«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

Сборник методических материалов разработан в рамках заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан», где одним из вопросов рассматривался вопрос, касающийся актуальной на сегодня в сфере образования темы «Формирование функциональной грамотности младших школьников». Коллектив учителей начальных классов из восьми человек представили  задания по модулям, которые направлены на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Материалы сборника будут интересны учителям, преподавателям и студентам педагогического колледжа, слушателям, обучающимся по программам дополнительного профессионального образования, а также могут быть использованы в практической деятельности педагогов  образовательных учреждений.

Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД  БУГУРУСЛАН»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2021-2022 учебный год

Методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

– это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

—  умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности  в учебной деятельности по предмету «Математика»

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

имеет специфическое содержание в данном исследовании. Здесь под грамотностью понимается скорее способность  функционально использовать математические знания и умения, нежели мастерское владение этими знаниями в рамках требований школьной программы. И эту способность можно называть «функциональной математической грамотностью»

Итак, «функциональная математическая грамотность»  – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями, например, высказать обоснованное мнение о бюджете, предлагаемом   правительством.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,  отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

В помощь учителю начальных классов предлагаю следующие задания.

Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.

1. Какой день наступает после понедельника? 2. Какой день следует за вторником? 3. Какой день недели наступает раньше других? 4. Какой день недели наступает позже других? 5. Какой день недели предшествует субботе? 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? 7.  Как перечислить пять дней недели, не называя их?  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

(на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)

Давайте наполним нашу » Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем!

Цена — это стоимость одного предмета.

Деньги любят счёт.

Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.

Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.

Количество — это множество товара.

В России две группы денег: монеты и купюры.

Деньги можно хранить в банке, копилке.

Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

В магазине дают сдачу.

Деньги воровать нельзя.

Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.

Когда денег не было, люди обменивались товаром.

На деньги можно купить всё, кроме здоровья.

Деньги надо зарабатывать.

Деньги можно тратить.

3.Решение логических задач табличным способом

Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.Из чего состоял завтрак каждого из друзей?Решение: Так как • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:

Второй раз проанализируем условия.• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.

Третий раз проанализируем условия.• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром

4.Проект: « Семейная математика»

Цель: помочь учащимся 4 классов овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

  • составление списков учащихся;
  • организация выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
  • решение финансового вопроса (прокат фотоаппарата, покупка фотоплёнки, альбома).
  • инструктаж детей по правилам техники безопасности в автобусе, во время выхода из автобуса, во время выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;
  • изучение рекламнных статей в газетах города;
  • выбор оптимального варианта (цена- качество);
  • расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас13 + 6 = 19 лет — будет АркадиюО т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.

2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.

3. а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех.Лучше всех решает задачи Вова.б) Полкан лает чаще, чем Жучка, но реже, чем Барбос. Напиши, кто лает чаще всех.Чаще всех лает Барбос.в) Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Напиши, кто мяукает громче всех.Громче всех мяукает Барсик.

6.ЗАДАЧИ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке «1» запиши количество таких квадратов на каждой строке.

В каждую клетку квадрата 3 × 3 надо вписать одну из геометрических фигур: круг, квадрат или треугольник. Каждая фигура должна встречаться в каждой строчке и в каждом столбце. Заполните пустующие клетки.

вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

он успел нарисовать 5 цифр:12345как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой  мальчик Иванов Данил  Он тоже взял палочку и начертил вот что:12345 = 60.Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно.

что она является числом не простым, а составным?

просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

8.ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

1.Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.

делилось на 9. Каково оно?

разность разделится на 3? А на 9?

1.Напиши такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последних числа сложи. 891 + 198 = 1089

Теперь предложи провести все эти действия с числами кому-то из друзей.

Представляешь, как он удивится, когда ты, не спрашивая у него, сколько

получилось в результате (как это бывает в других математических фокусах), сам

назовёшь ответ! Для эффекта можешь сообщить его не сразу, а через несколько

секунд, как бы что-то подсчитывая в уме.

Почему так происходит?

2.У Кати был день рожденья. Вечером должны были прийти гости. Катя с мамой

испекли торт и решили заранее порезать его на части, чтобы всем хватило по

кусочку, включая Катю и маму. Мама разрезала торт пополам. Катя каждую

половину разрезала еще раз пополам. Дальше резать было сложно — торт сыпался,

Сколько гостей должно было прийти к Кате? Объясните.

10.Задачи, воспитывающие гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения        Нужно привезти 540 т угля на трех машинах. За сколько дней это можно сделать, если на каждую грузить по 3 т и делать по 5 поездок в день?Дополнительные задания:1. Эту задачу можно решить разными способами. Закончите решение задачи другими способами:I способ3·5=15 – тонн перевезет одна машина в день.

II способ3·3=9 – перевезут три машины за одну перевозку.

III способ540:3=180 – тонн нужно перевезти каждой машине.

11.   ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • На столе лежат пятиугольники и шестиугольники. Всего у них 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе? ____________________________________
  • Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4921508, чтобы получившееся число было как можно меньше?________________________________________

3.Ветеринар прописал для слона 9 пилюль и велел давать их через каждые полчаса. Работник зоопарка строго выполнял указания врача. Через сколько часов работник даст слону последнюю пилюлю?___________________________

4.У Незнайки было 2 целых яблока, 8 половинок и 12 четвертинок. Сколько всего яблок было у Незнайки? _______________________________________________

5.Записали число 7. Его умножили на 4 и у полученного числа отбросили все цифры, кроме последней. Эту цифру опять умножили на 4 и оставили только последнюю цифру, и так далее. Какая цифра получилась на 10-м месте?______

6.Хозяйка Кузи Катя собирается лететь на самолете. Она рассчитывает, что вес ее одежды будет не более 3-х кг. Подбери комплект одежды так, чтобы в него входили 5 предметов: блузка, пиджак, туфли, юбка и брюки. В ответе укажи номера предметов одежды.______________________________________________

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

1.Четверо играли в домино четыре часа. Сколько времени играл каждый?

2.Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однознаному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Какое это число?

3.Цифра десятков в двузначном числе на три больше цифры единиц и равна 7. Какое это число?

4.Сумма двух чисел равна 330. Когда в большем числе отбросили справа один нуль, то числа оказались равными. Какие это числа?

5.Из города в деревню выехал велосипедист со скоростью 12 км/час. Одновременно с ним вышел из деревни в город пешеход со скоростью 5 км/час. Через час они встретились.

а) Кто в момент встречи был дальше от города: велосипедист или

б) Какое расстояние от города до деревни?

6.Ваня и Петя сидели на берегу и ловили рыбу. У Вани рыба клевала плохо, а у Пети хорошо.

В это время подошла сестра Вани и спросила у брата: «Ну, как клев, рыболов? Много ли наловили?» И Ваня сказал: «А ты угадай сама. У нас вместе на 15 рыбок больше, чем у меня, а у одного из нас на 12 рыб меньше, чем у другого. Но сестра быстро угадала, сколько рыбок у Вани и Пети. Сосчитайте и вы.

7.Как могут  разместиться на скамейке Надя, Тамара, Мурат и Серик, чтобы мальчики и девочки не чередовались? Пользуясь обозначениями, запиши все возможные варианты.

8.Запиши выражения в тетради столбиком. Из цифр 4, 9, 0,1,5,2 составь наибольшее и наименьшее шестизначные числа. Найди их разность. Из цифр разности составь наибольшее и наименьшее числа. Опять найди разность. Повтори последовательность действий 4 раза.

Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 9, если цифры в этих числах могут повторяться?

9.В синем, красном и зеленом стаканчиках стоят карандаши, фломастеры и ручки. В синем стаканчике не ручки и не карандаши. Где лежат карандаши, если в зелёном стаканчике их нет?

10.Часы отбивают каждый час столько ударов, сколько они показывают часов, а каждые пол часа – один удар. Сколько ударов они сделают с часу дня до 12 часов ночи?

Модель функционально грамотной личности можно представить  в  виде  плодового  дерева.  Как  любому  дереву  необходим  уход,  полив,  тепло,  свет,  так  же  как  маленькой  личности  приходящей  к  нам  на  урок,  необходимы  знания,  умения  и  навыки.    Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды – замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию  людей.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Вода – педагогические  технологии

Яблочки – ключевые  компетенции

Лейка – учитель

Лейка —  учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

Окончательным критерием завершения переходного периода и наступления новой стадии социального развития должен служить не уровень развития технологий и не все информации по отношению к прочим экономическим ресурсам, а обретение основный массой членов общества функциональной грамотности.

Список использованной литературы:

1. Основные результаты международного исследования PISA – 2015 г. оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ. Оценки качества образования ИСРО РАО.

2. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)

3.Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).  . Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.

5. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник . 2009. № 1(1).

Урок по математике

Закрепление решения задач

Уметь решать задачи на нахождение площади, периметра и нахождения массы.

как решить задачу

поставить вопрос и усложнить задачу

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

1) Раздаточный материал: карточки с числами и буквами листы с математическими утверждениями,  слайды, сигнальные карточки.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся  к уроку.

-Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу, будет интересно!

Я хочу вам пожелать, на уроке не молчать!

Руку честно поднимать

Правильно решать, считать

Нам сегодня с вами вместе,

Некогда сидеть на месте.

Чем займемся – сообщаю.

Мы задачи порешаем,

1.Начать урок я вам предлагаю с сюрприза, который передали вам ребята из школы  № 2

-Вы прослушайте задачки

И решайте поскорей

Тот, кто быстро даст ответ

Будет точно молодец!

(на интерактивной доске видеофильм с голосовыми вопросами).

(Учитель просит записать учащихся ответы в тетрадь.)

  • В нашей параллели 2 класса в которых 50 учащихся. В 4»А» классе 24 ученика, а сколько учеников в нашем классе?
  • У Марины целое яблоко, две половинки и 4 четвертинки. Сколько было яблок у Марины?
  • 14 лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят?
  • У стола 4 ножки, а вопрос таков: сколько будет вместе ножек у семи столов?
  • Подарил утятам ежик 8 маленьких сапожек. Сколько маленьких утят ежика благодарят?
  • Пара лошадей пробежала 20км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
  • Сколько шин у 15 машин?
  • В этом году нашей школе исполнилось 49 лет. Сколько лет ей будет в 2024году?

( 26, 3, 7,28,4,20,60,54)

Увеличить каждое число в сто раз, записав ответы у доски.(1 ученик)

— на сколько 5400 больше чем 2800?

— во сколько раз 2800 больше чем 400?

-найди разность чисел 6000 и 700

-найди сумму чисел 2800 и 200

— к числу 54000 прибавь 400, прибавь число, которое стоит между числами27 и 29? Какое число получилось? (5828)

— разложите  это число на разрядные слагаемые.

Дети решают  примеры на карточках( с обратной стороны написана буква)

Примеры показываются учителем в разброс.

100 · 100                 р

600 ·60                    а

Расположите эти ответы в порядке возрастания, эти ответы не простые они с секретом, какое слово у нас получилось.?

— Дружба – слово не простое

Друг – поможет и простит

От беды спасет, подскажет

И обиды не таит!

-Я надеюсь, что у каждого из вас есть настоящий друг, которому вы доверяете все свои секреты. И он вас может выручить в любой ситуации.

Мы будем дружные и вместе поработаем в группах.

(Разбиваем детей на группы по цвету геометрической фигуры , дети выбирают понравившуюся фигуру: квадрат, круг, треугольник)

3.Математические утверждения.  (зеленые листочки)

Ребята. Вам даны листы ответов если вы согласны с моим утверждением поставьте знак + , если не согласны — .

  • Чтобы получить произведение нужно множитель умножить на множитель.
  • Компоненты деления это уменьшаемое и вычитаемое.
  • Слагаемое плюс слагаемое получим значение сумму.
  • Если из уменьшаемого отнимем вычитаемое, то получим значение разность.
  • Если делимое разделить на делитель получим частное.
  • Чтобы вычислить площадь прямоугольника нужно все стороны сложить.

(результаты проверки на слайде.)

— Ребята, вы не согласны с последним утверждением, а как мы найдем площадь?

Какими единицами измерения мы пользуемся при нахождении площади?

В нашем классе была группа учащихся ,которая получила задание измерить участок. Ребята, расскажите, с помощью какого прибора  измеряли  данный участок? Какие вы при этом получили результаты?

Длина данного участка1 40м. Ширина20м.

Если бы мы решали задачу какие вопросы поставите к задаче?

— Найдите  площадь пришкольного  участка.

-Найти периметр пришкольного участка.

( работа в группах)

(140+20)*2=320м периметр участка

6000м*6 км                           70 мм*8см

Не интересен урок без задач

Задачи заставляют думать

Анализировать и рассуждать!

(дети в огороде с овощами)

Ребята нашей школы каждый год сажают огород. Выращивают картофель, капусту, морковь, тыкву, кабачки. В теплице помидоры, огурчики, и душистый перчик.

(Вопросы по таксономии Блума)

-Где растут овощи?

-Для чего они нам нужны?

-Как выращивают овощи?

-Что можно приготовить из овощей?

-Можем ли мы использовать эти знания в математике?

В этом году ребята собрали с огорода 1т 245кг картофеля, а моркови в 5 раз меньше. Сколько всего килограмм моркови собрали дети? (один ребенок у доски).

— работа в группах(составить условие задачи и поставить к ней вопрос)

1)Измените   вопрос так ,чтобы она решалась в 2 действия.

2)Сравните, каких овощей собрали больше и на сколько?

3)Дети собрали урожай  капусты, подберите данные и  поставьте вопрос.

( решим задачу той  группы, которая  первая составила задачу)

(Д/з решение задач групп, которые справились с составлением задач)

После записи ответа слайд корзинки с овощами

— Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить!

Красная свекла-в следующий раз все получится.

Желтый перец-я старался, но у меня не все получалось.

Зеленый огурец- я старался и у меня все получилось.

Функциональная грамотность младшего школьника

Читайте только на ЛитРес!

В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентов функциональной грамотности (языковой, литературной, математической, естественнонаучной), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности.

Оставьте отзыв

Дата выхода на ЛитРес:

Общее кол-во страниц:

Другие книги автора

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

Функциональная грамотность младшего школьника

М. И. Кузнецова

Читай где угоднои на чем угодно

Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете

Доступно для чтения

Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес

Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его

В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения

Вы можете читать купленные книги и в других приложениях

Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

В рамках Марафона по функциональной грамотности в Яндекс.Учебнике запускаются новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. С ними ребята сначала будут учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. Задачи создавались командой Яндекс.Учебника совместно с экспертами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. По итогам работы с подборками учителю будет предоставлен подробный аналитический отчет с «картой навыков» каждого из учеников – но только в том случае, если учитель обратился к заданиям в даты марафона.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

– Тема развития функциональной грамотности у школьников достаточно новая, и дети постарше могли не получать системных знаний по функциональной грамотности, – рассказывает руководитель направления «Словесность» в Яндекс.Учебнике Анна Булгакова. – Поэтому в начале курса учителям 3–4-х классов предлагается дать детям стартовые задания. По их результатам будет составлена аналитика и даны рекомендации о том, в каких блоках каких годов обучения стоит начать. Можно будет использовать задания предыдущего года обучения как подготовительные: они помогут ребятам освоиться в ситуации успеха и не бояться заданий посложнее.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс. Учебнике
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

2-й класс

Можно ли по заголовку понять, о чем произведение? Иногда можно, иногда – нет. В этом задании на читательскую грамотность ребенок попробует угадать, кто является героем рассказа Станислава Востокова «Розовая птица». Здесь нет одного правильного ответа. Ученик может выбрать как сразу три варианта ответа, так и нажать «пока не знаю». Переходя на следующий этап задания, он удивится, узнав героя рассказа, и отметит верный ответ, соотнеся текстовую информацию с иллюстрацией.Поправить подпись под третьей картинкой в первом ряду – «Розовый вьюрок»

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

3-й класс

Задания на читательскую грамотность основываются на реальных жизненных ситуациях. Третьеклассники в одном из заданий стартовой работы будут искать нужную информацию на афише выставки детских рисунков. Здесь ребенку пригодится навык чтения несплошного текста, умение выискивать информацию, поданную различными способами: разными шрифтами, через расположение материала и оформление. Как и в жизни, он должен определиться, насколько удобно ему будет отправиться в океанариум, в какое время, сложно ли добраться до места.

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

«Эффективная основа начальной школы для функциональной грамотности с помощью рабочей программы и учебных пособий «Читай, считай, наблюдай»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *