Дополнительное профессиональное образование в китае

Чем Китай привлекает студентов из-за рубежа, легко ли там найти высокооплачиваемую работу и как получить вид на жительство, если вы не нобелевский лауреат

В 2020 году в Китае будут учиться 500 000 иностранных студентов. Но найти работу для всех иностранцев страна не обещает. Сейчас в цене опытные инженеры, программисты и ученые. Forbes Life разобрался, зачем иностранцы так стремятся в Китай и что ищут там русские студенты и специалисты.

Почему китайцы так хорошо учатся

В конце XX века Китай провел реформу высшего образования. В результате в 2019 году 40 китайских университетов вошли в мировой рейтинг лучших вузов QS World University Rankings. В первой сотне списка оказалось шесть китайских университетов. А в рейтинге лучших университетов развивающихся стран Times Higher Education (THE) в 2019 году 72 китайских вуза, и четыре из них занимают первые позиции. Россия, например, в этом рейтинге представлена 35 вузами, лучший из которых, МГУ им. Ломоносова, поместился на пятой строчке.

До середины XIX века образование в Поднебесной было построено по конфуцианским принципам и считалось привилегией аристократов. Маоистский Китай взял за образец модель, принятую в Советском Союзе. Китайские университеты стали государственными и сосредоточились на подготовке узких специалистов, четырехлетний бакалавриат превратился в пятилетний специалитет. Эта система не оправдала надежд и не обеспечила нужд китайской экономики. В 1995 году был принят «Проект 211», а в 1998-м — «Проект 985» с целью повысить квалификацию преподавателей, сделать упор на подготовку технических и естественно-научных специалистов. И конечно, закрепить Китай в мировых рейтингах лучших университетов. Первыми реформы провели девять сильнейших китайских университетов в крупных мегаполисах. Это так называемая Лига С9: Университет Цинхуа, Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Фуданьский университет, Научно-технический университет Китая, Нанкинский университет, Харбинский политехнический университет, Сианьский транспортный университет и Чжэцзянский университет.

Китай потратил в 2017 году около $675,3 млрд госбюджета на образование

В 2015 году президент КНР Си Цзиньпин (выпускник Университета Цинхуа) подписал «План по двукратному увеличению университетов первого класса — топовых университетов», по которому к 2050 году 42 китайских вуза должны попасть в сотню лучших мировых вузов. Чтобы осуществить свои наполеоновские планы, Китай потратил в 2017 году около $675,3 млрд госбюджета на образование (более 4% ВВП). Для сравнения: Россия в том же году потратила около $10,2 млрд (3,6% ВВП).

Дополнительное профессиональное образование в китае

Первоклассники округа Синтай во время церемонии поступленияGetty Images

В стране с населением 1,395 млрд каждый ребенок — это драгоценный дар, вымоленный семьей у правительства. В 1979 году Китай ввел политику ограничения рождаемости под лозунгом «Одна семья — один ребенок», а за каждого последующего ребенка налагался штраф в размере четырех-восьми средних годовых доходов родителей. Штраф за рождение второго ребенка отменили только 1 января 2016 года.

К этому моменту последствия демографической политики уже негативно сказывались на социальной жизни: работоспособное население сократилось, число пенсионеров непропорционально выросло, в пореформенном поколении мужчин оказалось на 30 млн больше, чем женщин. Свою домашнюю демографическую задачку китайцы решали просто: если УЗИ во время беременности показывало, что младенец — девочка, то почти наверняка делали аборт.

Правительство пыталось бороться с гендерным перекосом, законодательно запретив врачам сообщать родителям пол ребенка до родов. Но проблему это не решило. Второй легализованный ребенок тоже не изменил приоритетов китайского общества: ценность мальчиков по-прежнему выше, чем девочек. Зато всех своих детей — и мальчиков, и девочек — китайские родители готовы учить всему на свете.

Как попасть в правильную начальную школу

Школьное образование в Китае 12-летнее: шесть лет учатся в начальной школе, три в средней и три в старшей. Начальная и средняя школа бесплатная и обязательная, а старшая обязательна не во всех провинциях и стоит около 2000 юаней в год (около $300). Обычно перед начальной школой детей на пару лет отдают в детские сады, частные или государственные. Сейчас единой программы обучения в садах нет, посещение их не обязательное, но уже к 2020 году правительство намерено создать единую трехлетнюю систему детсадовского образования. Некоторые частные сады с трех лет готовят малышей к поступлению в иностранные начальные школы.

Самыми престижными считаются так называемые ключевые школы, которые были открыты в 1953 году по указу Мао Цзэдуна

В государственной начальной школе учат с шести лет, преподают английский, китайский, изобразительное искусство, музыку и информатику. «Я работаю в начальной и средней школе. Уже в шесть лет дают специфический продвинутый материал по английскому. В средней школе предметов гораздо больше, там, например, сразу начинается курс высшей математики, — говорит преподаватель английского Ольга Пономарева. — В начальной школе в моем классе 35 детей, в средней — уже 45. Реалии китайской жизни — это 12 шестых классов в параллели и около семи параллелей в средней школе». В сельских школах в небогатых районах число учеников в одном классе достигает сотни.

Очень важно, в какую начальную школу поступит китайский ребенок. Самыми престижными считаются так называемые ключевые школы, которые были открыты в 1953 году по указу Мао Цзэдуна, чтобы обеспечить максимально высокий уровень образования. В 1963 году ключевые школы составляли около 3% всех государственных. Во время культурной революции система ключевых школ была заморожена, но в 1970-е вновь расцвела. В ключевых школах по-прежнему учат гораздо лучше, чем в других. «Хотя правительство старалось побороть несправедливость (название «ключевые школы» было запрещено в 1986 году), но разница в уровне школ по-прежнему огромна. Большинство родителей ценят ключевые школы хотя бы потому, что в них учатся дети из семей среднего класса, из хорошей среды, которая формирует «привычку учиться». Я думаю, что все это не имеет большого значения. Например, моя начальная школа не была ключевой. Но я благополучно сдал экзамены в среднюю, старшую школу и университет и поступил в Пекинский объединенный медицинский колледж», — рассказывает Чжан Фань, хирург онкологической клиники при Академии наук в Пекине.

Цены на жилье рядом с ключевой школой в пекинском районе Сичэн взлетели до $550 000 за двухкомнатную квартиру

Тем не менее богатые мамы и папы готовы вносить сотни тысяч долларов «добровольных пожертвований» на нужды школы, чтобы их ребенка туда зачислили. В целях борьбы с коррупцией в ключевых школах было введено территориальное правило: туда принимают детей по месту проживания. Этим пользуются риелторы. Например, цены на жилье рядом с ключевой школой в пекинском районе Сичэн взлетели до $550 000 за двухкомнатную квартиру площадью 75 кв. м (сейчас средняя зарплата в Китае — около $11 000 в год).

Хотя, например, «дочь владельца нашего завода ходит в обычную деревенскую школу. А владелец — миллионер», — рассказывает Марина Лихолап-Кушкина. Марина работает на одном из крупнейших заводов Китая «Чжэцзян Валожин Технолоджи Ко.» (Zhejiang Valogin Technology Co., Ltd.) руководителем отдела ВЭД по работе с клиентами из России и стран СНГ.

«Китайские преподаватели по-разному строят свои отношения с детьми. Например, одна моя коллега, учительница в начальной школе, может кричать в классе, ругаться, используя крепкие выражения, а другая ведет себя как старшая подруга, дети могут и капризничать, и шутить. Но когда она делает суровое лицо, шутки заканчиваются. В Китае преподаватель — это непререкаемый авторитет, его слово — закон», — объясняет Ольга Пономарева.

Открытие новой школы в Харбине Getty Images

В Китае не принято ограничиваться только одной школой. «Почти каждый ученик занимается дополнительно во второй половине дня. На образование своего ребенка китайские родители не пожалеют и последнего юаня», — говорит Пономарева. За 2017 год китайские родители потратили на дополнительное образование своих детей более $71 млрд, в среднем за год на одного школьника — около $870. «Когда я учился в начальной школе, то посещал две такие школы, ходил на хоровые занятия и на уроки математики. К конце 1990-х стоимость одного занятия составляла от 5 до 100 юаней. Сейчас цены могут варьироваться от 200 до 500 юаней (от $30 до $75) за урок, а занятия по искусству обойдутся еще дороже», — рассказывает Чжан Фань.

В крупных городах, таких как Шанхай, Пекин и Гуанчжоу, есть частные общеобразовательные школы. Все преподаватели — иностранцы из англоязычных стран, учеников готовят по программам A-level, IB (International Baccalaureate) или американской с обязательной сдачей экзаменов SAT и ACT. Обучение в самой известной пекинской Harrow International School, основанной в 2005-м, обойдется порядка $55 000 в год. Примерно столько стоит шанхайская Harrow International School и тяньцзиньский Wellington College International. Для сравнения: годовой пансион в британских частных школах в среднем стоит$32 000–46 000 за год в зависимости от возраста ребенка. «Это для детей очень богатых родителей, которых готовят к дальнейшему обучению за рубежом. Поэтому в Китае государственные школы более престижные, чем частные. У нас совсем другая система, чем, например, в США», — объясняет Чжан Фань. Зато в такие школы записывают детей иностранные специалисты, живущие в Китае. Увидеть в общеобразовательной китайской школе иностранного ребенка почти невозможно.

Экзамены Гаокао. Входной билет в светлое будущее

Если в начальной и средней школе ребенка готовят к поступлению в старшую школу, то в старшей — к сдаче Гаокао, выпускных экзаменов, по результатам которых поступают в университет. Китайская ГИА называется «Высшие экзамены», в русской транскрипции — Гаокао. Официальное название — NCEE (National College Entrance Examination).

Студенты медицинского колледжа Баоцзи сдают экзаменDR

С экзаменами все просто. Китайцы уверены: от результатов Гаокао зависит вся их взрослая жизнь. Чем лучше сдаешь, тем больше шансов поступить в университет Лиги C9, завести полезные знакомства и найти хорошую работу. По версии хирурга Чжан Фаня, в его истории успеха именно школьные выпускные экзамены сыграли ключевую роль. «Я родился в Тяньцзине, в 120 км от Пекина. Учился в самой обычной, ближайшей к дому школе. Но я всегда был №1 в своей параллели среди 130 учеников. Затем я перешел в среднюю государственную школу Tianjin Foreign Languages School. На вступительном экзамене стал 47-м из 320 школьников. Три года спустя, в 9-м классе, я уже был самым лучшим. Я поступил в самую престижную школу города, где учились два премьер-министра Китая. На выпускных я показал 40-й результат среди 74 000 тяньцзиньских школьников. Так я поступил в пекинский Университет Цинхуа. А через 2,5 года учебы перешел в Peking Union Medical College (PUMC). С таким дипломом найти работу оказалось несложно», — рассказывает Чжан Фань.

Статистика показывает, что жители центральных городов поступают в университеты гораздо чаще, чем жители удаленных провинций. Например, в Шанхае 70% выпускников школ поступают в университеты,в Пекине — 60%, а в граничащей с Вьетнамом провинции Гуанси — всего 19%. Тут все дело в системе распределения квот на бюджетные места по территориальному признаку. Несмотря на то что образование в Китае недорогое (в среднем $2500– 5000 за год обучения, в зависимости от университета и программы), малообеспеченным семьям из провинций по-прежнему непросто себе это позволить.

Особый шик для «новых китайцев» — привезти BMW из Германии, заплатив огромные налоги за ввоз

Эта статистика показывает также одну из самых острых проблем современного Китая — социальное неравенство. Как заметил журналист The New York Times, сейчас студенты топовых университетов Цинхуа и Пекинского — это «юные граждане мира», одетые в дизайнерскую спортивную одежду, с самыми последними моделями смартфонов. Они делятся друг с другом опытом путешествий по заграницам и обсуждают западные сериалы».

Молодые жители Китая во время недели моды в ШанхаеGetty Images

«В сознании современных китайцев закреплен стереотип, что иностранец — это богатый и успешный человек, — рассказывает предприниматель, китаист, выпускник ИСАА МГУ Виталий Семенченко. — Поэтому, когда китайцы стали богатыми, они принялись скупать дорогие американские и европейские товары. Им кажется, что если они оденутся в Chanel, Louis Vuitton, Gucci, Bally и Armani, то станут благополучными, как иностранцы. Особый шик для «новых китайцев» — купить машину немецкой, а не китайской сборки, например, привезти BMW из Германии, заплатив огромные налоги за ввоз».

Стандарт успеха даже в семьях со средним остатком — отправить ребенка учиться за границу. По данным Национального бюро статистики Китая, в 2017 году учиться за рубеж уехали 608 400 китайских студентов. Это в два раза больше, чем в 2010-м (284 700). В основном китайцы выбирают университеты Великобритании и США. Тех, кто уехал учиться и остался работать за границей, в Китае называют морскими черепахами. Чтобы мотивировать выпускников возвращаться на родину, в 2008 году была принята программа «Тысяча талантов», по которой исследователи могут получить грант в 2 млн юаней ($300 000) и личное вознаграждение в полмиллиона юаней ($75 000). К 2017 году в страну вернулись 7000 инженеров и ученых.

Как Китай привлекает иностранных студентов

К концу 1990-х с ростом экономики в Китай потянулись иностранные студенты. «В 1980-х знакомые рассказывали, что китайцы живут скромно, как нам и не снилось: в квартирах вместо мебели стоят коробки, обтянутые тканью. Когда я оказался в Китае в первый раз в 1994 году, все действительно выглядело не очень», — рассказывает Виталий Семенченко. Виталий защитил диссертацию в университете Уханя и работал в Китае на гонконгскую компанию. «Бум случился в нулевых: буквально за десятилетие Китай преобразился, — вспоминает он. — Этот качественный скачок заметили лишь специалисты, широкая публика все еще оценивала страну как производителя дешевых некачественных товаров. В 2000-м ко мне в Пекин приехала подруга из Москвы. Ее первыми слова были: «Что, Китай нас уже обогнал?» Впечатляло все — от аэропорта до дорог».

В 2020 году китайские учебные заведения ждут полмиллиона иностранных студентов. И похоже, их планы хорошо просчитаны. Китайское правительство предоставляет щедрые стипендии студентам из развивающихся стран, ежегодно выделяя на это более $300 млн. Самые щедрые стипендии — стипендию Конфуция и государственную стипендию (Chinese Government Scholarship) — платят тем, кто приезжает изучать язык и культуру Китая.

Студент Высшей школы экономики факультета бизнеса и менеджмента Рихардс Гузовс получил стипендию в Латвии, выиграв ежегодный конкурс китайского посольства. «Я участвовал в конкурсе «Китайский мост» на год обучения языку. Каждому участнику нужно было подготовить речь на две минуты по теме, связанной с Китаем, и специальное выступление. Я играл на фортепиано. Мой друг, любитель китайских боевых искусств, показывал упражнения с мечом. Так мы вдвоем отправились на год в языковую школу Чжэцзяна», — рассказывает Рихардс Гузовс.

Стипендии Конфуция хватает на проживание, обучение и даже на карманные расходы, если учиться вдали от столиц. Студенты-бакалавры и студенты языковых курсов получают стипендию 2500 юаней в месяц ($375), студенты-магистры — 3000 юаней в месяц ($450). Государственная стипендия предназначается студентам магистратуры (3000 юаней в месяц) и аспирантуры (3500 юаней в месяц).

Преимущество азиатских, и в частности китайских, программ в том, что они отражают особенности местного рынка

«Студенткой Омского педагогического университета я начала работать в международном отделе, занималась развитием отношений между нашим университетом и китайскими вузами. Тогда я четко поняла: за Китаем будущее. После окончания университета в 2009 году я подала заявку на стипендию Конфуция, выиграла и уехала получать степень магистра, преподавателя китайского как иностранного», — рассказывает Марина Лихолап-Кушкина. По мнению Марины, китайская щедрость объясняется просто: страна привлекает иностранных студентов, которые потом у себя на родине будут продвигать китайский язык и культуру.

Китай знает, как привлечь не только романтически настроенных любителей его культуры и языка, но и прагматичных бизнесменов. Например, китайские университеты открыли обучение по англоязычным программам MBA. «Образование, которое вы получаете в США и Европе, более универсальное с точки зрения географии применения. Преимущество азиатских, и в частности китайских, программ в том, что они отражают особенности местного рынка, дают понимание его механизмов и возможность изучить конкретные бизнес-подходы», — рассказывает Елена Кручинина, руководитель пресс-службы российского подразделения Samsung Electronics. В 2014 году Елена поступила в университет Шанхая (Shanghai University of International Business and Economics) на совместную с Hult International Business School программу MBA по специфике управления бизнесом на растущих рынках. Система обучения состояла из пяти модулей с базой обязательных и факультативных предметов: «Программу можно было менять в зависимости от профессиональных интересов. Я, например, изучала проджект-менеджмент на растущих рынках, а кто-то уходил в венчурное финансирование». Можно было уехать на модуль в другую страну, чтобы изучать приоритетное направление на конкретном рынке. На выбор предлагали Бостон, Лондон, Дубай, Нью-Йорк.

«До начала обучения нужно было прочитать учебник в 600 страниц А4 на английском. А потом решить 80 страниц заданий. Во время обучения нужно было каждый день приходить на занятие подготовленным, с академической базой и решенным кейсом, чтобы участвовать в дискуссии. Это был очень большой стресс. Я, имея за плечами два диплома российских вузов, когда попала в Китай, поняла, что ничего не знаю, — рассказывает Елена Кручинина. — Мне казалось, что через 3–5 лет эти самые модели бизнес-управления можно будет применить на российском рынке. В 2014 году я начала осваивать китайские мессенджеры и онлайн-площадки. Приходилось учиться: заказывать такси, покупать товары, получать новости и вести коммуникации через приложение. Когда я вернулась в Россию в 2017 году, вокруг заговорили: посмотрите, что делают Alibaba и WeChat, вот это да! К тому времени я уже знала про сервисы. Для меня это была не новость».

Где работать в Китае

Штаб-квартира Alibaba в ХанчжоуGetty Images

Университетские выпускники хотят работать в офисе, а кадров не хватает на заводах. Молодые специалисты нацелены на передовые китайские компании: Huawei, Alibaba, Tencent, Baidu (китайский Google), Jingdong (китайский Amazon), China Mobile, China Unicom, Bank of China, SINOPEC; и на международные американские гиганты: Google, Amazon, Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS, престиж которых за последние 10 лет снизился — уровень зарплат не выдерживает конкуренции с китайскими корпорациями. Наиболее востребованы в Китае технические профессии: инженеры, электронщики, технологи и профессии, связанные с космосом и самолетостроением. По данным Национального научного фонда США (The National Science Foundation, NSF), в 2016 году Китай занял первое место в мире по обеспеченности научными и инженерными кадрами. В 2016 году расходы страны на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили около $221 млрд.

Гуманитарные специальности считаются престижными, потому что открывают путь к государственной службе

Средней в Китае считается зарплата 5000 юаней ($750), стабильный и хороший доход начинается от 10 000 юаней ($1500), все, что выше, — высокая зарплата. Самые высокооплачиваемые специалисты в IT-менеджменте зарабатывают в среднем 14 000 юаней ($2100), госслужащие и университетские преподаватели — 11 000 юаней ($1650), в сфере разработки программного обеспечения и банкинге — 10 000 юаней ($1500). Среднестатистические зарплаты на заводах в рядовых городах: 10 000–12 000 юаней ($1500–1800) у инженера, 3000–5000 юаней ($450–750) у рабочего, 4000–5000 юаней ($600–750)у менеджера. В крупных городах вроде Шанхая и Пекина уровень всех зарплат выше на 20–30%.

Гуманитарные специальности считаются престижными, потому что открывают путь к государственной службе. «Гражданское начало в Китае всегда было приоритетнее военного. В паре инь и ян, спокойствия и активности, спокойствие ценилось выше. В Японии есть поговорка «Если и быть собакой, то собакой самурая» — там военные ценились выше, чем все остальные. В Китае есть поговорка Конфуция «Из хорошего железа не делают гвоздей, хороший человек не пойдет в солдаты», — рассказывает Виталий Семенченко. — Это не значит, что военное дело хуже или лучше других. Это значит лишь, что экономика и дипломатия первичнее войны как грубой силы».

«До 1911 года в Китае население делилось на четыре класса: чиновники, крестьяне, ремесленники и торговцы. Чиновники считались самыми уважаемыми. В 2012 году правительство объявило антикоррупционную кампанию, начались массовые аресты чиновников. Так что сейчас государственная служба на самом деле очень нервная», — поясняет Чжан Фань.

Как работать иностранцам

Получить образование в Китае — верный способ улучшить язык и завести знакомства. Возможно, потом эти знакомства пригодятся при поиске работы. В 1990-х Китай стал местом для так называемого русского консалтинга — люди покупали дешевые товары в Китае и продавали их дорого в России, где был дефицит. «В Китае сейчас бум английского. Иностранные студенты с европейской внешностью часто подрабатывают преподавателями английского, выдавая себя за англичан. Работают нелегально, по студенческой или туристической визе. Нанять нелегального иностранного учителя дешево и при этом очень престижно», — рассказывает Ольга Пономарева. Преподаватель английского в общеобразовательной школе небольшого города может получать от 4000 юаней ($600).

Иностранца нанимают на уникальную должность, где он закрывает множество вопросов, а не на рядовую позицию

Дело в том, что стране с миллиардным населением не нужен массовый приток иностранной рабочей силы. Нужны звезды. Как на сцене Парижской оперы: в кордебалете только граждане своей страны, а для этуали масштаба Рудольфа Нуреева делают исключение.

«Иностранца нанимают на уникальную должность, где он закрывает множество вопросов, а не на рядовую позицию. Все происходит в соответствии с рынком труда, просто так иностранца из-за того, что он иностранец, на работу не возьмут», — рассказывает Марина Лихолап-Кушкина. Марина проработала четыре года на заводе «Чжэцзян Валожин Технолоджи Ко.», и, по ее наблюдениям, сейчас модно нанимать специалистов, которые выстраивают на производстве логистику решения трудоемких задач. В приоритете японский и американский опыт управления. На заводе, где работает Марина, логистику настраивал специалист из Японии по методу бережливого производства, который используется на заводах Toyota, чтобы все процессы работали точно в срок, а все ресурсы использовались рационально.

Специально для высококвалифицированных экспатов в 2018 году Китай упростил получение вида на жительство. Теперь приглашенные специалисты получают его за три дня (рабочая виза оформляется минимум месяц). Первую китайскую «зеленую карту» вручили преподавателю шанхайского ShanghaiTech University, нобелевскому лауреату по химии 2002 года швейцарцу Курту Вютриху.

Репетиторы в Китае начали уходить в тень и поднимать цены после реформы частного образования. Это грозит только усугубить проблему неравного доступа к обучению, для устранения которой Пекин ранее обрушился на бизнес

Реформа частного образования в Китае, которая должна была уравнять условия обучения для всех, привела к тому, что частные преподаватели стали уходить в тень и поднимать цены, пишет Bloomberg.

В конце июля китайские власти опубликовали несколько нормативных актов, которые в совокупности могут положить конец сектору частного образования и поставить под угрозу миллиарды долларов иностранных инвестиций, писал Bloomberg. Компании, которые организуют курсы по школьным предметам, больше не смогут привлекать иностранные инвестиции, выходить на биржу и давать уроки в каникулы и выходные. После новостей о готовящейся реформе три крупнейшие в Китае образовательные компании — TAL Education, Gaotu Techedu и New Oriental Education — за день потеряли больше половины стоимости.

Однако, ужесточая условия работы для компаний, власти, как минимум пока, оставили лазейку для частных репетиторов и индивидуальных уроков, отмечает агентство. Bloomberg предполагает, что новые правила, которые должны были восстановить баланс в доступе к образованию, могут еще больше его нарушить, так как теперь дополнительные занятия смогут себе позволить только очень обеспеченные семьи.

Обратно в тень: как решения правительства выталкивают самозанятых в «серую» зону

Стоимость занятий у частных репетиторов уже резко выросла на фоне давления на отрасль: в Шанхае некоторые преподаватели теперь берут до 3000 юаней (около $460) в час, пишет агентство со ссылкой на слова местной жительницы. Учитель муниципальной школы в Пекине Джек Ван рассказал, что дает частные уроки у себя дома и берет до 500 юаней ($77) в час. В месяц на репетиторстве он зарабатывает около 7000 юаней ($1080) — примерно такую же сумму он получает и в школе. Он рассказал, что ему удается избегать нежелательного внимания со стороны регулирующих органов, общаясь с большинством учеников с помощью псевдонимов и получая от них деньги через учетную запись в WeChat его друга.

Почему Китай ополчился на производителей онлайн-игр и к чему это приведет

В Китае очень популярно дополнительное образование: школьники серьезно готовятся к госэкзамену «гаокао» — сложному тесту, высокий балл в котором позволит им поступить в топовые университеты страны. Это  возможность обеспечить себе будущее, подчеркивает агентство. На обеспокоенности и желании родителей продвинуть ребенка по социальной лестнице и играли репетиторские компании, в результате многие китайцы тратили сотни тысяч юаней ежегодно, чтобы обеспечить ребенку преимущество при поступлении, пишет Bloomberg.

Одна из собеседников агентства заявила, что «дополнительное образование полностью вышло из-под контроля и пора преподать им урок», обвинив репетиторские компании в усилении беспокойства родителей. Хьюго Го из Шанхая рассказал, что одна из семей, проживающих в его районе, раньше тратила на частные уроки для своего ребенка около 120 000 юаней (больше $18 500) во время летних каникул. По его словам, новые правила только увеличат расходы на внешкольное обучение, так как спрос будет всегда. Bloomberg отмечает, что любой, кто захочет удовлетворить этот спрос, наверняка столкнется с повышенным вниманием со стороны местных властей.

«В России тяжело не бояться»: как восьмиклассник создал конкурента государства на рынке электронных дневников

До вмешательства властей сектор частного образования был очень интересен инвесторам и только в прошлом году привлек больше $10 млрд от венчурных инвесторов и технологических гигантов, среди которых Alibaba Group и Tencent. Однако гиганты быстро отреагировали на реформу: владелец TikTok, компания ByteDance, закрыла значительную часть своего бизнеса в сфере онлайн-образования, уволив сотни сотрудников, пишет Bloomberg. Компания VIPKid, которую поддерживала Tencent, заявила, что прекратит продажу студентам в Китае новых занятий с иностранными преподавателями.

Как КНР стала заповедником единорогов

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Почему россияне выбирают Китай?

На популярность обучения в Китае у россиян влияет множество факторов.

1. Экономическая мощь Китая. Впечатляющие темпы экономического роста страны, выход на второе место в мире по ВВП и высокая степень вовлеченности в мировые экономические процессы у всех на слуху. За последние годы в мире резко возросла потребность в специалистах, владеющих китайским языком и хорошо ориентирующихся в культурных реалиях этой страны. К примеру, за прошедший год количество вакансий с китайским языком выросло на 40%. Это дает студентам уверенность, что они трудоустроятся в нынешнем мире, где образование часто оторвано от запросов рынка труда.

2. Высокое качество образования. Китай приложил немало усилий к тому, чтобы реформировать систему высшего образования и вывести ее на мировой уровень. Одной из стратегий являлось активное привлечение международного опыта: систематическое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава за рубежом; привлечение иностранных профессоров на работу в вузах; активное развитие научной деятельности и публикаций в зарубежных журналах; перестройка программ по лучшим зарубежным образцам. Как итог, 18 китайских вузов входят мировые рейтинги 200 лучших университетов (для сравнения – в России такой вуз всего один)**.

Еще одним нововведением стал перенос научной жизни страны на кампусы университетов. Китай смог создать сцепку между образованием, научными исследованиями и их рыночным воплощением. Множество университетов Китая используются как государством, так и коммерческими компаниями в качестве площадки для научных экспериментов и базы для разработок проектов. Например, в Северо-западном политехническом университете Сианя проходят испытания космических тросовых систем.

3. Крепкие российско-китайские отношения. В силу географического положения и схожего исторического развития в XX веке наши страны имеют особые отношения. Имидж стран-соседок в глазах друг друга оценивается как позитивный, а на фоне меняющихся отношений России с англоязычными странами Китай выглядит как надежный и стабильный партнер. Встречи на высшем уровне подкрепляются реализацией совместных долгосрочных проектов – например, газопровод «Сила Сибири», производство внедорожников «Great Wall Motors» в Тульской области, совместная компания в сфере электронной коммерции «AliExpress Russia» и пр.

4. Сравнительно невысокая стоимость обучения. Диапазон цен на высшее образование в Китае составляет 170-300 тысяч рублей в год. Для сравнения: год в вузе США или Великобритании в среднем обойдется в 1,2 – 1,5 млн рублей. Помимо платной основы, Китай предоставляет возможность обучаться по гранту. Гранты бывают разного уровня: правительственные, провинциальные, университетские и т.п. Разнится и покрытие грантов: студент может получить как скидку на обучение от 20 до 100%, так и оплату обучения и проживания, и даже стипендию. Получить грант в Китае легче, чем в тех же США или Великобритании, т.к. привлечение иностранных студентов является одним из приоритетов китайской образовательной политики.

5. Восточная экзотика. Китай всегда привлекал иностранцев своей загадочной культурой и менталитетом. Однако в наши дни он притягателен для россиян как страна, уже сделавшая скачок в будущее. Интересно побывать в мире, где все давно не пользуются ни бумажными деньгами, ни кредитными картами, оплачивая любую мелочь по QR-коду; где расстояние в 1200 километров преодолевается на скоростном поезде за 4 часа; где заказанную по интернету вещь обязуются доставить в течение получаса.

Отдельно стоит упомянуть кампусы университетов, представляющие собой не просто «город в городе», но часто – научный или культурный центр своего города. Вузы в Китае занимают огромную территорию, на которой располагаются не только библиотеки, учебные корпуса и общежития, но и спортивные стадионы, сады и парки, научные лаборатории, торговые центры и многое другое. Нередки случаи, когда в кампусе работает несколько автобусных маршрутов, а путь от общежития до учебного корпуса составляет полчаса.

6. Поступление без ЕГЭ. В требованиях китайских вузов, как правило, перечислены определенный средний балл аттестата и мотивационное письмо, зато не указываются баллы ЕГЭ. Государственный экзамен, являющийся внутренним российским испытанием, не играет роли для приема в китайский вуз. Это является преимуществом для многих россиян, так как позволяет сместить фокус в выпускном классе с зубрежки для сдачи экзамена на качественную предметную подготовку.

Какие специальности стоит изучать в Китае?

Разумеется, Китай лучше кого-либо в мире преподает гуманитарные специальности, связанные с китайским языком, литературой, переводом с китайского, его преподаванием и т.п. Менее известно (но заслуживает внимания) высокое качество преподавания бизнес-специальностей: электронная коммерция, управление проектами, международная торговля, логистика, бизнес-менеджмент, пр. Пользуется спросом и широкий спектр технических специальностей будущего, таких как: программная инженерия, робототехника, компьютерные науки и технологии, биоинженерия, биотехнология и т.п.

К специальностям, которые не стоит получать в Китае, относятся: военное и полицейское дело, дипломатическая служба, журналистика, – словом, те профессии, в которых обычно работают граждане страны. Также медицинским специальностям россиянам лучше обучаться на Родине – в силу специфичности китайской медицины эта медпрофессии там преподаются иначе, чем принято в России, и у выпускников китайского бакалавриата могут быть сложности с признанием диплома. При этом изучение смежных специальностей, например, фармацевтики и биомедицины, может стать хорошим повышением квалификации или перспективным направлением обучения в магистратуре или аспирантуре.

Как выбрать вуз?

Выбирая университет, следует учесть несколько моментов.

Во-первых, названия китайских вузов далеко не всегда дают представление о полном наборе изучаемых специальностей. Все крупные вузы страны когда-то были посвящены одной специальности, однако после реформы образования превратились в крупные научные центры, развивающие параллельно десяток различных направлений. Поэтому, к примеру, в Сианьский транспортный университет можно поступать в том числе и на направление «социология», а университеты с определением «педагогический» дают сильную подготовку по экономике.

Во-вторых, если для вас важен рейтинг университета, будьте осторожны при его проверке. В интернете можно наткнуться на сотни рейтингов, которые составлены безымянными пользователями и не имеют под собой никакой базы. Проверяйте вузы в признанном ARWU (Academic Ranking of World Universities) – рейтинге Шанхайского университета – либо в знакомых вам общемировых списках.

В-третьих, обратите внимание, не входит ли вуз в «Лигу C9» (китайский вариант «Лиги плюща»), программы «985» или «211» – проекты, призванные сделать китайские вузы лучшими в мире.

В-четверых, подумайте о городе, где студенту придется провести несколько лет. Как ни странно, известнейшие города, вроде Пекина или Шанхая, не всегда являются наиболее очевидным выбором места учебы. Жизнь в этих городах во много раз дороже среднего уровня, а кампусы вузов довольно скромные, т.к. в мегаполисе их территорию приходится сильно ограничивать. К тому же, богатая ночная и культурная жизнь имеет тенденцию отвлекать студентов от учебы. В менее известных россиянам городах кампус вуза может раскинуться на необходимой площади, а соблазнов вокруг будет в разы меньше. Часто такие города находятся в получасе езды на скоростном поезде от города-гиганта, что позволяет студентам ездить развлекаться на выходные, а рабочую неделю проводить в большем уединении. К примеру, Тяньцзинь, Циндао, Сиань, Харбин находятся недалеко от Пекина; из Нанкина, Чжэцзяна, Ханчжоу, Сучжоу легко доехать до Шанхая; Гуанчжоу совсем рядом с Гонконгом. Чтобы у вас не возникало впечатления, что перечисленные города – это тихие деревушки, отметим, что все они являются миллионниками.

Как поступить в китайский вуз?

Существует четыре способа поступить в китайский вуз.

1. Самостоятельно. Подходит для тех, кто владеет китайским языком на уровне минимум HSK 5 (B2-C1 по международной шкале CERF). Такой студент может зайти на сайт вуза, разобраться в информации и подготовить необходимые бумаги. Очевидно, что такой способ самый экономный. Однако большой подводный камень такого подхода заключается в том, что китайские вузы достаточно плохо приучены работать со студентами напрямую, и предоставленная вам информация легко может оказаться неполной или устаревшей. Сотни обучавшихся в Китае, включая автора статьи, могут рассказать о ситуациях, когда, оплатив обучение и проживание, имея на руках подтверждение о зачислении, студенты приезжали в Китай и узнавали, что их нет в списках.

2. Из российского вуза. Если вы уже учитесь в университете, имеющем партнерскую программу с вузом Китая, вы относительно легко можете поступить в Китай и даже претендовать на грант. Здесь не будет недопонимания с документами. Однако существует серьезное ограничение по специальностям: как правило, такие партнерские программы создаются только под лингвистические направления.

3. Через агентство. Это один из самых распространенных способов (число агентств в России регулярно растет). Для этого способа от студента не требуется знание китайского языка, агентство берет на себя коммуникацию с вузом и помощь в подготовке документов. Однако у поступления через агентства также есть определенные минусы. Рейтинговые вузы обязательно проводят долгую и сложную проверку своего иностранного партнера, поэтому они редко сотрудничают с агентствами. Грантовая политика агентств не всегда прозрачна: студент может не понимать четких критериев их получения. Также агентства не предоставляют сопровождение студента после поступления. Часто родители не знают ничего об успеваемости ребенка, т.к. вузы не дают агентствам внутреннюю информацию о студентах.

4. Консорциум вузов Китая. 38 топовых китайских вузов организовали объединение, представленное во многих странах мира, в том числе, и в России. Эти университеты согласовали общую программу предвузовской подготовки: обучаясь на подготовительной программе в одном университете, вы имеете возможность поступить в любой из 38. Консорциум предоставляет сопровождение, т.е. помощь ученику на месте и информирование родителей о результатах. Также консорциум отличается понятной грантовой политикой, когда еще на этапе выбора вуза студент понимает все требования к их получению. Сложностью поступления через консорциум является большая нагрузка и высокие требования к студентам в процессе обучения. Например, посещаемость студента играет ключевую роль в сохранении гранта, а количество учебных часов на предвузовской подготовке составляет больше тысячи.

Ли Цзе, корреспондент платформы “Россия-Китай: главное”:

В последние годы реструктуризация экономики Китая и модернизация промышленности привели к увеличению спроса на владеющих техническими навыками специалистов во всех отраслях. В августе текущего года в поздравительном письме, адресованном Всемирной конференции по вопросам развития профессионально-технического образования, Си Цзиньпин отметил: “Профессиональное образование имеет важное значение для стимулирования занятости и предпринимательства, оказания помощи социально-экономическому развитию и улучшения благосостояния народа”.

К настоящему времени в Китае создана крупнейшая в мире система современного профессионального образования, насчитывающая 11,2 тысячи профессиональных училищ, в которых обучаются более 29,15 миллиона учащихся. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования ежегодно готовят около 10 миллионов специалистов. Изначально основой китайского профессионального образования было среднее профессиональное образование. Впоследствии появилось высшее специальное профессиональное образование. В течение последних лет было внедрено профессиональное образование с присвоением степени бакалавра и магистра. К настоящему времени сформировалась многоуровневая интегрированная модель подготовки специалистов. Некоторые учебные заведения среднего и высшего специального образования, а также университеты, присваивающие степень бакалавра, смогли “проломить стену” профессионального образования путем взаимного выбора учебных дисциплин и взаимного признания учебных баллов, благодаря чему для субъектов рынка было подготовлено большое количество высококвалифицированных работников.

Китай активно внедряет интеграцию промышленности и образования, а также сотрудничество между вузами и предприятиями. Профессиональное образование неразрывно связано с потребностями промышленности и предприятий. В стране создано более 3000 предприятий, где производственный процесс интегрирован в образование. Профессиональные училища и предприятия совместно создали 24,9 тысячи баз для прохождения практики и стажировки. В профессиональном образовании предприятия также играют важную роль. Согласно новому изданию “Закона о профессиональном образовании Китая”, который вступил в силу в мае текущего года, государство поощряет организацию обучения предприятиями, развитие профессионального образования, участие в разработке учебных пособий для профессионального образования. Предприятия могут создавать штатные должности профессионального образования, а также должности, занимаемые по совместительству. Кроме того, предприятиям, принимающим активное участие в профессиональном образовании, могут быть присуждены награды, предоставлены налоговые льготы и т. д. Информация о развитии профессионального образования предприятиями включается в доклад о социальной ответственности предприятий.

В целях адаптации к реструктуризации экономики и модернизации предприятий Китай своевременно вносит изменения в специальности профессионального образования, устанавливает связи с новой экономикой, новыми методами управления, новыми технологиями, стимулирует совершенствование специальностей и цифровизацию. В начале сентября Министерство образования КНР опубликовало новую версию “Краткого описания специальностей профессионального образования”, охватившую 1349 специальностей. За последние 10 лет 108 специальностей выведено из системы образования, а 1007 специальностей – модернизированы и дополнены. Таким образом, масштаб обновления превысил 70 процентов. Статистика исследований показывает, что в современной промышленности, в новых отраслях промышленности стратегического характера и в современной сфере услуг более 70 процентов новых работников, которые трудятся на передовой, – выпускники профессиональных учебных заведений.

Благодаря профессиональному образованию в Китае подготовлено множество квалифицированных специалистов. Государство оказывает им поддержку в трудоустройстве и предпринимательстве с опорой на профессиональные навыки, в изменении собственных судеб и судеб их семей, а также в создании лучшей жизни.

В 2019 году на проходившем в Казани 45-ом чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills китайские участники завоевали 16 золотых, 14 серебряных и 5 бронзовых медалей, а также 17 премий за профессионализм. В зачете золотых медалей, общем медальном зачете, а также в командном зачете Китай занял первое место. На международных соревнованиях молодые люди из Китая продемонстрировали превосходные профессиональные навыки. Благодаря отточенному мастерству они непрерывно повышают качество китайских товаров и обслуживания в своих сферах деятельности, содействуя осуществлению качественного перехода от “сделано в Китае” к “создано в Китае”.

Китай укрепляет международное сотрудничество в области профессионального образования, а также делится опытом в данной сфере. К настоящему времени Китай установил прочные контакты более чем с 70 странами и международными организациями. Более 400 китайских учебных заведений развивают сотрудничество в области образования с зарубежными учебными заведениями. Для получения профессионального образования в Китай приехали более 17 тысяч иностранных студентов. Вместе с тем, в развивающихся странах Китай продвигает проект “Мастерская имени Лу Баня”, в рамках которого местная молодежь получает возможность пройти обучение и развить профессиональные навыки. С момента открытия в Таиланде первой “Мастерской имени Лу Баня” в 2016 году Китай построил уже 20 таких мастерских в 19 странах. В целях оказания помощи в трудоустройстве местных жителей и в экономическом развитии регионов, в таких ключевых отраслях, как смарт-технологии, альтернативные источники энергии и новые материалы, передовое производство, эксплуатация железных дорог и т.д. в соответствии с потребностями промышленности стран-партнеров было создано 49 специальностей в 14 категориях. Среди них промышленные роботы, аддитивное производство, альтернативные источники энергии, облачные вычисления, интернет вещей и др.

Рынок дополнительного онлайн-образования в КНР в последние годы стал особенно популярным среди инвесторов: по сравнению с 2018 г. венчурные инвестиции в сектор онлайн-образования выросли в два раза (2018 г. – $5,27 млрд, 2020 г. – $10,5 млрд), а объем рынка превысил $120 млрд. Это не случайно, ведь дополнительные курсы в Китае еще совсем недавно были очень популярны среди тех, кто хотел поступить в престижные китайские вузы: 75% китайских школьников в среднем посещали репетиторов, однако лишь 1,9% от 11 млн выпускников, сдававших экзамен гаокао (高考)  в 2020 году, смогли поступить в топовые вузы. Всё это усугубляло социальное неравенство: дети из менее обеспеченных семей не могли посещать высококлассные платные курсы, вероятность поступить в хороший вуз снижалась.

Власти, тем временем, почти потеряли контроль над рынком. Так, пользуясь практически неограниченным спросом и доверием со стороны родителей и учеников, основным приоритетом которых было поступление в вуз, некоторые компании стали использовать мошеннические схемы, в т.ч. рекламу с ложной информацией, фальшивые сертификаты и дипломы учителей.

Конкуренция заставляла волноваться и школьников, и их родителей. Многие родители переживали, что им просто не хватит средств, чтобы воспитать ребёнка и дать ему хорошее образование. Такое положение вещей шло вразрез с активно пропагандируемой правительством программой повышения рождаемости (三胎政策), которая позволила семьям иметь троих детей. В условиях непрерывно растущих трат на воспитание и обучение детей, семьи не были готовы рожать не только третьего, но иногда и второго ребенка. Даже официальные опросы ГСУ КНР показывали, что среднее число детей, которое китайские женщины готовы были иметь, равнялось 1,8, и это с учетом жителей в сельской местности. В городах, где воспитывать детей в среднем дороже, эта цифра должна быть еще меньше, при том что для сохранения численности населения коэффициент воспроизводства должен быть не меньше 2.

Неуправляемый перегрев рынка, высокая психологическая нагрузка на детей и растущие расходы родителей – эти три причины вместе оказались достаточно весомым аргументом для властей в пользу вмешательства в работу рынка. 24 июля Главное управление ЦК КПК и Канцелярия Госсовета выпустили совместное постановление “О сокращении нагрузки на учеников обязательных образовательных программ в виде домашних заданий и внеурочных занятий”. В рамках реформы проводилась политика “двойного сокращения” (双减). По первому «сокращению», должна была снизиться нагрузка на ученика в стенах школы, в том числе в виде домашних заданий: родителям запрещается как-либо вмешиваться в выполнение ребёнком заданий на дом. Ученикам 1 и 2 классов нельзя задавать письменные упражнения на дом, школьники с 3 по 6 классы не должны в среднем тратить на домашнее задание больше часа, учащиеся первой ступени средней школы — 1,5 часов. После уроков школа должна организовать разнообразные секции по творчеству, спорту, чтению, чтобы ребёнок смог всесторонне развиваться.

Второе «сокращение» – нагрузка вне школы. Компаниям, проводящим курсы по школьным предметам, запрещено вести коммерческую деятельность, а новым организациям лицензии выдаваться просто не будут. Также фирмы отныне не могут принимать иностранное финансирование и нанимать учителей из других стран. Кроме того, частные компании теперь не смогут преподавать предметы из школьной программы, что призвано уничтожить спираль конкуренции, когда дети вынуждены заниматься с репетиторами, потому что их одноклассники уже с ними занимаются.

Резкие изменения в регулированиипривели к тому, что положение компаний-лидеров сферы дополнительного образования заметно ухудшились. VIPKid, Zuoyebang, Yuanfudao не смогут выйти на IPO; цены на акции New Oriental Education & Technology Group снизились почти в пять раз в период с 23 по 27 июля 2021 г. Котировки акций Koolearn Technology Holding Ltd за тот же период упали более чем в два раза. Таким образом, в прошлом успешная сфера онлайн-образования разбилась о скалы китайского регуляторного ландшафта.

Вместе с тем, коренные изменения в сфере дополнительного образования, убив менее приспособленных игроков, заставили более изобретательные компании менять свои программы и придумывать новые способы вести бизнес. Так, компаниям запретили получать прибыль лишь от чтения курсов по предметам школьной программы. Однако никто не запрещал вести образовательные программы по разным видам искусства, творчеству, программированию, или даже начать учить родителей!

Так, например, упомянутая выше фирма New Oriental Education стала разрабатывать учебные планы для старшего поколения. В программу войдут курсы по воспитанию детей, психологии, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту. Так получится избежать новые ограничения, но в то же время фирма продолжит получать прибыль от переживаний родителей за будущее своих детей.

Эта же компания решила использовать формат образовательных лагерей, где школьники будут изучать предметы вне школьной программы: искусство, спорт, компьютерные технологии. Впрочем, очевидно, что доходы от такой деятельности не будут так высоки, как от чтения курсов подготовки к выпускным экзаменам.

Другие компании решили не отказываться от своего набора курсов, но сменить географию и начатьпокорять зарубежные рынки. Школа по изучению английского языка ALO7 решила преподавать в других азиатских странах: Индонезии, Камбоджи, Мьянме и Японии. Курсы программирования CodeMao нацелились на рынки Европы.

Тем не менее, с выходом в другие страны связано множество проблем. Например, недостаточно просто взять и перевести свои программы на иностранный язык. Нужно потратить достаточно усилий для того, чтобы локализировать продукт, адаптировать его под менталитет нового потребителя. Насколько это получится у китайских компаний, пока непонятно.

Наконец, есть и еще один не менее интересный путь спасения бизнеса для компаний из сферы edtech, примеры которого мы, вероятно, скоро также сможем увидеть на китайском рынке. . В тексте документов по образовательной реформе большое внимание уделялось тому, что школы по всему Китаю должны повысить уровень преподавания и организовать более разнообразную программу внеклассных занятий. Однако во многих  местных департаментах образования, особенно в небольших городах, нет ресурсов и знаний для того, чтобы разработать программы дополнительного образования, особенно с применением технологийЗдесь китайским регионам на помощь может прийти бизнес, а модель B2G, в свою очередь, может спасти хотя бы часть доходов образовательного бизнеса.

Очевидно, что после потрясений, произошедших в индустрии дополнительного онлайн-образованияотрасль больше никогда не будет прежней. Стремясь найти новые источники дохода и сократить издержки от простаивающих мощностей, компании, конечно, придумают и новые бизнес-модели, и новые целевые аудитории. Тем не менее, основные факторы стремительного роста этого рынка – тревога за будущее выпускника и желание стать лучше всех остальных абитуриентов – уже во многом потеряны. Поэтому, хотя некоторые компании нашли, кого учить, рынок уже не будет тем, что раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *