Форма таблицы учебных наблюдений и виды учебных наблюдений

Программа педагогического наблюдения

студентка Ш-22 группы

Ейск, 2019 г.

Цель: выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и родителем.

  • Правильно подобрать дидактический материал;
  • Продумать и организовать дидактическую процедуру;
  • Сделать выводы на основе результатов наблюдения и разработать рекомендации;

Объект наблюдения: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с матерью.

  • Проведение диагностики на тему: “Дом, в котором я живу”
  • Беседа с ребенком с целью выявления отношений с матерью
  • Анкета для родителей “Мой ребенок”
  • Беседа с родителями на тему: “Взаимоотношения членов семьи”
  • Посещение дома, в котором проживает ребенок с целью выявления условий проживания
  • Результаты анкет диагностики
  • Протоколы запланированных мероприятий

Анкетирование для родителей “Мой ребенок”

Цель: выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения: в индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.

  • Каков Ваш ребенок?
  • Считаете ли Вы ребенка самостоятельным? Почему?
  • Замыкается ли Ваш ребенок после замечаний?
  • Насколько общителен с окружающими?
  • Что в Вашем ребенке Вас раздражает? Как вы с этим справляетесь?
  • Что Вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  • Как Вы обычно общаетесь с ребенком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  • Даете ли Вы ребенку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  • Наказываете ли Вы ребенка, и как ребенок реагирует на это?
  • Считаете ли Вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  • Решаете ли Вы с ним его проблемы?

Результаты позволяют увидеть, каким представляется школьник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

(ФИО классного руководителя)

Диагностическая методика “Дом, в котором я живу”

Учащимся класса предлагается нарисовать на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Протокол наблюдения за учащейся во время

Цель: выяснить во время индивидуальной беседы о том, что является причиной сложных взаимоотношений между ребенком и матерью

Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении с родителями

Протокол индивидуальной беседы с родителями

учащейся на тему: ”Взаимоотношения членов семьи”

Объект: родители учащейся 2 “А” класса, Виктории Сергеевны Ивановой, испытывающая трудности в общении с матерью.

Во время беседы родители были спокойны и отвечали на все поставленные вопросы. На вопрос: ”Как Вы думаете, что вызывает конфликтные ситуации в Вашей семье?”, мать девочки ответила: “Я возлагаю на нее большие возможности, но порой она не соответствует моим ожиданиям. Я хочу чтобы мой ребенок был лучшим во всем. Вика должна стараться лучше.”

Из разговора выясняется, что мать девочки страдает от высоких амбиций, что проводит к конфликтным ситуациям между Викторией и ее матерью.

Протокол о посещении дома учащейся

Цель: выявить, в каких условиях проживает ребенок

Объект: Виктория Сергеевна Иванова, ученица 2 “А” класса, испытывающая трудности в общении со своей матерью

Во время посещения дома учащейся, было выявлено, что жилищные условия соответствует требованиям. Но также было выявлено, что в дома лидерство занимает мама девочки, Мария Анатольевна Иванова.

Объект наблюдения: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, испытывающий трудности в общении из-за вспыльчивости и агрессивности по отношению к другим ученикам.

Цель: исследовать и выявить причину трудностей в общении между одноклассниками.

  • Анкетирование “Мой класс”
  • Рисунок “Я и мои школьные друзья”
  • Беседа с родителями “Поведение ребенка дома”
  • Индивидуальная беседа с ребенком
  • Классный час “Давайте уважать друг друга”

Протокол анкетирования “Мой класс”

Объект: ученик 4 “Б” класса, Голубь Никита Сергеевич, 06.03.2013г.

Цель: узнать, что мешает учащемуся построить взаимоотношения со сверстниками

Во время анкетирования мальчику не хватало усидчивости. Некоторые вопросы вызывали затруднение. Ребенок вел себя нетерпеливо, но недовольства не высказывал.

Анкетирование показало, что у ребенка высокий уровень самооценки. Именно это и является одной из причин сложных взаимоотношений с одноклассниками.

Протокол рисунка учащегося “Я и мои школьные друзья”

На рисунке ребенок изобразил себя в кругу своих школьных друзей. Мальчик был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но вовремя соей деятельности часто отвлекался.

Задание не вызвало у Никиты затруднения, и он без проблем выполнил свою работу.

Мальчик изобразил себя ярче всех и расположил в центре, что говорит о его уверенности в себе.

Протокол беседы с родителями “Поведение ребенка дома”

Во время беседы было видно, что отец мальчика не был заинтересован в школьной жизни своего сына. На вопросы активно отвечала мать мальчика, Наталья Голубь. При разговоре был задан вопрос: ” Спокойно ли Ваш ребенок реагирует на замечания?”, отец Никиты ответил: “Наталья не позволяет делать замечание Никите. Я не считаю это правильным. Меня воспитывали по-другому, и я хотел бы дать такое же воспитание своему сыну. Но моя жена решила все сама”.

Из беседы с родителями было выявлено, что родители мальчика не могут пройти к общему мнению о воспитании мальчика.

Но также была выявлена проблемы во взаимоотношении Никиты и его младшей сестры Екатерины, которые также влияют на его отношения со сверстниками.

Протокол индивидуальной беседы с ребенком

Во время индивидуальной беседы ребенок говорил уверенно, но без особого интереса. На вопросы учителя о его взаимоотношениях с одноклассниками мальчик показывал недовольство и раздражение. “Я дружу с Димой и Пашей, потому что мне так говорит мама.”-сказал Никита.

Протокол наблюдения за учащимся во время проведения

классного часа на тему: “Давайте уважать друг друга”

Во время проведения классного часа ребенок вел себя спокойно и выполнял все требования учителя. Также Никита активно участвовал в играх с одноклассниками и проявлял лидерские качества. Учитель задал мальчику вопрос: “Никита, понравилось ли тебе общаться с одноклассниками?”, на него мальчик ответил: “Да, мне все понравилось. И мне хотелось бы повторить это.”

В  теории  и  методике  педагогических  исследований  не  существует  какой-либо  общепринятой  классификации  видов  педагогических  наблюдений.  Объясняется  это  их  большой  изменчивостью  и  наличием  разнообразных  признаков,  которыми  они  могут  характеризоваться.  В  настоящее  время  можно  говорить  лишь  об  условной  группировке  видов,  причем  в  большей  мере  заимствованной  у  социологов.

Виды  педагогических  наблюдений:

Проблемные  наблюдения  (в  педагогике  они  называются  еще  монографическими)  представляют  собой  наблюдения  за  несколькими  взаимосвязанными  педагогическими  явлениями,  составляющими  в  сумме  одно  из  определяющих  направлений  воспитания.  Чтобы  разносторонне  оценить  эффективность  воспитания    на  основе  новых  программ.  Требовалось  вести  наблюдения  по  разным  направлениям,  изучать  многие  педагогические  явления,  тесно  связанные  между  собой  и  влияющие  друг  на  друга,  устанавливать  качественные  и  количественные  меры  их  взаимного  влияния  и,  в  итоге,  определять  влияние  всех  изучаемых  явлений  на  конечный  результат.

Тематическое  наблюдение  характеризуется  более  узкими  рамками  объекта  наблюдения,  минимумом  педагогических  явлений,  подлежащих  изучению.  Из  целостного  учебно-воспитательного  процесса  как  бы  вычленяется  то  или  иное  явление  и  подвергается  наблюдению.  Все  это  создает  возможности  для  более  глубокого,  хотя  и  локального,  изучения  педагогического  явления.

Тематическое  наблюдение  наиболее  широко  представлено  в  практике  научных  исследований.  Объясняется  это  его  относительной  доступностью  для  индивидуальных  исследований.

Разведывательные  наблюдения,  или  предварительные,  не  имеют  четкой  программы.  Она  может  уточняться  и  видоизменяться  по  ходу  самих  наблюдений.  Применяются  наблюдения  этого  вида  с  целью  более  глубокой  разработки  гипотезы  и  методики  всего  исследования,  Они  могут  предварять  постановку  эксперимента  и  основного  наблюдения.  В  частности,  во  время  разведывательных  наблюдений  может  отрабатываться  техника,  процедура  наблюдения  (выбор  места  для  наблюдения,  форма  записи  наблюдаемого  и  т.п.).

Основное  наблюдение  (его  еще  называют  стандартизированным)  имеет  четко  разработанную  программу  наблюдения  и  технику  фиксирования  результатов  в  уже  опробованных  протоколах,  таблицах  и  т.п.  Такая  жесткая  регламентация  всех  действий  исследователя  позволяет  в  некоторых  случаях  привлекать  к  наблюдению  помощников

Наблюдения,  которые  проводятся  с  помощниками,  иногда  называются  опосредованными.  Ими  можно  пользоваться  только  в  тех  случаях,  когда

  • во-первых,  подлежат  регистрации  четко  видимые  факты,  позволяющие  зафиксировать  “да”  или  “нет”;
  • во-вторых,  имеется  настолько  точная  методика  регистрации,  что  помощнику  не  придется  уточнять  ее;
  • в-третьих,  когда  помощники  имеют  хорошую  теоретическую  подготовку  и  практические  умения,  полученные  при  пробных  наблюдениях.

Опосредованные  наблюдения  обладают  тем  неоспоримым  преимуществом,  что  с  их  помощью  можно  собрать  большее  количество  данных,  сделав  выборку  более  репрезентативной.  Значительную  роль  эти  наблюдения  могут  сыграть  в  корректировке  данных,  собранных  самим  исследователем,  при  одновременном  фиксировании  им  вместе  с  помощниками  элементов  педагогического  процесса.

Включенные  наблюдения,  или  наблюдения  “изнутри”,  предусматривают  активное  участие  самого  исследователя  в  том  воспитательном  процессе,  который  он  должен  анализировать  и  оценивать.

Положительные  стороны  включенного  наблюдения  трудно  переоценить.  С  его  помощью  можно  вскрыть  те  глубинные  особенности  педагогического  процесса,  которые  наблюдению  “со  стороны”  просто  неподвластны.

Тем  не  менее  включенное  наблюдение  имеет  и  недостатки:

  • во-первых,  в  ходе  его  невозможна  текущая  регистрация  всех  событий,  так  как  исследователь  вынужден  все  фиксировать  после  занятий,  на  память  (правда,  этот  недостаток  может  быть  снят  при  использовании  видеозаписи,  киносъемки,  магнитофонной  записи  или,  наконец,  анализа  занятия  помощником);
  • во-вторых,  при  длительном  участии  в  занятиях  у  исследователя  может  наступить  привыкание,  которое  невольно  заставит  его  мыслить  категориями  занимающихся,  другими  словами,  он  утратит  ту  свежесть  восприятия,  которая  обычно  характерна  для  постороннего  наблюдателя;
  • в-третьих,  требуется  определенное  время  привыкания  коллектива  занимающихся    к  исследователю.

Невключенное  наблюдение  является  прямой  противоположностью  наблюдению  предыдущего  вида:  исследователь  наблюдает  со  стороны,  не  принимая  личного  участия  в  занятиях,  он  является  лишь  свидетелем  происходящего.  Этот  вид  наблюдения  встречается  в  исследованиях  гораздо  чаще,  чем  первый.

Преимущество  невключенного  наблюдения  состоит  в  том,  что  оно  не  имеет  тех  ограничений  в  сфере  применения,  которые  присущи  включенным  наблюдениям.  В  этом  же  смысле  можно  говорить  о  его  большей  доступности  для  исследователей.  Наконец,  при  использовании  его  упрощается  проблема  текущего  анализа  занятий,  так  как  его  выполняет  сам  исследователь.

Слабой  стороной  невключенного  наблюдения  является  более  поверхностное,  чем  при  включенном  наблюдении,  восприятие  педагогической  действительности.  Надо  сказать,  что  подобный  недостаток  скорее  является  теоретическим,  так  как  на  практике  он  может  нейтрализоваться  высоким  мастерством  исследователя.  Между  этими  двумя  полярными  видами  наблюдения  могут  существовать  промежуточные,  с  различным  соотношением  признаков  того  и  другого  видов.

Открытыми  наблюдениями  называются  такие,  при  которых  и  занимающиеся,  и  преподаватель  знают,  что  за  ними  ведется  наблюдение.  Наблюдения  этого  вида  наиболее  широко  распространены,  так  как  не  требуют  каких-либо  дополнительных  организационных  мероприятий.  Это,  пожалуй,  их  единственное,  преимущество.  Дело  в  том,  что  даже  самые  безразличные  занимающиеся  и  самый  опытный  педагог  не  останутся  безучастными  к  тому,  что  за  ними  наблюдают.  Это  может  выразиться  в  тех  же  реакциях,  о  которых  говорилось  при  характеристике  открытого  эксперимента.

Стоит  или  не  стоит  говорить  занимающимся  о  задачах  и  содержании  предполагаемых  наблюдений,  зависит  от  конкретных  условий,  и  прежде  всего  от  такта  исследователя,  от  его  умения  расположить  к  себе  занимающихся,  раскрыть  перед  ними  практическую  значимость  наблюдений,  быть  “незаметным”.  Как  выражаются  некоторые  исследователи,  надо  стремиться  “все  видеть  и  быть  невидимым”.

Скрытое  наблюдение  (или  наблюдение  “инкогнито”),  наоборот,  предполагает,  что  занимающиеся  не  знают  о  том,  что  за  их  действиями  ведется  наблюдение.  Основное  преимущество  скрытого  наблюдения  состоит  в  том,  что  поведение  занимающихся  остается  естественным.

Однако  при  использовании  скрытого  наблюдения  исследователь  должен  решить  две  проблемы:  одну  этического  плана,  другую  –  организационного.

Непрерывное  наблюдение  характеризуется  продолжительностью,  которая  свойственна  изучаемому  педагогическому  явлению.  Проводя  такое  наблюдение,  исследователь  имеет  возможность  проследить  развитие  явления  от  начала  до  конца.  В  итоге  о  нем  создается  целостное  представление  и  повышается  достоверность  полученных  результатов.

Простейшим  случаем  непрерывного  наблюдения  является  наблюдение,  проведенное  на  одном  занятии,  с  его  начала  и  до  конца.

Однако  понятие  о  непрерывности  наблюдения  не  тождественно  представлению  б  непрерывности  времени,  в  течение  которого  исследователь  ведет  наблюдение.

Прерывистое  наблюдение  (по  иной  терминологии  –  дискретное,  или  частичное)  характеризуется  тем,  что  изучается  не  все  педагогическое  явление  в  целом,  а  лишь  его  главные  этапы.

В  этом  случае,  разумеется,  не  удается  проследить  за  динамикой  явления,  увидеть  многие  детали,  однако  общий  ход  развития  его,  начальные  и  конечные  признаки  остаются  в  поле  зрения  исследователя  и  позволяют  понять  общую  закономерность.

С  помощью  прерывистых  наблюдений  изучаются  следующие  педагогические  явления:

  • во-первых,  те,  которые  обладают  большой  инертностью  к  действию  педагогических  факторов,  а  потому  требуют  длительного  их  воздействия,  после  чего  только  можно  ожидать  изменений  наблюдаемых  явлений;
  • во-вторых,  интересные  своими  отдаленным  последствиями
  • в-третьих,  те  задачи,  исследования  которых  требуют  длительных  перерывов  между.

Десять  перечисленных  разновидностей  педагогических  наблюдений  сгруппированы  по  парам  на  основании  какого-либо  одного  ведущего  признака.  Каждая  разновидность  в  паре  обладает  своими  преимуществами  и  недостатками  и  может  применяться  только  в  конкретной  ситуации  в  соответствии  с  поставленными  задачами  исследования;  с  другой  стороны,  она  может  характеризоваться  всеми  пятью  признаками.  Например,  проблемное  наблюдение  может  быть  разведывательным  (или  основным),  включенным  (или  невключенным)  и  т.д.

Педагогическое наблюдение как метод исследования – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается кон­кретным фактическим материалом или данными.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

1) только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;

2) оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

3) наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

4) в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

5) наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:

1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т. п.);

3) возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием):

4) пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:

1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;

2) когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

3) когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;

4) когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы и методики исследования;

5) когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.

Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики, наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения. Поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

Цель педагогических наблюдений в области физического воспитания – изучение раз­нообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к которым можно отнести следую­щие:

1) задачи обучения и воспитания;

2) средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физи­ческих упражнений);

3) методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

4) поведение занимающихся и преподавателя;

5) характер и величина тренировочной нагрузки;

6) некоторые элементы техники выполнения движений;

7) тактические действия;

8) величины пространственных, временных и силовых характеристик: перемещения занимающихся или снарядов, длина разбега, дальность полета диска и т. п.;

9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.

Объектами педагогических наблюдений могут быть, лишь те стороны процесса физи­ческого воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесса обучения и воспита­ния. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).

Объектами педагогических наблюдений могут быть:

— отдельные учащиеся;

— тренеры и преподаватели;

— классы в школе;

— отделения ДЮСШ;

— группы спортсменов различной подготовленности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного возраста и пола; условия занятия;

— сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного процесса) и т.д.;

— лица занимающихся по нозологическим группам.

Содержание наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например, построение тренировочного цикла, объём нагруз­ки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подво­дящих упражнений. В школе содержанием наблюдения могут быть: методы обучения и вос­питания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся

В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо обще­принятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризовать­ся. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причем в большей мере, заимствованной у социологов. Схематически она выглядит следующим обра­зом (Рис. 1):

Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явле­ниями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюде­ния, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию.

Форма таблицы учебных наблюдений и виды учебных наблюдений

Рис.1. Классификации видов педагогических наблюдений

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблю­дения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследова­ния.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разрабо­танную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и не включенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений – анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. «Действующие» спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно ис­ключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Не включенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению пре­дыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в заня­тиях, он является лишь свидетелем происходящего.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осу­ществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение.

Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и пре­рывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается цело­стное представление и повышается достоверность полученных результатов. Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) ха­рактеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

1) определить задачи наблюдения;

2) наметить объекты наблюдения, т. е. стороны педагогического процесса, которые бу­дут изучаться;

3) определить способ проведения наблюдения;

4) подобрать приемы фиксации полученных данных;

5) установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно.

По другой классификации наблюдения объединяются:

1. По типу связи исследователя с объектом изучения:

1) непосредственные когда сам исследователь является наблюдателем происходяще­го педагогического явления. Есть неблагоприятное обстоятельство – большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, а это влияет на достоверность полученных результатов. Здесь большую роль играет психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать у него доброжелательное отношение к присутствию его на занятиях.

2) опосредованные (косвенные) – привлекаются студенты, преподаватели, ученики и др. для сбора достаточно большого фактического материала. Непосредственные и опосредованные (косвенные) по форме могут быть открытыми и скрытыми.

2. По признаку в ремени и пространст ва:

1) непрерывные если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматривается его начало, развитие и завершение (например: 1) проследить ход разучивания гимнастического упражнения от начального этапа ознакомления с ним до овладения учениками данным упражнением и вскрыть при этом методику обучения;

2) про­ наблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. По длительно­сти может быть от нескольких сек, минут, месяцев и даже лет).

3) дискретные (прерывистые) – в процессе его проведения изучается не все педагоги­ческое явление в целом, а лишь его главные этапы.

4) Монографические – представляется возможным проследить за развитием ряда явле­ний, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной ис­следуемый процесс (например, обычный анализ урока группой студентов, где каж­дый ведёт наблюдение за определенным явлением);

5) узкоспециальные – с целью познания сущности явления, его качественной структурной характеристики. Создают возможности для более глубокого, хотя и локаль­ного изучения педагогического явления. Следует помнить о связи изучаемых явле­ний с другими и не рассматривать их изолированно.

ü опыта и других личных качеств ведущего наблюдения;

ü количество участников исследовательской работы;

ü от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании.

Составляется план: задачи;

выделить объекты и содержание наблюдения; определить методику анализа собранного материала; определить продолжительность и время проведения наблюдений.

Регистрация результатов наблюдения;

ü Комментирование в микрофон без письменной записи и в сочетании с письменной записью; Фотографии;

ü Видеосъемки. Положительное! 1) возможность зафиксировать движения в естест­венных условиях (на соревнованиях, на тренировочном занятии) и с разных сто-рол; 2) зафиксированные движения могут точно и многократно воспроизводиться, а с помощью современных компьютеров и специальных технологий подвергаться биомеханическому анализу; т.о. расширяется возможность наблюдения и просле­живания всех деталей движения; 3) возможность широкого использования опыта ведущих спортсменов, сравнения вариантов техники и т.п.

ü Использование специальных приборов и технических средств: позволяют точно и объективно определять пространственные и временные параметры и усилия:

Усилия – с помощью динамометров и динамографов (принцип сжатия или растяжения пружин датчиков ).

Пространственные параметры – величина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т.д.

Временные параметры – время пробегания определённого состояния, длительность отдельных фаз движений (секундомеры, хронометры, электронные счётчики).

Методика наблюдения (его построение, отбор соответствующих видов, содержание, техника проведения) зависит:

1) от конечной цели и задач исследования;

2) характера объекта, подлежащего наблюдению;

3) условий, в которых находятся предмет изучения и исследователь;

4) оснащённости вспомогательными средствами;

Виды педагогических наблюдений

При всей сложности организации проблемных наблюдений трудно переоценить их значение в решении сложных задач педагогического исследования. С помощью проблемных наблюдений можно выявить не только” общую направленность развития физического воспитания, но и оценить его частные проявления. Предположим, показатели различных наблюдений говорят о том, что с введением новых программ повысился уровень теоретической подготовленности школьников общеобразовательных школ в области физического воспитания, однако некоторые из этих наблюдений свидетельствуют о том, что повышение этого уровня не является следствием улучшения межпредметных связей.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления.

Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования, Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).

Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки.

Разведывательные наблюдения могут вестись двояко: или, как принято говорить, широкой полосой захвата, или узконаправленно. В первом случае наблюдают педагогический процесс в целом и на этом фоне анализируют тот или иной круг интересующих исследователя вопросов. Так поступают в тех ситуациях, когда окончательно еще не сформулирована тема исследования или нет четкой гипотезы. Во втором случае имеется совершенно точный “адрес” наблюдения. Задача наблюдения сводится к тому, чтобы уточнить подход к изучению конкретного явления, некоторые аспекты методики наблюдения.

Следует помнить, что, в ходе наблюдений могут встретиться непредвиденные осложнения, возникнуть самые заманчивые перспективы нового в изучении учебно-воспитательного процесса.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать “да” или “нет”; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.

Опосредованные наблюдения обладают тем неоспоримым преимуществом, что с их помощью можно собрать большее количество данных, сделав выборку более репрезентативной. Значительную роль эти наблюдения могут сыграть в корректировке данных, собранных самим исследователем, при одновременном фиксировании им вместе с помощниками элементов педагогического процесса.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения “изнутри”, предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений – анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. “Действующие” спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Положительные стороны включенного наблюдения трудно переоценить. С его помощью можно вскрыть те глубинные особенности педагогического процесса, которые наблюдению “со стороны” просто неподвластны.

Тем не менее включенное наблюдение имеет и недостатки: во-первых, в ходе его невозможна текущая регистрация всех событий, так как исследователь вынужден все фиксировать после занятий, на память (правда, этот недостаток может быть снят при использовании видеозаписи, киносъемки, магнитофонной записи или, наконец, анализа занятия помощником); во-вторых, при длительном участии в занятиях у исследователя может наступить привыкание, которое невольно заставит его мыслить категориями занимающихся и преподавателя, другими словами, он утратит ту свежесть восприятия, которая обычно характерна для постороннего наблюдателя; в-третьих, требуется определенное время привыкания коллектива занимающихся и преподавателя к исследователю.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.

Преимущество невключенного наблюдения состоит в том, что оно не имеет тех ограничений в сфере применения, которые присущи включенным наблюдениям. В этом же смысле можно говорить о его большей доступности для исследователей. Наконец, при использовании его упрощается проблема текущего анализа занятий, так как его выполняет сам исследователь.

Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Надо сказать, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное, преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента.

Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть “незаметным”. Как выражаются некоторые исследователи, надо стремиться “все видеть и быть невидимым”. Большую роль тут может сыграть так называемое “вживание” исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения. Однако, как показывают социологи (Л.А. Петровская, 1972), и в подобной ситуации проблема неестественного поведения людей, за которыми наблюдают, полностью не снимается. Каждый исследователь должен это иметь в виду при анализе результатов наблюдения.

Допустимо ли исследователю появляться без предупреждения для педагогического наблюдения? Мнение, что в этих случаях можно добиться большей естественности в поведении занимающихся и преподавателя, чаще всего не оправдывается. Подобная внезапность нередко вызывает растерянность у наблюдаемых и, следовательно, дает извращенное представление о характере педагогического процесса.

Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.

Скрытое наблюдение (или наблюдение “инкогнито”), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую – организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения.

Что касается второй проблемы, то по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Можно только заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. Для этого создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты используются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Наиболее доступным способом скрытого наблюдения является наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению б непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии – дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого-либо одного ведущего признака.

Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками.

Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.

Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения

наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;

Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.

1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

2. Ковальчук В.В., Моїсєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник. К.: ВД „Професіонал”, 2004.

3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во “Знання”, КОО, 2001.

4. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.

5. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС, 1961.

6. Научные основы физического воспитания и спорта. Реферативный сборник диссертаций. Вып.1 – 5. ФиС, 1958, 1962, 1963, 1968, 1971.

7. Спирин Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания. В кн. Методы педагогического исследования. Ред. В.И. Журавлев. М., “Просвещение”, 1972, стр.34 – 61.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *