ДПО — что это такое?

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки утверждены Министерством
образования и науки РФ в качестве
альтернативы второму высшему образованию. Профпереподготовка – это
удобный, недорогой и быстрый способ получить второе образование и
освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от
второго высшего образования, которое длится от 3 лет, значительно дороже и
насыщено общими предметами. Вы можете освоить новую профессию, если
имеете диплом о среднем специальном или высшем профессиональном образовании,
или являетесь учащимся вузов и колледжей.

Так же работникам и работодателям надо знать, что в соответствии с ФЗ
№ 122 от 02.05.2015 года с 1 июля 2016 года были внесены изменения в
Трудовой кодекс РФ. А именно:
введены профессиональные стандарты работников и порядок их применения. Всем работникам необходимо соответствовать установленным ФЗ требованиям,
иначе работодателю грозит наложение административной ответственности.

Профессиональная переподготовка в ИПО – это программы,
соответствующие ФГОС и ориентированные на личностный рост, а также на
получение дополнительных профессиональных знаний, умений, навыков. По
окончании обучения каждый слушатель получает
диплом с правом ведения профессиональной деятельности в сфере по
выбранному направлению.

Выберите интересующую Вас программу обучения

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной ранее квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.

Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование — это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.

ДПО — что это такое?

ДПО — что это такое?

Виды ДПО

ДПО — что это такое?

ДПО — что это такое?

Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:

Цель этих программ — усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, Вы работаете педагогом в колледже и читаете курсы по лингвистике, филологии, методике преподавания языка. Вам предложили провести новый курс для студентов, связанный с нейролингвистикой. Но вам не хватает нужных профессиональных компетенций. А тратить 3-4 года, а то и 5-6 лет (по ряду специальностей) на получение второго высшего образования у вас просто нет возможности. Курсы повышения квалификации решат эту проблему — вы получите нужные компетенции и повысите свой уровень квалификации за гораздо меньший срок.

Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум — это 16 академических часов.

Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Наш институт, к примеру, реализует курсы повышения квалификации по программе «Практический курс по детской нейропсихологии» объемом 72 академических часа.

Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.

Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов — на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы о профессиональной переподготовке.

Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:

повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;

профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность — обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а математик — на детского или семейного психолога.

Диплом о профессиональной переподготовке дает его обладателю право на осуществление нового вида профессионального деятельности.

Формы

Дополнительное образование на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно получить в одной из трех форм:

Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании — ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.

Кто может получить дополнительное профобразование

Курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут проходить две категории слушателей:

те, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;

те, кто еще учится в колледжах или вузах и не получил диплом.

Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа. Зачислить студентов на программы ДПО образовательная организация может на основании справки из учебного заведения, в котором студент получает среднее специальное или высшее образование.

Например, вы студент 2 курса колледжа и получаете среднее специальное образование по специальности «Учитель начальных классов», но хотите в дальнейшем иметь возможность преподавать физическую культуру детям, получить углубленные знания по физиологии и нейропсихологии детского возраста, понимать что такое медико-психологическая экспертиза и как верно интерпретировать заключение от нейропсихолога для правильной организации учебного процесса. Для получения необходимых навыков и компетенций Вы можете параллельно с обучением в колледже пойти на курсы повышения квалификации.

Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации.

Многие задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием?

Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях — не более чем за 100 часов.

ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом, так же как и высшее, возможно получение доп. образования дистанционно.

Приближенность к практике

Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.

Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты, практикующие в своей области.

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

  • Краткосрочное повышение квалификации;
  • Проведение тематических семинаров;
  • Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов.  Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.

Что такое дополнительное профессионально образование (ДПО)?

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Полный текст закона о ДПО тут.

Что даёт профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного институтом/академией образца.

Что даёт повышение квалификации?

Повышение квалификации дает возможность за короткое время получить новые знания, навыки и умения в рамках Вашей профессиональной деятельности. По окончании курсов повышения квалификации Вы получаете удостоверение установленного институтом/академией образца.

Какие документы нужны для поступления?

Для поступления в Институт гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  • Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  • Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  • Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

  • Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  • Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  • Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  • Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  • Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  • При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.

Что нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

Как скоро я могу начать обучение?

Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.

Какой документ я получу по окончании обучения?

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Я получу государственный диплом?

Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.

Вы государственное учебное заведение?

Институт имеет государственную лицензию, следовательно, у него такие же права и обязанности, как и у государственного института. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

Получение работниками дополнительного профессионального образования – явление очень распространенное. Эта возможность предусмотрена в целях повышения имеющейся квалификации или же получения новой квалификации. Работник может получить такое образование самостоятельно, а может быть направлен на обучение работодателем, например при переводе на другую, в том числе вышестоящую должность или в связи с внедрением в организации профессиональных стандартов. В каком порядке работников направляют на обучение и какие расходы им при этом возмещаются?

Виды основного образования

Cогласно ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) в России существуют следующие основные образовательные программы:

1. Общеобразовательные – дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

  • среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

3. Профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительное образование

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух дополнительных профессиональных программ (ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Содержание дополнительной программы определяется образовательной программой с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное обучение. При установлении содержания программы нужно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется:

  • единовременно и непрерывно;
  • поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;
  • полностью или частично в форме стажировки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – Порядок) содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.

Сроки стажировки руководство организации, направляющей стажеров, определяет самостоятельно, исходя из целей обучения, и согласовывает с руководством организации, где стажировка проводится.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

К сведению: минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов (п. 12 Порядка).

Освоение дополнительных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Если дополнительная программа осваивается параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования, эти документы выдаются одновременно с соответствующим документом об образовании и о квалификации.

По результатам стажировки выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Порядок направления на обучение

Работодатель в зависимости от своей потребности вправе заключить с работником или лицом, ищущим работу, ученический договор о прохождении профессионального обучения, получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования (ч. 1 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

Однако прежде, чем заключать ученические договоры, необходимо совершить ряд мероприятий.

1. Установить условия и порядок получения образования в коллективном договоре (соглашениях, трудовом договоре) (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). При выборе форм подготовки работников и составлении перечня необходимых профессий и специальностей учитывается мнение профсоюза (ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

2. Составить план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на год, указав основания и цели дополнительного образования.

Отметим: в рамках внедрения профстандартов Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 было предусмотрено, чтодо начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны в том числе составить планы подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

3. Заключить договор с организацией,осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (п. 12 Порядка).

После этого уже можно заключать ученический договор. Заключить его можно не только с работником организации, но и с лицом, не обладающим необходимой квалификацией и только что принятым на должность с условием о соответствующем обучении.

В силу ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать:

  • наименования сторон (Ф. И. О. ученика (работника), наименование организации, Ф. И. О. руководителя и сведения о документе, на основании которого он действует);
  • указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником (если обу­чение проводится силами работодателя, данные сведения вносятся на основании ЕКС, ЕТКС, профессиональных стандартов);
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором (например, можно предусмотреть освобождение на период обучения от работы, изменение режима работы);
  • обязанность работника пройти обучение;
  • обязанность проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре в соответствии с полученной квалификацией;
  • размер оплаты труда (выплачиваемой стипендии) в период ученичества;

Ученический договор заключается (в письменной форме, в двух экземплярах) на срок, необходимый для получения квалификации (ст. 200 ТК РФ). В течение срока действия договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). А прекращается он по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (ст. 208 ТК РФ).

Заключительный момент – издание приказа (распоряжения) о направлении на обучение. Его оформляют произвольно, но помимо Ф. И. О. и должности работника, срока и места обучения целесообразно отразить основания необходимости обучения (например, план обучения).

Если работник направляется для обучения в другую местность, ему оформляется командировка.

По окончании обучения на основании представленного работником документа следует внести запись в трудовую книжку и личную карточку (ч. 6 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69). Так, в графе 3 книжки делается запись вида «С 14.01.2019 по 15.03.2019 проходил обучение на курсах повышения квалификации», а в графе 4 указываются соответствующее удостоверение или свидетельство и его номер и дата. В личной карточке для записей об обучении можно использовать два раздела – V «Повышение квалификации», VI «Профессиональная переподготовка».

Расходы, связанные с обучением

Работнику, направленному на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования, выплачиваются следующие суммы:

Если сотрудник совмещает обучение с работой на условиях неполного рабочего времени, ему выплачивается зарплата, рассчитываемая пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема выполненных работ (ч. 3 ст. 93 ТК РФ).

Обратите внимание: оплачивать стоимость дополнительного профессионального образования работодатель должен, если это предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Например, повышение квалификации медицинского работника, фармацевта (п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В остальных случаях вопрос оплаты решается по соглашению сторон в порядке, установленном коллективным или трудовым договором, соглашением (ч. 1, 2 ст. 196 ТК РФ).

Если обучение полностью оплачивал работодатель, в силу ст. 249 ТК РФ он может вернуть затраченные на обучение сотрудника средства. В частности, это возможно, если тот увольняется без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым или ученическим договором об обучении за счет средств работодателя: в таком случае сотрудник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Обратите внимание: возмещение командировочных расходов работникам, направляемым с отрывом от работы на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в другую местность, гарантировано Трудовым кодексом. Эти суммы не включаются в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, и не возмещаются работодателю, если работник увольняется без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении (Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденный Президиумом ВС РФ 05.12.2018).

При этом, как рекомендовал Роструд в Письме от 18.10.2013 № 852-6-1, во избежание споров лучше заранее определить уважительные причины увольнения и закрепить их в трудовом договоре или соглашении об обучении. А с учетом того, что порядок возмещения затрат (в частности, порядок расчета отработанного после окончания обучения времени), связанных с обучением работника, не урегулирован трудовым законодательством, его следует закреплять в соответствующем соглашении об обучении – ученическом договоре. Если такой порядок установлен не был, взыскивать придется через суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *