Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, даёт его обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности.
Например, если человек получил высшее образование по инженерной специальности и закончил после этого профессиональную переподготовку по направлению «юриспруденция», он имеет право работать по направлению юриспруденция, в том числе и в государственных органах.
Цели и задачи ДПОПравить
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. Данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:
- Повышение квалификации — краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).
- Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или смену направления профессиональной деятельности.
Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странахПравить
Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).
Образовательные организации, осуществляющие деятельность по профессиональной переподготовкеПравить
- Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
- ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
Требования для зачисления на программуПравить
- законченное высшее образование
- или законченное среднее профессиональное образование
История дополнительного профессионального образования в РоссииПравить
История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 тыс. специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. По состоянию на ноябрь 2009 года российскими лидерами в ДПО являются РУДН (700 программ, свыше 25 тыс. слушателей), МГУ им. М. В. Ломоносова (450 программ, около 18 тыс. слушателей), МГТУ им. Н. Э. Баумана (300 программ ДПО, 15 тыс. слушателей).
Дополнительное образование в РоссииПравить
Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.
Нормативная база по дополнительному образованию
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
Направленности программ дополнительного образования
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в образовательных организациях, а также организациях имеющих соответствующую образовательную лицензию музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.):
- естественнонаучное;
- техническое творчество;
- туристско-краеведческое;
- художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
- физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).
Дополнительное образование в регионах
Цель деятельности ДНК – создание условий для повышения качества образования путем реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, а также для формирования современных компетенций педагогических кадров.
Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:
- Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
- Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
- Развитие новых форматов дополнительного образования.
Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:
- ↑ 1 2 3 Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- . КИОУТ. Дата обращения: 29 ноября 2017. Архивировано 25 ноября 2017 года.
- Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. elementy.ru. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). КонсультантПлюс. Дата обращения: 21 июня 2022. Архивировано 18 июня 2022 года.
- О подготовке медицинских психологов — Профсоюз работников здравоохранения РФ. www.przrf.ru. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Приказ Минобрнауки об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях” (не вступил в силу). www.garant.ru. Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 30 июня 2020 года.
- Второе высшее образование по психологии. Российский университет дружбы народов. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Все о дополнительном образовании. Самарский филиал СПбГУП. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании? (“Электронный журнал “Азбука права”, 2015) / Азбука права. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года.
- Постановление правительства о порядке лицензирования образовательных учреждений. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- . www.postgrad.com. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Консультация юриста: Профессиональная переподготовка военнослужащих. Российская газета. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- Приказ о порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
Дополнительное профессиональное образование
Сегодня профессиональные онлайн-курсы и вузы работают в разных сегментах рынка, но всё может измениться.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Из этого репортажа вы узнаете:
Тема взаимоотношений двух систем профессионального образования — традиционных вузов и онлайн-курсов — поднималась на нескольких сессиях прошедшего недавно Московского международного салона образования (ММСО).
Складываются эти отношения по-разному: где-то университеты и EdTech-компании игнорируют друг друга, где-то сотрудничают на отдельных коротких проектах, где-то уже дошли до создания совместных образовательных программ. Но есть один сектор, в котором интересы вузов и EdTech пересекаются, — это дополнительное профессиональное образование.
Решив сменить профессию или освоить дополнительные навыки в своей сфере, взрослый человек в нашей стране должен будет вложить в переобучение собственные средства, если это не курсы за счёт работодателя и не государственная программа переподготовки безработных.
В последние полтора года частные расходы на образование росли особенно быстро. На ММСО эксперты из EdTech-компаний и вузовского ДПО обсудили, кто выигрывает в конкуренции за эти деньги сейчас и как могут развиваться события.
Некоторые статистические данные о состоянии современного дополнительного профессионального образования на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы» представил заместитель директора Института образования Высшей школы экономики Илья Коршунов. Кроме государственных и частных университетов (основная деятельность которых — всё-таки не ДПО, а программы бакалавриата и магистратуры) и EdTech-компаний с их профессиональными онлайн-курсами, большую долю рынка занимают независимые организации ДПО и корпоративные университеты. Например, абсолютным лидером по числу слушателей, обученных по программам ДПО в 2020 году, на сессии назвали Корпоративный университет РЖД. По данным Коршунова, в нём обучили более 100 тысяч человек.
Среди вузов по количеству обученных лидирует Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она же зарабатывает на программах ДПО в несколько раз больше остальных вузов: в 2020 году общий доход от таких программ составил 2,8 млрд рублей. В расчёте на одного научно-педагогического работника доход РАНХиГС от ДПО тоже впечатляет.
В 2020 году этот показатель для академии составил 1,919 млн рублей — при среднем показателе по стране в 199 тысяч. Правда, у Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления этот показатель оказался ещё выше. Характерно, что медицинские вузы, которые обучают довольно много врачей в рамках системы непрерывного медобразования, по этому показателю отстают: медицинское ДПО не самое доходное.
Много это или мало для ДПО-программ крупного вуза — 2,8 млрд рублей в год? Общий доход РАНХиГС от оказания услуг (главным образом реализации образовательных программ) составил в 2020 году больше 19 млрд. Доход от ДПО в составе этой суммы, конечно, не назовёшь каплей в море, но это и не самая существенная часть. Между тем крупнейшие EdTech-компании России по доходам давно опережают показатель в 2,8 млрд за год, как напомнил другой участник дискуссии, научный руководитель экспертного центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. Что же получается — вузы сдают позиции в ДПО?
Участники другой дискуссии на площадке ММСО, которая называлась «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», выяснили в ходе обсуждения, что пока вузы позиции всё-таки не сдают. По большей части университеты (но прежде всего это касается региональных) и EdTech-компании работают с разными сегментами рынка.
Ректор Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Андрей Минаев сказал: «Если честно, пока нам не до конкуренции с образовательными платформами». Он перечислил несколько категорий слушателей программ ДПО, с которыми вуз работает постоянно и рассчитывает работать в обозримом будущем. Среди них:
- абитуриенты, которые поступают не по результатам ЕГЭ, а с дипломом о среднем профессиональном образовании или с зарубежным аттестатом (им, как правило, нужны подготовительные курсы до начала обучения);
- свои же студенты по основным программам, которые хотят за время учёбы получить два диплома — например, параллельно с бакалавриатом по истории освоить ДПО-программу «Переводчик в области профессиональной коммуникации»;
- сотрудники региональных министерств и муниципалитетов, которые повышают квалификацию по управленческим дисциплинам.
Эти категории слушателей не иссякают, и Рязанский университет планирует и дальше развивать программы для них: добиваться, например, чтобы каждый студент вуза за время обучения получал дополнительную квалификацию.
О подобном опыте с практико-ориентированными программами (например, когда студенты могут получить во время обучения ещё и профессию сомелье) рассказал и ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв.
Вузы уверенно чувствуют себя в этом сегменте ДПО, где они работают годами. Как подытожил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, эта ниша складывалась на протяжении длительного времени, и основные заказчики в ней — органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.
Артеменков подчеркнул, что при этом подразделения ДПО работают в рыночных условиях: государственные деньги в их доходах редко когда составляют больше 20–30%, и за них ещё надо побороться на открытых аукционах с другими поставщиками. Но всё же очевидно, что рынок услуг для собственных студентов и региональных управленцев (большинство из которых высшее образование получали, как правило, в том же вузе) — не то же самое, что открытый рынок в масштабах страны. Артеменков отметил, что не видит у региональных вузов потенциала для выхода за пределы программ ДПО для привычных им целевых групп.
Нужен ли вообще региональным и небольшим столичным вузам выход на большой рынок ДПО? Если они уверенно занимают свою удачную нишу, может быть, стоит продолжать возделывать этот участок и не смотреть на другие горизонты?
Судя по выступлениям экспертов на ММСО, поддерживать статус-кво мешают два обстоятельства.
Во-первых, как напомнила модератор сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам», руководитель управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Андреянова, доходы от ДПО — уже не внутреннее дело вуза.
«Наш учредитель, Министерство науки и высшего образования, смотрит на университет в этом случае так, чтобы ДПО приносило доход, и желательно не меньше 30% в бюджете университета», — заявила она. В частности, вузы — победители программы «Приоритет-2030» будут отчитываться в том числе о своих заработках от ДПО и другой приносящей доход деятельности. Получится ли наращивать доходы за счёт привлечения привычной аудитории? Этот ресурс явно не бесконечен.
Во-вторых, запросы слушателей программ ДПО меняются. На это обратил внимание директор по бизнес-развитию Skypro Михаил Свердлов. По его словам, более половины людей, которые приходят на онлайн-курсы, хотят не дополнительного обучения по своей специальности, а новой профессии.
EdTech-компании видят этот запрос, понимают проблемы и потребности своих клиентов. Но неясно, понимают ли университеты потребителей своих ДПО-программ. Может случиться и так, что привычная аудитория — те же студенты бакалавриата — массово будет искать отклик на свой запрос о переобучении на онлайн-платформах.
На что же региональным вузам можно сделать ставку, развивая ДПО в таких условиях? Эксперты озвучили три стратегических шага.
Многие участники ММСО отмечали в качестве одной из проблем университетского ДПО медлительность и забюрократизированность всех процессов в вузах. Классический пример от Евгения Сжёнова: ещё несколько лет назад, чтобы стать студентом платной программы ДПО в вузе, человеку надо было обойти несколько подразделений этого вуза, подписать там договор, получить на руки бумажную квитанцию, оплатить её в отделении банка и потом принести в вуз бумажный же чек.
Сейчас детали меняются, но в целом вузы всё равно отстают от коммерческих компаний как по клиентоориентированности, так и по эффективности продвижения своих программ. Как считает Сжёнов, руководители EdTech-компаний оказались не умнее, а быстрее, и вовремя применили бизнес-подходы к образованию. Вузам это стоило бы перенять.
Ирина Андреянова полагает, что часть процессов можно упростить и улучшить локально: не на уровне государственной политики, а силами самих вузов. Вместе с коллегами она разрабатывает универсальную модель ДПО для региональных университетов, которую можно будет тиражировать.
Эта модель, по словам Андреяновой, включит новые маркетинговые инструменты, методы разработки и продвижения уникальных флагманских программ, цифровой конструктор для компетенций массового рынка и другие составляющие. Разработчики рассчитывают, что эта модель поможет региональным вузам выстроить свои бренды на рынке ДПО и качественнее работать с новыми аудиториями.
Есть одно но. По мнению директора учебного центра «Специалист» МГТУ им. Н. Э. Баумана Дмитрия Гудзенко, вузы не могут до конца следовать подходам EdTech-компаний. Как он рассказал на сессии «Дополнительное образование в линейке карьеры лидеров: университеты, предприятия, регионы», университетские подразделения по ДПО переосмысливают привычные модели работы, увеличивают бюджеты на маркетинг, следуют новым трендам в продажах. Но с точки зрения вузов некоторые подходы EdTech-компаний — «читерство», считает Гудзенко.
Главная задача компаний — капитализация, привлечение больших инвестиционных денег, подчас ценой непомерных затрат на продвижение. У университетского центра ДПО не может быть траектории развития с перепродажей большому инвестору, а значит, его бизнес-модель должна быть принципиально иной.
На той же дискуссии свои идеи по развитию университетского ДПО представила ректор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова. Как доктор медицинских наук, она предложила коллегам обратить внимание на медицинское ДПО. По её мнению, заниматься повышением квалификации врачей могут и должны не только медицинские, но и многопрофильные университеты.
Просто нужно выбрать правильные ниши в тех областях, по которым в многопрофильном вузе есть эксперты. Например, можно развивать цифровые компетенции врачей или давать им современные научные знания по молекулярной биологии или иммунологии. «ДПО становится не только средством „подкручивания“ управленческих компетенций и soft skills, а ещё и проводником современных научных знаний», — заключила Загайнова.
На сессии «ДПО в региональных российских университетах: противостояние EdTech-проектам» своими подходами поделилась ректор Государственной академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова Нина Аниськина. Особенность этой академии в том, что она не ведёт классических вузовских программ бакалавриата или магистратуры, а занимается исключительно программами ДПО и профпереподготовки.
Чтобы конкурировать с традиционными вузами и EdTech, приходится много вкладывать в маркетинг, а также постоянно менять форматы и содержание самих образовательных программ. И один из самых жизнеспособных вариантов, по словам Нины Аниськиной, — практико-ориентированное обучение не отдельных клиентов, а целых команд в проектном формате. Например, команда сотрудников предприятия может за время интенсива разработать под руководством преподавателя-практика систему менеджмента качества для своей организации.
Аниськина считает, что потребность в таких программах заложена в самой современной образовательной системе: «Болонская система живёт там хорошо, где она достроена с помощью ДПО до ориентации выпускников на рабочее место. А вот эта достройка — только через проекты, практико-ориентированную работу». К тому же на такую проектную работу проще привлечь практика из индустрии, отметила она.
Ряд участников ММСО из вузов видят основной путь развития вузовского ДПО в «умной коллаборации» с компаниями из сферы онлайн-образования. Такую позицию высказала, например, Инна Андреянова.
Михаил Артеменков считает, что EdTech-компании могут помочь вузам тиражировать узкие компетенции и экспертизу университетских специалистов на широкую аудиторию. Со стороны бизнеса в этом случае придут проработанные процессы продвижения на рынке и сопровождения онлайн-студентов, со стороны вуза — уникальные знания.
Но перспективы сближения с EdTech вызывают у вузов и опасения. Так, Михаил Свердлов предположил, что вторую профессию студенты бакалавриата могли бы получать не в самом университете, а на партнёрской онлайн-платформе.
Резюмируя итоги обсуждения: перспективы продвижения университетских ДПО-программ на большой рынок вузам интересны, но свою привычную нишу они тоже не хотят терять.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
ДипломПравить
Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.
Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка военнослужащихПравить
Рассказываем, как классифицируют образование.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Есть Международная стандартная классификация образования (МСКО), а есть национальные классификации, действующие в отдельных странах. В России классификация строится на основе закона «Об образовании в РФ».
Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.
Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.
А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:
- 0 — образование детей младшего возраста;
- 1 — начальное образование;
- 2 — первый этап среднего образования;
- 3 — второй этап среднего образования;
- 4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
- 5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
- 6 — бакалавриат или его эквивалент;
- 7 — магистратура или её эквивалент;
- 8 — докторантура или её эквивалент.
В России же выделяют четыре вида образования:
Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.
При этом каждый вид образования включает несколько уровней — о них расскажем ниже.
Общее образование даёт основную базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. Оно включает:
- Дошкольное образование. Этап начинается в первые годы жизни ребёнка и длится, пока ему не исполнится семь лет. Дошкольное образование, согласно закону, включает развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личных качеств, а также подготовку к следующим уровням обучения.
- Начальное общее образование (1–4 класс). Этап длится четыре года, за которые дети должны овладеть чтением, письмом, счётом, культурой поведения и простейшими навыками самоконтроля, чтобы продолжить дальнейшую учёбу.
- Основное общее образование (5–9 класс). Его получают в средней школе в течение пяти лет. На этом уровне требуется овладеть основами наук, развить склонности и интересы, способность к самоопределению.
- Среднее общее образование (10–11 класс). Среднее общее образование получают в старшей школе за два года. На этой ступени развивают творческий потенциал, интерес к познанию и формируют навыки к самостоятельной учёбе, продолжению образования и началу карьеры.
Профессиональное образование в России делится на два уровня:
- среднее профессиональное образование (СПО);
- высшее образование (ВО).
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.
Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. Пока в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:
- бакалавриат (обучение длится четыре года);
- магистратура (обучение длится два года).
Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.
Но сейчас Россия переживает перестройку национальной системы высшего образования, отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.
Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.
Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся:
- Аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) — это обучение для получения степени кандидата наук.
- Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.
Дополнительное образование делится на два уровня:
- Дополнительное образование детей и взрослых. Оно включает два вида образовательных программ. Первый — общеразвивающие программы для детей и взрослых, к ним относится обучение в кружках, секциях, клубах по интересам. Второй — предпрофессиональные программы, они действуют только для детей. Их реализуют в музыкальных, художественных и спортивных школах.
- Дополнительное профессиональное образование (ДПО). К нему относится повышение квалификации (то есть переход на новый профессиональный уровень и получение новых навыков по существующей специальности) и профессиональная переподготовка (получение новой специальности). Получать такое образование могут выпускники и студенты колледжей и и вузов.
Если дополнительное профессиональное образование предполагает профессиональное развитие человека и решает не только карьерные, но и образовательные потребности, то профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.
- Переподготовку — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новую профессию или новую должность.
- Повышение квалификации — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности.
При этом круг специальностей, для которых доступно профессиональное обучение, ограничен специальным перечнем. Среди них специальности сварщика, машиниста, кондуктора, лаборанта, операторов различного оборудования.
Онлайн — это, по сути, просто формат занятий (то есть способ организации обучения), а по виду образования онлайн-курсы бывают разные. В основном они относятся к дополнительному образованию — профессиональному (если курс посвящён обучению какой-то профессии) или общеразвивающему, если касаются школьной программы или программы для взрослых людей по их интересам и не дают им профессию.
Сейчас есть программы среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые организованы полностью в онлайн-формате. Их тоже можно назвать онлайн-курсами.
Кроме того, нужно учитывать, что не любое обучение в принципе относится к образованию. Есть ещё понятие просветительской деятельности. Она тоже может быть организована в формате онлайн-курсов, но, в отличие от образования, не предполагает образовательной программы — нет учебного плана, учебного графика, методов проверки и оценки знаний или навыков. На самом деле не всегда можно чётко отличить образовательную деятельность от просветительской (подробнее об этом можно прочитать здесь в ответе на вопрос №5). Но если в конце курса проверяются знания и выдаётся диплом, то речь явно идёт об образовании, а не просто о просвещении.
Дополнительное образование детей и взрослых
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2022 года; проверки требует 1 правка.