Дополнительное профессиональное образование виды деятельности

Дополнительное профессиональное образование дает лицам, которые ощутили недостаток знаний, шанс повысить уровень своей привлекательности для работодателей и выйти на новый виток карьеры.

В зависимости от того, где трудится конкретный работник, и каких знаний ему не хватает, он может выбрать для себя форму дополнительного профессионального образования с учетом видов, зафиксированных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ об образовании в нашем государстве.

Этот раздел включает:
— образование как для школьников, так и для подготовки для разных профессий.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Этот раздел включает:
— государственные, муниципальные, негосударственные (частные) образовательные организации всех видов
Система является многоуровневой: образование как для взрослых, так и для тех, кто осваивает азы грамотности. Может быть использована в образовательных организациях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, в образовательных организациях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний.
Для каждого уровня предусмотрены свои наборы программ.
Отдельно включены занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Российской Федерации образование может быть получено:
— в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Каждый уровень образования включает деятельность специальных (коррекционных) образовательных организаций (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
В данной группировке классифицируется образование взрослых, по содержанию соответствующее определенным уровням общего образования.
Этот раздел также включает:
— прочие виды образования и обучения, например обучение в школах водителей транспортных средств;
— обучение, в основном связанное со спортивной и оздоровительной деятельностью, такой как теннис или гольф, а также образовательной деятельностью, получаемое в общеобразовательных организациях (школе, школе-интернате, гимназии и др.), являющееся базой для среднего профессионального и высшего образования;
— среднее общее образование, получаемое одновременно (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.).

Документация по окончании курса

Поскольку в российской практике существует два основных вида обучения, позволяющего получить дополнительные профессиональные навыки и знания, для них разработаны два разных вида документации, подтверждающей освоение программы:

  • по окончании курса повышения квалификации – удостоверение о дополнительном образовании, дающее право продолжать работу по выбранной специальности и претендовать на должности с более высоким уровнем ответственности;
  • по окончании курса дополнительного образования, пройденного в виде профессиональной переподготовки, – диплом о профпереподготовке, дающий право работать по новой специальности.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Виды дополнительного образования и профессиональные стандарты

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 профстандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая обеспечивает соответствие уровня рабочей квалификации, навыков и знаний сотрудников разных отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик конкретного сотрудника содержанию профстандарта по его специальности. Кроме этого, профстандарты также должны применяться в целях составления и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи компании, организующие услуги в области дополнительного профессионального образования, обязаны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они работают, и оперативно корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

Профстандарты в дополнительном образовании

Сейчас в Российской Федерации уже действуют несколько сотен утвержденных профессиональных стандартов, и благодаря активной работе Министерства труда и занятости РФ их количество постоянно растет. При этом в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ применение профстандартов, которые в установленном порядке были согласованы и приняты всеми уполномоченными ведомствами, обязательно для работодателей. Правда, на текущий момент такое требование распространяется лишь на несколько видов профессий – например, главных бухгалтеров, педагогических работников и др. Однако организации дополнительного профессионального образования учитывают требования действующих профстандартов в содержании разработанных ими курсов дополнительного обучения.

Формы дополнительного образования

Согласно положениям пунктов 4 и 5 ст. 76 этого нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности при получении дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее освоение новых навыков и умений, которые повысят уровень профессиональной компетентности. Это может дать работнику возможность по окончании занятий получить более серьезную должность с повышенным уровнем дохода – такие позиции часто требуют важных умений по уже полученной специальности. Здесь имеются в виду программы повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 обязана составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом работы, имея документы о получении необходимого дополнительного образования. При таких обстоятельствах программа дополнительного квалификационного образования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность составит не менее 250 часов.

Конкретный вид дополнительного образования для каждой ситуации определяется целями обучающегося и его карьерными планами.

Лица, получающие дополнительное профессиональное образование

Согласно действующему законодательству приобрести дополнительное профессиональное образование могут следующие категории специалистов:

  • лица, которые уже получили среднеспециальное или высшее образование и хотели бы улучшить свои навыки и знания по полученной специальности;
  • лица, получившие диплом, которые намерены изменить профессию и получить право работать по новой специальности;
  • лица, которые только проходят обучение в образовательной организации и хотели бы, выйдя на рынок труда, иметь конкурентное преимущество перед другими кандидатами в виде навыков, полученных при освоении курса дополнительного образования;
  • лица, которые обучаются по конкретной специальности, однако уже решили, что эта профессия для них не подходит, и хотели бы отказаться от нее, чтобы впоследствии работать по другой специальности. При этом такая ситуация не запрещает работнику все же получить диплом по основной специальности: не исключено, что позже он передумает и вернется к этому профилю.

Все эти категории граждан имеют право освоить курс дополнительного профессионального образования и получить подтверждающие документы. При этом пакеты документации, представляемые для поступления на такой курс, для них будут различаться.

Документация, необходимая для поступления на обучающий курс

Проводить подготовку по любому дополнительному виду образования имеют право только аккредитованные обучающие организации, имеющие лицензию. Они обязаны соблюдать действующие требования к организации обучающего процесса в рамках  дополнительного образования, организуемого для взрослых слушателей. Поэтому при поступлении на курс претендентам придется предоставить пакет документации, подтверждающей их готовность к освоению программы. Он включает:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • диплом об имеющемся среднеспециальном или высшем образовании;
  • заявление о прохождении обучения.

Для студентов, которые пока еще учатся в образовательном учреждении, вместо диплома представляется справка, подтверждающая прохождение обучения. Для отдельных категорий граждан, подающих заявку, могут потребоваться и другие документы: например, иностранным гражданам придется предоставить заверенную копию диплома, полученного в родной стране.

Содержание и продолжительность программы

Содержание программы курса определяется обучающей организацией. При ее разработке эксперты учитывают требования рынка к подготовке по этому профилю, вид рабочей деятельности, которым придется заниматься слушателям, нормы профессиональных стандартов для этой профессии, требования Единого тарифно-квалификационного справочника профессий и должностей и другие факторы.

Продолжительность курса определяется содержанием программы. Однако при этом с учетом нормативов законодательства она не может быть меньше минимальной: 16 часов для курсов повышения квалификации и 250 часов – для программ профессиональной переподготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *