Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

они будут открывать это новое сами,

моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Мир, который окружает современного школьника очень отличается от того каким он был 10-20 лет назад. Это мир цифры, мир виртуальной реальности, знаков, символов. И, кажется, в этом мире совсем нет места для книги. Учитель получил новые инструменты для «формирования нового человека», но совсем не обязательно отказываться от давно известных, хорошо себя проявивших, методов и приёмов обучения.

В.В.Шоган, автор методики концентра воспоминания предлагает следующие этапы урока исторического мышления:

  • Микромодуль 1 – интрига.
  • Микромодуль второй – воспоминание.
  • Микромодул третий – новое знание.
  • Микромодуль четвёртый – действенное обобщения
  • Микромодуль пятый – возврат к интриге, разрешение её конфликта. (Приложение 1)

Этап 1. Представление знака, опережающего всё воспоминание. На столе учителя стоит блюдце с солью, стакан с водой, стакан с песком. У каждого ученика этот набор может вызвать свои ассоциации, воспоминания. Итогом этого ребуса становится слово «море».

В 5 классе урок «Финикийские мореплаватели». Говорим о тех занятиях, которые связаны с морем. Ребята вспоминают всё, с чем ассоциируется у них море..

Этап 2. Затем, предлагаю открыть нужный параграф и прочитать материал о финикийцах, акцентируя внимание на основных позициях: природно-географические особенности; климат; занятия. Читая текст, находят подтверждение в атласе, зрительно фиксируя важные объекты для запоминания (моря, океаны, горы, реки), переносят в контурную карту.

Этап 3. Учащиеся обобщают характеристику проделанной работы.

Этап 4. Для закрепления использую метод наполнения карты. Саму карту рисую заранее, схематично, используя яркие цвета. Обращаясь к классу прошу заполнить часть карты, связанную с географическими и природными особенностями (карточки с названиями объектов готовлю заранее). Задача ученика выбрать из множества предложенных необходимые и прикрепить к карте. И так действуем по остальным позициям.

Этап 5. В итоге мы получаем заполненную карту и целый смысловой набор ассоциаций, связанных с полученной информацией на уроке. Самое важное – этот набор у каждого ученика поучается свой, индивидуальный, зависящий от его бытийственных представлений.

Этап 6. Возвращаемся к началу, вскрываем сущность воспоминания на 1 этапе. Предлагаю ребятам по заполненной карте выстроить рассказ, опираясь на свой вновь приобретённый опыт.

Здесь уместно вспомнить ещё одну методику для запоминания: мнемотехника. Многие современные исследователи обратили внимание на связь между словом и его визуализацией. К ним относятся, прежде всего, М.А.Зиганов, В.А.Казаренко, А.И.Колеченко, Т.Б.Полянская и др. Говоря о работе с текстом, мы должны понимать, что его разновидностей много. К ним относятся визуальные изображения, в частности карты (схемы), иллюстрации, фотографии, таблицы, графики, которые могут быть предложены для изучения, анализа, систематизации как отдельный информационный источник.

1. Прочитать материал.

2. Выделить смысловые блоки.

3. Используя цветогамму, как показатель отношения к конкретной информации, представить её в виде графической схемы, опираясь на собственное ассоциативное восприятие. Ученики были вольны в выборе средств и цвета. Получился набор схем, которые впоследствии стали опорным материалом для пересказа текста параграфа. (Рис. 3-5)

Конструируя урок, создавая учебные микроситуации, важно помнить о том, что основой любой работы на уроке, и вне её, для школьника выступает диалогичность: с самим собой, с автором, с другими учащимися. Свою первоочередную задачу как учителя предметов гуманитарного цикла вижу в том, чтобы способствовать формированию и развитию способности учащегося понимать, использовать, оценивать, размышлять, заниматься чтением для того чтобы развиваться, расширять свои возможности для участия в жизни социума.

  • Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 300с.
  • Казаренко В.А., Зиганов М.А.Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. /серия: Интеллект. Эрудиция. Каръера. – Школа рационального чтения. 2008. – 294с.
  • Черниговская Т.В. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2, No 1, с. 116-118.
  • Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании/ В.В.Шоган.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 156с.
  • Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы//Институт стратегии развития образования Российской академии образования. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf

Многие школьники читают написанное, произносят буквы, слоги, слова. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и тоже.

Если посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

Что такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста.

Прием «Составление кластера». Кластер – это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Приём «Маркировка» («Инсерт») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Прием «Лови ошибку»очень любят учащиеся, ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Прием «Таблица» – отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда учащиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прогнозирование является одним из важнейших аспектов функциональной грамотности.

1. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:

  • «Чтение с остановками»,
  • «Чтение с пометками»,
  • «Составление кластера»

Согласитесь, каждый из вас использует эти методы работы на уроке. На всех уроках мы обучаем ребенка чтению (не только на уроках литературы и русского языка).

2. Развивает умение задавать вопросы прием «Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые – неоднозначных, развернутых ответов.

Пример заданий на основе сплошного текста (средний и высокий уровень обученности).

Шестилетняя финская девочка Хельга Хилтунен перед Рождеством написала Богу письмо с просьбой подарить ей 100 марок. В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только президент республики. Так письмо, адресованное «господину Богу» было прочитано Урхо Калева Кекконеном, успешно правившим страной с 1958 по 1982 год. Кекконен решил выполнить просьбу девочки, однако подумал, что такому маленькому ребенку достаточно и 50 марок. Он распорядился завезти ей деньги и письмо «от Бога» на своей машине. Вскоре в канцелярию вновь пришло письмо от Хельги. Она писала, что на остановившуюся возле её дома машину господина президента глазела вся улица. Девочка также просила Бога больше не передавать никому деньги через президента, потому что он украл половину.

Вопросы и задания

1. О чём этот текст?

2. Сколько писем написала Хельга Богу?

3. Как можно озаглавить этот текст. Предложи несколько вариантов.

4. Заполни таблицу «Верно – неверно»:

– Урхо Калев Кекконен – действующий президент Финляндии.

– В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента.

– Хельга Хилтунен написала письмо президенту.

– На машину президента никто не обратил внимания.

– Президент украл часть денег.

5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги? Обоснуйте свой ответ.

6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки?

7. Чтобы ты попросил у Бога? Напиши свой вариант письма.

8. Прочти тест снова и допиши свой вариант концовки.

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.

Автор методики – Новосёлов С.А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич – действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:

  • 1 этап – «конструирование» стихов;
  • 2 этап – визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;
  • 3 этап – поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.

Для обучения написанию стихов мы останавливаемся на первом этапе – «дизайн искусственных стихов».

«Мы называем стихи, используемые в качестве средства развития творчества учащихся, искусственнымисовсем не потому, что они “неживые”, “без души”. Мы знаем, что это не так. Название “искусственные” обозначает лишь то, что эти стихи – результат технологии развития творческого воображения», – так пишет в своей монографии С.А.Новоселов.

В качестве источника для «поэтического конструктора» используются японские трёхстишия – хокку, которые наполнены огромным смыслом, образами и эмоциями. Эти трехстишья требуют от читателя интенсивного домысливания.

Алгоритм организации учебно-творческой деятельности учащихся с применением АС-технологии состоит из следующих шагов. Сначала это знакомство с историей и лучшими образцами японских пяти- и трехстиший. Эти стихи можно рассматривать в качестве «деталей» «поэтического конструктора» и «сборки» новых, не японских стихов. Например:

Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Это её душа. (Басе)

Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап – дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения стихотворения с рифмой и ритмом:

Соловей на ветке под моим окном,

Обычно он щебечет поздно вечерком.

Он весело летает и весело поет,

Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)

Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например, трехстишье Мацуо Басе:

Желтый лист плывет.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснешься ты?

Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:

Листик осенний плывет по реке,

Капля дождя течет по руке,

Грустно немного смотреть вдаль реки,

Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)

Плывем по жизни мы реке,

Там будущее вдалеке,

Не знаем мы наверняка,

Куда течет эта река.

Плывем сквозь ветер и туман,

(А это ложь или обман),

Нам освещает путь луна,

Нам дарит свет она одна,

Но день настанет, и тогда

Мы будем счастливы всегда!

Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:

Я поднялся на холм,

Полон грусти – и что же:

Там шиповник в цвету!

Пришла весна, а мне все грустно.

Весна старается искусно,

А мне не до нее совсем,

Ведь у меня полно проблем! (К.С.)

Пришла весна, а мне всё грустно.

Пойду по лужам прыгать я.

Спрошу тогда у воробья:

«Как жизнь? Отлично? Мне пора!» (Е.П.)

Пришла весна, а мне все грустно,

И на душе не тает снег.

Весна ж, красавица, искусно

Цветенья начинает век. (Л.Г.)

Как показал опыт, применение данной технологии гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности.

В заключение можно сказать, что чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, рефлексия текста.

  • Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  • Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В.Беляева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017 -256 с.
  • Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  • Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

  • Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
  • Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
  • Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Формирование читательской грамотности остаётся актуальной. Возникает вопрос: как научить и получить результат? В прошлом учебном году мои выпускники, выполняя КДР по читательской грамотности, показали следующие результаты: 50% (13 чел) повышенный уровень; 50% (13 чел) базовый уровень, т.е каждый второй ребёнок достиг «повышенный уровень».

В каждом наборе детей, готовность к школе (умение читать) разная. Детям сначало интересно прочитать на время, они готовы работать.

Формы и средства работы

Использую тексты блицконтроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:

  • поиск верных и неверных утверждений
  • найти речевые ошибки и исправь их
  • совместное изучение и пересказ в паре
  • деление текста на смысловые части
  • восстановить порядок действий по картинкам
  • озаглавливание каждой части
  • пересказ текста в паре

По методике Б.Эдигея, прочитать текст, в котором буквы в слове перепутаны. Постепенно задания усложняются и уже в конце 3-го класса читают текст, полность составленный из таких слов.

В этом году у меня 1 класс 27 человек, читающих 26. Результат входной диагностики стала работа ЦОКО, потом проверка ТЧ. Хорошим подспорьем служат рабочие тетради и тетради для проверочных работ на печатной основе по программе «Школа 21 века». Есть пособие «Книгочей», которое помогает детям при изучении новых терминов и понятий. На внеурочных занятиях, использую тетради Крыловой «Работа с текстом».

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемного обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

На уроке изучения нового материала стараюсь проработать два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем организую осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Использую виды проблемных диалогов:

  • Через ключевой вопрос урока
  • Через столкновение мнений
  • Через грамматическую сказку
  • Через ошибку
  • Проблема «лёгкой темы»
  • Прием сравнения
  • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Одним из самых эффективных приемов организации обучения можно считать прием сравнения. На уроках по литературному чтению предлагаю детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики приходят к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:

– путешествия по сказкам

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Для развития творческого воображения своих учеников я прошу завести тетрадь (альбом), в котором они выполняют рисунки, озаглавливают части текста, подбирают пословицы и выполняют обложку к прочитанному произведению.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у школьников.

Применяю различные педагогические технологии и приёмы.

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

  • 1-й этап – «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
  • 2-й этап – «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
  • 3-й этап – «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

  • Приём — «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
  • Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
  • Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.
  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
  • Приём «Уголки» использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делаем совместный вывод.
  • Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Предлагаю каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.
  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ”умные” вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

ЗАДАНИЯ НА СЛАЙДЕ

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций использую также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выясняю уровень понимания произведения.

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

  • «Мим-театр» – изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
  • «Крестики-нолики» – работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
  • «Древо мудрости» – сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»

  • Пробно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Личный пример учителя;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации;

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно­деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от меня, моя задача, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда я с уверенностью могу сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».

Правильная грамотная речь – важнейшее условие для всестороннего развития детей. Читайте детям не нотации, а книги. (Г.Остер)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *