EduSkrum-технология в образовании

eduSkrum-технология в образовании

eduScrum — это направление, выделившееся из классического Scrum.

eduScrum описывает рамки для внедрения Scrum в образование

eduScrum (эдускрам) –современная методика активного, совместного обучения. Мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к работе, учит самостоятельно контролировать себя и результат работы.

eduScrum используется как: педагогическая технология — для организации процесса обучения в школе и на дополнительных занятия.

Данная технология включает в себя несколько этапов:

Владелец продукта определяет требования к продукту проекта и их приоритизацию, полномочен вносить в них изменения по ходу проекта, а также контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В контексте уроков роль владельца продукта выполняет учитель .

Скрам-мастер является участником проектной команды и отвечает за организацию деятельности ее участников для успешной реализации проекта (получения продукта), а также за поддержание благоприятной атмосферы в команде. В роли скрам-мастера выступает ученик. Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 4-5 человек, из которых впоследствии выбирается скрам-мастер.

Ключевым объектом проекта является бэклог продукта — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать .

Sprint (спринт) – временной промежуток от 1 до 4 недель, за который команда создает часть продукта, готовую к демонстрации.

Оптимальная продолжительность спринта – 1-2 недели. Это делается для того, чтобы информация, полученная в начале первой недели, не забылась к концу второй недели и не требовалось время на восстановление связей.

Работа школьников организуется короткими фиксированными спринтами, длительностью одна-две недели, в конце каждого из них представляется законченный продукт или часть продукта. Длина спринта выбирается совместно учителем и детьми в начале проекта. Внутри одного проекта длительность спринтов одинаковая, но в разных проектах может изменяться. Команда, согласно своей скорости, отбирает из «маршрутного листа» задачи на один спринт, формируя так называемый бэклог спринта. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата в самой разнообразной форме — тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др.

Проводится ретроспектива эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт.

Таким образом, данная технология включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация, рефлексия .

Она представляет собой носитель (большой бумажный плакат, маркерная или пробковая доска и т. п.) с расчерченными рядами столбцов «Делать», «В процессе работы», «Требует проверки», «Выполнено» и наклеенными стикерами с конкретными задачами проекта. Можно использовать электронные скрам-доски, например Trello и т. п.

1. Agile-уроки для поколения Net-http://edexpert.ru/agile

2. Arno Delhij, Rini van Solingen, Willy Wijnandas.  Руководство по eduScrum «Правила игры» //  Версия 1.2- сентябрь 2015.  Перевод на русский язык: Ильнур Мифтахов, Татьяна Глухарева. 2015. 23 с.

3. Проекты, меняющие школу. Agile трансформация-   https://rosuchebnik.ru/material/proekty-menyayushchie-shkolu-agile-transformatsiya /

Scrum технология на уроках английского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Применение Scrum технологии на уроках английского языка»

SCRUM-УРОК: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

В качестве проекта на усмотрение учителя принимается тема по предмету (или несколько тем, если они маленькие). В качестве продукта проекта выступают приобретаемые учащимися знания, умения и компетенции.

Согласно Scrum, ключевые роли в проекте — это владелец продукта, скрам-мастер и участник команды.

Владелец продукта определяет требования к продукту проекта и их приоритизацию, полномочен вносить в них изменения по ходу проекта, а также контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В контексте уроков роль владельца продукта выполняет учитель.

Скрам-мастер является участником проектной команды и отвечает за организацию деятельности ее участников для успешной реализации проекта (получения продукта), а также за поддержание благоприятной атмосферы в команде. В роли скрам-мастера выступает ученик.

Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 3 – 6 человек, из которых впоследствии выбирается скрам-мастер.

Ключевым артефактом проекта является Product backlog (бэклог продукта) — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать.

Работа школьников организуется короткими фиксированными итерациями — спринтами длительностью одна-две недели, в конце каждого из них представляется законченный продукт или часть продукта. Длина спринта выбирается совместно учителем и детьми в начале проекта. Внутри одного проекта длительность спринтов одинаковая, но в разных проектах может изменяться. Команда, согласно своей скорости, отбирает из «маршрутного листа» задачи на один спринт, формируя так называемый бэклог спринта. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата в самой разнообразной форме — тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др. Далее проводится ретроспектива эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт. Таким образом, данная технология включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация, рефлексия. (Рис.2).

EduSkrum-технология в образовании

Как и любой проект, Scrum-урок начинается со сбора требований к продукту. Учитель (владелец продукта) заранее формирует список требований к знаниям и компетенциям детей по выбранной теме. Затем учитель определяет список «надежных» источников, которыми могут пользоваться ученики. В список входят аудио- и видеоисточники, интерактивные интернет-ресурсы, учебники, пособия и др. Обязательно указываются сроки реализации и формы демонстрации (контроля) достигнутых результатов. Таким образом, формируется «маршрутный лист» изучения темы учениками (бэклог проекта). Его структура выглядит примерно так: наименование темы, изучаемые разделы темы, требования к результатам изучения темы, задания по теме, рекомендуемые источники, вид и сроки представления/контроля результатов, справочная информация.

Затем класс объединяется в проектные команды по 4-5 человек. Обучающиеся в командах начинают реализовывать проект (изучать тему), выбирая разделы из «маршрутного листа». Во время работы дети активно взаимодействуют, делятся инсайтами, обсуждают проблемы, совместно находят решения и помогают друг другу. При этом в любой момент команда может обратиться к учителю за помощью.

По завершении изучения темы обучающиеся пишут контрольную работу (или применяется иной вид контроля). Ключевое отличие здесь — этап ретроспективы: механизм самооценки и рефлексии, на котором дети совместно с учителем анализируют, что и как можно улучшить на следующих этапах работы (это кардинально отличается от типовой работы над ошибками).

Внешне Scrum-уроки не похожи на те, к которым мы привыкли. Классная комната больше не стандартный кабинет. Парты не стоят рядами «лицом» к доске, они размещены группами, чтобы дети видели друг друга. В начале урока школьники сами определяют план того, что они должны изучить за время урока.

В ходе уроков, как на любом Agile-проекте, используется средство визуализации деятельности — cкрам-доска. Она представляет собой носитель (большой бумажный плакат, маркерная или пробковая доска и т. п.) с расчерченными рядами столбцов «План», «В работе», «Сделано» и наклеенными стикерами с конкретными задачами проекта. Можно использовать электронные скрам-доски, например Trello и т. п.

Работает это по такой схеме: школьники переставляют стикеры с задачами из колонки «План» в колонку «В работе» и принимаются за дело. Ребята берут учебник и приступают к освоению темы, выполнению заданий. Учитель наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске. Если он замечает, что кто-то из учеников застопорился и не находит решения проблемы, то быстро подходит к нему и помогает разобраться с трудным моментом. Для определения качества усвоения материала он наугад выбирает любую задачу из колонки «Сделано» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе или использует другие способы, формы и приемы организации текущего контроля.

Scrum-уроки продуктивнее и эмоционально насыщеннее («живее») традиционных. Ученики активно обсуждают различные задачи и проблемы. Ребята приучаются свободно высказываться и аргументированно отстаивать свою точку зрения. На таких уроках учащиеся чувствуют себя более свободно и комфортно.

Agile на уроке позволяет детям научиться искать, анализировать и преобразовывать информацию. Работа происходит в командах, поэтому дети учатся способам эффективной коммуникации. Нестандартный подход способствует развитию у обучающихся лидерских качеств и повышает мотивацию к познанию. Дети получают возможность научиться учиться, освоив одну из важнейших компетенций школы XXI века. Это качественные результаты трансформации. Количественные показатели представлены в таблицах 1 и 2 на основе данных электронного журнала школы № 25 Балашихи*. Они говорят сами за себя.

Доброго дня, уважаемые коллеги!

Я рада возможность делиться теми знаниями и идеями, которые у меня появляются в связи с профессией и развитием в ней.

Я благодарна нашим детям, что они заставляют нас учителей учиться и развиваться. Ставить каждый день себе вопрос: «как сделать урок интереснее?»

Я благодарна администрации школы № 10 за возможность познакомиться с новыми технологиями.

Лично Алексею Витальевичу Чувакову учителю высшей категории, победителю конкурса «Учитель года», гимназии №147, г.Екатеринбурга.

Суверенностью могу сказать, что главным профессиональным открытием для меня стала классная технология SCRUM, с помощью которой можно организовать урок по любому предмету, работу любой команды в любой сфере и даже работу над собственным ежедневным списком дел!

Алексей Витальевич рассказала нам за короткое время, как применить технологию SCRUM на уроке, и я сразу поняла, что это очень классный подход.

EduSkrum-технология в образовании

Слайд из лекции о применении SCRUM в обучении

В чём же суть? Первое, что вы должны сделать — это разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта» (серии уроков по выбранной теме). Он должен содержать название темы; необходимые знания, умения и навыки, которые должны быть у ученика в результате изучения темы; даты и форма предстоящего контроля; перечень источников теории и заданий по практике (как базового, так и повышенного уровня). Я применяла эту технологию на 8 классе при изучении темы «Магнитное поле».

Прикрепляю маршрутный лист для 8 класса в качестве примера.

EduSkrum-технология в образовании

Лицевая сторона маршрутного листа

EduSkrum-технология в образовании

Оборотная сторона маршрутного листа

Заданий различного уровня должно быть больше, чем можно успеть за отведенное время: у учеников должен быть выбор. Такой маршрутный лист выдается каждому ученику. С помощью этого инструмента учитель дает понять детям, ЧТО именно от них нужно (согласитесь, обычно один из главных страхов ребенка перед уроком — страх неведения).

Класс делится на группы (3-5 человек). Чтобы никому не было обидно, я сделала это с помощью генератора случайных чисел или анкеты.

Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске) и запланировать свои действия вперед на 2-3 урока.

EduSkrum-технология в образовании

Второй обязательный элемент технологии — SCRUM-доска

Планирование осуществляется с помощью SCRUM-доски. Она должна содержать минимум 3 столбца. Первый столбец называется «План». Сюда каждая команда прикрепляет стикеры с задачами (одна задача — один стикер). Следующая колонка — «В работе». Сюда приклеиваются те задачи, над которой работа в команде идет в данный момент. С помощью этой колонки учитель видит, чем занята каждая из групп. Третий столбик — «Сделано :)» (самый приятный!). Сюда перемещаются выполненные задачи, причем критерии выполнения оговариваются командой заранее. Например, если хотя бы один член команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».

Показываю вам свои доски! Правда, про то, что надо сделать фото, я вспоминала под конец всей работы, поэтому в планах почти ничего нет)

EduSkrum-технология в образовании

С 9-ми использовали оборотную сторону обычной доски

Еще я поняла, что планирование на несколько шагов вперед вызывает затруднения у учащихся: они неплохо планируют только на 1 урок. Есть над чем работать в этом плане, ведь стратегическое планирование — важный навык для человека!

Так выглядит работа класса по SCRUM

SCRUM-доска — реально классный инструмент! Позволяет видеть свои планы, не терять зря времени и почувствовать удовлетворение от результата . Я сделала аналог себе над рабочим столом, и теперь свои задачи креплю туда на стикерах!

EduSkrum-технология в образовании

Моя личная SCRUM-доска

EduSkrum-технология в образовании

Вернемся к учебному процессу в технологии SCRUM. Надеюсь, вы поняли, что команда сама ставит цели и достигает их: если они захотят, то решат 5 подряд похожих задач, а если нет — решат две похожих и перейдут на более высокий уровень сложности.

Казалось бы, все прекрасно. НО учитель-то НЕ УЧИТ!

Тут мы вспоминаем любимый ФГОС, который говорит нам о том, что учитель и не должен давать знания в готовом виде

На мой взгляд, SCRUM — это одна из наиболее реальных стратегий для исполнения такого госзаказа. Но это не значит, что учитель ничего не объясняет. Он курсирует между группами, помогая ребятам справляться с трудностями. Сначала формируется образовательный запрос, а уже потом поспевает «скорая помощь» в лице учителя. Так что просто сидеть и спокойно заполнять электронный журнал не получится

В начале каждого следующего урока проводится мини-собрание «на ходу»: команда обсуждает то, что уже сделано, как можно улучшить работу и устранить препятствия, которые есть в работе.

В конце спринта (перед итоговым контролем) обязательно надо провести самооценку. Для этого используется лист обратной связи, где ученик отмечает, что он умеет, а что — нет.

EduSkrum-технология в образовании

Лист самоконтроля для учеников 9-го класса

После самоконтроля каждый член команды понимает, что ему необходимо повторить перед контрольной работой, и может устранить свои пробелы.

Итоговый контроль должен быть предсказуемым, может даже содержать ту же задачу, которая была в рабочем листе. Наша цель — не застать ученика врасплох, а наиболее объективно проверить его умения. После контрольной работы можно еще раз провести работу с листом самоконтроля .

Проведя работу по технологии SCRUM, я могу сделать вывод, что она действительно эффективна. Во время урока вовлечены все, идет взаимодействие в группе, цели достигаются одна за одной, и даже разный уровень учащихся не становится большой помехой для работы.

Еще безусловный плюс — работа вполне может идти и без учителя! Нет проблемы, если внезапно секретарь зайдет за подписью — класс даже не заметит этого, ведь они все заняты делом (в отличие от классического урока, где и отвернуться без последствий иногда нельзя). Даже в то время, когда я была в командировке, работа не простаивала.

Коллеги, если вам стало интересно и вы захотите попробовать eduSCRUM в своей работе!

Думаю что используя эту технологию можно — научить всех!

В последнее время происходит совершенствование образовательных процессов. Наряду с традиционными методиками обучения внедряются инновационные с использованием различных интерактивных устройств и оборудования. Усовершенствованные механики и уникальные системы делают учебу детей более эффективной и прогрессивной. Среди самых известных нововведений можно выделить планирование урока с использованием технологии eduScrum.

Ключевой особенностью методики Scrum является то, что работа построена через автономию и совместную цель, отсутствует принуждение и поощрение. Уникальная педагогическая технология сегодня достаточно широко используется для организации процесса обучения в школах, образовательных центрах и специализированных учреждениях. Методика eduScrum основана на теории эмпирического управления. Соответствующие знания приобретаются в ходе опыта и принятых решений, которые направлены на достижение целей. Задача руководителя заключается в распределении ролей и обозначении задач. В процессе достижения цели задачи могут быть скорректированы. Перед педагогом открываются возможности для распределения нагрузки между всеми членами команды.

EduSkrum-технология в образовании

Организация технологии eduScrum в школе

Уникальная методика обучения открывает свободу действий для учащихся. Это можно объяснить на следующем примере, взятом из водного вида спорта. Тренер ставит задачу команде доплыть до другого берега, и пловцы сами решают, как они будут это делать, плыть кролем, брассом или же использовать лодку или плот. Таким же образом происходит обучение, педагог ставит задачу, а дети стараются ее решить, принимая активное совместное участие.

В процессе обучения ученики изучают то, что сказал им учитель и выполняют задание. Если один из участников пропустил одно или несколько занятий другие ему объясняют, чтобы команда смогла выполнить проект. Благодаря этому дети учатся перераспределять обязанности, договариваться, работать в команде. Формирование soft skills позволяет детям приобрести коммуникативные навыки, что необходимо в будущем при работе над серьезными и более сложными проектами.

Три ключевых момента eduScrum

  • Распределение ролей. Основная задача состоит в том, чтобы распределить ответственность в команде с учетом знаний и опыта каждого из участников. Обычно этим занимается учитель, однако по мере роста опыта педагог может доверить это задание лидеру группы или так называемому капитану.
  • Составление eduScrum-доски. Необходимо составить таблицу задач, где распределены задачи от меньшей к большей и от простой к сложной. Благодаря этому учащиеся могут отслеживать как происходит реализация крупного проекта, например, что находится в работе, что уже готово, а что требует доработки.
  • Назначение мастера. Ответственное лицо следит за выполнением задач и соблюдением сроков. Мастер может вносить необходимые корректировки, регулировать конфликты в команде. Его основная задача – поддерживать рабочий положительный настрой. При этом он не должен вмешиваться в непосредственный учебный процесс.

В ходе совместного творческого процесса учащиеся чувствуют ответственность за собственную работу и весь учебный процесс. Домашние задания больше не даются учителями, ученики сами планируют и распределяют задачи. Это открывает большие возможности для взаимной вовлеченности, мотивирует к достижению поставленных целей.

EduSkrum-технология в образовании

Конкретный пример реализации Scrum в образовании

Прогрессивная методика обучения актуальна не только на уроках химии и физики, но также на уроках русского языка и литературы. Например, сначала ученики изучают тему в классическом формате, затем создают уникальный учебный проект, к примеру трейлер к какому-либо известному произведению. Для того чтобы создать буктрейлер, необходимо сформировать несколько готовых элементов трейлера, все это возможно только если все участники прочитали данное произведение и хорошо с ним знакомы. В ходе занятия они распределяют задачи, например, двое или трое могут писать сценарий, остальные производить съемку и заниматься монтажом. Благодаря этому происходит эффективная переработка пройденного материала.

В соответствии с методологией eduScrum распределение обязанностей может производиться как руководителем обучения, так и самими учащимися. Если педагог видит, что одна группа учеников хорошо пишет, правильно излагает мысли, им могут поручить написать сценарий. У других же могут быть хорошо развиты инженерные навыки, они умеют обращаться с техникой, знают все тонкости и нюансы, поэтому им педагог может поручить съемку и монтаж. Правильное распределение обязанностей – залог успешного выполнения поставленной задачи.

EduSkrum-технология в образовании

Преимущества eduScrum

  • Самостоятельное решение задач. В процессе реализации проекта педагог дает возможность ученикам самостоятельно планировать свои шаги и принимать решения.
  • Формирование коммуникативных навыков. Участники проекта учатся работать в команде, разрешать конфликты, препятствия в работе.
  • Практический опыт. Благодаря реализации проекта дети приобретают дополнительный практический опыт, пройденный материал лучше усваивается.
  • Активное вовлечение в образовательный процесс. Уникальная методика помогает вовлечь детей в обучение. Например, для создания трейлера необходимо самому все прочитать и изучить весь материал.
  • Комфортная атмосфера. В сравнении с классическим обучением отсутствует принуждение и поощрение. Сам процесс получения знаний не угнетает, не оказывает отрицательного влияния на психику ребенка.

В настоящее время во многих крупных городах довольно часто используется данная инновационная методика обучения. По мнению педагогов она дает хорошие результаты. Учащиеся получают большую свободу действий, что позволяет им получать качественные знания, не жертвуя психологическим комфортом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *