eduSkrum-технология в образовании
eduScrum — это направление, выделившееся из классического Scrum.
eduScrum описывает рамки для внедрения Scrum в образование
eduScrum (эдускрам) –современная методика активного, совместного обучения. Мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к работе, учит самостоятельно контролировать себя и результат работы.
eduScrum используется как: педагогическая технология — для организации процесса обучения в школе и на дополнительных занятия.
Данная технология включает в себя несколько этапов:
Владелец продукта определяет требования к продукту проекта и их приоритизацию, полномочен вносить в них изменения по ходу проекта, а также контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В контексте уроков роль владельца продукта выполняет учитель .
Скрам-мастер является участником проектной команды и отвечает за организацию деятельности ее участников для успешной реализации проекта (получения продукта), а также за поддержание благоприятной атмосферы в команде. В роли скрам-мастера выступает ученик. Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 4-5 человек, из которых впоследствии выбирается скрам-мастер.
Ключевым объектом проекта является бэклог продукта — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать .
Sprint (спринт) – временной промежуток от 1 до 4 недель, за который команда создает часть продукта, готовую к демонстрации.
Оптимальная продолжительность спринта – 1-2 недели. Это делается для того, чтобы информация, полученная в начале первой недели, не забылась к концу второй недели и не требовалось время на восстановление связей.
Работа школьников организуется короткими фиксированными спринтами, длительностью одна-две недели, в конце каждого из них представляется законченный продукт или часть продукта. Длина спринта выбирается совместно учителем и детьми в начале проекта. Внутри одного проекта длительность спринтов одинаковая, но в разных проектах может изменяться. Команда, согласно своей скорости, отбирает из «маршрутного листа» задачи на один спринт, формируя так называемый бэклог спринта. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата в самой разнообразной форме — тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др.
Проводится ретроспектива эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт.
Таким образом, данная технология включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация, рефлексия .
Она представляет собой носитель (большой бумажный плакат, маркерная или пробковая доска и т. п.) с расчерченными рядами столбцов «Делать», «В процессе работы», «Требует проверки», «Выполнено» и наклеенными стикерами с конкретными задачами проекта. Можно использовать электронные скрам-доски, например Trello и т. п.
1. Agile-уроки для поколения Net-http://edexpert.ru/agile
2. Arno Delhij, Rini van Solingen, Willy Wijnandas. Руководство по eduScrum «Правила игры» // Версия 1.2- сентябрь 2015. Перевод на русский язык: Ильнур Мифтахов, Татьяна Глухарева. 2015. 23 с.
3. Проекты, меняющие школу. Agile трансформация- https://rosuchebnik.ru/material/proekty-menyayushchie-shkolu-agile-transformatsiya /
Доброго дня, уважаемые коллеги!
Я рада возможность делиться теми знаниями и идеями, которые у меня появляются в связи с профессией и развитием в ней.
Я благодарна нашим детям, что они заставляют нас учителей учиться и развиваться. Ставить каждый день себе вопрос: «как сделать урок интереснее?»
Я благодарна администрации школы № 10 за возможность познакомиться с новыми технологиями.
Лично Алексею Витальевичу Чувакову учителю высшей категории, победителю конкурса «Учитель года», гимназии №147, г.Екатеринбурга.
Суверенностью могу сказать, что главным профессиональным открытием для меня стала классная технология SCRUM, с помощью которой можно организовать урок по любому предмету, работу любой команды в любой сфере и даже работу над собственным ежедневным списком дел!
Алексей Витальевич рассказала нам за короткое время, как применить технологию SCRUM на уроке, и я сразу поняла, что это очень классный подход.
Слайд из лекции о применении SCRUM в обучении
В чём же суть? Первое, что вы должны сделать — это разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта» (серии уроков по выбранной теме). Он должен содержать название темы; необходимые знания, умения и навыки, которые должны быть у ученика в результате изучения темы; даты и форма предстоящего контроля; перечень источников теории и заданий по практике (как базового, так и повышенного уровня). Я применяла эту технологию на 8 классе при изучении темы «Магнитное поле».
Прикрепляю маршрутный лист для 8 класса в качестве примера.
Лицевая сторона маршрутного листа
Оборотная сторона маршрутного листа
Заданий различного уровня должно быть больше, чем можно успеть за отведенное время: у учеников должен быть выбор. Такой маршрутный лист выдается каждому ученику. С помощью этого инструмента учитель дает понять детям, ЧТО именно от них нужно (согласитесь, обычно один из главных страхов ребенка перед уроком — страх неведения).
Класс делится на группы (3-5 человек). Чтобы никому не было обидно, я сделала это с помощью генератора случайных чисел или анкеты.
Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске) и запланировать свои действия вперед на 2-3 урока.
Второй обязательный элемент технологии — SCRUM-доска
Планирование осуществляется с помощью SCRUM-доски. Она должна содержать минимум 3 столбца. Первый столбец называется «План». Сюда каждая команда прикрепляет стикеры с задачами (одна задача — один стикер). Следующая колонка — «В работе». Сюда приклеиваются те задачи, над которой работа в команде идет в данный момент. С помощью этой колонки учитель видит, чем занята каждая из групп. Третий столбик — «Сделано :)» (самый приятный!). Сюда перемещаются выполненные задачи, причем критерии выполнения оговариваются командой заранее. Например, если хотя бы один член команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».
Показываю вам свои доски! Правда, про то, что надо сделать фото, я вспоминала под конец всей работы, поэтому в планах почти ничего нет)
С 9-ми использовали оборотную сторону обычной доски
Еще я поняла, что планирование на несколько шагов вперед вызывает затруднения у учащихся: они неплохо планируют только на 1 урок. Есть над чем работать в этом плане, ведь стратегическое планирование — важный навык для человека!
Так выглядит работа класса по SCRUM
SCRUM-доска — реально классный инструмент! Позволяет видеть свои планы, не терять зря времени и почувствовать удовлетворение от результата . Я сделала аналог себе над рабочим столом, и теперь свои задачи креплю туда на стикерах!
Моя личная SCRUM-доска
Вернемся к учебному процессу в технологии SCRUM. Надеюсь, вы поняли, что команда сама ставит цели и достигает их: если они захотят, то решат 5 подряд похожих задач, а если нет — решат две похожих и перейдут на более высокий уровень сложности.
Казалось бы, все прекрасно. НО учитель-то НЕ УЧИТ!
Тут мы вспоминаем любимый ФГОС, который говорит нам о том, что учитель и не должен давать знания в готовом виде
На мой взгляд, SCRUM — это одна из наиболее реальных стратегий для исполнения такого госзаказа. Но это не значит, что учитель ничего не объясняет. Он курсирует между группами, помогая ребятам справляться с трудностями. Сначала формируется образовательный запрос, а уже потом поспевает «скорая помощь» в лице учителя. Так что просто сидеть и спокойно заполнять электронный журнал не получится
В начале каждого следующего урока проводится мини-собрание «на ходу»: команда обсуждает то, что уже сделано, как можно улучшить работу и устранить препятствия, которые есть в работе.
В конце спринта (перед итоговым контролем) обязательно надо провести самооценку. Для этого используется лист обратной связи, где ученик отмечает, что он умеет, а что — нет.
Лист самоконтроля для учеников 9-го класса
После самоконтроля каждый член команды понимает, что ему необходимо повторить перед контрольной работой, и может устранить свои пробелы.
Итоговый контроль должен быть предсказуемым, может даже содержать ту же задачу, которая была в рабочем листе. Наша цель — не застать ученика врасплох, а наиболее объективно проверить его умения. После контрольной работы можно еще раз провести работу с листом самоконтроля .
Проведя работу по технологии SCRUM, я могу сделать вывод, что она действительно эффективна. Во время урока вовлечены все, идет взаимодействие в группе, цели достигаются одна за одной, и даже разный уровень учащихся не становится большой помехой для работы.
Еще безусловный плюс — работа вполне может идти и без учителя! Нет проблемы, если внезапно секретарь зайдет за подписью — класс даже не заметит этого, ведь они все заняты делом (в отличие от классического урока, где и отвернуться без последствий иногда нельзя). Даже в то время, когда я была в командировке, работа не простаивала.
Коллеги, если вам стало интересно и вы захотите попробовать eduSCRUM в своей работе!
Думаю что используя эту технологию можно — научить всех!
Одна из главных ценностей моего блога — возможность делиться теми знаниями и идеями, которые у меня появляются в связи с профессией и развитием в ней. 2018 год не был особенно удачным для появления новых статей, но точно уж не был бедным на новую информацию!
С уверенностью могу сказать, что главным профессиональным открытием для меня стала классная технология SCRUM, с помощью которой можно организовать урок по любому предмету, работу любой команды в любой сфере и даже работу над собственным ежедневным списком дел!
Обо всем этом расскажу в статье 🙂
Началась эта история осенью на форуме студенческого актива Москвы и Московской области. У нас были классные наставники из команды КосмОдис Павел Рабинович, Кирилл Заведенский и Елена Матвиюк, которые занимаются развитием различных проектов, часто связанных с образованием. Елена Сергеевна рассказала нам за короткое время, как применить технологию SCRUM на уроке математики, и я сразу поняла, что это очень классный подход. Пользуясь волшебной доступностью эксперта, я связалась с Еленой Сергеевной, и она мне очень помогла с материалами, которые нужны для применения этой технологии.
На осенних каникулах я прочитала книгу автора технологии Джеффа Сазерленда «SCRUM. Революционный метод управления проектами», краткое руководство по применению технологии SCRUM именно в образовательном процессе и приступила к разработке пробных уроков 🙂
Надеюсь, вы сейчас думаете: «Женя, хватит ходить вокруг да около! Расскажи нам, наконец, что за птица этот скрам!»
Так что теперь по сути 🙂
Первое, что вы должны сделать — это разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта» (серии уроков по выбранной теме). Он должен содержать название темы; необходимые знания, умения и навыки, которые должны быть у ученика в результате изучения темы; даты и форма предстоящего контроля; перечень источников теории и заданий по практике (как базового, так и повышенного уровня). Я применяла эту технологию на 9 классе при изучении темы «Импульс. Закон сохранения импульса» и в 7 классе при решении задач по динамике. Прикрепляю маршрутный лист для 9 класса в качестве примера.
Заданий различного уровня должно быть больше, чем можно успеть за отведенное время: у учеников должен быть выбор. Такой маршрутный лист выдается каждому ученику. С помощью этого инструмента учитель дает понять детям, ЧТО именно от них нужно (согласитесь, обычно один из главных страхов ребенка перед уроком — страх неведения).
Класс делится на группы (3-5 человек). Чтобы никому не было обидно, я сделала это с помощью генератора случайных чисел.
Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера (член команды, который помогает выстраивать работу, поддерживает рабочую атмосферу, отвечает за правильное положение стикеров на SCRUM-доске) и запланировать свои действия вперед на 2-3 урока.
Планирование осуществляется с помощью SCRUM-доски. Она должна содержать минимум 3 столбца. Первый столбец называется «План». Сюда каждая команда прикрепляет стикеры с задачами (одна задача — один стикер). Следующая колонка — «В работе». Сюда приклеиваются те задачи, над которой работа в команде идет в данный момент. С помощью этой колонки учитель видит, чем занята каждая из групп. Третий столбик — «Сделано :)» (самый приятный!). Сюда перемещаются выполненные задачи, причем критерии выполнения оговариваются командой заранее. Например, если хотя бы один член команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».
Показываю вам свои доски! Правда, про то, что надо сделать фото, я вспоминала под конец всей работы, поэтому в планах почти ничего нет)
С 7-ми классами в ход пошла настоящая деревянная доска 🙂
Еще я поняла, что планирование на несколько шагов вперед вызывает затруднения у учащихся: они неплохо планируют только на 1 урок. Есть над чем работать в этом плане, ведь стратегическое планирование — важный навык для человека!
Для мощной SCRUM-доски пришлось поискать опору))
SCRUM-доска — реально классный инструмент! Позволяет видеть свои планы, не терять зря времени и почувствовать удовлетворение от результата 🙂 Я сделала аналог себе над рабочим столом, и теперь свои задачи креплю туда на стикерах!
Моя личная SCRUM-доска 🙂
Вернемся к учебному процессу в технологии SCRUM. Надеюсь, вы поняли, что команда сама ставит цели и достигает их: если они захотят, то решат 5 подряд похожих задач, а если нет — решат две похожих и перейдут на более высокий уровень сложности.
Тут мы вспоминаем любимый ФГОС, который говорит нам о том, что учитель и не должен давать знания в готовом виде 😉 На мой взгляд, SCRUM — это одна из наиболее реальных стратегий для исполнения такого госзаказа. Но это не значит, что учитель ничего не объясняет. Он курсирует между группами, помогая ребятам справляться с трудностями. Сначала формируется образовательный запрос, а уже потом поспевает «скорая помощь» в лице учителя. Так что просто сидеть и спокойно заполнять электронный журнал не получится 🙂
В начале каждого следующего урока проводится мини-собрание «на ходу»: команда обсуждает то, что уже сделано, как можно улучшить работу и устранить препятствия, которые есть в работе.
В конце спринта (перед итоговым контролем) обязательно надо провести самооценку. Для этого используется лист обратной связи, где ученик отмечает, что он умеет, а что — нет.
После самоконтроля каждый член команды понимает, что ему необходимо повторить перед контрольной работой, и может устранить свои пробелы.
Итоговый контроль должен быть предсказуемым, может даже содержать ту же задачу, которая была в рабочем листе. Наша цель — не застать ученика врасплох, а наиболее объективно проверить его умения. После контрольной работы можно еще раз провести работу с листом самоконтроля (я так не делала пока еще).
Проведя работу по технологии SCRUM во II четверти, я могу сделать вывод, что она действительно эффективна. Во время урока вовлечены все, идет взаимодействие в группе, цели достигаются одна за одной, и даже разный уровень учащихся не становится большой помехой для работы.
Еще безусловный плюс — работа вполне может идти и без учителя! Нет проблемы, если внезапно секретарь зайдет за подписью — класс даже не заметит этого, ведь они все заняты делом (в отличие от классического урока, где и отвернуться без последствий иногда нельзя). Даже в то время, когда я была в командировке, работа не простаивала.
Коллеги, если вам стало интересно и вы захотите попробовать edSCRUM в своей работе, обращайтесь! 🙂
Я буду очень рада, если чем-то смогу помочь. Ведь мы идем к общей цели — научить всех без последствий для психики :)))))
Спасибо за прочтение столь длинного поста!
Планирую в июне 2021 года провести вебинар по онлайн-сервисам в работе учителя! Вся информация — тоже в инстаграм.
SCRUM В ОБРАЗОВАНИИ
Школа меняется: новые технологии и системы делают учебу современных детей эффективнее. Одно из нововведений называется SCRUM — это методология управления проектами, которая пришла в образование из IT-сферы. Разбираемся, как устроить в школе уроки будущего, пользуясь методами из мира IT, бизнеса и маркетинга. Что такое SCRUM?
SCRUM (от английского «схватка») — это способ управления проектами для небольших команд. SCRUM помогает быстро двигаться к цели (глобальной или промежуточной) и гибко реагировать на изменение внешних условий. Путь к цели разбивается на отдельные проекты, которые выполняют небольшие команды за короткое время.
Термин появился в командном спорте, где игрокам нужно максимально эффективно взаимодействовать друг с другом и в короткие сроки достигать целей на тренировках перед чемпионатами. Потом его переняли банки и большие компании в сфере IT, HR и маркетинга. В образовании метод начал использоваться совсем недавно, в 2011 году.
Спринт (Sprint) — период, за который команда должна выполнить определенный набор задач и получить готовый промежуточный результат.
Дейли (Daily) — ежедневные встречи для планирования и координации.
SCRUM-доска — инструмент, который позволяет следить за актуальными задачами.
Бэклог (Product Backlog) — нераспределенный список всех задач.
eduScrum — учебное ответвление методологии SCRUM.
Проще всего понять SCRUM, вспомнив о том, что это спортивная методика: команде необходимо победить в соревнованиях, для этого тренер разрабатывает систему интенсивных тренировок. Начинается спринт, во время которого игроки периодически останавливаются и оценивают свои результаты.
Методология eduScrum — это учебное ответвление SCRUM, основанное на теории эмпирического управления, то есть знании, построенном на опыте и результатах принятых решений. Отличительная черта такого подхода — гибкость и простота в освоении, ведь руководителю нужно только распределить роли между учениками и обозначить задачи. Дальше всю работу сделает команда. Организовать SCRUM в обучении дома или в школе — это очень просто. И сейчас мы расскажем как.
Суть SCRUM — командная работа и грамотное распределение задач. Команда от трех до девяти человек работает короткими циклами — спринтами (Sprints). Участники планируют ближайшие задачи, выполняют их и оценивают результат. Так повторяется снова и снова, пока изначальная глобальная цель не будет достигнута. В коллективе должны быть владелец продукта, который отвечает за качество конечного продукта, и SCRUM-мастер, который отвечает за качество рабочих процессов и координирует проект. А все задачи вносятся на специальную SCRUM-доску.
Работа по SCRUM происходит циклами. Команда собирает все задачи в бэклог (Backlog), а дальше распределяет их по спринту на одну или две недели по приоритету. Ежедневно команда собирается на короткую планерку (дейли) и обсуждает планы на день. После каждого спринта команда обсуждает результаты работы и ставит новые задачи. А затем все участники делятся друг с другом тем, что им понравилось и не понравилось в проделанной работе (это называется «ретроспектива проекта»). Цикл повторяется, пока не будет достигнута конечная цель.
SCRUM в образовании начал применяться сравнительно недавно. Учебное ответвление eduScrum придумал Вилли Вейнандс — учитель химии и физики из обычной голландской школы. Он адаптировал методику, которой пользовались разработчики из IT-компаний, и переложил ее на процесс школьного обучения. И это сработало: дети стали лучше запоминать материал и сдавать выпускные экзамены на высокие баллы. С 2011 года Вейнандс начал проводить тренинги для учителей по своей системе, а в 2018 году посетил с лекциями Россию. На данный момент eduScrum применяется по всей России: в Москве, Хабаровске, Краснодаре, Иркутске, Воронеже, Томске. Примеров использования SCRUM в школе множество: дети могут работать в группах на лабораторных и контрольных по химии, делать проекты по истории или литературе, вместе изучать языки. Ученики прорабатывают то, что им рассказывал на уроке учитель, и выполняют задания. Если кто-то пропустил урок или не понял тему, команда должна ему объяснить — иначе проект не будет выполнен. Основное преимущество eduScrum — актуальность полученных навыков в дальнейшей жизни ученика: умение договариваться, работать в команде, грамотно делегировать ответственность. Такие навыки называют soft skills (гибкие навыки), и их наличие играет важную роль при приеме на работу в западных и многих российских компаниях.
Как организовать SCRUM в школе или дома
1. Распределите роли
Если руководитель (начальник, родитель или учитель) решает ввести SCRUM в процесс обучения, ему в первую очередь необходимо грамотно распределить ответственность в команде.
В состав команды SCRUM входят:
Scrum Master (скрам-мастер) — отвечает за качество рабочих процессов
Product Owner (владелец продукта) — отвечает за качество продукта
Developers (разработчики) — отвечают за процесс работы
Если переложить эту структуру на eduScrum, принцип не поменяется: распределять обязанности необходимо с учетом интересов каждого члена команды. Допустим, если учитель видит, что ребенок хорошо пишет или разбирается в материале, он может дать ему задачи под его компетенции. Роль eduScrum-мастера разделяют между собой учитель и капитан команды. В начале за ведение процесса больше отвечает учитель, а затем, по мере роста опыта команд, учитель передаёт все больше ответственности им и капитану.
2. Организуйте eduScrum-доску
eduScrum-доска — это общая таблица задач, поделенная на категории. Вы, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим, если пользовались какими-либо таск-менеджерами. В течение спринта команда расставляет на ней задачи и следит за их выполнением. В начале дня команда подходит к доске (или открывает ее онлайн) и распределяет оставшуюся работу.
Категории на доске могут распределяться по трем колонкам: «Надо» (To do), «В работе» (In progress) и «Готово» (Done). Основной принцип — наглядность. Ученики должны знать статус каждой задачи и помогать друг другу, когда возникает необходимость. Если доска правильно организована, все будут понимать, что и для чего нужно делать именно сейчас.
3. Назначьте eduScrum-мастера
eduScrum-мастер поддерживает командный дух и следит за соблюдением сроков. Он помогает решать конфликты в команде и разбираться с препятствиями в работе, следит за тем, чтобы все встречи проводились вовремя, отвечает за обновление eduScrum-доски и поддерживает рабочий настрой в команде. Мастер работает с каждым участником команды индивидуально.
Главное условие обучения по eduScrum — мастер не должен вмешиваться в рабочий процесс учеников. Они чувствуют свою ответственность и вовлекаются в процесс совместной работы. eduScrum-мастеру важно формировать и поддерживать атмосферу доверия и психологической безопасности в командах. Учитель должен давать возможность ученикам самостоятельно планировать свои шаги, принимать решения командой, совершать ошибки и не наказывать за них.
У нас сильно падают показатели в средней школе, потому что детей семи и пятнадцати лет учат по одному и тому же принципу «учитель читает учебник и что-то пишет на доске». Но в средних классах у детей начинается переходный возраст — смещается фокус авторитета и внимания со взрослых на сверстников. Поэтому обучение в командах становится более легитимным. Учитель, который решил внедрить eduScrum, должен быть готов к гулу обсуждений и потере привычного контроля. Но взамен он получит самостоятельных учеников, которые готовы поддерживать друг друга и брать на себя ответственность.