Виды учебных занятий и учебных работ при получении дополнительного профессионального образования
В приказе Министерства образования и науки РФ № 499 от 1 июля 2013 года описан порядок организации обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Одним из аспектов, который рассматривается документом, является определение видов учебных занятий и работ, которые включаются в план курсов ДПО.
Обучение по программам дополнительного профессионального образования предусматривает проведение занятий в следующих формах
- Лекции – ознакомление с теоретическим материалом путем его последовательного и систематического изложения в устной форме.
- Семинарские и практические занятия – освоение практических навыков путем подготовки и обсуждения рефератов и докладов, разбора ситуаций и т. д.
- Лабораторные работы – освоение практических навыков путем непосредственной работы с оборудованием, инструментами и т. д.
- Круглые столы – освоение материала в форме дискуссии.
- Мастер-классы – освоение практических навыков путем выполнения работ под руководством мастера, эксперта в той или иной области.
- Деловые и ролевые игры – освоение практических навыков путем инсценировки определенных ситуаций.
- Тренинги – освоение практических навыков в активных формах, например, в ходе дискуссий, игр и т. д.
Также в программу дополнительного профессионального образования включаются выездные занятия, семинары для обмена опытом, консультации, разработка слушателями аттестационных, дипломных, проектных работ в группах или индивидуально. Виды учебных занятий определяются отдельно для каждой программы с учетом ее содержания и целей.
Приглашаем вас в учебный центр ГК «ЦЭСК» на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Мы проводим занятия в разных формах, что делает образовательный процесс максимально продуктивным и интересным. Убедитесь в этом сами, записавшись на обучение по подходящей программе.
Дополнительное профессиональное образование
В Приказе российского Министерства образования №499 от 1 июля 2013 года, утверждающем порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), сказано, что форма обучения на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки определяется содержанием программы и договором с образовательным учреждением. Чаще всего в ДПО используются три формы обучения: очная (очно-заочная), заочная и дистанционная. Рассмотрим особенности каждой из них.
Очная форма обучения на курсах ДПО
Очная форма курсов по повышению квалификации или профессиональной переподготовке предусматривает личное присутствие преподавателя и слушателей на занятиях. Обучение реализуется на территории образовательной организации или на территории предприятия, чьи сотрудники осваиваю программу ДПО (при наличии условий для проведения занятий).
Заочная форма обучения на курсах ДПО
Заочная форма курсов предусматривает самообучение слушателей с использованием предоставленных образовательным учреждением программ и очные занятия. Обучение обычно включает три фазы. На первой слушателей знакомят с программой ДПО и предоставляют им материалы для освоения. На второй обучающиеся самостоятельно изучают выданные материалы. Третья фаза – проверка знаний в виде квалификационного экзамена или теста.
Дистанционная форма обучения на курсах ДПО
Если у образовательной организации есть необходимые технические возможности, обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки может осуществляться без личного присутствия учащихся – посредством сети Интернет. В личном кабинете в специальной системе, слушатели онлайн и в записи смотрят лекции, участвуют в семинарах, получают задания и учебные материалы. Квалификационные испытания проводятся также через Интернет в форме тестирования. Дистанционная форма обучения позволяет повышать квалификацию или осваивать новые профессии без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.
В учебном центре ГК «ЦЭСК» курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки проходят как в очной, так и в дистанционной формах. Записывайтесь на обучение по телефонам и e-mail из раздела «Контакты».
Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.
В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.
Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.
Теоретические аспекты
Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.
Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.
Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.
Виды ДПО
Рассмотрим основные виды дополнительного образования:
- профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
- кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
- курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.
Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.
Особенности образовательного процесса
Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.
Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.
После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.
Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.
Варианты обучения
Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.
Рассмотрим виды дополнительного образования:
- краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
- проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
- длительное обучение (от 100 часов).
Завершение ДПО
Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:
- для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Дополнительное образование детей
В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.
В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.
Преимущества
Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.
Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.
Ответственность ДОУ
Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:
- патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
- профессиональную ориентацию подростков;
- формирование творческого потенциала детей;
- организацию внеурочной деятельности школьников;
- переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
- приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Структуры дополнительного образования в рамках ОУ
Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.
Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.
Заключение
В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.
С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.
Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.
Виды, формы и методы дополнительного профессионального образования в России
В эпоху технических инноваций и возрастающей конкуренции среди специалистов возникает потребность в повышении квалификации, обновлении знаний и навыков, т.е. профессиональном обучении и развитии. Разберемся с понятиями обучения и развития персонала подробнее.
Таким образом, в развитие персонала предприятий подразумевает изменение личностных и профессиональных характеристик персонала и требует усвоения знаний и получение новых навыков. Одно из направлений развития осуществляется с помощью дополнительного профессионального образования.
Для описания дополнительного профессионального образования в России необходимо обратиться к законодательству, регламентирующему сферу ДПО, а именно:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 27.12.2012 г.;
· Приказ №196 от 09.11.2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. № АК-1879/06 «О документах о квалификации»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2014 г. № АК-1427/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».
Дополнительное образование детей и взрослый
Рис. 1.1 Виды дополнительного образования
Как показано на рисунке дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и взрослых (ДО) и дополнительное профессиональное образование (ДПО). Обучение по программам дополнительного образования могут проходить все лица, независимо от уровня их образования. Оно направлено на развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном и физическом совершенствовании. Таким образом, данный вид направлен на получение знаний, умений, навыков в интересующей области для детей и взрослых и никак не затрагивает профессиональные компетенции, поэтому в данной работе рассматриваться не будет.
Следующий вид дополнительного образования – дополнительное профессиональное образование – это форма последипломного образования, представляющая собой целостную педагогическую систему, обусловленную социальными, психологическими, организационно-педагогическими и материально-техническими факторами для осуществления непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в соответствии с квалификационными требованиями к должностям.
Согласно статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на:
· удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей;
· профессиональное развитие;
· обеспечение соответствия квалификации изменяющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Сравнение видов дополнительного профессионального образования
Повышение квалификации – это обучение, направленное на совершенствование и поддержание профессиональных знаний, навыков, рост мастерства в своей трудовой деятельности. Потребность в данном виде дополнительного профессионального образования обусловлена усложнением процесса производства, освоением новых сфер деятельности, по требованию законодательства для определенных профессий и т.д. Сотрудник заинтересован в повышении квалификации, когда есть уверенность не быть уволенным или получить продвижение по службе, а также исходя из личной заинтересованности в своем профессиональном развитии.
Повышение квалификации должно быть:
· ориентировано на перспективы развития по профессии;
· дифференцировано по категориям работников;
· быть комплексным по своему охвату.
Профессиональная переподготовка проводится с цельюполучения новых знаний, умений и навыков по своей профессии или для ведения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка не всегда нацелена на резкую смену профессии, многим она необходима для продвижения по служебной лестнице, для получения новых знаний о современных достижениях в соответствующих отраслях науки и технологии, для установления профессиональных связей и обмена опытом, в целях расширения мастерства.
Лица, которые прошли переподготовку, быстрее усваивают необходимые в работе навыки, чем вновь принятые работники, также на профессиональную переподготовку финансовые затраты меньше, чем на поиск нового сотрудника.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
На практике профессионально-технического образования персонала сформировались две основные формы обучения со стороны предприятия:
На рабочем месте.
Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте
Вне рабочего места.
Преимущества и недостатки обучения вне рабочего места
Со стороны ВУЗа сформированы следующие формы организации обучения по дополнительным профессиональным программам:
· с элементами дистанционных технологий.
Сроки и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Очные курсы повышения квалификации — вариант, требующий времени. Очные курсы позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Кроме того, очное обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.
Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Вы также будете встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении в очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса. Заочная форма предполагает большую самостоятельную работу и период сессий, когда обучающийся сдает дисциплины.
Дистанционное обучение на очной и очно-заочной, заочной форме требует максимальной ответственности и организованности от обучающегося. После оформления обучения открывается доступ в личный кабинет на сайте организации и все необходимые материалы в электронном виде. Преимущества этой формы в удобстве и комфорте при составлении графика занятий, интенсивности, а также в возможность проведения видеоконференций, обеспечивающих прямое взаимодействие слушателя и преподавателя. В недостатки входит то, что необходимо иметь высокий уровень самодисциплины, чтобы сохранять выбранный темп занятий.
Так как тема работы подразумевает обучение персонала вне организации, то далее будут разобраны основные или традиционные методы внешнего обучения в Российской Федерации.
С помощью этого одного из самых используемых методов обучения можно изложить большой объем информации в короткий срок. При данном методе слушатели являются пассивными участниками процесса, поэтому практически отсутствует обратная связь. Преподавателем могут использоваться средства для наглядного изображения информации, такие как плакаты, доски, показ слайдов или видеофильмов. Усвоение лекционного материала зависит от его характеристик (трех «С»: содержания, сложности и структурированности). От того насколько лекция ориентирована на практику зависит использование в будущей профессиональной деятельности этих знаний.
Конференция – структурированная дискуссия по заранее предложенной теме, при этом усвояемость предмета выше, чем на лекции. Она позволяет вовлечь слушателей в участие в процессе обучения, учиться на опыте других, понимать другие взгляды, самовыражаться и отстаивать свою точку зрения. Семинары предполагают активность участников и двустороннюю коммуникацию во время занятий. Они используются для обсуждения проблемы и поиска решений или новых идей. Цель семинара – проверить усвоенный материал, помочь лучше разобраться в изученной теме.
Метод case-stady предполагает разбор и изучение практических ситуаций из опыта деятельности организаций. В основе рассмотрения лежит дискуссия, обсуждение, где обучающийся играет главную роль, а инструктор контролирует работу. Цель метода – научить слушателей анализировать информацию самостоятельно и в группе, структурировать ее, находить проблемы и генерировать пути их решения, а также закрепить полученные знания и выработать алгоритм действий при типичных ситуациях.
Преимущества и недостатки методов обучения персонала
Выбор метода обучения зависит от того, какие цели преследует данное обучение и соответствуют ли они тем результатам, которые необходимо от него в итоге получить.
Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?
Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель – разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования – это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних – для всех.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей – нет.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы – удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.
Ключевое отличие и особенность ДПО – наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию “Историк, преподаватель истории”, хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Переподготовка
Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют “вторым” высшим образованием, но это не совсем так.
Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию “Историк. Преподаватель истории”. Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация – “Преподаватель физической культуры”.
Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный – также не установлен.
Образование, направленное на детей и взрослых
Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые – от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Общеразвивающие программы
Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.
Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.
Предпрофессиональные программы
Такие программы могут осваивать только дети – лица в возрасте до 18 лет.
По завершении обучения обязательно выдается документ – свидетельство об обучении.
Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.
Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.
Предпрофессиональное обучение в сфере культуры
Детские школы искусств – организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.
Предпрофессиональное образование в спорте и культуре
Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут – направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Где получить услугу?
Наиболее распространенный вариант – муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей – универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.
Дополнительное профессиональное образование может получить каждый гражданин в любом возрасте. Но есть нюансы. Давайте разбираться по порядку
Дополнительное профессиональное образование — что это такое
Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.
Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.
Существуют четыре уровня профобразования:
- среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
- магистратура или специалитет,
Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.
ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.
Чем отличается ДПО от дополнительного образования
Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:
- дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
- прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
- к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.
У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.
- Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
- Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Какие виды дополнительного профессионального образования существуют
К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.
Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.
К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.
Хотите, чтобы вас повысили в должности? Покажите начальству, что вы готовы учиться и улучшать профессиональные навыки
Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.
Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.
В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.
Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.
Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023
Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.
Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.
Формы ДПО
Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.
Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.
Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.
Кто может получить дополнительное профессиональное образование
Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.
Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира
Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.
Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.
ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.
Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.
Где получить ДПО
Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:
- учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
- различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
- научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.
Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:
- разнообразие образовательных программ;
- рейтинг заведения и отзывы слушателей;
- информацию о преподавателях (стаж, квалификация).
Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.