Некоторые тезисы из работы по теме Система дополнительного образования государственных (муниципальных) служащих: проблемы становления и развития
Введение
1.1 Сущность и организационно-правовые аспекты дополнительного профессионального образования
Введение 31. Система дополнительного образования, основные характеристики 52.Функции системы дополнительного профессионального образования 11Заключение 17Список использованной литературы 18
1. Гриценко, Н.Н. Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда. Опыт стран Европейского Союза / Н. Н. Грценко // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2012. – № 2. – С. 65–69.2. Дьяконов, С. ДПО в структуре исследовательского университета / С. Дьяконов, В. Иванов, В. Кондратьев // Высшее образование в России. – 2011. – № 12. – С. 18–32.3. Иванов, В. Г. Инженер в системе повышения квалификации / В. Г. Иванов, С. В. Барабанова // Высшее образование в России. – 2008. – № 6. – С. 40–43.4. Митина, А. М. Дополнительное образование взрослых: Концепту-альное становление и развитие / А. М. Митина. – М. : Наука, 2004. – 304 с. 5. Шагеева, Ф. Т. Проектирование и реализация образовательных технологий в условиях ДПО инновационного вуза / Ф. Т. Шагеева // Дополнительное профессиональное образование. – 2008. – № 1. – С. 16–19. 6. Шагеева, Ф. Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров / Ф. Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 5. – С. 258–266.
Библиографическое описание
Чертищева, Е. А. Современное развитие системы дополнительного профессионального образования / Е. А. Чертищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 323-324. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72086/ (дата обращения: 06.05.2023).
В статье рассмотрена проблема развития системы дополнительного профессионального образования. В ходе анализа специальной литературы по проблеме было установлено, что знания, технологии сегодня обновляются с большой скоростью, вследствие чего процесс обучения, профессионального совершенствования специалиста должен продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый специалист должен осознавать невозможность получения к началу профессиональной деятельности образования, достаточного для работы в течение всех последующих лет.
Ключевые слова:
профессиональное образование, принцип непрерывности образования, дополнительное профессиональное образование, направление развития образования.
Системе ДПО в России на текущий момент присущи следующие качества:
− адаптивный и прогностический характер;
− развитие на теоретической базе, практическом опыте;
− формирование способности личности к саморегуляции и самоорганизации;
− углубление ролевых знаний;
− обучение друг друга всеми субъектами образовательного процесса.
Образ ДПО на сегодняшний день — это открытое, конкурентоспособное, авторитетное образовательное пространство, организации, подразделения которого предоставляет обучающемуся актуальное, качественное образование, которое соответствует всем требованиям профессиональных стандартов и работодателей.
В ДПО сейчас стараются привлекать высокопрофессиональные творческие педагогические кадры, методически и психологически готовые работать с людьми, нацеленные на использование интерактивных образовательных стратегий.
В России в системе ДПО созданы условия для продуктивной реализации личности: современное постпрограммное обеспечение, материально-техническая база, пространственно-предметная среда и пр.
Основной проблемой современного ДПО является не столько усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а проблема получения, создания, производства знания, которого еще нет, но уже назрела.
Невзирая на то, что в современном обществе, когда с каждым днем усложняются социальные и профессиональные функции, общие требования к новым знаниям и умениям специалистов возрастают, неоднозначное отношение в обществе к повышению квалификации — это еще одна проблема дополнительного профессионального образования. Достаточно большая часть специалистов, а иногда и руководителей различного профиля не испытывают потребности в регулярном обновлении знаний, повышение квалификации рассматривается ими как необходимая формальность. Специалист в процессе обучения получает значительные конкурентные преимущества: расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации; повышение удовлетворенности своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности. Повышение квалификации сотрудников организаций в современном мире должно стать неотъемлемой частью менеджмента организации. Грамотный руководитель организации должен быть заинтересован в постоянном повышении квалификации своих сотрудников, в связи с этим очень важным аспектом является переподготовка или повышение квалификации руководителей по программам в области менеджмента.
Таким образом, система ДПО играет огромную роль в обеспечении организаций высококвалифицированными кадрами, помогает решать важные задачи в области актуализации профессиональной компетентности специалистов, совершенствования образовательного процесса.
- Баширова, З. Г. Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях вуза: региональный аспект // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 1 (16). — С. 10–14.
- Жилина, А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» / А. И. Жилина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2014. — № 2. — С.56–68.
- Тарханова, И. Ю. Дополнительное профессиональное образование взрослых в контексте социального заказа // Вестник ВятГУ. — 2014. — № 9. — С. 161–165.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, знание, образовательный процесс, принцип непрерывности образования, профессиональная деятельность, процесс обучения, Россия, система.
В Послании
Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы
развития современных экономики, науки, информационных технологий
требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».
Такая концепция подхода к образованию уже давно была сформирована и
успешно действует по всей Европе. Человек в течение всей жизни
получает дополнительное образование, повышает квалификацию, проходит
стажировки и аттестации, таким образом, обеспечивая себе
конкурентоспособность на рынке труда. Новые тенденции экономики
требуют работников нового качества, адаптированных к новым условиям и
технологиям, мобильных, легко обучаемых и нацеленных на результат.
Система дополнительного
профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию
именно этой задачи в части постоянного, последовательного приращения
работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в
соответствии с изменяющимися потребностями производства, экономики
страны, политики государства и своими личными интересами.
Рассматривая систему
дополнительного профессионального образования необходимо в первую
очередь ввести основные определения данной системы. Итак,
дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это
целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
общества и государства. В Российской Федерации на уровне
правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из
которых относятся повышение квалификации, стажировка и
переподготовка. Охарактеризуем каждый из этих видов:
- Повышение
квалификации – вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества
выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся
повышением уровня (ступени) образования. - Профессиональная
переподготовка (далее – переподготовка) – вид ДПО,
направленный на освоение обучающимися образовательных программ для
выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не
обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в
соответствии с государственными образовательными стандартами, но она
дает возможность изменить направление профессиональной деятельности
на уже имеющемся уровне образования.
Каждый из
этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе.
Основные
характеристики системы дополнительного профессионального образования
РФ
Российская система
дополнительного образования к настоящему времени в основном уже
сформировалась. Она является частью общей системы образования и
представляет собой совокупность дополнительных образовательных
программ, государственных образовательных стандартов, образовательных
учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные
образовательные программы, общественных организаций, основной
уставной целью которых является образовательная деятельность в
области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и
союзов) образовательных учреждений дополнительного образования,
общественных и государственно-общественных объединений, научных и
методических советов, органов управления дополнительным образованием,
подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
«В систему
дополнительного профессионального образования, курируемую только
Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1350
образовательных учреждений и структурных подразделений высших и
средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные
профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов.
Развитие рыночных отношений
в России привело к существенным изменениям в отношениях между
работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное
место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает
сейчас дополнительное образование. Исторический опыт показывает, что
скорейший выход из критической экономической ситуации связан с
широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и,
прежде всего, высшей школы.
Основными целями системы
дополнительного профессионального образования России на среднесрочную
и долгосрочную перспективы являются:
- превращение системы в один
из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства; - приведение квалификации
специалистов и руководителей в соответствие с потребностями
реального сектора экономики; - подготовка кадров высшей
квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки
и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке
новых наукоемких технологий;
В
настоящий момент система дополнительного профессионального
образования в России носит многослойный характер. Ее ядро составляют
специализированные учреждения дополнительного профессионального
образования (учебные центры занятости населения, коммерческие
образовательные учреждения, специализированные школы, курсы и т.п.).
В последние годы многие
учреждения основного профессионального образования тоже начали
оказывать услуги по дополнительному образованию. Здесь и
профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными
центрами занятости населения по обучению безработных профильным
рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения
(техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и
сопутствующие им услуги, и высшие учебные заведения (институты,
академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение
квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Они образуют
как бы третий слой системы дополнительного образования.
И, наконец, на периферии
системы дополнительного профессионального образования находятся
индивидуальные и частные формы образовательной деятельности
(репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).
В целом существование и
функционирование российской системы дополнительного профессионального
образования лежит в русле общемировых тенденций по подготовке
специалистов, вызванных изменением требований к рабочей силе.
Роль
дополнительного профессионального образования в условиях перехода к
новой экономике в России
Последние
тенденции социально-экономического развития России предполагают
инновации, модернизацию и динамичное развитие во всех отраслях
экономики и социальной сфере населения страны. Развитие,
реформирование, инновации в любой сфере требуют не только
значительных инвестиций, но и качественной квалифицированной рабочей
силы и профессиональных управленцев соответствующих новым требованиям
и тенденциям отрасли. Кадры для реформируемой сферы должны
максимально быстро и качественно быть подготовлены к изменениям.
Именно от готовности людей зачастую зависит успешность и
эффективность проводимой реформы.
Наиболее эффективным
инструментом образования соответствующих новой системе
квалифицированных кадров, несомненно, будет являться дополнительное
профессиональное образование. Здесь мы берем во внимание три наиболее
распространенных вида ДПО, о которых уже говорилось ранее:
при этом
исключаем второе высшее образование, так как оно отличается высокими
временными затратами.
Использование таких видов
дополнительного профессионального образования как переподготовка
кадров, повышение квалификации и стажировка для подготовки кадров
нового образца целесообразно по причине низких временных затрат на
обучение, специфичности и мобильности программ.
- сокращением
численности российского населения и занятых в экономике на фоне
растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России; - растущей
конкуренцией за квалифицированные
образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками; - низким качеством и
ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения
и образования.
«Планируемые
расходы на образование за счет государственных и частных источников
составят – 6,5-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на
здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2
%), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала1.
На
втором этапе реализации концепции (2013-2020 гг.) области развития
человеческого потенциала планируется:
- распространение стандартов
здорового образа жизни; - переход в образовании к
индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем
гражданам;
Проблема
кадрового обеспечения является одной из самых важных в процессе
реформирования той или иной сферы социально-экономического развития,
ведь человеческий фактор является одним из определяющих успешности
той или иной реформы. Как уже говорилось выше именно система
дополнительного образования наиболее полно и в кратчайшие сроки
сможет решить проблемы кадрового обеспечения этих важных для
социально-экономического развития отраслей. Для того чтобы понять
место и роль, которую определяет государство для системы ДПО в
современных условиях рассмотрим более подробно реформу образования, а
именно комплексный проект модернизации образования.
Именно по причине
необходимости обеспечения квалифицированными кадрами всех отраслей
новой экономики в реформе образования на первом этапе (к 2012 г.)
выделились такие задачи как:
- формирование основ сети
научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих
передовые научные исследования и образовательные программы, решающих
кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных
проектов; - формирование национальной
квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований
опережающего развития инновационной экономики и профессиональной
мобильности граждан; - обновление
макетов государственных образовательных стандартов и модернизация
программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований
НКС; - создание не менее чем по
15% направлений подготовки программ «прикладного
бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию
специалистов массовых профессий, наиболее востребованных
инновационной экономикой;
А
к 2020 году одним из целевых ориентиров развития образования является
формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы, решающих кадровые
и исследовательские задачи
общенациональных инновационных проектов. Такие центры должны стать
мощной поддержкой в части обеспечения кадрами в современных условиях
инновационной экономики. Они должны аккумулировать в себе все
необходимые ресурсы самого высокого качества: технологические,
человеческие и т.д. (Пермский край, 2008).
Одной из идей
реформы образования является внедрение системы непрерывного
профессионального образования, которая в свою очередь обеспечивается
системой дополнительного профессионального образования. Достижение
поставленных целей в реформировании образования обеспечит необходимый
кадровый потенциал страны для дальнейшего динамичного
социально-экономического развития, внедрения инноваций, развития
науки, а также обеспечит конкурентоспособность человеческого фактора
на мировом рынке. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что в
современных условиях система дополнительного профессионального
образования становится непросто востребованной, но и одним из базовых
условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с
переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных
отраслей страны.
- Валентинов В.В. Роль
дополнительного профессионального образования в решении проблемы
трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования
/ В.В. Валентинов, С. В. Кондратьев // Роль и место центров
содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений
профессионального образования в федеральной системе занятости:
Материалы семинара. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, –
2002. – С. 94–103. - Пермский край
– территория конкурентного развития / под научной ред. Букиной
Т.В., Зуевой Е.Л. //учебно-методическое пособие, 3-е изд., –
Пермь., 2008. – С. 52-58.
1
С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют
других стран доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП
составят около 13-14%, что сопоставимо с показателями передовых
зарубежных стран.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение квалификации, система, инновационная экономика, кадровое обеспечение, образовательная деятельность, человеческий потенциал.