Дети с ограниченными возможностями здоровья – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с ОВЗ, может быть, затронут тот или иной анализатор – слух, зрение. Кроме того, у детей с ОВЗ нередко бывают нарушения в опорно-двигательной системе, значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие.
Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.
Первая и основная цель СИПР – построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;
3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):
1. Структура СИПР
2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)
3. Психолого-педагогическая характеристика
Она составляется на основе психолого – педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
- особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
- характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами;
- особенности личности ребенка (со слов родителей);
- выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
4. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Индивидуальный образовательный маршрут:
Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классена занятии; Режим посещения школы.
5. Содержание образования
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
5.1. Базовые учебные действия
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
5.3. Психолого-педагогическое сопровождение
5.4. Нравственное развитие
5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.6. Внеурочная деятельность
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.
Общий вывод, СИПР:
- Оптимизирует коррекционный процесс;
- Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов;
- Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний;
- Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы;
- Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей;
Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).
Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- https://fgos.ru/
- http://ege.pskgu.ru/index.php/prilozheniya.html
- http://ege.pskgu.ru/index.php/component/k2/itemlist/category/41-0-razdel.html
- https://infourok.ru/sipr-specialnaya-individualnaya-programma-razvitiya-osobennosti-razrabotki-i-realizacii-1165607.html
- https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
Как и на основании чего разработывается СИПР?
В заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) указан вариант адаптированной образовательной программы (АООП) по ФГОС ОВЗ или ФГОС УО, по которой рекомендуется обучать ребенка.
Для обучения по некоторым вариантам ФГОС разработка СИПР является обязательной. Это касается обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. К таким случаям относятся все «четвертые» варианты программы ФГОС ОВЗ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598) и «второй» вариант программы ФГОС УО (Приказ № 1599).
В некоторых случаях разработка СИПР не является строго обязательной, но школа может разработать СИПР, если придет к выводу, что ребенок в ней нуждается. Как правило, это соответствует «третьему» варианту программы ФГОС ОВЗ.
СИПР разрабатывается на один учебный год при поступлении ребенка в образовательную организацию. В первый год обучения в течение первого месяца должно быть проведено психолого-педагогическое обследование ребенка с участием всех педагогических работников и иных специалистов, которые будут в дальнейшем его обучать. На основе обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося: его навыков и умений. После этого разрабатывается СИПР, которая включает следующие части:
- Общие сведения — персональные данные ребенка и его родителей (законных представителей).
- Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации для оценки его актуального состояния, развития и определения зоны ближайшего развития (подробное описание характеристики дано выше).
- Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для ребенка приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
- Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
- Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
- Внеурочная деятельность ребенка — перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.
- Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
- Программа сотрудничества специалистов с семьей ребенка, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи.
- Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Важная часть реализации СИПР — проведение мониторинга один раз в полугодие. Экспертная группа оценивает уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой.
При мониторинге реализации СИПР за учебный год результаты оформляются в форме характеристики. На её основании составляется СИПР на следующий учебный период.
Тем не менее, если речь идет об обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, в начале следующего учебного года снова потребуется проведение психолого-педагогического обследования для определения актуального состояния.
Что делать, если вы столкнулись с нарушениями при разработке СИПР?
Родители (законные представители) детей с инвалидностью часто жалуются на нарушения со стороны педагогов школы при разработке СИПР. К таким нарушениям относятся:
- отказ разработать СИПР;
- разработка СИПР с существенной задержкой;
- формальное составление СИПР, отсутствие качественной индивидуализации;
- отсутствие мониторинга освоения программы.
Родители являются полноправными участниками процесса организации обучения ребенка с ОВЗ. Например, вы имеете право участвовать в обсуждении результатов психолого-педагогического обследования ребенка (напомним, оно проводится в начале учебного года), знакомиться с разработанной для ребенка СИПР. Все это позволит вам вовремя заметить и отреагировать на нарушения, если они будут допущены.
Важно! Эффективность обучения ребенка с ОВЗ значительно повышается, если между школой и родителями ученика сложился конструктивный диалог, где обе стороны прислушиваются к мнению и рекомендациям друг друга. Старайтесь поддерживать уважительные взаимоотношения и максимально спокойно и корректно добиваться реализации прав вашего ребенка.
Небольшая инструкция для родителей:
1. Разработка СИПР. В начале учебного года подайте заявление о разработке ребенку СИПР на текущий учебный год и об ознакомлении вас с программой после ее составления. Как правило, СИПР разрабатывается в первый месяц текущего учебного года по результатам психолого-педагогического обследования. До конца сентября программа должна быть сформирована. Вам предоставят возможность с ней ознакомиться. Отказы составить программу в срок или ознакомить вас с ней являются нарушениями. Вы вправе обжаловать такие действия школы в органы образования.
2. Изучение содержания СИПР. При ознакомлении с СИПР сделайте качественную фотокопию каждой страницы программы, чтобы внимательно изучить ее дома. Это необходимо для понимания плана обучения и развития вашего ребенка. Изучите содержание СИПР. Если вы обнаружили в программе существенные неточности (например, характеристика ребенка явно не отражает состояние его здоровья и особенности развития, образовательные задачи явно недоступны для освоения ребенком), обратитесь за консультацией к специалисту.
Специалист поможет корректно проанализировать составленную программу и оценить — насколько существенными являются допущенные нарушения, препятствуют ли они организации качественного образовательного процесса для вашего ребенка. Такая консультация может быть дана в Федеральном ресурсном центре по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
После получения консультации, обратитесь в письменном виде к директору школы с просьбой принять во внимание, выявленные специалистами недостатки, и провести коррекцию СИПР. Если директор школы отказывается обеспечить коррекцию СИПР, например, отвечает на ваше заявление отказом или вообще оставляет обращение без ответа, обратитесь в орган образования, который является учредителем вашей школы.
Информацию о том, кто является учредителем, вы можете найти в уставе школы, размещенном на её официальном сайте. Как правило, учредителем специальных и коррекционных школ является региональное министерство образования, а муниципальных школ — местная администрация или подведомственное ей управление образования. В заявлении в орган образования укажите, что вашему ребенку составлена некачественная СИПР, а школа отказывается устранить недостатки. Приложите подтверждающие документы: копию заключения ПМПК, СИПР, заключения эксперта на СИПР, обращения в школу, отказа школы внести изменения в СИПР.
Если орган образования отказывается удовлетворить ваши требования, вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру по месту нахождения школы или в суд. К жалобе также приложите копии всех документов.
3. Мониторинг реализации СИПР. Обратитесь с заявлением на имя директора школы об ознакомлении вас с результатами мониторинга СИПР. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие (как правило, в январе и мае текущего учебного года). В ходе мониторинга участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных программой. В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертная группа может внести изменения в СИПР. Если мониторинг не проводится, вы вправе обратиться с жалобой в органы образования.
Напомним, что защите права детей с инвалидностью на образование посвящена работа юристов горячей линии по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива». Вы можете задать свой вопрос совершенно бесплатно, заполнив форму. Обращения принимаются со всех регионов России.
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Цель исследования заключается в изучении принципов и подходов формирования специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить ФГОС обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- изучить методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- обобщить опыт по актуальным вопросам создания организационно-методических условий реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
Новизна нашего исследования заключается в том, что подобный подход к стандартизации применяется впервые в истории Российского образования и понадобится время для его осмысленного внедрения и анализа результатов применения.
Практическая значимость состоит в описании алгоритма составления СИПР, обращается внимание на наиболее значимые звенья цепочки шагов по разработке и применению индивидуальной программы. Данная работа будет полезной для специалистов, работающих с особыми детьми.
Подготовительная работа к разработке СИПР
Подготовка к разработке СИПР начинается с приёма обучающегося в образовательную организацию и оценки его развития.
При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации.
В процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. Члены семьи ребенка также могут участвовать в проведении обследования, если их присутствие не влияет на поведение ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
1) беседу с родителями;
2) наблюдение за ребенком;
3) анализ результатов обследования.
Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка.
Проведенный экспертной группой образовательной организации анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка позволяет дать оценку состояния развития обучающегося и обозначить для него приоритетные образовательные области. Оценка представлена в описательной форме в виде характеристики, с учетом данных которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития.
Структура СИПР
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает компоненты, содержание которых будет раскрыто далее.
Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.
Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также устанавливается ИУП и отражается в расписании занятий.
Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося.
Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации экспертной группой вносятся изменения в СИПР.
Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся класса, позволяют объединять детей в группы для занятий по предметам и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
Условия реализации потребности в уходе
При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств (варианты графиков ухода и присмотра можно увидеть в примерах СИПР на прилагаемом диске).
Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких, как игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.
Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники). В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.
По мере решения психологических проблем, развития общения с другими, более опытными, родителями, создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:
консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;
участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Разработанные экспертной группой СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя. (С примерами СИПР можно познакомиться на прилагаемом диске).
Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
- Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царёв // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». – М., 2015г. – 126с.Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2014. — 61 с. Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19. - Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет». – М., 2015г. – 126с.
- Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
- Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки Российской Федерации. — М., 2014. — 61 с.
- Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царёв, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19.