Приглашаем вас стать участниками уникального проекта “Интернет-витрина ИРО”
Чем полезно участие в данном проекте?
Вы будете регулярно и первыми узнавать о новинках изданий “Института развития образования”.
Методические рекомендации, учебно-методические пособия, рабочие тетради, практикумы, сборники материалов конференций, периодические издания ИРО соответствуют требованиям современности и актуальным задачам системы образования.
Преимущество покупки электронного издания
Электронное издание дешевле бумажного. Вы получаете нужную информацию, но при этом сэкономив часть бюджета. Читать электронные книги вы сможете как с экрана монитора, так с планшета и смартфона. Все наши электронные издания адаптированы под мобильные устройства.
Как можно получить интересующие издания?
Всем новым участникам проекта мы дарим электронное издание методических рекомендаций “Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации”, 2020 года.
Спешите стать участником проекта и получать самую актуальную информацию!
В школах России 4 мая пройдут церемонии поднятия Государственного флага России и Знамени Победы. Об этом сообщил Министр просвещения России Сергей Кравцов на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ, которое прошло в формате видеоконференции.
Школьники и студенты Свердловской области в преддверии Дня Победы присоединились к всероссийским акциям «Окна Победы» и «Стена памяти». Окна большинства уральских школ к 9 мая будут украшены фотографиями и символами Великой Победы. Истории и портреты участников Великой Отечественной войны будут также увековечены на стенах памяти, организованных в школах и колледжах региона.
Победители «Семихатовских чтений» – пять школьников из Свердловской области получили путёвку на космодром на запуск ракеты. Финал X Молодежного космического форума, посвященного 60-летию со дня первого полета женщины в космос, состоялся 20 апреля во Дворце молодёжи Екатеринбурга.
Десять тематических направлений предлагают в 2023 году организаторы Всероссийского конкурса сочинений его участникам. Прием работ на его региональный этап стартовал 10 апреля и продлится по 22 сентября.
Участие в конкурсе традиционно смогут принять как школьники – ученики 4-11 классов, так и студенты колледжей и техникумов. Для своего сочинения они могут выбрать одно из десяти тематических направлений, посвященных памятным датам и значимым событиям этого года.
Школьникам Свердловской области помогут определиться с выбором профессии. Телекомпания «4 канал» 19 апреля запускает проект «Тружусь и горжусь» – он нацелен на подростков в возрасте от 14 до 17 лет, которые определяются с выбором профессии.
В рамках проекта созданы 40 видеороликов о представителях разных профессий – они будут показаны в эфире «Областного телевидения» и социальных сетях. Также планируются и выездные показы в школах.
О результатах регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских проектов “Без срока давности” в Свердловской области сообщает Институт развития образования.
Около семи десятков целевых событий пройдут в Свердловской области в Год педагога и наставника. Почти четверть из них организует Институт развития образования, которому в этом году исполняется 85 лет.
Начало:28/08/2013 – 00:00
В 2012 году в Свердловской области насчитывалось 1133 общеобразовательных учреждения, из них: 1097 – дневные общеобразовательные учреждения, 36 – вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.
Из 1097 дневных учреждений общего образования 83 являются областными образовательными учреждениями, 1014 – муниципальными. Сопоставляя приведенные данные с аналогичными показателями 2011 года, следует отметить, что общее число дневных общеобразовательных учреждений (юридических лиц) снизилось на 21 единицу.
В городах Свердловской области расположены 637 дневных общеобразовательных учреждений, в сельской местности – 460.
В области функционируют 71 филиал и структурное подразделение общеобразовательных учреждений. Из них 16 расположены в городской местности, 55 – в сельской. По сравнению с прошлым учебным годом число филиалов увеличилось на 6 единиц за счет преобразования школ – юридических лиц (приложение № 4 к Докладу).
Пять школ, не входящих в общее количество общеобразовательных учреждений, на начало 2012/2013 учебного года закрыты на капитальный ремонт: средняя общеобразовательная школа № 56 Артемовского городского округа, средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина Верхнесалдинского городского округа, средняя общеобразовательная школа № 19 городского округа Среднеуральск, гимназия
№ 155 и средняя общеобразовательная школа № 79 муниципального образования «город Екатеринбург». При этом средняя общеобразовательная школа № 79 после капитального ремонта будет ликвидирована, а здание передано другой школе.
В таблицах представлены данные о сети дневных и вечерних общеобразовательных учреждений в городских и сельских поселениях в 2012 году.
Таблица “Сеть и контингент дневных общеобразовательных учреждений
в городских и сельских поселениях Свердловской области”
Дневные
общеобразовательные учрежденияВсего
общеобразо-вательных учрежденийИз нихВсего
обуча-етсяИз них
в городев селев городев селе
Всего учреждений -из них:1097637460413 037348 03665 001
образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста26521546255321
общеобразовательные учреждения и школы-интернаты, из них:998569429396 066333 08862 978
средних (полных)709400309278 257222 69655 561
специальные (коррек-ционные) образователь-ные учреждения для обучающихся, воспитан-ников с ограниченными возможностями здоровья64541013 71212 0101702
специальные учебно-воспитательные учреждения для детей
и подростков с девиантным поведением11057570
оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении2203373370
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогичес-кой и медико-социальной помощи4405185180
образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей115618414836
Таблица “Сеть и контингент вечерних (сменных) общеобразовательных
учреждений Свердловской области”
Типы образовательныхучрежденийЧисло
учрежде-ний (единиц)Числен-ность обучаю-щихся (человек)Число
учебно-консульта-ционных пунктов(единиц)Численность обучающихся, обслуженных учебно-консультацион-ными пунктами (человек)
Вечерние (сменные) общеобразова-тельные учреждения – всего36807014650
в том числе
с очной формой обучения2557
с очной и заочной формамиобучения296753
с заочной формой обучения5760
Из общего количества учреждений:
вечерние (сменные)общеобразовательные школы172091296
вечерние (сменные)общеобразовательные школы при исправительно-трудовыхучреждениях9336710304
Открытые (сменные) общеобразовательные школы34310110
Учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья13500
Дневные общеобразовательные учреждения, при которых созданы классы очно-заочного обучения, учебно-консультационные пункты для работающей молодежи5116774146
из них в сельской местности115512
В приложении № 5 к Докладу содержится информация о сети дневных образовательных учреждений в муниципальных образованиях и количестве обучающихся в них.
В таблице и на диаграмме 1 представлена динамика развития сети дневных общеобразовательных учреждений Свердловской области.
Таблица “Динамика развития сети дневных образовательных учреждений
за период с 2008 по 2012 год”
Типы образовательных учреждений2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Учреждения начального общего образования*8470645649
Учреждения основного общего образования194163162146141
Учреждения среднего (полного) общего образования**889869856851842
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья7371706464
Образовательные учреждения для детей с девиантным поведением11111
* В том числе образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
** В том числе кадетские учреждения.
Динамика количества дневных образовательных учреждений
Представленные данные свидетельствуют о том, что с 2008 по 2012 год количество дневных общеобразовательных учреждений последовательно сокращалось. За указанный период сеть учреждений сократилась на 11,6 процента. Наиболее существенное сокращение претерпели учреждения начального общего образования (на 41,7 процента) и основного общего образования (на 27,3 процента). В целом по области сокращение сети общеобразовательных учреждений осуществляется в основном за счет школ указанных видов, поскольку количество средних общеобразовательных школ сократилось на 5,3 процента.
Сокращение сети общеобразовательных учреждений определяется прежде всего процессами оптимизации сети, связанными с укрупнением общеобразовательных учреждений, созданием базовых школ с сетью филиалов.
С 2008 года численность обучающихся дневных общеобразовательных учреждений увеличивается. За последние пять лет прирост обучающихся в школах области составил 34 835 человек (8,4 процента). Данная динамика обусловлена ростом рождаемости в начале 2000-х годов.
Динамика численности обучающихся в дневных общеобразовательных
учреждениях Свердловской области за период с 2008 по 2012 год
Обучающиеся2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Численность обучающихся378 202387 745389 617408 571413 037
Изменение численности обучающихся по сравнению с предыдущим годом:
По сравнению с 2011 годом в целом по области численность обучающихся увеличилась на 4466 человек. Прирост численности обучающихся обусловлен увеличением количества школьников в 33 муниципальных образованиях.
В городском округе Верхняя Пышма и городском округе Среднеуральск прирост обучающихся в 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом составил более 5 процентов. Максимальный абсолютный показатель увеличения обучающихся в муниципальном образовании «город Екатеринбург» составил 3368 человек. Максимальный показатель снижения численности обучающихся в 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом (127 человек) наблюдался в Ирбитском муниципальном образовании и муниципальном образовании Красноуфимский округ.
Повышение численности обучающихся наблюдается в основном в городских общеобразовательных учреждениях, в сельских территориях отмечается снижение численности обучающихся практически во всех видах учреждений общего образования, исключение составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Доля обучающихся школ сельских территорий составляет 15,7 процента от общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений. В предыдущие годы этот показатель оставался примерно на уровне 16-17 процентов.
Динамика численности обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях
Динамика приема в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области представлена в таблице 57 и на диаграмме 3.
Анализ данных о приеме обучающихся в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области свидетельствует, что за последние пять лет прирост первоклассников составил 5374 человека, или 11,9 процента. Рост количества первоклассников в области отмечался с 2006 года и был обусловлен ростом рождаемости в начале 2000-х годов.
Вместе с тем в 2012 году численность первоклассников в сравнении с 2011 годом уменьшилась на 1012 человек и составила 45 022 человека.
Динамика приема обучающихся в 1-е классы общеобразовательных учреждений Свердловской области по муниципальным образованиям представлена в приложении № 6 к Докладу.
Таблица “Прием в 1-е и 10-е классы общеобразовательных учреждений
ГодыПрием в 1-е классыПрием в 10-е классыДоля десятиклассников от выпускников 9-х классов
200839 64823 55658,89
201044 96823 39856,4
201146 03421 49454,5
Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в 10 классе, в 2012 году осталась на прежнем уровне и составила 54,5 процента.
Данные о численности детей, принятых в 10 классы, приведены в таблице 57. В двадцати муниципальных образованиях этот показатель выше среднего по области. Максимальное значение показателя зафиксировано в 2012 году в Гаринском городском округе и составило 93,9 процента, минимальное, как и в прошлом году, – в Махневском муниципальном образовании – 26,4 процента.
Изменение численности выпускников 9 и 11 классов за период с 2008 по 2012 год представлено в таблице 58.
Таблица “Численность выпускников основного и среднего (полного) образования
Число выпускников2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
9 класс40 01410 27841 49139 44735 316
11 класс27 83924 13020 956547320797
Численность обучающихся 11-х классов, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании / их доля от численности одиннадцатиклассников:
Доля одиннадцатиклассников, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании, от общей численности обучающихся 11-х классов по области представлена на диаграмме 4.
Доля обучающихся 11-х классов, не получивших аттестаты о среднем (полном)
общем образовании, от общей численности одиннадцатиклассников, процентов
В девяти муниципальных образованиях (Арамильский городской округ, Артемовский городской округ, городской округ Верхотурский, Ивдельский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, Муниципальное образование Красноуфимский округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Таборинский муниципальный район) этот показатель в 2012 году составил более 10 процентов.
В 15 муниципальных образованиях успешность сдачи выпускных экзаменов составила 100 процентов (Асбестовский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ Верх-Нейвинский, городской округ Верхний Тагил, Городской округ Верхняя Тура, Волчанский городской округ, Гаринский городской округ, городской округ Дегтярск, городской округ Карпинск, Малышевский городской округ, Новолялинский городской округ, городской округ Пелым, городской округ Среднеуральск, муниципальное образование «поселок Уральский», Махневское муниципальное образование). По сравнению с 2011 годом значение этого показателя уменьшилось в 2 раза.
В таблице 59 и на диаграмме 5 показана средняя наполняемость дневных общеобразовательных учреждений по годам.
С 2008 года средняя наполняемость общеобразовательных учреждений – юридических лиц растет благодаря реструктуризации сети.
Таблица “Средняя наполняемость дневных общеобразовательных учреждений по годам
(без специальных (коррекционных) образовательных учреждений)
Средняя наполняемость2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Средняя наполняемость школ – юридических лиц314341352382394
Средняя наполняемость филиалов5556536059
(без специальных (коррекционных) образовательных учреждений), человек
В 32 муниципальных образованиях средняя наполняемость школ выше среднего областного показателя – 394 человека. В 5 муниципальных образованиях средняя наполняемость школ составляет более 600 человек. Это Арамильский городской округ, муниципальное образование «город Екатеринбург», Кушвинский городской округ, городской округ Первоуральск, городской округ ЗАТО Свободный. Максимальный показатель зафиксирован в ЗАТО Свободный – 926 человек, где после реструктуризации сети общеобразовательных учреждений осталась одна школа.
Минимальный показатель – 48 человек, как и в 2011 году, зафиксирован в Таборинском муниципальном районе.
В таблице 60 и на диаграмме 6 представлена информация о средней наполняемости классов дневных общеобразовательных школ за период с 2008 по 2012 годы.
Таблица “Средняя наполняемость классов дневных общеобразовательных школ
(без учета общеобразовательных школ-интернатов, специальных
(коррекционных) классов) за период с 2008 по 2012 год”
Наименование показателя2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Численность обучающихся (всего)360 294370 292371 973390 483394 905
город297 642306 699309 733326 736331 679
село62 65263 59362 24063 74763 226
Количество классов18 16517 86617 67918 51418 691
город13 16013 10013 04713 74213 845
Средняя наполняемость классов19,820,721,021,121,1
Средняя наполняемость классов дневных общеобразовательных школ по годам
специальных (коррекционных) классов), человек
В целом по области в 2012 году средняя наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях стабилизировалась, оставаясь на уровне 2011 года. Значение показателя составило 21,1 человека.
Средняя наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях в городской местности на начало 2012/2013 учебного года по сравнению с 2011/2012 учебным годом увеличилась и составила 23,96 человека (приложение № 7 к Докладу).
Выше среднеобластного значения показатель составил в 17 муниципальных образованиях (Арамильский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Верхний Тагил, Верхнесалдинский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование «город Екатеринбург», Муниципальное образование город Ирбит, городской округ Карпинск, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ «Город Лесной», Малышевский городской округ, город Нижний Тагил, Новоуральский городской округ, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, городской округ Среднеуральск).
Выше норматива, установленного для городской местности (25 человек), наполняемость классов зафиксирована в пяти муниципальных образованиях: Асбестовском городском округе, муниципальном образовании «город Екатеринбург», Новоуральском городском округе, Полевском городском округе, городском округе Среднеуральск. В 2011 году данный показатель был зафиксирован только в двух муниципальных образованиях: Малышевском городском округе и Асбестовском городском округе).
В сельской местности средняя наполняемость классов в 2012 году по сравнению с прошлым учебным годом снизилась с 13,4 до 13,05 человека. Наибольшее снижение показателя произошло в Нижнесергинском муниципальном районе (-1,84), Артинском городском округе (-1,59), Ирбитском муниципальном образовании (-1,42).
Выше норматива, установленного для сельской местности (14 человек), наполняемость классов на начало 2012/2013 учебного года была в 20 муниципальных образованиях. По сравнению с прошлым учебным годом муниципальных образований, где средняя наполняемость классов более 14 человек, стало больше на 1 единицу.
В 16 муниципальных образованиях показатели наполняемости классов в 2012/2013 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом ухудшились как по городской, так и по сельской местности (Артемовский городской округ, Артинский городской округ, Гаринский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, Каменский городской округ, городской округ Карпинск, городской округ Красноуфимск, Нижнесергинский муниципальный район, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Режевской городской округ, Серовский городской округ, Сосьвинский городской округ, Тавдинский городской округ, Тугулымский городской округ, Махневское муниципальное образование).
В 10 муниципальных образованиях показатели наполняемости классов в 2012/2013 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом стали лучше как по городской, так и по сельской местности (Арамильский городской округ, Ачитский городской округ, городской округ Богданович, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ Пелым, городской округ Ревда, Североуральский городской округ, городской округ Среднеуральск, городской округ Сухой Лог).
Максимальный показатель средней наполняемости классов в городской местности составил 25,66 человека (городской округ Среднеуральск), минимальный – 12,22 человека – в городском округе Верхотурский.
Максимальный показатель средней наполняемости классов в сельской местности составил 21,76 человека (Кушвинский городской округ), минимальный – 5 человек – в городском округе Нижняя Салда.
Подобные показатели средней наполняемости классов в области достигнуты благодаря реструктуризации сети общеобразовательных учреждений преимущественно за счет слияния школ и создания классов-комплектов.
Согласно прогнозу и в городской, и в сельской местности средняя наполняемость классов будет понемногу приближаться к нормативной (25 человек в городской местности и 14 человек в сельской местности) и составит к 2014 году 23,9 человека в городской местности и 13,7 человека в сельской местности. Сохранение показателя примерно на одном уровне будет обеспечено за счет увеличения количества классов.
В настоящее время одним из основных критериев оценивания деятельности образовательного учреждения является обеспечение качества образовательных услуг. Именно данная характеристика наиболее значима при формировании имиджа образовательного учреждения, позиционировании учреждения на рынке образовательных услуг, а также при принятии учреждением решения об изменении своего статуса.
Динамика количества образовательных учреждений повышенного статуса и численности обучающихся представлена в таблице 61 и на диаграмме 7.
Анализ данных свидетельствует о том, что в целом по области в 2012 году количество образовательных учреждений повышенного статуса значительно увеличилось по сравнению с 2011 годом (на 12 единиц – 9,6 процента) и составляет 125 единиц. Значительное увеличение числа образовательных учреждений повышенного статуса произошло за счет увеличения числа учреждений с углубленным изучением различных предметов: с 49 в 2011 году до 60 в 2012 году.
Таблица “Динамика количества образовательных учреждений
повышенного статуса и численности обучающихся”
Вид образовательного учрежденияПоказатели2009 год2010 год2011 год2012 год
Всего учреждений повышенного статусаколичество учреждений (единиц)111115113125
численность обучающихся (человек)84 75687 34491 348103 261
численность обучающихся, углубленно изучающих различные предметы (человек)34 31041 96544 70452 258
Учреждения с углубленным изучением различных предметовколичество учреждений (единиц)47514960
численность обучающихся (человек)35 26438 24239 44048 602
численность обучающихся, углубленно изучающих различные предметы (человек)12 39116 14117 85222 712
Гимназииколичество учреждений (единиц)40403938
численность обучающихся в образовательных учреждениях (человек)30 01529 58730 72632 322
численность обучающихся, углубленно изучающих различные предметы (человек)16 95217 12218 63420 371
Лицеиколичество учреждений (единиц)24242527
численность обучающихся (человек)19 47719 51521 18222 337
численность обучающихся, углубленно изучающих различные предметы (человек)4967870282189175
Доля гимназий и лицеев от общего числа учреждений повышенного статуса, в процентах57,755,756,652,0
Учреждения, имеющие классы с углубленным изучением отдельных предметовколичество учреждений (единиц)70675838
численность обучающихся, углубленно изучающих различные предметы (человек8433776080924092
Доля лицеев и гимназий в общем числе общеобразовательных учреждений повышенного статуса в течение последних нескольких лет сохранялась примерно на одном уровне – 55-58 процентов. В 2012 году значение данного показателя снизилось до 52 процентов за счет довольно значительного роста числа учреждений с углубленным изучением различных предметов. При этом общее число лицеев и гимназий не уменьшилось, а увеличилось на 1 единицу.
Более половины лицеев и гимназий области находятся в городе Екатеринбурге (39 из 65), что составляет 60 процентов от общего числа общеобразовательных учреждений данного вида.
В настоящее время сохраняется тенденция, при которой доступность программ повышенного уровня в городских поселениях несоизмеримо выше, нежели в сельских. В Свердловской области лишь одно учреждение повышенного статуса находится в сельской территории – муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Артинский лицей», (поселок Арти, Артинский городской округ).
Количество общеобразовательных учреждений повышенного статуса в разрезе муниципальных образований представлено в приложении № 8 к Докладу.
Наряду с учреждениями повышенного статуса программы повышенного уровня реализуют общеобразовательные учреждения, имеющие классы с углубленным изучением отдельных предметов. В 2012 году количество учреждений, имеющих подобные классы, составило 38 единиц.
В целом по области численность школьников, углубленно изучающих различные предметы в лицеях, гимназиях, учреждениях с углубленным изучением различных предметов, а также в общеобразовательных учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов, насчитывает 56 350 человек, что составляет 13,6 процента от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Свердловской области (таблица 38).
В настоящее время в образовательных учреждениях повышенного статуса сконцентрированы ресурсы (материальные, информационные и прежде всего кадровые), необходимые для реализации работы с талантливыми детьми и молодежью, эффективно используются современные образовательные технологии, апробируются современные модели внеурочной деятельности.
Учитывая приоритеты государственной образовательной политики, социально экономические условия развития системы образования Свердловской области, необходимо дальше развивать сеть общеобразовательных учреждений в части увеличения доли учреждений, реализующих программы повышенного уровня.
Свердловская область относится к числу субъектов Российской Федерации, для которых характерен многонациональный состав населения. В ряде муниципальных образований Западного управленческого округа Свердловской области отмечаются традиционные места проживания татарской и марийской общин. В связи с этим развитие сети образовательных учреждений в данных территориях осуществляется с учетом введения этнокультурного компонента образования.
По данным мониторинга, проведенного государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», в 2012 году в Свердловской области действовали 16 школ и 5 дошкольных образовательных учреждений с изучением татарского языка и культуры. Всего в образовательных учреждениях с изучением родного (татарского) языка и культуры получают образование 756 обучающихся и воспитанников. Татарскому языку обучают 39 учителей.
Обучение марийскому языку осуществляется в 8 общеобразовательных учреждениях и 4 дошкольных образовательных учреждениях. Всего в образовательных учреждениях с изучением родного (марийского) языка и культуры получают образование 318 обучающихся и воспитанников. Обучают марийскому языку 28 педагогических работников.
Динамика развития сети учреждений, в которых осуществляется обучение родному языку, представлена в таблицах 62 и 63.
Таблица “Обучение родному (татарскому) языку в учреждениях различного типа”
Наименование муниципального образованияКоличество
образовательных
учрежденийКоличество обучающихся
2004 год2011 год2012 год2004 год2011 год2012 год
Артинский городской округ355258158159
Ачитский городской округ44413673109
Муниципальное образование Красноуфимский городской округ455223122108
Нижнесергинский муниципальный район8147513410374
Городской округ Верхняя Пышма0110276
Городской округ «Город Лесной»0100120
Муниципальное образование «город Екатеринбург»01101515
Таблица “Обучение родному (марийскому) языку в учреждениях различного типа”
Артинский городской округ1535310931
Ачитский городской округ2221227671
Муниципальное образование Красноуфимский округ0550166158
Нижнесергинский муниципальный район02203358
Обучение родному языку осуществляется также благодаря сети воскресных школ. В настоящее время в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, работают 9 воскресных школ, в которых обучаются более 300 человек.
Таблица “Воскресные школы в Свердловской области,
в которых осуществляется обучение родному языку”
Название образовательного учрежденияМуниципальное образование, расположенное на территории Свердловской областиКоличество классов, групп, единицКоличество обучающих-ся, человекВозраст обучающих-ся, летКоличество учителей и воспитате-лей, человек
Воскресная школа при Постоянном представи-тельстве Республики Татарстан (татарский язык)Муниципальное образование «город Екатеринбург»140-1
Башкирская воскресная школаМуниципальное образование «город Екатеринбург»230от 6 до 413
Армянская воскресная школаМуниципальное образование «город Екатеринбург»5более 100от 6 до 307
Школа польского языка и культурыМуниципальное образование «город Екатеринбург»470от 10 до 403
Башкирская воскресная школаМуниципальное образование «Город Каменск-Уральский»110от 10 до 181
Удмуртская воскресная школаГородской округ Верхняя Пышма318от 6 до 153
Башкирская воскресная школаГородской округ Верхняя Пышма115от 5 до 181
Воскресная школа этнокуль-турного образования (татарский язык)Городской округ Верхняя Пышма16от 10 до 121
Воскресная школа при мечети «Айгуль» (татарский язык)Березовский городской округ110-1
В Свердловской области действуют Еврейская общеобразовательная гимназия «Ор Авнер», детский сад «Ор Авнер», еврейская воскресная школа (муниципальное образование «город Екатеринбург»).
В 2012 году в муниципальном образовательном учреждении «Гимназия № 108» (муниципальное образование «город Екатеринбург») создан первый в России азербайджанский класс. Первоклассники (8 человек) обучаются на родном языке по установленной образовательной программе, при этом особое внимание уделяется изучению русского языка.
В последние годы в сети образовательных учреждений Свердловской области отсутствуют общеобразовательные школы с изучением родного (башкирского или удмуртского) языка. Вместе с тем потребность в изучении этих языков существует, особенно в тех населенных пунктах, которые являются местами компактного проживания башкир и удмуртов, а также в городах, где башкирское и удмуртское население наиболее многочисленно (Нижнесергинский район, Красноуфимский район, города Екатеринбург, Первоуральск, Березовский, Верхняя Пышма и другие).
В настоящее время на государственном уровне вопросам национальной политики уделяется особое внимание. В связи с этим развитие сети образовательных учреждений должно осуществляться с учетом образовательных потребностей представителей различных национальностей, населяющих территорию Свердловской области.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Информация о системе образования СО за 2006 г..doc30 кб
В Свердловской области внедрена единая информационная система для записи детей в школы и детсады
Правительство Свердловской области приняло распоряжение «О вводе в действие автоматизированной информационной системы «Е-услуги. Образование».
Система «Е-услуги. Образование» формирует в Свердловской области единую юридически значимую очередь заявлений на перевод и зачисление детей в детсады и школы, подаваемых гражданами лично или в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг (66.gosuslugi.ru). Так же система позволяет получать в электронном виде информационные справки об образовательных учреждениях региона, принимать ответственным специалистам управленческие решения на базе статистических выгрузок.
Внедрение информационной системы в регионе началось в 2010 году, когда пилотный проект был реализован в Нижнем Тагиле. Техническое решение было отмечено премией губернатора в сфере информационных технологий в 2011 году и признано лучшим в сфере образования на всероссийском конкурсе ИТ-проектов общественного сектора в 2012 году.
В 2011 году образовательные услуги были тиражированы в 68 муниципалитетах области, администрации которых подтвердили свою заинтересованность в участии в проекте и приняли необходимые регламенты оказания государственных и муниципальных услуг. Решение может быть внедрено во всех муниципалитетах Свердловской области.
На сегодняшний день в системе «Е-услуги. Образование» работают порядка 2,5 тысячи специалистов – директоров школ, заведующих детскими садами, сотрудников управлений образований муниципалитетов и министерства образования Свердловской области. Система объединяет 2011 образовательных учреждений области – 1096 детских садов и 915 школ.
По словам и.о. министра информационных технологий и связи Свердловской области Ирины Богданович, информационная система эффективно решает вопрос сокращения очередей в детские сады и школы – с ее помощью ликвидируются дублирующие заявления, возникающие при направлении родителями заявок на зачисление ребенка сразу в несколько учебных заведений.
Благодаря данной системе в Свердловской области уже сформирована единая база заявок на зачисление в образовательные учреждения, на основании которой сотрудники министерства образования региона и управлений образования муниципалитетов могут проводить анализ данных и планировать количество мест в учебных заведениях на основании реальных потребностей населения. С момента запуска системы в ней зарегистрировано порядка 180 тысяч заявлений.
Стоит отметить, что Екатеринбург пока не участвует в реализации проекта – в городе используется собственные программные решения.
Принятое областным правительством распоряжение разграничивает зоны взаимодействия министерства информационных технологи и связи, министерства общего и профессионального образования, ГБУ «Оператор электронного Правительства» и муниципальных образований Свердловской области в рамках системы «Е-услуги. Образование». Документ инициирован и подготовлен министерством информационных технологий и связи Свердловской области.