Формирование читательских умений у младших школьников

За свой педагогический опыт мне приходилось наблюдать, что многие дети неохотно и мало читают. Пытаясь найти ответ на определение причины этого печального явления, пришла к выводу, что у детей происходит общий спад интереса к учению, а также обилие источников информации помимо чтения. Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с мудрыми и весёлыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели?

Очевидно, что мои усилия как педагога, а также и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Современные методисты (М. И. Оморокова, В. А. Лазарева) приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника. Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Передо мной как педагогом встала проблема: каким образом способствовать формированию читательских умений младших школьников.

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения. В процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания я часто применяю всем известный методический приём — «устное словесное рисование». На моих уроках дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения, и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям я могу получить очень важную информацию о том, например, представляет ли мой ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, я не думаю, что всех учеников можно научить, например, писать стихи, такой цели я не преследую. Но призвать их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение — это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребёнка, эстетического и нравственного его развития?

«От маленького писателя — к большому читателю».

(Стихи моих учеников)

Наступила пора золотая.

Всё одела в жёлтый наряд.

День стал намного короче.

Птичек не слышно уже.

Птицы стаями улетают

И с полей собрали урожай пшеницы.

Улетели птицы в дальние края.

И осенний лист кленовый

Кружит за окном.

Улетают птицы к югу,

Я люблю это чудное время года.

Шелест жёлтой листвы в вышине.

В осенний тихий вечер,

Ветер шелестит, наш котенок

Вася веточкой шуршит,

веточка как мышка все шуршит, бежит

Вася щурит глазки и ушами шевелит.

Работа над развитием творческих способностей учащихся ведётся на уроках системно, от простого к сложному. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это — подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того как все дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им даётся текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они ещё не могут. Эта работа — тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы её сюжета, а затем придумывали свои сюжеты.

Приведу примеры творческих работ моих учеников

У нашей Маши на столе каша.

У Дамдина — два налима,

У Сашки — три картошки,

А Содном съел картошку

И налимов у Дамдина,

Только кашу съела Милла.

Хороша ли сказка наша? (Папина Арина)

Жили-были Маша и медведь. Встретились да решили, зачем время тянуть. Давай лучше сразу поругаемся. (Бадмаева Арина)

Барсук кусал матрас

С каркасом плыл он на баркас

1,2,3,4,5 выйдем братцы погулять

Вышел Артемка, вышел Ванек,

Вышел Бэлиг, вышел Ардан,

Кому голей быть из нас (Жамсаранова Ангелина)

Вот кокетка Арина, Маринка, Каринка плясали танец Калинка, Аринка пошла, Маринка пошла, Каринка пошла, голей будет Машка (Папина Арина)

В речке Иволгинка поживал рачок

И было у него мокрый бочок

Вылез рак на бережок

Когда вышел на бережок

У него произошел шок,шок,шок.

Когда шок пройдет

Сидел барсук на суку

Разложив пряжу на лису

Внизу вязала свинья

И пела песню соловья

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху

Муха шепчет кабану

Рассмеши — как ты блоху

Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) — синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Например, работая над произведением С. Есенина «Черёмуха» ещё перед первичным чтением я предлагаю детям составить синквейн.

Фрагмент урока на стадии «вызова». На работу было отведено 3 минуты, вот что у них получилось.

Стоит, красуется, пахнет.

Черёмуха приятно пахнет.

Благоухает, цветёт, дурманит.

У черёмухи белые цветочки.

Фрагмент урока на стадии «рефлексии».

После анализа литературной сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» ребятам предлагается составить словесный портрет зайчонка в виде синквейна.

Убегает, спасается, возвращается.

Любознательный зайчонок любит приключения.

Работа над повествовательным текстом, или так называемое чтение стопами. В начале урока даю установку не смотреть на текст, который будем читать и не забегать вперёд. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения каждого абзаца идет обсуждение. После прочтения всего текста и ответов на вопросы завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. При подготовке такого урока есть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию. Например, работая по данной технологии над литературной сказкой М. Горького «Случай с Евсейкой» мною был разработан урок, на котором поэтапно (после каждой остановки «Стоп!») ребятам задавались разные вопросы.

Конечно, это только небольшая часть представленных приёмов и методов работы на уроках литературного чтения, которые я использую. За плечами не малый опыт работы, но каждый раз я пытаюсь привить им нравственные ценности, заложить основы литературного развития.

Цель работы на уроке литературного чтения — развить способности учеников — читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения — организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами — сформировать читательские умения.

В заключение хочется отметить, что формирование читательских умений не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умения в данном случае — только лишь средство для достижения этой цели. Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.

  • Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 128 с.
  • Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, урок, работа, ребенок, умение, критическое мышление, литературная сказка, младший школьник, начало урока, начальная школа.

Библиографическое описание

Авдеева, А. В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А. В. Авдеева, М. В. Молькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23190/ (дата обращения: 04.05.2023).

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Таким образом, показателями читательского интереса младших школьников являются:

положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»); увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

Книга должна заинтересовать, заинтриговать, привести в восторг, изумление, волнение.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Для того чтобы сформировать читательскую компетенцию у младших школьников, необходимо использовать такие формы работы, как проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов, беседы-дискуссии, которые научат детей размышлять о прочитанном и высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим ставить вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Этап перечитывания текста и его анализ.

– Прочитаем сказку до конца и пронаблюдаем за тем, как ведет себя солдат. Составим план его действий.

– Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый момент. Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент их действия (устное словесное рисование). Помогаем вопросами:

– На каком фоне происходит действие? (изба, обстановка в избе, печь и т.п.)

– Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем думает? Какое выражение лица?

Предлагаем описать старуху в разные моменты действия. Помогаем аналогичными вопросами.

Затем обсуждаем иллюстрацию В.О. Аникина «Каша из топора».

– Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник? Какую иллюстрацию они бы нарисовали к этой сказке? Почему?

Например, при изучении русско-народной сказки «Рукавичка» во втором классе ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

– Назовите действующих лиц сказки.

– Объясните значение слов бредет – идет медленно, с трудом. Врассыпную – в разные стороны. Обронил – уронил.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация. Младшим школьникам особенно интересно принимать участие в небольших театральных постановках.

Предлагаем в качестве примера использования драматизации фрагмент урока в 1 классе по сказке «Лиса и тетерев».

– За кого вы переживали в этой сказке? Кто оказался обманутым? Понравился ли вам финал сказки?

– Мы будем ставить с вами радиоспектакль. Кто-нибудь слышал по радио такие спектакли? Значит, нам на уроке необходимо научиться читать по ролям и в чтении передать чувства, намерения персонажей. Мы постараемся понять, почему тетереву удалось провести хитрую лису, и выразить ответ на этот вопрос в чтении. На уроке читать за героев сказки будут разные ребята.

Далее следует чтение и анализ сказки. Анализ сказки проходит как подготовка к выразительному чтению.

Диагностические цели. После урока ученики смогут назвать изменения в настроении героя; объяснить причины изменения настроения; проанализировать иллюстрацию к рассказу; объяснить, какие художественные средства помогли художнику передать настроение героя.

– Рассмотрите иллюстрацию художника В. Лосина «Он живой и светится»

– Понравилась ли вам иллюстрация?

– А к какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? Найдите его.

– Скажите, какое настроение у мальчика?

– А какое настроение передал художник в иллюстрации?

-Посмотрите внимательно на позу мальчика. С помощью каких еще деталей художник передает одиночество героя?

– Скажите, соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода?

– Как вы считаете, противоречит ли как-нибудь это изображение, эта неточность, допущенная художником, авторской идее?

-Иллюстрация в вашем учебнике черно-белая, но если бы она была цветная, какие краски, какие оттенки цветов вы бы использовали?

– Скажите, а подойдет ли эта иллюстрация к эпизоду, когда Дениска уже держит на ладони светлячка?

– Давайте нарисуем иллюстрацию к этому эпизоду. Как продолжение первой. Представьте, как теперь сидит Дениска на скамейке? А какое выражение лица будет у Дениски? А что вы нарисуете на заднем плане? А каким будет воздух? Серым, как на предыдущей иллюстрации?

В целях формирования читательской компетенции можно предложить и такие виды работы, как литературные конкурсы, викторины на знание творчества того или иного писателя; ведение читательских дневников, в которых фиксируются главные герои произведения, выписывается их характеристика; создание классной библиотеки; уроки читательского мастерства; подготовка презентаций произведений; тесное сотрудничество со школьной библиотекой; проблемно- поисковые ситуации; семейное чтение.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, также в работе с родителями. На уроках литературного чтения учитель обязательно должен использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

  • Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  • Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
  • Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
  • Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  • Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  • Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 11. 2014. С.800-803.
  • Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

Основные термины (генерируются автоматически): читательская компетенция, иллюстрация, ребенок, урок, устное словесное рисование, чтение, какое настроение, литературное чтение, словесное рисование, читательская компетентность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *