В современном обществе информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни. Владение информационными технологиями и методами работы с информацией добавляются к необходимым базовым навыкам чтения и письма. Вследствие этого крайне важной составляющей модернизации образования является её информатизация. Поэтому, учащихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ – компетентности.
– это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки и реализации, для успешной интеграции в современное общество.
В научных разработках Лавина Т. А., Роберт И. В., Тихонов А. Н., Шихнабиева Т. Ш. и др., информатизация образования рассматривается как комплекс процессов обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированный на реализацию целей обучения, развития учащихся и педагогов.
Согласно исследованным данным разработок структуру ИКТ – компетентности можно в циклическом виде (рис. 1).:
Учитывая стратегию применения информационных технологий в образовательных учреждениях, четко прослеживаются тенденция к полноценному освоению технической, практической, развивающей и квалификационной составляющих (рис. 2).
Опираясь на систематизированные данные можно определить как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в образовательной деятельности. Соотнеся это определение с профессиональным стандартом педагога, выделим следующие компоненты ИКТ – компетентности учителя
Иметь представление об устройстве компьютера и первичном наборе комплектующих;
Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере;
Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска,
Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;
Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.;
Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);
Создавать дидактические материалы в Word и Excel (контрольные, самостоятельные, итоговые работы, тестовые задания);
Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером;
Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах;
Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;
Уметь находить нужную информацию через поисковые системы;
Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете;
Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы;
Пользоваться простейшим графическим редактором;
Создавать электронные презентации для урока;
Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами;
Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;
Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока;
Важным аспектом является универсальный характер ИКТ технологий, который на практике дает возможность реализовывать ее не только в рамках учебного предмета информатика, но в ходе обучения практически по всем предметам школьного курса (рис.3).
Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности педагогов.
Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:
: персональный компьютер, планшет, проектор, экран, микрофон, оборудование для доступа к интернет среде ( роутер), цифровые датчики с интерфейсом, цифровая или лазерная указка;
: операционная система и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением.
компьютерные технологии значительно расширяют возможности представления и восприятия учебной информации. Применение видео, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет максимально комплексно и наглядно демонстрировать материал урока.
ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и методик их решения, поскольку интерактивный функционал позволяет создавать и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию способностей учеников, активизации умственной деятельности, а так же повышению внимания на уроке.
ИКТ позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрительной системы правильных решений и задач, а в случае выявления ошибки или затруднения выполнения задания поводом для обращения к учителю.
Сложности внедрения ИКТ в условиях перехода на современные стандарты образования.
Отсутствие технического обеспечения для использования системы ИКТ – недостаточное финансирование школьного учреждения, и как результат ограниченность необходимого оборудования.
Незнание возможностей современных ИКТ – как результат первого пункта (1) педагоги не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов.
Отсутствие навыков использования инструментов ИКТ – нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала для разъяснения возникающих проблем и вопросов.
Отсутствие методики применения ИКТ интеграции в учебный процесс – умение эффективно использовать инновационные технологии требует постоянной практической деятельности и освоения методических материалов.
Освоение и применение технологий ИКТ позволяют педагогу повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.
сегодняшнего учителя – проблемно-диалогическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.
Формирование ИКТ – компетентности учащихся в образовательном процессе.
Формирование и развития ИКТ – компетентности учащихся представляет собой комплекс базисных теоретических и практических элементов, направленных на реализацию дизедератов к личностным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с применением современных технологий и средств КТ.
ИКТ – грамотность определяет, какими базовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно усваивать знания, развивать интеллект, расширять кругозор и вести познавательную, продуктивную и безопасную деятельность в интернет пространстве. Перечень этих навыков и умений приведен ниже (рис. 4):
обращение с пк – включать компьютер, подключать и устанавливать аппаратные средства, настраивать интерфейс, следить за стабильностью работы операционной системы и состоянием вспомогательных элементов (мышь, клавиатура, аудио компоненты).
знание базовых программ – выявлять погрешности и нарушения функционирования работы компьютера с помощью внутренних программ диагностики (оценка производительности системы, компонентов и вирусной защиты).
навыки поиска информации – использовать внутренние командные средства (search, un, файловые менеджеры, поисковые диалоговые окна).
навыки обработки информации – работать с текстовыми редакторами (
– работать с основными типами браузеров (Opera, ), знание поисковых систем (
безопасность персональных данных – защищать компьютер от вирусных угроз (установка внешних программ), знание правил размещения личной информации на сторонних сайтах, выявление типов нежелательной информации и избежание групп и обществ, структура которых направлена на возможное причинение морального вреда, экстремистских и террористический идеологий).
Средства, используемые в ходе формирования и применения ИКТ – компетентности учащихся.
Для формирования ИКТ – компетентности используются следующие технические средства и программные компоненты:
: персональный компьютер, планшет, мышь, клавиатура, интернет оборудование.
: операционная система и служебные инструменты, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами (как стандартные, так и профильные), редактор подготовки презентаций, редактор звука, приложения интернет серфинга.
Преимущества использования ИКТ для усвоения информации учащимися перед традиционным обучением.
формирует у учащихся критическое отношения к информации и избирательность её восприятия;
дает понятие основ безопасности и правовой культуры в области использования информации;
позволяет ученику усвоить больший объем учебной информации;
активизирует мыслительную деятельность;
дает четкое представление о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени;
вызывает интерес к информации, путём визуального и звукового восприятия.
Дает возможность учащемуся контролировать количество правильных ответов и самому оценить свой ответ.
Компьютерные технологии дают возможность учащимся самостоятельно усвоить знания, способствуют развитию их интеллекта, расширяют учебную информацию, помогают преодолевать трудности, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, а так же гибкую систему контроля усвоения и применения полученных знаний. Таким образом, формирование ИКТ – компетентности педагогов и учащихся является одной из приоритетных задач в системе школьного образования
Лист оценки ИКТ – компетентности педагога
– “ Не использую”
– “ Использую редко”
– “ Использую постоянно”
Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:
0 – 5 баллов – нулевой уровень
6 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 30 баллов – средний уровень
16 – 40 баллов – высокий уровень
Педагог _____________________ Подпись ______________________
Лист оценки достижений учащимися навыков ИКТ – компетентности
– “ Учащийся не умеет”
– “ Базовый уровень навыка”
– “ Повышенный уровень навыка”
Итоговая характеристика уровня ИКТ – компетентности:
0 – 5 баллов – нулевой уровень
6 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 30 баллов – средний уровень
16 – 40 баллов – высокий уровень
Классный руководитель ____________________ подпись ____________
Учитель информатики ____________________ подпись ____________
Игнатьев В.П.
Иванова А.С.
Иванова М.Д.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье освещаются проблемы необходимости постоянного совершенствования цифровой компетентности педагогов посредством создания и развития цифровой образовательной среды вне зависимости от места расположения образовательной организации. Необходимость владения учителями ИКТ-компетентностями прописана в профессиональном стандарте педагога, поскольку цифровизация касается не только преподаваемой дисциплины, но и системы управления образовательным процессом. В настоящее время высокого качества образования нельзя достичь без системного повышения профессиональных компетенций педагогов, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий. Все уровни образования, включая школьное, сегодня не могут дальше развиваться и быть полноценными без широкого использования ИКТ в образовательном процессе. Сегодняшние дети поколения Z, которые уже мало отличают действительность от виртуальной реальности, больше склонны к восприятию информации с использованием информационных средств коммуникации. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся к обучению и повышать их когнитивную мотивацию, современный педагог должен иметь высокий уровень ИКТ-компетентности. На основе проведенного нами опроса дана оценка уровню цифровых компетенций учителей различных школ Республики Саха (Якутия) и подготовлены рекомендации, направленные на повышение ИКТ-компетенций учителей республиканских сельских школ.
цифровая образовательная среда
профессиональный стандарт педагога
5. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Информационно-коммуникационные технологии в образовании, 2015. № 7. С. 6-15.
6. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование, 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.
7. Зайцева В.П. Модель формирования ИКТ-компетентности бакалавров педагогического образования в условиях реализации современных нормативных документов // Вестник Чувашского ГПУ им. И. Я. Яковлева, 2019. № 5 (105). С. 157-163.
В современных условиях трансформации системы российского образования меняются требования к учителю новой формации, который должен, помимо общекультурных и профессиональных компетенций, обладать еще и компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Умения педагога в части владения ИКТ-компетенциями становятся не только потребностью, но и настоятельной необходимостью в условиях перехода нашей страны на повсеместную цифровизацию всех сфер экономики, включая сферу образования. В этих условиях задачей учителя наряду с привитием ученикам необходимых знаний по своему предмету является также формирование их цифровой культуры, обеспечивающей качественное образование в условиях модернизации российской школы, связанной с цифровизацией и широким внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью формирования и развития ИКТ-компетенций учителей общеобразовательных организаций вне зависимости от места их расположения. В настоящее время огромная территория Российской Федерации покрыта глобальной сетью интернет практически полностью. Поэтому все школы страны, включая отдаленные сельские, в том числе малокомплектные школы, расположенные в арктических районах Республики Саха (Якутия), должны перейти на активное использование цифровых образовательных технологий. Для того чтобы обеспечить высокое качество образования, сегодня, помимо высокоскоростного интернета, необходимо иметь также кадры, владеющие технологиями и методиками эффективного использования ИКТ в образовательном процессе.
Выработка путей повышения ИКТ-компетенций учителей сельских школ с целью формирования цифровой грамотности учащихся. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) выявить суть и основные требования к внедрению ИКТ в сфере образования; 2) провести опрос и проанализировать информацию о состоянии и уровне владения ИКТ-компетенциями учителей общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия); 3) подготовить рекомендации, направленные на совершенствование ИКТ-компетенций учителей отдаленных сельских школ.
Материал и методы исследования
Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач использовались следующие материалы и методы исследования: теоретические (анализ педагогических трудов; изучение профессионального стандарта педагога, рекомендаций ЮНЕСКО в части развития ИКТ-компетенций учителей, законодательных и нормативных документов и др.), интерпретационные (комплексное и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта и др.), эмпирические (проведение опроса учителей школ Республики Саха (Якутия), преподающих разные дисциплины на уровнях начального, общего и среднего полного образования, с целью определения уровня их цифровой компетентности и выработки рекомендаций по совершенствованию работы в части повышения эффективности работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс республиканских школ).
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка уровня сформированности ИКТ-компетенций учителей школ Республики Саха (Якутия)
С целью изучения уровня сформированности цифровых компетенций среди учителей различных республиканских школ нами был создан опросник, состоящий из 18 вопросов. Анкета, составленная с использованием формы docs.google.com, была разослана через социальные группы учителей WhatsApp.
1. Из 35 административно-территориальных единиц Республики в опросе приняли участие респонденты из 19 районов Республики. Наибольшее количество опрошенных – из Амгинского и Нюрбинского районов.
2. В опросе приняли участие 85 респондентов, из которых 42 респондента – педагоги начального звена, 8 человек – учителя основной школы и 35 человек – учителя средней школы.
3. Данные об образовании респондентов: с высшим образованием – 88% учителей, со средне-специальным – 12%.
4. В опросе приняли участие учителя начального звена, а также учителя-предметники, ведущие уроки по музыке, технологии, конструированию и робототехнике, английскому языку, информатике и другим предметам.
5. Педагогический стаж работы учителей варьируется от 0 до 26 лет и выше (рисунок).
Распределение опрошенных педагогов по педагогическому стажу работы
Наибольшее количество учителей (45%), принявших участие в опросе, имеют педагогический стаж больше 26 лет.
6. Квалификационная категория респондентов коррелирует с их стажем, поскольку 55,3% опрошенных имеют высшую квалификационную категорию, 30,6% – первую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности – 9,4%, 4,7% педагогов – без категории.
7. На вопрос, касающийся интенсивности использования компьютера, респонденты ответили следующим образом: 92% педагогов используют компьютер ежедневно, 5% –каждую неделю, 1,1% – один раз в квартал.
8. 87% педагогов имеют компьютер на рабочем месте, 13% отметили отсутствие у них персонального компьютера, что свидетельствует о несоответствии требованиям организации образовательного процесса в данных школах.
9. Подключение к сети интернет имеют 89,4% школ, не подключены 10,6% (в основном это северные районы – Оймяконский, Анабарский, Жиганский, Томпонский).
10. Домашнего интернета нет у 9,4% опрошенных педагогов, что исключает возможность заниматься самообразованием с использованием сети интернет и поддерживать коммуникационные связи с учащимися.
11. От скорости интернета зависит возможность использования ИКТ в работе педагога, поэтому на вопрос: «Позволяет ли скорость интернета в полном объеме использовать ИКТ в Вашей работе дома и на рабочем месте?» 76,5% респондентов ответили утвердительно, причем у 70,8% из них хорошая скорость интернета на рабочем месте.
12. ИКТ при работе с учениками в рамках преподаваемого предмета 63,7% респондентов используют часто, 30,5% применяют иногда и 5,8% не используют.
14. Цифровые инструменты и сервисы (тренажеры, задачники, тесты и др.) на уроках в качестве домашних заданий используют часто 36% респондентов, иногда – 46%, не используют – 18% опрошенных учителей.
15. Пользуются АИС «Сетевой город. Образование» в образовательном процессе 81,2% респондентов.
16. Персональный сайт имеют 36 опрошенных учителей, из которых 52,8% респондентов уверенно используют его в своей работе, в то время как 47,2% педагогов имеют сайт только потому, что его наличие требует администрация школы. При этом у 57,6% опрошенных персональный сайт отсутствует.
17. Самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах занимаются 75,3% респондентов, из которых часто – 12,5%, иногда – 87,5%.
18. Опыт проведения вебинаров в онлайн-режиме имеют 5 педагогов из числа опрошенных, что свидетельствует об их высоком уровне мотивированности на саморазвитие педагога, основанном на превосходном владении ИКТ.
Таким образом, результаты исследования выявили следующее:
1. Использование ИКТ в повседневной практике педагогами Якутии находится на среднем уровне, наиболее неблагоприятная ситуация выявлена в северных районах, где низкая скорость интернета, тем не менее многие педагоги применяют ИКТ на уроках в целях повышения качества обучения. Большинство учителей занимаются самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах. Во время опроса выявились учителя, продемонстрировавшие высокий уровень ИКТ- компетенций, их практический педагогический опыт в области рационального использования ИКТ может быть распространен на другие образовательные организации Республики.
2. Большинство опрошенных педагогов ежедневно работают на компьютерах, владеют всеми приложениями Microsoft Оffice, активно используют текстовый редактор и таблицы Ехsel. Педагогический стаж работы респондентов составляет в основном от 26 лет и выше. Из опрошенных 88% имеют высшее педагогическое образование. Преобладают высшая и первая квалификационные категории, что свидетельствует о том, что большинство респондентов – опытные учителя, имеющие высокий уровень профессиональной компетентности.
3. Многие педагоги создают персональные сайты как современное дидактическое средство, что является высоким показателем развития их ИКТ-компетентности.
4. К сожалению, в некоторых сельских районах, расположенных в северных арктических районах Республики, из-за низкой скорости интернета не в полной мере используются возможности информационно-коммуникационных средств, что сдерживает процесс формирования ИКТ-компетенций учащихся. Кроме этого, ответы респондентов выявили, что низкая скорость интернета влияет на мотивацию школьника, поскольку из-за длительного ожидания загрузки требуемого контента ученик устает ждать и теряет интерес к изучаемому предмету.
5. В связи с переходом на дистанционное обучение выявился недостаточный уровень ИКТ-компетенции педагогов в области создания онлайн-курсов и применения образовательных платформ.
На основании проведенного исследования с целью повышения эффективности использования информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе, ориентированном на формирование ИКТ-компетенций учащихся, можно резюмировать следующее.
1. С учетом начавшейся цифровой трансформации российского образования считаем необходимым создание в каждой сельской общеобразовательной школе современной цифровой образовательной среды с целью обеспечения высокого качества и доступности школьного образования вне зависимости от места расположения образовательной организации.
2. Особое внимание необходимо уделить работе педагогов с программами по созданию предметных цифровых образовательных ресурсов, ведению и обновлению персональных сайтов учителей, ориентируя их на постоянное самообразование и повышение квалификации в области ИКТ через участие в вебинарах, круглых столах, научно-практических конференциях, мероприятиях по обмену опытом работы по вопросам разработки цифровых технологий, методов и приемов работы с использованием ИКТ. В настоящее время неплохо зарекомендовал себя сервис «Портал педагога», который предоставляет широкие возможности не только для повышения квалификации в области ИКТ, но и для проведения различных интерактивных конкурсов, викторин, олимпиад, публикаций результатов исследований педагогов.
3. В каждом районе необходимо создать муниципальные информационные образовательные центры на базе районных гимназий с целью оказания методической помощи учителям школ по вопросам организации работы по формированию ИКТ-компетенций учащихся образовательных организаций и повышения квалификации педагогов. Данные центры должны быть объединены в единый республиканский Центр дистанционного образования с целью проведения плановой, хорошо организованной, информационно насыщенной, технически поддержанной работы.
4. На уровне Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) надо продолжить работу по дальнейшему продвижению хорошо зарекомендовавшей себя во многих республиканских школах интерактивной образовательной онлайн-платформы «UCHi.RU», позволяющей учащимся любого российского региона изучать школьные предметы в интерактивной форме. Необходимо активно внедрять сервис «Виртуальный учитель» для интерактивной работы с классом, позволяющий задавать и проверять различные задания с использованием разных социальных сетей. Дальнейшего распространения требует и успешно применяемая многими учителями республиканских школ информационная система «Сетевой город. Образование», которая используется как электронный дневник для учета успеваемости учащихся.
Библиографическая ссылка
Игнатьев В.П., Иванова А.С., Иванова М.Д. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29709 (дата обращения: 03.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Цель урока: повышение квалификации педагогов
по вопросам использования
информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе и разработки
учебно-методических материалов современного
поколения.
- Определить уровень ИКТ-компетентности
участников образовательного процесса в
результате организации и анализа учебных
занятий. - Провести экспертизу учебно-методических
пакетов, мультимедийных средств для
эффективности организации
учебно-воспитательного процесса в предметных
творческих группах на основе технологии
педагогических мастерских. - Развивать умения обобщать, систематизировать и
представлять полученные в процессе совместной
деятельности результаты анализа
информационно-коммуникационных средств
образования.
Форма организации занятия:
Педагогическая мастерская, работа в малых
группах, проведение и анализ учебных занятий,
круглый стол
Ход занятия
Понятие компетентности в сфере ИКТ.
Сопоставление понятий ИКТ-грамотность и
ИКТ-компетентность. (работа в малых группах с
раздаточным материалом (Приложения
1, Приложения 2, Приложения
5), работа с компьютерной презентацией Приложение 6).
В философии существует другой подход.
Он звучит так:
“Человек в некотором смысле –
“сосуд”, который можно наполнить
компетенциями. И больше, чем он может, он не
возьмет. Этот размер говорит о потенциале, о
потенциальных возможностях человека – именно
столько он мог бы иметь, если бы обладал
совершенной на данном этапе своего развития
духовной структурой”.
Время предъявляет особые требования к
уровню компетентности учителя, особенно к уровню
ИКТ-компетентности (компетентности в области
информационно-коммуникационных технологий).
Перед Вами, дорогие гости, стакан с
водой – своеобразный сосуд человека – учителя с
набором профессиональный компетенций.
Определите, пожалуйста, уровень ИКТ-компетенций
в общем наборе других функций и компетенций –
организационной, прогностичной, управленческой,
информационной,
– (выполняют в малых группах
задание-перелить из одного стакана в другой воду
до определенного уровня)
Ведущий: В результате процессов
информатизации школ страны учителям
предлагаются новые информационные ресурсы и
технологии. В связи с этим появилась потребность
у учителей развиваться в области ИКТ по
индивидуальным запросам, расширяющих
минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им
сформировать новые педагогические
профессиональные качества – навыки
использования ИКТ в образовательном процессе на
регулярной основе. Авторы Бурмакина В.Ф., Фалина
И.Н. выводят определение ИКТ-компетенции,
ИКТ-компетентности через ИКТ-грамотность.
Выберите из предложенных вариантов
определение ИКТ-грамотности и
ИКТ-компетентности. (работа в малых группах с
раздаточным материалом). (Приложение 5)
Вывод: сопоставить с содержанием понятий на
слайдах.
ИКТ-компетентность – понятие широкое, ведущее
к формированию информационной культуры
участников образовательного процесса.
Соотношение понятий компьютерной грамотности,
ИКТ-компетентности и информационной культуры
личности можно представить в виде лестницы
информатизации.
Наша встреча сегодня преследует следующую
задачу: выявить в ходе посещения и анализа
уроков, работы в педагогических мастерских
уровень сформированности ИКТ-компетентности
учителя и учащегося.
Предоставление для ознакомления и
дальнейшей работы таблицу “Соотношение
основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в
педагогическую деятельность
учителя-предметника”.
2. Формирование ИКТ-компетентности учителя и
учащихся в процессе учебной работы.
2.1. Условия формирования
ИКТ-компетентности.
Ведущий: задает аудитории вопрос:
“Каковы педагогические условия
повышения информационно-коммуникационной
компетентности как части профессиональной
компетентности педагога?”.
Ранжирование условий – работа в парах
– озвучивание на аудиторию.
1) четкая постановка целей и задач
обучения, т.е. преподаватель должен видеть
ближайшую перспективу и конкретную ценность
результатов освоения новой области знаний;
2) наличие педагогически полезного и
эмпиритивно понятного дидактического
обеспечения, размещенного на различных
носителях (могут быть использованы как
автономные, так и сетевые ресурсы);
3) личная готовность и
заинтересованность педагогов осваивать
передовой опыт;
4) наличие первичных навыков работы на
компьютере, что в некоторых случаях (при
дистанционной форме организации обучения) может
стать
непреложным условием успешного
повышения данного вида компетентности;
5) мотивационные установки педагогов
на самостоятельную работу.
6) материально-техническая
оснащенность учебных кабинетов в школе;
7) стимулирование работы педагога по
использованию ИКТ в педагогической
деятельности, повышении своей квалификации со
стороны школьной, районной администрации.( Слайд
презентации)
2.2.1. Электронные образовательные
ресурсы.
“Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь”.
Древняя китайская пословица
Для учителя, который начинает осваивать и
использовать компьютерные технологии (см. 1
уровень ИКТ-компетентности), важно знать все
разнообразие информационных ресурсов для
правильного их отбора для реализации конкретной
учебной задачи.
Большинство существующих на сегодня ЦОР
создавалось без связи с существующими
образовательными стандартами, учебными
программами и педагогической практикой, без
учета потребностей школы и учителя.
Серьезной проблемой является дефицит
методических рекомендаций по использованию
данных продуктов. Во многом в силу данных причин
цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно
встраиваются в реальный образовательный процесс
и зачастую оказываются невостребованными в
школах.
Основная задача – способствовать изменению
сложившейся ситуации, обеспечив школы
необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав
условия для их активного использования в учебной
деятельности.
Выступление предметных мастерских на
аудиторию, фиксация результатов работы на
интерактивной доске (на доске вывешиваются
итоговые листы) – оценка ЭОР с точки зрения
использования на уроке, во внеурочной
деятельности – работа с интерактивной доской (Приложение 2)
2.2.2. Основные качества УМК: – слайд презентации
- Комплексность – каждый элемент комплекта
дополняет содержание и функциональные
возможности другого. Все виды учебных и
методических материалов должны иметь отражение
в комплекте: бумажные издания, электронные
приложения мультимедиа объектов на CD , цифровое
приложение в виде объектов на DVD ,
сайт-представительство УМК авторским
коллективом с методической поддержкой. - Полнота охвата этими материалами ступени
образовательного стандарта по предмету и
целостность представления на различных уровнях
реализации (минимальный, расширенный,
углубленный для представления содержания
предмета и простейший, стандартный и развернутый
для практико-инструментального наполнения
предмета). - Доступность УМК школе любой технической
комплектации и для учителя (адаптируемость и
навигационная характеристика).
Возможно, УМК структурировать по трем
сегментам: учебный, учебно-практический и
учебно-методический. Каждый из сегментов УМК
может иметь инвариантный и вариативные разделы. (Приложение 3)
УМК должен как минимум обеспечивать следующие формы
использования цифровых ресурсов :
- использование на уроке (объяснение материала,
лекция, выступление учащегося или дискуссия,
закрепление, контроль знаний учащихся,
самостоятельная работа одного учащегося или
группы учащихся, анализ или построение моделей,
тестирование, поиск необходимой информации); - самостоятельное использование учеником вне
урока (работа над домашним заданием, подготовка
рефератов, самоконтроль и контроль знаний,
построение моделей объектов и процессов,
отработка технических навыков на тренажере); - использование учителем на этапе подготовки к
уроку (подбор материалов для последующего
использования на уроке в цифровом виде, подбор
заданий и их распечатка).
2.2.3. Интерактивная доска
Для этого велики возможности использования интерактивной
доски.
Интерактивность досок
заключается в возможности вносить пометки и
замечания в демонстрируемый материал, изменять
последовательность кадров, сохранять кадры для
последующей работы.
Фактически интерактивная доска (ИД) —
это монитор с возможностью ввода данных в
компьютер непосредственно с рабочей
поверхностью доски. Учитель может сохранить все
записи, сделанные в течение урока.
На белой поверхности ИД возможны
записи только фломастерами-маркерами 3—4 цветов.
Она может показывать изображения в цвете (видео,
анимации и т.п.), на ней можно делать записи также
маркерами нескольких цветов, имеется
возможность писать поверх изображения и
запоминать данный кадр.
ИД имеет возможность затенять
изображения и делать их видимыми в нужный для
учителя момент. Это очень важный эффект, который
называется “шторка” и входит в ее программное
обеспечение. При объяснении учитель может на
изображении схемы, чертежа делать любые
поясняющие записи или использовать только
чистый экран ИД и полностью процесс объяснения
проводить с записями формул, графиков. К доске
можно вызвать учащихся, которые при ответе могут
проводить самостоятельные записи формул,
решения задач, чертить графики, схемы.
На поверхности ИД можно начертить
простую схему, рисунок в упрощенном виде,
представляющем обычно вид спереди, а затем
показать реальный вид, используя
мультимедиа-объект.
Традиционные технические средства
обучения делятся на звуковые (магнитофон,
радиоприемник), экранные (кодоскоп, эпидиаскоп,
диапроектор) и экранно-звуковые (кинопроектор,
телевизор, видеомагнитофон). ИД соединяет в себе
возможности всех данных технических устройств.
Но возможностей у нее больше: она соединяет
функции компьютера с видеопроектором и
тактильно-интерактивные функции пользователя
(учителя, учащихся). Именно поэтому ИД является
новым интерактивным техническим средством.
Подводя итог нашей совместной творческой
деятельности в педагогических мастерских,
необходимо отметить, что деятельность учителя в
плане использования ЭОР предполагает следующие
формы работы в соответствии с уровнями
ИКТ-компетентности – (работа с интерактивной
доской – заполнение колец Венна). Приложение
2.
Практика информатизации общеобразовательной
школы ясно показала, уже в настоящее время
использование информационных и
телекоммуникационных технологий позволяет:
- смягчить (или устранить) противоречие между
растущими объемами информации и
рутинными способами ее передачи, хранения и
обработки; - вести мониторинг состояния учебной
деятельности учащихся; - осуществлять оперативный анализ результатов
по итогам урока, недели, месяца,
четверти, полугодия, года; - реализовать принцип субъективности
воспитания, посредством методов
убеждения, оценки и самооценки.
создать для ученика:
- непрерывный (поурочный) учет результатов
деятельности, что приводит к изменению
поведения, прилежания и самооценки; - психологически комфортные условия для
самовоспитания (самоотчет и самоконтроль); - возможность в любой момент посмотреть свои
достижения; - используя средства компьютерных
телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к
сведениям о текущей успеваемости (и другой
деятельности) своего ребенка; - контролировать состояние и уровень
достижений своего ребенка.
Использование информационных и
телекоммуникационных технологий позволяет
повысить качество учебного процесса, но
требует кропотливой совместной
деятельности учителя, родителей и, конечно,
учеников.
ИКТ-компетентность учителя, как составляющая
его профессиональной компетентности, определяет
способность решать профессиональные проблемы и
типичные задачи, возникающие в реальных
ситуациях педагогической деятельности.
В рамках деятельности нашей школы проводилась
диагностика ИКТ-грамотности и
ИКТ-компетентности участников образовательного
процесса в форме анкетирования. Его результаты
мы представляем на Ваш суд.
Демонстрация слайда – ИКТ-компетентность
учителя
Слайд – ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность
учащихся.
Ведущий: Давайте подведем итог, насколько
сформирована ИКТ-компетентность учителя и
учащихся в нашей работе, опираясь на данные
таблицы.
Когда я размышляю о смысле и значении
великой профессии – Учитель, я вспоминаю
притчу:
Путешественник увидел трех рабочих,
которые толкали тяжело нагруженные тачки, и
спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую
тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб
для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю
прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но
чувствовали себя по-разному. Для первого работа
была каторгой, и он был очень несчастен. Второй
чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его
ответе – спокойное достоинство. Третий служил
прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от
того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в
свою работу.