Тенденции в реализации интеллектуально-профессионального потенциала.
Попова И.П.Дополнительное профессиональное образование: тенденции в реализации интеллектуально-профессионального потенциала. / И.П. Попова.- М., 2011.- 64 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические об-
зоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 11).ISSN 0208-0117
Размещена на сайте: 15.12.11
Ссылка при цитировании
Попова И.П. Дополнительное профессиональное образование: тенденции в реализации интеллектуально-профессионального потенциала. / И.П. Попова.- М., 2011.- 64 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические об-
зоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып. 11).
Аннотация
Обзор посвящен характеристикам дополнительного профессионального образования (ДПО) и его влияния на положение по- лучающих его работников. ДПО рассматривается как важная структурная часть системы российского образования, а также ос нова непрерывного образования в течение жизни в обществе, основанном на знаниях, ключевой механизм развития интеллектуально-профессионального потенциала страны. В основе анализа – материалы ряда российских социологических исследований. Анализируются тенденции влияния различных типов ДПО на положение и мобильность, профессиональные карьеры в различных социально-профессиональных группах работников, модели эффективности практик профессионального переобучения, а также его типы и роль в стратегиях занятости и судьбах людей на данных качественного лонгитюдного исследования.
Обзор адресован специалистам в сфере образования, всем интересующимся вопросами развития системы образования.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образованиенепрерывное образованиемобильностьинтеллектуально-профессиональный потенциалпрофессиональная карьера
Оглавление
Социология образованияСоциология профессий и профессиональных групп
Возможно, вам будут интересны другие публикации
- Попова И. П.Образование в жизненных стратегиях женщин с детьми // Женщина в российском обществе. 2010. № 1.
- Попова И. П.Переподготовка работающего населения: возможности влияния на инновационное перераспределение интеллектуального потенциала в профессиональной структуре // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. международного сотрудничества. – Т. 7 / сост. Н.А. Лобанова; под науч. ред. Н.А. Лорбанова и В.Н. Скворцова. Ленинг. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2009. – с. 279-283.
- Попова И. П.Дополнительное образование как канал профессиональной мобильности// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 120-133.
- Диденко Д. В.Дополнительное профессиональное образование и повышение его эффективности// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 78-107.
- Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).
Современным студентам не всегда достаточно только той специальности, по которой они получают основной образование. Это понятно: компетенций у современного профессионала должно быть много, их не всегда можно получить на одном факультете или направлении. И тогда можно получить дополнительноепрофессиональное образование — ДПО.
В этой статье:
Что такое ДПО
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить
Виды дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование бывает двух видов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Каждый из них устроен по-своему.
Повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы и курсы, которые расширяютпознания специалиста по одной теме. Иными словами, назвать полноценной подготовкой к новой специальности подобные курсы вряд ли можно — только если мы говорим о сразу нескольких разных блоках, которые обучающийся должен найти и выбрать сам. Например, курсы повышения квалификации «Менеджмент в некоммерческих организациях» помогут управленцу, который хочет лучше разбираться в устройстве НКО. Обучаться на таких курсах можно сколько угодно — верхнего предела по часам нет, но минимум — 16 часов. Если слушатель сдаст аттестацию, он получит документальное подтверждение повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка. Не столько курсы, сколько полноценные университетские программы. Цель профессиональной переподготовки — полноценное изучение новой профессии или значительное расширение компетенций в уже освоенном поле. Иногда программы переподготовки полностью включают в себя содержание некоторых магистерских направлений — просто студенты осваивают их в более интенсивном темпе. Переподготовка даже минимально длится значительно больше, чем курсы повышения квалификации — от 250 часов. Есть и программы, которые включают 1000 часов. Это примерно полтора года учебы. Речь в таком случае, конечно, идёт о серьёзном обучении: на курсах переподготовки можно стать, к примеру, учителем, а потом воспользоваться новыми знаниями при работе в реальном учебном заведении. После окончания подготовки учащиеся получают дипломы.
Поступить на курсы повышения квалификации можно, если у вас уже есть диплом бакалавра, специалиста или магистра. А вот для обучения на программе профессиональной переподготовки достаточно просто учиться в вузе.
Формы дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование обоих видов — и на программах переподготовки, и на курсах повышения квалификации, — можно получить в одной из трёх форм:
- очно,
- очно-заочно,
- дистанционно.
Эти форматы полностью совпадают с теми, что применимы к полноценному обучению на программах высшего образования. Совпадает и то, что в дипломе выпускника, обучавшегося на очно-заочном, этого не напишут — укажут только название и код программы, а еще количество учебных часов.
Нужно учитывать, что форму проведения занятий выбирает образовательное учреждение, которое проводит ДПО. Поэтому если на страницах информации о курсах не указаны все три формы, не стоит предполагать, что студента в порядке исключения смогут перевести на одну из тех, какой программа изначально не предполагает.
Наконец, есть ещё один, более редкий вариант получения ДПО — прохождение стажировки. Уточнять возможность такого обучения нужно в каждом отдельном случае.
Кто может получить дополнительное профобразование
Пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут несколько категорий слушателей.
В первую очередь, те, кто уже получил среднее или высшее профессиональное образование. Иногда образование может быть и неоконченным (главное, не заброшенным вовсе) — тогда студент может податься на программу профпереподготовки. Правда, диплом он получит только вместе с дипломом основного высшего или среднего профессионального образования.
Пройти программу ДПО могут и иностранные граждане, если аттестаты и дипломы, которыми они обладают —необязательно российских учреждений, — признаются в РФ. Проверить это можно на сайте Главэкспертцентра.
Всем кандидатам, которые отвечают формальным условиям набора на ДПО, не нужно сдавать вступительные испытания — хватит диплома о базовом образовании или законченном высшем или среднем профессиональном, или справки об обучении в вузе или колледже. Впрочем, некоторые учебные заведения, которые позиционируют программы профессиональной переподготовки как альтернативные магистратуре, могут провести и экзамены. Занятия можно начать сразу после оплаты, которая теоретически может быть и грантовой.
Где получить ДПО
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Не забудьте проверить наличие лицензии на сайте Рособрнадзора.
Дополнительное профессиональное образование
Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом дополнительное профессиональное образование, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 8 за период c 2008 по 2018 год).
1. Зеленая Л.Г., Щербакова Н.А., Каменская М.В. О тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды // Креативная экономика. (№ 12 / 2018). Проведен анализ социально-экономических отношений в системе непрерывного образования в конкурентной среде для деятельности образовательных организаций. В настоящих условиях именно дополнительное профессиональное образование дает возможность трансформируемой к условиям рынка труда системе непрерывного образования выработать механизм адекватного реагирования на его изменения. Дополнительное профессиональное образование позволяет образовательным организациям гибко функционировать и адекватно реагировать на рынке труда региона через управление созданием и организацией спроса на современные профессии и специальности, на базе профессиональных стандартов; построение и реализацию корпоративных и индивидуальных профессиональных образовательных траекторий.
Зеленая Л.Г., Щербакова Н.А., Каменская М.В. О тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 12. – с. 2043-2054. – doi: 10.18334/ce.12.12.39686.
2. Саловарова Ю.Е. Исследование рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. (№ 1 / 2018). В статье рассматривается вопрос развития рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования. Определены причины и условия нынешней тенденции развития данного рынка образовательных услуг.
Саловарова Ю.Е. Исследование рынка по предоставлению дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 37-42. – doi: 10.18334/lim.5.1.38896.
3. Авилкина С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании // Креативная экономика. (№ 12 / 2016). В статье исследованы проблемы, возникающие при выявлении эффективности затрат на обучение или повышение квалификации персонала. Предложена математическая модель экономически эффективного обучения персонала, которая основана на выявлении оптимального сочетания затрат на обучение, эффективности обучения, численности обученного персонала. Подробно описана последовательность вычисления эффективности обучения персонала. Описанная модель дает инструментарий для количественного выражения эффективности обучения персонала организации. Реализация всех этапов позволит определить рациональность затрат на обучение, а также скорректировать способы обучения персонала компании.
Предложенный показатель «коэффициент эластичности эффективности обучения по затратам на обучение» дает возможность количественного сравнения эффективности обучения и затрат на обучение сотрудников при реализации образовательных программ разными способами.
Представленные в статье результаты исследований могут быть использованы экономистами, предпринимателями, специалистами и исследователями в области менеджмента, проектного управления.
Авилкина С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 12. – с. 1399–1416. – doi: 10.18334/ce.10.12.37110.
4. Матюкин С.В. Классификация образовательных инноваций как инструмент управления развитием системы дополнительного профессионального образования // Креативная экономика. (№ 9 / 2010). Автором обоснована необходимость управления развитием системы дополнительного профессионального образования современной России на основе образовательных инноваций. Предложена авторская классификация нововведений в системе дополнительного профессионального образования, основанная на определении их сущностных признаков. Рассмотрены возможности использования классификации в качестве важного управленческого инструмента принятия решений в управлении развитием системы дополнительного образования.
Матюкин С.В. Классификация образовательных инноваций как инструмент управления развитием системы дополнительного профессионального образования // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 9. – с. 69-74. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4313.
5. Зарипова Н.Ш. Совершенсвование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. (№ 6 / 2009). В статье при использовании методики В.В. Ященко определен перечень ключевых характеристик качества процессов организации дополнительного профессионального образования (ДПО) и методы его измерения.
Зарипова Н.Ш. Совершенсвование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – с. 131-136. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5235.
6. Ольшанский Ю.П. Принципы формирования стратегии в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. (№ 10 / 2008). «Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать перспективные решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение. Стратегическое решение подразумевает создание, изменение или использование стратегии».
Ольшанский Ю.П. Принципы формирования стратегии в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 10. – с. 108-114. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3717.
7. Мельничук М.В. Неравномерность социально-экономического развития федеральных округов РФ (2000-2006 гг.) // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2008). Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.
Мельничук М.В. Неравномерность социально-экономического развития федеральных округов РФ (2000-2006 гг.) // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – с. 128-132. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3137.
8. Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2008). Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.
Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – с. 128-132. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2972.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
+ 7 495 648 6241
Продолжить поиск в библиотеке по запросу «дополнительное профессиональное образование»?
ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения
В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) и предлагаются пути их решения. Ставится вопрос о создании отраслевых кластеров ДПО с выделением головной организации, координирующей деятельность других структурных подразделений и выполняющей роль научного, методического, инновационного центра. Высказывается идея о необходимости внедрения новых дидактических моделей ДПО, в которых учитываются возможности широкого использования цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированной подготовки слушателей с применением индивидуальных образовательных траекторий. Компетентностный подход к обучению предлагается сочетать с личностным подходом, что требует разработки персонализированных образовательных программ с учетом профессиональных запросов слушателей, погружения их в интегрирующую дидактико-развивающую среду, создания службы тьюторской поддержки обучающихся и выстраивания с ними партнерских отношений. В качестве важнейших принципов подготовки слушателей рассматриваются следующие: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, развития их образовательных потребностей, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, актуализации результатов обучения. Успешность повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров во многом зависит от использования современных форм и методов обучения, разработки гибких, вариативных модульных программ, а также многообразных дидактических средств, в том числе электронных.
система дополнительного профессионального образования
повышение квалификации кадров
2. Селезнев Ю. Н. Анализ повышения квалификации в наукоемкой промышленности с позиций открытых систем. М.: Синергия, 2016. 647 c.
4. Государственные требования к переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2008. №9. С. 2-9.
5. Персонализированная модель образования. М.: Платформа новой школы, 2019. 36 с. DOI: 10.22394/2078−838Х‑2020−1−104−112.
6. Громкова М.Г. Андрогогика: теория и практика образования взрослых. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2015. 495 с.
Цель исследования – проанализировать современное состояние системы ДПО, выявить проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров и предложить пути их решения.
Материал и методы исследования
В качестве исследовательских методов использовались: теоретический анализ законодательных и нормативных документов, научной и методической литературы, анализ педагогической практики, опрос слушателей системы ДПО транспортной отрасли. В анкетировании приняли участие работники, специалисты и руководители ОАО «Российские железные дороги», прошедшие подготовку в Центре ДПО Самарского государственного университета путей сообщения. Опрошены 238 слушателей разного возраста (от 21 года до 67 лет), из них 75 женщин и 163 мужчин.
Результаты исследования и их обсуждение
В нашей стране действует разветвленная система ДПО. К ее институциализированным формам относятся отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки работников, корпоративные университеты, центры ДПО, функционирующие на предприятиях, в классических университетах и отраслевых вузах, автономные коммерческие организации ДПО, в том числе предлагающие услуги дистанционного образования.
Серьезным недостатком является отсутствие непрерывности и преемственности подготовки в системе ДПО. Особенно это заметно при организации процесса повышения квалификации кадров. В соответствии с профессиональными нормативами каждый специалист регулярно, то есть не реже одного раза в три года, должен повышать квалификацию. В идеале система ПК должна обеспечивать планомерное обновление знаний и умений специалиста в течение всей профессиональной карьеры. Однако на практике процесс повышения квалификации чаще всего осуществляется стихийно, то есть специалист обычно выбирает тематику курса из имеющихся предложений. Несмотря на то что организации ДПО стараются постоянно обновлять учебные планы и предлагать слушателям актуальные темы, все же выбор слушателями курсов весьма ограничен, и одна и та же программа может «обкатываться» годами.
Если говорить о деятельности институтов (факультетов) ДПО, созданных в классических и отраслевых университетах, то достаточно часто при организации учебного процесса применяется массовый подход, то есть слабо учитываются возраст, трудовой стаж, должностные функции слушателей и, как следствие, их образовательные потребности и познавательные способности. Однако в зависимости от возраста меняются темп усвоения новой информации, учебная активность, чувствительность специалистов к инновациям. К недостаткам организации и осуществления образовательного процесса в системе ДПО следует также отнести нечеткое определение целей, задач и соответствующего им содержания обучения. В настоящее время организации ДПО ориентируются на компетентностные модели специалистов, отраженные в профессиональных и образовательных стандартах. Однако обилие компетенций, которые требуется сформировать, их нечеткое описание (от слишком узких до широких формулировок), а также недостаточное знание преподавателями, задействованными в системе ДПО, специфики профессиональной деятельности слушателей снижают эффективность обучения.
Во многих традиционных организациях ДПО часто используются устаревшие (пассивно-информационные) технологии обучения, которые обеспечивает лишь теоретическую, а не практическую подготовку слушателей. В результате этого новые знания остаются, как правило, «в пассиве», а на практике специалисты продолжают применять устаревшие подходы и способы работы. Справедливости ради стоит отметить, что отдельные центры ДПО крупных корпораций и бизнес-организаций стараются разнообразить образовательные технологии и используют передовой отечественный и зарубежный опыт.
Опрос слушателей Центра ДПО Самарского государственного университета путей сообщения (действующих специалистов транспортной отрасли) показал, что практически все из них (97%) понимают значимость регулярного повышения квалификации, удовлетворены организацией процесса обучения (89%), уровнем комфортности работы в аудитории (83%), достаточностью методических и электронных учебных материалов (77%). Несколько ниже слушатели оценили актуальность содержания занятий (68%), а также разнообразие методов и форм обучения (48%). В качестве основного недостатка большинство опрошенных (72%) отметили нехватку профессионалов, у которых можно было бы поучиться. Респонденты предлагали шире использовать активные и интерактивные формы обучения, проводить мастер-классы, организовывать обсуждения проблемных для отрасли проблем, обмениваться накопленным передовым опытом работы.
Согласимся с тем, что требования к дополнительному профессиональному образованию кадров, в том числе к компетентности преподавателей, работающих в этой системе, очень высоки. Преподаватели должны владеть современными образовательными технологиями, в том числе уметь проводить воркшопы, мастер-классы, тренинги, вебинары, создавать качественные презентации, электронные учебно-методические пособия с мультимедийными приложениями, разрабатывать кейсы, тесты разного уровня сложности, применять компьютерные инструменты мониторинга учебной деятельности слушателей и т.д. Сами организации ДПО должны находиться на «переднем плане» развития теории и методики профессионального образования, осваивать инновационный отечественный и зарубежный опыт преподавания. Однако часто этого не происходит, и тогда подготовка слушателей в рамках ПК и ПП во многом копирует вузовское образование, что в корне неверно. Студентов можно и нужно учить, однако профессионалов учить невозможно, так как у них есть практический опыт, сформированное профессиональное мировоззрение, у многих – развитый ум эксперта. Поэтому слушатели системы ДПО – это не ученики в прямом смысле слова, а, скорее, партнеры совместной образовательной деятельности.
В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы ПК и ПП. Их достоинствами являются: возможность обучать слушателей без отрыва от производства, массовый охват целевой аудитории, многократное использование образовательных программ, относительная дешевизна процесса подготовки кадров. Основные усилия преподавателей ДПО, осуществляющих дистанционное обучение, направлены на подготовку учебных материалов (электронных лекций, кейсов, проверочных тестов, тематики контрольных, выпускных квалификационных работ и др.), на создание банка видеозаписей, подготовку и проведение вебинаров, онлайн-практик, телеконференций. Если раньше преимущественно использовались асинхронные формы взаимодействия преподавателей со слушателями – пересылка учебных материалов по электронной почте, то сейчас активно применяются Zoom, Microsoft Teams и другие сервисы для проведения занятий со слушателями в режиме реального времени.
Однако у дистанционной формы ПК и ПП имеются свои недостатки. Самый главный недостаток заключается в том, что цель – формирование практических умений и навыков специалистов, освоение ими современных способов профессиональной деятельности – часто не достигается. При дистанционном обучении используется все тот же «валовый подход» к подготовке, который не позволяет должным образом учитывать образовательные потребности и познавательные особенности разных категорий слушателей. Сами обучающиеся лишены возможности непосредственно взаимодействовать между собой, обмениваться друг с другом накопленным опытом, устанавливать полезные деловые связи. Это во многом снижает учебную мотивацию, результатом чего становится формальное, а иногда и несамостоятельное выполнение тестовых заданий, контрольных и выпускных квалификационных работ. В некоторых случаях дистанционное повышение квалификации работников проводится по решению администрации предприятия «ради галочки», поэтому оказывается совершенно неэффективным.
Учитывая наличие перечисленных выше недостатков, можно констатировать, что результативность ПК и ПП слушателей часто бывает невысока, так как нарушается основное назначение системы ДПО – передача новых знаний, умений, навыков, формирование на их основе компетенций, которые затем будут активно использоваться специалистами для качественного совершенствования практики, для внедрения новых технологий и способов выполнения работы.
Возникает вопрос: какие же реальные преобразования необходимы, чтобы повысить эффективность деятельности организаций ДПО?
Помимо структурной перестройки системы ДПО, важно совершенствовать образовательный процесс, то есть конкретизировать цели, задачи, определить актуальные направления подготовки слушателей (они должны быть ориентированы на потребности отрасли), широко использовать современные методы и формы преподавания. В настоящее время имеется потребность в разработке новой дидактической концепции ДПО, в которой бы учитывались современные тенденции: бурное развитие цифровых технологий, внедрение персонализированных образовательных программ, изучение профессиональных запросов слушателей и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).
Персонализация не только обеспечивает формирование актуальных компетенций обучающихся в соответствии с их индивидуальными запросами, но и влияет на личностное развитие. Поэтому в образовательном процессе ДПО компетентностный подход к обучению слушателей целесообразно дополнить личностным подходом, для чего важно использовать методы развития профессионального сознания слушателей, выстраивать партнерские отношения с ними, создавать развивающую дидактическую среду.
Принцип единства обучения и развития личности базируется на идее, что в процессе подготовки слушатели системы ДПО всегда находят личную цель, преломляют ее через профессиональные задачи, берут тот опыт, который соответствует их потребностям и способствует профессионально-личностному росту.
Принцип активности и субъектности обучения означает, что слушатели обладают познавательной и профессиональной активностью, поэтому способны самостоятельно определять цели и задачи подготовки, выбирать ее содержание, методы и формы с учетом собственных образовательных запросов и индивидуальных возможностей.
В условиях персонализированного обучения в системе ДПО слушатели способны самостоятельно проектировать ИОТ в соответствии с общей траекторией профессионального развития. Внедрение ИОТ и накопительной системы кредитов в определенной степени позволит реализовать принцип непрерывности и преемственности обучения специалистов на протяжении всей профессиональной карьеры.
Непрерывность и преемственность подготовки кадров означают выстраивание непрерывного образовательного процесса таким образом, чтобы все этапы ПК последовательно сменяли друг друга и обеспечивали поступательное развитие профессиональной компетентности слушателей. Для этого важно предусмотреть разработку гибких, вариативных, «сквозных» учебных программ разного уровня сложности.
Вариативность образовательных программ обеспечивает мобильность подготовки слушателей за счет предоставления им широкого выбора тематики курсов. Модульный принцип построения программ позволяет оперативно изымать устаревшие и включать актуальные модули, а также успешно решать задачу персонализированного обучения слушателей за счет использования учебных программ базового и продвинутого уровня. Вариативность обучения в системе ДПО – это не только возможность выбора обучающимися разных программ, но и определение оптимальных форм и сроков подготовки (например, сочетание онлайн- и офлайн-обучения).
Принцип развития образовательных потребностей слушателей ДПО означает, что, помимо актуализации их жизненного и профессионального опыта, важно давать им возможность увидеть «белые пятна» в своей подготовке. Часто такому осознанию мешает психологический механизм апперцепции, то есть восприятие нового с учетом имеющихся знаний, когда лучше усваивается привычная информация и отторгается далекая от накопленного опыта. Поэтому преподавателям системы ДПО приходится взращивать новые образовательные потребности слушателей, чтобы ориентировать их на формирование тех компетенций, без которых невозможно выйти на новый уровень профессионализма.
Принцип актуализации результатов обучения является одним из важнейших для системы ДПО. Он означает, что слушатели после прохождения подготовки должны демонстрировать возросшую профессиональную активность, готовность оперативно применять полученные знания и умения на практике, внедрять инновации в производство.
Для реализации всех рассмотренных выше дидактических принципов требуется существенная перестройка образовательного процесса в системе ДПО. Она предполагает увеличение количества активных и интерактивных методов преподавания и поиск оптимальных форм обучения. На сегодняшний день особого внимания заслуживает смешанное обучение, позволяющее организовать подготовку специалистов в системе ДПО за счет чередования циклов контактной и дистанционной работы. При смешанном обучении слушатели осваивают теоретические знания дистанционно, участвуя в вебинарах, просматривая видеолекции и изучая электронные учебные материалы. На аудиторных занятиях формируют практические умения и навыки за счет освоения новых способов профессиональной деятельности, участия в мастер-классах, проведения дискуссий по актуальным проблемам. В промежутках между усложняющимися циклами аудиторного обучения слушатели апробируют полученные знания, умения, навыки и готовят выпускную квалификационную работу (исследовательский или творческий проект, портфолио).
Таким образом, традиционная система ДПО имеет недостатки, связанные с институциональной разобщенностью организаций, занимающихся повышения квалификации и переподготовки кадров, засильем устаревших педагогических подходов и дидактических технологий, отсутствием гибких, вариативных образовательных программ, способных удовлетворить запросы всех категорий обучающихся. Решить многие проблемы возможно за счет структурной перестройки этой системы (создания отраслевых кластеров и выделения координирующего центра), а также путем разработки и внедрения новых дидактических моделей, учитывающих возможности цифровых технологий, смешанного обучения, персонализированного подхода к подготовке слушателей. Персонализированное обучение предполагает проектирование и реализацию ИОТ, а также введение накопительной системы кредитов для обеспечения непрерывности и преемственности подготовки слушателей на протяжении профессиональной карьеры. Успешность обучения в системе ДПО во многом зависит от соблюдения ряда принципов: единства обучения и развития личности, активности и субъектности обучающихся, непрерывности и преемственности подготовки, модульности и вариативности образовательных программ, развития образовательных потребностей слушателей, актуализации результатов их обучения.
Библиографическая ссылка
Красинская Л.Ф. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7.
– С. 123-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38763 (дата обращения: 07.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)