По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Основы языкознания для школьников, 5-8 классы, Факультативный курс, Методическое пособие, Дроздова О.Е., 2016.
Пособие предназначено для учителей, ведущих факультативный курс «Основы языкознания для школьников». Изложены особенности содержания курса, даны календарное планирование, ответы с комментариями к заданиям, дополнительный материал занимательного характера, предложены разнообразные формы подачи и отработки учебного материала. В приложениях приведены примеры конспектов некоторых уроков и отрывки ученических работ.
Диалог языков в процессе обучения языкознанию.В последние годы лингвисты и методисты всё больше говорят о единой образовательной области «Филология», имея в виду не только единство целей и подходов в курсах русского языка и литературы, но и выработку общих подходов к преподаванию русского и иностранных языков, что является одним из перспективных направлений развития межпредметных связей предмета «Русский язык». Введение в школе курса языкознания может способствовать формированию атмосферы сотрудничества учителей русского и иностранных языков.
Теоретически можно предположить, что учителю иностранного языка (а тем более знающему несколько языков) будет легче вести курс лингвистики, но практика показала, что в подавляющем большинстве случаев этим курсом интересуется учитель-русист. Отработанный в течение многих лет межъязыковой материал предложенного общелингвистического курса станет его главным помощником и консультантом.
Купить
.
учебник по языкознанию :: языкознание :: Дроздова :: 5 класс :: 6 класс :: 7 класс :: 8 класс
Следующие учебники и книги:
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009.
§1. ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ
Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды, позвав гостей, Ксанф послал Эзопа на рынок и велел купить «самого лучшего, что есть на свете». Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые. Ксанф удивился, а Эзоп сказал так: «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» На другой день Ксанф приказал купить «всего худшего, что есть на свете». И опять на столе оказались одни языки. Эзоп объяснил: «Разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!»
Роль языка в жизни человека огромна. Язык является для людей важнейшим средством общения.
Задание №1. Ответьте на вопрос. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?
Наш предмет называется «лингвистика». Это слово произошло от латинского lingua – язык, значит лингвистика – это наука о языке. По-другому эта наука называется языкознание, что говорит само за себя.
Какой же язык является предметом изучения лингвистики – русский, французский, английский? Да, и они тоже. А еще китайский и древнегреческий, японский и иврит и все остальные языки, на которых говорят или говорили народы мира, а также языки жестов, детская речь, языки, используемые в программах современных компьютеров и многие другие. То есть мы на наших уроках будем говорить о различных видах и проявлениях языка человека и даже поговорим о том, есть ли свой язык у животных. Но больше всего внимания мы уделим общим закономерностям, которые свойственны многим (или даже всем) ныне существующим или существовавшим в древности языкам народов мира; мы будем говорить и о конкретных интересных явлениях в некоторых языках (например, в русском, французском, английском). Конечно, больше всего мы будем опираться на примеры и правила из русского языка, ведь это наш родной язык, и нам, как носителям русского языка, легче всего разобраться в его тонкостях.
Носитель какого-то языка – это человек, который знает его с рождения и для которого этот язык является основным средством общения.
Все вопросы, связанные с происхождением и общими законами языка человека, изучаются в общем языкознании в институтах и университетах. Однако, теперь, когда во многих школах углубленно изучают гуманитарные предметы, а также несколько иностранных языков, возникла необходимость во введении такого предмета в средней школе. Те интересные знания и полезные сведения о языке, которые вы получите на наших уроках, могут вам пригодиться при изучении родного и иностранных языков. Они будут нужны не только тем, кто потом станет лингвистом или переводчиком, но вообще любому образованному человеку.
Хотели бы вы узнать, почему так трудно бывает освоить произношение при изучении иностранного языка, откуда в русском языке появились непроизносимые согласные и беглые гласные? А как можно восстановить слова того языка, на котором говорили предки русских, французов, англичан, немцев, греков, индийцев, когда были единым племенем? И вообще – можно ли узнать, какие самые первые слова произнес древний человек? А теперь, когда есть компьютеры, надо ли учить разные правила?
Может быть, специальные программы, которые вводятся в память компьютеров и становятся все совершеннее, автоматически исправят любой текст, вводимый вами в компьютер? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в процессе изучения этой книги.
Лингвистика учит людей такому целостному подходу к языку, она поможет вам упорядочить те знания, которые вы получаете на уроках русского и иностранных языков, да и не только на них. Ведь язык является основным материалом для изложения фактов в любых науках.
Благодаря знакомству с основами языкознания изучение конкретных языков может стать для вас более интересным и увлекательным занятием.
1. Что обозначают части слов «бургер» в слове «чизбургер» и «бус» в слове автобус?
Рассмотрим сначала слово «гамбургер». Первоначально оно обозначало «шницель по-гамбургски» и было образовано от названия города Гамбурга, где этот шницель сделали впервые. Пишется оно по-английски hamburger. Люди обычно не вспоминали о Гамбурге, когда заказывали это блюдо. Многие думали, что это название как-то связано с английским словом «ham» – ветчина, окорок. А когда стали делать такой шницель с кусочком сыра сверху, от старого названия оторвали «ham» и вместо него поставили «cheese» – сыр. В слове «чизбургер» вторая половина осталась от слова, связанного с Гамбургом, о котором теперь уже никто не вспоминает, говоря о шницеле, вложенном внутрь булочки.
2. Как произошли слова «шаромыжник» и «Одесса»?
Слово «шаромыжник» произошло от французских слов «cher umi» (дорогой друг). Так обращались к тем, у кого просили подаяние, французские беженцы, солдаты, раненные после отступления армии Наполеона в 1812 году. Сейчас слово «шаромыжник» обозначает «человек, который любит поживиться на чужой счет, жулик». Слово «Одесса» по одной из версий его происхождения – это вывернутое наизнанку «assez d’eau» (воды достаточно), как якобы сказал основавший Одессу французский эмигрант де Рибас (отсюда, кстати, название главной улицу города – Дерибассовская).
3. Являются ли родственными слова «атом», «том», «анатомия»?
На уровне современного русского языка трудно уловить связь между словами «том», «атом» и «анатомия». Но если проследить историю происхождения этих слов от греческого слова «томос» (часть), то становится ясно, что их связывает: том – часть книги, как бы отрезанная от нее, атом – придя в латинский язык, это слово обозначало «неделимый» («а» – приставка отрицания), а анатомия – наоборот, разделение, рассечение («ан» – вариант приставки «а», а двойное отрицание приводит к первоначальному значению).
Языкознание имеет долгую историю развития. Во все времена люди, общаясь между собой, сталкивались с такими проблемами: как лучше выразить свою мысль, какими словами легче убедить в чем-то собеседника? С появлением письма возникли трудности, связанные с обучением грамоте. Наконец, приходилось задумываться об устройстве языка, когда надо было общаться с людьми другого племени, народа, осваивать чужой язык. Все это заставляло людей подмечать в языке какие-то закономерности, а потом и формулировать языковые правила.
Совсем другой была китайская традиция изучения языка. В китайском языке нет склонений, спряжений, поэтому для него не так важна грамматика (первая грамматика китайского языка появилась только в конце XIX века под европейским влиянием). Зато в Китае важнейшим делом стало составление словарей. Ведь грамотному китайцу, чтобы читать книги, надо запоминать написание тысяч слов, каждое из которых обозначается иероглифом или сочетанием иероглифов.
В средние века большим вкладом в науку о языке стали арабские грамматики – языковые явления в них были описаны точнее и детальнее, чем в древнегреческих и древнеримских.
Во всех странах, где развивалось языкознание, интерес к языку не был основан лишь на человеческой любознательности. Грамматики, словари, пособия по риторике составлялись прежде всего с практической целью – переводить религиозные тексты, помогать готовить публичные выступления, писать стихи и т. д. В XV – XVI веках появились труды, описывающие разговорные языки Европы: испанский, итальянский, потом французский, английский и другие. Стало возможным сравнивать устройство разных языков, выявлять в них различия и, что очень важно, общие закономерности.
Более позднее развитие лингвистической науки представлено в огромном количестве грамматик, словарей, учебных пособий, научных трактатов. Идеи, которые появились у исследователей-языковедов, дали начало многочисленным направлениям и ответвлениям науки о языке. Со многими языковыми явлениями, открытыми в разное время, вы познакомитесь в нашем курсе.
Лингвистика не существует сама по себе. Она связана со многими науками. Более того, опираясь именно на языковые факты, ученые делают открытия в различных областях знаний. Например, в истории. Вот один из примеров. На рубеже XVIII и XIX веков лингвисты, сравнивая слова из языков разных народов, разделенных десятками тысяч километров, пришли к выводу о том, что народы эти – близкие родственники, дети одного племени, так как языки их восходят к одному праязыку (т. е. прадедушке этих языков). Обнаружилось, что существует большая группа индоевропейских языков, объединяющая в одну семью индийцев, русских, немцев, французов, англичан и множество других народов. Это был переворот в сознании людей, до этого враждовавших, а теперь осознавших себя братьями и сестрами.
Или вот еще пример – медицина. Казалось бы, уж она-то с лингвистикой никак не связана. Однако лингвисты могут помочь медикам поставить диагноз некоторым больным. Известно, что при травмах головы может нарушиться речь человека. Так вот, выяснилось, что по тому, какие ошибки делает больной в речи (например, неправильно согласовывает слова или пропускает глаголы), можно точно установить, какие участки головного мозга повреждены.
Связана также лингвистика с математикой и кибернетикой (наукой об управлении, связи и переработке информации). Созданные на основе кибернетики современные компьютеры, как вы, наверное, уже знаете, могут «разговаривать» с человеком, задавая ему те или иные вопросы и в зависимости от полученных ответов выполнять необходимые действия. Сегодня уже создано немало компьютерных программ – переводчиков с одного языка на другой. Конечно, пока эти программы делают переводы гораздо хуже профессиональных переводчиков. Но у компьютеров есть большие преимущества – очень высокая скорость осуществления операций и огромная память. Поэтому программы–переводчики могут быть очень полезны человеку. Для их создания необходимо сотрудничество математиков-программистов с лингвистами.
Вот какая интересная наука лингвистика. Оказывается, она нужна человеку для усвоения знаний во всех областях жизни и деятельности. Конечно, нельзя ожидать от лингвистики чудес даже в области изучения языков, например, начал ее изучать – и тут же стал грамотнее писать. Она может объяснить человеку, откуда взялись в языке те или иные правила, чем отличаются правила одного языка от правил другого языка. Тем самым она делает изучение языков более осмысленным, а следовательно, более глубоким.
1. Лингвистика (языкознание) – это наука о языке человека.
2. Носитель языка – это человек, который знает его с рождения и для которого этот язык является основным средством общения.
3. Общее языкознание помогает человеку упорядочивать знания, которые человек получает в любой науке. Особенно полезно оно для более глубокого изучения родного и иностранного языков.
4. Лингвистика связана со многими науками – историей, математикой, кибернетикой, медициной и рядом других.
Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы
Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.
На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Основы языкознания для школьников, 5-8 классы, Факультативный курс, Методическое пособие, Дроздова О.Е., 2016»
Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.
Нашлось 10 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).
Дата генерации страницы: воскресенье, 23 апреля 2023 г., 13:04:24 GMT