Форма аудиторного контроля в дополнительном образовании и Презентация на тему “ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УЧИТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1
1 СЛАЙД
Тема   семинара   «Педагогический   контроль   и   оценка   освоения
дополнительных общеобразовательных программ». 
2 СЛАЙД
08.09.2015  утвержден   Приказ   Минтруда   России   N   613н   «Об
утверждении  профессионального   стандарта  «Педагог  дополнительного
образования   детей   и   взрослых»  (Зарегистрировано   в   Минюсте   России
24.09.2015 N 38994). 
3 СЛАЙД
В   данном   приказе   сказано  «Установить,   что   профессиональный
стандарт   «Педагог   дополнительного   образования   детей   и   взрослых»
применяется   работодателями   при   формировании   кадровой   политики   и   в
управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников,
заключении   трудовых   договоров,   разработке   должностных   инструкций   и
установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В этом документе сказано, что в соответствии с обобщенной трудовой
функцией   «преподавание   по   дополнительным   общеобразовательным
программам»   педагогам   дополнительного   образования   необходимо:
осуществление контроля, оценки освоения ДОП и разработки программно­
методического обеспечения реализации ДОП. 
4 СЛАЙД
Данный   документ   имеет   следующую   структуру.   Профстандарт   ПДО
состоит из следующих частей:
Общие сведения
Описание трудовых функций
I.
II.
III. Характеристики обобщенных трудовых функций
IV. Сведения   об   организациях   –   разработчиках   профессионального
стандарта
5 СЛАЙД
В разделе I ­ Общие сведения дана Основная цель вида (наименование
вида   профессиональной   деятельности:   педагогическая   деятельность   в
дополнительном   образовании   детей   и   взрослых)
 профессиональной
деятельности: 
Организация   деятельности   учащихся   по   усвоению   знаний,
формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для
формирования   и   развития   творческих   способностей,   удовлетворения 2
  нравственном   и   физическом
потребностей   в   интеллектуальном,
совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени,
профессиональной   ориентации;   обеспечение   достижения   учащимися
нормативно   установленных   результатов   освоения   дополнительных
общеобразовательных программ.
6,7 СЛАЙД
Во   II.   Разделе   ­
 Описание   трудовых   функций,   входящих   в
профессиональный   стандарт   дана   функциональная   карта   вида
профессиональной деятельности. 
8 СЛАЙД
В  III 
разделе   документа   представлены   Характеристики
обобщенных трудовых функций. 
В документе прописаны 3 основные обобщенные трудовые функции и
даны   характеристики   этих   трудовых   функций.   Причем   наименование
трудовых функций – это педагог дополнительного образования, методист и
педагог­организатор. 
Каждая   обобщенная   трудовая   функция   расписаны   по   основным
показателям: 
­ трудовые действия;
­ необходимые умения;
­ необходимые знания.
9,10,11,12,13,14 СЛАЙДЫ
Я предлагаю обратиться Вам к следующей трудовой функции.
3.1.4 Обобщенная трудовая функция
Наименование
Педагогический контроль и оценка 
освоения дополнительной 
общеобразовательной программы
Код A/04.6
Уровень 
(подуровень) 
квалификации
6.1
Происхождение 
трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из
оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия Контроль   и   оценка   освоения   дополнительных   общеобразовательных
программ,   в   том   числе   в   рамках   установленных   форм   аттестации   (при   их
наличии)
Контроль   и   оценка   освоения   дополнительных   предпрофессиональных
программ   при   проведении   промежуточной   и  итоговой   аттестации   учащихся
(для преподавания по программам в области искусств)
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки Фиксация   и   оценка   динамики   подготовленности   и   мотивации   учащихся   в
процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы
Необходимые 
умения
Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов
деятельности   учащихся   при   освоении   программ   дополнительного   общего
образования определенной направленности
3
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися
для обеспечения достоверного оценивания
Наблюдать   за   учащимися,   объективно   оценивать   процесс   и   результаты
освоения   дополнительных   общеобразовательных   программ,   в   том   числе   в
рамках установленных форм аттестации (при их наличии)
Выполнять   нормы   педагогической   этики,   обеспечивать   охрану   жизни   и
здоровья   учащихся   в   процессе   публичного   представления   результатов
оценивания
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения,
контроля   и   диагностики   с   учетом   задач   и   особенностей   образовательной
программы и особенностей учащихся
Использовать   различные   средства   (способы)   фиксации   динамики
подготовленности   и   мотивации,
  учащихся   в   процессе   освоения
дополнительной общеобразовательной программы
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную
педагогическую   деятельность   по   результатам   педагогического   контроля   и
оценки освоения программы
Необходимые 
знания
Законодательство   Российской   Федерации   об   образовании   в   части,
регламентирующей   контроль   и   оценку   освоения   дополнительных
общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при
освоении   дополнительных   общеобразовательных   программ   (с   учетом   их
направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации
Понятия   и   виды   качественных   и   количественных   оценок,   возможности   и
ограничения   их   использования   для   оценивания   процесса   и   результатов
деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных
программ (с учетом их направленности)
Нормативные   правовые   акты   в   области   защиты   прав   ребенка,   нормы
педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания
Характеристики   и   возможности   применения   различных   форм,   методов   и
средств   контроля   и   оценивания   освоения   дополнительных
общеобразовательных программ (с учетом их направленности)
Средства   (способы)   фиксации   динамики   подготовленности   и   мотивации,
учащихся   в   процессе   освоения   дополнительной   общеобразовательной
программы
Методы   подбора   из   существующих   и   (или)   создания   оценочных   средств,
позволяющих   оценить   индивидуальные   образовательные   достижения
учащихся в избранной области деятельности Другие 
характеристики
­
4
 
 
15 СЛАЙД
дополнительных
В   октябре   2015   года   специалисты   в   области   ДО   Министерства
образования   и   науки   РФ   разработали   методические   рекомендации   по
проектированию
общеобразовательных
общеразвивающих программ. 
1.2. Методические рекомендации разработаны:
в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 
г. № 729­р «План мероприятий на 2015­2020 годы по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012
г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа   2013   г.   №   1008   «Об   утверждении   порядка   организации   и
осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);
с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей
от 4 сентября 2014 г. № 1726­р (далее – Концепция) и иных нормативных
правовых документов.
16 СЛАЙД
В  III  разделе:  Комплекс   организационно­педагогических   условий
сказано, что программы должны быть обеспечены:
­ формами аттестации/контроля  – разрабатываются и обосновываются
для   определения   результативности   усвоения   программы, отражают
цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно-
тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая
работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-
прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо
указать, как именно эти формы аттестации/контроля
позволяют выявить соответствие результатов образования
поставленным целям и задачам;
– оценочными материалами – пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
­  методическими   материалами  –   обеспечение   программы   методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации ­ указание тематики и
формы   методических   материалов   по   программе   (пособия,   оборудование,
приборы,   дидактический   материал);   краткое   описание   общей   методики
работы в соответствии  с направленностью  содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
5

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремлённость, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приёмов и средств, грамотного выбора форм.

Для обучающихся дошкольного возраста предлагаем следующие формы педагогического контроля:

Для обучающихся младшего школьного возраста эффективными будут следующие формы контроля:

устный журнал. Для обучающихся старшего и среднего школьного возраста предлагаем следующие формы контроля:

Выставка – это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий сюрприз. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачёт – это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачёта обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачётов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачётов.

Игра – одна из важнейших форм при проведении итоговой аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений.

Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная с числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей даётся подробное или краткое объяснение термина. Значение слов лучше смотреть в словарях или энциклопедиях.

Реферат – объёмная работа описательного характера, итог углублённой самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя: наработку теоретического материала по заданной теме, разработку авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления) и практическое выполнение.

Творческий отчёт – форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчёт представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности. Отчёт способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трёх этапов:

  • определение набора знаний и умений, которые необходимы проверить с помощью теста;
  • подбор знаний, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков;
  • экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга. Письменный контроль строится в индивидуальных формах. На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.

Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как “Турнир знатоков”, “Турнир-викторина”, “Вечер разгаданных и неразгаданных тайн” и т. д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Формы аттестации
и контроля обучающихся

Образовательный
процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально
организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач
обучения, воспитания и развитие детей.

Процесс
обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению
с общеобразовательными учебными заведениями и не имеет жестких рамок.

В
учреждениях дополнительного образования происходит индивидуализация обучения детей,
которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок сам  осуществляет выбор интересного
для себя вида деятельности). Педагог в дополнительном образовании выступает не только
как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Однако
и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию
обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного
процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения
эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации
обучения.

Специфика
деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход
к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков
обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией
о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Зачастую
локальные нормативные документы в учреждениях дополнительного образования не устанавливают
обязательного количественного минимума для проведения аттестации/контроля. Тогда
эту задачу решает сам педагог дополнительного образования.

Первое,
что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок – это зафиксировать
его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального
уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если
рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить
успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года
и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это
позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу
с обучающимися.

И,
наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется
уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот
год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в
целом.

Педагоги
дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком
случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной
для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка,
викторина и т.п.

Ниже
представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть использованы педагогами
при проведении контроля/аттестации в кружках.

Правильный
выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве
педагога дополнительного образования.

Тестовые, контрольные, срезовые задания
(устный опрос, письменный опрос, тестирование).

Создание проблемных, затруднительных заданий
(решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

Демонстрационные: организация выставок,
конкурсов, соревнований, презентация.

Передача обучающемуся роли педагога.

День творчества в кружках.

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

Комбинированная: анкетирование, наблюдение,
решение проблемы.

Индивидуальные карточки с заданиями различного
типа.

Групповая оценка работ.

Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

Карта индивидуальных достижений.

Наиболее
распространенные формы контроля/аттестации в дополнительном образовании.

– это форма итогового
контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники
исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным
направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может
выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

– это форма текущего
или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и
навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе
зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и
практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат).
Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная
беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая
проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы
кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных
и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных
творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений,
проектов.

Игра (дидактическая, деловая) – одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды
игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют
развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей.
Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую
работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний,
учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности
обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.

Система  дополнительного образования  детей: 
концепция  лаборатории  проблем  дополнительного  образования  детей  ИОСО  РАО 
/  В.А.  Горский,  А.Я.  Журкина,  Л.Ю.  Ляшко,  В.В.  Усанов  //  Дополнительное 
образование.  1999.  №  3-4.  С.  6-14.  2000.  №  1.  С.  6-11.

аттестация учащихся в дополнительном образовании

В последнее время в дополнительном образовании детей уделяется особое внимание результативности обучения. Результативность – это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее образовательная программа) педагога.

Осуществление процессов обучения требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов, что обеспечивает текущий контроль успеваемости и аттестация учащихся.

, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, дисциплины (модуля) сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией учащихся. Это определено Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 21.12.2012 – ст.30, п.2; ст.58, п.1; ст.59, п.1; ст.60, пп.2, 3, 15; Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает свои нормативные акты, устанавливающие «формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», порядок и формы итоговой аттестации – соответственно: Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся учреждения дополнительного образования Положение об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования.

Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение всего учебного периода в целях:

– оценки усвоения учащимися пройденного материала;

– проведения учащимся самооценки, оценки их работы педагогом с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом дополнительного образования самостоятельно и отражаются в учебном плане образовательной программы.

– это оценка уровня и качества освоения учащимися образовательной программы в конкретной предметной деятельности. В конце учебного года проводится аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей образовательной программы в целом.

– выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

– определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде деятельности;

– соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;

– анализ полноты реализации образовательной программы данного объединения;

– выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы, необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.

В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка уровня достижений учащихся, заявленных в образовательной программе по итогам очередного учебного года.

В соответствии с Положением об аттестации учащихся учреждения дополнительного образования промежуточная аттестация проводится в форме педагогической диагностики знаний, умений, навыков учащихся по уровням (высокому, среднему и низкому).

В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по завершении всего образовательного курса этой программы в целом.

Положения об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования, итоговая аттестация проводится в форме зачета, защиты творческого проекта или другой формы определения усвоения образовательной программы с учетом профиля объединения и с присвоением соответствующей оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно (что соответствует высокому, среднему и низкому уровню соответственно).

Показатели (оцениваемые параметры).

(критерий – мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы образовательной программой.

В образовательной программе должны быть прописаны формы аттестации/контроля и формы оценки результатов учащихся.

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации/контроля учащихся, какие он сочтет нужным, но с учётом возраста учащихся, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения:

собеседование; игра-испытание; коллективный анализ работ; самоанализ; анкетирование; олимпиада; самостоятельная работа; опрос; презентация творческих работ; демонстрация моделей; выставка; тестирование; викторина; беседа; зачёт; игра; контрольное упражнение; анализ продуктов деятельности; защита реферата, проекта, творческой работы; диагностическая игра; конкурс; анкетирование; выполнение нормативов;вернисажи; открытые уроки; отчетные концерты; конференция; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов; и другие, предусмотренные образовательной программой.

Инструментом обеспечения объективного анализа достижения образовательного результата служит пакет диагностических методик. Этот пакет является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Самостоятельное проектирование такого пакета обусловлено отсутствием стандартов дополнительного образования, что в свою очередь, определяется большой вариативностью содержания образовательных программ.

Педагог на основании избранных им форм проведения аттестации должен сделать соответствующие разработки. Аттестационная процедура может проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), однако необходимо разработать план ее проведения. То есть, если, например, аттестация проходит в виде тестирования, то составляются тесты; если в форме открытого занятия, то необходим как можно более подробный конспект, где будет обозначена последовательность выполнения заданий, их продолжительность, перерывы и т.д.; если в виде концерта или спектакля, то составляется сценарий их проведения; если это зачёт, то педагог приводит перечень контрольных вопросов (по темам, в которых в учебном плане отведены теоретические часы) и контрольных заданий (по темам, в которых отведены часы практики).

У каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат (оценку степени и уровня) освоения образовательной программы.

текущего контроля успеваемости могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т.д. То есть, должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностические карты. Диагностические карты разрабатываются самими педагогами с учётом критериев и форм проведения аттестации (образцы прилагаются).

Результаты итоговой аттестации учащихся фиксируются в протоколе, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации учреждения.

Протоколы аттестации см. в Положении об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования.

промежуточного уровня теоретических знаний,

Ф.И.О. педагога дополнительного образования __________________________

год обучения _____ № группы _______

Всего аттестовано ____ учащихся

Из них по результатам аттестации показали:

высокий уровень ___ чел. _____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел. _____% от общего количества учащихся

низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества учащихся

высокий уровень ____ чел._____% от общего количества учащихся

средний уровень ____чел._____% от общего количества учащихся

низкий уровень _____чел. ____% от общего количества учащихся

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

(С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

(Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

– учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

(С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50-80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

(Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Ф.И.О. педагога дополнительного образования ___________________________________

год обучения ________ № группы ________

Уровни: 1 балл (низкий уровень)

2 балла (средний уровень)

3 балла (высокий уровень)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»

«Формы аттестации и контроля обучающихся в

Подготовила методист Ларикова Л.Н.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развитие детей.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательными учебными заведениями и не имеет жестких рамок.

В учреждениях дополнительного образования происходит индивидуализация обучения детей, которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок сам  осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности). Педагог в дополнительном образовании выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Зачастую локальные нормативные документы в учреждениях дополнительного образования не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации/контроля. Тогда эту задачу решает сам педагог дополнительного образования.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок – это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть использованы педагогами при проведении контроля/аттестации в кружках.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в кружках.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет (экзамен).

Далее описываются наиболее распространенных формы контроля/аттестации в дополнительном образовании.

Выставка – это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет – это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) – одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *