Формирование функциональной грамотности на уроках биологии практические аспекты

Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках биологии»..docx

Учитель биологии и химии

МОУ «Правохеттинская СОШ»,

Лучинская Вера Максимовна.

Тема: Функциональная
грамотность и развитие  компетенций в образовательном процессе.

Теоретические основы функциональной грамотности.

Направление
развития функциональной грамотности.

Задачи
познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

1.Направление развития функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности
требование современного образования. Функциональная грамотность направлена на
умение применять школьником знания в жизненных ситуациях.  В концепции П.Р.
Атутова функциональная грамотность рассматривается в двух аспектах, «первый из
которых связан с вооружением учащихся необходимым и достаточным объемом знаний,
умений, навыков, обеспечивающих возможность вхождения школьников в будущую деятельность.»

Вторым аспектом является «формирование
мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качества
личности, позволяющие реагировать на изменяющуюся технологическую обстановку».

2.Задачи
познавательного процесса на основе развития функциональной грамотности.

Неотъемлемой частью образовательного
процесса есть и остается использование учебно– познавательных задач. Задача,
направленная на построение заданий учебного материала, сконцентрированных на
материале вокруг ядра учебного предмета.  Эта идея является ключевой для реализации
деятельностного подхода на этапе образования. Любое знание «добывается» в
процессе решения практических или исследовательских задач. Учитель на уроке
погружает учащихся в естественную ситуацию «открытия» нового знания, действия,
отношений и ценностей. Это позволяет переходить на занятия конкретного вида:
информационного, процедурного, оценочного, рефлексивного в предметном,
надпредметном и метапредметном контекстах.  Учитель отбирает задачи разной предметности
и творческого уровня так, чтобы они взаимно дополняли, продолжали друг друга,
образуя систему  учебно – познавательных задач по выбранной теме, методу,
принципу. Такие приемы создают благоприятные условия для вовлечения ребят в
активную деятельность, способствует более осознанному усвоению учебного
материала.

Задания на формирование и оценивание
функциональной грамотности с позиции достижения планируемых образовательных
результатов, связаны с умением оперировать знаниями и справляться с разными
ситуациями и проблемами.

Задачи обучающего характера:
распознавание объектов с некоторыми комментариями: алгоритм решения; выявление,
сопоставление, перечисление, обобщение; опишите (как протекает процесс,
условия), сравните процессы, определите сходства и различия; укажите причины.

3.
Уровни  познавательной деятельности

Американский психолог Д.
Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих
уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком
определенную проблему. Вопросы по Блуму способствуют мыслительной деятельности
учащихся, учит их слушать друг дуга, развивает познавательный интерес и
помогает работать с текстом.

Примеры заданий на развитие функциональной грамотности
с учетом разных уровней познавательной деятельности по биологии.

«Формирование
функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »

Функционально грамотный человек –
это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений.

В течение жизни каждый человек
получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще
в школе. Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он
сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, умело,
своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности.
Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но
могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в
соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие предметных
и метапредметных знаний.

В связи с этим основной задачей
учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом
наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные
ситуации.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ.

  • Объяснение и
    описание явлений
  • Использование
    и построение моделей явлений и процессов
  • Прогнозирование
    изменений
  • Формулирование
    выводов на основе имеющихся данных
  • Анализ данных
    и оценка их достоверности
  • Выдвижение
    гипотез, формулирование цели и построение плана исследования.

Заданий по развитию
функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при
использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на
решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  • Задача,
    поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных
    знаний;
  • В каждом из заданий
    описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  • Контекст
    заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • Ситуация
    требует осознанного выбора модели поведения;
  • Вопросы
    изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  • Требуют
    перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  • Используются
    иллюстрации: рисунки, таблицы.

– приобретение опыта – разрешение проблем, принятие решений,
позитивное поведение;

– создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность
учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой
деятельности;

– учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на
работу в группах и в парах;

– поисковая активность – задания поискового характера, учебные
исследования, проекты;

– оценочная самостоятельность
школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

Формирование функциональной грамотности – это сложный,
многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь
умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические
технологии.

– технология проектной деятельности;

– технология проблемного обучения;

-уровневая дифференциация обучения;

– технология оценивания учебных достижений обучающихся;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

– информационные и коммуникационные технологии;

– технология использования игровых методов;

– технология развития «критического мышления» через чтение и
письмо;

– технология формирования типа правильной читательской
деятельности

Решение ситуационных задач и
самостоятельное применение знаний в новых ситуациях      – один из способов
развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии и
химии. Ситуационные задачи позволяют
ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационная задача заключается в том, что
она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо
конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и
такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи –
проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него
ответ.

Предлагаю
несколько вариантов ситуационных задач.

В один из детских лагерей отдыха по выходным дням
приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700
детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия
сказались очень скоро. Какие?

Наблюдая за детьми во время обсуждения в группах, можно
определить готовность класса к уроку. В данной задаче затрагивается тема
экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.

Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая
гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в
негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных. В начале XX века
некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это
предложение правильным?

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии практические аспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии практические аспекты

Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не
менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».

Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья,
связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы,
сотрясение мозга – это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы
можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена
целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым
травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они
не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь
оказать пострадавшему?

Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте
от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать
невысокая, отец нормального роста).

Что вы ей посоветуете?

Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у
следующего больного – 16 при норме 5,5. Какие рекомендации?

Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в
ночном клубе ему требуется много адреналина.

Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения
адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

Две хозяйки
готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней
белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до
60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается?
Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?

Многим
известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной
соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают
к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют
при лечении насморка?

Если вы
посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу
же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью.
Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам
выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?

Об открытии йода
рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа как
обычно завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У
него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в
одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь
концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на
плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в
них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись
фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном
оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод. Но при этом
Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно? Какое
вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с
серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту
реакцию отнести к окислительно- восстановительным? Как называют процесс, при
котором из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить
оборудование в лаборатории от образовавшегося налета?

Ситуационные задачи позволяют формировать
функциональную грамотность, интеллектуальные, коммуникативные компетенции,
использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую,
делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения
биологии и химии.

Функциональная грамотность на уроках химии
и биологии развивается через задания на понимание особенностей
естественнонаучного исследования.

У учёных-химиков есть методы, с помощью
которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на
втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.

Вопрос: Откуда попадает углерод в
растение?

Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из
воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.

Лишайники на стволах деревьев не редкость.
Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот
в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите
свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Одной из главных проблем обучения
становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника
и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии.
Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной
грамотности.   Смысловое чтение –  умения максимально точно и полно понимать
содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить
ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при
выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных
текстов по биологии и химии. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху,
создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить
требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через
осмысленное чтение своим собственным развитием.

Стратегии смыслового чтения:


работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа
с текстом: преобразование информации и ее интерпретация;

-работа
с текстом: оценка информации;

-приобретение
социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

Общая
ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной
информации в практической деятельности.

Задание 1   Прочитай текст и ответь на
вопросы 1-3.

Исходя из всего выше сказанного,
можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной
грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют
анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно
задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь
решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной
грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная
грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

2.Формирование
и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.
Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. —
СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN
978-5-9925-1413-1.

Скачано с www.znanio.ru

«Формирование функциональной грамотности учащихся
на уроках биологии»
Современному   обществу   требуются   люди,   умеющие   быстро   адаптироваться   к
изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее
время является повышение требований к уровню образованности человека.
Все чаще мы слышим выражение «функциональная грамотность».
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60­х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно   до   середины   70­х   годов   концепция   и   стратегия   исследования   связывалась   с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой
сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала   рассматриваться   в   более   широком   смысле:   включать   компьютерную   грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В   терминологическом   словаре   современного   педагога   функциональная   грамотность
трактуется,   как   умение   человека   грамотно,   квалифицированно   функционировать   во   всех
сферах человеческой деятельности.
Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим
участию   людей   в   социальной,   культурной,   политической   и   экономической   деятельности,
способности   творчески   мыслить   и   находить   стандартные   решения,   умению   выбирать
профессиональный путь, уметь использовать информационно­коммуникационные технологии
в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости
самообразования   и   самостоятельного   добывания   знаний.   Но   большая   часть   учащихся   не
способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания,
которые   будут   направлять   работу   учащихся,   и   тем   самым   у   них   будет   развиваться
естественнонаучная   грамотность.
 Ядром   данного   процесса   выступает   функциональная
грамотность,   так   как   под   ней   понимают   «способность   человека   решать   стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
У учащихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено,
что учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать
любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний.  Навыки
формирования  решения  задач, начинается  в  процессе решения задач по конкретной теме,
затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием. 
Для   развития   естественнонаучной   грамотности   важно   включать   в   материал   любой
темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков.
В   своей   работе   применяю   групповую   и   парную   работу.   Учащимся   этот   вид
деятельности   нравится.   При   планировании   таких   уроков   больше   уделяю   внимания   на
самостоятельную   работу   учеников.   Использую   методы   активного   чтения:   маркировка   с
использованием значков «v», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск
ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Развитие   навыков   естественнонаучной   грамотности   совместно   с   информационными
технологиями   на   уроках   биологии   способствовало   динамике   качества   знаний   учащихся,
повышению мотивации учебной деятельности. Одним из элементов в своей профессиональной
деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности
моих учеников в повседневной жизни.
Применение   информационных   технологий   позволяет   делать   уроки   биологии   не
похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к
учению.   Я   вижу   горящие   глаза   учеников,   их   готовность   к   творчеству,   потребность   в
получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно. На   современном   уроке,   важно   умение   решать   реальные   жизненные   проблемы   и
самостоятельно работать с информацией. В основе тестов PISA лежат задания, для решения
которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать. Примеры
заданий по биологии 7 класс  на  развитие функциональной естественнонаучной грамотности
учащихся в рамках проведения международного исследования PISА.
Задание 1.  Тип простейшие.
Животные,   составляющие   тип   Простейшие,   имеют   сложную   функциональную
организацию, хотя некоторые из них, на первый взгляд, кажутся построенными сравнительно
просто. У одноклеточных имеется ядро. Все жизненные процессы осуществляется с помощью
органоидов   расположенных   в   цитоплазме.   Единственная   клетка   простейшего   ведет
независимое существование, но иногда клетки бывают объединены в колонию. В популяции
простейших   большинство   особей   возникает   в   результате   простого   деления   клетки
родительской   особи.   Некоторые   виды   простейших   способны   переходить   в   неактивное
состояние,   образуя   споры   или   цисты,   которые,   высыхая,   переносятся   вместе   с   пылью   и
частицами   почвы   из   одного   местообитания   в   другое.   Одни   питаются   мельчайшими
организмами,   бактериями,   некоторые   являются   хищниками,   пожирающими   других
простейших, и т. п. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу — у саркодовых на
любом   участке   тела,   у   инфузорий   через   особое   отверстие   ­   порошицу.   В   классе
жгутиконосцев   имеются   организмы,   способные   подобно   зеленым   растениям   при   участии
зеленого пигмента хлорофилла усваивать неорганические вещества — углекислый газ и воду,
превращая их в органические соединения.
Колониальное простейшее всегда можно отличить от многоклеточного животного, так
как в колонии все клетки совершенно одинаковы, среди них нет клеток, специализированных
для питания.
Вопрос 1
Чем животные типа Простейшие отличаются от всех других животных?
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответ: состоят из одной клетки, которая выполняет все функции организма.
Вопрос 2
Для     того,   чтобы   исключить   случайные   факторы   и   поместили   амебу,   эвглену,
инфузорию в разные сосуды   с чистой прокипяченной водой и оставили на подоконнике.
Через   некоторое   время,   решив   понаблюдать   за   ними   и   обнаружили,     что   только   одно
простейшее выжило.
Укажите какое.
      А                    В               С
Ответ: В эвглена Вопрос 3
Укажите причину   гибели простейших.
А. Потому,  что    в  чистой  прокипяченной  воде      отсутствуют     бактерий  и  другие
организмов, которыми они питаются.
В. Потому, что стаканы находились на свету
С. Потому, что в прокипяченной воде   отсутствует кислород.
D. Потому, что  в прокипяченой  воде   отсутствуют питательные вещества.
Ответ: 

Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию. 
Вопрос 3.1
Объясните ребятам, почему погибли простейшие.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


Ответ: 

Инфузория   и   амеба   погибнут   в   чистой   прокипяченной   воде   из­за
отсутствия бактерий и другие организмов, которыми они питаются. Эвглена  способна
питаться путем фотосинтеза и при наличии света выживет.
Инфузория и амеба гетеротрофы, а эвглена способна к гетеротрофному
и автотрофному питанию.

Использование ЦОР в формировании функциональной грамотности через приемы развития познавательной активности обучающихся на уроках биологии

В настоящее время школьники получают большой поток информации. А умения самостоятельно выбирать проблему, находить способы ее решения, применять на практике, полученные знания на уроках, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, далеко умеет не каждый. Поэтому учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет не только оценивать и формировать функциональную грамотность, но и уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности.

«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения»

– это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать

Начав работать над темой, столкнулась с проблемами, что ученики, обладая системой знаний, не могли пояснить особенности тех или иных процессов, сделать выводы, воспользоваться и применить информацию, работать самостоятельно или сообща в команде, отстаивать своё мнение.

Поэтому задача моей работы: организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формировать практико-ориентированные знания и умения, обосновывать и доказывать свои решения, развивать способность говорить «нет», когда это требуется.

Выделяют три уровня развития функциональной грамотности на уроках биологии

I уровень – репродуктивный – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;

Примеры заданий данного уровня: составить слово из букв, описанных ниже терминов или решить кроссворд

II уровень – высокий, прикладной – позволяет активно использовать приобретенные знания. Пример таких заданий: составить рассказ или вопросы по схеме или изученному материалу, установить причинно-следственные связи.

III уровень – высокий, творческий – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений. Этот уровень развивается через такие приемы как Ромашка Блума, где

используется техника развития критического мышления, как пример шести групп вопросов, позволяющие  рассмотреть тему с разных сторон

Или найти «лишний орган»  в предложенном списке и дайте объяснение.

Найти «лишний объект» из представленных на картинках и объяснить выбор.

Для развития функциональной грамотности на уроках, считаю необходимым включать задания на развитие общеучебных умений и навыков.

Существует 5 моделей заданий, которые помогут научить детей «учиться для жизни», выходя за пределы учебных ситуаций.

Модель №1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

на познавательную деятельность, на сознательное и прочное овладение понятиями и превращение их в личное достояние.

Модель №2 Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

Например: расскажите данную символическую информацию,  перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка); составьте 5 — 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Модель №3. Задания, направленные на формирование умений и навыков.

Например вводные упражнения для создания проблемной ситуаций как способ мотивации учения; пробные упражнения –задания на применение только что полученных знаний и

тренировочные упражнения направленные на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативностью.

Модель №4. Задания, направленные на развитие внимания.

Нужно, чтобы ученик осознал значение обучения и ту роль, которую играет внимание в учебном процессе, чтобы возник интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам.

Задания, направленные на развитие внимания, использую на всех типах уроков.

Например: продолжить ряд, найти ошибку, починить цепочку и др.

Модель №5. Задания, направленные на развитие мировоззрения, а значит и на развитие функциональной грамотности. Такие задания  использую на уроках комбинированных или обобщающего повторения, а также в качестве индивидуального домашнего задания. Это как правило ситуационные задачи на применение знаний на практике.

Когда начала работать над этой темой испытала много трудностей, но потом определила, что для упрощения деятельности учителя по подбору заданий существует достаточное количество цифровых образовательных ресурсов.

Выпускник школы должен иметь сформированные предметные компетенции, использовать свои знания в повседневной жизни, выделять реальные проблемы, которые можно решить с помощью научных методов, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений.

Статья учителя биологии Ереминой Ирины Петровны

Формирование функциональной грамотности на содержанием и средствами предмета БИОЛОГИЯ.

«Цель обучения ребенка –

сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя»

Л. Рон Хаббард

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Получается, что в процессе обучения  можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда полезно и приятно. Встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок. Средствами преподавания предмета БИОЛОГИЯ сделать это можно гармонично и интересно.

Что такое функциональная грамотность?

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Составляющие функциональной грамотности

— способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

— знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

— умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений)

Учащиеся, придя на урок биологии, должны получить навыки, умения, знания, которые они могут использовать в любой жизненной ситуации.

Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

  • Объяснение и описание явлений
  • Использование и построение моделей явлений и процессов
  • Формулирование выводов на основе имеющихся данных
  • Анализ данных и оценка их достоверности
  • Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др.

Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

В урочной деятельности, заданиям по функциональной грамотности  есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

Примеры заданий по функциональной грамотности и этапы урока, на которых их можно применять.

В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшой объем. Задания требующие осмысления, планирование опытов, проведение некоторых экспериментов могут быть даны в качестве домашнего задания. КИМы для проведения ВПР, ОГЭ и ЕГЭ содержат задания на функциональную грамотность. Поэтому во внеурочной деятельности на занятиях по подготовке к итоговой аттестации обязательно работаем над формированием и развитием функциональной грамотности (естественно-научной, читательской, математической, глобальной).

В начале изучения новой темы часто использую вопросы- индукторы (проблемный вопрос), которые запускают процесс мышления, вызывают мотивацию к познанию:

— Почему белые медведи не едят пингвинов?

— Каков был вес вашего тела при рождении? Почему сейчас сильно отличается?

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она

— носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание;

–зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;

–обязательный элемент такой задачи

– проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

Результат работы с такой задачей-успех. Формула успеха: овладение = усвоение + применение знаний на практике. В практике использую следующие примеры заданий для учащихся 5-11 классов:

1. Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

2. Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

3. Не место для «тихой охоты». Почему грибы, собранные в городских парках и около дорог, нельзя употреблять в пищу?

4. Кот – лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

5.Волшебный кислород. В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала

Естественно-научной ФГ способствует методический инструментарий, который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.

2) «Как узнать?» применение методов познания.

Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень — средний.

Проанализируйте предположения о том, что будет происходить с организмом человека при регулярном и постепенном закаливании (текст может быть предложен учителем или взят из учебника)

На итоговом уроке после изучения темы «Питание. Пищеварение. Обмен веществ» предлагаю выполнить практическую работу:

На основе данных предложенных таблиц, вычислите собственные суточные энергозатраты. Предложите подходящее меню на один день.

Подведение к теме урока или актуализация знаний в зависимости от темы урока.

Рассмотрите четыре варианта постановки эксперимента с целью обнаружения углекислого газа. Выберите 2 из них, которые нужно сравнить, чтобы выяснить, выделяется ли углекислый газ.

Изучение нового материала.

Синтез информации из нескольких источников, работа с информацией и чтением. Уровень средний.

Работа с одним или несколькими текстами (учебник+ дополнительная литература) при составлении таблицы, схемы или инструкции.

Велики возможности в развитии функциональной грамотности учащихся курса «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК» 8 кл. Ведь порой, имея большой багаж знаний, человек, придя в самостоятельную жизнь не знает, как его правильно использовать.

Урок по теме «Группа крови и резус- фактор». Существует 4 группы крови, «+» и «-» резус- фактор. Каждый человек обязан знать свой резус- фактор и группу крови. Учитель интересуется, какая группа крови и резус — фактор у присутствующих учащихся. К сожалению, многие не имеют об этом понятие. Хотя родители должны сообщить своим детям их параметры крови, ведь при рождении ребенка эти данные становятся известны.

Дается в качестве домашнего задания: узнать свою группу крови и резус-фактор. Есть люди, которые носят браслеты, кулоны с выбитыми данными крови, потому что бывают ситуации, когда от этих данных зависит их жизнь, а может и жизнь другого человека. Любой здоровый гражданин может стать донором, пополнить запасы крови на станциях переливания крови, оттуда кровь поступает в больницы.

При создании семьи мало кого интересует резус-фактор, поэтому дети со школы должны знать, как он влияет на развитие плода, что будущая мама, имеющая «-» резус-фактор, не должна этим пренебрегать, обязана находиться под наблюдением врачей.

Урок «Кровотечения, и виды кровотечения, оказание первой доврачебной помощи». На данном уроке с детьми надо отрабатывать до автоматизма действия по оказанию первой доврачебной помощи при разных видах кровотечений. Дети в жизни часто сталкиваются с капиллярным кровотечением, первое, что они должны сделать – обработать рану перекисью водорода или спиртом, прижать место кровотечения на несколько минут, потом смазать зеленкой или заклеить пластырем. Такую помощь дети могут оказать не только себе, но и другим людям. Боле сложное венозное и артериальное кровотечения, но, если в жизни им придется оказывать помощь, то полученные НУЗ могут быть использованы во имя спасения человеческой жизни.

Урок «Витамины, их значение». Рассматривая группы витаминов, их содержание в различных продуктах, значение у учащихся закладывается первоначальное представление о влиянии витаминов на рост и развитие человеческого организма. Они поймут, что использование, какого либо продукта не просто ради аппетита, а для пользы организма.

Объяснение понятий «гиповитаминоз», «гипервитаминоз», «авитаминоз» поможет в будущем не бояться этих слов и, если коснется их этот диагноз или их родных, то не сидит сложа руки, а действовать по оздоровлению организма. Витамины есть не только в продуктах, но и существуют лекарственные формы, назначаемые при необходимости врачом.

Урок «Глаз, строение глаза». Самое главное — надо довести до сознания детей, что через уникальное устройство глаза человек может созерцать мир во всем его великолепии.

Беречь зрение – дело непростое: надо ежедневно соблюдать правила гигиены глаза, правильно читать, не просиживать долгое время за компьютером, быть осторожными при обращении с разными предметами (острыми, колющими), использовать витаминизированную пищу. Эти правила помогут детям сохранить полноценное зрение, не коснется их такие заболевания глаза, как близорукость, дальнозоркость.

Урок «Заболевания сердечно-сосудистой системы». Сердце, сосуды – один из главных механизмов, отвечающий за транспортировку и доставку кислорода и питательных веществ к каждой клеточке организма. Если этот механизм даст сбой, то организм может погибнуть . Сбой вызывается бляшками на стенках сосудов, омертвением мышечной ткани сердца. Бляшки – результат неправильного питания (жирная пища), сбои в сердце — нервные стрессы, малоподвижный образ жизни. Учащиеся сами приходят к выводу: для слаженной работы механизма надо беречь нервы, правильно питаться, заниматься спортом. Последствия сбоя – инсульт, инфаркт миокарда, стенокардия, гипертония, гипотония. На этом уроке учителю надо обязательно ознакомить учащихся со строением прибора тонометра и показать, как с ним работать, при необходимости, ребенок сможет померить давление своим близким.

Урок «Гигиена нервной системы». Нервная система – контролирует и регулирует слаженную работу всех систем организма. Вопрос к учащимся: что может привести к нарушениям нервной системы? Чтобы дети дали правильные ответы, нервную систему надо сравнить с компьютером. Компьютер выйдет из строя при ударе, высоком напряжении, неправильном использовании, поражении вирусом. Учащиеся проводят аналогию: к нарушениям нервной системы могут привести черепно-мозговые травмы, умственное и физическое перенапряжения, употребление алкоголя, наркотиков.

Дети в очередной раз убеждаются, чтобы сохранить здоровье надо быть рассудительным, доброжелательным, чередовать умственную и физическую работу, правильно питаться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при решении заданий по функциональной грамотности.

Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.

Пример № 1. Выберите верное утверждение. (уровень низкий)

А. Главный корень у растений развивается из зародышевого корешка.

Б. Боковые корни развиваются на стебле и листьях.

Пример № 2. Найти ошибки в тексте (уровень средний), сравнить 2 текста на одну и ту же тему и найти несоответствия (уровень средний)

Пример № 3. Проведите сопоставительный анализ. (уровень средний)

Пример № 4. Анализ графиков и диаграмм, особенно, если в вопросе содержится одно или несколько отрицаний.

Вывод: На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной, читательской  грамотности, глобальных компетенций у обучающихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний, межпредметных связей, метапредметных УУД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *