Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых
Дополнительное профессиональное образование (ДНО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека и в системе его непрерывного образования, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».
Сфера ДПО сориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании. Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
Существенные особенности ДПО: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь (курсового обучения и самообразования; обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся); междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.
Следует отметить открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессионально-личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.
Переход к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованный темпами развития современной экономики, науки, информационных технологий, выдвигает проблему развития системы ДПО в число первоочередных задач. При этом особую актуальность приобретает превращение названной системы в один из мощных факторов, позволяющих личности иметь опережающую профессиональную готовность к изменениям в технологической и социально-экономической сферах, влияющих на ускорение структурной перестройки производства, формирование мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.
Элементы, входящие в систему ДПО:
дополнительные профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;
образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области ДПО, общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО;
объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений ДПО, организации, осуществляющие деятельность в области ДПО; общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения);
органы управления ДПО, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.
К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки). По состоянию на 1 января 2003 г. в стране насчитывалось около 3 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования (включая внутрифирменное обучение на производстве).
Цели создания учреждений ДПО. повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.
Главные задачи учреждений ДПО:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.
Среди задач образовательного учреждения ДПО следует назвать те из них, которые напрямую выходят на идею целостного саморазвития личности профессионала, ее творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей обучающихся как субъектов культуры, исторического процесса, жизненного опыта, жизнетворчества.
ДПО выполняет следующие социально-педагогические функции: акмеологическую, сервисную, диагностическую, компенсаторную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную.
Акмеологическая функция. Цель непрерывного профессионального образования специалиста связана с достижением его профессионально-личностной зрелости. Зрелость – это период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества. Зрелость специалиста во многом обеспечивается благодаря восхождению к своей акме – вершине профессионально-личностного саморазвития.
Процесс развития личности специалиста в системе ДПО направлен на самоформирование профессиональной зрелости. Специфика этого процесса заключается в том, что субъект осознает ценности профессии, особенности предмета и объекта профессиональной деятельности, а также ее цели и задачи.
Дополнительное профессиональное образование можно рассматривать, с одной стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития, а с другой – как особый процесс и результат саморазвития профессиональной субъектности и креативности, обогащения профессиональной культуры личности новыми качествами, возвышающими ее до уровня высокого профессионализма, как мощный способ творческой самореализации личности.
Основные «усилия» акмеологической функции ДПО направлены на развитие человеческого потенциала специалистов, их духовно-нравственных качеств, субъектности, креативности, индивидуальности. Поэтому внутренним содержанием, своего рода «механизмом» образовательной деятельности обучающегося в названной системе является целенаправленное исследование собственных личностных ресурсов и способов их оптимального использования.
Сервисная функция обусловлена тем, что система ДПО призвана сочетать потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан. Поэтому данная система должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию. Эти обстоятельства и приводят к возникновению профессиональных ассоциаций, новых альтернативных форм, всевозможных сочетаний механизмов, обеспечивающих обратную связь названной системы с заказчиком и потребителем, а также учет их меняющихся потребностей.
Многосторонние связи (типа «заказчик – производитель – потребитель»), осуществляемые на различных уровнях (федеральные органы управления – негосударственные профессиональные ассоциации – образовательные учреждения; органы управления образованием – образовательные учреждения и др.) очень важны. Особенностью системы ДПО являются гораздо большая, чем у других образовательных структур, зависимость от потребностей государственных органов власти и ориентация на их заказ. Важное значение здесь имеет установленная в законодательном порядке связь между назначением на должность, аттестацией на квалификационную категорию, уровнем оплаты труда с поэтапным освоением основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Диагностическая функция. Успешность обучения в системе ДПО во многом обеспечивает диагностика уровня профессиональной компетентности, личностных потребностей обучающихся, осуществляемая на каждом этапе курсового обучения.
Компенсаторная функция, реализуемая на основе диагностической функции, нацелена на устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов, на внесение корректив в их теоретические знания, умения и практический опыт, сложившиеся к началу обучения в системе ДПО и на его различных этапах.
Инновационная функция обусловлена тем, что важнейшее предназначение ДПО связано с разрушением сложившихся негативных стереотипов профессиональной деятельности специалистов, перестройкой мышления и деятельности, формированием аналитических умений, позволяющих глубоко проникать в сущность процессов, явлений. Чрезвычайно важно, чтобы каждый специалист в ходе обучения изучил сущность инновационных процессов в профессиональной деятельности, научился управлять ими. В связи с этим задачи ДПО следует связывать с формированием концептуального мышления специалистов, с их готовностью к инновационной деятельности. Степень готовности определяется следующими условиями: уровнем сформированности системы мотивов и целей, наличием знаний, необходимых для творческого осуществления деятельности; включением человека в деятельность, в процессе которой формируются профессиональные умения и способности.
Инновационная функция связана с подготовкой обучающихся к реализации различных нововведений из области современных достижений наук и передового опыта, значимых для повышения качества и эффективности работы специалиста.
Прогностическая функция – это развитие способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.
Специализирующая функция. Абсолютное большинство образовательных задач ДПО продиктовано прежде всего профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, ориентацией на социальные нужды, учет социальных требований к профессиональной деятельности, ее развитию.
Консалтинговая и консультативная функции ДПО объясняются необходимостью оказания помощи обучающимся в решении их профессиональных проблем через непосредственное участие в разработке и реализации конкретных производственных или социальных проектов, а также в ходе научного консультирования.