Информационно-коммуникационные технологии в образовании

В современном обществе информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни. Владение информационными технологиями и методами работы с информацией добавляются к необходимым базовым навыкам чтения и письма. Вследствие этого крайне важной составляющей модернизации образования является её информатизация. Поэтому, учащихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ – компетентности.

– это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки и реализации, для успешной интеграции в современное общество.

В научных разработках Лавина Т. А., Роберт И. В., Тихонов А. Н., Шихнабиева Т. Ш. и др., информатизация образования рассматривается как комплекс процессов обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированный на реализацию целей обучения, развития учащихся и педагогов.

Согласно исследованным данным разработок структуру ИКТ – компетентности можно в циклическом виде (рис. 1).:

t1611248466aa.jpg

Учитывая стратегию применения информационных технологий в образовательных учреждениях, четко прослеживаются тенденция к полноценному освоению технической, практической, развивающей и квалификационной составляющих (рис. 2).

t1611248466ab.jpg

Опираясь на систематизированные данные можно определить как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в образовательной деятельности. Соотнеся это определение с профессиональным стандартом педагога, выделим следующие компоненты ИКТ – компетентности учителя

Иметь представление об устройстве компьютера и первичном наборе комплектующих;

Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере;

Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска,

Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;

Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.;

Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);

Создавать дидактические материалы в Word и Excel (контрольные, самостоятельные, итоговые работы, тестовые задания);

Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером;

Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах;

Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;

Уметь находить нужную информацию через поисковые системы;

Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете;

Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы;

Пользоваться простейшим графическим редактором;

Создавать электронные презентации для урока;

Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами;

Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;

Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока;

Важным аспектом является универсальный характер ИКТ технологий, который на практике дает возможность реализовывать ее не только в рамках учебного предмета информатика, но в ходе обучения практически по всем предметам школьного курса (рис.3).

t1611248466ac.jpg

Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности педагогов.

Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:

: персональный компьютер, планшет, проектор, экран, микрофон, оборудование для доступа к интернет среде ( роутер), цифровые датчики с интерфейсом, цифровая или лазерная указка;

: операционная система и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением.

компьютерные технологии значительно расширяют возможности представления и восприятия учебной информации. Применение видео, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет максимально комплексно и наглядно демонстрировать материал урока.

ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и методик их решения, поскольку интерактивный функционал позволяет создавать и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию способностей учеников, активизации умственной деятельности, а так же повышению внимания на уроке.

ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрительной системы правильных решений и задач, а в случае выявления ошибки или затруднения выполнения задания поводом для обращения к учителю.

Сложности внедрения ИКТ в условиях перехода на современные стандарты образования.

Отсутствие технического обеспечения для использования системы ИКТ – недостаточное финансирование школьного учреждения, и как результат ограниченность необходимого оборудования.

Незнание возможностей современных ИКТ – как результат первого пункта (1) педагоги не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов.

Отсутствие навыков использования инструментов ИКТ – нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала для разъяснения возникающих проблем и вопросов.

Отсутствие методики применения ИКТ интеграции в учебный процесс – умение эффективно использовать инновационные технологии требует постоянной практической деятельности и освоения методических материалов.

Освоение и применение технологий ИКТ позволяют педагогу повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.

сегодняшнего учителя – проблемно-диалогическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

Формирование ИКТ – компетентности учащихся в образовательном процессе.

Формирование и развития ИКТ – компетентности учащихся представляет собой комплекс базисных теоретических и практических элементов, направленных на реализацию дизедератов к личностным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с применением современных технологий и средств КТ.

ИКТ – грамотность определяет, какими базовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно усваивать знания, развивать интеллект, расширять кругозор и вести познавательную, продуктивную и безопасную деятельность в интернет пространстве. Перечень этих навыков и умений приведен ниже (рис. 4):

t1611248466ad.jpg

обращение с пк – включать компьютер, подключать и устанавливать аппаратные средства, настраивать интерфейс, следить за стабильностью работы операционной системы и состоянием вспомогательных элементов (мышь, клавиатура, аудио компоненты).

знание базовых программ – выявлять погрешности и нарушения функционирования работы компьютера с помощью внутренних программ диагностики (оценка производительности системы, компонентов и вирусной защиты).

навыки поиска информации – использовать внутренние командные средства (search, un, файловые менеджеры, поисковые диалоговые окна).

навыки обработки информации – работать с текстовыми редакторами (

– работать с основными типами браузеров (Opera, ), знание поисковых систем (

безопасность персональных данных – защищать компьютер от вирусных угроз (установка внешних программ), знание правил размещения личной информации на сторонних сайтах, выявление типов нежелательной информации и избежание групп и обществ, структура которых направлена на возможное причинение морального вреда, экстремистских и террористический идеологий).

Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности учащихся.

Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:

: персональный компьютер, планшет, мышь, клавиатура, интернет оборудование.

: операционная система и служебные инструменты, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.

Преимущества использования ИКТ для усвоения информации учащимися перед традиционным обучением.

формирует у учащихся критическое отношения к информации и избирательность её восприятия;

дает понятие основ безопасности и правовой культуры в области использования информации;

позволяет ученику усвоить больший объем учебной информации;

активизирует мыслительную деятельность;

дает четкое представление о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени;

вызывает интерес к информации, путём визуального и звукового восприятия.

Дает возможность учащемуся контролировать количество правильных ответов и самому оценить свой ответ.

Компьютерные технологии дают возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствуют развитию их интеллекта, расширяют учебную информацию, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, а так же гибкую систему контроля усвоения и применения полученных знаний. Таким образом, формирование ИКТ – компетентности педагогов и учащихся является одной из приоритетных задач в системе школьного образования

Лист оценки ИКТ – компетентности педагога

– “ Не использую”

– “ Использую редко”

– “ Использую постоянно”

Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:

0 – 5 баллов – нулевой уровень

6 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 30 баллов – средний уровень

16 – 40 баллов – высокий уровень

Педагог _____________________ Подпись ______________________

Лист оценки достижений учащимися навыков ИКТ – компетентности

– “ Учащийся не умеет”

– “ Базовый уровень навыка”

– “ Повышенный уровень навыка”

Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:

0 – 5 баллов – нулевой уровень

6 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 30 баллов – средний уровень

16 – 40 баллов – высокий уровень

Классный руководитель ____________________ подпись ____________

Учитель информатики ____________________ подпись ____________


Игнатьев В.П.


Иванова А.С.


Иванова М.Д.


ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

В статье освещаются проблемы необходимости постоянного совершенствования цифровой компетентности педагогов посредством создания и развития цифровой образовательной среды вне зависимости от места расположения образовательной организации. Необходимость владения учителями ИКТ-компетентностями прописана в профессиональном стандарте педагога, поскольку цифровизация касается не только преподаваемой дисциплины, но и системы управления образовательным процессом. В настоящее время высокого качества образования нельзя достичь без системного повышения профессиональных компетенций педагогов, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий. Все уровни образования, включая школьное, сегодня не могут дальше развиваться и быть полноценными без широкого использования ИКТ в образовательном процессе. Сегодняшние дети поколения Z, которые уже мало отличают действительность от виртуальной реальности, больше склонны к восприятию информации с использованием информационных средств коммуникации. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к обучению и повышать их когнитивную мотивацию, современный педагог должен иметь высокий уровень ИКТ-компетентности. На основе проведенного нами опроса дана оценка уровню цифровых компетенций учителей различных школ Республики Саха (Якутия) и подготовлены рекомендации, направленные на повышение ИКТ-компетенций учителей республиканских сельских школ.

цифровая образовательная среда

профессиональный стандарт педагога


5. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Информационно-коммуникационные технологии в образовании, 2015. № 7. С. 6-15.

6. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование, 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.

7. Зайцева В.П. Модель формирования ИКТ-компетентности бакалавров педагогического образования в условиях реализации современных нормативных документов // Вестник Чувашского ГПУ им. И. Я. Яковлева, 2019. № 5 (105). С. 157-163.


В современных условиях трансформации системы российского образования меняются требования к учителю новой формации, который должен, помимо общекультурных и профессиональных компетенций, обладать еще и компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Умения педагога в части владения ИКТ-компетенциями становятся не только потребностью, но и настоятельной необходимостью в условиях перехода нашей страны на повсеместную цифровизацию всех сфер экономики, включая сферу образования. В этих условиях задачей учителя наряду с привитием ученикам необходимых знаний по своему предмету является также формирование их цифровой культуры, обеспечивающей качественное образование в условиях модернизации российской школы, связанной с цифровизацией и широким внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования и развития ИКТ-компетенций учителей общеобразовательных организаций вне зависимости от места их расположения. В настоящее время огромная территория Российской Федерации покрыта глобальной сетью интернет практически полностью. Поэтому все школы страны, включая отдаленные сельские, в том числе малокомплектные школы, расположенные в арктических районах Республики Саха (Якутия), должны перейти на активное использование цифровых образовательных технологий. Для того чтобы обеспечить высокое качество образования, сегодня, помимо высокоскоростного интернета, необходимо иметь также кадры, владеющие технологиями и методиками эффективного использования ИКТ в образовательном процессе.

Выработка путей повышения ИКТ-компетенций учителей сельских школ с целью формирования цифровой грамотности учащихся. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) выявить суть и основные требования к внедрению ИКТ в сфере образования; 2) провести опрос и проанализировать информацию о состоянии и уровне владения ИКТ-компетенциями учителей общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия); 3) подготовить рекомендации, направленные на совершенствование ИКТ-компетенций учителей отдаленных сельских школ.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач использовались следующие материалы и методы исследования: теоретические (анализ педагогических трудов; изучение профессионального стандарта педагога, рекомендаций ЮНЕСКО в части развития ИКТ-компетенций учителей, законодательных и нормативных документов и др.), интерпретационные (комплексное и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта и др.), эмпирические (проведение опроса учителей школ Республики Саха (Якутия), преподающих разные дисциплины на уровнях начального, общего и среднего полного образования, с целью определения уровня их цифровой компетентности и выработки рекомендаций по совершенствованию работы в части повышения эффективности работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс республиканских школ).

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка уровня сформированности ИКТ-компетенций учителей школ Республики Саха (Якутия)

С целью изучения уровня сформированности цифровых компетенций среди учителей различных республиканских школ нами был создан опросник, состоящий из 18 вопросов. Анкета, составленная с использованием формы docs.google.com, была разослана через социальные группы учителей WhatsApp.

1. Из 35 административно-территориальных единиц Республики в опросе приняли участие респонденты из 19 районов Республики. Наибольшее количество опрошенных – из Амгинского и Нюрбинского районов.

2. В опросе приняли участие 85 респондентов, из которых 42 респондента – педагоги начального звена, 8 человек – учителя основной школы и 35 человек – учителя средней школы.

3. Данные об образовании респондентов: с высшим образованием – 88% учителей, со средне-специальным – 12%.

4. В опросе приняли участие учителя начального звена, а также учителя-предметники, ведущие уроки по музыке, технологии, конструированию и робототехнике, английскому языку, информатике и другим предметам.

5. Педагогический стаж работы учителей варьируется от 0 до 26 лет и выше (рисунок).

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Распределение опрошенных педагогов по педагогическому стажу работы

Наибольшее количество учителей (45%), принявших участие в опросе, имеют педагогический стаж больше 26 лет.

6. Квалификационная категория респондентов коррелирует с их стажем, поскольку 55,3% опрошенных имеют высшую квалификационную категорию, 30,6% – первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности – 9,4%, 4,7% педагогов – без категории.

7. На вопрос, касающийся интенсивности использования компьютера, респонденты ответили следующим образом: 92% педагогов используют компьютер ежедневно, 5% –каждую неделю, 1,1% – один раз в квартал.

8. 87% педагогов имеют компьютер на рабочем месте, 13% отметили отсутствие у них персонального компьютера, что свидетельствует о несоответствии требованиям организации образовательного процесса в данных школах.

9. Подключение к сети интернет имеют 89,4% школ, не подключены 10,6% (в основном это северные районы – Оймяконский, Анабарский, Жиганский, Томпонский).

10. Домашнего интернета нет у 9,4% опрошенных педагогов, что исключает возможность заниматься самообразованием с использованием сети интернет и поддерживать коммуникационные связи с учащимися.

11. От скорости интернета зависит возможность использования ИКТ в работе педагога, поэтому на вопрос: «Позволяет ли скорость интернета в полном объеме использовать ИКТ в Вашей работе дома и на рабочем месте?» 76,5% респондентов ответили утвердительно, причем у 70,8% из них хорошая скорость интернета на рабочем месте.

12. ИКТ при работе с учениками в рамках преподаваемого предмета 63,7% респондентов используют часто, 30,5% применяют иногда и 5,8% не используют.

14. Цифровые инструменты и сервисы (тренажеры, задачники, тесты и др.) на уроках в качестве домашних заданий используют часто 36% респондентов, иногда – 46%, не используют – 18% опрошенных учителей.

15. Пользуются АИС «Сетевой город. Образование» в образовательном процессе 81,2% респондентов.

16. Персональный сайт имеют 36 опрошенных учителей, из которых 52,8% респондентов уверенно используют его в своей работе, в то время как 47,2% педагогов имеют сайт только потому, что его наличие требует администрация школы. При этом у 57,6% опрошенных персональный сайт отсутствует.

17. Самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах занимаются 75,3% респондентов, из которых часто – 12,5%, иногда – 87,5%.

18. Опыт проведения вебинаров в онлайн-режиме имеют 5 педагогов из числа опрошенных, что свидетельствует об их высоком уровне мотивированности на саморазвитие педагога, основанном на превосходном владении ИКТ.

Таким образом, результаты исследования выявили следующее:

1. Использование ИКТ в повседневной практике педагогами Якутии находится на среднем уровне, наиболее неблагоприятная ситуация выявлена в северных районах, где низкая скорость интернета, тем не менее многие педагоги применяют ИКТ на уроках в целях повышения качества обучения. Большинство учителей занимаются самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах. Во время опроса выявились учителя, продемонстрировавшие высокий уровень ИКТ- компетенций, их практический педагогический опыт в области рационального использования ИКТ может быть распространен на другие образовательные организации Республики.

2. Большинство опрошенных педагогов ежедневно работают на компьютерах, владеют всеми приложениями Microsoft Оffice, активно используют текстовый редактор и таблицы Ехsel. Педагогический стаж работы респондентов составляет в основном от 26 лет и выше. Из опрошенных 88% имеют высшее педагогическое образование. Преобладают высшая и первая квалификационные категории, что свидетельствует о том, что большинство респондентов – опытные учителя, имеющие высокий уровень профессиональной компетентности.

3. Многие педагоги создают персональные сайты как современное дидактическое средство, что является высоким показателем развития их ИКТ-компетентности.

4. К сожалению, в некоторых сельских районах, расположенных в северных арктических районах Республики, из-за низкой скорости интернета не в полной мере используются возможности информационно-коммуникационных средств, что сдерживает процесс формирования ИКТ-компетенций учащихся. Кроме этого, ответы респондентов выявили, что низкая скорость интернета влияет на мотивацию школьника, поскольку из-за длительного ожидания загрузки требуемого контента ученик устает ждать и теряет интерес к изучаемому предмету.

5. В связи с переходом на дистанционное обучение выявился недостаточный уровень ИКТ-компетенции педагогов в области создания онлайн-курсов и применения образовательных платформ.

На основании проведенного исследования с целью повышения эффективности использования информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе, ориентированном на формирование ИКТ-компетенций учащихся, можно резюмировать следующее.

1. С учетом начавшейся цифровой трансформации российского образования считаем необходимым создание в каждой сельской общеобразовательной школе современной цифровой образовательной среды с целью обеспечения высокого качества и доступности школьного образования вне зависимости от места расположения образовательной организации.

2. Особое внимание необходимо уделить работе педагогов с программами по созданию предметных цифровых образовательных ресурсов, ведению и обновлению персональных сайтов учителей, ориентируя их на постоянное самообразование и повышение квалификации в области ИКТ через участие в вебинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, мероприятиях по обмену опытом работы по вопросам разработки цифровых технологий, методов и приемов работы с использованием ИКТ. В настоящее время неплохо зарекомендовал себя сервис «Портал педагога», который предоставляет широкие возможности не только для повышения квалификации в области ИКТ, но и для проведения различных интерактивных конкурсов, викторин, олимпиад, публикаций результатов исследований педагогов.

3. В каждом районе необходимо создать муниципальные информационные образовательные центры на базе районных гимназий с целью оказания методической помощи учителям школ по вопросам организации работы по формированию ИКТ-компетенций учащихся образовательных организаций и повышения квалификации педагогов. Данные центры должны быть объединены в единый республиканский Центр дистанционного образования с целью проведения плановой, хорошо организованной, информационно насыщенной, технически поддержанной работы.

4. На уровне Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) надо продолжить работу по дальнейшему продвижению хорошо зарекомендовавшей себя во многих республиканских школах интерактивной образовательной онлайн-платформы «UCHi.RU», позволяющей учащимся любого российского региона изучать школьные предметы в интерактивной форме. Необходимо активно внедрять сервис «Виртуальный учитель» для интерактивной работы с классом, позволяющий задавать и проверять различные задания с использованием разных социальных сетей. Дальнейшего распространения требует и успешно применяемая многими учителями республиканских школ информационная система «Сетевой город. Образование», которая используется как электронный дневник для учета успеваемости учащихся.


Библиографическая ссылка

Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29709 (дата обращения: 03.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Цель урока: повышение квалификации педагогов
по вопросам использования
информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе и разработки
учебно-методических материалов современного
поколения.


  1. Определить уровень ИКТ-компетентности
    участников образовательного процесса в
    результате организации и анализа учебных
    занятий.
  2. Провести экспертизу учебно-методических
    пакетов, мультимедийных средств для
    эффективности организации
    учебно-воспитательного процесса в предметных
    творческих группах на основе технологии
    педагогических мастерских.
  3. Развивать умения обобщать, систематизировать и
    представлять полученные в процессе совместной
    деятельности результаты анализа
    информационно-коммуникационных средств
    образования.

Форма организации занятия:

Педагогическая мастерская, работа в малых
группах, проведение и анализ учебных занятий,
круглый стол

Ход занятия


Понятие компетентности в сфере ИКТ.
Сопоставление понятий ИКТ-грамотность и
ИКТ-компетентность. (
работа в малых группах с
раздаточным материалом (Приложения
1
, Приложения 2, Приложения
5
), работа с компьютерной презентацией Приложение 6).


В философии существует другой подход.
Он звучит так:

“Человек в некотором смысле –
“сосуд”, который можно наполнить
компетенциями. И больше, чем он может, он не
возьмет. Этот размер говорит о потенциале, о
потенциальных возможностях человека – именно
столько он мог бы иметь, если бы обладал
совершенной на данном этапе своего развития
духовной структурой”.

Время предъявляет особые требования к
уровню компетентности учителя, особенно к уровню
ИКТ-компетентности (компетентности в области
информационно-коммуникационных технологий).

Перед Вами, дорогие гости, стакан с
водой – своеобразный сосуд человека – учителя с
набором профессиональный компетенций.
Определите, пожалуйста, уровень ИКТ-компетенций
в общем наборе других функций и компетенций –
организационной, прогностичной, управленческой,
информационной,

– (выполняют в малых группах
задание-перелить из одного стакана в другой воду
до определенного уровня)

Ведущий: В результате процессов
информатизации школ страны учителям
предлагаются новые информационные ресурсы и
технологии. В связи с этим появилась потребность
у учителей развиваться в области ИКТ по
индивидуальным запросам, расширяющих
минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им
сформировать новые педагогические
профессиональные качества – навыки
использования ИКТ в образовательном процессе на
регулярной основе. Авторы Бурмакина В.Ф., Фалина
И.Н. выводят определение ИКТ-компетенции,
ИКТ-компетентности через ИКТ-грамотность.

Выберите из предложенных вариантов
определение ИКТ-грамотности и
ИКТ-компетентности. (работа в малых группах с
раздаточным материалом). (Приложение 5)

Вывод: сопоставить с содержанием понятий на
слайдах.

ИКТ-компетентность – понятие широкое, ведущее
к формированию информационной культуры
участников образовательного процесса.
Соотношение понятий компьютерной грамотности,
ИКТ-компетентности и информационной культуры
личности можно представить в виде лестницы
информатизации.

Наша встреча сегодня преследует следующую
задачу: выявить в ходе посещения и анализа
уроков, работы в педагогических мастерских
уровень сформированности ИКТ-компетентности
учителя и учащегося.

Предоставление для ознакомления и
дальнейшей работы таблицу “Соотношение
основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в
педагогическую деятельность
учителя-предметника”.

2. Формирование ИКТ-компетентности учителя и
учащихся в процессе учебной работы.

2.1. Условия формирования
ИКТ-компетентности.

Ведущий: задает аудитории вопрос:

“Каковы педагогические условия
повышения информационно-коммуникационной
компетентности как части профессиональной
компетентности педагога?”.

Ранжирование условий – работа в парах
– озвучивание на аудиторию.

1) четкая постановка целей и задач
обучения, т.е. преподаватель должен видеть
ближайшую перспективу и конкретную ценность
результатов освоения новой области знаний;

2) наличие педагогически полезного и
эмпиритивно понятного дидактического
обеспечения, размещенного на различных
носителях (могут быть использованы как
автономные, так и сетевые ресурсы);

3) личная готовность и
заинтересованность педагогов осваивать
передовой опыт;

4) наличие первичных навыков работы на
компьютере, что в некоторых случаях (при
дистанционной форме организации обучения) может
стать

непреложным условием успешного
повышения данного вида компетентности;

5) мотивационные установки педагогов
на самостоятельную работу.

6) материально-техническая
оснащенность учебных кабинетов в школе;

7) стимулирование работы педагога по
использованию ИКТ в педагогической
деятельности, повышении своей квалификации со
стороны школьной, районной администрации.( Слайд
презентации)

2.2.1. Электронные образовательные
ресурсы.


 “Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь”.

Древняя китайская пословица

Для учителя, который начинает осваивать и
использовать компьютерные технологии (см. 1
уровень ИКТ-компетентности), важно знать все
разнообразие информационных ресурсов для
правильного их отбора для реализации конкретной
учебной задачи.

Большинство существующих на сегодня ЦОР
создавалось без связи с существующими
образовательными стандартами, учебными
программами и педагогической практикой, без
учета потребностей школы и учителя.

Серьезной проблемой является дефицит
методических рекомендаций по использованию
данных продуктов. Во многом в силу данных причин
цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно
встраиваются в реальный образовательный процесс
и зачастую оказываются невостребованными в
школах.

Основная задача – способствовать изменению
сложившейся ситуации, обеспечив школы
необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав
условия для их активного использования в учебной
деятельности.

Выступление предметных мастерских на
аудиторию, фиксация результатов работы на
интерактивной доске (на доске вывешиваются
итоговые листы) – оценка ЭОР с точки зрения
использования на уроке, во внеурочной
деятельности – работа с интерактивной доской (Приложение 2)

2.2.2. Основные качества УМК: – слайд презентации

  • Комплексность – каждый элемент комплекта
    дополняет содержание и функциональные
    возможности другого. Все виды учебных и
    методических материалов должны иметь отражение
    в комплекте: бумажные издания, электронные
    приложения мультимедиа объектов на CD , цифровое
    приложение в виде объектов на DVD ,
    сайт-представительство УМК авторским
    коллективом с методической поддержкой.
  • Полнота охвата этими материалами ступени
    образовательного стандарта по предмету и
    целостность представления на различных уровнях
    реализации (минимальный, расширенный,
    углубленный для представления содержания
    предмета и простейший, стандартный и развернутый
    для практико-инструментального наполнения
    предмета).
  • Доступность УМК школе любой технической
    комплектации и для учителя (адаптируемость и
    навигационная характеристика).

Возможно, УМК структурировать по трем
сегментам: учебный, учебно-практический и
учебно-методический. Каждый из сегментов УМК
может иметь инвариантный и вариативные разделы. (Приложение 3)

УМК должен как минимум обеспечивать следующие формы
использования цифровых ресурсов
:

  • использование на уроке (объяснение материала,
    лекция, выступление учащегося или дискуссия,
    закрепление, контроль знаний учащихся,
    самостоятельная работа одного учащегося или
    группы учащихся, анализ или построение моделей,
    тестирование, поиск необходимой информации);
  • самостоятельное использование учеником вне
    урока (работа над домашним заданием, подготовка
    рефератов, самоконтроль и контроль знаний,
    построение моделей объектов и процессов,
    отработка технических навыков на тренажере);
  • использование учителем на этапе подготовки к
    уроку (подбор материалов для последующего
    использования на уроке в цифровом виде, подбор
    заданий и их распечатка).

2.2.3. Интерактивная доска

Для этого велики возможности использования интерактивной
доски.

Интерактивность досок
заключается в возможности вносить пометки и
замечания в демонстрируемый материал, изменять
последовательность кадров, сохранять кадры для
последующей работы.

Фактически интерактивная доска (ИД) —
это монитор с возможностью ввода данных в
компьютер непосредственно с рабочей
поверхностью доски. Учитель может сохранить все
записи, сделанные в течение урока.

На белой поверхности ИД возможны
записи только фломастерами-маркерами 3—4 цветов.
Она может показывать изображения в цвете (видео,
анимации и т.п.), на ней можно делать записи также
маркерами нескольких цветов, имеется
возможность писать поверх изображения и
запоминать данный кадр.

ИД имеет возможность затенять
изображения и делать их видимыми в нужный для
учителя момент. Это очень важный эффект, который
называется “шторка” и входит в ее программное
обеспечение. При объяснении учитель может на
изображении схемы, чертежа делать любые
поясняющие записи или использовать только
чистый экран ИД и полностью процесс объяснения
проводить с записями формул, графиков. К доске
можно вызвать учащихся, которые при ответе могут
проводить самостоятельные записи формул,
решения задач, чертить графики, схемы.

На поверхности ИД можно начертить
простую схему, рисунок в упрощенном виде,
представляющем обычно вид спереди, а затем
показать реальный вид, используя
мультимедиа-объект.

Традиционные технические средства
обучения делятся на звуковые (магнитофон,
радиоприемник), экранные (кодоскоп, эпидиаскоп,
диапроектор) и экранно-звуковые (кинопроектор,
телевизор, видеомагнитофон). ИД соединяет в себе
возможности всех данных технических устройств.
Но возможностей у нее больше: она соединяет
функции компьютера с видеопроектором и
тактильно-интерактивные функции пользователя
(учителя, учащихся). Именно поэтому ИД является
новым интерактивным техническим средством.

Подводя итог нашей совместной творческой
деятельности в педагогических мастерских,
необходимо отметить, что деятельность учителя в
плане использования ЭОР предполагает следующие
формы работы в соответствии с уровнями
ИКТ-компетентности – (работа с интерактивной
доской – заполнение колец Венна). Приложение
2
.

Практика информатизации общеобразовательной
школы ясно показала, уже в настоящее время
использование информационных и
телекоммуникационных технологий позволяет:

  • смягчить (или устранить) противоречие между
    растущими объемами информации и
    рутинными способами ее передачи, хранения и
    обработки;
  • вести мониторинг состояния   учебной
    деятельности учащихся;
  • осуществлять оперативный анализ результатов
    по итогам урока, недели, месяца,
    четверти, полугодия, года;
  • реализовать принцип субъективности
    воспитания, посредством методов
    убеждения, оценки и самооценки.

создать для ученика:

  • непрерывный (поурочный) учет результатов
    деятельности, что приводит к изменению
    поведения, прилежания и самооценки;
  • психологически комфортные условия для 
    самовоспитания  (самоотчет и самоконтроль);
  • возможность в любой момент посмотреть свои
    достижения;
  • используя средства компьютерных
    телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к
    сведениям о текущей успеваемости (и другой
    деятельности) своего ребенка;
  • контролировать состояние и уровень
    достижений своего ребенка.

Использование информационных и
телекоммуникационных технологий позволяет
повысить качество учебного процесса, но
требует кропотливой совместной
деятельности учителя, родителей и, конечно,
учеников.

ИКТ-компетентность учителя, как составляющая
его профессиональной компетентности, определяет
способность решать профессиональные проблемы и
типичные задачи, возникающие в реальных
ситуациях педагогической деятельности.

В рамках деятельности нашей школы проводилась
диагностика ИКТ-грамотности и
ИКТ-компетентности участников образовательного
процесса в форме анкетирования. Его результаты
мы представляем на Ваш суд.

Демонстрация слайда – ИКТ-компетентность
учителя

Слайд – ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность
учащихся.

Ведущий: Давайте подведем итог, насколько
сформирована ИКТ-компетентность учителя и
учащихся в нашей работе, опираясь на данные
таблицы.

Когда я размышляю о смысле и значении
великой профессии – Учитель, я вспоминаю
притчу:

Путешественник увидел трех рабочих,
которые толкали тяжело нагруженные тачки, и
спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую
тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб
для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю
прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но
чувствовали себя по-разному. Для первого работа
была каторгой, и он был очень несчастен. Второй
чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его
ответе – спокойное достоинство. Третий служил
прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от
того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в
свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *