II Международная электронная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей»

Каталог научных мероприятий

  • Научные конференции
  • Общественные, Гуманитарные науки
  • Физическая культура

II Международная электронная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей»

25 сентября 2021 г. —
25 сентября 2021 г. ,
срок заявок:
25 сентября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Пенза

(eLibrary. ru)

Организаторы: МЦНС «Наука и Просвещение»

27 сентября 2021 г. —
8 октября 2021 г. ,
срок заявок:
13 сентября 2021 г. (приём заявок закончен)

Организаторы: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Лесгафта, Санкт-Петербург

5 октября 2021 г. —
5 октября 2021 г. ,
срок заявок:
5 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

7 октября 2021 г. —
8 октября 2021 г. ,
срок заявок:
20 июня 2021 г. (приём заявок закончен)

Беларусь, Гомель

(РИНЦ)

Организаторы: Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Факультет физической культуры

10 октября 2021 г. —
11 октября 2021 г. ,
срок заявок:
10 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Пенза

(РИНЦ)

Организаторы: Межотраслевой научно-информационный центр Пензенского государственного аграрного университета

21 октября 2021 г. —
21 октября 2021 г. ,
срок заявок:
17 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Нижневартовск

(DOI, РИНЦ)

Организаторы: Нижневартовский государственный университет

25 октября 2021 г. —
25 октября 2021 г. ,
срок заявок:
25 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

10 ноября 2021 г. —
20 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
10 ноября 2021 г. (приём заявок закончен)

Украина, Донецк

(eLibrary. ru, РИНЦ)

Организаторы: Международная академия наук педагогического образования, ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

18 ноября 2021 г. —
18 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
10 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Томск

(РИНЦ)

Организаторы: Департамент по молодёжной политике, физической культуре, спорту Томской области; Факультет физической культуры Национального исследовательского Томского государственного университета

19 ноября 2021 г. —
20 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
15 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Сургут

(РИНЦ)

Организаторы: Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры; Министерство спорта Российской Федерации; Департамент физической культуры и спорта ХМАО – Югры; БУ ВО «Сургутский государственный университет»; Институт гуманитарного образования и спорта

20 ноября 2021 г. —
20 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
20 ноября 2021 г. (приём заявок закончен)

23 ноября 2021 г. —
25 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
15 ноября 2020 г. (приём заявок закончен)

Россия, Омск

(РИНЦ)

Организаторы: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

24 ноября 2021 г. —
25 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
29 октября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Екатеринбург

(eLibrary. ru, РИНЦ)

Организаторы: Уральский государственный педагогический университет, Институт естествознания, физической культуры и туризма, Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Лаборатория по формированию здорового образа жизни

25 ноября 2021 г. —
25 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
25 ноября 2021 г. (приём заявок закончен)

30 ноября 2021 г. —
30 ноября 2021 г. ,
срок заявок:
30 ноября 2021 г. (приём заявок закончен)

1 декабря 2021 г. —
2 декабря 2021 г. ,
срок заявок:
30 сентября 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Чита

(РИНЦ)

Организаторы: Забайкальский государственный университет

2 декабря 2021 г. —
2 декабря 2021 г. ,
срок заявок:
15 июля 2021 г. (приём заявок закончен)

9 декабря 2021 г. —
9 декабря 2021 г. ,
срок заявок:
9 декабря 2021 г. (приём заявок закончен)

Россия, Петрозаводск

(DOI, eLibrary. ru)

Организаторы: МЦНП «Новая наука», член Международной ассоциации издателей научной литературы «Publishers International Linking Association»

10 декабря 2021 г. —
10 декабря 2021 г. ,
срок заявок:
10 декабря 2021 г. (приём заявок закончен)

Романенко Виктория Викторовна

старший преподаватель кафедры славянской филологии и прикладной лингвистики

Перечень преподаваемых дисциплин:

  • основы речевой деятельности;
  • прикладная морфология;
  • стилистика и культура речи.

высшее, магистратура. Донецкий национальный университет, 2004 г.

Наименование направления подготовки или специальности:

направление подготовки: Филология; специальность: «Язык и ллитература (русск

магистр русской филологии, преподаватель

Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке:

Удостоверение о повышении квалификации № QB1321211621 на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ДПО «ДРИДПО» по программе повышения квалификации «Формирование литературной компетенции учащихся средствами филологии. Для учителей русского языка и литературы» в объёме 78 ч. (16. 2021-24. 2021).

Стаж работы по специальности, лет:

Тематика курсовых и дипломных работ:

  • Стилистика и культура речи.
  • Основы речевой деятельности.
  • Методика преподавания филологических дисциплин в школе.

Психолингвистика, лингвокультурология, стилистика, культура речи

Основные научные публикации:

Романенко, В. Своеобразие категории комического в комедии Д. Фонвизина «Бригадир» // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы V Международной научной конференции (Донецк, 17-18 ноября 2020 г. – Том 4: Филологические науки. Культура и искусство / под общей редакцией проф. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. – С. 174-176.

Основные учебно-методические публикации:

Романенко, В. Каламбурная природа драматургического слова в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» // Педагогическая сокровищница Донетчины. – 2019. – № 2. – С. 43-45.

аспирант кафедры истории русской литературы и теории словесности

Автореферат диссертации по теме “Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей”

На правах рукописи

ВОСТРОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

‘ АКМЕОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД ПЕДАГОГА К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Специальность 13. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в лаборатории управления образованием Института образования взрослых РАО

Научный руководитель: доктор педагогических наук

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Ю. Гагин; кандидат педагогических наук С. Пожарский

Ведущая организация: Нижегородский государственный педагогический университет

Защита состоится 20 июня 2003 года в 11. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 008. 007. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Институте образования взрослых РАО по адресу: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 78.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института образования взрослых РАО.

Автореферат разослан 19 мая 2003 года

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Актуальность темы исследования

Дополнительное образование детей является ведущим фактором развития творческой личности. В условиях модернизации российского образования его функции постоянно расширяются и включают в себя гражданское воспитание, развитие индивидуальных способностей и интересов ребенка, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку, обучение досуговой деятельности, подготовку к самостоятельной жизни, формирование готовности к непрерывному образованию, иными словами, охватывают все сферы жизнедеятельности растущего человека.

Дополнительное образование является важной составляющей частью системы образования и существенно расширяет возможности растущего человека в реализации его творческого потенциала, создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления и расширения образовательных знаний в творческой деятельности. Дополнительное образование дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Таким образом, программы дополнительного образования компенсируют односторонность профильного обучения в средней школе и способствуют гармонизации общего образования и целостного развития растущего человека.

Развитие творческой личности и индивидуальности в процессе дополнительного образования неразрывно связано с реализацией акмеоло-гических идей. Акмеология – наука о вершинах жизнедеятельности человека (Б. Ананьев, А. Бодалев, А. Деркач, Ю. Гагин, Н. Кузьмина и др. Акмеология является довольно молодым интеграционным направлением в науке и методологии развития образования и по своей сущности соответствует задачам анализа и развития индивидуальности учащегося в процессе дополнительного образования и индивидуального роста педагога.

Вопросам развития личности в системе дополнительного образования и его влияния на дифференциацию и индивидуализацию целей образования посвятили свои исследования многие ученые современности (Р. Богданова, Е. Евладова, Р. Каверина, O. Лебедев, В. Панов, Н. Радионова, Б. Титов, С. Щеглова, С.

Актуальность проблемы исследования

Актуальность исследования акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей определяется его общественной и научно-педагогической значимостью, важностью решения практических задач организации досуговой и творческой деятельности ребенка и его воспитания.

Цель исследования: разработать и апробировать акмеологическую стратегию управления качеством дополнительного образования детей.

Объект исследования: управление качеством дополнительного образования детей.

Предмет исследования: акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей в условиях его развития и функционирования.

Гипотеза: акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей будет результативен, если:.

– он использован в контексте акмеологической стратегии управле- , ния дополнительным образованием;

– будет создана совокупность необходимых условий реализации акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических) в учреждении дополнительного образования детей;

– разработаны и использованы авторские образовательные программы и технологии развития творческой деятельности как средства управления качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

– педагог выступает как субъект управления и саморазвития.

Проанализировать исследования и состояние системы дополнительного образования детей, определить сущность акмеолошческого подхода к управлению качеством образования.

Выявить условия, необходимые для обеспечения акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей.

Определить место педагога в системе управления качеством дополнительного образования детей.

Создать проектные системы реализации акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей.

Разработать оценочно-стимулирующий уровень в управлении качеством образовательного процесса.

Теоретический анализ проблемы и моделирование.

Использование акмеологического проектирования.

Опытно-экспериментальная работа педагогических кадров на основе акмеологического подхода.

Аналитико-диагностические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования: образовательные учреждения Приморского района Санкт-Петербурга, Дом детского творчества и другие учреждения дополнительного образования детей; Научно-методический центр и Научно-методический совет Отдела управления образованием Администрации Приморского района; Ленинградский областной институт развития образования. Основные этапы исследования:

I этап (1998-1999 г. ) – поисково-подготовительный: анализ психолого-педагогической литературы, исследований по акмеологии образования, по управлению; разработка основных понятий и методик исследования.

II этап (1999-2001 1т. ) – опытно-экспериментальный: разработка проектов и проведение опытно-экспериментальной работы.

III этап (2002-2003 гг. ) – обобщающий: анализ и обобщение материалов, написание диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость: • определена сущность акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей; систематизированы современные социально – педагогические функции этой системы;

• разработана и апробирована акмеологическая стратегия управления качеством дополнительного образования детей;

• разработана система педагогических условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических) обеспечения акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей;

• раскрыты особенности педагога дополнительного образования как объекта и субъекта управления и субъекта акмеологического развития;

• конкретизированы особенности акмеологических технологий,. используемых как средство управления качеством образовательного процесса в дополнительном образовании детей;

• построена обобщенная модель творческой индивидуальности как критерия качества дополнительного образования.

• Разработаны практические рекомендации по использованию акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей.

• Осуществлено обновление содержания программно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей (УДОД).

• Создан новый опыт повышения квалификации педагогов дополнительного образования в УДОД по акмеологии.

• Разработаны проекты развития системы дополнительного образования детей на уровне районной системы управления образованием и на уровне образовательных учреждений

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения гуманистической философии и педагогики о развитии человека и его сущности (Б. Гершунский, С. Гессен, А. Леонтьев, Е. Рыбалко, В. Слободчиков, Д. Фельдштейн и др. ); акмеологиче-ские идеи целостного развития человека в процессе образования и творческой деятельности (Б. Ананьев, А. Бодалев, И. Волков, А. Дер-кач, А. Реан и др. ); современная теория качества образования и системный подход к управлению качеством процесса образования (В. Горшкова, В. Кричевский, О. Лебедсв, М. Поташпик, В. По-добед, А. Субепо, Т. Шамова и др. ); современные положения теории образования взрослых (С. Вершловский, В. Воронцова, Ю. Кулюткин, Г. Сухобская, А. Макареня, А. Марон, Е. Тонко-ногая и др. ); основы системно-комплексной диагностики образования (В. Максимова, Т. Дормидонова и др.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены его концептуальностью, системным подходом, комплексом методов теоретического и экспериментального исследования, организационно-педагогической деятельностью диссертанта.

На защиту выносятся следующие положения:

Управление качеством дополнительного образования детей состоит в программно-целевом взаимодействии субъектов управленческой деятельности, направленной на создание условий (организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических), обеспечивающих развитие и функционирование, не регламентированное стандартом образовательного процесса. Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей состоит в проектировании управленческих систем, нацеленных на развитие творческой индивидуальности ученика и педагога на основе принципов индивидуализации и самореализации, саморазвития и рефлексивного управления.

Относительно учреждения дополнительного образования акмеологический подход педагога реализуется в иерархической системе уровней управления: 1) теоретико-концептуального, который состоит в разработке основных идей акмеологического подхода к управлению качеством образования; 2) программно-проектировочного, реализуемого через проектирование авторских и экспериментальных пр01рамм и проектов творческих объединений; 3) системно-планирующего, связанного с разработкой планов деятельности всего учреждения, каждого творческого объединения и планов развития индивидуальных занятий с детьми, имеющими различные уровни способностей; 4) процессуально-технологического, который состоит в проектировании технологий реализации вариативных программ дополнительного образования как средств управления образовательным процессом; 5) оценочно-стимулирующего, выраженного в стимулировании творческой инициативы педагогов и учащихся на основе акмеологического анализа и оценки их деятельности как обратной связи в управлении качеством образования.

Проектирование стратегии реализации акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей как на уровне района, так и на уровне основной экспериментальной площадки – Дома детского творчества – представляет собой корпоративную деятельность управленцев, педагогов и учащихся, которая

включает акмеологическое целеполагание и моделирование; создание системы условий реализации акмеологически ориентированных проектов (программ развития деятельности) и акмеологической среды; использование механизмов косвенного («мягкого») управления развитием творчества (мотивация достижений, акмеологическое сопровождение, рефлексивное управление, поддержка мастерства в творчестве, карьерная перспектива, престижность высоких результатов и др. ); установку на интегральные критерии качества образования.

Акмеологический подход к управлению качеством дополнительного образования детей реализуется и через анализ авторских и экспериментальных программ дополнительного образования по акмеологиче-ским критериям: качество цели, направленной на акмеологическое развитие учащегося; качество процесса, достигаемое с помощью технологий развития творчества; качество результата, выраженного в росте творческих достижений учащихся и числа педагогов – акмеологов, способных к проектированию авторских программ развития индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся и саморазвитию профессиональных умений сотворчества.

Апробация результатов исследования осуществлялась: на заседаниях секции акмеологии школьного и последипломного образования Академии акмеологических наук, лаборатории акмеологии ИОВ РАО, кафедры акмеологии и психологии Ленинградского областного института развития образования с 1999 по 2003 год. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга с 1998 года и Научно-методического Центра Приморского района с 2000 года. Основные научно-теорстические и практические результаты были представлены в публикациях автора и в виде докладов: на научно-практической конференции «Развитие системы образования Приморского района» (2001), на международной конференции «Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях» в ЛОИРО (2002), на межрегиональном семинаре «Акмеология: новое качество образования» в ИОВ РАО (2002).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы:

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза исследования, раскрыта его научная новизна и практическая значимость, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Акмеология образования как теоретико-методологическая основа исследования проблемы» даны анализ и историческая справка формирования системы дополнительного образования детей и развития ее социально-педагогических функций. Описано становление акмеологического подхода в исследовании проблемы управления качеством образования.

Качество образования рассматривается как системная методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели развития образовательной системы (В. Максимова, Д. Матрос, М. Поташник, В. Панасюк, H. Селезнева, А. Су-бетто и др. Каждый компонент образовательной системы может иметь качественную характеристику с позиции общей парадигмы и модели образования: качество цели, качество процесса и качество результата.

Новое теоретико-методологическое направление, которое состоит в разработке моделей и проектов развития человека до уровня его высших достижений, совершенствования его как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности можно назвать акмеологическим подходом к образованию (Ю. Гагин, JT. Кондрашкова, С. Пятибратов, Н. Полетаева и др

Акмеологический подход как новое теоретико-методологическое направление в науке, несомненно, должен способствовать решению проблемы восхождения человека к вершине своего совершенства и стать инструментом для сохранения духовно-нравственной основы общественной жизни.

Акмеология дополнительного образования – это одна из сторон педагогической акмеологии в целом. Основной методологической категорией акмеологии является целостное развитие человека в социуме, здесь человек (педагог или учащийся) рассматривается как личность, индивидуальность, индивид, субъект жизнедеятельности (Б. Ананьев).

Задачей акмеологии образования является поиск механизмов и условий достижения человеком вершин в личностном, духовном и профессиональном развитии в образовательной деятельности. Акмеология основана на понимании сущности человека как биопсихосоциального существа. «Акме» – вершина в развитии человека, это, прежде всего, способность к проектированию и осуществлению высших достижений в его личностном саморазвитии.

Акмеология образования опирается на психологические основы че-ловекознания (Б. Ананьев) и рассматривает проблемы профессионального развития специалиста и его профессионализма (Л. Е Варфоломеева, A. Деркач, Н. Кузьмина и др. ); педагогического совершенствования учителя (Ю. Гагин); мастерства и высших достижений спортсменов (И. Волков); целостного развития растущего человека в школьном образовании (В. Максимова) и др. Появилась новая область исследований – синергетическая акмеология (В. Бранский, С. Пожарский), которая опирается на теорию самоорганизации, изучает вопросы взаимосвязи индивидуального и социального «акме» и выдвигает в качестве общего критерия совершенства максимальную устойчивость социальной системы, какой является и творческая личность.

Русские философы видят сущность человека в единстве тела, души и духа, а вершину развития человека – в достижении всеединства. Дух в качестве высшего синтеза жизненных сил имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни (И. Ильин). Акмеология образования исследует возможность актуализации и реализации духовных сил человека в его саморазвитии в процессе образования.

Акмеология в дополнительном образовании может выполнить теоретико-методологическую функцию по отношению как к педагогу, так и учащемуся на пути к их «акме». В основу акмеологического подхода могут быть положены авторские и экспериментальные программы, направленные на развитие творческих способностей, самоутверждение, самореализацию и профориентацию учащихся. Анализ литературы позволяет определить основные направления исследований акмеологии дополнительного образования:

• закономерности достижения вершин в развитии человека с позиции

формирования творческих истоков внутреннего мира;

• создание системы управления на основе акмеологического подхода к разработке авторских программ и технологий развития и воспитания одаренных детей;

• акмеологические технологии реализации «Я-концепции» в творческой деятельности педагога дополнительного образования и творческой личности ребенка;

• повышение квалификации педагога дополнительного образования с использованием акмеологических технологий, способных направить его профессиональную деятельность к достижению духовной, профессиональной и личностной зрелости.

В целом акмсологический подход в дополнительном образовании должен быть ориентирован на развитие образовательных систем и субъектов творческого образовательного процесса, обеспечивая успех друг другу в их самореализации и развитии духовно-нравственного потенциала личности.

Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое развитие как педагога, так и учащегося, так как в результате освоения и реализации той или иной «акме»-программы они движутся каждый к своей «акме»-вершине.

Можно выделить целый ряд определений методологической категории «акме», в том числе в дополнительном образовании:

– «акме» как установка на успех, развитие индивидуальности и ее творческого потенциала, на саморазвитие и адаптацию в социуме;

– «акме» как критерий анализа качества процессов и результатов развития творческой индивидуальной деятельности;

– «акме» как уровень оценки профессионализма педагога, его целостного развития и качества конечного результата – социальной зрелости и творческой индивидуальности ученика.

Анализ методологической категории «акме» позволяет проектировать педагогический результат и управлять качеством образования на основе «акме»-программ и «акме»-технологий обучения и воспитания.

В первой главе также определены условия обеспечения акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей.

Совершенствование системы дополнительного образования детей во многом зависит от организации и качества управления ею. Старая система управления, которая опиралась на централизованное и жесткое регулирование, разрушена, а новая система формируется в виде отдельных элементов, не образуя пока целостной структуры. Причины, породившие противоречия в развитии управления системой образования состоят:

1 ) в крайне недостаточной разработанности управленческих подходов, вследствие чего процессы реформирования управления образованием отставали от реформы его содержания; 2) в отсутствии опыта управления на основе политики регионализации и муниципализации образования, развития местного самоуправления и реализации принципа автономности образовательных учреждений.

Данные противоречия определяют актуальность разработки нового, акмеологического подхода к управлению качеством образования, который в значительной мере обобщает идеи и положения, разработанные в общей теории управления образованием (В. Афанасьев, А. Жилина, Ю. Конаржевский, B. Лазарев, М. Моисеев, В. Подобед, М. Поташник, Т. Шамова и др. ), и в теории рефлексивного управления (В. Андреев, Е. Бондаревская, Ю. Кулюткин, Г. Сухобская, Т. Шамова и др. ), интегрирует и дополняет эти идеи акмеологическими моделями личностной активизации и самоорганизации процесса управленческой деятельности, разработанными в управленческой акмеологии (А. Деркач).

Реализация акмеологического подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей возможна при наличии системы благоприятных условий, которые действуют в системе управления образованием в целом и дополнительным образованием, в частности, а также в отдельном учреждении дополнительного образования детей.

Условия – это динамичный феномен, который находится в процессе развития. Это объективные, субъективные и объективно-субъективные компоненты и факторы системы управления и управляемой системы, которые обеспечивают реализацию основных положений акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей. В исследованиях В. Лободина, Н. Полетаевой, В. Слобод-чикова, C. Тарасова и др. условия понимаются как совокупность объективных и субъективных факторов педагогической реальности, которые способствуют достижению поставленных образовательных и воспитательных задач. Анализ ситуации развития образования в Санкт-Петербурге показал, что изменения по линии гуманизации системы образования приобрели глубокий и масштабный характер и привели к поиску новых подходов к организации управления, которое имеет противоречивые тенденции развития и сталкивается с существенными проблемами, факторами риска – внесистемными и внутрисистемными. Внешние факторы в целом являются благоприятными для реализации индивидуальных личностно-ориентированных программ развития образования: относительная стабилизация политической и экономической обстановки в стране, поиск общенациональных основ духовного единства общества, подготовка к трехсотлетию Санкт-Петербурга и др.

В первой главе приводятся модель творческой индивидуальности учащегося (рис. 1) и модель акмеологической стратегии управления качеством дополнительного образования детей (рис.

Моделирование осуществлялось на основе анализа категории «индивидуальность» и качеств творческой личности, выделенных в исследованиях И. Корчуганова. Большинство отечественных ученых 4) (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, А. Асмолов, C. Рубинштейн и др. ) рассматривают индивидуальность не просто как совокупность индивидных и личностных свойств, а как проявление высших характеристик духовного развития человека, его уникальности, как целостную духовную организацию, отражающую внутренний мир человека, его самобытность.

Творческая индивидуальность в исследовании понимается как направленность личности на творческую деятельность, которая становится ценностью и смыслом жизни и создаст оригинальные продукты, отражающие индивидуальные особенности человека. Творческая индивидуальность ученика формируется под влиянием образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации обучения (Ю. Бабан-ский, A. Кирсанов, В. Крутецкий, Е. Рабунский, И. Унт и др. ), который является одним из основных в дополнительном образовании детей.

Разработка представленной модели стратегии управления осуществ-ij лялась:

1) на основе анализа акмеологической стратегии управления развитием районной образовательной системы, включающей рефлексивное и деятельностное содержание стратегии управления (Л. Кондрашкова);

2) путем коллективного творчества и «мозгового штурма» педагогов и руководителей Дома детского творчества. Данная модель отражает результаты акмеологического развития педагогов в образовательной и профессиональной деятельности, понимание ими сущности проблемы акмеологического подхода к управлению качеством образования. Ак-меологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей должен быть обеспечен совокупностью условий

функционирования и развития этой системы: организационно-управленческими, научно-методическими и психолого-педагогическими. Педагог дополнительного образования может реализовать акмеоло-гический подход к управлению качеством дополнительного образования детей, если он сам становится субъектом управления и акмеологическо-го развития в процессе творческой созидательно-педагогической деятельности. I Педагог дополнительного образования – это субъект управления в ‘ масштабе целостного образовательного процесса, который самостоятельно определяет его содержание, технологии, организацию на основе принципа индивидуализации обучения. Педагог дополнительного обра- I зования – это объект управления со стороны администрации учреждения дополнительного образования детей, которая ориентирует его на выполнение новых требований к качеству дополнительного образования , на единство воспитания и развития каждого ученика как творческой индивидуальности. Администрация учреждения дополнительного образования детей стимулирует саморазвитие педагога, его движение к новым достижениям, новому акме в педагогической деятельности. Педагог достигает новых вершин, если становится субъектом саморазвития.

Таким образом, акмеология образования в своем развитии охватывает все больший круг вопросов, которые могут быть исследованы с позиции этой интегральной области знаний. Управление качеством дополнительного образования детей – это новый аспект исследований, для которых акмеология образования становится теоретико-методологической основой, что позволяет обосновать акмеологический подход к исследо- 1 ванию и реализации управления

В системе дополнительного образования де!ей в условиях модернизации общего среднего образования присутствуют новые социально- к педагогические функции: развивающая, воспитательная, культуротвор-ческая, адаптационная, компенсаторная, коммуникативная, профориен-тационная, общеобразовательная, профилактическая, оргапизационно-досуговая, социально-терапевтическая и др.

Рис. 1 Модель творческой индивидуальности (учащегося системы ДОД)

Рис. Модель акмеологической стратегии управления качеством дополнительного образования детей (ДОД)

‘ занятия по дополнительным образовательным программам в общеобра-

w зовательных школах (творческие объединения, секции, клубы, ансамбли, студии и др. ); подростковые клубы и т. Наше исследование осуществляется на уровне учреждения – Дома детского творчества.

Во второй главе «Акмеологический подход педагога к управлению качеством дополнительного образования детей в опытно-экспериментальной работе» обосновывается проектирование управленческих технологий и анализируются их результаты.

Проектирование страаегии реализации акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей осуществлялось одновременно с организацией опытно-экспериментальной работы и проходило ряд этапов:

I- разработка теоретико-концептуального уровня управления на основе акмеологического подхода; разработка общей модели управления качеством дополнительного образования детей в иерархической системе управленческой деятельности; И- разработка районного проекта «Дополнительное образование детей: новые резервы» (разработчик М. Вострова) с опорой на городской Ь проект «Дополнительное образование: гарантии развития творче-

ских возможностей детей и подростков» (ГДТЮ), моделирование единого воспитательного пространства района с учетом всех структур общего и дополнительного образования; III- разработка программы развития Дома детского творчества как районного организационно-методического центра развития системы дополнительного образования детей; проектирование интегрированной образовательной программы ДДТ как совокупности социально-педагогических программ развития, воспитания, обучения и социальной защиты интересов детей, подростков и юношества;

IV- системное планирование организационно-управленческой и образовательно-педагогической деятельности учреждения (перспективное, календарное, индивидуальные планы); разработка производственного и учебного планов учреждения на основе идей акмеологического подхода к управлению качеством образования; разработка плана научно-методической работы с организацией творческих групп педагогов и учебно-тематического плана повышения квалификации по

теме «Педагог как субъект управления качеством образования»; }

V- разработка педагогами образовательных (учебных) и досуговых программ работы творческих объединений (авторских, экспериментальных, модифицированных) на основе социального заказа и ак- ^ меологического подхода к проектированию; определение ведущих профилей образования, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, форм досуговой деятельности;

VI- проектирование педагогами технологий реализации учебных и досуговых программ на основе акмеологических механизмов стимулирования творческого развития и саморазвития в процессе взаимодействия с учащимися, социального развития в условиях психолого-педагогического сопровождения процессов обучения и воспитания учащихся;

VII- реализация проектов, программ, технологий на практике; разработка и применение критериев, показателей и методов анализа и оценки качества образования, стимулирование дальнейшего развития на основе обратной связи; организация смотров, конкурсов, соревнований, олимпиад и других форм оценки качества образования.

Во второй главе также дан анализ акмеологического подхода педа-

гога к проектированию и реализации образовательных программ допол- I нителыюго образования детей. Понятие «образовательная программа» ‘ употребляется в исследовании в нескольких смыслах: 1) как интегриро- /

ванная образовательная программа всего учреждения, которая включает цели и задачи образовательной деятельности учреждения, учебный и производственный планы, совокупность учебных и досуговых программ по направлениям содержания образования и воспитания, технологии, формы аттестации, мониторинг как средство управления реализацией программ; 2) как учебная программа творческого объединения, отражающая совокупность предметных областей деятельности учащихся по профилю; 3) как досуговая программа, способная обеспечить образование, квалифицируемое как создание человеком образа самого себя (воспитательный аспект).

Во второй главе представлен разработанный на базе ДЦТ Приморского района Санкт-Петербурга оценочно-стимулирующий уровень управления качеством образовательного процесса в опытно-экспериментальной работе.

Опытно-экспериментальная работа на этапе оценочно-стимулирующего уровня управления качеством образовательного процесса в ДЦТ состояла в разработке технологии оценки этого качества с позиции ^ акмеологического подхода. При этом мы исходили из следующих пози-

‘ – образовательный процесс в дополнительном образовании всегда

тивности педагога и ученика;

– в анализе качества образовательного процесса необходимо выделять критерии и показатели творчества педагога и творчества ученика в его образовательно-творческой деятельности;

– акмеологический уровень анализа качества образовательного процесса предполагает сопоставление качества педагогической деятельности и качества обучения учащихся по направлениям, реализующим разные виды образовательных программ, и выявление общих высоких показателей, тенденций динамики показателей качества (рис. 3 а, б,).

Анализ авторских и экспериментальных программ дополнительного образования осуществлялся по акмеологическим критериям: качество цели, направленной на акмеологическое развитие учащегося (целостное, духовное, творческой индивидуальности); качество процесса (акмеоло-гические технологии обеспечения успеха каждого ученика, его саморазвития, потребности в достижениях, социального творчества); качество «* результата (акмеологическая среда, творческая индивидуальность, твор-

ческий коллектив, рост числа призеров конкурсов, участников социаль-но-досуговых программ, числа детей, охваченных дополнительным образованием, в том числе, из неблагополучных семей).

Анализ качества педагогической деятельности педагогов дополнительного образования (106 чел. ) позволил выделить три их группы и проследить динамику: педагоги нормативного уровня – «Исполнители» (54% в начале эксперимента и 45% в конце), педагоги поискового уровня – «Новаторы» (соответственно 29% и 34%) и педагоги творческого уровня – «Акмеологи» (17% и 21%). Анализ качества обучения учащихся по ступеням развития их творческой деятельности (с I по V) обнаружил сходную тенденцию: 1) освоение базовых программ – 69% учащихся; 2) освоение программ расширенного уровня – 53%; 3) освоение программ повышенного уровня, самостоятельное творчество («акме») -12% учащихся, достигают прежде всего те, кто работает под руководством педагогов-акмеологов.

II пирамида – в конце ОЭР Рис. Акмсофамма качества обучения (педагоги)

К положительным результатам относится рост числа образцовых коллективов, достигающих коллективного «акме», и другие положительные тенденции роста качества дополнительного образования.

В исследовании разработаны: стратегия реализации акмеологиче-ского подхода педагога к управлению качеством дополнительного образования детей; модель творческой индивидуальности; совокупность педагогических условий, необходимых для реализации акмеологического подхода. Обоснована сущность акмеологического подхода к управлению качеством дополнительного образования детей; конкретизирован ряд рабочих понятий, составляющих понятийный аппарат исследования. ‘ Как практический результат установлен рост группы «педагогов-акмеологов», дана их характеристика как высшего уровня качества творческого педагога, педагога-методолога, достигающего гармонии профессионального и личностного развития и способного к самопроектированию авторских образовательных программ и акмеологических технологий как средств управления качеством обучения и воспитания детей.

Задачами дальнейших исследований могут стать акмеологический анализ процесса трансформации педагога – исполнителя в педагога -акмеолога, формирование акмеологической позиции управленческих кадров, интеграция государственных и общественных механизмов управления на основе акмеологического подхода и др.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Вострова М. Значимость психологической среды для учащихся // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб. : Научное изд.

ВПА, 2001. Вып. 112-113

Вострова М. Акмеология в системе дополнительного образова- ( ния // Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях. Межвуз. науч. в 3 ч. ‘« 4. 2 – СПб. : ЛОИРО, 2002. – С. 43-46.

Вострова М. Развитие акмеологического подхода в исследованиях системы дополнительного образования // Педагогическая акмеология: поиски и достижения. – СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. Вып. – С. 54-58.

Вострова М. Акмеологические технологии анализа и оценки эффективности образовательных программ дополнительного образования детей // Педагогическая акмеология: поиски и достижения. – СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2003. Вып. – С. 102-107.

BOCTPOBA МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано в печать 25. Формат бумаги 60х 84 /16. Бумага офсетная. Объем 1,5 усл. -печ. Тираж 100 экз. Заказ № 26.

Типография ИОВ РАО 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 78.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *