Педагог дополнительного образования педстаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Педагог дополнительного образования педстаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Научные и педагогические работники:
- Аморальный поступок это
- Аттестация научных сотрудников
- Аттестация работников образования
- Внешнее совместительство педагогических работников
- Внутреннее совместительство педагогических работников
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тьютору?(Консультация эксперта, Минтруд России, 2022)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26. 2010 N 761н, устанавливает к должности тьютора следующие требования к квалификации (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования):
Источник фото Max Fischer/pexels
Педагог – это распространенная и востребованная профессия. Такие специалисты могут иметь среднее или высшее образование, вести преподавательскую деятельность в детских садах, школах, училищах, институтах и пр. Преимущественно учителями работают женщины.
Кто такой педагог
Педагогом называют специалиста, имеющего среднее или высшее педагогическое образование. К ним относятся воспитатели, преподаватели, вожатые, школьные психологи и т. Профессия педагога — это работа с детьми, подростками и взрослыми студентами.
Воспитатель детского сада
Воспитатель детского сада – это тот, кто занимается дошкольным обучением детей. Этот специалист отвечает за комфортное пребывание детей в садике, проводит развивающие занятия и дидактические игры (наиболее частый прием обучения дошкольников).
Младший воспитатель в детском саду — это тот, кто помогает организовать жизнедеятельность воспитанников, выполняет часть функций старшего воспитателя и создает комфортные условия для работы всего персонала.
Педагог занимается развитием речи детей, математических способностей, проводит занятия по физкультуре, окружающему миру, моторике и пр. Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Педагог дополнительного образования — это тот, кто организует и проводит занятия по дисциплинам, не включенным в обязательную программу обучения. Целью работы этого специалиста является раскрытие и развитие духовных и творческих способностей ребенка.
К педагогам подобной дисциплины относят учителей изобразительного искусства, музыки и т.
Педагог и учитель
Для большинства людей профессия учителя и педагога — это одно и то же. На самом деле между ними есть разница, которая незаметна на первый взгляд.
Учитель — это работник общеобразовательной школы, который входит в основной штат сотрудников. Этот специалист обычно занимается обучением детей одному предмету.
Педагог — это тот, кто занимается всесторонним обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Таким образом, понятие «педагог» более широкое, к нему можно отнести практически любую деятельность, связанную с передачей знаний, умений и навыков.
Какими качествами должен обладать профессиональный педагог
На плечах педагога лежит ответственность за каждого ученика. Преподаватель должен знать особенности характера, способности учащихся, чтобы использовать эти знания в процессе работы и в воспитательных целях.
Педагог должен быть:
Профессиональный педагог должен иметь грамотную речь, хорошую зрительную и слуховую память (запоминать лица и имена учеников, большие объемы информации по своей специальности).
Чтобы стать педагогом, нужно любить эту профессию и быть готовым повышать свой уровень знаний вне рабочего времени.
Требования к педагогу
К профессиональным требованиям, предъявляемым работодателем педагогу, относятся:
- ведение преподавательской деятельности;
- соблюдение правил безопасности (контроль над учащимися на уроках и переменах, умение действовать в чрезвычайных ситуациях);
- соблюдение государственного образовательного стандарта (равномерное распределение учебной нагрузки, использование разнообразных приемов, методов и средств обучения и пр.);
- подготовка учебной документации (отчеты, календарные планы, заполнение классного журнала и пр.);
- развитие творческих способностей учащихся, ведение трудовой и воспитательной деятельности и т.д.
Таким образом, работа педагога предполагает выполнение множества обязанностей. Преподаватель должен грамотно вести свою деятельность, соблюдать прописанные в трудовом договоре требования.
Педагог должен любить то, чем он занимается, быть открытым к получению новых знаний, к общению с учениками, их родителями и коллегами.
Какие обязанности выполняет педагог
Педагог занимается организацией и проведением воспитательного и образовательного процесса. Основными обязанностями работника являются:
- воспитание и обучение учащихся определенной дисциплине;
- развитие умственных и творческих способностей учеников;
- контроль над успеваемостью учащихся, проверка выполнения домашнего задания и т.д.;
- подготовка отчетов и пр.
Основной задачей педагога является обучение дисциплине таким образом, чтобы учащиеся смогли понять и усвоить новую для них информацию, не утратить при этом интереса к учебе. С этой целью преподаватель использует на уроках наглядные материалы, проводит игры, конкурсы, организует внешкольные мероприятия и т.
Педагог должен видеть взаимоотношения детей в коллективе, решать конфликтные ситуации, возникающие между учащимися.
Учитель обязан всегда заниматься саморазвитием: посещать курсы повышения квалификации, ездить на семинары, читать книги по своей специальности. При желании, педагог может получить второе высшее образование по смежной специальности. Многие преподаватели занимаются научной деятельностью, разрабатывают свои методики обучения, ориентируясь на свой профессиональный опыт.
Где можно выучиться на педагога
Получить образование педагога можно в колледже или институте. В вузах обучаются следующие специалисты:
- учителя начальных классов;
- воспитатели детских садов;
- педагоги по школьным дисциплинам (по математике, истории, иностранному языку и пр.);
- руководители кружков и пр.
В колледже можно получить следующие специальности:
- преподаватель дошкольного образования;
- преподаватель начального образования (включая преподаватель иностранного языка в начальных классах и пр.).
Если у специалиста есть опыт работы, то он может пройти курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно. Такой курс позволит повысить свою квалификацию, не отрываясь от основной работы.
По окончании обучения, специалист получает:
- диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
- сертификат специалиста государственного образца.
Курсы дистанционного обучения для педагогов проводятся согласно учебному плану, с которым можно ознакомиться на сайте организации.
Согласно государственным стандартам, переподготовка кадров должна выполняться каждые 5 лет. Курсы профессиональной переподготовки педагогов позволят устранить пробелы в знаниях, узнать новые методики и повысить свою компетентность. Для обучения специалистов используются современные программы, что позволяет получать образовательным учреждениям ответственных и конструктивных специалистов с высоким чувством ответственности.
Профессиональная переподготовка педагогов, выполняемая дистанционно, позволяет сэкономить время на обучение, расширить свою сферу знаний и перспективы профессионального роста.
Поиск работы и возможность карьерного роста
Педагоги требуются в различных учебных заведениях, детских садах, учреждениях дополнительного образования, в различных секциях и кружках. Найти работу учителем можно, составив подробное резюме и откликаясь на интересные вакансии через интернет.
Профессиональная карьера педагога в основном зависит от его активности. Учитель может повысить квалификацию, получив опыт работы, сдав дополнительные экзамены и т. Чем выше его заслуги, тем больше его заработная плата.
Сколько зарабатывают педагоги
Расчет зарплаты педагога зависит от места и опыта работы, выполняемых обязанностей, квалификации и т.
Средняя зарплата педагога образовательной сферы в России, согласно данным IT-сервисов по подбору сотрудников на момент написания статьи, составляет от 7 000 – 25 000 рублей. В более развитых регионах (Москва, Санкт-Петербург и пр. ) – от 12 до 30 и выше тысяч рублей.
Согласно информации IT-сервисов по подбору сотрудников, педагоги дополнительного образования, прошедшие курсы для повышения квалификации и знающие иностранные языки, могут рассчитывать на зарплату от 50000 рублей и выше в любом регионе. Особенно ценятся специалисты, которые имеют возможность преподавать в других странах, например, в Китае. Их зарплата увеличивается до 100 — 150 тысяч рублей.
Обязательно ли преподавателю педагогическое образование
—Здравствуйте, по закону все преподаватели обязаны иметь пед. образование, Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”, N 273-ФЗ от 29. 2012
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Удачи Вам и всего хорошего.
Преподавателю теперь обязательно иметь педагогическое образование – среднее специальное или высшее – согласно Единому квалификационному справочнику должностей работников образования.
Обязательно ли иметь преподавателю педагогическое образование, если он преподаёт в сфере дополнительного профессионального образования четырнадцатилетним подросткам? Есть ли какой-то закон, где это прописано?
Обязательно. Закон об образовании.
Да должны, если только местная администрация не возьмет Вас под свою ответственность.
На основании приказа Минздравсоцразвития России от 26. 2010 № 761 н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении, без предъявления требований к стажу работы.
да, законом Об образовании в Российской Федерации предусмотрен обязательное требование о наличии педагогического образования.
Похожие вопросы
Могу ли я работать преподавателем фортепиано в ДМШ, ДШИ.
На собеседовании в ДМШ мне отказали в должности преподаватель фортепиано ссылаясь на неподходящее образование. У меня два образования:
МПГУ (высшее) Специальность:”Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Музыкальное образование. Квалификация: Учитель-музыки. Организатор-методист дошкольного образования
Диплом о профессиональной переподготовке по программе”Музыкально-исполнительская деятельность в дополнительном образовании дошкольников” Квалификация: Преподаватель фортепиано и дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере преподавания музыки (фортепиано)
Могу ли я работать преподавателем фортепиано в ДМШ, ДШИ по предпрофессиональным и общеразвивающим программам?
Открыть учебный центр.
Я хочу как ИП открыть учебный центр, где буду сама преподавать. Дополнительное образование в сфере ПОД/ФТ. Обязательно ли получать лицензию, нужно ли организовывать АНО или ООО, должна ли я иметь специальное образование и какое?
Я хочу преподавать психологические дисциплины в вузе. По образованию я социолог, преподаватель психологии, кандидат педагогических наук. Необходимо ли мне получать дополнительное образование. Например, переподготовка по направлению педагог-психолог?
Курсы переподготовки преподавателей по специальности.
Если я прохожу курсы переподготовки по специальности Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин с присвоением квалификации «Педагог-психолог» с дополнительной квалификацией «Преподаватель психологии» (1280 ч), буду ли я иметь право на ведение педагогической и консультативной деятельности? Какие ограничения у данного вида образования?
У меня базовое инженерное образование, я закончила Университет и в то время это давало право ведения педагогической деятельности. ОДнако с тех пор много изменилось.
Можно ли стать учителем без педагогического образования?
Designed by stockking/Freepik
Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.
Как стать педагогом? Варианты
Designed by gpointstudio/Freepik
У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.
Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.
Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.
С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.
Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.
Как проходит профпереподготовка?
Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.
Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.
Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.
Можно ли сразу устроиться на работу?
Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.
Кто не имеет права работать в школе
В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:
- Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
- Имеющие или имевшие судимость
- Недееспособные.
- Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.
Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.
Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
Designed by pressfoto/Freepik
У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.
Министерство образования и науки обозначило в письме от 10. 2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.
Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.
В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии с профстандартом (доступен по ссылке).
При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.
Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.
С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.
Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.
Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.
Педагогика / Учитель обществознания
Актуальные вопросы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС
Академия современных технологий
Педагогика / Учитель химии
Теория и методика преподавания биологии и химии в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС
Национальная академия современных технологий
Педагогика / Учитель математики
Педагогическое образование: учитель математики в условиях реализации ФГОС
Педагог дополнительного образования – кто это?
Простыми словами, педагог ДО – это учитель, который превращает детские и взрослые мечты в реальность. На сегодняшний день система традиционного образования в школе выстроена в соответствии со строгими правилами и требованиями. Поэтому, чтобы развить талант ребенка, поддержать его стремления и интересы, удовлетворить любознательность, родители прибегают к помощи педагогов ДО. Дополнительное образование охватывает разнообразные сферы и, в отличие от школьной программы, дает возможность глубже изучить ту или иную выбранную дисциплину: рисование, хореографию, шахматы и шашки, вокал, спорт, иностранные языки, каллиграфию, арифметику, моделирование, программирование и т.
Обязанности педагога дополнительного образования
Работа преподавателя интересная и креативная, но при этом довольно сложная и подразумевает выполнение огромного количества ответственных задач.
Обязанности педагога дополнительного образования прописаны в должностной инструкции. В основном педагог занимается:
- комплектацией групп учеников с учетом возраста и уровня знаний;
- составлением учебной программы;
- планированием и проведением уроков;
- организацией дополнительных мероприятий (мастер-классов, спектаклей, концертов, соревнований, открытых уроков и т.д.);
- проведением ознакомительных и адаптационных консультаций для учеников и их родителей;
- ведением соответствующей документации (план занятий, динамика достижений учеников, необходимые отчетные документы);
- постоянным совершенствованием уровня своих знаний.
В зависимости от конкретного места работы и преподаваемой дисциплины, обязанности педагога могут видоизменяться и дополняться.
Качества, которыми должен обладать педагог
Для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности, преподаватель дополнительного образования должен соответствовать существующим требованиям и определенному складу характера.
Профессиональные качества касаются необходимого образования, уровня знаний, имеющейся квалификации, опыта и навыков.
Личными качествами, которые помогут преподавателю в эффективности и успехе, будут:
- любовь к людям и желание общаться;
- терпение и стрессоустойчивость;
- тяга к самообразованию и самосовершенствованию;
- вежливость и такт;
- ответственность и соблюдение дисциплины;
- внимательность и сосредоточенность;
- чувство юмора;
- творческие способности.
Востребованность профессии
Преподаватели дополнительного образования востребованы в государственных и частных учебных организациях, в музыкальных, спортивных, художественных школах, в секциях и клубах, в творческих студиях и центрах развития интеллекта. Популярность этой профессии зависит от региона проживания учителя и от соответствия его специализации модным тенденциям. Очень важно внимательно изучить рынок труда и интересы жителей в вашем городе, чтобы выбрать востребованное направление и не бояться остаться без работы.
Но не забывайте при выборе специальности прислушиваться к собственным желаниям и учитывать свои интересы. Помните, что максимальных успехов люди добиваются только в любимой профессии.
Сколько получает педагог?
Несмотря на многочисленные требования к знаниям и личности учителей дополнительного образования, их заработная плата достаточно скромна. Размер оклада будет зависеть от региона проживания, опыта, достижений и востребованности преподаваемой дисциплины. В среднем, начинающий специалист зарабатывает от 16000 рублей, а именитый педагог с ощутимым опытом и качественным образованием – до 70000 рублей. Многие педагоги проводят частные уроки для увеличения доходов.
Требования к образованию
Чтобы стать преподавателем дополнительного образования, вы должны обладать высокой квалификацией и соответствовать всем необходимым профессиональным стандартам, иметь оконченное высшее образование, а также пройденные курсы повышения квалификации и профпереподготовки.
Обычно стандартный образовательный путь к этой должности выглядит так:
- После получения школьного диплома, абитуриент выбирает специальность, которой хочет обучать детей и взрослых в будущем. Обучение в университете займет от 4 до 6 лет. Идеальный финал вузовского образования для педагога – это красный диплом.
- Вторым шагом станет получение второго высшего образования по выбранному направлению или курсы профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации.
Национальный центр развития дополнительного образования предлагает специалистам пройти курс обучения по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых с учетом существующих требований ФГТ и ФГОС.
Курс длится 4 месяца и имеет практичный дистанционный формат. В процессе обучения слушатели изучают нормативно-правовые основы образования, знакомятся с деятельностью педагога, с организацией обучающей среды в сфере дополнительного образования, а после прохождения итоговой аттестации получают диплом установленного образца.
Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования
Современный мир постоянно совершенствуется: появляются новые инфотехнологии, изобретаются более удобные и результативные методы обучения. Поэтому даже действующим педагогам, чтобы оставаться востребованными на рынке труда и актуализировать свои навыки, приходится регулярно участвовать в семинарах, проходить мастер-классы и тренинги, осваивать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Когда педагог владеет всеми актуальными знаниями, соответствует требованиям существующих образовательных стандартов, знает новые интересные подходы и умеет их применять на своих уроках, то он не потеряет высокой конкурентоспособности и популярности у работодателей сферы дополнительного образования.
Мы собрали для вас все курсы, которые помогут эффективно развиваться в области дополнительного образования, соответствовать ФГТ и ФГОС и оставаться востребованным специалистом даже в небольших городах страны.
Никогда не останавливайтесь в развитии, друзья! Продолжайте совершенствовать навыки, несите в мир знания, творчество и успех!
Можно ли работать педагогом дополнительного образования
Может ли студент третьего курса педагогического университета на специальности физик-математик работать педагогом дополнительного образования? (предполагается вести кружок по робототехнике и математике)
Ответы на вопрос
Внимание!
Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.
Согласно профессиональному стандарту педагога дополнительного образования, основных вариантов обучения три.
Первый — колледж. Поступить можно после 9 и после 11 класса, но второй вариант предпочтительнее, поскольку во многих случаях работодатели рассматривают только кандидатуры специалистов с полным средним образованием.
Второй — вуз. Высшее образование — дополнительный плюс для соискателя при устройстве на работу, но это не обязательное требование.
Третий — среднее профессиональное или высшее образование + дополнительный курс профпереподготовки.
Да, преподавать по дополнительным общеобразовательным программам могут студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, после 2 курса обучения.
При этом такой студент должен получить допуск на право занятия педагогической деятельностью в порядке, установленном Приказом Минпроса от 18. 2020 г. № 508 “Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам”
Может ли студент 4 курса педагогического университета работать учителем?
Может ли студент 4 курса педагогического университета работать учителем? Моей дочери предложили на время декретного отпуска поработать учителем математики в 8 х классах. А незадолго до этого декан говорила студентам, что это незаконно. Что это отразиться на дальнейшей практики. Как нам поступать?
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28. 2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.
Среднее профессиональное образованиеВысшее образование
ПедагогическоеПедагогическое
В сфере преподаваемого предметаВ сфере преподаваемого предмета
Любая специальность + педагогическое ДПОЛюбая специальность + педагогическое ДПО
Стать учителем без диплома педвуза может специалист в какой-либо области. Например, художник сможет преподавать изо, врач — биологию, а программист — информатику.
Если человек по профессии юрист, менеджер или бухгалтер, ему нужно будет пройти курсы профпереподготовки педагогического направления.
Как получить педагогическое образование
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.
Независимо от специфики и направления полученного образования можно стать учителем, закончив курсы профессиональной переподготовки. Этот вид обучения относится к ДПО, то есть — дополнительному профессиональному образованию.
Переподготовка занимает гораздо меньше времени, чем учеба в ВУЗе. Во многих случаях достаточно будет пройти программу, рассчитанную на 2,5-3 месяца.
Кого не возьмут на работу в школу
Профессиональным стандартом определен круг лиц, которые не допускаются к работе в школе. Вот законные основания для отказа в трудоустройстве:
- наличие судимости;
- отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
- официальное признание недееспособности;
- наличие определенных серьезных заболеваний.
Также уволят и уже работающего преподавателя, если возникла или была выявлена одна из причин, служащих основанием для отстранения от работы в школе.
Перечень лиц, которым запрещена педагогическая деятельность, определен статьей 331 Трудового Кодекса.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.
Можно ли работать учителем, преподавателем, воспитателем без педагогического образования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.
Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Могут ли допускаться к работе в в должности педагога дополнительного образования лица без педагогического образования или без профподготовки? Еще в 2017 году Председатель Правительства РФ Д. Медведев поручал органам государственной власти внести изменения в нормативно-правовые акты в целях привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования. Были ли внесены такие изменения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:К работе в должности педагога дополнительного образования допускаются лица (в том числе и студенты), соответствующие квалификационным требованиям, установленным в ЕКС или Профессиональном стандарте. При отсутствии педагогического образования педагогу дополнительного образования, имеющему профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, необходимо и достаточно пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.
К сведению:Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 91 Закона N 273-ФЗ). Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Закона N 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (пп. “д” п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28. 2013 N 966). Прием на работу лица, не имеющего соответствующего профессионального образования, может быть расценен контролирующими органами как нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, за которое работодатель (образовательное учреждение) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 20 КоАП (смотрите, например, решение Красноярского краевого суда от 15. 2015 N 7п-07/15, решение Свердловского областного суда от 05. 2013 N 71-231/2013, постановление Новошахтинского районного суда Ростовской области от 23. 2017 N 5-285/2017).
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТРаченкова Юлия
Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТВоронова Елена
31 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как стать педагогом дополнительного образования
Работа в области дополнительного образования подчинена строгим требованиям, прописанным в профстандарте. Чем занимается педагог ДО и как получить эту специальность, – в материале «ПрофГида». Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Кто такой педагог дополнительного образования
- Какое образование должно быть у педагога ДО
- Где и как учитьсяОчноДистанционноСПОПрофпереподготовкаВ заключение
- Очно
- ДистанционноСПОПрофпереподготовка
- СПО
- Профпереподготовка
- В заключение
Кто такой педагог дополнительного образования
Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе. Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности. Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.
Педагоги ДО, в отличие от школьных учителей, работают с разновозрастными категориями учащихся: и с детьми, и со студентами, и со взрослыми – и трудятся в учреждениях разных типов.
- В школах педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность. Они руководят кружками рисования, робототехники, хореографии, спортивного ориентирования, шахматными секциями и т. д.
- В детских учреждениях дополнительного образования эти специалисты более глубоко занимаются развитием талантов детей и фактически проводят раннюю профориентацию. Это касается всевозможных школ искусств, детских театральных студий, дворцов творчества, станций юных техников и т. д.
- В колледжах и вузах, как в школах, педагоги допобразования обеспечивают работу с учащимися за рамками основных образовательных программ. Здесь они чаще всего занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, ведут различные секции.
- В учебных центрах для взрослых педагоги ДО преподают курсы иностранных языков, компьютерной и финансовой грамотности, живописи, керамики, танцев и т. д.
Области деятельности педагога дополнительного образования:
- техническое творчество;
- музыка;
- сценическое искусство;
- хореография;
- изобразительное и декоративно-прикладное искусство (ИЗО и ДПИ);
- социальная педагогика;
- туристско-краеведческое направление;
- эколого-биологическая сфера;
- физкультура и оздоровление.
Кандидат филологических наук, начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, преподаватель АНПОО «НСПК»
Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.
Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути. Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение. Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества.
Руководитель отдела организации образовательной деятельности АНПОО «НСПК», преподаватель высшей квалификационной категории
Какое образование должно быть у педагога ДО
Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:
- диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
- диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.
Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.
Чтобы стать педагогом дополнительного образования, прежде всего, необходимо иметь к этому призвание, желание делиться с детьми своим мастерством (соответственно, обладать этим мастерством), во-вторых, «иметь в руках» профессию, или лучше сказать, мастерство, и, в-третьих, обладать рядом важных педагогических компетенций, основные из которых – гибкость, мобильность, современность, харизматичность, эмоциональный интеллект.
Где и как учиться
Исходя из требований профстандарта, чтобы получить квалификацию педагога дополнительного образования, можно пойти по одному из двух путей:
- Поступить в педагогический колледж.
- Поступить на курсы в один из центров ДПО, готовящих педагогов допобразования.
Первый путь больше подходит тем, кто еще не имеет никакого диплома. Второй годится для взрослых людей с любым высшим или средним профессиональным образованием.
Очно
Специальность «педагогика дополнительного образования» имеет шифр 44. 03 и преподается в организациях СПО по нескольким направлениям, например:
- педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности;
- в области туристско-краеведческой деятельности;
- в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- в области технического творчества и т. д.
Для педагогов допобразования реализуются программы по организации работы с молодежными объединениями, по созданию внутришкольных средств массовой информации и многие другие.
Наполнение учебных программ по этой специальности регулирует соответствующий ФГОС. Чтобы поступить в колледж на педагога ДО, достаточно окончить 9 или 11 классов. В первом случае срок очной подготовки будет составлять 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев.
Тем, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, не нужно тратить несколько лет на получение нужной квалификации. При многих университетах и колледжах функционируют центры ДПО, где можно пройти курсы переподготовки. Это займет около 4-5 месяцев.
Дистанционно
Дистанционная форма получения профессионального образования, в том числе и в сфере педагогики ДО, в последние годы приобрела огромную популярность. Ее выбирают по многим причинам:
- индивидуальные сроки освоения учебной программы и возможность самостоятельно планировать темп обучения;
- удобная подача материала в интерактивном режиме;
- перспектива получения диплома столичного учебного заведения без выезда из родного города;
- простая обратная связь с преподавателями;
- более демократичные (по сравнению с очной формой) цены и т. д.
«Педагогика дополнительного образования» не входит в перечень специальностей, обучение по которым не предусматривает применения исключительно дистанционных технологий.
Возможностями дистанционного обучения часто пользуются молодые мамы в декрете или люди, которые не могут позволить себе отрываться от основной работы для выезда на очные сессии, а также те, у кого поблизости нет профильного вуза или колледжа.
СПО
Полностью дистанционная форма обучения на педагога дополнительного образования используется не только на курсах профпереподготовки или повышения квалификации – удаленно можно получить и среднее профессиональное образование.
Например, в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) есть две дистанционные программы подготовки педагогов дополнительного образования:
Форма обучения
Срок обучения по специальности СПО 44. 03 «Педагогика дополнительного образования»
На базе 9 классов
На базе 11 классов
Очная
3 года 10 месяцев
2 года 10 месяцев
Очно-заочная и заочная, в т. с применением дистанционных образовательных технологий
до 5 лет 2 месяцев(+1,5 года к сроку по очной форме)
до 3 лет 10 месяцев (+1 год к сроку по очной форме)
Дистанционное обучение на педагога дополнительного образования происходит в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, т. перечень дисциплин включает в себя как обязательные предметы, так и вариативные. Во всех программах предусмотрены практические занятия, так как именно на них закрепляются теоретические знания и осваиваются умения, будущий специалист получается первый практический опыт, выполняя задания, имитирующие будущую профессиональную деятельность. Например, на практических занятиях по дисциплине «Организация каникулярного отдыха» обучающимся могут быть предложены кейс-задания, составление планов, анализ различных методик, онлайн-семинары с преподавателями, мастер-классы с профессионалами-практикам.
Документы для поступления можно подать дистанционно – онлайн, например, через личный кабинет на сайте образовательной организации, либо почтой/курьером. Результаты ЕГЭ не нужны – достаточно только аттестата за 9-й или 11-й класс.
Дистанционных программ профпереподготовки на педагога дополнительного образования гораздо больше, чем программ СПО. Поступить на учебу можно только с дипломом о высшем или среднем профобразовании или со справкой о том, что будущий слушатель курсов учится в вузе или колледже.
Специалист с образованием педагога дополнительного образования может занимать должности тренера-преподавателя (в области физической культуры и спорта), преподавателя (в области искусства), педагога-методиста, педагога-организатор. Для некоторых должностей предусмотрено обязательное дополнительное обучение, например, для руководителей экскурсий, походов, экспедиций, путешествий. По любому из этих направлений и для любых должностей есть курсы профпереподготовки или повышения квалификации, с указанием области деятельности. Дистанционные технологии могут применяться на любых из этих программ.
Найти дистанционные программы переподготовки по педагогике дополнительного образования можно на сайтах лицензированных центров ДПО и институтов повышения квалификации учителей. Их трудоемкость зависит от содержания учебных планов и варьируется от 250 до 1 000 академических часов.
Документы об обучении, которые выдаются после завершения дистанционного курса обучения или профпереподготовки, не отличаются от дипломов и свидетельств, которые получают выпускники очных программ.
Согласно правилам оформления документов об образовании и квалификации в них по умолчанию указывается очная форма обучения. Заочная форма обучения и особенность обучения с применением дистанционных технологий могут быть указаны в дипломе дополнительно по заявлению выпускника.
Принимая решение пройти переподготовку на педагога ДО, важно иметь в виду, что за обучение по собственной инициативе придется заплатить. Стоимость курса будет зависеть от объема программы, но редко превышает 8 000 рублей. Если на учебу направит работодатель, то оплата переподготовки возлагается на него.
Педагог дополнительного образования и педагог-организатор
Обе профессии предполагают работу с детьми. Педагог-организатор — это специалист, ответственный за общешкольную деятельность. Он устраивает школьные выставки, ярмарки, конкурсы. На специалисте лежит ответственность за взаимодействие со сторонними организациями. Например, договоренности с театрами, музеями и библиотеками. Кроме того, педагог-организатор занимается и информационной поддержкой мероприятия. Оповещает родителей и детей о его проведении, старается заинтересовать их, чтобы привлечь как можно больше посетителей. Если необходима сторонняя помощь, педагог привлекает к процессу опекунов, родительский комитет или других учителей. Составление графика мероприятий, написание сценариев, аналитическая работа для улучшения качества работы также ложатся на плечи педагога-организатора.
Педагог дополнительного образования заботится о развитии творческих или спортивных задатков ребенка. Ведение разнообразных кружков и секций, чаще всего узкопрофильных, входит в обязанности педагога ДО. В отличие от организатора, ему приходится работать с детьми разного возраста, подростками и взрослыми студентами. Фактически педагог ДО проводит раннюю профориентацию молодого поколения, отслеживая и выявляя таланты каждого ребенка.
Для любого кружка требуется набор определенных навыков. Это может быть сфера:
- спорта;
- робототехники;
- рисования;
- танцев;
- театрального искусства;
- литературы;
- шахмат.
Педагог дополнительного образования находит в каждом подопечном те или иные навыки и увлечения. Таким образом он помогает ребенку определиться в выборе кружка.
Где работают специалисты
Оба специалиста могут работать в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. В летние лагеря, творческие организации, ивент-агентства также привлекают педагогов-организаторов и ДО. В высших учебных заведениях часто создают кружки и секции, в которых студенты получают не связанные с основной специальностью навыки.
Учреждения, в которых может работать педагог-организатор:
- детский сад;
- дом творчества;
- школа;
- лагерь отдыха;
- ВУЗ.
Где может работать педагог дополнительного образования:
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования , вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации
Требования к образованию Чтобы стать преподавателем дополнительного образования , вы должны обладать высокой квалификацией и соответствовать всем необходимым профессиональным стандартам, иметь оконченное высшее образование , а также пройденные курсы повышения квалификации и профпереподготовки
Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки « Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 3 ТК РФ)
Помощь в развитии талантов, индивидуальный подход к ученикам в противовес общему, принятому в школах, углубленное обучение дисциплинам, планирование и подготовка досуговых мероприятий — все это входит в сферу деятельности педагога дополнительного образования