Дополнительное профессиональное образование может получить каждый гражданин в любом возрасте. Но есть нюансы. Давайте разбираться по порядку
Дополнительное профессиональное образование — что это такое
Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.
Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.
Существуют четыре уровня профобразования:
- среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
- магистратура или специалитет,
Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.
ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.
Чем отличается ДПО от дополнительного образования
Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:
- дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
- прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
- к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.
У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.
- Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
- Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Какие виды дополнительного профессионального образования существуют
К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.
Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.
К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.
Хотите, чтобы вас повысили в должности? Покажите начальству, что вы готовы учиться и улучшать профессиональные навыки
Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.
Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.
В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.
Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.
Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023
Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.
Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.
Формы ДПО
Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.
Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.
Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.
Кто может получить дополнительное профессиональное образование
Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.
Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира
Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.
Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.
ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.
Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.
Где получить ДПО
Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:
- учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
- различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
- научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.
Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:
- разнообразие образовательных программ;
- рейтинг заведения и отзывы слушателей;
- информацию о преподавателях (стаж, квалификация).
Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.
Самая актуальная проблема современного образования — устаревание знаний. Многие специалисты говорят, что знания, которые получают первокурсники, становятся неактуальными уже к окончанию учебы. Поэтому непрерывное получение новых знаний — острая необходимость сотрудников в любой сфере. Дополнительное профессиональное образование помогает эти знания получить.
В статье мы расскажем, что дает дополнительное профессиональное образование, кто его может получить и как.
Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Доверь свою работу кандидату наук!
Что относится к дополнительному профессиональному образованию
Дополнительное профессиональное образование — это вид учебного процесса. Его можно получить дополнительно к среднему специальному и высшему образованию.
В положении о дополнительном профессиональном образовании говорится, что после его получения уровень самого образования не изменится. Это значит, что специалист со средним профобразованием получит дополнительные навыки, но уровень его подготовки останется средним, а не станет высшим.
Главная цель учебных центров дополнительного профессионального образования — не формально повысить уровень знаний, а дать актуальную и новейшую информацию, которая поможет специалисту соответствовать своей квалификации.
В РФ есть такие уровни дополнительного образования:
- среднее профессиональное;
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Кстати, в научных публикациях Америки есть особая единица измерения устаревания знаний. Она называется «период полураспада компетентности».
Многие не знают как получить дополнительное профессиональное образование. Вне зависимости от места работы, специалисты могут получить профобразование по программам двух видов: повышение квалификации и переподготовка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться высококлассным специалистом, надо постоянно обновлять свои умения и навыки. Программа повышения квалификации совершенствует уже полученные знания и дает новые. Например, инженер калийных удобрений хочет перейти на другую должность — менеджер транспортировки удобрений. Для этого он идет на повышение квалификации по программе «Диспетчер транспортировки калийных удобрений».
Многие специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Это прописано в профессиональных стандартах конкретной профессии.
В требованиях к этой образовательной программе написано, что ее продолжительность составляет от 16 часов. Но чаще всего ее длительность — это 72 часа и больше.
После окончания курсов дополнительного профессионального образования специалист получает диплом или удостоверение.
Профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка нужна, чтобы получить новую профессию или квалификацию. Например, курс профессиональной переподготовки «Логопедия» для педагога может быть дополнительным образованием в этой сфере. После окончания курса учитель сможет не только преподавать, но и быть логопедом.
Обычно, новую профессию получают смежную с уже имеющейся. Но это совсем необязательное условие. Например, биолог может пройти профессиональную переподготовку и стать системным администратором.
Длительность профессиональной переподготовки — 250-500 часов. После такого дополнительного профессионального образования специалист получает диплом об окончании.
Можно сказать, что дополнительное профессиональное образование через профессиональное обучение и переподготовку — это облегченный вариант второго высшего образования.
Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Формы дополнительного образования
Дополнительное образование можно получить:
- очно;
- заочно.
В некоторых случаях, дополнительное профессиональное образование можно получить дистанционно или в виде стажировки.
Кто устанавливает продолжительность и форму дополнительного профессионального образования работников? Обычно, организация, которая занимается доп. образованием, сама разрабатывает программы обучения, в которых свои сроки и формы.
В дипломе или сертификате не пишут, на какой форме учился специалист. Там только указывают программу и количество часов.
Кто может получить дополнительное образование
Дополнительное образование могут получить:
- тот, у кого уже есть среднее специальное или высшее образование;
- тот, кто еще учится в ссузе или вузе.
Если студент параллельно учебе проходит курсы дополнительного образования, то документ об окончании курсов он сможет получить в конце, когда закончит учебное заведение.
Где получить дополнительное профессиональное образование
Некоторые думают, что дополнительное профессиональное образование можно получить только в крупных городах, таких как СПб или Москва. На самом деле, организаций, которые дают доп. образование очень много и они находятся в разных городах России. Это может быть любое учебное заведение, у которого есть лицензия на такой вид деятельности:
- специализированные центры, академии, институты, которые занимаются именно дополнительным образованием;
- вузы, ссузы;
- научные организации, которые помимо своей основной деятельности занимаются доп. образованием (НИИ, лаборатории, исследовательские центры).
Какие документы понадобятся для получения дополнительного образования
Чтобы получить доп. образование, вступительные экзамены сдавать не надо. Понадобится предоставить следующие документы:
- Диплом о высшем или среднем специальном образовании.
- При необходимости справка с места учебы (для студентов).
- Паспорт.
Иностранные граждане тоже могут получить ДПО. Пакет документов для них будет другой:
- Документ иностранного государства об образовании (оригинал или копия). Его надо обязательно перевести и заверить.
- Документ, удостоверяющий личность (переведенный и заверенный).
- Заявление на получение услуг иностранного гражданина.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, что значит дополнительное профессиональное образование и сможете определиться. А за учебу не переживайте — специалисты студенческого сервиса решат любые учебные задачи.
Связанные понятия
Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.
Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ) – один из шести областных вузов Московской области , региональный центр экспертного сообщества по образованию. Не входит в рейтинг “100 лучших вузов России”. Есть условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Упоминания в литературе
Согласно ст. 47 п. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», трудовым правом и социальной гарантией непрерывного образования педагога служит право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года, для чего в бюджете образовательной организации предусматриваются соответствующие средства. При этом воспитатель может использовать собственные средства для прохождения самостоятельно выбранной программы повышения квалификации или переподготовки.
1. Дополнительное профессиональное образование (обучение) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работника меняющимся условиям профессиональной деятельности. В дальнейшем программы дополнительного профессионального образования будем называть дополнительным профессиональным обучением, чтобы отделить его от понятия ДПО, которое включает в себя все перечисленные программы. Осуществляется по программам:
Связанные понятия (продолжение)
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Квалифика́ция (от лат. quālis — свойства, качества), или сте́пень, — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).
Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.
Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика.
Военный учебный центр— формирование при высшем учебном заведении (вуз), где осуществляется подготовка кадровых офицеров, для их последующей службы по контракту после окончания учебного заведения в Вооруженных Силах Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором по закону предусмотрена военная служба, а также офицеров запаса, рядовых и сержантов запаса.
Институт (лат. institutum «установление, обычай, учреждение») — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Совмести́тельство — это форма вторичной занятости, при которой в свободное от основной работы время человеком выполняется другая регулярная оплачиваемая работа.
Бизнес-образование — получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.
Строи́тельное образова́ние — профессиональное образование в строительной отрасли, включает начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Квалификация (от англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Юриди́ческая кли́ника — участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Учебный год — период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях.
Военная кафедра — учебное формирование вооружённых сил (ВС) государства при гражданском высшем учебном заведении и техникуме, для подготовки военнослужащих категории офицер (ранее в РККА — командир, начальник), сержант или рядовой для родов войск (сил) видов ВС, спецвойск и служб Вооружённых Сил Союза (ВС СССР), позднее России и других постсоветских государств, равнозначное (по статусу) высшему военно-учебному заведению.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Подробнее: Образовательные организации в России
Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.
Информационный менеджмент — специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70-х гг. XX века, специализирующаяся на сборе, управлении и распределении информации. Менеджмент подразумевает организацию и контроль планирования, структуры, оценки и распространения информации с целью прогнозирования ожиданий клиента и информационного обеспечения функций предприятия.
Эдинбургская бизнес-школа (англ. Edinburgh Business School, EBS) — профильное экономическое образовательное учреждение; структурное подразделение университета Хериот-Уотт. Школа основана в 1990 г.
Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.
Упоминания в литературе (продолжение)
Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации МПГУ соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237) и профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
Результаты работы могут быть использованы на разных уровнях образовательного процесса: в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением иностранного языка, в технических и гуманитарных вузах, на курсах дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки кадров и послевузовского образования.
Из представленных данных видно, что, хотя вся сфера получения дополнительного профессионального образования находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку охват соответствующими программами занятых в экономике и социальной сфере ниже, чем он был в СССР (20 %), особенно низок охват указанными программами рабочих (12,2 %), а также лиц старше 50 лет (10,8 % и ниже). Снижение доступности для данных категорий работников образовательных программ непрерывного профессионального образования не позволяет 1) развивать новые виды производств и фактически консервирует сложившуюся структуру экономики и 2) ставит под сомнение проводимую пенсионную реформу (стимулирование более позднего выхода работников на пенсию), так как в структуре занятых в этом случае будет нарастать сегмент лиц, чья квалификация будет снижаться относительно потребностей экономического развития (так как работники, старше 50 лет практически выпадают из системы непрерывного профессионального образования).
За последние 5 лет СтГАУ открыл 53 новые образовательные программы ВПО, тогда как в 1999 году вуз предлагал подготовку лишь по 8-ми специальностям. Только в 2010 году по желаниям работодателей университет открыл 18 программ бакалавриата и 16 программ дополнительного профессионального образования (свыше 1000 часов) по приоритетным направлениям развития науки и техники.
• провести цикл мастер-классов (повышения квалификации) для педагогов через систему дополнительного профессионального образования и через «внутрифирменное» обучение (на базе образовательного учреждения) с тем, чтобы педагоги смогли в режиме тренинга освоить различные формы презентации образовательных результатов;
Проблема увеличения производительности труда является камнем преткновения для российской экономики. Еще в начале 2012 г. в своей статье «О наших экономических задачах» Президент России В. В. Путин отмечал, что по данному показателю российская экономика значительно отстает от западных, и призывал «искать решения, которые позволили бы преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость». В той же статье им было предложено одно из таких решений – «продуманная и согласованная с экспертным сообществом и общественностью реструктуризация всей отрасли профессионального образования» – и определено ключевое звено решения проблемы низкой производительности труда – «массовое создание высокопроизводительных – а потому высокооплачиваемых – рабочих мест для образованных и амбициозных людей». В настоящее время, в разгар очередного экономического кризиса, усугубленного взаимными санкциями России и западных стран, вопрос наличия высококвалифицированных кадров, заинтересованных в профессиональном росте и саморазвитии, стоит особенно остро, поскольку именно эта часть работающего населения способна стать одним из драйверов для инновационной экономики. Задачей же работодателей и государства является создание благоприятных условий для повышения профессионального уровня этих «образованных и амбициозных людей» в виде качественной и эффективной системы дополнительного профессионального образования.
МОО «Академия безопасности и выживания» (МАБИВ) и ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли» (ОрелГУЭТ) реализуют научно-образовательное сотрудничество в сфере дополнительного профессионального образования (договор № ДПО-1-14 от 05.11.2014 г).
Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентоспособности полученной ими профессии. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не соответствует современным требованиям работодателей к соискателям. Это приводит к тому, что многие молодые специалисты после окончания учебных заведений не востребованы на рынке труда и вынуждены получать дополнительное профессиональное образование.
• увеличить долю людей в возрасте 25–65 лет, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, с 22 % в 2011 году до 49 % в 2018-м.
Сегодня в России должность тьютора официально входит в число должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н и 217н). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Миздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).
Дополнительные профессиональные образовательные программы реализуются на факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, курсах повышения квалификации специалистов, в межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Программы дополнительного профессионального образования проводятся с отрывом от работы, с частичным отрывом или без отрыва от работы. Выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) дипломы о профессиональной переподготовке.
В статье рассказывается:
- Понятие дополнительного профессионального образования
- Нормативная база дополнительного профессионального образования
- Виды дополнительного профессионального образования
- Формы дополнительного профессионального образования
- Кому доступно ДПО
- Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
- Документы для получения дополнительного профессионального образования
- Документация, подтверждающая прохождение ДПО
- Отличия ДПО от дополнительного образования
- Проблемы ДПО в России
- Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.
При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.
Понятие дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.
Понятие дополнительного профессионального образования
ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.
Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.
ДПО имеет ряд важных особенностей.
- Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
- Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
- Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
- Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).
При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.
При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.
Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.
Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.
Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.
Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.
Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.
Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.
Основные различия между этими программами.
- Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
- Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.
Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.
По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.
Формы дополнительного профессионального образования
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) прописан в Приказе Министерства образования РФ №499 от 1 июля 2013 года. В документе говорится, что содержание программы и договор с образовательным учреждением определяют форму обучения на курсах. Она может быть очной (очно-заочной), заочной и дистанционной.
Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).
Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.
Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.
Заочная форма обучения на курсах ДПО
Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.
Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.
Кому доступно ДПО
Дополнительное профессиональное образование доступно:
- тем, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
- тем, кто находится в процессе получения образования (проходит обучение в колледже или вузе) и еще не имеет диплом.
То есть студенты колледжей и вузов имеют право одновременно с получением основного образования проходить обучение по программам ДПО. Однако документ, удостоверяющий освоение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, будет выдан им только по окончании курса основного образования.
Для этого выпускник должен иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Для зачисления студента на программы ДПО он должен предоставить образовательной организации справку из «основного» учебного заведения.
Так, обучаясь по выбранной специальности, можно одновременно получать дополнительные знания, которые сделают выпускника более востребованным специалистом на рынке труда, а также смежную специальность или еще одну профессию в дополнение к основной.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, они также имеют право на получение дополнительного профессионального образования, но только в том случае, если их диплом признается в Российской Федерации.