О чем речь? PIRLS – исследования на международном уровне, которые предпринимают с целью изучить читательскую грамотность у детей в возрасте 10 лет. Их проводят с периодичностью в пять лет по определенной схеме в разных странах мира.
Что выявляют? Исследование проверяет способность школьников усваивать и правильно понимать прочитанный текст, а также адекватно использовать полученную из него информацию. Это помогает оценить общий уровень образования детей и определить разницу в школьных программах. Россия участвует в исследованиях с момента их появления.
Проект всемирного масштаба PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – Международное исследование качества чтения и понимания текста) реализуется уже более двадцати лет. Его целью является определение уровня читательской грамотности учеников начальной школы в различных странах мира.
Организатором этой программы стала IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – Международная ассоциация по оценке учебных достижений), сотрудничающая с национальными участниками проекта: в России осуществлением мероприятий PIRLS занимается ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Школьники выполняют задания, позволяющие оценить качество чтения и понимания текста, после чего полученные данные сравниваются, чтобы выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится каждые пять лет, и к настоящему времени оно проходило уже 5 раз – в 2001, 2006 и 2011, 2016 и 2021 годах.
Участие в подобных международных проектах имеет большое значение для российской школы – тем самым можно объективно определить качество отечественной системы образования на фоне других стран. Аналогичным образом анализ результатов в динамике позволяет оценить эффективность тех или иных нововведений в методике обучении. Кроме того, используемые в рамках PIRLS современные мониторинговые технологии доступны для применения и во внутрироссийских исследованиях подобной направленности.
Вопросы, ответы на которые дают международные исследования PIRLS
- Каков общий уровень читательской грамотности наших школьников?
- Насколько хорошо российские четвероклассники читают и понимают прочитанное в сравнении со своими сверстниками из других стран?
- Любят ли читать дети в этом возрасте?
- Способствует ли развитию грамотности семья?
- Как изменился рейтинг национальной системы образования по сравнению с результатами исследований предыдущих лет?
- Какова эффективность процесса обучения чтению в начальной школе?
- Есть ли взаимосвязь между итогами проверки и используемыми в национальной системе образования педагогическими приемами и методиками?
- Какие технологии обучения обеспечивают на выходе наилучшие показатели?
В исследования PIRLS принимают участие дети примерно одного возраста – около 10,5 лет. Как правило, это соответствует четвертому классу средней школы, хотя в некоторых странах, где обучение идет с 5 лет, мониторинг проводится среди пятиклассников. С другой стороны, есть государства, где учиться в школу приходят семилетки – в этом случае к проекту могут подключать и третьеклассников.
Данный возраст выбран не случайно – специалистами отмечается, что к этому времени школьники приобретают умение работать с текстом на уровне, достаточном, чтобы чтение стало основой дальнейшего обучения.
Наша страна смотрится весьма достойно по результатам PIRLS, стабильно занимая высокие места.
Результаты исследования в России
Кроме государств, в мониторинге PIRLS участвуют и отдельные территории, к примеру в 2016 и 2021 гг. в таком качестве выступала Москва. Правда, в национальном рейтинге результаты территорий не учитываются, хотя в 2016 году московские школьники стали абсолютными лидерами среди всех участников исследования.
Несмотря на отличия в программах школьного образования навык чтения является универсальным и необходимым для всех, что позволяет PIRLS успешно достигать целей исследования и привлекать к проекту все большее количество стран.
Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»
Доклад на тему: «Научно – дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.
В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы Примеры заданий
1. уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить
4. уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)
6. уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).
Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы – базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS, сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.
-Письмо с проговариванием.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
-Работа над ошибками,
Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать “картинку”). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Трудности учеников в исследовании PIRLS c 2021 года
Выделим, какие сложности дали о себе знать уже в ходе проведения тестирования российских школьников. Методические материалы и задания предлагались в разных форматах – как традиционном бумажном, так и в виде текстов и вопросов на экране компьютера.
Уже сама необходимость работать с электронным устройством вызвала определенные проблемы, поскольку далеко не все четвероклассники являются уверенными пользователями ПК и имеют навык выполнения заданий таким образом. Все же, несмотря на развитие технологий, в современной школе основными по-прежнему остаются бумажные учебники и тетради.
Проводившиеся и в нашей стране, и за рубежом исследования подтвердили, что чтение с бумажного и электронного носителя имеет отличия, что необходимо учитывать в процессе обучения. Эффективная работа с цифровыми текстами требует вспомогательных приемов, которые не нужны в случае с обычной книгой.
К примеру, по ходу чтения мы переворачиваем страницы бумажных изданий, а на экране гаджета следует использовать полосу прокрутки, чтобы двигаться далее по тексту.
В ходе исследования PIRLS-2021 шрифт был подобран с учетом требований санитарных норм, и тексты не помещались на одном экране, поэтому участникам нужно было их пролистывать. В среднем, предлагаемые школьникам тексты занимали от 4 до 7 экранов.
Хотя перед началом тестирования с учениками был проведен инструктаж, и может показаться, что функция прокрутки не требует особых пояснений, на практике возникали сложности у многих участников. Одни из них вообще не прочитали текст до конца, видимо, в состоянии волнения позабыв, что на экране им показывается лишь первая его часть. В результате они сразу приступили к ответу на вопросы, не прокручивая экраны далее.
Другие же, хотя и листали, но делали это не слишком умело – очевидно, сказался недостаток опыта выполнения подобных заданий. Те из школьников, которые слишком быстро прокручивали текст, перескакивали с одного экрана на другой, пропуская целые фрагменты. Соответственно, это тоже не позволило им правильно ответить на все вопросы, поскольку они ознакомились только с частью текстовой информации.
Наиболее критично эти проблемы отразились на результатах чтения художественных произведений. Если в случае с информационными текстами участники могли справиться с тестами хотя бы по тому материалу, который был перед их глазами, то анализ литературного текста требует целостного восприятия, и пропуск даже одного-двух абзацев существенно усложнял задачу, стоявшую перед школьниками.
Таким образом, введение компьютерного формата PIRLS-исследования показало необходимость принципиального изменения подходов к процессу обучения детей чтению. Работа с электронными устройствами требует дополнительных технических действий, и далеко не все ученики оказались к этому готовы. Очевидно, это скажется на итоговых показателях, особенно если сравнивать выполнение заданий в традиционном (бумажном) виде и при помощи компьютера.
В рамках мониторинга PIRLS учителя столкнулись с тем, что для младших школьников наиболее актуально:
- подробное объяснение инструкции;
- предварительное обучение выполнению требуемых действий, например корректная прокрутка экрана;
- формирование привычки задавать вопрос, если в ходе тестирования возникла некая сложность.
Подобный подход имеет универсальное значение в процессе учебной деятельности, и целью здесь выступает развитие следующих умений:
- правильно понять задачу, которую ставит учитель;
- уяснить способ ее выполнения;
- соотносить свои действия с тем, как это было объяснено и продемонстрировано учителем;
- самостоятельно оценить результат решения учебной задачи.
В целом эти общеучебные умения применимы не только при проведении PIRLS-исследований, но и при выполнении иных заданий: по русскому языку, математике и всем остальным предметам. Бесспорно, все более востребованными в ближайшем будущем станут и навыки работы школьников с электронными устройствами и текстами в компьютерном формате.
Особенности исследования PIRLS в 2021 году
Каждый новый цикл исследования PIRLS знаменуется внесением изменений и дальнейшим совершенствованием процедуры мониторинга. В 2021 году главным новшеством стал веб-интерфейс, который позволяет осуществлять передачу данных в цифровом формате. Это дало возможность разнообразить задания и сделать их более интересными для современных школьников.
Участники исследования могли выбрать любой формат: традиционный (бумажный) либо компьютерный. Также появился электронный инструментарий Международного исследования качества чтения и понимания текста, получивший название eRIRLS, и очевидно, что он будет применяться и в дальнейшем. Ожидалось, что результаты исследования будут опубликованы в декабре 2022 г., но на начало 2023 г. информации от организаторов не поступало.
В России в PIRLS-2021 принимали участие 7399 учеников четвертого класса, которые представляли 296 образовательных учреждений из более чем 40 субъектов РФ – от Якутии до Санкт-Петербурга.
Большинство учащихся (5212 человек) проходили тестирование в компьютерном варианте, но использовались также задания и на бумажных носителях – так на вопросы отвечали 2187 четвероклассников. Помимо школьников, в анкетировании участвовали родители (7325 человек), учителя начальной школы (310 педагогов) и представители администраций образовательных организаций (296 человек).
Преимущественное использование компьютерного формата объективно обусловлено теми процессами, которые протекают в российской системе школьного образования, а именно широким внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Переход на новый формат оценивания качества чтения – это комплексный процесс, включающий в себя две составляющих: 1) цифровой вариант PIRLS (digital PIRLS) — то есть применение компьютерного тестирования, где задания аналогичны вопросам бумажной версии; 2) ePIRLS — целью этого нового направления в международном исследовании PIRLS является изучение того, как школьники воспринимают информацию из Интернета, включая анимацию, графики, всплывающие окна и т. п.
Как проводятся исследования PIRLS
Материалы, необходимые для проведения PIRLS, включают в себя:
- тексты и задания к ним – для проверки навыков чтения используются разные по содержанию тексты (литературные и информационные);
- анкету школьника для сбора информации о самих учащихся, их семьях и школах;
- анкету для учителей – большинство вопросов касается особенностей их работы по преподаванию языка и литературы (нормы времени на изучение этих предметов, используемые организационные формы и методики, оценка достижений учеников и пр.);
- анкету для родителей, часть вопросов в которой касается того, как школьник выполняет домашние задания, много ли он читает, как проходила подготовка к школе в семье и т. п.;
- анкету представителей школьной администрации для сбора общей информации об образовательном учреждении.
Время выполнения заданий составляет обычно 80 минут: на работу с каждым видом текста отводится по 40 минут, причем после первой части устраивается небольшой перерыв.
Что оценивается?
Разновидности чтения, оцениваемые по методикам PIRLS:
- чтение, результатом которого является приобретение литературного опыта;
- чтение, нацеленное на освоение информации и ее последующее использование.
Литературный текст представляет собой фрагмент художественного произведения, а информационный носит характер изложения научно-популярных сведений. После изучения текстов ученикам предлагается ответить на вопросы, чтобы оценить, как они поняли и усвоили прочитанное. Навыки, проверяемые исследованиями PIRLS, можно разделить на 4 группы:
- поиск в тексте сведений;
- интерпретация и обобщение информации;
- формулирование выводов;
- анализ и оценка содержания, структуры и особенностей текста.
Какие есть задания?
Задания распределяются следующим образом:
- на поиск в тексте имеющейся там информации – 20 % всех заданий;
- на интерпретацию и обобщение – 30 %;
- на изложение выводов – 30 %;
- на общий анализ и оценку прочитанного – 20 %.
Исследование PIRLS проверяет понимание текстов, причем с учетом нескольких уровней усвоения:
- Воссоздающее понимание – это способность восстановить в памяти картины, содержащиеся в прочитанном тексте. Воспроизведение информации предполагает умение ответить на основные вопросы: что, где, когда.
- Рефлексивное – способность более глубокого погружения в текст с целью вникнуть в авторскую логику. В данном случае ставятся вопросы: зачем, по какой причине, каковы последствия этого.
Как оценивается?
Ответы на задания PIRLS оцениваются в баллах, максимальное количество которых зависит от типа вопроса:
- тестовая форма с выбором верного ответа – 1 балл;
- воссоздание правильной последовательности событий – 1 балл;
- ответ в свободной форме – от 1 до 3 баллов для заданий разного уровня сложности.
При обработке результатов используются статистические методы.