Наталья Галкина
Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации»
1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
а) Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
б) Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
в) Устав ДОУ;
г) Приказ МО и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.
2. Назовите основные направления развития ребёнка?
3. Укажите части образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа):
а) аннотация программы
б) пояснительная записка
г) обязательная часть
д) часть, формируемая участниками образовательных отношений
4. На основании каких документов разрабатывается Программа
а) Федеральный закон № 273-ФЗ “Об образовании в российской Федера-ции”
б) Устав дошкольного образовательного учреждения
в) Концепция дошкольного воспитания
г) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
е) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
5. Объём обязательной части Программы составляет:
6. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены:
а) парциальные образовательные программы
б) санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия
г) формы организации образовательной работы
7. Обязательная часть Программы включает в себя:
а) целевой раздел
б) раздел самостоятельной деятельности
в) раздел содержательный
г) раздел совместной деятельности педагога и детей
д) организационный раздел
8. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна содержать следующие разделы:
а) Планируемые результаты
б) Аналитическая справка
в) Раздел целевой
г) Пояснительная записка
д) Содержательный раздел
е) Принципы и подходы к формированию Программы
ж) Организационный раздел
з) Раздел мониторинга
Назовите образовательные области:
а) Физическое развитие
б) Математическое развитие
г) Художественно-эстетическое развитие
е) Изобразительная деятельность
ж) Социально-коммуникативное развитие
и) Познавательное развитие
л) Речевое развитие
10. Непрерывная продолжительность процедуры психолого-педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста не должна превышать
а) 25 минут
б) 20 минут
в) 15 минут
11. Какие качества ребенка исследуются в процессе мониторинга
а) Интеллектуальные качества
б) Физические качества
в) Возрастные качества
г) Лидерские качества
д) Личностные качества
е) Нравственные качества
12. Определите фразы, являющиеся наблюдением
а) Знает названия цветов
б) На занятиях сидит, заткнув уши пальцами рук
в) Не умеет оценивать свою работу
г) Настя подметает пол на веранде и говорит, ни к кому не обращаясь: «Нигде порядка нет, ни дома, ни здесь. Куда бы деться?»
д) В ходе игры рассказывает сам себе, что делает, для кого, что будет потом
е) Вася выбрал центр строительства. Сам начал строить самолет. Поставил в центр брусок, а с боков кирпичики
ж) Работает увлеченно, доводит начатое дело до конца
з) Много грубит и детям, и воспитателю
Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования : годовой и календарный план.
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
• календарной (разбитой по месяцам,
• цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
• текстовой (иметь текстовое описание содержания,
• табличной (иметь табличную форму написания,
• блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).
Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.
Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах :
– непосредственно образовательная деятельность;
– нерегламентированные виды деятельности;
– свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее : «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
Тест “Формы работы в ДОУ”
Позволяет проверить уровень теоретических и методических знаний в области организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.
1. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно :
интегрированные формы образовательной деятельности
все ответы верны
2. Укажите новые формы дошкольного образования:
группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
3. Что должно быть в основе развития у дошкольников эстетического отношения к скульптуре?
подведение к осмыслению взаимосвязи выразительно – изобразительных средств с замыслом автора
ознакомление со скульптурой малых форм
привлечение внимания к выразительно – изобразительным средствам скульптуры;
формирование представлений о монументальной скульптуре
4. Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
5. В детском саду используются формы организованного обучения:
6. Современные подходы к воспитанию основ экологической культуры:
формирование трудовых умений
воспитание любви к природе
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе
формирование системы экологических знаний
7. К откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствуют следующие формы работы с родителями:
папки – передвижки
8. ИКТ в работе современного педагога – это:
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация)
9. Развитию творческого конструирования у детей дошкольного возраста способствует такая форма организации обучения как:
конструирование по модели
конструирование по условию
конструирование по образцу
конструирование по замыслу
10. Обновление содержания и повышение эффективности образования требует:
интегрированной образовательной деятельности
применение новых современных форм работы с детьми
игровые обучающие ситуации
11. Форма методической работы, для которой характерны групповые занятия по определенному плану с целью повышения теоретического уровня педагогов – это:
12. Как называется вид контроля, предполагающий изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой?
13. Календарный вид планирования:
подробно описывает ожидаемую динамику педагогического воздействия
определяет порядок работы с детьми в течение дня
определяет основные параметры диагностики развития ребенка
14. Выделите одно из основных направлений годового план работы дошкольного образовательного учреждения
анализ деятельности учреждения за прошедший учебный год
работа на участке ДОУ
организация питания детей
программа развития ДОУ
определение уровня развития детей
15. Проект -это:
форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность
создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать
16. В чем выражается преемственность работы ДОУ и школы? Вычлените неэффективное условие
использование элементов дошкольной дидактики в пер¬вых классах начальной школы
необходимость согласования методов обучения и воспиания в смежных звеньях непрерывной системы образования
необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования
работа по одинаковым учебникам
17. К индивидуальным формам методической работы относятся:
18. Игровая ситуация -это:
форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно
форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей
форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка
19. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?
умением педагогически мыслить
умением соблюдать авторитарность в воспитании;
умением налаживать связи с бизнесменами
умением наказывать детей
умением узнавать мнение родителей об их ребенке
20. Одним из факторов, влияющих на выбор видов и форм методической работы в ДОУ, является:
желание и устремление воспитателей к инновационной деятельности
высокопрофессиональная творческая работа старшего воспитателя
уровень профессиональной подготовки воспитателей
Курс 3.19. Практическая педагогика и психология дошкольного образования/ Воспитатель дошкольной образовательной организации
Курс №1.17. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в рамках ФГОС (17 модулей)
Курсы повышения квалификации:
Курсы в сфере образования
Курсы в сфере психологии
реабилитация, социальная сфера
Курсы в сфере ОВЗ
Производственная и административная сферы
Курсы по психотерапии
Автор публикации
Антонина Кацыка
Планирование образовательного процесса в ДОУ
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном учреждении используется несколько различных видов планирования :
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
4. Учет местных и региональных особенностей климата.
5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
6. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
9. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:
1 день – учить детей выполнять правила ролевого поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин», обратить внимание на культуру общения;
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день – воспитывать доброжелательное отношение к детям.
12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать, как живут птицы в лесу).
15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр., художественно-речевой, ручного труда, ряженья (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?», «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?».
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются :
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо :
1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс – это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются :
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
4. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр., но они должны отвечать следующим требованиям:
1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут, ребенок должен увидеть результат своей работы: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку.
3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.
4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке :
1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки).
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи, с детьми, которые не усвоили материал (3 – 7 минут, с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.
6. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР. Цель: создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются :
1. Все виды игр – настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые воспитателем, планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).
Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.
Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Запись занятий в календарном плане необходимо делать следующим образом :
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Чему научить, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех занятиях.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи.
ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать, в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
Методы и приемы.
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования :
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка», Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
Список вопросов базы знаний
Тема/шкала: Нормативно – правовая база
?) Детский сад
?) Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
Конвенция о правах ребенка:
?) Обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса
?) Определяет проблемы всестороннего развития личности ребенка
?) Обеспечивает целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества
Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования?
?) Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования
?) Закон «Об образовании»
?) Концепция дошкольного воспитания
Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:
?) Концепции дошкольного воспитания
?) Конвенции о правах ребенка
?) Законе РФ «Об образовании»
В каком году были утверждены Федеральные государственные требования дошкольного образования?
?) 2009 году
?) 1989 году
?) 2001 году
Современный этап дошкольного образования характеризуется:
?) Вариативностью существующих программ и технологий
?) Умением администрации ДОУ находить спонсоров
?) Связью с родителями детей
Какая из перечисленных программ является комплексной?
К образовательной программе ДОУ предъявляется определенное требование:
?) Она должна соответствовать Закону РФ «Об образовании» и Типовому положению о ДОУ
?) В программе должен соблюдаться светский характер образования
?) Программа должна строиться на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми
?) Все ответы верны
На основании санитарно – эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.4.1. 1249-03 продолжительность занятий для детей 5-го года жизни (средняя группа) не более:
?) 15 минут
?) 25 минут
?) 20 минут
Количество занятий в неделю для детей 6-го года жизни (старшая группа) не более:
Какие права ребенка обязуются обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?
?) Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав
?) Право на жизнь, гражданство, образование
?) Право на жизнь, семейные связи, образование
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в котором закреплены новые вариативные модели дошкольного образования было утверждено:
?) В 2002 году
?) В 2008 году
?) В 1995 году
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:
?) Дошкольному учреждению
Тема/шкала: Дошкольная педагогика
Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики
?) исследование конфликтов
?) воздействовать на дошкольников методом внушения
?) воспитать у детей желание учиться
?) научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп
?) воспитать послушного ребенка
Дайте определение понятию «образование»
?) результат воспитания
?) цель воспитания
?) процесс и результат обучения
?) результат обучения
Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались..
?) В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н. Н. Кожухова, Э.Г.Степаненкова, С.Е. Шукшина
?) Т.Г. Казакова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина
?) Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. Я. Гальперин, С.Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков
?) Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.И. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Э.К. Суслова, А.В.Запорожец, С.А. Козлова
?) Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т. Н. Доронова
Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников
?) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
?) процесс философского осмысления жизни
?) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
?) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей
?) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования
Назовите новые формы дошкольного образования
?) детские фильмотеки
?) детский сад — начальная школа
?) группы подготовки детей к школе
Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?
?) через социум
Чем определяется комплектование возрастных групп и ДОУ?
?) умением родителей общаться с педагогами
?) развитием способностей детей
?) пожеланиями родителей
?) типом образовательного учреждения и видом дошкольных образовательных учреждений
?) набором программ для ДОУ
Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ
?) сокращение времени дневного сна за счет занятий
?) наличие проблемных ситуаций
?) двигательная активность
?) дозированные движения
?) экскурсии в музеи
На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?
?) на капризы ребенка
?) на отношение детей к наказаниям
?) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников
?) на планы работы педагога-психолога ДОУ
?) на заботу родителей о ребенке
На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?
?) на воспитание познавательной активности
?) на связь с семьей
?) на формирование сознания
?) на развитие речи детей
?) на моделирование предметов окружающего мира
Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников?
?) интерес к качеству пищи для детей
?) интерес к планированию работы ДОУ
?) согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОУ
?) изучение творческих работ детей
Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования ?
?) Конституция РФ
?) Типовое положение о ДОУ
Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников
?) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
Найдите верное утверждение
?) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это форма физического воспитания
?) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это метод физического воспитания
?) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это условие физического воспитания
?) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это задача физического воспитания
?) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это способ физического воспитания
Кто из современных педагогов раскрывает особенности конструктивной деятельности детей?
?) Н. Н. Поддьяков
?) Я. А. Коменский
?) Р. Г. Казакова
?) А. Н. Давидчук
?) умением наказывать детей
?) умением педагогически мыслить
?) умением узнавать мнение родителей об их ребенке
?) умением соблюдать авторитарность в воспитании
?) умением налаживать связи с бизнесменами
?) организация питания детей
?) определение уровня развития детей
?) программа развития ДОУ
?) анализ деятельности учреждения за прошедший учебный год
?) работа на участке ДОУ
Кто из педагогов и психологов рассматривал игру с позиций психологической теории деятельности?
?) А. В. Запорожец
?) К. Д. Ушинский
?) Н. К. Крупская
?) Т. С. Комарова
Выделите понятие, характеризующее один из этапов педагогической деятельности
?) подготовка конспекта занятий
?) изучение воспитанников и определение задач воспитания
?) организация знакомства детей со сверстниками
?) опрос детей на прогулке
?) диагностика готовности к школе
?) необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования
?) необходимость согласования методов обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования
?) работа по одинаковым учебникам
?) использование элементов дошкольной дидактики в первых классах начальной школы
?) продолжение в школе работы по всестороннему воспитанию детей
Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе (в т. ч. леворуких детей)?
?) Л. С. Выготский
?) А. С. Макаренко
?) В. А. Сухомлинский
?) М. М. Безруких
Тема/шкала: Организация методической работы
Педагогическое мастерство – это:
?) Приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях (пед. умения)
?) Педагогическая деятельность, при которой происходит создание принципиально нового в содержании, организации воспитательно – образовательного процесса (пед. творчество)
?) Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека
Педагогический мониторинг – это:
?) Проверка и изучение специалистами – экспертами характера, продуктов деятельности педагога (пед. экспертиза)
?) Постоянное отслеживание состояния педагогической системы принятия управленческих решений, её функционирование и развитие
?) Выявление состояния педагогического объекта, процесса, явления (пед. диагностика)
?) Деловая игра
Какой из документов определяет специфику организации учебно – воспитательного процесса в конкретном ДОУ с учётом стандарта дошкольного образования:
?) Парциальная программа
?) Образовательная программа
Председатель Совета педагогов:
?) Избирается Советом педагогов
?) Назначается приказом руководителя
?) Избирается на общем собрании трудового коллектива
Важная функция управления, которая обеспечивает систематическую рациональную и эффективную работу всех подразделений ДОУ:
?) Кадровое обеспечение
Организационно – юридический документ, регламентирующий одну из сторон деятельности учреждения:
?) Положение (локальный акт)
Последовательность выполнения действий – это:
Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют:
?) Менее половины его членов
?) Половина его членов
?) Одна третья часть его членов
Педагогическую диагностику с детьми целесообразно проводить:
?) Два раза в месяц
?) В младшей группе и в период окончания дошкольного учреждения – в подготовительной группе
?) Два раза в год
?) Определяет порядок работы с детьми в течение дня
?) Определяет основные параметры диагностики развития ребенка
?) Подробно описывает ожидаемую динамику педагогического воздействия
ДОУ с этнокультурным компонентом образования – это учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного уровня обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение:
?) Национального языка, культуры, традиций народа
?) Народных обрядов
Форма методической работы, для которой характерны групповые занятия по определенному плану с целью повышения теоретического уровня педагогов – это:
?) Совет педагогов
Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ:
?) Проблемное обучение
?) Традиционное обучение
?) Развивающее обучение
Режим жизнедеятельности ДОУ, предполагающий качественно новое состояние всех элементов и системы в целом называется:
?) Режим развития
?) Режим функционирования