«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования» статья

6МБ21 (срок обучения 3,6 года) (1).docxКурсовая работа Технология разработки ПО (пример – Прокат автомоТехнология личностно-ориентированного обучения с использованием Система обучения.docxОсновные вопросы методики обучения во II классе.docМАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ.docxЧто такое бессоюзное предложение.docx«Последовательность обучения детей физическим упражнениям».docxКурсовая Формирование графомоторных навыков на начальных этапах Презентация _Ранняя профилизация обучения _.ppt

Смешиваются близкие по смыслу учебные темы разных предметов

Проведение урока для учеников из разных параллелей

Мальчики и девочки учатся вместе

Смешиваются разные технологии обучения, часть урока проводится с использованием компьютера и ИКТ, часть урока обычная работа в классе

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

уникальный идентификатор пользователя, выдающийся при устройстве на работе в Отделе Кадров

пpоизвольный набоp букв и символов, индивидуальный идентификатор (должен быть уникален для того сервиса, где вы регистрируетесь)

набор символов, состоящий из английских букв, образуeтся из имeни (пeрвый символ) и фамилии (полностью)

это пароль, который должен cоcтоять из цифр и английcких букв для входа на сайт сервиса

Баллов: 0,21 из 1,00

Заполните таблицу, перетащив пропущенные слова

Донскова, И. А. Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории / И. А. Донскова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6218/ (дата обращения: 04.05.2023).

Ключевые слова:

учебный материал, учебный процесс, возможность, ИКТ, визуальное восприятие, федеральный проект, история.

Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности, обеспечения возможности продолжать обучение, подготовке высокообразованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. А модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям и навыкам.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Также позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого без изучения документов, исторических первоисточников невозможно. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Мультимедиа курсы по истории имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями:

— Они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, скоординировать его с индивидуальными особенностями обучающихся. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими подготовку разную по уровню.

— Гипертекстовая организация таких курсов позволяет организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности.

— Модульная организация позволяет сжато представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.

— Использование различных технических возможностей, позволяет учесть особенности детского восприятия. Большая часть школьников имеет визуальное восприятие, а не аудиальное. Следствие — прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение статической и динамической графики, иллюстраций, карт дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

— Тестирующие программы усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы СанПиН, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование инновационных технологий значительно повышает интерес у школьников к изучению истории. Активизируется внимание учащихся. Формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Перед современной школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Сегодняшние школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.

В работе учителя истории и обществознания использование информационно-коммуникационные технологии на уроках дает широкий простор для творчества. Применение данных технологий возможно на разных этапах урока. В своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществознания.

Что же такое Информационные технологии?

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Можно выделить следующие сферы применения информационных образовательных технологий в процессе преподавания истории и обществознания. Данные сферы отражены в рисунке.

«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования» статья

Рис. Сферы применения информационных технологий в преподавании истории и обществознании

Схема отражает место и взаимосвязь сфер применения информационных (компьютерных) технологий в учебном процессе. Цифрой 1 на схеме обозначен учебный процесс в целом. Цифры 2, 3, 4 показывают три основные сферы применения информационных технологий.

Во-первых, это использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В этой области накоплен достаточно большой опыт. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки.

Во-вторых, дистанционное обучение. Развитию этой сферы применения информационных образовательных технологий сегодня уделяют особое внимание. Современные способы общения, существующие в компьютерных сетях, снимают целый ряд ограничений в дистанционном обучении.

Все вышеупомянутые технологии взаимодействуют в учебном процессе: при выполнении проектов активно используются возможности сети Интернет, а при дистанционном обучении без готовых программных продуктов вообще невозможно создать полноценный проект.

Необходимо помнить, что применение в учебном процессе информационных технологий не может заменить учителя. В учебном процессе нужно придерживаться разумного сочетания форм и методов работы с ИКТ и других методов обучения.

К основным условиям реализации ИКТ относятся – материально-техническое, учебно-методическое и информационное оснащение. В настоящее время для меня созданы все технические условия для успешной работы и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

С помощью ЦОР на уроках истории и обществознания я решаю целый ряд задач:

  • предъявляю новый учебный материал;
  • организую повторение и закрепление пройденного;
  • провожу промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
  • помогаю учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

ЦОР применяю на следующих этапах урока:

  • для актуализации знаний (электронные тесты);
  • на этапе объяснения нового материала (мультимедийные презентации, учебные видеофильмы);
  • для контроля и оценки знаний, умений и навыков (программы-тренажёры, тесты).

Современное интернет-пространство дает широкие возможности для использования готовых ЦОР. В совей работе я активно использую видеоуроки размещенные на сайтах: https://videouroki.net/, https://infourok.ru.

А также Единую коллекцию Цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/.

Использование электронных пособий позволяет повысить интерес к изучению предмета, учит ориентироваться в информационном пространстве, облегчает запоминание темы, так как работает плодотворно зрительный анализатор.

В процессе обучения истории и обществознанию, я широко практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего реферата, доклада, сообщения. Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

Но использование ИКТ в моей работе не ограничивается видео уроками и презентациями. Я активно использовать различные интернет-сервисы, которые позволяют ещё больше разнообразить урок и сделать его интересным для современного поколения учеников. Это ЦОР, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0

Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.

Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.

Примеры сервисов Web 2.0, которые я использую на уроках можно условно разделить на несколько групп:

  • виртуальные доски (Popplet, RealtimeBoard, Scrumlr, Twiddla, Padlet, Plikers);
  • презентации, публикации, инфографики (PowToon, Google presentations, Zentation, Canva, Prezi, Calameo, Easel.ly, Infogr);
  • Карты ума или ментальные карты (XMind, Bubbl, Popplet)
  • Рабочие листы (Formativе, Wizer, Live Worksheets
  • Сервисы и программы для создания опросов и тестов (Simpoll, ClassMarker, Online Test Pad, Мастер-Тест)
  • Сервисы для создания виртуальных классов для своих реальных учеников (LearningApps.org, Edmodo)
  • Сервисы для создания дидактических игр (Jigsawplanet (пазлы), LearningApps, ClassTools, Фабрика кроссвордов)
  • Сервисов для создания ленты времени (таймлайнов) (Timeline, StoryMapJs, Tiki-Toki, Sutor, Timetoast.com)

В образовательном процессе применяю сетевые образовательные технологии. Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию использую сайт «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ» через которые учащиеся получают индивидуальные задания для подготовки к экзаменам. Это позволяет отслеживать процесс подготовки и увидеть пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам и заданиям.

В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у учащихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.

Применение в преподавании истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Ключевые слова: интернет-технологии, виртуальный кабинет, коммуникации.

Мы живем в эпоху информационно- телекоммуникационной революции в условиях которой, формируется новая глобальная информационно- коммуникационная среда жизни, образования, общения, которая получила название инфосфера, ядро которой составляет Интернет.

Интернет пока не стал постоянным профессиональным пространством учителя, в основном педагоги продолжают использовать глобальную сеть как большую электронную библиотеку материалов. Это при том, что интернет-технологии обладают огромным образовательным потенциалом: происходит активное вовлечение учеников в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках, слышать и понимать собеседника, отстаивать собственную точку зрения. Данные умения прописаны в требованиях к результатам обучения и освоения курсов истории и обществознания в ФГОСу.

Интернет технологии качественно расширяют традиционную систему учебного взаимодействия. В этом, с моей точки зрения, состоит то главное, что делает Интернет технологии особенно привлекательными для современной школы. В условиях классно-урочной системы групповая и индивидуальная работа школьников стеснена временными и пространственными рамками организации учебного взаимодействия. Выход в виртуальное пространство качественно меняет ситуацию. Работа в учебном кабинете и дома (физической среде) дополняется работой и жизнью школьника в виртуальном пространстве. Сегодня каждому из нас вполне реально представить себе, как каждый из его учеников со своего индивидуального компьютера, планшета заходит в свой личный кабинет, где в рамках соответствующих сетей представлены его учителя, а также товарищи по учебной работе. Здесь у него — свое личное расписание (дня, недели, месяца), где динамически собираются все события жизни, главную часть которых составляют события образовательные. Здесь у него необходимые ссылки на образовательные ресурсы, портфель достижений, доступ к проектным группам, контрольным материалам и т. п. В принципе сегодня это реальный мир нашей новой школы.

Каждый из нас знает, что такое интернет обучение, которое невозможно представить без открытого обучения и дистанционных образовательных технологий. Одна из главных проблем в развитии системы открытого образования связана с формированием единой информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда открытого образования должна включать в себя все структурные компоненты подсистем, которые в идеале должны представлять собой сеть виртуальных кабинетов, школ, университетов, учреждений культуры в рамках системы объединяющей на единых принципах множество разнообразных учебных заведений.

В последние годы утвердилось представление о смешанном учении, где занятия в классе естественно сочетаются с учебной работой в сети. Практическое внедрение технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях реализуется через индивидуальные сайты, блоги, виртуальные кабинеты учителей. Это весомое дополнение к системе государственного образования, первый практический шаг на пути функционирования открытого образования. Виртуальный кабинет истории и обществознания (балаково.su) — пример такого обучения. Для меня виртуальный кабинет истории ценен не просто тем, что он помогает мне поддерживать и выстраивать новые схемы и стратегии взаимодействия ученик — учитель, ученик — ученик (для чего собственно и предназначен). Главное в том, что он создавался с осознанной опорой на психолого-педагогические основания прежде всего групповой работы, которые давно стали одним из ключевых элементов современной педагогической практики (Макаренко А. С. Пед. соч. в 8 т. — М.: 1983–1985. Т. 8). Виртуальный кабинет — это яркий пример привлечения сразу множества участников из разных классов (по литерам) и из разных возрастных групп к совместному решению познавательных задач.

«Виртуальный кабинет истории и обществознания» помогает мне формировать у моих учеников: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; владение устным и письменным общением, новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации (коммуникативные, информационные компетенции) и.т.д.

Моя цель — поддержать, учеников в их стремлении осваивать интернет и применять его для пользы обучения, а также раскрытия и реализации творческого потенциала моих учеников.

«Виртуальный кабинет истории и обществознания» берёт на себя часть функций реального образовательного процесса, помогает делать его эффективнее.

На сайте размещается материал дистанционных уроков, задания для болеющих учеников, итоги оценки работ школьников, проблемные вопросы, информация для родителей и т. п. Пользователи виртуального кабинета могут разместить и обсудить на нём свои вопросы, творческие работы, работать над совместными проектами, использовать сайт как инструмент своего образования или педагогической деятельности. Сайт на данный момент имеет не столь впечатлительный дизайн, но у него есть одно ценное качество — он помогает реальному образованию, отражает его специфику, результаты, проблемы. Там почти всегда есть коммуникации, творчество и личностная ориентация на пользователей.

«Я думаю, что П. А. Столыпин поистине великий человек и выдающаяся личность! Я восхищаюсь его стойкостью и характером, терпением и мужеством, и считаю, что у власти должны стоять именно такие люди, как он.

Что касается деятельности Петра Аркадьевича, нельзя однозначно утверждать, чего же было больше: положительных или отрицательных моментов в его политических реформах. Считаю, что плюсов всё-таки больше, так как Столыпин поднял Россию на новый уровень, сменил её политический строй, улучшил положение людей и их жизнь, что удалось далеко не многим правителям в истории нашей страны. Такими людьми, сильными и властными, действительно выдающимися личностями, и должна гордиться наша страна!»

«Я очень уважаю этого человека, за то, что он всю свою жизнь отдал родине, он реально думал об улучшении страны, и сделал все, что было в его силах.

Он был гениальной личностью и, одаренный в различных областях, избрал путь служения своей Родине. И там добился немалых успехов, был сначала самым молодым губернатором, потом самым молодым министром в правительстве. Он мыслил намного шире и превосходил по масштабам других политиков той эпохи.

И пусть многие критикуют его деятельность, но они не могут не согласиться с тем, что это была личность незаурядная и удивительная, что Столыпин думал только о том, чтобы сделать свою страну поистине Великой Россией».

Итак, когда в реальном учебном процессе осуществляется разумное сочетание традиционных и дистанционных форм взаимодействия, то эффективность и результативность обучения значительно повышается.

Впереди у нас огромная и очень интересная работа — создание нашей новой школы, которую невозможно представить без развития системы открытого дистанционного образования. В идеале современная школа должна объединить в себе все лучшее, что досталось нам в наследство от педагогов прошлых поколений, и новые методы учебно-воспитательной работы в условиях глобальной сети Интернет, которые предстоит спроектировать и отработать на практике нам — современным учителям. Без этого невозможно получить новые образовательные результаты, соответствующие ФГОС нового поколения.

1.             Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.

2.             Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование. Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29–37.

3.             Бочков В. Е., Демин Ю. Н., Вержбицкий В. В. Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования и реальное формирование единого образовательного пространства. В сб.: Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века. /Труды III Международной научно-методической конференции (13–15 ноября 2003 г.) — Минск: БГУИР, 2003.- 536 с., с.451–452.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный кабинет, виртуальный кабинет истории, открытое образование, ученик, виртуальное пространство, глобальная сеть, Интернет технологии, современная школа, учебная работа, учебное взаимодействие.

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Заместитель директора Рудько Галина Григорьевна

Секционное заседание образовательных учреждений, имеющих статус окружных пилотных и стажерских площадок опережающего введения ФГОС начального общего и основного общего образования «Стратегия реализации стандарта начального общего и основного общего образования» 29.08.2012г

«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель – создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Качество образования можно понимать как процесс и как результат. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом. Сегодня меняется смысл понятия “образовательные результаты”. В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.

Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения в образовании. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ.

Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования, подобным потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, мы говорим о формировании новой ИОС.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к  учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как  — локальные компьютерные сети или Интернет.

В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.

Ключевым компонентом в ИОС является компьютер. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.

Сегодня используются в основном те возможности ИКТ (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности), которые “лежат на поверхности” и наиболее просто реализуемы. Их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается, так как считается очевидной.

Вместе с тем, попытки “вписать” средства ИКТ в традиционную парадигму обучения с передачей при этом компьютеру определенной части функций преподавателя, по существу, не приводят к перестройке образовательной среды ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом не реализует свои специфические возможности, а выполняет некоторые обязанности преподавателя. Такой подход не позволяет в полной мере использовать потенциал средств ИКТ. Анализ перспективных направлений их применения в обучении следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в образовательном процессе. Новые информационные и коммуникационные технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов — приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую включаются.

Среда — это не только субъекты и объекты (средства обучения и инструменты деятельности — “инструментальные оболочки среды”), но и их содержательная основа, “информационное наполнение”. Именно оно в конечном итоге является важнейшим фактором эффективности любого электронного ресурса.

Как сформировать и эффективно использовать информационно-образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода “конструктор”, из элементов которого можно построить много разнообразных систем обучения.

Для этого преподаватель должен проектировать образовательную деятельность по этапам:

– обосновывать модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми образовательными результатами (формированием ключевых компетенций) и характером предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном процессе, где главная роль принадлежит учащимся.

– разрабатывается проект образовательного процесса.

– анализ имеющихся в распоряжении возможностей, в том числе электронных.

–  определить, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие нет.

–  разработать схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой. В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение, внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) необходимо планировать использование тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий.

Проект совместной деятельности относится к методической части информационно-образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый,  в случае необходимости,  может обратиться за нужной информацией и самостоятельно воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована в зависимости от уровня предшествующей подготовки учащихся, их познавательных возможностей.

В этом случае реализуется диагностическая функция информационно-образовательной среды, проявляющаяся в:

– установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут формироваться новые;

– определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.);

– выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.

Используя компьютер, преподаватель может выполнять действия, связанные с созданием тестовых заданий, их тиражированием, предъявлением тестов, обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны:

– Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера.

– Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках принятой нами модели обучения ее содержание существенно отличается от традиционной. Знания не передаются в “готовом виде”, а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность “погружения” обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Использование информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение таких образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Средства ИКТ помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что  ФГОС  делает акцент на создание информационно-образовательной среды, что предполагает  стремительный рост информационно-ресурсной базы, обеспечение свободного доступа к разнообразным информационным ресурсам,  дистанционности, мобильности, возможности формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивности, возможности моделирования эффективной образовательной среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *