Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности.
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик» в 5 классе учебная проблема может быть поставлена следующим образом.
На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек».
– Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетради.
– Какие слова вы выписали?
– Пёсик, овражек.
– Обозначьте суффиксы в этих словах. С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?
– В одном слове пишется суффикс – ик, в другом – -ек.
– Какой возникает вопрос?
– Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?
– Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных – ек, -ик».
На этапе поиска решения учебной проблемы возможен диалог.
– Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.
– Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)
– Все согласны или есть возражения?
– Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)
– Ещё какие есть гипотезы?
– Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых – -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)
– С этой гипотезой согласны?
– В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.
– Просклоняйте данные существительные.
И. п. пёсик, овражек
Р. п. пёсика, овражка
Д. п. пёсику, овражку
В. п. пёсика, овражек
Т. п. пёсиком, овражком
П. п. о пёсике, об овражке
– Что вы заметили?
– При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.
– Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?
– Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.
– Сформулируйте правило.
– Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.
– Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций
Используя технологию проблемного диалога на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.
Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе.
Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы:
– Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?
– Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?
– Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?
– В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?
Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», следует задать вопрос:
– Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?
Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом ставлю перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: – комплексная работа с текстом; – лингвостилистический анализ текста; – сочинение-рассуждение; – редактирование текста; – различные виды диктантов; – интеллектуально-лингвистические упражнения; – работа с текстами-миниатюрами. В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
Работа с текстом. (Учащимся заранее был выдан текст с заданиями).
Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки.
Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой – двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки.
Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры.
(По И. Киартано)
Задания к тексту.
1.Задания по орфографии. В данном тесте много словарных слов.
– Вставьте пропущенные буквы
Самопроверка (текст с ответами высвечивается на слайдах).
Вспомните лексическое значение выделенных слов (устные ответы учащихся).
2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям.
– Растрелли – известный художник.
– Растрелли жил и творил у себя на родине.
– Растрелли – великий зодчий, работавший в России.
2.Какую мысль хотел выразить автор?
– Сообщить об архитектуре Петербурга.
Рассказать о талантливом архитекторе, сыгравшем огромную роль в культуре нашей страны.
– Раскрыть секреты мастерства архитекторов 18 века.
3.Работа учащихся с текстом по памятке написания сжатого изложения.
1.Россия стала второй родиной Растрелли.
2.Зодчий возвёл множество великих сооружений.
3.Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца.
4.Внимание архитектора к интерьерам.
5.Блестящий мастер прославил русскую национальную культуру
4.Поработайте с текстом, используя приемы исключения и обобщения.
Возможный вариант сжатого изложения.
Россия стала второй родиной итальянского скульптора Растрелли. Его творчество сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Зодчий построил множество замечательных сооружений в разных городах нашей страны.
Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, другой уходит в пространство набережной Невы.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Элементы декора в его руках сочетаются и комбинируются во множестве вариантов.
Своё блестящее мастерство отдал великий Растрелли на прославление русской национальной культуры.
На уроках литературы при работе с текстом очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление синквейна».Например, проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, – этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.
Список использованной литературы
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС 70_Gba.zipАнализ урокаанализ урока – ZIP архив, размер исходных файлов 1 681 482 байт
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Слайд 1 Формирование универсальных учебных
действий обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Подготовила : Мастина Е.А., учительрусского языка и литературыМОУ «Атемарская СОШ»Лямбирского муниципального района
Слайд 2Великая цель образования – это не знания, а действия Г. Спенсер. В основе
Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 3Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ЛичностныеМетапредметныеПредметные
Слайд 4Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного
присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
Универсальные учебные действия
Слайд 5ЛичностныеПознавательные РегулятивныеУниверсальные учебные действияКоммуникативные
Слайд 6Личностные УУД задаваться вопросом
меня учение?- и уметь на него отвечать;уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, давать им правильную оценку;знать моральных нормы;пользоваться правилами поведения, признавать свои ошибки и отвечать за них;строить отношения с другими людьми, уважать их взгляды и культуру.
Слайд 7Регулятивные УУДобеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности
средства ее достижения;планировать деятельность, работать по плану, сверяясь с целью;оценивать степень успешности достижения цели, вносить необходимые коррективы в случае отклонения.
Слайд 8Познавательные УУД Обеспечивают общеучебные умения работы с информацией
из текста;владеть разными видами смыслового чтения;анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи;представлять информацию в сжатом или развернутом виде.
Слайд 9Коммуникативные УУДизлагать свое мнение, аргументируя его, быть готовым изменить свою точку
зрения;участвовать в диалоге, уметь слушать и слышать друг друга;работать в паре и группе, управлять поведением партнера;предотвращать, выявлять проблемы конфликтов и разрешать их.
Слайд 10Средства формирования УУДПроблемные ситуацииприем «Знаю – хочу узнать – узнал –
Слайд 11Птица – кашеварЛюбимая игра скелетовДеликатес, производимый рыбойФамилия человека, знаменитого своей козойЦветочная
Приправа из венка
Бабочка из шкафа
Прибор, через который амеба разглядывает людей
Ягода четырех цветов
Яблочная команда собаке
Насекомое в тельняшке
Членистоногий измеритель реки
Овощ, который можно чесать
Яблочко посреди молока
Слайд 12Создание проблемных ситуаций1) Почему
глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?2) НАПИСАТЬ – I спряжения3) НАПИШЕТЕ – будущее время4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба5) определить морфемный состав форм глагола: напи´ш – ЕТЕ напиш – и´- ТЕ
Слайд 13« Лови ошибку»1) Работать на фабрике (предложный)2) По широкой улице (дательный)3)
Выйти без пальта (родительный)4) Гордиться учеником (винительный)5) Фотографироваться с кенгурой (творительный)
Слайд 14Приём «Верите ли вы?» Пушкин родился до Отечественной войны 1812
года в Санкт – Петербурге.Получил образование в Царскосельском Лицее. Служил секретарём в суде.Написал поэму «Бородино».Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.
Слайд 15Работа с текстом в формировании УУДсоставление плана;составление граф-схемы;тезирование;составление сводной таблицы;комментирование;приемы логического
запоминания учебной информации;приемы, направленные на осмысление содержания текста.
Слайд 16 Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного
видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Слайд 17 Инсерт
(чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня.«-» – Вызывает сомнение.«?» – Вопрос.
Слайд 19Составление кластерана уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Отношение к Му-му
Отношение к Татьяне
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Слайд 20СинквейнОдин из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн –
это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Слайд 22Снежная королеваЖестокая, бессердечная. Калечит, губит, разрушает. Ей чужда любовь. Холод. ГердаДобрая, любящая. Борется, преодолевает,
не сдаётся.Ей не страшны преграды.Любовь.
Синквейн (пять строк)
Пунктуация.Совокупность правил.Выделяет, отделяет, разделяет.Изучает постановку знаков препинания.Необходима!
Слайд 23Групповая форма работы способствует формированию всех видов УУДСоздание творческого продуктаВысказывание своей
точки зрения, принятие ее другими
Поиск новой информации
Слайд 24Изучая тексты С. Есенина и А. Пушкина, ребята смогли реализовать все виды
УУД (регулятивные, коммуникативные и познавательные), работая в группах по составлению синквейна, разобраться в необычности, «разности» характера, представленного обоими авторами: Поэма С.Есенина Емельян Пугачёв Добрый, любящий, заботливый Помогает, любит, интересуется Пугачёв недоволен жизнью крестьян ЗащитникРоман А.ПушкинаЕмельян ПугачёвВеликодушный, гордый, злойУбивает, покоряет, помогаетПугачёв пощадил Гринёва, когда Савельич упал на колениЗлодей
Слайд 25Проектная и исследовательская деятельность
Слайд 26Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Репка»1,1,1,0,0. 1,1,1,1
Слайд 27Цифровой диктант развивающего характера по сказке «Красная шапочка»1,1,0,0,0,1,0
Слайд 28Интеграция вышеназванных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся,
Слайд 29Прогнозируемые результаты Люди, критически мыслящиеАктивно
воспринимают информацию и работают с нейУмеют ставить цели, строить прогнозыУмеют решать проблемыМогут применять свои знания и навыки в жизниКонтролируют себя, свою импульсивностьУмеют слушать собеседникаТерпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядовРазмышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их
Слайд 30содержат упражнения и задания разного уровня сложности, активизирующие мыслительную деятельность, формирующие
Слайд 31Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего
по дороге жизни, после того, как ее показали ему вы. Конфуций
В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучиваться. Следовательно, современной школе необходимо вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Организация учебного процесса должна быть нацелена на формирование УУД, которые позволят ученику уметь самостоятельно учиться: добывать знания, обобщать их, делать выводы.
Ключевые слова: универсальные учебные действия.
Формирование УУД в начальной школе является целенаправленным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Предмет «Русский язык» в начальном обучении занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его нахождения в детском коллективе.
Задачами изучения этой предметной области являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В Программе развития УУД выделены четыре блока:
1. Личностные (самостоятельное определение цели и мотива деятельности; эмоции, интерес, позитивное отношение к себе и к окружающему миру)
2. Коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, объяснять свой выбор, работать в парах, в группе, умение вести диалог);
3. Познавательные (общеучебные, логические, умение поставить и решить проблему);
4. Регулятивные (умение планировать свою деятельность, ставить цель, осваивать разные алгоритмы, осуществлять самоконтроль и оценку своих работ);
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т. д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений, определяют идею данных текстов.
Формирование коммуникативных УУД(ведение диалога; аргументация точки зрения; участие в совместной деятельности; разрешение конфликтов) в курсе «Русский язык» является одной из основных задач курса и обеспечивается как языковым материалом, так и организацией всей работы по овладению языком и речью.Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.
Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:
1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.
2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.
3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.
4. Знания усваиваются лучше.
5. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Познавательные УУД включают большое количество учебных действий. Основные из них — общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Действия этого блока многообразны. Проиллюстрируем на языковом материале лишь некоторые из них.
К общеучебным универсальным действиям относят знаково-символические действия. В курсе русского языка начальной школы можно выделить множество тем, где они используются. К знаково-символическим действиям относятся моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование моделисцелью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Примерами тем, где формируются эти умения, могут являться составление звуковых моделей слов, работа со схемами предложений или моделями состава слов, их преобразование.
Развитие логических УУД может происходит на разных этапах урока. При этом должна быть создана система вопросов, которая позволит ребенку верно проанализировать языковой материал, вычленить главное, классифицировать, сравнить, провести аналогию.
Для отслеживания развития реглятивных УУД предлагаем вашему вниманию памятку с формулировкой типовых заданий, позволяющих формировать то или иное учебное действие данного блока.
Формированиевсего комплекса УУД происходит за счёт реализациипринципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия — как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т. д.).
На своих уроках мы стараемся выстраивать учебный процесс так, чтобы ученики могли сами оперировать учебным материалом и при этом у них формировались способности к самообучению, самоорганизации.
На примере урока русского языка в 1 классе на тему «Имена собственные» мы покажем, как могут формироваться УУД всех видов.
Целью данного урока являлось создание условия для формирования понятия «имя собственное», развития умения различать имена собственные и имена нарицательные, писать заглавную букву в именах собственных.
О формирование УУД может идти речь уже на организационном этапе урока. В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей, высказывания своего мнения у обучающихся формируются такие регулятивные УУД, как осуществление контроля, умение прогнозировать; такие коммуникативные УУД, как умение слушать и слышать собеседника, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Урок начинаем с психологического настроя, что способствует формированию личностных УУД.
На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности создаются условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Учитель: Знаем ли мы все предметы, которые имеют собственные имена? Давайте проверим. Выберите из группы слов имена собственные.
УШАКОВ, ЛЕШИЙ, БОЛОНКА, АЛЬМА, ТЮЛЬПАН, АВСТРАЛИЯ, РАВНИНА, ВЕНЕРА, «ТРИ ТОВАРИЩА».
— Какие слова вызвали сомнение? Почему? Сформулируйте проблему и цель нашего урока.
Дети анализируют объекты с целью выделения признаков и последующей классификации, т. е. речь идёт о развитии познавательных (логических) УУД.
Затем происходит формулирование цели урока. Первоклассники это делают при помощи наводящих вопросов учителя.
На этапе построения проекта выхода из затруднения. Реализации проекта (открытие нового знания) деятельность учащихся организуется в групповой форме. Учащиеся должны распределить карточки с именами собственными по тематическим группам (антропонимы, зоонимы, космонимы, топонимы, названия произведений). Выяснение значения данных терминов детьми происходит самостоятельно через знакомство с информацией об этимологии представленных слов. На этом этапе чётко выделяется работа с познавательными УУД. Дети учатся работать с информацией, сравнивать, классифицировать объекты. Происходит поиск и выделение необходимой информации с применением метода информационного поиска; подведение под понятие. Работа в группе позволяет детям развивать свои коммуникативные умения (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации). По окончании самостоятельной работы происходит проверка результатов работы.
На этапе первичного закрепления дети работают с текстом (сочинением самарской школьницы на тему «Моя малая родина»). Анализ данного текста в рамках темы урока переплетается с беседой о любви к родному краю, происходит воспитание патриотизма, а, следовательно, мы имеем дело с личностными УУД.
На этапе подведения итогов урока — рефлексии деятельности — учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
— Какую цель мы ставили на уроке? Что нового узнали?
— Дайте оценку собственной деятельности, поставьте галочку на “дорожке успеха” (не знаю, знаю, понимаю, могу применить, могу научить другого).
Первостепенная задача учителя в любой предметной области, на наш взгляд, состоит в создании условий для формирования УУД на каждом этапе урока и в определении наиболее эффективных методов и приёмов. Важно понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, действие, ребенок, русский язык, урок, формирование, имя, предметная область, работа, ученик, этап урока, языковой материал.
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
В наше время – время информационных технологий и стремительного развития науки и техники – человеку приходится постоянно учиться и переучиваться.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение детей установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД).
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком – это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс. Такое определение даёт нам методическая литература. В нынешнее время развитию УУД в педагогике уделяется большое значение.
Функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Формирование УУД возможно не только на уроках, а также при проведении воспитательных мероприятий. В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Для ее осуществления используются различные формы:
-экскурсии, кружки, секции, спортивные, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные и другие виды. Игры, конкурсы, экскурсии и др. – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. У них также должны быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как воспитательные мероприятия может способствовать формированию УУД.
Можно сделать следующий вывод: УУД — это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ребенок должен развивать и пополнять не только свою интеллектуальную область, но и развивать, а также способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Это и заложено во внеурочной деятельности. Все формы внеурочной деятельности способствуют развитию всесторонне развитой личности.
Результат воспитания достигается планомерно: вначале это деятельность педагога, затем вместе с воспитанниками в работу включаются и социум.
В результате эффективной воспитательной деятельности мы получаем положительный результат — всесторонне развитую личность ребёнка, что и является целью развития УУД.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
участие в проектах;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений. ( Слайд 16)
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:
Дай себе помочь.
Выход за пределы.
Вопрос к тексту.
Диалог с автором.
Задание «Главная мысль». 8 класс
Тема урока: «Односоставные предложения»
Цель:научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
– В каком предложении выражена основная мысль текста?
– Как человек должен относиться к своей истории?
– Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.
Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Отражают способность ребенка строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Типовые задания для формирования регулятивных УУД.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
поиск информации в предложенных источниках;
заучивание материала наизусть в классе;
контрольный опрос на определенную проблему.
Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках русского языка
Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.
Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.
Тема урока «Неопределенная форма глагола».
Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:
- Дать определение глаголу.
- Мне нравится искать глаголы в тексте.
- Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.
Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.
Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:
- Что это такое?
- На какой вопрос отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено?
Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).
Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Методические приемы для формирования познавательных действий
Повторяем с контролем.
Опрос «по цепочке».
Да и нет.
Хорошо – плохо.
Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
составь рассказ от имени героя;
составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? «Куст сирени» Куприна, «Недоросль» Фонвизина)
групповая форма работы;
проектная и исследовательская деятельности;
создание учащимися литературных произведений.
Содержание УУД, формируемых в процессе интеллектуальных игр.
Игра – это могучее средство социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценностям общества. Игра развивает в ребенке эмпатию – понимание психического состоянии другого человека, способность к эмоциональному отклику, сопереживанию. В игре развивается и рефлексия, умение посмотреть на себя со стороны. Игра для детей – это источник новых эмоций, возможность в неформальной обстановке показать свое умение мыслить перед ровесниками, возможность развития умения применить имеющиеся знания в новых условиях, получить новую интересную информацию. Для педагога игра – это тоже возможность получить новые знания, особенно, если эта игра – авторская. Это и источник радости, и удовлетворения результатами своего труда, источник открытия нового в своих учениках.
В своей работе мы используем разные игровые технологии, такие как:
– конкурсы, ролевые игры, диспуты, турниры, и т.п.
Считается, что интеллектуальные игры являются важным и удачным средством формирования универсальных учебных действий. Какие УУД мы развиваем в ходе игры?
В сфере личностных УУД формируются:
– внутренняя позиция школьника;
– личностная мотивация учебной деятельности;
– ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД формируются через анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование и выбор единой версии от команды; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; через постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД невозможны без учёта позиции участников команды, распределения ролей внутри команды, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления препятствий в игре, собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия после игры («осознание воспитанниками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить»). В процессе подготовки к игре и в ходе самой игры развиваются такие УУД как целеполагание, планирование, распределение ролей, обязанностей, составление плана и последовательности действий. Коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относится целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.
Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
Итак, главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.
Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.