Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.


Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

ФГОС третьего поколения предполагает:

 1.  Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

 2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

 3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

 4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

   5 июля 2021 года Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации.  Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» открыта горячая линия по вопросам обновления содержания общего образования.   Телефон горячей линии – 8 -800- 200-91-85, доб. 7.

Нормативное обеспечение

  • Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 
  • Министерства просвещения Рф от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 18.01.2022 №13/01-03 “Организация работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 году”
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС).

Образовательные программы

  • Примерные рабочие программы по учебным предметам- https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm 
  • Конструктор учебных программ-https://edsoo.ru/constructor/ 

Методические материалы

Памятка для родителей по переходу на новый ФГОС НОО 

Памятка для родителей по переходу на новый ФГОС ООО 

Памятка для педагогов по переходу на новый ФГОС НОО и ООО

Муниципальный уровень

  • Приказ №127 от 30.12.2021 г. “Об утверждении плана мероприятий “дорожная карта” по формированию  и оценке функциональной грамотности обучающихся в ОО Некрасовского МР  в 2021-2022 уч.г.” и план мкроприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на  2021-2022 уч.г.
  • ГАУ ДПО ЯО ” Институт развития образования” Обновленные ФГОС

Локальные нормативные документы школы

  • Приказ №83 от 18.08.2021 г. “О создании рабочей группы по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО”.
  • “Положение о рабочей группе по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО” (Приложение №1 к приказу №83 от 18.08.2021 г.)
  • Состав рабочей группы по внедрению и реализации ФГОС НОО и ООО”
  • Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода МБОУ Никольской СОШ на новый ФГОС НОО и ООО на 2021-2027 годы.
  • Приказ №85 от 18.08.2021 г. “Об утверждении дорожной карты  по переходу на новые ФГОС НОО и ООО”
  • Приказ №36/1 от 30.12.2021 г. «Об организации работы в школе по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся”
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школы (Приложение к приказу №36/1 от 30.12.2021 г.)

    Формирование функциональной грамотности – приоритетная задача ФГОС       

Функциональная грамотность  это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.  Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

  • Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
  • Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
  • Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
  • Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
  • Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

БАНКИ ЗАДАНИЙ                   

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

  • Модель читательской грамотностиhttp://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
  • Модель математической грамотности http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html
  • Модель естественнонаучной грамотности http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
  • Модель финансовой грамотности http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_fl.html
  • Модель глобальной компетенцииhttp://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html
  • Формиование креативного мышления http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/КМ_2019_основные%20подходы.pdf

СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

  • на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf  

Памятка для родителей

Ответственный за данное направление работы в школе Тимина Надежда Владиславовна, заместитель директора по УВР, телефон: +7 (48531)33-6-21

Адрес электронной почты: [email protected]

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

  • Функциональная грамотность для педагога.
  • Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
  • Практикум по решению заданий международных исследований http://школа11н-ск.рф/files/2019-20/praktikum.pdf
  • Презентация «Общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы», автор Г.С. Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО. https://drive.google.com/file/d/1PBrK9KnF79jOIlHSbLTv7nrUl1M8PHc-/view
  • Вебинар «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики» (в том числе презентация для скачивания), ведущая О.Б.Логинова, кпн, руководитель центра развития и управления качеством продукта издательства «Просвещение»
  • Общие понятия. Примеры заданий. Пособия для учителей. https://events.webinar.ru/event/2564191/2610691/7f1d7157e705cf79d8c52a9c166d4b6c
  • Презентация «PISA. Учимся для жизни», автор Колесникова Надежда Борисовна к.п.н., главный редактор АО «Издательство «Просвещение» Как мы выглядим на фоне других стран? Результаты, аналитика. https://drive.google.com/file/d/1bOr73nURtpmk4rZra5ryXWKQ1AGAdSxK/view
  • Презентация Г.С.Ковалевой «Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования)». https://drive.google.com/file/d/1sC0SpHyMQp_5qIt-X2hL7R0MEVgNkX-0/view
  • Логинова О.Б. Почему в основной школе в сравнении с начальной падает качество образования? Аналитические материалы https://drive.google.com/file/d/14Bm6KC-6vMG_wLKe5sy7–vkfHHh_eo6/view

Уважаемые коллеги!
5 июля 2021 года Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации. Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» открыта горячая линия по вопросам обновления содержания общего образования.

 Телефон горячей линии – 8 -800- 200-91-85, доб. 7. 

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1.  Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Нормативное обеспечение

  • Приказ от 31.05.2021г № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • Приказ от 31.05.2021 г №287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 18.01.2022 №13/01-03 “Организация работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 году”

Образовательные программы

  • Примерные рабочие программы по учебным предметам- https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm 
  • Конструктор учебных программ-https://edsoo.ru/constructor/ 
  • Методические материалы
  • Информационно-методические материалы Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области “Институт развития образования”
  • Вебинар о методическом обеспечении ФГОС 
  • Всероссийские методические видеоуроки
  • Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов
  • Всероссийские просветительские мероприятия
  • Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности 
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
  •  Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности 
  • https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286

  • https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287

Региональный уровень

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
  • Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 “Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области”
  • Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
  • План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Локальные нормативные документы школы

  • Приказ №01-26/306 от 30.12.2021 об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ Бурмакинской СОШ  № 1 на 2021-2022 учебный год

  • Дорожная карта перехода на новые ФГОС НОО и ООО МБОУ Бурмакинской СОШ № 1

  • Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС

  • Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС 2021

  • Состав рабочей группы по введению ФГОС 2021

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся

БАНКИ ЗАДАНИЙ

СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

  • на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf 
  • на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf  

Методические материалы

Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе

  • Всероссийский семинар “Формирование и оценка функциональной грамотности” https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
  • Материалы онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/
  • Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»  https://clck.ru/YLh3L
  • Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара 
    https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования

Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования  (далее – НОО и ООО соответственно). Обновленная редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формимровании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и учеников.       
    С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе для обучающихся, которые приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Документы, регулирующие введение и обеспечение перехода на обновленные ФГОС – 2021

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 “Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования” 
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 “Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования”
  • Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”
  • ПРИКАЗ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 02.12.2021 № 053-01-09/459-1 “О подготовке к переходу на реализацию обновленнных ФГОС и формированию функциональной грамотности”
  • Приложение 1. Муниципальный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях городского округа город Рыбинск
  • Приложение 2. План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в системе образования городского округа город Рыбинск на 2021-2022 учебный год
  • ПРИКАЗ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 18.01.2022 № 053-01-09/24 “Об утверждении положений”
  • Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ о координационном совете по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций городского округа город Рыбинск
  • Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ об опорной школе по подготовке к переходу на обновленный ФГОС и развитию функциональной грамотности
  • Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном методическом объединении по функциональной грамотности в системе общего образования городского округа город Рыбинск
  • Приложение 4. ПОЛОЖЕНИЕ о межшкольной лаборатории по развитию функциональной грамотности учащихся
  • Приказ СОШ №30 от 27.12.2021 № 01-10/1028-2 «О подготовке к переходу на реализацию обновлённых ФГОС и формированию функциональной грамотности»
  • План деятельности опорной школы на 2022 год
  • План деятельности лаборатории по формированию ЕНГ
  • Протокол заседания межшкольной лаборатории по формированию ЕНГ от 15.02.2022 г.
  • План мероприятий в СОШ №30 (дорожная карта) по подготовке к переходу на обновлённые ФГОС
  • План мероприятий в СОШ №30 (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности
  • Протокол заседания межшкольной лаборатории по формированию ЕНГ от 04.03.2022 г.
  • Приказ СОШ № 30 от 15.03.2022 №01-10/213-2  “Об организации работы по развитию функциональной грамотности учащихся 5-8 классов”  (приложение к приказу)
  • План-график повышения квалификации кадров на 2021-2022 учебный год
  • Положение о создании условий для развития функциональной грамотности в СОШ № 30

На пути к переходу на обновлённые стандарты

Педсовет: “Учебная деятельность как инструмент формирования функциональной грамотности”

Теоретическая часть:

  • Проектирование урока

  • Проблемное обучение

  • Развитие критического мышления

  • Событийный подход

  • Функциональная грамотность

  • Формирование читательской грамотности

Практическая часть:

  • Технологическая карта урока информатики в 7 классе

  • Технологическая карта урока географии в 7 классе

  • Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе

  • Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Функциональная грамотность педагога: Яндекс.Учебник

Возможности предмета по формированию функциональной грамотности

  • Примеры заданий на уроках технологии

  • Конструктор ситуационных задач

  • Примеры компетентностных задач 

  • Сборник ситуационных задач

Методический совет “Проблемы перехода на обновлённые ФГОС НОО и ООО. Самодиагностика готовности”

Внеурочная деятельность

Метапредметная декада:”Мировое наследие. Диаолог культур”

План проведения метапредметной декады

Мероприятия в начальной школе

День единого текста 5-10 классы

День единого текста 1 классы

День единого текста 2 классы

День единого текста 3 классы

День единого текста 4 классы

Положение конкурса стихов “Мир без границ”

Положение викторины bookpoint

Положение конкурса  “Мировые памятники”

Положение о выставке творческих плакатов

Положение конкурса Косплей – 2022

Для родителей

«Просветительский марафон для родителей: Знания для жизни» https://www.youtube.com/channel/UCF_ke8X9Gv737pKvG_cEzmg

Полезные ресурсы

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

1. Методические рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по  формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
3. Рекомендации по формированию читательской грамотности
4. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
5. Функциональная грамотность для педагога.
ФГБНУ “Институт стратегии развития образования Российской академии образования” с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

Муниципальная конференция «Функциональная грамотность — детерминанта образования»: Методическая панорама практик формирования функциональной грамотности обучающихся .Приглашаем ознакомиться с материалами:  http://edu.rybadm.ru (пункт меню Педагогические форумы — конференции)

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
СИПКРО
http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo
Издательство «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Материалы семинара 21.10.2021 г. 
 

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.     

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

Способы развития функциональной грамотности школьников

Основные правила

Функциональная грамотность в школе

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.   

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам.

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.

С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (59-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (1011-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим основные изменения подробно.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОСФункциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе

Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Позиция сравненияПервое поколение ФГОСВторое поколение ФГОС
ЗнаниеПередается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записываютУченик активно участвует в процессе получения знаний
ОбучениеСистема знаний как бы существует в вакуумеРабота учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
УчениеОдносторонняя комуникация учитель → ученикЧтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 
СотрудничествоЕдиноличное руководство учителяУченики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

ФГОС третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программы

Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

  • Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход затрагивает все уровни школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 

  • Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Краткие выводы

  1. Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
  2. Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  3. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 
  4. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от « 6 » октября 2009 г. № 373

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *