Формирование гражданско-патриотических компетенций на уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность

Список литературы

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». – М. , 2006.

Аверина, Н. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 68 – 71.

Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. – 2013. – №6. – С. 3 – 7.

Быков, А. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. – 2009. – №7. – С. 21 – 24.

Журавская, Т. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – 2-е изд. , перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. – 2012. – №10. – С. 3 – 7.

Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В. Приходько // Молодежь и общество. – 2011. – №2. – С. 53 – 57.

Райхлина, Е. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. – 2009. – №9. – С. 26 – 28.

Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. – 2013. – № 11. – С. 34 – 36.

Шутова, Л. И Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №2. – С. 73 – 75.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». – М. , 2006.

Ашурков В. Историческое краеведение: Учеб. пос. – М. : Просвещение, 1982 – 192 с.

Вагин А. Методика обучения истории в школе. – М. : Просвещение 1972 – 132 с.

Внекласная работа по истории / Под ред. Коваленко, Э. Шнекендорфа. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962 – 126 с.

Внекласная работа по истории и обществоведению / Сост. Гуськов. – М. : Просвещение, 1981 – 158 с.

Вяземский Е. , Стрелова О. Методика преподавания истории в школе. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с.

Гостев А. Воспитание историей (О значении школьного исторического краеведения) // Народное образование. – 1988 – N6 – с. 26-28

Дранников В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. – 1990. – N6 – c. 106-108

Князев Ю. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. – 1989. – N6 – с. 132-135

Короткова М. , Студеникин М. Практикум по методике преподавания в школе. – М. : ВЛАДОС, 2000 – 271 с.

Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Борисов и др. – М. : Просвещение, 1982 – 223 с.

Родин А. Соколовский Ю. Экскурсионная работа по истории. – М. : Просвещение, 1974. – 134 с.

Родин А. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961 – 127 с.

Рубин А. Юрченко З. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. – 1991 – N5 – с. 102-107

Стражев А. Методика преподавания истории. – М. : Просвещение, 1964. – 284 с.

Алимова Анжела Александровна, Залужная Елена Николаевна«Создание условий в ДОУ IV вида для познавательного развития детей средствами современных образовательных технологий»

Баранова Юлия Валиевна«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством кружковой деятельности по финансовой грамотности»

Бондаренко Лидия Николаевна, Калашникова Наталья Алексеевна«Развитие зрительного восприятия и познавательной активности у дошкольников при ознакомлении с природой Омского Прииртышья»

Браулик Наталья Яковлевна«Использование кинезеологии в развитии детей дошкольного возраста»

Воронюк Юлия Юрьевна«Формирование познавательно-экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Вунш Ирина Ивановна, Илювкенова Гуль Мухамедовна«Влияние мультфильмов на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»

Вунш Ирина Ивановна, Илювкенова Гуль Мухамедовна,  Слепко Елена Анатольевна«Проектная деятельность  как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Дрючина Юлия Владимировна «Су-Джок терапия для детей дошкольного возраста»

Евсюкова Оксана Анатольевна«Кружковая деятельность по легоконструированию в работе с детьми дошкольного возраста»

Ермакова Наталия Давидовна«Духовно-нравственное воспитание детей с задержкой психического развития в семье»

Ермоленко Дарья Викторовна«Кружковая работа по пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста»

Ильина Людмила Юрьевна«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Секреты русской матрешки»

Ильченко Наталья Александровна, Передерина Наталья Владимировна«Педагогическое сопровождение молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений»

Кочнева Людмила Сергеевна«Использование мультимедийных технологий в здоровьесбережении детей с тяжелыми нарушениями речи»

Куликовская Надежда Георгиевна, Айтнякова Анжелла Мерсаитовна«Создание условий для активного приобщения обучающихся к базисной социокультурной категории «Традиции дела»

Лихачева Мария Николаевна«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Маркова Ольга Михайловна, Щеголева Наталья Александровна«Использование современной образовательной  технологии дополненной реальности DEVAR в работе с дошкольниками»

Облапенко Наталья Николаевна«Электронный сборник для родителей как инновационная форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Овсянникова Елена Евгеньевна«Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста»

Ольферт Олеся Зинатулловна«Приемы обучения детей младшего дошкольного возраста с помощью камешков «Марблс»

Редер Ольга Борисовна, Попова Татьяна Михайловна«Технология «Дети- волонтеры»  как один из современных приемов социализации дошкольников»

Салтыкова Ольга Валентиновна«Использование Су-Джок терапии в здоровьесбережении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Солуня Ирина Алексеевна  «Повышение информационной компетентности педагогов через создание электронного портфолио»

Солуня Ирина Алексеевна«Использование интерактивных игр для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Стогний Татьяна Викторовна«Волонтерское движение в ДОУ как средство взаимодействия с семьей»

Ходанович Татьяна Геннадьевна, Медынская Татьяна Тадеушевна«Создание развивающей  предметно-пространственной  среды в  дошкольном учреждении  в соответствии с  ФГОС»

Шеховцова Анна Анатольевна«Использование методов мнемотехники при развитии речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  (с ОНР)»

Шульгина Елена Владимировна, Овчинникова Наталья Валерьевна«Современные технологии обучения и воспитания в дошкольном образовании»

Яковлева Светлана Геннадьевна«Формирование  познавательной активности  детей  дошкольного возраста  в условиях использования авторских интерактивных игр»

Иванова О. , Репина С. , Рихлицкая Л. Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Миллер  Ирина СергеевнаТеатрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей

Николаева Нина ИвановнаРазвитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования у детей младшего дошкольного возраста

Бурлак Светлана ИвановнаИнновационные методы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Зайцева Галина ЮрьевнаРазвитие мелкой моторики рук детей с помощью пластилинографии

Возьная Надежда ПетровнаТехнология коллективного способа обучения дошкольников

Беляева Е. , Пилипенко О. , Сапрыкина Т. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Бобрович Татьяна АлександровнаМатематическая викторина «Умники и Умницы»

Баекенова Гулюм ИскаковнаПознание окружающего мира посредством игрового набора «Дары Фребеля»

Обломова Лариса Анатольевна«Использование активных методов обучения для реализации ФГОС в преподавании права»

Хамидуллина Зульфия Мустафиевна «Развитие познавательной активности, креативного мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством Lego-конструирования»

Ниязова Чулпан Наримановна, Кулагина Светлана Яковлевна «О проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Комарова Лидия Антоновна  «Скиппинг как средство физического развития и оздоровления дошкольников»

Иванова Юлия Владимировна  «Нейропсихологический подход в работе логопеда»

Зайцева Ирина Валерьевна«Психолого-педагогическая помощь родителям в профилактике детских проблем»

Глухова Наталья Борисовна«Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Запевалова Олеся Викторовна,  Саблина Светлана Владимировна   «Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

Афонасенко Юлия Алексеевна  «Интерактивная презентация «Автоматизация звука С»

Башлай Дарья Александровна «Методическая таблица «Моя мама. Портрет»

Демчук Екатерина Дмитриевна  «Игровые технологии. Гаджет-игра»

Концепция специализированной смены Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию

Авторский коллектив: Ю. Беляков, С. Панченко, С. Тетерский.

Участники: 900 детей 11-15 лет: лидеры детских общественных объединений, школьного самоуправления, военно-патриотических и спортивных клубов, центров национальных культур из 80 регионов Российской Федерации – в трех группах:

Д/лагерь «Звездный» – детские общественные объединения (300 чел

Д/лагерь «Комсомольский» – центры национальных культур (300 чел

Д/лагерь «Стремительный», д/лагерь «Дозорный» – спортивные и военно-патриотические клубы и организации (300 чел

Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию, Государственный НИИ семьи и воспитания, ВДЦ «Орленок», Национальный Совет молодежных и детских объединений России, общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы».

Смена пройдет в рамках Европейской молодежной кампании Совета Европы в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны».

Актуальность проведения Смены.

ХХI век всё острее ставит перед человечеством проблему выживания и мирного сосуществования различных человеческих сообществ, сосуществование и гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к самым разным проявлениям человеческой самобытности.

Становится очевидным, что для достижения успеха и взаимопонимания в современном обществе невозможно обойтись без культуры общения, культуры ведения разговора, достижения согласия, культуры разрешения противоречий и нахождения компромиссов

С другой стороны, возникают идеи изоляционализма, национализма и культурной исключительности. В среде подростков и молодёжи популяризируются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские взгляды.

Неблагополучие и нестабильная социально-экономическая обстановка в некоторых регионах РФ, вынужденная внешняя и внутренняя миграция, сложные межнациональные отношения, социальная неустроенность, ориентация на выживание в сложных условиях быта, внешнего окружения, постоянная угроза терактов, неопределенность будущего мешают развитию и становлению юного поколения XXI века.

Возникает вопрос, что может подросток, родившийся и живущий в России, сделать для воспитания у себя такого качества гуманистической личности как толерантность?

Ответ на этот вопрос возможен в совместных действиях детей и взрослых, направленных на более глубокое узнавание друг друга. Оной из составляющих частей этой системы может стать специализированная смена Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию «Команда XXI века», традиционно ежегодно проводимая для лидеров детских общественных объединений, школьного самоуправления и учреждений дополнительного образования детей во Всероссийском детском центре «Орленок».

Актуальность проведения специализированной смены Управления по делам молодежи Федерального агентства в ВДЦ «Орленок» с поликультурным (интернациональным) уклоном обоснована рядом причин:

В «Орленке» соберутся подростки 11-15 лет. В этом возрасте: активизируется поиск собственной социальной идентичности, а соответственно, повышается интерес к вопросам этнокультурной принадлежности; обостряется желание быть взрослым, заявить о своём мнении по многим проблемам, волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим; особую значимость приобретает становление собственной жизненной позиции. Предпосылками этому являются повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, ответственности.

Участниками смены станут особые подростки – лидеры детских общественных объединений, школьного самоуправления, самоуправления в учреждениях дополнительного образования (центрах, клубах, секциях и т. ), имеющие опыт социальной деятельности, обладающие лидерскими качествами. В условиях кратковременности существования лагеря это поможет быстрее и качественнее наладить жизнедеятельность детского сообщества. Особый состав участников смены позволит осуществлять специально организованный процесс ориентации подростков на социально-значимые ценности (Человек, Здоровье, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа, Милосердие). Эти ценности, в свою очередь, должны стать основой взаимоотношений в детско-молодежных сообществах многонациональной России. Необходимость организации процесса ценностного ориентирования во время проведения смены обусловлена также следующими обстоятельствами:

– лидер в детско-молодежной среде – образец для подражания, следовательно, культивирование в нем социально-значимых ценностей будет способствовать организации деятельности его товарищей в соответствии с ними;

– у лидера, признанного в своем окружении, ценностные ориентации и качества личности им соответствующие, развиваются в ускоренном темпе;

– лидер, обученный навыкам индивидуального и социального проектирования, направленного на удовлетворение личностных потребностей своих близких и на достижение социально-значимых целей, будет способен привлечь к социально значимой деятельности большее количество участников: детей и взрослых;

– лидер, толерантный по отношению к другим людям, уважающий, понимающий и принимающий взгляды, чувства, ценности и культуру других людей, своими позитивными поступками (социальными инициативами) может выстроить мост между поколениями «молодых» и «старших», одинаково заботящихся о процветании своей Родины.

Специфика смены: Сборность – многообразие вариантов объединения детей для совместного проживания и деятельности (делегация, учебная группа, команда, клуб и др. ) – дает его участникам возможность познакомиться и усвоить иные человеческие отношения, научиться поступаться собственными интересами, удобствами и благополучием ради других. Автономность – предполагает безопасность существования участников, независимость от авторитарных взрослых, организацию жизнедеятельности по совместно выработанным правилам и законам; возможность для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции, роли, участия или неучастия в том или ином деле. Кратковременность – учит выстраиванию ближайших и дальних перспектив, планированию деятельности на определенный период: день, трёхдневку, смену; дает возможность в короткие сроки не только что-то узнать и освоить, но и проверить себя, закрепить полученные знания, доказать что-то себе и другим. Интенсивность деятельности предполагает осуществление нескольких событий в лагере одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий. В условиях краткосрочного лагерного сбора, интенсивности деятельности на практике реализуется принцип свободы, который диктует предоставление подросткам реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за её результаты.

В летнем лагере предоставлено больше возможностей использования игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации. Игра способна погрузить подростка в проблемы современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире взрослых, дать почувствовать это через переживание (проигрывание) выбранной роли, взглянуть на мир и событие глазами другого человека. А это в свою очередь может повлиять на утверждение, корректировку или полное изменение его собственной позиции по тем или иным затрагиваемым в игре социальным проблемам.

Таким образом, организация жизни детского сообщества в форме интернациональной смены даёт дополнительные возможности для формирования сферы ценностного ориентирования, так как располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, оздоровления и самореализации участников в различных видах деятельности.

Узловые понятия: Россия, многонациональность, поликультурное образование, молодежная политика, толерантность, общечеловеческие ценности.

Цель смены: поддержка поликультурного (интернационального) самообразования участников смены.

– развитие навыков общения и жизнедеятельности в разновозрастном сообществе на основе толерантности и сотрудничества через популяризацию инновационных методик и технологий поликультурного образования детей и молодежи, пропаганды национальных достижений в области культуры; поиск эффективных технологий профилактики экстремизма в детско-молодежной среде; создания безопасной среды жизнедеятельности ребенка;

– организация взаимообогащающего обмена между представителями различных регионов и этносов; пропаганда культурно-образовательных методик ВДЦ «Орленок», отработка технологии «последействия» с общественными объединениями и органами самоуправления по окончании целевых смен (содействие расширению клубной, досуговой и любительской деятельности детей в общеобразовательных учреждениях, поддержка имеющихся, стимулирование создания новых детских общественных объединений; освоение и внедрение технологий «Дебаты» и «Индивидуальное и социальное проектирование» в регионы РФ и др

– комплексное исследование потенциала социально инициативных групп и творческих коллективов детей и молодежи.

Основные идеи смены:

эмоциональная: создание праздничной, приподнятой атмосферы дружбы и доверия, укрепляющей взаимопонимание и взаимопомощь людей разных полов, национальностей, вероисповедания, организаций, регионов; оздоровление и эмоциональный заряд участников;

координационная: смотр достижений локальных, муниципальных, региональных творческих коллективов и социально инициативных групп, обмен опытом и обсуждение проблем и перспектив развития многонациональной России;

проектировочная: пополнение банка инновационных педагогических технологий выявления и поддержки социальных инициатив детей и молодежи, направленных на поликультурное образование и противодействие экстремизму; апробация новых форм и методик социально-педагогической работы с детьми и молодежью.

В основу системообразующей деятельности в ходе смены положены:

Ø Индивидуальная мыслительная деятельность (тренинги на целедостижение) в рамках потребностно-целе-результативного подхода к деятельности детских сообществ и объединений;

Ø Коллективная творческая деятельность, основанная на свободном самоопределении подростка и обеспечивающая широкое поле для самореализации личности на поливариативной основе;

Ø Образовательная деятельность в рамках программно-вариативного подхода к деятельности детских сообществ и объединений через тренинги толерантности, лидерские мастер-классы, проектировочную деятельность и участие в дебатах;

Ø Игровая деятельность как оптимальный природосообразный способ вхождения подростка в жизнь, его социальная адаптация.

Ø Разработка механизма стимулирования личностного роста ребёнка и взрослого – равноправных участников программы.

Главное предназначение смены – обеспечить участникам (детям и взрослым) как можно более широкий спектр социальных ролей и позиций.

Пространствами деятельности каждого участника смены могут быть:

· делегация – группа подростков, способная рассказать о жизни своего детского сообщества (общественная организация, клуб, секция, центр и т. ), его традициях, интересных делах, опыте самоуправления; об особенностях своего региона, традициях и культуре народов, его населяющих, о наиболее интересных делах, играх и массовых праздниках;

· тренинг-группа – объединение детей и взрослых для получения новых знаний и умений;

· мастер-классы – разновозрастные объединения для совершенствования умений и навыков по определенному направлению. Занятия являются тематическими, каждый может выбрать интересующую его тему;

· совет представителей – постоянно действующее объединение, формируемое из представителей делегаций;

· совет лидеров – группа лидеров, занимающаяся текущим планированием, корректировкой, организацией дня через деятельность дежурной команды и анализом дня на вечерней зорьке командиров групп. На уровне команд управление осуществляется через дежурных командиров, выбираемых ежедневно;

· советы дела – временное добровольное объединение детей и взрослых, создающееся для решения конкретной задачи – организации и проведения одного из дел программы;

· правление банков (банк социальных инициатив, игробанк) – постоянно действующая группа для сбора, обработки и издания поступивших материалов;

· сборная команда – временное детское объединение, создающееся на добровольной основе для участия в одном из конкурсов программы или дебатах. Численный состав и критерии отбора членов сборной определяются организаторами конкурса не менее чем за 10 часов до его начала.

В ходе смены (3-17 июня) для региональных сопровождающих (представителей органов по делам молодежи, органов управления образованием, учреждений образования и общественных объединений) будут организованы курсы повышения профессиональной квалификации по теме «Современные тенденции и технологии воспитания детей и молодежи».

СОДЕРЖАНИЕ смены пронизано 3 основными направлениями:

Направление 1. Сбор лидеров детских общественных объединений (д/л «Звездный») дополняет традиционные распорядок и мероприятия ВДЦ «Орленок» тремя конкурсами лидеров: «Страна должна знать своих героев», «Мой звездный час», «Портфолио»:

Блок «Страна должна знать своих героев» предполагает оценку знаний лидера о своем общественном объединении, которые будут проверяться в ходе 2-х часового творческого сочинения по заданному плану. Эксперты оценивают знания членом общественного объединения: 1) миссии и устава своего объединения; 2) программных (проектных) документов объединения; 3) истории создания, лидеров / руководителей объединения; 4) традиций, ритуалов, символов; 5) краткосрочных и долгосрочных перспектив развития объединения.

Блок «Мой звездный час» предполагает оценку умений лидера общественного объединения, которые будут проверяться в ходе проведения каждым желающим часового мастер-класса для своего отряда. Задача мастер-класса – демонстрация умения создать, регулировать и поддерживать эмоциональные и деловые отношения в группе, интегрировать усилия всех членов группы для решения социально значимых задач (организация работы Банка поддержки социальных инициатив, связанных с экологией «Орленка» и Краснодарского края, трудовой деятельностью детей).

Блок «Портфолио» предполагает оценку личных достижений лидера в своем общественном объединении, которые отражены в творчески оформленной папке, включающей подтверждающие достижения документы и материалы (грамоты, дипломы, благодарности, сертификаты, публикации, фотографии, характеристики, рекомендации, резюме и т.

Открытые мероприятия на взаимодействие лагерей – Банк социальных инициатив и мастер-классы победителей конкурса лидеров «Мой звездный час»

Направление 2. Сбор представителей центров национальных культур (д/л «Комсомольский»), которые продемонстрирует участникам смены:

· Национальные языки

· Национальные костюмы

· Национальные символы и ритуалы

· Национальные герои

· Национальные писатели, поэты, композиторы и др.

· Национальные традиции

· Национальные праздники

· Национальные произведения литературы и искусства

· Национальные танцы

· Национальные песни

· Национальные обряды

· Национальные кухни

· Национальные игры

· Национальную моду и др.

Открытое мероприятие на взаимодействие лагерей – Поликультурный водный праздник.

Направление 3. Сбор представителей военно-спортивных и патриотических клубов (д/л «Дозорный» и «Стремительный»), которые возьмут на себя организацию и проведение спортивно-оздоровительных соревнований, праздников, туристических походов; вовлечение участников в работу по увековечению памяти защитников Отечества; проведение дискуссий и диспутов на злободневные темы (примерный перечень):

· Национальность и национализм

· Граждане России и граждане мира

· Успешные и изгои

· Богатые и бедные

· Молодежь и пожилые

· Здоровые и больные

· Верующие и экстремисты

· Межпоколенные конфликты

· Межконфессиональные конфликты

В результате этих мероприятий могут быть выработаны «детские» рекомендации профилактики экстремизма в детско-молодежной среде.

Открытые мероприятия на взаимодействие лагерей – Пограничная академия и спортивно-военизированная игра

Система поощрения участников

Победители индивидуальных и командных конкурсов (каждый игрок победившей команды) награждаются особыми знаками трёх цветов. Остальные команды получают по нескольку знаков, которые они сами должны вручить игрокам, внесшим наибольший вклад в деятельность команды. Результаты индивидуальных состязаний на самого активного и самого результативного участника смены отражаются в Экране достижений. Он необходим как для повышения творческого азарта и внимания к успехам других, так и для помощи тем, кто еще не очень успешен, а также при формировании состава новых сборных команд. Участники сбора, набравшие пять и более знаков, будут награждены благодарственными письмами Управления по дела молодежи Федерального агентства по образованию и ВДЦ «Орленок».

Программы, проекты, методики, рекомендации и т. – все, что будет разработано в ходе смены, войдет в итоговый сборник материалов, использование которого позволит участникам воспроизвести элементы программы «Культур много – Россия одна» в учреждениях и организациях регионов Российской Федерации.

– закрепление лидерских качеств участников, развитие их ценностного отношения к людям, выражающемся в признании, принятии и понимании других культур; становление гражданской позиции, укрепление патриотизма, осознание необходимости активного участия в жизни многонациональной России;

– содействие расширению клубной, досуговой и любительской деятельности детей в общеобразовательных учреждениях; стимулирование создания детских общественных объединений и органов самоуправления, обновление содержания их деятельности;

– разработка рекомендаций органам управления образованием и молодежной политики по результатам комплексного исследования потенциала социально инициативных групп и творческих коллективов детей и молодежи;

– пополнение банка инновационных и инициативных проектов Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

По результатам смены планируется подготовка и издание справочных материалов об участниках, методических рекомендаций по выявлению и поддержке социальных инициатив детей и молодежи, направленных на поликультурное самообразование и противодействие экстремизму; публикация лучших детских сочинений на тему «Все различны – все равны», создание цветного атласа «Россия поликультурная».

Литература. Абросимова Е. , Бурцева Н. , Семионкина И. , Толмасова А. Как создать общественное объединение. – М: Charities Aid Foundation (САF) Россия, 1995. – 82 с.

Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М. : Просвещение, 1990. – 208 с.

Аналитический сборник «Молодежь в действии». – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 140 с.

Афанасьев С. , Каморин С. , Тимонин А. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. : Новая школа, 1994. – 204 с.

Беличева С. Основы превентивной психологии. – М. : Космополис, 1993. – 193 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. – СПб-М. : «Университетская книга» АСТ, 1997. – 214 с.

Болл А. , Болл Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных лагерей. / Пер. с англ. – Спб. , 1994. – 98 с.

Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 406 с.

Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. Тетерский / Под ред. Никитиной. – М. : «АСАDЕМIА», 2000. – 160 с.

Волохов А. Социализация ребенка в детских общественных организациях. Ярославль, 1999. – 322 с.

Газман О. Каникулы: игра, воспитание. – М. , 1998. – 98 с.

Гессен С. Основы педагогики или введение в практическую философию. – М. , 1995. – 110 с.

Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. Волохова. – М. , 1995. – 102 с.

Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов / Под ред. Мельниченко, И. Метлика. – М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 52 с.

Диалог индивидуальностей: информационно-методический сборник / Под общей ред. Шиховой. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004. – 60 с.

Добрая воля: сборник / Под ред. Серяковой, Т. Михеевой. – М. : Фонд «Новые перспективы», 2001. – 50 с.

Жуков И. Игра и детское движение. – М. , 1992. – 32 с.

Журавлев В. Основы педагогической конфликтологии. – М. , 1995. – 46 с.

Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М. : Педагогика, 1998. – 208 с.

Коваль М. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительного образования. – М. , 1998. – 96 с.

Кон И. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.

Константинов Ю. , Маслов А. Лето, дети, туризм. – М. , 1998. – 126 с.

Краевский В. Методология педагогической науки. – М. : Центр «Школьная книга», 2001. – 140 с.

Кто в лагере живет?: Методическое пособие / Сост. Тетерский. – М. : ACADEMIA, 2003. – 130 с.

Кэнфилд Д. , Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М. : УРСС, 1997. – 360 с.

Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы. / Под ред. Панова. – М. , 1997. – 98 с.

Лето в городе. Рекомендации в помощь организаторам лагерей с дневным пребыванием. – М. , 1997. – 98 с.

Лутошкин А. Как вести за собой. 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 208 с.

Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. : Педагогика. 1988. – 127 с.

Макаренко А. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7-ми тт. – М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. – 558 с.

Мальцева Э. , Костина Н. Педагогика детского движения: Учебное пособие. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 516 с.

Маслов А. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учебно-методическое пособие. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2000. – 186 с.

Милосердие: Учебное пособие / Под редакцией М. Мчедлова. – М. : Российская политическая энциклопедия, 1998. – 254 с.

Молодежный, детский, семейный отдых: опыт реализации программ общественных объединений и некоммерческих организаций: Информационно-методический сборник / Отв. ред. Тетерский. – М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 96 с.

Молодое поколение в гражданском обществе: Сборник социально-педагогических программ общественных объединений детей и молодежи / Составитель С. Тетерский. – М. : Изд-во «РЕГЛАНТ», 2004. – 314 стр.

Никитина Л. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Монография. – Ярославль: Изд. ДИА-пресс, 2001. – 275 с.

Никитина Л. , Симонович В. Содержание и организация практики студентов – социальных педагогов в вузе. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. – 81 с.

Никитина Л. , Тетерский С. Программы ДИМСИ. – М. : «ACADEMIA», 2000. – 88 с.

Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. / Редактор-составитель Крылова Н. – М. : Рос. Фонд Фундаментальных исследований РАО, 1995. – 69 с.

О детском отдыхе и не только. Организация летнего отдыха детей на базе учреждений дополнительного образования детей / Под ред. Кудинова. – М. , 1998. – 98 с.

Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов / Сост. Барканов, Л. Бузырева, Т. Дианова, М. Журавлев, С. Конова, Г. Куприянова. 2-еизд. , доп. и изм. – М. : НИИ семьи, 1998. – 344 с.

Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов / Сост. Барканов, М. Журавлев. 3-е изд. , доп. и изм. – М. : Издатель Дмитриев А. , 2001. – 190 с.

Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей. / Под ред. Коновой, В. Бондаря. – М. , 1997. – 36 с.

Организация оздоровления детей в сезонных лагерях различного назначения: Методические рекомендации Минобразования России //Вестник образования, 1996, №5. – С. 44-56

Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. – М. : САF-Россия, 1995. – 46 с.

Отдых и оздоровление детей и подростков: Сборник нормативных документов. / Составители Барканов С. В, Журавлев М. , Савоськина В. – М. , 2002. – 244 с.

Педагогика здоровья. – М. : Педагогика , 1990. – 86 с.

Педагогика школьных каникул: Методическое пособие / Сост. и науч. ред. Тетерский. – М. : Академический проект, 2003. – 176 с.

Прутченков А. Учим и учимся, играя: Игровая технология экономического воспитания школьников. – М. : МПА, 1997. – 320 с.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной. 6-е изд. – М. : Академический Проект, 2002. – 128 с.

Рожков М. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций. – М. : АСОПиР, 1991. – 160 с.

Сорочинская Е. Детское движение в современном обществе. Ростов-на-Дону, 1993. – 117 с.

Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А. Соколова. Научн. ред. -составитель С. Тетерский. – М. : Логос, 2005. – 248 с.

Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред. : Т. Трухачева, А. Кирпичник. – М. : Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000. – 136 с.

Спирина Л. Дети, здравствуйте всегда: методические материалы / В 3-х частях. ВДЦ «Орленок», 2002. – 86 с.

Сухомлинский В. Как воспитать настоящего человека. – М. : Педагогика, 1989. – 287 с.

Сысоева. Организация летнего отдыха детей. – М. : «Владос», 1999. – 132 с.

Терский В. , Кель О. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. – М. , 1996. – 86 с.

Тетерский С. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М. : Академический проект, 2000. – 496 с.

Тетерский С. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. – М. : РЕГЛАНТ, 2003. – 214 с.

Титова Е. Непознанная наука // ТИМ. Вып. , 1998. – С. 46-56.

Трухачева Т. Новые взрослые и новые дети. – М. : МГУК, 1997. – 170 с.

Уманский Л. Психология организационной деятельности школьника. – М. , 1980. – 146 с.

Фантазия + творчество = каникулы: Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. – М. , 1994. – 110 с.

Фельдштейн Д. Психология воспитания подростка. – М. : Знание, 1978. – 98 с.

Фришман И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. – Ярославль: Медиум-пресс, 2000. – 302 с.

Шаламова Л. , Ховрин А. Вожатый – старт в профессию: Учебно-методическое пособие. – М. : ИТЦ «МАТИ»-РГТУ имени К. Циолковского, 2002. – 265 с.

Шмаков С. Игры учащихся – феномен культуры. – М. : Новая школа, 1994. – 110 с.

Шмаков С. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. – М. , 1997. – 128 с.

Шмаков С. Лето. – М. : Магистр, 1993. – 141 с.

Эльконин Д. Психология игры. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 358 с.

Эльконин Д. Детская психология. – М: Просвещение, 1960. – 386 с.

Ювенальные технологии: Практическое руководство. – М. : Российский благотворительный фонд «НАН», 2002. – 352 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.