесс новейших технологий, методик и программных продуктов;
  • разработка учебно-методических материалов с использованием новейших технологий, а также внедрение в учебный процесс новых учебных курсов и программ;
  • регулярное обучение и аттестация преподавателей центров сертификации;
  • повышение конкурентных преимуществ выпускников вуза, получивших международный сертификат на рынке труда.

В Университете ИТМО имеется опыт по созданию и использованию таких авторизованных центров обучения и сертификации специалистов. Например, авторизованный учебный центр Autodesk функционирует более 20 лет, обеспечив обучение и сертификацию более 5 тысяч специалистов из различных отраслей.

Одним из серьезных изменений, направленных на повышение качества специалистов является введение в России системы сертификации квалификаций применительно ко всем профессиям.

Проект Федерального Закона «О независимой оценке квалификации (сертификации квалификации) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает единый порядок независимой оценки квалификации, определяет состав системы независимой оценки квалификации, полномочия участников системы независимой оценки квалификации, организацию, проведение, информационное обеспечение независимой оценки квалификации, применение результатов независимой оценки квалификации.

Для реализации системы сертификации квалификаций создано Национальное агентство развития квалификаций, отраслевые и территориальные советы, центры оценки квалификаций.

Система оценки квалификации основана на добровольном участии всех сторон (советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификаций, соискатели). Вместе с тем для ряда организаций наличие такого сертификата будет непременным условием принятия специалиста на работу.

Разработка процедур общественно-профессиональной оценки качества дополнительного профессионального образования является приоритетным направлением повышения качества образования в целом и требует сравнительного анализа с уже действующими процедурами обеспечения качества в системе основного образования в России, а также системами аккредитации основного и «дополнительного» образования за рубежом. Это необходимо для определения их места, роли и связи между собой в системе непрерывного профессионального образования, с учетом необходимости сближения методологий и критериев, а также с общемировыми тенденциями обеспечения качества образования.

Законом об образовании предусмотрена возможность получения образовательными учреждениями общественно-профессиональной аккредитации по их желанию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и производственных структурах.

Введение такого типа аккредитации диктуется необходимостью участия в формулировании требований и оценке качества подготовки выпускников по указанным программам тех лиц, которые наиболее заинтересованы в квалифицированном обучении профессиональных кадров. Это, в первую очередь, касается работодателей и профессиональных сообществ. В целях повышения их роли в формировании заказа и оценке качества образовательных услуг осуществление процедуры аккредитации дополнительных образовательных программ могут возлагаться на общественно-профессиональные сообщества, в составе которых могут создаваться структуры общественно-профессиональной аккредитации и сертификации, или специализированные организации, в состав которых войдут работодатели, представители общественно-профессиональных сообществ и образовательных учреждений.

Целью общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ является установление соответствия их содержания и качества подготовки выпускников установленным требованиям (компетенциям). Указанные требования определяются актуальными потребностями бизнеса, отдельных секторов экономики, рынка труда, организаций, осуществляющих общественно-профессиональную аккредитацию.

Критерии общественно-профессиональной аккредитации программ ДПО, используемые Союзом ДПО, включает оценку следующих параметров:

  • Цели и назначение программы.
  • Содержание и организация обучения.
    Участие работодателей и других заинтересованных сторон в программе.
    Формы и методы обучения.
    Административные обеспечение программы.
  • Участие работодателей и других заинтересованных сторон в программе.
  • Формы и методы обучения.
  • Административные обеспечение программы.
  • Доступность и прозрачность информации о программе для слушателей.
    Система оценки слушателями аккредитуемой программы.
  • Доступность и прозрачность информации о программе для слушателей.
  • Система оценки слушателями аккредитуемой программы.

Организации, осуществляющие общественно-профессиональную аккредитацию:

  • Автономная некоммерческая организация «Агентство по контролю качества образования и развития карьеры» (АККОРК);
  • Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
  • Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России»;
  • Общественная организация «Ассоциация ведущих вузов в области экономки и менеджмента»;
  • Общероссийская общественная организация «Ассоциация инженерного образования России (АИОР)» и другие.

Аккредитация программ МВА осуществляется международными аккредитационными системами, такими как AACSB, AMBA, EQUIS, ECBE, и Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО).

Структуры общественно-профессиональной сертификации образовательных учреждений имеет Торгово-промышленная палата РФ, сертификацию профессий проводит Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), рейтингование вузов осуществляет Деловая Россия.

Следовательно, сегодняшнее направление повышения качества дополнительного профессионального образования можно определить следующим образом:

  • формирование независимой системы оценки качества ДПО;
  • усиление роли профессионально-общественных объединений в определении приоритетов развития ДПО;
  • усиление роли работодателей и заказчиков в формировании дополнительных профессиональных программ;
  • ориентация на результаты обучения, источниками которых являются квалификационные требования и профессиональные стандарты.

Проблемы ДПО в России

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается дополнительное профессиональное образование в России.

Отсутствие системного подхода к ДПО на федеральном и региональном уровнях

Суть системного подхода заключается в итоговой пользе, которую дополнительное образование приносит экономике России. К сожалению, половина регионов страны не может похвастаться должным уровнем развития сектора ДПО. Однако ситуация постепенно выправляется.

Агентство стратегических инициатив разработало документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2), который запустил активное внедрение этого стандарта в наиболее промышленно развитых регионах.

Рассмотрим, в чем выражается региональный стандарт.

  • Происходит разработка стратегии кадрового развития региона (процесс обеспечивают координационный совет при главе субъекта РФ и департамент внутренней кадровой политики).
  • Осуществляется анализ экономической ситуации в регионах, определяются специалисты, в которых нуждаются местные предприятия (наименования и количество) в перспективе ближайших 5–7 лет.
  • Комитетом промышленности регионального правительства разрабатывается дорожная карта по содействию в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами.
  • Заключаются соглашения между региональными предприятиями и образовательными организациями, которые будут заниматься подготовкой специалистов.
  • Разрабатываются программы, по которым должно быть реализовано дополнительное профессиональное образование работников. При этом учитываются потребности предприятий.

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Не секрет, что даже работники государственных организаций, которым в соответствии с принятыми законами полагается пройти обязательное повышение квалификации (например, по программам защиты персональных данных либо охраны окружающей среды), не имеют возможности сделать это. Денег на обучение от государства не выделяется.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Отсутствие материальной базы для развития ДПО

Частные компании порой рекомендуют сотрудникам повысить квалификацию за свой счет. Однако далеко не все могут себе это позволить. В результате дополнительное профессиональное образование реализуется не в полном объеме.

Серьезные корпорации нередко создают внутренние учебные центры для подготовки персонала в соответствии с собственными потребностями

Однако частное учреждение дополнительного профессионального образования как правило не может охватить все актуальные профессии. Да и располагаются такие центры в основном в столице, что накладывает на компанию дополнительные расходы, связанные с командированием туда сотрудников.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Недобросовестная конкуренция

ДПО – это сфера, в которой работают множество организаций, однако далеко не все из них обладают отличным кадровым потенциалом, современным оборудованием и помещениями для проведения занятий. При этом демпинг помогает им обходить более квалифицированных конкурентов в конкурсах на оказание образовательных услуг.

В итоге качество получаемого студентами образования страдает, а иногда услуги и вовсе не оказываются в полном объеме. Слушателям просто выдают дипломы по итогам обучения. Разумеется, ни о каком развитии ДПО в этом случае и речи нет. Поэтому заказчику очень важно осуществлять контроль результатов обучения по каждой программе.

В данный момент Министерство труда и занятости РФ проводит работу по разработке и утверждению новых профессиональных стандартов в дополнение к нескольким сотням уже существующих. По закону их применение является обязательным для работодателей (ст. 195.3 ТК РФ). Однако в настоящее время такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий (бухгалтеры, педагогические работники и др.).

В то же время организации дополнительного профессионального образования при составлении курсов дополнительного обучения учитывают требования действующих стандартов.

Особенности реализации ДПО для различных уровней слушателей

Методы реализации образовательного процесса в системе ДПО имеют свои особенности применительно к обучающимся различного уровня. Можно выделить следующие категории слушателей, которым соответствуют свои особые условия обучения, своя мотивация и свое нормативно-правовое регулирование:

  • студенты старших курсов вузов;
  • специалисты с высшим образованием;
  • специалисты с высшим образованием, осваивающие программы MBA.

Рассмотрим особенности реализации образовательного процесса применительно к соответствующим уровням слушателей ДПО.

Особенности реализации образовательного процесса применительно к студентам старших курсов образовательных учреждений ВПО, осваивающих программы дополнительного профессионального образования

Идея дополнительного профессионального образования студентов в вузе является достаточно новой по сравнению с традиционной системой переподготовки специалистов и имеет свои специфические особенности.

  • дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации ВПО, который позволит выпускникам сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту и приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации;
  • требования организаций и предприятий, на которые трудоустраиваются студенты по получению дополнительных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в организации;
  • получение дополнительной квалификации для расширения возможностей трудоустройства выпускников в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка труда и консервативностью Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО;
  • более узкая специализация (доводка студента) и освоение новейших разработок (программных средств, технологий, методов и приемов) перед окончанием вуза;
  • повышение мобильности и социальной защищенности выпускников вузов;
  • необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимальным временем «доучивания»;
  • реализация академических прав студентов.
  • содержание отдельных дополнительных профессиональных программ в отличие от основных программ вуза может быть узкопрофильным, ориентированным под конкретный вид профессиональной деятельности, учитывать требования профессиональных стандартов;
  • все программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит осуществить их поэтапное освоение или построить программу любой продолжительности из набора модулей;
  • программы должны иметь минимальную степень избыточности информации;
  • роль профессионального ядра программы должна быть максимальной как по объему, так и по содержанию;
  • должно быть предусмотрено активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий и средств обучения, компьютерной техники, Интернет-технологий и дистанционного обучения;
  • должна быть задана высокая степень вариативности.
  • возможность обучения за счет частичного использования времени, выделяемого на курсы по выбору в рамках программы ВПО;
  • уплотнение графика учебного процесса и личного времени студента;
  • повышенный темп освоения учебного материала, обеспечиваемый высокой мотивацией обучения;
  • организация учебного процесса со встроенными дополнительными профессиональными программами (для желающих);
  • возможность факультативного освоения разделов некоторых дисциплин в рамках основного образования как дисциплины дополнительной профессиональной образовательной программы.

Особенности реализации образовательного процесса применительно к специалистам с высшим образованием, осваивающим программы дополнительного профессионального образования

Потребность в профессиональной переподготовке специалистов с высшим образованием была вызвана в первую очередь резким ускорением научно-технического прогресса, необходимостью расширить возможности трудоустройства выпускников вузов в связи с изменяющимися запросами рынка труда и невозможностью образовательных учреждений быстро реагировать на эти вызовы.

С другой стороны, появилась необходимость фундаментальной переподготовки специалистов типа «второй диплом о высшем образовании», но с более коротким сроком обучения и направленностью обучения на конкретный вид практической деятельности (с максимально развитым профессиональным блоком).

Более гибкая и простая система разработки и реализации программ ДПО позволяет создавать различные формы подготовки специалистов в рамках единого подхода.

Формы и уровни подготовки

На данном этапе развития двухуровневой системы ВПО в России требуется обеспечить соответствие квалификации выпускников вузов, в первую очередь бакалавров, требованиям рынка труда, профессиональным стандартам – в том числе в пределах одного и того же направления и специальности подготовки.

«Бакалавров надо доучивать» – реализация данного условия может быть осуществлена именно при продолжении ими обучения по программам переподготовки (в том числе с присвоением дополнительной квалификации). Такая переподготовка имеет ряд преимуществ в сравнении с обучением в магистратуре, носящим академический характер и проводящимся по стабильным программам с небольшой степенью вариативности. Для бакалавров может быть предложена конкретная программа практической направленности, созданная как вызов на определенные требования к компетенциям, в период окончания ими вуза. Это могут быть узкопрофессиональные или функциональные (межотраслевые) программы, на которые в данный период есть спрос. Такие программы могут быть составлены по требованию конкретных работодателей или ассоциаций работодателей, с уточнением требуемых компетенций и степени их освоения.

Бакалавры могут обучаться, поступив на работу и определив необходимые компетенции. Программы ДПО позволяют реализовать подготовку помимо очной и очно-заочной формы в режиме дистанционного обучения. Используя модульную форму программ, можно набирать кредиты, следуя индивидуальному графику обучения. После получения определенного количества кредитов бакалавр может выйти на итоговую аттестацию. Таким образом, грамотное и массовое применение системы дополнительного профессионального образования может в значительной степени компенсировать минусы укороченной подготовки специалистов по программам бакалавриата.

Другой направленностью программ профессиональной переподготовки является переподготовка специалистов с высшим образованием, получивших определенную квалификацию достаточно давно, в связи с чем она перестала быть востребованной на рынке труда. В этом случае имеется необходимость переподготовки специалистов на новые, востребованные виды деятельности, в том числе по направлениям Центров занятости населения. Если в 1990-е годы основными потребителями такого обучения были инженерно-технические и научные работники советского периода, а также уволенные в запас офицеры, то сейчас преобладают специалисты гуманитарных направлений, получившие образование в 1990-е годы.

Достаточно актуальными могут быть программы для специалистов, занимающих высокие должности в различных отраслях и областях деятельности с целью углубления знаний и развития умений по различным аспектам производственно-технологической деятельности. Для специалистов такого уровня могут быть разработаны программы, аналогичные МВА, включающие освещение инженерно-технических (профессиональная часть) и управленческо-экономических вопросов в более широкой их взаимосвязи.

  • желание сменить вид деятельности, профессию в связи с невостребованностью существующей или потребностью получить профессию, в большей степени соответствующей способностям индивидуума;
  • получение квалификации по профилю реально выполняемой работы;
  • повышение уровня знаний, умений, навыков по направлению основной квалификации специалиста;
  • переподготовка незанятого населения по направлениям центров занятости;
  • дополнительная профессиональная подготовка (доводка) специалистов, имеющих образование уровня бакалавриата;
  • системное изучение новейших достижений технологий, методов, техники в интересующей области деятельности;
  • подготовка к сдаче экзамена в центрах сертификации квалификаций.

Для специалистов с высшим образованием программы дополнительного профессионального образования могут иметь самую различную направленность, целевые установки и структуру.

Программы могут быть узкопрофильными, отраслевыми или, наоборот, функциональными межотраслевыми, относиться к подготовке специалистов разного уровня, соответствовать профессиональным стандартам, ФГОС ВПО или иметь междисциплинарный характер (соответствовать нескольким профессиональным стандартам). Важно также учесть возможность динамичного обновления содержания таких программ в период их действия.

Система ДПО предполагает обучение слушателей, имеющих качественно более широкий кругозор по сравнению со студентами и более высокую мотивацию обучения, испытывающих затруднения в освобождении на длительный срок обучения и, как следствие, желающих более эффективно использовать время обучения. В этой связи требования к качеству и методам обучения здесь гораздо выше: занятые люди полнее осознают свои потребности. В системе дополнительного образования специалиста интересует не только сумма знаний, умений и навыков, но и методика их реализации (использование новых методов и приемов), качество, компетенция преподавателя, интенсивность обучения.

Одним из условий организации продолжительного качественного образования является модульная система организации программ переподготовки.

Программа, построенная на модульной основе, позволяет обеспечивать дискретность обучения делением программы профессиональной переподготовки на отдельные подпрограммы – специализации с последовательной реализацией программ разных уровней. При этом после окончания программы каждого уровня есть возможность, используя накопительную систему учета кредитов, получить законченное обучение (в терминах существующей градации), при количестве времени в модуле(-ях) от 16 до 250 часов получить удостоверение о повышении квалификации, свыше 250 часов – диплом о переподготовке с правом ведения нового вида деятельности. После накопления модулей по программе переподготовки свыше 500 часов слушатель может выйти на итоговую аттестацию и получить диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.

Рассмотрим опыт, накопленный в Академии методов и техники управления («ЛИМТУ») СПб ГУИТМО на примере одной из популярных программ дополнительной профессиональной подготовки с присвоением квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)».

Из модулей 760-часовой программы сформированы 2 программы переподготовки с получением права работать по специальностям (свыше 250 часов) «Компьютерная графика в полиграфии» и «Разработка и дизайн Web-сайтов». Слушатели выбирают одну из программ и проходят обучение в группе в очной или дистанционной форме. После окончания обучения и защиты выпускной аттестационной работы слушатели получают диплом с правом ведения нового вида деятельности, для желающих продолжить обучение по 760-часовой программе составляется индивидуальный график прохождения обучения. В эту программу включено изучение как минимум 2-х модулей (дисциплин) в очной форме, при этом слушатели прикрепляются к группам (дневным, вечерним) второго направления. В индивидуальном графике предусмотрены 2-4 дисциплины по выбору слушателей.

Обучение завершается итоговой аттестацией с написанием и защитой дипломной работы. Как правило, реальным результатом работы (помимо описательной части дипломной работы) является официально оформленная книга, буклет, проспект или размещенный в Internet сайт. На защитах дипломных работ присутствуют представители веб-студий, издательств, которые оценивают полученные результаты по требованиям рынка труда.

Опыт показал, что продолжают обучение до освоения всей программы (760 часов) не более 20% слушателей. Остальные считают достаточной полученную специализацию по одному из направлений и в связи с востребованностью специалистов данного профиля быстро устраиваются на работу по новой специальности.

Следует отметить, что данная программа явилась основой для создания в 2011 году магистерской программы по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии»: профиль «Компьютерная графика и веб-дизайн». Учитывая, что модули и дисциплины профиля были предварительно отлажены и восприняты рынком труда, не следует удивляться популярности магистерской программы у абитуриентов (до 7 человек на одно бюджетное место и большое число контрактников) и работодателей (к концу первого года обучения почти все магистранты работают по специальности).

Большое значение для расширения возможностей системы ДПО и поднятия качества обучения имеет дистанционное обучение (ДО). Учебный процесс в основном проходит в режиме самостоятельной работы обучаемого. Большая часть операций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме с применением современных средств телекоммуникаций.

Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным при обучении без отрыва от работы. Дистанционное обучение в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки активно используется в «Академии ЛИМТУ» Университета ИТМО.

Для ДПО дистанционное обучение имеет дополнительные преимущества:

  • работающим специалистам сложно быть освобожденными на длительный срок обучения;
  • слушатели имеют повышенную мотивацию к обучению и не требуют проведения «контрольно-принудительных» операций как в процессе обучения, так и при осуществлении контроля;
  • для взрослых слушателей исключается «психологически-воспитательный» компонент, их в основном интересует профессионально-познавательная часть обучения.

Опыт в использовании ДО при обучении по программам, связанным с информационными технологиями показал, что во многих случаях получение соответствующих компетенций выходит на первый план по сравнению с необходимостью получения документа об образовании.

Особенности образовательного процесса применительно к специалистам, осваивающим программы MBA

Первая крупная программа МВА в России появилась в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) Президентской Академии, которая была разработана на основе американского, британского, голландского и итальянского опыта с учетом российских реалий. Программы ВШМБ были положены в основу российских Государственных требований по направлению МВА.

Особенностью программ МВА является их ориентация на формирование высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса. Программа МВА обеспечивает комплексную подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все аспекты управления организацией.

При этом образовательные программы МВА должны обеспечить сбалансированное изучение всех учебных программ (модулей) в комплексе. Допускается функциональная специализация в рамках программы МВА («МВА – маркетинг», «МВА – финансы» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке руководителей общего профиля.

Главное отличие всех программ МВА – это направленность на развитие навыков применения полученных знаний, умение работать в команде (корпоративность). В ряде случаев при подготовке руководящего состава устанавливается практический стаж работы после окончания вуза не менее 2-х лет.

Ведущие образовательные учреждения, проводящие обучение по программам МВА, имеют договоры с зарубежными университетами или бизнес-школами, что дает возможность использовать западные программы и опыт, приглашать преподавателей из западных бизнес-школ, получать аккредитацию соответствующих международных сообществ. Зачастую выпускники программ МВА получают одновременно с российским диплом одной из западных бизнес-школ.

Программа МВА предназначена, как правило, для людей, окончивших вуз и проработавших какое-то время по специальности, чтобы, с одной стороны, приобрести опыт, а с другой – понять, что приобретенных знаний уже недостаточно. Прохождение МВА позволяет не только восполнить недостаток образования, но и значительно ускорить карьерный рост или изменить профиль своего рода деятельности. На программу МВА идут и преуспевающие владельцы собственного бизнеса, и менеджеры крупных компаний, банков, и недавние студенты, стремящиеся сделать успешную карьеру в бизнесе.

Поскольку МВА – это образование, имеющее практическую направленность, в ходе обучения значительное время уделяется знакомству с деятельностью реальных компаний, применяется метод «кейс-стади», используются активные методы обучения (мастер-классы, ситуационные и ролевые игры и др.). Преподаватели бизнес-школ, как правило, сами работают в реальном бизнесе, занимают руководящие позиции или занимаются консультированием. По словам Майка Джонса, генерального директора Ассоциации МВА в Великобритании, «программы МВА фокусируются на темах, методах, технологиях, применяемых в деловом мире».

Программы MBA строятся по модульному принципу и структурированы таким образом, что в первой их части слушатели осваивают курсы базовых дисциплин, а во второй – курсы специальных дисциплин и занимаются разработкой реальных проектов.

Понятие дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Понятие дополнительного профессионального образования

ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.

Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.

ДПО имеет ряд важных особенностей.

  • Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
  • Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
  • Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
  • Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.

Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).

При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.

При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.

Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.

Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.

Формы дополнительного профессионального образования

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.

Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).

Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.

Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Заочная форма обучения на курсах ДПО

Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.

Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.

Виды дополнительного профессионального образования

Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации

Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Дополнительное профессиональное образование доклад

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.

Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.

Основные различия между этими программами.

  • Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
  • Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.

Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.

По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.

В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.

Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.

Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.

Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.

  • Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
  • Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
  • Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.

Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.

В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).

Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Дополнительное профессиональное образование доклад

Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).

Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.

Документация, подтверждающая прохождение ДПО

По итогам обучения слушателю, успешно освоившему материал и сдавшему квалификационный экзамен, выдается диплом. Существует два типа дипломов о прохождении ДПО.

  • Удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности. Выдается по окончании курса повышения квалификации.
  • Диплом о профессиональной переподготовке, дающий право работать по новой специальности. Выдается по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *