«Формирование индивидуальной образовательной траектории педагога как условие его профессионального развития»
В последнее время, в свете законодательных изменений, нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Профессиональный стандарт педагога) предъявляют конкретные требования к фигуре педагога, которые касаются и личности, и профессиональных знаний и навыков. Преподаватель поставлен в условия необходимости постоянной систематической работы над собой, над повышением своего профессионализма, чтобы удовлетворить государственный и общественный запрос.
Речь идет о пути профессионально-личностного роста педагога или о формировании индивидуальной образовательной траектории педагога как условия его профессионального развития.
Работая преподавателем уже не первый год, в индивидуальной траектории профессионального развития педагога я выделила для себя три основных направления деятельности:
Самообразование педагога (курсы повышения квалификации, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий);
Деятельность педагога в профессиональном сообществе (участие в конкурсах профессиональной направленности, обобщение и представление собственного опыта работы в методических объединениях, творческих группах);
Участие педагога в методической работе образовательного учреждения.
Сегодня невозможно быть успешным педагогом без постоянного, целенаправленного профессионального роста и развития, который в свою очередь, невозможен без соответствующей мотивации. Если обратиться к определению мотивации, то мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Методическая работа колледжа, где я работала, полностью была направлена на повышении профессиональной компетенции педагогического коллектива на основе внедрения в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания. Поэтому мотивация педагогов колледжа нашла своё отражение именно в профессиональном росте и повышении квалификации.
Если говорить о первом направлении формирования индивидуальной траектории профессионального развития педагога, то я не только своевременно проходила курсы повышения квалификации своей профессиональной направлененности (Приложение №1), но так же с большим удовольствием участвовала в курсах по инновационным технологиям (Приложение №2).
Существенная роль в среднем профессиональном образовании отводится дисциплине “Иностранный язык”, который обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся. В условиях значительного расширения международных связей России во всех сферах деятельности – политической, экономической, культурной – знание иностранного языка входит в набор необходимых знаний современных специалистов самого широкого круга.
а базе нашего колледжа действовало творческое объединение «Английский с удовольствие», руководителем, которого я являлась. Проект, этого объединения реализовался в нашем колледже в течение трех лет. В его основе лежал системно-деятельностный подход. Мы не занимались не интересной зубрешкой, а изучали английский язык и его культуру через деятельность, т.е. средствами самой культуры. Данный проект является победителем областного конкурса «Лучшее творческое объединение» в номинации «Профессиональное творчество» в 2017 году. (Приложение №3) В 2018 учебном году на основе этого проекта мною была разработана программа «Воспитание толерантности и укрепление межкультурных отношений во внеурочной деятельности по английскому языку», которая была освещена на Всероссийском конкурсе в Москве. (Приложение №4) Так же в 2018 году 3 моих студента представили свою работу в Министерском конкурсе в городе Иркутске, « » (Она настоящий профессионал), где заняли 1 место. Работа была сделана обо мне как о профессионале своего дела, так сказать «Преподаватель глазами своих студентов». (Приложение №5)
Работая в БФ НКТТ четыре года я регулярно делилась своим опытом на различных мастер классах и конференциях. В 2017 году стала победителем «Педагогических чтений» в секции «Из опыта организации профилактической работы по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности». (Приложение №6) Всё это является моей работой по второму направлению формирования индивидуальной траектории профессионального развития педагога-«Деятельность педагога в профессиональном сообществе».
Но сегодня мне бы хотелось больше остановиться на третьем направлении моего профессинально-личностного роста – это «Участие педагога в методической работе образовательного учреждения».
Дело в том, что Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С введением новых стандартов не только общего, но и средне-специального образования, в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Поэтому 3 года методической темой нашего колледжа являлось «Проведение бинарных уроков с целью повышения качества образования».
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Поэтому необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать.
Бинарные уроки – одна из форм реализации метапредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить обучащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности студентов.
За 2 учебных года работая над методической темой колледжа я провела 3 бинарных урока-это урок русского и английского языка на тему «Аукцион знаний по английскому и русскому языку» (Приложение №7), урок физики и английского языка на тему «Сила гравитации». (Приложение №8), а так же открытый бинарный урок с учителем предметником по конструкции вагона (Приложение №9).
Я пришла к выводу, что внедрение таких уроков способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира. При проведении бинарных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.
Бинарные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Я убедилась в том, что учебные предметы начинают помогать друг другу. На бинарных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Курсы по повышению квалификации «Специфика организации учебного процесса по иностранным языкам в рамках реализации ФГОС»
Курсы «Интерактивное устройство в образовательной деятельности»
Победитель областного конкурса «Лучшее творческое объединение» в номинации «Профессиональное творчество» в 2017 году
Бинарный урок русского и английского языка на тему «Аукцион знаний по английскому и русскому языку»
Бинарный урок физики и английского языка на тему «Сила гравитации»
Формы непрерывного профессионального развития педагогов
В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» важное место уделено системе повышения квалификации педагогических работников.
Важнейшим элементом образовательной экосистемы является учитель, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития данной экосистемы.
Развитие системы “горизонтального обучения” становится особо важным в тех образовательных организациях, где есть молодые педагоги. При горизонтальном обучении педагоги превращаются из пассивных получателей знаний, в активных участников процесса своего собственного образования.
«Горизонтальное обучение» педагогических работников – система P2P (англ. peer-to-peer – «равный равному»), обучение внутри профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций.
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.12 // Об образовании в Российской Федерации
Приказ Минобрнауки РФ №499 от 1.07.13 // Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
Приказ Минобрнауки РФ №703 от 26.07.17 // Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
Распоряжение Минпросвещения РФ // Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
В настоящее время теория обучения в течение всей жизни (Lifelong education), или ее российский аналог – непрерывное образование, как непрерывный процесс получения знаний и овладение новыми квалификациями, или – «образование через всю жизнь», не вызывает сомнений и эмоционального отторжения ни среди ученых, ни среди экспертов и практиков. Более того, непрерывный, постоянный характер образовательного процесса является одним из современных образовательных трендов, который начал оформляться еще в работах
Э. Дюркгейма, Дж. Дьюи, и) ряда зарубежных философов и социологов.
Доктор педагогических наук, профессор; ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», Игнатьева Галина Александровна, предложила определение тренда «образование через всю жизнь» как «самоценности и базового условия развития человека во всех его ипостасях» , в том числе в качестве субъекта профессиональной деятельности, в известной степени перекликается с трактовкой Э. Дюркгеймом «органической солидарности» как вида коллективной социальной практики, которая «основана на «автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене» .
В 1970 г. ЮНЕСКО официально приняло теорию «образование в течение всей жизни» в качестве генеральной образовательной концепции, а в 1972 г. был издан доклад Э. Фауре «Учиться быть», в котором отстаивалась идея необходимости образования в течение всей жизни как для отдельного человека, так и для общества в целом.
В контексте национальной повестки политико-экономического и социокультурного развития Российской Федерации идея «образования через всю жизнь» может быть реализована в рамках «открытого поликодового пространства профессионального развития педагогов, построенного на принципах:
– конкурентной среды и открытости образовательных организаций;
– высокой инновационной активности субъектов образовательной деятельности;
– повсеместного применения информационных и коммуникационных технологий;
– гибкости организационных структур образовательных организаций и их персонала;
– управления проектно-ресурсного типа;
– сочетания формального и неформального характера отношений субъектов образования
«Открытое поликодовое пространство» может быть
– формальным, т.е. структурированным и управляемым на основе государственных образовательных стандартов и лицензий, обеспечивающим освоение педагогами заданных в стандартах компетенций, что подтверждается в ходе аттестации и завершается выдачей документов государственного образца ;
– неформальным, в рамках которого образовательный процесс, повышающий образовательный уровень педагогов, не всегда завершается выдачей диплома или свидетельства о повышении квалификации, но является общедоступным, независимо от возраста, пола, уровня образования;
– информальным, т.е. побуждающим его участников, зачастую не осознаваемо, к самообразованию и развитию личности в повседневной жизни
При этом наиболее эффективным форматом взаимодействия в «открытом поликодовом пространстве профессионального развития педагогов» выступает «горизонтальное обучение» – аналог распределительной модели образования Peer-to-peer (модели обучения «равный – равному»). Это непосредственный, дистанционный и транснациональный обмен с коллегами – участниками профессионального сообщества педагогов и руководителей образовательных организаций, содержанием (контентом), которое актуально для системы образования, необходимо для преодоления персональных профессиональных дефицитов каждого участника, а значит, предоставляет возможности для личностно-профессионального роста, развития, самоутверждения в профессии, полного раскрытия педагогических способностей.
В таком виде (т.е. как обучение внутри профессионального сообщества педагогов и руководителей образовательных организаций) «горизонтальная» модель образования окончательно оформилась относительно недавно. Это связано с тем, что только к началу XXI в. сложились не только идеологические и теоретические предпосылки, но и появились
технологические возможности, позволяющие его реализовывать и сделавшие его массово доступным образовательным форматом. С одной стороны, последние годы характеризует быстрое развитие технологий и кратный рост использования Интернет, усовершенствование мобильных технологий и пр. С другой стороны, в новом тысячелетии появились теории, которые базируясь на принципах обучения взрослого человека, понимании его потребностей, целей, специфики цифрового контекста, предлагают подходы к преподаванию, соответствующие развивающимся цифровым технологиям.
Важнейшими методологическими основаниями горизонтального обучения как современного формата непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников выступают формулировка целеполагания в обучающем процессе (формирование профессионально важных знаний, умений, качеств личности педагога) и принципов его организации и реализации (например, самостоятельность взрослых учащихся, готовность к обучению, сформированная до начала процесса; проблемно-ориентированный характер учебной деятельности; преобладание внутренней мотивации) и принципы групповой работы в рамках неформального образования, в том числе открытости, полисубъектности, сетевой организации совместной деятельности, самоорганизации и рефлексивности .
По мнению исследователей, одни информационные источники оказывают друг на друга возбуждающее влияние, другие – тормозящее; недостоверные, неточные, неактуальные, потерявшие свою ценность узлы постепенно исчезают. Исходя из теоретических положений , обучение следует соотносить с непрерывным достижением образовательного результата, синтезированного из множества мнений и оценок, при помощи развитых коммуникативных, поисковых, аналитико-синтетических, рефлексивных навыков обучающегося, его способности самостоятельно принимать обоснованные решения. Поэтому можно предположить , что в основе обучающего процесса лежат положения о добровольном участии, взаимном доверии, отсутствии иерархии в статусе, равенстве всех, даже противоположных, точек зрения, позволяющих расширить индивидуальный учебный опыт, а также продолжительности и интенсивности совместных усилий, ведущих к сплочению и совместному производству знаний и др.;
Таким образом, в контексте андрагогических, акмеологических и коннективистских закономерностей, принципов и положений «горизонтальное обучение» целесообразно трактовать как:
– обмен информацией/данными, опытом, которые полезны и интересны всем участникам взаимодействия, в реальном или виртуальном режиме;
– самостоятельный и свободный процесс, т.е. каждый из участвующих в нем самостоятельно решает, что именно, в каком объеме ему необходимо понять/освоить и т.д.;
– рефлексивное действование, т.е. активную реализацию обучающимися своих намерений и целей, базирующуюсяна отборе, анализе, систематизации множества источников;
– партнерское общение (коммуникация и взаимодействие, в котором отсутствуют доминантная и подчиненная позиция).
Однако представленные выше трактовки «горизонтального обучения» следует дополнить и расширить за счет выделения в обучающем процессе «событийной» характеристики. В нашем понимании, взаимообогащающий друг друга в профессиональном плане обмен педагогов собственными знаниями, умениями и опытом, независимо от формы организации, должен представлять собой образовательное событие .
Наиболее соответствующими формами «горизонтального обучения» педагогических работников выступают:
модернизированные типы традиционных учебных занятий
акмеологическое консультирование
образовательные туры
форма интеграции образования и туризма
создание на базе образовательной организации команды обучающихся учителей
Завершая анализ категории «горизонтальное обучение», стоит еще раз
подчеркнуть, что данный формат профессионального развития педагогов позволяет обеспечить:
– равный доступ к образовательным ресурсам независимо от место нахождения, времени суток, возраста и наличия профессионального опыта;
– поддержку опытных специалистов в стремлении поделиться своими достижениями;
– методическую помощь начинающим специалистам;
– возможность сопровождения обучающихся со стороны профессионального преподавателя;
– повышение активности педагогов и т.д.
А это, в свою очередь, убеждает нас в том, что использование «горизонтального обучения» в педагогической среде крайне актуально и перспективно с точки зрения опережающего влияния на личность педагога. Познание, осуществляемое в форматах коллективного взаимодействия, гораздо более эффективно, поскольку позволяет подняться на более высокий уровень понимания, прежде всего, за счет увеличения эффективности процесса в результате сочетания, соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему, благодаря возникновению новых качеств у всех участников образовательной общности.
Формирование системы непрерывного профессионального развития педагогов в рамках национального проекта «Образование» связано с созданием системы эффективного методического сопровождения путем модернизации способов методической поддержки за счет разработки и внедрения правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели оказания адресной методической поддержки педагогическим коллективам и педагогическим работникам.
Эту задачу призваны решать Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
В Приморском крае действует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Создание Центра является инструментом достижения целевых показателей федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
Деятельность Центра призвана обеспечить стабильную, системную организационно-методическую работу, необходимую для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства через:
- формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием персонифицированных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- фасилитацию переноса приобретенных (усовершенствованных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую (управленческую) практику;
- выявление, систематизацию, отбор и распространение новых рациональных и эффективных педагогических (управленческих) практик;
- создание и развитие распределенной сети муниципальной методической поддержки, муниципальных тьюторов.
Основные задачи горизонтального обучения
- популяризация новейших эффективных педагогических практик, методик обучения и воспитания, инструментов управления образовательными организациями
- консультирование в рамках сетевого взаимодействия с различными организациями системы образования
Изучение, обобщение и распространение эффективного опыта педагогической и управленческой деятельности, направленной на достижение приоритетных задач в области образования
Организационно методическое сопровождение
- организационно-методическое сопровождение внедрения моделей «горизонтального обучения» педагогических работников и управленческих кадров
- организация и сопровождение стажировок педагогических коллективов (отдельных педагогов) и управленческих команд
- формирование и сопровождение деятельности площадок для создания и развития деятельности профессиональных педагогических сообществ
- формирование банков данных о передовом педагогическом опыте, об авторских методиках обучения, получивших поддержку школьных педагогов
- о «точках роста» в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, о ресурсах неформального и информального образования, включающих профессиональные педагогические сообщества, ассоциации, клубы, научно-практические мероприятия и др
Стажировочные площадки в системе образования Приморского края
Одно из направлений работы Центра – разработка индивидуальных маршрутов профессионального развития, которая включает комплекс мероприятий наиболее адекватно и адресно решающих задачи повышения квалификации и профессионального развития педагогических и управленческих кадров.
Особое место в горизонтальном обучении занимает (индивидуальная или групповая) как одна из форм реализации дополнительных профессиональных программ, способствующая переносу приобретенных в процессе обучения компетенций в реальную педагогическую (управленческую) практику и неформальное профессиональное образование, чья деятельность неразрывно связана с развитием профессиональных (педагогических) ассоциаций и сообществ, активно использующих форматы постоянного обмена опытом и лучшими практиками.