Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования

Тенденции развития системы дополнительного образования

Дополнительное образование – это система образования, ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов граждан в творческом, интеллектуальном, нравственном, физическом, правовом, экономическом и иных видах развития, позволяющая им реализовать свои потенциальные возможности в том или ином направлении деятельности.

Система дополнительного образования является механизмом, посредством которого удается решить ряд важных задач личностного развития подрастающего поколения. Благодаря дополнительному образованию у детей появляется широкий спектр деятельности. Они могут занять свой досуг именно тем, что интересно и желанно, развить свой личностный потенциал и активизировать интеллектуальные, физические, эстетические качества, развивая их активное практическое применение.

В настоящее время, система дополнительного образования характеризуется следующими тенденциями развития:

  • Недостаточная развитость механизмов получения высшего профессионального образования педагогами дополнительного образования.
  • Базовой подготовки педагога, его знаний и практических навыков, уровня личностного развития оказывается недостаточным для достижения целей и задач дополнительного образования.
  • Дефицит профессиональных педагогических кадров в системе высшего образования приводит к тому, что в образовательных заведениях работают неквалифицированные сотрудники, образование которых является средним профессиональным и, в большинстве случаев, не педагогическим. Это обостряет проблемы построения оптимального педагогического взаимодействия.
  • Отсутствие четкой регламентации деятельности учреждения дополнительного образования. В основе деятельности лежат интересы и потребности детей, их субъектная позиция.
  • Творческая направленность деятельности. Система дополнительного образования ориентирована на творческое развитие учащихся, раскрытие их творческого потенциала и его практическую реализацию. Творческий труд – основа концепции дополнительного образования.
  • Ориентация деятельности дополнительного образовательного учреждения на запросы семьи и потребности ребенка.
  • Отсутствие оценочной системы. Обучение детей в системе дополнительного образования исключает выставление отметок за их труд и творческую работу.
  • Отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования. Дополнительное образование характеризуется отсутствием рамок, границ дозволенного. Оно ориентировано на полноценное развитие личности, предоставление возможности каждому ребенку проявления своей уникальности.

Успешность функционирования системы дополнительного образования, а именно, удовлетворение творческих потребностей ребенка и раскрытие его творческого потенциала, полностью зависит от личности педагога, реализующего образовательный процесс. Поэтому, от личности педагога дополнительного образования требуется творческого развития и повышения профессиональной компетентности.

Профессионально-значимые качества личности педагога дополнительного образования

Личность педагога, направленность ее развития определяет основные аспекты его профессиональной деятельности и их эффективность.

Как у любой личности, у педагога имеются определенные ценностные ориентиры, которыми он руководствуется в том или ином направлении своей деятельности. Они определяют его отношение к своей профессиональной деятельности, собственному «Я», определению себя, как профессионала, к окружающему миру, к другим людям и учащимся. В этой связи, ценностные ориентиры деятельности педагога системы дополнительного образования должны базироваться на гуманистических принципах и таких категориях, как: любовь, дружба, уважение, милосердие, сострадание, терпимость, справедливость, ответственность, патриотизм.

Личность педагога системы дополнительного образования можно охарактеризовать следующими параметрами его деятельности в профессиональной сфере:

  • Умение принимать чужое мнение, чужой взгляд, считаться с ним. Особенно это касается взглядов ребенка. Он должен восприниматься педагогом, как полноценная личность.
  • Любовь и уважение к детям, их возрастным особенностям развития.
  • Вера в силы и возможности, способности и потенциал ребенка.
  • Проявление интереса к внутреннему миру учащихся.
  • Нравственная ориентация педагогической деятельности. В своей работе педагогу необходимо опираться на моральные принципы и гражданские нормы деятельности.
  • Любовь к своей профессии.
  • Единая направленность процессов обучения и воспитания.
  • Умение использовать творческий подход в педагогическом процессе.
  • Желание, стремление и потребность в передаче своих знаний и навыков подрастающему поколению.
  • Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самореализации в профессиональной сфере деятельности.

Педагогу системы дополнительного образования необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Это обусловлено тем, что система дополнительного образования должна отвечать требованиям времени, тенденциям социально-экономического развития общества, приводящих к изменению интересов и потребностей детей.

Чтобы педагогу дополнительного образования успешно выполнять свои профессиональные обязанности, его личность должна обладать следующими свойствами:

  • Навыки целеполагания – отражают осознание важности конкретной педагогической задачи в определенных обстоятельствах;
  • Педагогическая ориентация деятельности – отражает мотивацию педагога к своей работе и отношение к профессии;
  • Навыки рефлексии – отражают умения педагога анализировать свою личность, проводить самоанализ своих личностных свойств, умений и возможностей, ошибок;
  • Проявление педагогического такта – отражает восприятие педагогом учащегося, как приоритетной ценности;
  • Развитое педагогическое мышление – отражает навыки педагога применения средств и методов, их различных вариантов для решения педагогических задач.

Помимо, личностных свойств, педагогу дополнительного образования требуются следующие профессиональные навыки деятельности:

  • Концентрация внимания;
  • Развитое воображение;
  • Навыки сочувствия;
  • Гибкое и критичное мышление;
  • Хорошая дикция;
  • Навыки доступного объяснения учебного материала любой сложности;
  • Ясность и четкость изложения учебного материала;
  • Развитые артистические способности;
  • Нестандартность мышления.

Сущность, целевое назначение и функциональные особенности дополнительного образования

Дополнительное образование – это часть системы образования детей и взрослых, ориентированная на разностороннее личностное развитие и включающая обучение по программам, не входящим в общеобразовательное школьное обучение.

Дополнительное образование реализуется в рамках государственных стандартов и осуществляется специализированными учебными заведениями и педагогами дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования – личность, наделенная профессиональными качествами, посредством которых происходит педагогическое сотрудничество с учащимися во внеурочное время, нацеленное на удовлетворение потребностей, как познавательного, так и творческого характера, а также развивающее коммуникативные навыки.

Развитие дополнительного образования в России произошло совсем недавно. Оно было включено в образовательную систему только в 90-е годы 20-го столетия и утверждено принятием закона «Об образовании».

Формирование системы дополнительного образования нацелено на обеспечение всестороннего личностного саморазвития, самоопределения и самоутверждения и развитие творческих способностей.

Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования

Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из целевого назначения допобразования, система предполагает постановку таких задач:

  • Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка и обеспечение условий для раскрытие талантов и способностей;
  • Воспитание личности, социально развитой и адаптированной;
  • Формирование и развитие личности, наделенной интеллектуальными, нравственными, эстетическими качествами;
  • Стимулирование к творческой активности и познавательно заинтересованности учащихся;
  • Создание условий для развития педагогов, раскрытия их творческого потенциала и повышения мастерства.

В отличие от иных уровней и направлений системы образования, дополнительное образование является свободным. Оно осуществляется по желанию самого учащегося, чтобы он мог удовлетворить свои потребности в различных сферах жизнедеятельности, реализовать себя и свои таланты, исследовать мир и его процессы в более полной форме.

Благодаря системе дополнительного образования происходит создание единого обучающего пространства, призваного сформировать у учащихся целостное представление о мироустройстве, обеспечить гармоничное формирование всех качеств личности, необходимых для ее продуктивной жизнедеятельности.

Дополнительное образование является средством для саморазвития и самосовершенствования личности. Оно позволяет усвоить жизненные ценности и реализовывать их на практике в более полной и гармоничной форме. Ребенок развивается разносторонне и может самостоятельно выбрать направление и путь своего развития и профессионального направления деятельности. личность получает шанс самостоятельного формирования своих жизненных планов и развивает навыки реализации деятельности различных направлений множеством способов.

Особенно активное развитие дополнительное образование дает творчеству. Творческие виды деятельности учащихся не получают такого развития в школах, как в учреждениях дополнительного образования.

Функциональное значение дополнительного образования сводится к выполнению им следующих функций:

  • Функция непрерывности – охват всех уровней и стадий системы образования. Оно находится на втором плане образовательной системы, но составляет ее фундамент и не имеет возрастных и иных ограничений применения.
  • Познавательно-информационная функция – освоение знаний и навыков деятельности в обществе и осмысление реальности бытия, познание сущности мира.
  • Ценностная функция – развитие основных ценностных ориентаций ребенка.
  • Личностно-формирующая функция – нацеленность на формирование и развитие личности.
  • Терапевтическая функция – обеспечение благоприятной психологической среды пребывания ребенка и формирование положительных коммуникаций.
  • Культурно-досуговая – проведение полезного свободного времени, являющееся профилактической мерой асоциального и противоправного поведения, а также помогающее расслабиться и отвлечься.

Специфические черты системы дополнительного образования

Основной чертой системы дополнительного образования является ее ориентация на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию личности. Это позволяет реализовать возможности личности в точной истинной форме и стать тем человеком, которым он может и должен быть на своем жизненном пути.

Специфика дополнительного образования проявляется в следующем:

  • Ориентация деятельности заведения дополнительного образования на личностную самореализацию и самоутверждение;
  • Специфическое направление педагогической работы, ориентированное на самоопределение и самореализацию учащихся;
  • Наличие образовательного выбора: педагога, программы обучения, содержания и методик прохождения образовательного процесса;
  • Наличие компетентности и педагогического мастерства педагогов, связанных с вопросами развития индивидуальности, субъектности, самоопределения и самоутверждения;
  • Наличие творческой атмосферы и потенциала для развития креативного мышления и раскрытия природных задатков;
  • Гибкость системы дополнительного образования.

Принципы организации дополнительного образования

Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.

Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:

  • Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
  • Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
  • Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
  • Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
  • Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
  • Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.