В педагогике ежегодно появляются новые тенденции, требования, стандарты, технологии. Поэтому преподаватели должны постоянно учиться, развиваться и повышать уровень своего образования. Из статьи можно узнать о том, как пройти переподготовку учителю, о правах и обязанностях учителей, связанных с получением дополнительного образования и о различиях между повышением квалификации и переподготовкой.
Зачем нужны повышение квалификации и переподготовка
Переобучение и дополнительное профессиональное образование помогают педагогам быть в курсе изменений в сфере образования, успешно справляться со своими обязанностями, повышают конкурентоспособность, уверенность в своих силах и чувство профессиональной удовлетворенности.
Вот основные причины, по которым педагоги должны периодически получать дополнительное образование:
- внедрение цифровых технологий в школьный курс обучения;
- поиск новых способов и уровней общения с детьми и подростками;
- изменения ФГОС и других требований к процессу обучения;
- внедрение проектных технологий;
- появление новых приемов, методов и программ в работе со специфическими категориями учащихся (одаренными, трудными, инвалидами и другими).
По данным опроса, проведенного в рамках программы развития преподавателей «Я учитель», около 37% педагогов столкнулись с ситуациями, требующими новых подходов и умений.
Различия между повышением квалификации и переподготовкой
Профпереподготовка и повышение квалификации – это разные виды дополнительного профессионального образования. В таблице наглядно показаны их отличия по разным параметрам.
Общее в обоих видах программ то, что по окончании педагог должен пройти итоговую аттестацию для присвоения квалификации и получения документа.


Дополнительное профессиональное образование – это право или обязанность?
С одной стороны, закон говорит о том, что педагоги имеют право на любой вид профильного ДПО не реже, чем раз в 3 года ( ст. 47 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). С другой стороны, в статье 48 того же федерального закона говорится об обязанности педагогов систематически повышать уровень профессионального мастерства. Поэтому регулярное получение дополнительного профессионального образования по профилю работы является для педагогов одновременно правом и обязанностью.
Если директор направляет учителя на курсы, которые оплачиваются из бюджета школы, он обязан их пройти. Отказ будет считаться нарушением Трудового Кодекса. Но если педагог самостоятельно оплатил и прошел курсы, то по закону работодатель не должен отправлять его учиться второй раз.
Учитель имеет право отказаться от курсов, если он болен или находится в декретном отпуске. Но, чтобы приступить к работе после долгого перерыва, нужно пройти аттестацию, к которой допустят только после обучения.
Дополнительный отпуск и свободные дни
Право на дополнительный 30-дневный отпуск с сохранением средней зарплаты имеют педагоги, заочно обучающиеся по следующим программам повышения квалификации:
- аспирантура;
- ассистентура-стажировка;
- ординатура.
Если обучение проходит в другом городе, то время, затраченное на проезд до места учебы и обратно, прибавляется к дополнительному отпуску.
При заочном обучении на курсах повышения квалификации педагогу предоставляется один свободный день в неделю с сохранением 50% заработной платы.
Если организация направила педагогического работника на краткосрочные курсы повышения квалификации в выходной день, ему должен быть предоставлен другой день для отдыха.
Предоставление учебного отпуска для посещения курсов ДПО регламентируется трудовым или ученическим договором. Он заключается в письменной форме между педагогом и работодателем.
Кто может получать дополнительное профессиональное образование
Для получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации нужно иметь профильное педагогическое образование – высшее или среднее профессиональное.
На переподготовку могут идти люди с образованием по любой специальности и направлению деятельности.
Обучаться могут и студенты ВУЗов и ССУЗов. Однако документ о повышении квалификации или переподготовке студент получит не раньше, чем станет выпускником основного учебного заведения. Если же его отчислят, то документ о дополнительном образовании он не получит.
Можно ли отказаться от обучения
По закону (ст. 46 ФЗ № 273 «Об образовании») человек может заниматься педагогической деятельностью в одном из двух случаев.
- Если его образование отвечает квалификационным требованиям.
- Если его образование отвечает профессиональным стандартам.
Это означает, что по профессиональным стандартам педагогом может быть человек с дипломом о профессиональном образовании или с дипломом другого ВУЗа и педагогической профпереподготовкой.
Поэтому дипломированного педагога, не прошедшего курсы повышения квалификации или отказывающегося их проходить, не могут сразу уволить с работы. Но без обучения педагог не пройдет аттестацию и не получит квалификационную категорию, от которой зависит размер зарплаты. Поэтому отказ от обучения по программам ДПО невыгоден для педагогического работника.
К тому же со временем меняются программы, подходы, технологии и инструменты обучения. Человеку, который не получает новых знаний, сложно будет соответствовать новым требованиям и выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне.
Если преподаватель систематически отказывается от обучения, это может закончиться увольнением. Первый раз он получит замечание с занесением в личное дело. За второе такое же нарушение – выговор. На третий раз педагога уволят с формулировкой «Невыполнение служебных обязанностей».
Как подтвердить получение образования
Проходить обучение следует в учреждении, имеющем лицензию на обучение по программам дополнительного профессионального образования. К ним относятся высшие или средние специальные учебные заведения, а также организации ДПО.
Обучение завершается итоговой аттестацией в разных формах:
- зачет;
- устный или письменный экзамен;
- защита реферата, проекта, программы;
- тестирование;
- круглый стол;
- собеседование.
После успешной сдачи итогового экзамена педагог получает документ о ДПО (п. 15 ст. 76 ФЗ № 273).
Как было сказано выше, после курсов повышения квалификации выдается удостоверение, а после освоения программы переподготовки – диплом. Эти документы можно приложить к портфолио при прохождении аттестации.
Регулярное повышение профессионального уровня является одновременно правом и обязанностью педагогических работников. Педагог может выбирать курсы по своему усмотрению или пройти те, которое оплачивает организация. Систематическое переобучение по программам дополнительного образования – не формальность, а условие продуктивной работы и профессионального роста.
Стремление к профессиональному развитию связано с освоением новых рабочих инструментов и технологий, карьерным продвижением или перспективами повышения зарплаты. Есть два основных вида последипломного обучения, доступных любым специалистам. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации.
Разница между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
У профпереподготовки и повышения квалификации есть и общие черты, и различия. Оба вида ДПО осуществляются в лицензированных образовательных организациях и выдают выпускникам документы установленного образца по результатам итоговой аттестации.
Различия между курсами собраны в таблице.
Виды ДПО отличаются по объему усваиваемых знаний и уровню потенциальных возможностей, которые появляются после обучения. Систематическое обновление профессионального багажа является залогом эффективности в работе и появления новых перспектив.
Что такое профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка – это обучение по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) для получения новой специальности. В зависимости от специфики пройденного курса переобучение дает разные возможности.
- Освоение нового вида профессиональной деятельности. Например, юрист может стать бухгалтером, а педагог экскурсоводом.
- Другая специализация в рамках своей профессии. Так, пройдя педагогическую переподготовку, художник сможет преподавать рисование в школе или вести кружок декоративно-прикладного искусства.
- Приобретение дополнительной квалификации. Врач любой специализации получит право работать психотерапевтом или диетологом только после соответствующей профпереподготовки.
Основная суть переподготовки в том, что за короткий срок (от 2 месяцев) можно освоить новую профессию или направление деятельности, соответствующее профстандартам.
Продолжительность обучения по программам профессиональной переподготовки регламентирована Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.2013 г. Минимальный срок освоения курсов – 250 академических часов. Средняя продолжительность переобучения – до 500 часов. По некоторым направлениям длительность обучения может доходить до 2000 академчасов.
Для некоторых категорий специалистов минимальное время переподготовки увеличено. Это касается гражданских служащих, для которых оно должно быть не менее 500 часов (Указ Президента РФ № 68, п. 11 от 21.02.2019), а также медицинских работников (576 часов).
Учебные планы профпереподготовки содержат только специальные дисциплины, необходимые для освоения конкретных профессиональных навыков и знаний.
На курсы переподготовки принимают слушателей с высшим или средним профессиональным образованием и студентов-старшекурсников ССУЗов или ВУЗов. Однако документ о дополнительном образовании можно получить не раньше, чем диплом института или колледжа.
Поэтому, если студента отчислят с основного места учебы, он автоматически лишается права на получение диплома о переподготовке.
Для поступления на некоторые программы необходимо профильное профессиональное образование. В частности, при приеме документов на переподготовку по медицинским специальностям требуют диплом медицинского ВУЗа.
Профессиональная переподготовка не является обязательным мероприятием. Как правило, работник идет учиться по собственной инициативе. Мотивы бывают разными: от стремления занять более высокую должность до смены профессии.
При определенных обстоятельствах на обучение может направить и работодатель. Например, это касается государственных служащих, выдвинутых на высшие посты или сотрудников какой-либо организации, претендующих на вакантную должность другого профиля.
Что такое повышение квалификации
Повышение квалификации – это краткосрочное обучение для увеличения и (или) обновления профессиональной компетенции в рамках своей специальности. Этот вид дополнительного профессионального образования позволяет:
- получать новые знания и навыки в своей профессии;
- осваивать передовые технологии, методы и приемы;
- знакомиться с современными тенденциями и направлениями работы в своей сфере.
Пройдя обучение по соответствующей программе, можно повысить свой разряд или категорию, если такие градации есть в профессии.
Программы повышения квалификации различаются по количеству академических часов.
- Краткосрочные – до 72. Обучение помогает закрыть пробелы в профессиональных знаниях.
- Тематические – 72-100. Это разновидность краткосрочной программы с углубленной проработкой темы.
- Долгосрочные – более 100. Курсы предназначены для глубокого всестороннего изучения темы и приобретения комплекса умений и навыков.
Повышение квалификации не может длиться менее 16 часов. Программу обучения подбирают в соответствии с конкретными целями и текущими производственными потребностями организации или образовательными потребностями сотрудников.
Повышение квалификации проходят люди с профильным высшим или средним профессиональным образованием. Периодичность и порядок этого мероприятия определены законодательством и регламентируются перечнем нормативно-правовых актов: от ТК РФ (ст. 196-197) и профессиональных стандартов до локальных актов конкретных организаций.
Работники большинства отраслей обязаны проходить повышение квалификации периодически, один раз в несколько лет.
Допускается досрочное прохождение курсов по желанию сотрудников или в связи с возникшей необходимостью. Если периодичность не установлена законодательно, организация имеет право определить ее самостоятельно.
Документы о получении ДПО
Обучение на любых курсах ДПО заканчивается итоговой аттестацией. Если она успешно пройдена, выпускник получает документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования.
Вид документа зависит от срока обучения и наименования пройденной программы.
- От 16 до 100 часов – Удостоверение о повышении квалификации.
- От 100 часов – Свидетельство о повышении квалификации.
- От 250 часов – Диплом о профессиональной переподготовке.
Любой документ о дополнительном профессиональном образовании установленного образца, независимо от того, получен он в государственном или частном образовательном учреждении. Это означает, что все образовательные организации самостоятельно принимают решение о том, как выглядит бланк диплома или удостоверения (ФЗ № 273 ст. 60 п. 3).
Обучение по программам ДПО могут проводить только лицензированные образовательные организации, иначе документы о полученном дополнительном образовании будут недействительны.
Дипломы, удостоверения и свидетельства выдаются после успешного прохождения итоговой аттестации, форма и порядок которой определяется и утверждается локальными актами образовательной организации.
Образцы документов



Современным студентам не всегда достаточно только той специальности, по которой они получают основной образование. Это понятно: компетенций у современного профессионала должно быть много, их не всегда можно получить на одном факультете или направлении. И тогда можно получить дополнительноепрофессиональное образование — ДПО.
В этой статье:
Что такое ДПО
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить
Виды дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование бывает двух видов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Каждый из них устроен по-своему.
Повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы и курсы, которые расширяютпознания специалиста по одной теме. Иными словами, назвать полноценной подготовкой к новой специальности подобные курсы вряд ли можно — только если мы говорим о сразу нескольких разных блоках, которые обучающийся должен найти и выбрать сам. Например, курсы повышения квалификации «Менеджмент в некоммерческих организациях» помогут управленцу, который хочет лучше разбираться в устройстве НКО. Обучаться на таких курсах можно сколько угодно — верхнего предела по часам нет, но минимум — 16 часов. Если слушатель сдаст аттестацию, он получит документальное подтверждение повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка. Не столько курсы, сколько полноценные университетские программы. Цель профессиональной переподготовки — полноценное изучение новой профессии или значительное расширение компетенций в уже освоенном поле. Иногда программы переподготовки полностью включают в себя содержание некоторых магистерских направлений — просто студенты осваивают их в более интенсивном темпе. Переподготовка даже минимально длится значительно больше, чем курсы повышения квалификации — от 250 часов. Есть и программы, которые включают 1000 часов. Это примерно полтора года учебы. Речь в таком случае, конечно, идёт о серьёзном обучении: на курсах переподготовки можно стать, к примеру, учителем, а потом воспользоваться новыми знаниями при работе в реальном учебном заведении. После окончания подготовки учащиеся получают дипломы.
Поступить на курсы повышения квалификации можно, если у вас уже есть диплом бакалавра, специалиста или магистра. А вот для обучения на программе профессиональной переподготовки достаточно просто учиться в вузе.
Формы дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование обоих видов — и на программах переподготовки, и на курсах повышения квалификации, — можно получить в одной из трёх форм:
- очно,
- очно-заочно,
- дистанционно.
Эти форматы полностью совпадают с теми, что применимы к полноценному обучению на программах высшего образования. Совпадает и то, что в дипломе выпускника, обучавшегося на очно-заочном, этого не напишут — укажут только название и код программы, а еще количество учебных часов.
Нужно учитывать, что форму проведения занятий выбирает образовательное учреждение, которое проводит ДПО. Поэтому если на страницах информации о курсах не указаны все три формы, не стоит предполагать, что студента в порядке исключения смогут перевести на одну из тех, какой программа изначально не предполагает.
Наконец, есть ещё один, более редкий вариант получения ДПО — прохождение стажировки. Уточнять возможность такого обучения нужно в каждом отдельном случае.
Кто может получить дополнительное профобразование
Пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут несколько категорий слушателей.
В первую очередь, те, кто уже получил среднее или высшее профессиональное образование. Иногда образование может быть и неоконченным (главное, не заброшенным вовсе) — тогда студент может податься на программу профпереподготовки. Правда, диплом он получит только вместе с дипломом основного высшего или среднего профессионального образования.
Пройти программу ДПО могут и иностранные граждане, если аттестаты и дипломы, которыми они обладают —необязательно российских учреждений, — признаются в РФ. Проверить это можно на сайте Главэкспертцентра.
Всем кандидатам, которые отвечают формальным условиям набора на ДПО, не нужно сдавать вступительные испытания — хватит диплома о базовом образовании или законченном высшем или среднем профессиональном, или справки об обучении в вузе или колледже. Впрочем, некоторые учебные заведения, которые позиционируют программы профессиональной переподготовки как альтернативные магистратуре, могут провести и экзамены. Занятия можно начать сразу после оплаты, которая теоретически может быть и грантовой.
Где получить ДПО
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Не забудьте проверить наличие лицензии на сайте Рособрнадзора.
Современным студентам не всегда достаточно только той специальности, по которой они получают основной образование. Это понятно: компетенций у современного профессионала должно быть много, их не всегда можно получить на одном факультете или направлении. И тогда можно получить дополнительноепрофессиональное образование — ДПО.
В этой статье:
Что такое ДПО
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить
Виды дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование бывает двух видов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Каждый из них устроен по-своему.
Повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы и курсы, которые расширяютпознания специалиста по одной теме. Иными словами, назвать полноценной подготовкой к новой специальности подобные курсы вряд ли можно — только если мы говорим о сразу нескольких разных блоках, которые обучающийся должен найти и выбрать сам. Например, курсы повышения квалификации «Менеджмент в некоммерческих организациях» помогут управленцу, который хочет лучше разбираться в устройстве НКО. Обучаться на таких курсах можно сколько угодно — верхнего предела по часам нет, но минимум — 16 часов. Если слушатель сдаст аттестацию, он получит документальное подтверждение повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка. Не столько курсы, сколько полноценные университетские программы. Цель профессиональной переподготовки — полноценное изучение новой профессии или значительное расширение компетенций в уже освоенном поле. Иногда программы переподготовки полностью включают в себя содержание некоторых магистерских направлений — просто студенты осваивают их в более интенсивном темпе. Переподготовка даже минимально длится значительно больше, чем курсы повышения квалификации — от 250 часов. Есть и программы, которые включают 1000 часов. Это примерно полтора года учебы. Речь в таком случае, конечно, идёт о серьёзном обучении: на курсах переподготовки можно стать, к примеру, учителем, а потом воспользоваться новыми знаниями при работе в реальном учебном заведении. После окончания подготовки учащиеся получают дипломы.
Поступить на курсы повышения квалификации можно, если у вас уже есть диплом бакалавра, специалиста или магистра. А вот для обучения на программе профессиональной переподготовки достаточно просто учиться в вузе.
Формы дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование обоих видов — и на программах переподготовки, и на курсах повышения квалификации, — можно получить в одной из трёх форм:
- очно,
- очно-заочно,
- дистанционно.
Эти форматы полностью совпадают с теми, что применимы к полноценному обучению на программах высшего образования. Совпадает и то, что в дипломе выпускника, обучавшегося на очно-заочном, этого не напишут — укажут только название и код программы, а еще количество учебных часов.
Нужно учитывать, что форму проведения занятий выбирает образовательное учреждение, которое проводит ДПО. Поэтому если на страницах информации о курсах не указаны все три формы, не стоит предполагать, что студента в порядке исключения смогут перевести на одну из тех, какой программа изначально не предполагает.
Наконец, есть ещё один, более редкий вариант получения ДПО — прохождение стажировки. Уточнять возможность такого обучения нужно в каждом отдельном случае.
Кто может получить дополнительное профобразование
Пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут несколько категорий слушателей.
В первую очередь, те, кто уже получил среднее или высшее профессиональное образование. Иногда образование может быть и неоконченным (главное, не заброшенным вовсе) — тогда студент может податься на программу профпереподготовки. Правда, диплом он получит только вместе с дипломом основного высшего или среднего профессионального образования.
Пройти программу ДПО могут и иностранные граждане, если аттестаты и дипломы, которыми они обладают —необязательно российских учреждений, — признаются в РФ. Проверить это можно на сайте Главэкспертцентра.
Всем кандидатам, которые отвечают формальным условиям набора на ДПО, не нужно сдавать вступительные испытания — хватит диплома о базовом образовании или законченном высшем или среднем профессиональном, или справки об обучении в вузе или колледже. Впрочем, некоторые учебные заведения, которые позиционируют программы профессиональной переподготовки как альтернативные магистратуре, могут провести и экзамены. Занятия можно начать сразу после оплаты, которая теоретически может быть и грантовой.
Где получить ДПО
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Не забудьте проверить наличие лицензии на сайте Рособрнадзора.
Современным студентам не всегда достаточно только той специальности, по которой они получают основной образование. Это понятно: компетенций у современного профессионала должно быть много, их не всегда можно получить на одном факультете или направлении. И тогда можно получить дополнительноепрофессиональное образование — ДПО.
В этой статье:
Что такое ДПО
Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.
Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:
- СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
- бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
- магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
- аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить
Виды дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование бывает двух видов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Каждый из них устроен по-своему.
Повышение квалификации. Как правило, это краткосрочные программы и курсы, которые расширяютпознания специалиста по одной теме. Иными словами, назвать полноценной подготовкой к новой специальности подобные курсы вряд ли можно — только если мы говорим о сразу нескольких разных блоках, которые обучающийся должен найти и выбрать сам. Например, курсы повышения квалификации «Менеджмент в некоммерческих организациях» помогут управленцу, который хочет лучше разбираться в устройстве НКО. Обучаться на таких курсах можно сколько угодно — верхнего предела по часам нет, но минимум — 16 часов. Если слушатель сдаст аттестацию, он получит документальное подтверждение повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка. Не столько курсы, сколько полноценные университетские программы. Цель профессиональной переподготовки — полноценное изучение новой профессии или значительное расширение компетенций в уже освоенном поле. Иногда программы переподготовки полностью включают в себя содержание некоторых магистерских направлений — просто студенты осваивают их в более интенсивном темпе. Переподготовка даже минимально длится значительно больше, чем курсы повышения квалификации — от 250 часов. Есть и программы, которые включают 1000 часов. Это примерно полтора года учебы. Речь в таком случае, конечно, идёт о серьёзном обучении: на курсах переподготовки можно стать, к примеру, учителем, а потом воспользоваться новыми знаниями при работе в реальном учебном заведении. После окончания подготовки учащиеся получают дипломы.
Поступить на курсы повышения квалификации можно, если у вас уже есть диплом бакалавра, специалиста или магистра. А вот для обучения на программе профессиональной переподготовки достаточно просто учиться в вузе.
Формы дополнительного образования
Дополнительное профессиональное образование обоих видов — и на программах переподготовки, и на курсах повышения квалификации, — можно получить в одной из трёх форм:
- очно,
- очно-заочно,
- дистанционно.
Эти форматы полностью совпадают с теми, что применимы к полноценному обучению на программах высшего образования. Совпадает и то, что в дипломе выпускника, обучавшегося на очно-заочном, этого не напишут — укажут только название и код программы, а еще количество учебных часов.
Нужно учитывать, что форму проведения занятий выбирает образовательное учреждение, которое проводит ДПО. Поэтому если на страницах информации о курсах не указаны все три формы, не стоит предполагать, что студента в порядке исключения смогут перевести на одну из тех, какой программа изначально не предполагает.
Наконец, есть ещё один, более редкий вариант получения ДПО — прохождение стажировки. Уточнять возможность такого обучения нужно в каждом отдельном случае.
Кто может получить дополнительное профобразование
Пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут несколько категорий слушателей.
В первую очередь, те, кто уже получил среднее или высшее профессиональное образование. Иногда образование может быть и неоконченным (главное, не заброшенным вовсе) — тогда студент может податься на программу профпереподготовки. Правда, диплом он получит только вместе с дипломом основного высшего или среднего профессионального образования.
Пройти программу ДПО могут и иностранные граждане, если аттестаты и дипломы, которыми они обладают —необязательно российских учреждений, — признаются в РФ. Проверить это можно на сайте Главэкспертцентра.
Всем кандидатам, которые отвечают формальным условиям набора на ДПО, не нужно сдавать вступительные испытания — хватит диплома о базовом образовании или законченном высшем или среднем профессиональном, или справки об обучении в вузе или колледже. Впрочем, некоторые учебные заведения, которые позиционируют программы профессиональной переподготовки как альтернативные магистратуре, могут провести и экзамены. Занятия можно начать сразу после оплаты, которая теоретически может быть и грантовой.
Где получить ДПО
Главный плюс программ ДПО — их относительно невысокая цена в сравнении с полноценным обучением в вузе и короткий срок обучения, а значит, и диплома долго ждать не придётся. Только куда поступать?
Образовательных центров, колледжей и университетов, предоставляющих услуги ДПО, множество. Довольно значительная часть из них делает это не в очном, а дистанционном формате, что позволяет слушателям: во-первых, обучаться в Москве, оставаясь в родном городе; во-вторых, не отказываться от основной работы или учёбы.
Проводить программы ДПО могут любые учреждения, которые имеют образовательную лицензию и могут предоставлять соответствующие услуги. Таким документом, как правило, располагают:
- средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища);
- высшие учебные заведения (частные и государственные вузы);
- специальные организации ДПО (учебные центры, институты, академии, которые также могут быть государственными или частными);
- научные центры (НИИ, лаборатории).
Не забудьте проверить наличие лицензии на сайте Рособрнадзора.
К сожалению, непосредственного ответа на то, что из себя представляет «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако с опорой на другие нормативные правовые акты и материалы судебной практики можно ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании».
В первую очередь, можно обратиться к тексту статьи 76 ФЗ «Об образовании». Так, в ч. 2 ст. 76 данного закона указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5 ст. 76 ФЗ «Об образовании», программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».
Теперь стоит более подробно рассмотреть вопрос содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. Полный перечень должностей Вы можете посмотреть в указанном Приказе.
Можно в качестве примера рассмотреть квалификационные характеристики должности «Учитель». Так, учитель, в соответствии со своими должностными обязанностями, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. И это далеко не полный перечень обязанностей учителя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.
Непосредственного ответа на то, что подразумевается под определением «профиль педагогической деятельности», в Российском законодательстве не содержится. Однако ответить на вопрос о том, как именно педагогические работники могут реализовывать их право на дополнительное профессиональное образование, закрепленное в п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании» можно путем анализа нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 2 ст. 76 ФЗ «Об образовании», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В соответствии с ч. 4, программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Согласно ч. 5, программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование педагогических работников может быть направлено на повышение уровня их квалификации по уже освоенным навыкам/компетенциям (например, преподаваемый предмет), или же может заключаться в изучении лицом совершенного нового для него направления. Этот вывод также подтверждается положениями Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в котором приводятся ссылки на упомянутые выше положения ФЗ «Об образовании».
Касательно вопроса содержания дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так, в ч. 9 ст. 76 ФЗ «Об образовании» указано, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Соответственно, для того, чтобы выяснить какую направленность должно иметь дополнительное профессиональное образование в целях соответствия профилю педагогической деятельности, необходимо обратиться к квалификационным требованиям, установленным к педагогическим работникам. Существует Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в который включен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном нормативном правовом акте закреплены должностные обязанности и требования к квалификации следующих категорий педагогических работников: учитель, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в профиль педагогической деятельности включаются те функции и обязанности, которые содержатся в квалификационных характеристиках для конкретных педагогических должностей. Соответственно, по перечисленным в указанных характеристиках направлениях деятельности педагогический работник и может получать дополнительное профессиональное образование.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Лосева Сергея Леонидовича
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).