Уважаемые учителя! В данной методической разработке приводятся примеры практико-ориентированных заданий для 8-го класса с целью развития функциональной грамотности у школьников 15-летнего возраста
Для формирования оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией
Остроух Елена Сергеевна
Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках химии
«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках химии»
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально – грамотных людей (вспомните основные цели национального проекта Образование).
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
При достаточно высоких предметных знаниях и умениях вы наверное замечали, что школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Важнейшей задачей системы образования 21 века стоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления :
На слайде представлены индикаторы функциональной грамотности школьников
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи, формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.
Итак, перед нами стоит четкая задача чтобы воспитать гармоничную и функционально грамотную личность нам необходимо развивать все составляющие функциональной грамотности.
Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.
На своих уроках я часто использую данные задания на этапе освоения нового материала, актуализации знаний, при закреплении и повторении тем, а также при подготовке к ГИА, и другим внешним и внутренним процедурам оценки качества образования.
Сегодня я хочу поделится своим опытом работы в данном направлении. И рассказать о тех практико-ориентированных задачах, которые включаю в урок химии для формирования и развития всех видов компетентностей учащихся.
И начну с Читательской грамотности.
Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения – степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Глобальные компетенции. Это применение знаний из различных областей (химии, физики) для решения поставленных целей.
И если привести пример заданий, направленных на развития глобальных компетенция, то это конечно же проверка знаний в области химического производства, техники безопасности при работе в лаборатории. На слайде вы видите примеры таких заданий:
Креативное мышление позволяет продуктивно участвовать в процессе формулирования идей, предлагать оригинальные эффективные решения, проявлять воображение и творческий взгляд на мир. Креативное мышление конечно мы развиваем через проектную деятельность. А также при решении нестандартных задач одна из которых представлена на слайде.
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. С каждым годом в КИМ внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) появляется все больше практико-ориентированных заданий, при выполнении которых наши ученики сталкиваются с определенными трудностями.
Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное – как учить результативно?
«Использование ИКТ на уроках химии и биологии как способ повышения
эффективности развития функциональной грамотности учащихся»
учитель химии и биологии
КГУ «Средняя школа № 21»
Малютина Н.В.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит
смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на
обновленное содержание образования. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью
учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке.
Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения
урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо
применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в
условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления,
благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет
уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений
осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной
деятельности
3. Мотивация учебновоспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса
обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование
стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении
школьного курса химии и биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано
использование компьютера:
наглядное представление объектов и явлений микромира;
изучение производств химических продуктов;
моделирование химического эксперимента и химических реакций;
система тестового контроля подготовка к ЕНТ нового формата.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает
обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания
ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения
материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание
сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования
на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво и пожароопасных процессов, реакций с
участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет
непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках.
1. Использование готовых электронных ресурсов 2. Использование мультимедийных презентаций
3. Использование ресурсов сети Интернет
4. Использование программного обеспечения SMART Board
5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)
Каково влияние использования информационнокоммуникационных технологий на ученика? ИКТ
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Каково влияние использования информационнокоммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио, видео, мультимедиа материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся
активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе
формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников,
получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить,
рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность
учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны
химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Я в своей работе
использую несколько готовых ИКТ продуктов: электронные учебники,.“1С: Репетитор”,
“Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, “химия
XXI век: опыты со взрывами и без”, “Виртуальная лаборатория.811 класс”, а так же образовательные
сайты interneturok.ru infourok.ru , bilimland.kz.
2. Использование мультимедийных презентаций.
Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в
фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Если презентация станет основой урока, его “скелетом”, то необходимо выделить этапы урока, четко
выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока
определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты,
иллюстрации, аудио и видео фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с
планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки
демонстрации презентации Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию
показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет.
Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и
воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения,
писал: “Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса.
Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию
ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание
может привиться, которое прошло через чувство ученика”.
Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя
медиаметафорами на всем пространстве урока. Мои уроки все сопровождаются мультимедийной
презентацией, причем такую обширную медиатеку мне помогли создать мои учащиеся, ведь
презентация – это и вариант домашнего задания.
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые
системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Получая из сети учебнозначимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном
сообщении.
4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО,
предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх
любых приложений и вебресурсов.
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во
время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного
материала.
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует
профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и
социальных навыков.
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и
динамичной подачи материала.
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к
всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом
повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными
возможностями.
У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту
данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, и NITI методики помогают в этом. Ведь как сказал академик
Сахаров “Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека,
который с ней работает.”
«Формирование
функциональной грамотности школьников на уроках биологии и химии »
Функционально грамотный человек –
это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений.
В течение жизни каждый человек
получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще
в школе. Современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он
сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, умело,
своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности.
Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но
могут использоваться на разных его этапах.
При проведении урока в
соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие предметных
и метапредметных знаний.
В связи с этим основной задачей
учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом
наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные
ситуации.
Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ.
- Объяснение и
описание явлений - Использование
и построение моделей явлений и процессов - Прогнозирование
изменений - Формулирование
выводов на основе имеющихся данных - Анализ данных
и оценка их достоверности - Выдвижение
гипотез, формулирование цели и построение плана исследования.
Заданий по развитию
функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при
использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на
решение.
Особенности заданий по функциональной грамотности.
- Задача,
поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных
знаний; - В каждом из заданий
описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся; - Контекст
заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; - Ситуация
требует осознанного выбора модели поведения; - Вопросы
изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; - Требуют
перевода с обыденного языка на язык предметной области; - Используются
иллюстрации: рисунки, таблицы.
– приобретение опыта – разрешение проблем, принятие решений,
позитивное поведение;
– создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность
учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой
деятельности;
– учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на
работу в группах и в парах;
– поисковая активность – задания поискового характера, учебные
исследования, проекты;
– оценочная самостоятельность
школьников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
Формирование функциональной грамотности – это сложный,
многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь
умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические
технологии.
– технология проектной деятельности;
– технология проблемного обучения;
-уровневая дифференциация обучения;
– технология оценивания учебных достижений обучающихся;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
– информационные и коммуникационные технологии;
– технология использования игровых методов;
– технология развития «критического мышления» через чтение и
письмо;
– технология формирования типа правильной читательской
деятельности
Решение ситуационных задач и
самостоятельное применение знаний в новых ситуациях – один из способов
развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии и
химии. Ситуационные задачи позволяют
ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Ситуационная задача заключается в том, что
она носит практико-ориентированный характер и для ее решения необходимо
конкретное предметное знание; зачастую требуются знания нескольких предметов и
такая задача имеет интересное название; обязательный элемент такой задачи –
проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него
ответ.
Предлагаю
несколько вариантов ситуационных задач.
В один из детских лагерей отдыха по выходным дням
приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700
детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия
сказались очень скоро. Какие?
Наблюдая за детьми во время обсуждения в группах, можно
определить готовность класса к уроку. В данной задаче затрагивается тема
экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.
Каждый из нас, увидев плесень, восклицает: «Фу, какая
гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в
негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных. В начале XX века
некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Было ли это
предложение правильным?
Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не
менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!».
Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья,
связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы,
сотрясение мозга – это различные виды травм опорно-двигательной системы. Травмы
можно разделить на открытые и закрытые. При открытых травмах нарушена
целостность кожных покровов, и организм подвергается атаке микробов. К закрытым
травмам относятся повреждения, при которых внешние покровы не нарушены, но они
не менее опасны. Как определить тот или иной вид травмы, и какую первую помощь
оказать пострадавшему?
Приходит мать, которую беспокоит, что сын отстает в росте
от одноклассников, причем родители нормального роста (другой вариант – мать
невысокая, отец нормального роста).
Что вы ей посоветуете?
Больной приносит результаты анализов – сахар в крови 8, у
следующего больного – 16 при норме 5,5. Какие рекомендации?
Музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в
ночном клубе ему требуется много адреналина.
Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения
адреналина в большом количестве. Что такое допинг?
Две хозяйки
готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней
белье, вторая довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до
60 градусов и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается?
Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?
Многим
известен способ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной
соли. Нагретую соль помещаю в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают
к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используют
при лечении насморка?
Если вы
посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу
же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью.
Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам
выведения можно отнести этот прием – к физическим или к химическим?
Об открытии йода
рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа как
обычно завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У
него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в
одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь
концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на
плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в
них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись
фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном
оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод. Но при этом
Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно? Какое
вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с
серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту
реакцию отнести к окислительно- восстановительным? Как называют процесс, при
котором из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить
оборудование в лаборатории от образовавшегося налета?
Ситуационные задачи позволяют формировать
функциональную грамотность, интеллектуальные, коммуникативные компетенции,
использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую,
делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения
биологии и химии.
Функциональная грамотность на уроках химии
и биологии развивается через задания на понимание особенностей
естественнонаучного исследования.
У учёных-химиков есть методы, с помощью
которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на
втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.
Вопрос: Откуда попадает углерод в
растение?
Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из
воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.
Лишайники на стволах деревьев не редкость.
Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот
в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите
свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Одной из главных проблем обучения
становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника
и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии.
Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной
грамотности. Смысловое чтение – умения максимально точно и полно понимать
содержание текста, практически осмысливать извлеченную информацию, соотносить
ее с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при
выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных
текстов по биологии и химии. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху,
создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить
требование ФГОС – развивать умение учиться, самостоятельное управление через
осмысленное чтение своим собственным развитием.
Стратегии смыслового чтения:
–
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
-работа
с текстом: преобразование информации и ее интерпретация;
-работа
с текстом: оценка информации;
-приобретение
социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Результаты смыслового чтения:
Общая
ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной
информации в практической деятельности.
Задание 1 Прочитай текст и ответь на
вопросы 1-3.
Исходя из всего выше сказанного,
можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной
грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют
анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно
задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь
решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной
грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.
1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная
грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.
2.Формирование
и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.
Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. —
СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). ISBN
978-5-9925-1413-1.
Скачано с www.znanio.ru