Коммуникативная культура педагога
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту в рамках образовательного процесса. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия, под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;
- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
- культуру жестов и пластики движений;
- культуру восприятия коммуникативных действий;
- культуру эмоций.
Проблема коммуникации нашла отражение в работах многих исследователей, которые коммуникативную деятельность трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. Всеми ими утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов, тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает с ними личные контакты, может стать на позицию собеседника и понять характер его поведения. Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.
Процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту носит деятельный, диалогический характер. Коммуникацию можно трактовать как информационную связь субъекта с тем или иным объектом или как процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.
Считают, что освоение способами коммуникации является показателем педагогического мастерства и творчества учителя.
Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.
В связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную часть педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем понятии коммуникативная культура представлена как:
- способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;
- потребность к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих учащихся;
- готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другими, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.
Таким образом, анализ исследований позволил обнаружить, что коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности, требованием к личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка.
Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Профессионально-коммуникативные умения педагога
Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога:
- Социально-психологические умения- это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства – вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждения, идентификации и т. д.
- Нравственно-эстетические умения- это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утважать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
- Эстетические умения- это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
- Технологические умения- это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе – личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения – владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Общительность педагога
Ведущее профессиональное качество учителя – общительность. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего – важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Общительность как свойство личности включает в себя:
- коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции – эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение «погружаться» в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
Педагогический такт
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.
Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимися – в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения – отреагировать в данный момент или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.
Вербальная культура общения педагога
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится около 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.
Правила речевой культуры педагога
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
- Педагог должен говорить внятно.
- Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
- Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь не совсем грамотна, без психологических – бесцветна.
- Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания, сказанного.
- Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% – невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством выражения состояния человека.
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения:
1) Роль мимики в передаче информации.
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно – теряется до 10-15% информации.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: «Она нас любит», или «Она нас не любит». На вопрос: «Почему вы так думаете?» можно услышать ответ: «Так видно же по лицу».
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.
Когда учащиеся характеризуют учителя словами «Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «Он строгий», «Он красивый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
2) Выразительность пластики тела.
Лицо, является главным источником информации о психологическом состоянии человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Пластика – общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая позаимеет для педагога большое значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза – это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.
При общении педагогу необходимо придерживаться следующих принципов:
- принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
- уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ученика;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми?
- Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
- Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план урока. Намного важнее – ученики, их интересы, стремления.
- Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
- Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса.
- Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
- Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
- Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
- Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
- Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.
Профессионально-педагогическая культура и культура речи педагога
К профессионально-педагогической культуре педагога относятся:
- коммуникативные качества и свойства личности педагога;
- коммуникативные способности и умения педагога;
- пути и способы развития педагогических способностей;
- педагогическая этика.
Коммуникативные качества и свойства личности педагога
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку.Общекультурная подготовкапредполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:
- общечеловеческой культуры;
- различных языков;
- видов искусства;
- способов деятельности во всем их своеобразии.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
- характеристики речи: четкая дикция выразительность;
- личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культурыпедагогасоставляетобщительность- устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
- коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции – эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
- невыразительная речь;
- дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
- замкнутость;
- погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
- умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
- умения управлять своими эмоциями;
- наблюдательность и переключаемость внимания;
- социальную перцепцию (понимание психологического состояния ученика по внешним признакам);
- умение «подавать себя» в общении с учащимися;
- речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляюттехнику педагогического общенияили характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
- умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
- умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
- умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
- экспрессивных умений и способностей:
выразительность речи;выразительность жестов;выразительность мимики;выразительность внешнего облика; - выразительность речи;
- выразительность жестов;
- выразительность мимики;
- выразительность внешнего облика;
- личностных умений и способностей:
умение понять состояние ученика;умение установить с учеником контакт;умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д. - умение понять состояние ученика;
- умение установить с учеником контакт;
- умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Список литературы
- Романова И. Диалог взрослых в детском саду // Дошкольное воспитание. 2011 № 5-7.
- Щербинина Ю.В.Слово ласковое – мастер дивных дел // Дошкольное воспитание, 2004. №5.
- Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. — 2009. — N 3. — С. 83-89.
- Исенко С. А. Имидж и коммуникативная культура экспертов в сфере образования. / С. А. Исенко // Народное образование. — 2007. №8. С.115
- Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности./ С. Костромин //Психологическая наука и образование. 2007. –№3. –С.77.
- Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. Москва. : Дашков и К’ , 2008. 478 с.
- Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. / М. Кронгауз М. : 2007. С. 40-41.
- Лухтанова Е. Формирование коммуникативной компетентности педагогов. / Е. Лухтанова //Школьный психолог» 2007. – №19.- С.18
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов. – Москва: Академия, 2002. – 272 с.
- Основы педагогического мастерства М.: Издательский центр «Академия» 2008 г. — 256 с.
- 14.4.1.
Качества личности педагога, важные для
общения - 14.4.2.
Коммуникативные умения, навыки и их
характер - 14.4.3.
Стиль педагогического общения - 14.4.4.
Влияние характера педагогического
общения на психическое развитие учащихся
Качества личности педагога, важные для общения
- Эффективность
педагогического
общения
в немалой степени определяется
личностными качествами учителя. Среди
них можно выделить четыре группы:
показатели
морально-этического плана (рис.
14). - показатели
морально-этического плана (рис.
14).
Среди
показателей личностного плана наибольшее
значение имеют коммуникативные
склонности, способности, знания, умения,
навыки общения и др. Безусловно, на
результативность педагогического
общения оказывают влияние такие
показатели индивидуально-личностного
плана, как интересы, склонности, уровень
подготовленности, привычки учителя и
ученика.
В
некоторых исследованиях отмечается
связь эффективного познания личности
учащегося с индивидуально-психологическими
особенностями педагога, например такими,
как интроверсия,
экстраверсия,
эмоциональная стабильность. Исследования
показали, что в целом педагоги
интровертированного типа более полно
и адекватно
отражают личность учащегося по сравнению
с педагогами-экстравертами. Исследования
А.А. Реан обнаружили интересную
особенность: те педагоги, которые не
связывают свое профессиональное
совершенствование с развитием
самоуверенности (а, напротив, приближаясь
к своему идеалу профессионализма,
стремятся стать менее самоуверенными),
дают более позитивную оценку личности
учащегося. И наоборот, чем более педагог
связывает свое профессиональное
самосовершенствование с повышением
самоуверенности, тем чаще он дает в
целом негативные оценки личности
учащегося.
- В
психолого-педагогической литературе
указывается ряд и других качеств
личности педагога, важных для общения.
Среди них можно назвать следующие:
прямой
и лучистый взгляд, голос, богатый в
тембровом отношении;
эмпатия
(способность поставить себя на место
другого);
аутентичность
(умение быть собой);
принятие
своих и чужих без страха; - прямой
и лучистый взгляд, голос, богатый в
тембровом отношении; - эмпатия
(способность поставить себя на место
другого); - аутентичность
(умение быть собой); - принятие
своих и чужих без страха;
Также
можно выделить ряд профессионально
важных качеств педагога, необходимых
для общения с аудиторией (рис.
15).
Коммуникативные умения, навыки и их характер
Одним
из важных качеств педагога является
умение организовывать длительное и
эффективное взаимодействие с учащимися.
Данное умение обычно связывают с
коммуникативными способностями педагога.
Владение профессионально-педагогическим
общением – важнейшее требование к
личности педагога в том ее аспекте,
который касается межличностных
взаимоотношений.
Прежде
всего, заметим, что коммуникативные
способности,
проявляющиеся в педагогическом общении,
– это способности к общению, специфическим
образом выступающие в сфере педагогического
взаимодействия, связанного с обучением
и воспитанием детей.
Из этого можно сделать, по меньшей мере,
два полезных вывода:
1.
Разговор о способностях к педагогическому
общению
не может вестись независимо от обсуждения
общих коммуникативных способностей,
проявляемых во всех сферах человеческого
общения.
2.
Когда речь идет о способностях к
педагогическому общению, то ограничиваться
разговорами об общих коммуникативных
способностях нельзя. Во-первых, далеко
не все коммуникативные способности
человека проявляют себя одинаковым
образом и в одинаковой мере необходимы
педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных
коммуникативных умений и навыков,
которыми должен владеть педагог и
которые, может быть в меньшей степени,
необходимы представителям других
профессий. В частности, познание человеком
других людей, познание самого себя,
правильное восприятие и оценивание
ситуаций общения, умение правильно
вести себя по отношению к людям, действия,
предпринимаемые человеком в отношении
самого себя.
- умения
восприятия и понимания друг друга; - умения
межличностного взаимодействия (см.
анимацию).
Умения
межличностной коммуникации
включают в себя:
- умение
передавать учебную информацию; - умение
пользоваться вербальными и невербальными
средствами передачи информации; - умение
организовывать и поддерживать
педагогический диалог; - умение
активно слушать ученика.
Среди
перцептивных
умений
важное значение имеют:
- умение
ориентироваться в коммуникативной
ситуации педагогического взаимодействия; - умение
распознавать скрытые мотивы и
психологические защиты учащегося; - умение
понимать эмоциональное состояние
учащегося и др.
Вышеперечисленные
и другие коммуникативные умения могут
быть сформированы на интуитивном,
житейском и сознательном уровнях. Кроме
того, в каждом из них можно выделить
низкий, средний и высокий подуровни
(рис. 17).
Познание
человека человекам включает общую
оценку человека как личности, которая
обычно складывается на основе первого
впечатления о нем, оценку отдельных
черт его личности, мотивов и намерений,
оценку связи внешне наблюдаемого
поведения с внутренним миром человека;
умение “читать” позы, жесты, мимику,
пантомимику.
Познание
человеком самого себя предполагает
оценку своих знаний и своих способностей,
оценку своего характера и других черт
личности, оценку того, как человек
воспринимается со стороны и выглядит
в глазах окружающих.
Умение
правильно оценить ситуацию общения –
это способность наблюдать за обстановкой,
выбирать наиболее информативные ее
признаки и обращать на них внимание;
правильно воспринимать и оценивать
социальный и психологический смысл
возникшей ситуации.
- Связанные
с этим коммуникативные способности
включают:
умение
вступать в контакт с незнакомыми
людьми;
умение
предупреждать возникновение и
своевременно разрешать уже возникшие
конфликты и недоразумения;
умение
вести себя так, чтобы быть правильно
понятым и воспринятым другим человеком;умение
вести себя так, чтобы дать возможность
другому человеку проявить свои интересы
и чувства; - умение
вступать в контакт с незнакомыми
людьми; - умение
предупреждать возникновение и
своевременно разрешать уже возникшие
конфликты и недоразумения; - умение
вести себя так, чтобы быть правильно
понятым и воспринятым другим человеком; - умение
вести себя так, чтобы дать возможность
другому человеку проявить свои интересы
и чувства;
Коммуникативные
способности
педагога поддаются развитию. Хорошие
результаты в их формировании дает
социально-психологический тренинг.
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад № 189 «Солнышко»
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.
1. Требования к личности современного педагога
Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обладать большим мастерством и определенными качествами личности.
Каким требованиям современного общества должен отвечать современный учитель, в том числе – учитель начальной школы?
Он должен быть:
– всесторонне развитым, творческим, деловым;
– владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;
– духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;
– быть настоящим гражданином – патриотом;
– в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;
– любящим детей и свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;
– свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.
Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от учителей большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.
Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся.
Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности учителя в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он развивает свои способности и возможности.
Педагогическая деятельность в силу своей интенсивности требует от человека постоянного поиска новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям.
Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог. В процессе освоения педмастерства учитель должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.
2. Личностные качества педагога
Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.
В начальную школу приходят дети 6-7 лет, а это особая группа детей со своим специфическим духовным миром, со своими интересами и возможностями.
Каким же человеком должен быть педагог, обучающий и воспитывающий младших школьников?
Во-первых, учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям – это не желание, а назначением педагога нести людям добро и милосердие.
Во – вторых, учитель должен понимать детей.
В – третьих, он должен заботиться об их будущем.
Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.
Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.
Деятельность учителя-воспитателя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в младшем школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе – личность первого учителя.
Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности – неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.
К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм – словом, он должен быть идеалом для своих учеников.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение – основа педагогической деятельности.
Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.
Можно выделить следующие особенности личности педагога:
1. Скромность – одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких – либо ситуаций и решении проблем.
2. Великодушие – традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость – характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.
4. Личный положительный пример – для этого педагог должен стараться:
– быть естественным и современным;
– быть тактичным в поведении;
– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;
– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;
– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.
5. Терпимость – проявляется в следующих ситуациях:
– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;
– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;
– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.
6. Душевность – проявляется в следующих ситуациях:
– в формировании человеческих идеалов, потребностей;
– в культуре межличностного общения;
– в повседневном поведения;
– в доброжелательном отношении к людям.
7. Высокая нравственность педагога:
– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;
– в реализации навыков поведения;
– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.
2. Саморегуляция педагога, методы его работы над собой
Труд учителя почётен, но очень сложен, поскольку его деятельность состоит из множества разнообразных и быстроменяющихся ситуаций, а это требует от педагога большого самообладания, способности регулировать своё эмоциональное состояние.
Саморегуляция – высший уровень самосовершенствования человека, его способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.
Каждый человек отличается от других как личность, а значит – у всех людей разная степень саморегуляции и внешние признаки выражения эмоций у всех разные. Одни люди открыто выражают свои чувства (мимикой, жестами, речью и т. п.), другие умело скрывают их, а третьи выдают свои чувства голосом, глазами. Для педагога очень важно уметь управлять своими эмоциями – когда нужно скрывать их, а в определённых ситуациях специально выражать своё отношение к происходящему. Если педагог не владеет культурой общения, если не умеет владеть собой, он может усложнить и без того трудную ситуацию. Вместе с тем, если он научится управлять своими чувствами, скрывать их, это поможет ему, сохраняя внешнее спокойствие, найти правильный выход из сложной ситуации и тем самым предупредить конфликт или облегчить его. Необходимо помнить, что отсутствие выдержки, внешние проявления гнева могут привести к стрессовому состоянию, что, естественно, вредит не только здоровью, но и авторитету педагога.
Как верно отмечал Джонатан Свифт, «. злиться на других – всё равно что мстить самому себе». Осознавший правоту этих слов и принявший их за правило своей жизни человек сможет быть оптимистом. Конечно, в сложных ситуациях, когда приходится бороться за правду, защищать слабых, проявление гнева уместно, и тогда педагогу нет необходимости подавлять свои эмоции. Однако, в таких ситуациях человек теряет способность объективно оценивать положение дела и может допустить ошибку.
Чтобы быть жизнерадостным, оптимистом, нужно научиться избегать негативных эмоций, конфликтных ситуаций, вовремя видеть причины конфликтов, своевременно их погашать.
Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. Если он постоянно сердится, портит свои взаимоотношения с окружающими людьми, – то это недопустимо, когда речь идёт об учительской профессии.
Конечно, даже у высоко нравственно развитого педагога могут быть те или иные недостатки. Но каждый человек, в принципе, способен совершенствовать свой духовный мир. Для этого ему необходимо изменить свои нравственные взгляды, прежде всего, расширить круг своих положительных человеческих качеств.
Процесс самовоспитания педагога включает в себя следующие этапы. 1 – самоанализ, 2 – самооценка, 3 – самопрограммирование, 4 – самоконтроль и 5 – самокоррекция.
Успех самовоспитания зависит от способности педагога постоянно работать над собой, в этом практическую помощь ему должен оказывать школьный психолог, однако педагог постепенно должен научиться самостоятельно анализировать свои достоинства и недостатки, определять пути самосовершенствования.
Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером.
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы – это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале – совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:
Никогда не наказывать детей;
Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;
Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
Не укорять детей;
Не жаловаться на них родителям;
Не приказывать, не требовать жестко;
Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
Хвалить от души;
Верить и доверять безоговорочно;
Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
Список использованных источников
-Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008.
-Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. –Минск,1990.-С.27