Формы контроля на уроках
Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, особенно в свете ФГОС ,когда большой акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Но ,несмотря на это ,по-прежнему главным в содержании обучения остаются знания. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.
После знакомства учащихся с новыми знаниями и первичного восприятия их идет закрепление и систематизация знаний ,а затем осуществляется контроль знаний. Он определяет результативность, эффективность обучения.
Обычно различают текущий, тематический и итоговый контроль. По форме он делится на устный и письменный ,а также индивидуальный ,фронтальный и групповой. Выбор формы зависит от уровня подготовленности класса ,цели ,которую ставит учитель. Контроль должен быть целенаправленным, объективным ,регулярным. Каждый из видов контроля решает определенные задачи. Например, индивидуальный проверяет насколько ученик справился с полученным заданием без посторонней помощи, групповой контроль лучше использовать при повторении или обобщении учебного материала ,он учит учащихся работать в группе. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. Этот вид контроля проверяет, насколько обучающиеся правильно поняли учебный материал. Текущий контроль нужно проводить в течение всего обучения на каждом уроке. При тематическом контроле выясняется ,как учащиеся усвоили основные темы. Этот вид контроля позволяет выставлять итоговые оценки по четвертям и за год.
Какую роль играет контроль в учебном процессе? Он позволяет выяснить, насколько хорошо знают учащиеся учебный материал, умеют ли применять свои знания и т.п. Поэтому выделяют в связи с этим три типа контроля: внешний ,взаимоконтроль и самоконтроль. При внешнем контроле основная роль отводится учителю, при взаимоконтроле учащиеся опрашивают друг друга , например, наизусть стихотворения проверяют старшие групп , самих старших групп может проверить любой участник этой группы. Данные заносятся на базовый лист и сдаются учителю. Этот вид контроля работает четко, старшие меняются ,чтобы каждый мог попробовать себя в роли учителя. Важным для развития учащихся является самоконтроль ,потому что ученик осознает правильность своих действий, находит свои ошибки, анализирует их с целью предупреждения в дальнейшем. Например, при выполнении работы над ошибками ученик самостоятельно объясняет свои ошибки ,запоминает правильное написание слов. Итоговый контроль проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом. Следующий вид контроля-письменный контроль. Он позволяет более адекватно проверить знания ,чем устный. Одним из видов письменного опроса является фактологический диктант. Он проводится по базовым вопросам, 5-7 вопросов на вариант. На партах только чистый лист, должна работать память.
Выборочный контроль позволяет проверять работы учеников выборочно. Чьи работы будут проверены ,никто не знает, поэтому стараются все.
Одним из видов письменного контроля является тренировочная контрольная работа. Работу учитель проводит как обычно ,но отметки в журнал идут по желанию учеников. Этот вид контроля позволяет подготовить учеников к
новому уровню требований. Актуальной формой контроля остается традиционный диктант. На уроках русского языка это словарный диктант, проверочный, объяснительный, творческий , цифровой, контрольный.
Тестирование как вид контроля всё чаще применяется как для текущего, так и для итогового контроля. Эта форма опроса достаточно объективна, ученик может проверить тест сам по эталону. Тест позволяет ученику правильно распределять силы и время на его выполнение. Учитель может за несколько минут проверить уровень знаний по теме благодаря этому виду контроля
Зачёт является особой формой организации контроля знаний, умений, навыков обучающихся. Он позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика. Зачету может быть посвящен как один урок ,так и два урока, проверить можно этим видом контроля раздел , посвященный какой-то одной большой теме. Например, после изучения поэзии серебряного века я провожу зачет по теме «Мой любимый поэт серебряного века». Очень хорошо для зачета использовать опрос по билетам. Билеты составляются после изучения какого-либо раздела или творчества писателя. Учащимся предлагается выбрать билет, на который они должны подготовить ответ. При подготовке к зачёту у учащихся формируется чувство ответственности, дисциплинированности. Используется индивидуальный зачет, групповой зачёт, при котором группы получают задания и каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, а остальные исправляют, дополняют и оценивают ответ товарища.
Большую популярность приобретают различные творческие и нестандартные варианты контроля.
В качестве творческих могут выступать разного рода сочинения. Например, записи в форме письма к писателю, можно предложить написать сказку или басню после изучения творчества Крылова. Также учащиеся составляют кроссворды, вопросы для викторины, загадки ,пословицы. Популярностью сейчас пользуются составление синквейнов.
Из сказанного выше можно увидеть , что форм контроля на уроке , которые может использовать учитель, великое множество. Какими бы формами вы не пользовались ,надо помнить одно ,что они должны стимулировать деятельность обучающихся, развивать их.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/346119-statjaformy-i-vidy-kontrolja-na-urokah
МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема повышения качества обучения актуальна, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен. Почему большее внимание я уделила именно этой теме?
Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Именно контроль знаний и умений обучаемых позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний и уровень достижения школьниками содержания образования. Выявленный уровень подготовки учащихся дает возможность уточнить имеющиеся у них проблемы и систематизировать типичные ошибки, что с моей стороны предполагает выработку стратегии и тактики дальнейшего обучения: определение ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения.
Современная методика предлагает большое разнообразие определений метода и формы, я останавливаюсь на точке зрения, изложенной в «Методике преподавания русского языка» под редакцией профессора М.Т. Баранова (М., Просвещение, 1990). Метод – путь, способ проверки результата обучения (например, диктант). Форма – способ организации деятельности учащихся в условиях проверки знаний, умений и навыков по русскому языку (например, фронтальный письменный опрос)
Методы контроля по русскому языку можно условно разделить на две группы: методы контроля за усвоением знаний, связанные прежде всего с проверкой языковой и лингвистической компетентности учащихся, и методы контроля за сформированностью умений и навыков. Последние в свою очередь делятся на методы проверки учебно-языковых умений и методы проверки правописных умений, которые также проверяют языковую и лингвистическую компетентность учеников, и методы проверки речевых умений и навыков, направленные на проверку коммуникативной и отчасти культурологической компетентности учащихся. Внутри каждой группы находятся частные методы, которые позволяют провести проверку знаний, умений и навыков школьников тем или иным образом, что зависит от цели и задач контроля.
Рассказ(сообщение ученика); ответы на вопросы и т.д.
Изложение; сочинение; диктант(творческий, свободный, с продолжением)
Группировка слов по видам орфограмм; диктант и т.д.
Нахождение, подбор, анализ языковых явлений и т.д.
Однако надо всегда помнить, что проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для меня как для учителя имеют такие функции проверки, как обучающая, развивающая и воспитывающая. Воспитательная функция контроля заключается, прежде всего, в формировании у школьников ответственного отношения к учебе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний или их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, подбираю такой, чтобы был направлен на формирование культурно-ценностных ориентаций учащихся, развивал эрудицию, интеллект.
Готовя материал для контроля, всегда учитываю психофизические и интеллектуальные способности учащихся, чтобы каждый из них не видел в контроле непреодолимое препятствие.
Применяемые мной формы и методы контроля во многом зависят от типа, формы, этапа урока. Например, для контроля домашнего задания я использую перфокарты, в которые выписываю слова, встречавшиеся в домашней работе и требующие особого внимания со стороны учащихся. Либо текст упражнения в правильном виде записываю на доску или подаю на экран через медиапроектор, учащиеся сами проверяют работу, сравнивая с образцом.
Но и само домашнее задание стараюсь дать таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, активизировать их внеклассную деятельность.
ярмарка – продажа, на которой «продаю» домашние задания, установив каждому балльную цену;
на доске заранее записываю домашние задания трех уровней, и ученики выбирают себе комбинацию подходящих для них вариантов;
разрабатываю наряду с обязательными репродуктивными заданиями остроумные, увлекательные по форме и содержанию, творческие, проблемные, поисковые задания.
Постоянный контроль домашнего задания отражаю в «Экране выполнения домашних заданий», что повысило уровень правильности, аккуратности, систематичности их выполнения. Этот прием дает положительный результат в средних классах, в старших, как правило, надобность в таком контроле отпадает.
Очень интересный вид контроля – лабораторная работа. Такая работа часто применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. На уроках русского языка обращаюсь к лабораторной работе при изучении тем по стилистике. Кроме практических навыков в ходе лабораторной работы решаются задачи поискового характера: найти, определить, охарактеризовать языковые явления и факты, имеющие стилевую принадлежность, обосновать свой выбор.
При выполнении лабораторной работы оцениваю:
знание орфограмм, правописных норм;
умение правильно сгруппировать указанные языковые средства;
умение отобрать среди данных единиц те, которые обусловлены заданием;
умение прокомментировать, проанализировать указанные языковые явления.
Качество знаний учащихся 9-ого класса при выполнении лабораторной работы и диктанта:
Лабораторная работа – 100% Диктант –60%
В настоящее время большое распространение получил такой метод контроля как тест. Уже начиная с пятого класса, приучаю детей к выполнению тестовых заданий, что им очень пригодится при подготовке к ЕГЭ и его сдаче.
Тест как метод контроля:
обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний учащихся;
экономит время учителя;
способствует улучшению психологического климата.
Перечисленные методы и формы контроля способствуют развитию более серьезного отношения к предмету, способствуют повышению качества знаний учащихся.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/100278-metody-i-formy-kontrolja-na-urokah-russkogo-j
В системе профессионального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми преподаваемыми предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью преподавания русского языка сегодня является то, что на первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Кульmуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование общекультурного уровня ученика, способного в будущем продолжить своё обучение в различных образовательных учреждениях: в техникумах и институтах
Каждый педагог, независимо от предмета преподавания, знает, что постоянный контроль на уроке — это один из главных элементов в системе урока, т. к. он является резервом повышения качества обучения.
На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
В работе с учащимися я использую следующие виды контроля результатов обучения:
– текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В этот период обучающийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с преподавателем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
– тематический контроль:заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
– итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.
Методы и формы организации контроля:
письменный опрос — заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение; д) самостоятельная работа; е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера).
тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи и т. д.
Большое внимание на своих уроках я уделяю внимание контролю за формированием связной речи. На этапе текущего контроля использую следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант. При проведении названных контрольных упражнений диагностирующего характера получаю сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно; соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми средствами и т. п.
Контроль за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется одновременно с проверкой сформированности других умений, прежде всего правописания, о чем свидетельствует общее название работы — диктант. В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста.
Творческий диктантна этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.
Свободный диктантдает преподавателю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяется и правописание учащихся. Контрольный свободный диктант проводится без предварительного анализа текста, без предварительной подготовки.
Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются: 1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка; 3) умения правописного характера. Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая — за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога, а потом уже от обучающихся.
На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:
1. При письменной работе на уроке:
а) Словарно-орфографическая работа.
Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.
Ребята, которые приходят к нам в училище, чаще всего слабы в русском языке, поэтому для них очень важно, чтобы они научились пользоваться орфографическими словарями, а также и другими видами словарей. Трудности этой работы для меня заключаются в том, что у нас нет словарей столько, чтобы положить один хотя бы на каждую парту.
б) Словарный диктант «Проверь себя».
Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель(выборочно или у каждого учащегося).
в) Графический диктант.
Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы.
При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно, практически никогда не получают двоек, повышают самооценку и с удовольствием идут на следующий урок!
2. При устной работе на уроке:
а) Работа по плану.
На доске записывается план ответа, составленный преподавателем или учащимися под руководством преподавателя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал.
Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.
3. При письменной и устной работе на уроке:
а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера.
Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме (примеры таблиц прилагаются).
б) Обучение самоанализу.
Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей. На одном из первых уроков мы записываем памятку «План анализа ответа», которой и пользуемся во время анализа ответа (пример «Памятки» прилагается).
Все эти формы работы я использую на уроке, т. к. в училище мы не изучаем русский язык заново, а повторяем, обобщаем и систематизируем ранее пройденный материал. Но нельзя не отметить, что есть группы, в которых невозможно проводить такие формы самоконтроля из-за сложной психологической обстановки в коллективе.
И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера. Работа педагога состоит в создании определенного общественного мнения в группе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, работа, урок, учащийся, форма работы, умение, умение учащихся, речевое умение учащихся, русский литературный язык, устная работа.
Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.
(1 слайд)Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают. Вспомним мальчика, которого изобразил на своей картине Ф. Решетников «Опять двойка».
(2 слайд)Мальчику стыдно и обидно, потому что он получил двойку! Стыдно перед сестрой-отличницей, перед матерью, которую он очень любит, но все время огорчает! Когда ребята пишут сочинение по этой картине, то они все советуют главному герою учить уроки.
К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное.
(3 слайд)Совершенно новым для массовой школы является, вводимая ФГОС, оценка знаний. Нетрадиционные формы контроля знаний значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.
В чём актуальность нетрадиционной формы оценивания в рамках ФГОС?
- система контроля и оценки является средством обратной связи, которое предоставляет информацию о состоянии и проблемах образования на конкретном этапе развития
- контроль знаний, умений, навыков даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели
- применение нетрадиционных форм контроля в организации обучения способствует совершенствованию учебного процесса
Социальный аспект Образование – это особый социальный институт, с помощью которого государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Через диагностику и оценивание (комплексная проверка, мониторинг, автоматизированный контроль) можно судить о степени готовности учащихся к той или иной социально значимой деятельности.
Оценка выполняет определённые функции:
2. Педагогический аспект.
Учитель оценивает степень владения учебными умениями, навыками, а учащийся помнит о затраченных усилиях в процессе выполнения задания, о концентрации воли на встретившихся трудностях.
Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности, либо намеренно поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он почувствовал радость не столько от оценки, сколько от самого процесса открытия истины, то есть ученик преодолеет определённые трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.
Очень важно отметить достижения учащегося, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание учиться дальше.
(5 слайд) 3. Психологический аспект.
Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционные формы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия и обеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося, не порождает соперничество между одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.
4. Методический аспект.
Чтобы контрольный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, нужно через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке. Для этого надо предоставлять учащимся право на самостоятельный выбор сложности заданий;
- давать учащимся возможность выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки (это приучает учащихся к ответственности оценочных действий);
- постепенно вводить систему самоконтроля, позволяющую самому ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения,
(6 слайд) Различают следующие нетрадиционные формы и методы контроля:
зашифрованный диктант, перфокарты, поэтическая пятиминутка, «ассоциативный кроссворд», «пятиминутки»-самодиктанты, викторины, кроссворды, опорные конспекты, составление словарей, создание компьютерных презентаций
Мною опробованы разные виды нетрадиционных форм опроса и контроля
(7 слайд) Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками.
Как показывает практика, при использовании перфокарт для отработки написания приставок на -з, -с через три-четыре урока даже слабо успевающие по предмету ученики успешно справляются с темой. Из 27 слов на класс к четвёртому уроку остаётся 4-5 ошибок. Необходимо постоянно помнить обязательное условие: должна проводиться работа над всеми допущенными ошибками.
Таким образом, данный вид работы выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Планируя, например, работу по изучению новой темы и заранее определяя, какой диктант будет предложен школьникам в конце её изучения, предусматриваю попутное повторение орфограмм, которые встретятся в диктанте и написание которых может вызвать затруднения у учащихся.
(8 слайд) Касса моих успехов -педагогический прием, который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить словарную работу и воспринимать её как увлекательную игру. В начале учебного года каждый ученик оформляет карту “Словарная работа”. На лист картона наклеиваем два конверта: «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок». Словарные диктанты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на небольших листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже дается шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов» уже с хорошей оценкой. Да, конечно, несколько увеличивается объем проверки, но зато результат превосходит все ожидания. Здоровая конкуренция заставляет ребят постоянно стремиться к пополнению 1-го конверта, а значит, работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки. Для старшеклассников я готовлю подборки из словарных слов, часто встречающихся в вузовских тестах, из литературоведческих терминов и др.
(9слайд) Еще один вариант контрольных работ, который я использую на уроках русского языка, – это зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое. Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6-м классе я таинственно сообщаю ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях, чтобы информация не просочилась к ученикам, которые еще их не изучали». На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинаю диктовать:
(10 слайд) Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд (или криптограмму?), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом , а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.
(11 слайд) К сожалению, готовя выпускников к экзаменационному сочинению, мы уделяем все больше внимания непосредственно анализу стихотворений, чем живому, звучащему поэтическому слову, которое приносится в жертву узким практическим целям. Старшеклассникам в качестве проверки знания текстов лирических произведений я устраиваю поэтические «пятиминутки»: читаю в начале каждого урока, даже не предполагающего изучение поэзии, отрывки из стихотворений, уже изученных и совсем еще незнакомых, а ученики записывают, кому принадлежат эти строки. Ребятам без труда дается «узнавание» стилистической манеры поэта, потому что, кроме заучивания наизусть стихотворений, определенных программой, они готовят к уроку выразительное чтение не менее 10-15 стихотворений. «Пятиминутки» можно составлять и по тематическому принципу: «Любовная лирика поэтов XIX века», «Образ Родины в поэзии XX века», «Мой Пушкин». Чем больше строк вспомнит ученик, чем точнее их воспроизведет, тем выше оценка. Плохих стараюсь не ставить, просто включаю строки, не узнанные учениками, в какую-нибудь следующую «пятиминутку»: второй раз пробел исключен. Параллельно на уроках русского языка можно проводить поэтические «пятиминутки»-самодиктанты по тем же произведениям, которые изучаются на литературе. Это могут быть всего лишь 2-3 строфы, которые нужно диктовать про себя. А какая удивительная тишина царит на уроке! Зная о такой системе контроля, учащиеся более внимательно относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.
(12 слайд) Составление опорных конспектов. Чаще всего используется этот вид контроля при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством. (Приложение № 6)
Опорный конспект по литературе – это форма фиксирования результатов анализа текста.
Такая форма работы может быть с успехом использована с разной целью: во время анализа произведения на уроке, как вид самостоятельной работы учащихся дома, помогающий проверить их знание содержания текста; при повторении основных понятий теории литературы, при подготовке к экзамену для повторения вопросов, связанных с данным произведением и т.д.
(13 слайд) Создание словарей крылатых выражений, афорисмов, высказываний. Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина, словарь неологизмов В.Маяковского, словарь крылатых выражений Пушкина в романе “Евгегий Онегин”
(14 слайд) Викторина. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его закрепления. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 – 6 минут. На стадии закрепления материала вопросы викторины составляют сами учащиеся.
На слайде вы видите пример ученической викторины по творчеству А.С.Пушкина “Евгений Онегин”
(15 слайд) Формы рефлексии
Практикую на уроках рефлексию с использованием фразеологизмов с целью развития речи учащихся
- На занятии для меня было важно_________________________
- Занятие помогло задуматься о ___________________________
- К моим достижениям можно отнести_____________________
Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке
- Превзошёл сам себя
- Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
- Не ударил лицом в грязь
- Бил мимо цели
- Язык плохо подвешен
- Из кожи вон лез
(16 слайд) Для того, чтобы заинтересовать ребят, я составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие», «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)
Диагностическая карта по теме “Творчество М.Ю. Лермонтова”
Такие карты хранятся у меня до тех пор, пока не будет выставлена итоговая оценка
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет “отслеживать” результаты этого процесса
Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.