Жизнь – это красноватая искорка в
мрачном океане вечности,
Это единственное мгновение, которое нам
принадлежит.
И.С.Тургенев
По данным Всемирной организации
здравоохранения ежегодно в мире кончают жизнь
самоубийством более 920 тысяч человек, причем 20%
случаев приходится на подростковый и юношеский
возраст.
Общей причиной самоубийства является
социально-психологическая дезадаптация,
возникающая под влиянием острых
психотравмирующих ситуаций, нарушения
взаимодействия личности с ее ближайшим
окружением. Однако для учащейся молодежи это
чаще всего нарушения общения со сверстниками, с
близкими, с семьей.
В связи с этим в МАОУ СОШ № 1 г. Малая Вишера
разработан и действует план мероприятий по
профилактике суицидального поведения среди
подростков 5-11 классов. Основной целью
мероприятий является профилактика и
предупреждение суицидов через укрепление
психологического здоровья учащихся,
формирование психологических знаний.
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 1 поставила перед
собой следующие задачи:
- создание положительного эмоционального фона в
коллективе и среди учащихся; - разработка системы психопрофилактических,
психокоррекционных мероприятий, занятий с
учащимися; - воспитание у учащихся волевых качеств,
направленных на умение противостоять трудным
жизненным обстоятельствам; - психологическое просвещение педагогов,
учащихся по вопросам профилактики и
предупреждения суицидального поведения.
Для реализации основной цели и задач
использовались следующие методы работы:
- Метод переключения (вовлечение учащихся в
трудовые, волонтерские акции, культурно-массовые
мероприятия). - Метод упражнения (закрепления социально
позитивных норм поведения в жизнедеятельности
учащихся). - Психологическая диагностика.
- Тренинги.
- Классные часы.
- Упражнения.
- Консультирование.
Превентивные мероприятия основываются на
принципах:
- гуманизма;
- целенаправленности;
- доступности;
- комплексности;
- непрерывности;
- детерминизма;
- добровольности;
- дифференцированности.
Подготовка к мероприятию создала определенный
настрой, доминирующее эмоциональное состояние.
Школа стала единым целым в пропаганде
жизнеутверждающих ценностей. Накануне учащиеся
сдавали сочинения, рисунки, картинки на тему: “Я
люблю тебя жизнь”, стены коридора были украшены
высказываниями известных людей о силе и красоте
жизни.
Неделя психологии началась со слов: “Я люблю
тебя жизнь” и плавненько перешло в
психологическую акцию. В рамках психологической
акции “Мы выбираем жизнь!” в коридоре в МАОУ СОШ
№1 находилось “дерево жизни и настроения”.
Учащиеся школы, преподаватели, родители и
работники имели возможность выбрать ленточку
того цвета, который ассоциируется с настроением
на сегодняшний день и закрепить ее на дереве. Эта
акция вызвала только позитивные эмоции и большой
интерес.

В коридоре школы был вывешен плакат с девизом:
“Мы голосуем за жизнь!” Каждый желающий мог
оставить отпечаток ладони на цветном листе, тем
самым отдав свой голос за жизнь.

В некоторых классах прошли классные часы.


Сам классный час был проведен также в форме
дискуссии и закончился игрой и добрыми
пожеланиями друг другу.
Также не осталась в стороне и психолог МАОУ СОШ
№4 Яковлева А.А.
На следующий день в коридоре школы появились
новые плакаты под названием “Жизнь – это?”


Также в неделе психологии участвовали дети,
которые делали плакаты дома.


Завершили неделю психологии групповые занятия
направленные на положительный настрой,
положительное эмоциональное состояние,
выражение себя и т.д.

Для педагогов МАОУ СОШ №1 были даны
рекомендации по распознаванию эмоциональных и
поведенческих признаков суицидального
поведения подростков с целью своевременного
реагирования и предотвращения суицида.


Актуальность. Семье и отдельной
личности в период жизненных кризисов
свойственно искажение субъективного образа
мира, т.е., представлений и отношении к себе и к
миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в
этот момент очень распространены. По данным
отчёта Детского фонда ООН за последние годы
значительно увеличилось число суицидальных
попыток и завершенных самоубийств среди
молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди
российских подростков в настоящее время
является одним из самых высоких в мире.
Самоубийство подростков занимает третье место
среди ведущих причин смертельных случаев и
четвертое среди основных причин потенциальной
потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает,
что 62% всех самоубийств несовершеннолетними
совершается из-за конфликтов и неблагополучия:
боязни насилия одноклассников, друзей,
чёрствости и безразличия окружающих. В целом
ряде случаев подростки решались на самоубийство
из-за безразличия родителей, педагогов на их
проблемы и протестовали таким образом против
безразличия и жестокости взрослых. Решаются на
такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по
характеру, страдающие от одиночества и чувства
собственной ненужности, потерявшие смысл жизни
подростки. Также причиной суицида может быть
алкоголизм и наркомания, как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные
психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные
действия у детей часто бывают импульсивными,
ситуативными и не планируются заранее. Попытки
суицида являются следствием непродуктивной
(защитной) адаптации к жизни – фиксированное,
негибкое построение человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним
миром на основе действия механизма отчуждения:
попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию
непригодными, неадекватными способами.
Своевременная психологическая помощь, участие,
оказанное подросткам в трудной жизненной
ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Данная программа предназначена для
организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидальных попыток
среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы
является профилактика суицидов и
суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт
последовательного решения следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты проблемы с
позиции различных наук (философии, физиологии,
психологии, социологии, педагогики) и
использование информации в работе с педагогами и
родителями. - Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной
помощи и защите и оказание экстренной первой
помощи, обеспечить безопасность ребенка, снять
стрессовое состояния. - Изучить особенности психолого-педагогического
статуса каждого учащегося с целью своевременной
профилактики и эффективного решения проблем,
возникающих в психическом состоянии, общении,
развитии и обучении. - Создать систему психолого-педагогической
поддержки учащихся разных возрастных групп в
воспитательно-образовательном процессе школы и
в период трудной жизненной ситуации. - Формировать позитивный образ Я, уникальность и
неповторимость не только собственной личности,
но и других людей.
Принципы реализации программы
- Принцип ценности личности, заключающийся в
самоценности ребенка. - Принцип уникальности личности, состоящий в
признании индивидуальности ребенка. - Принцип приоритета личностного развития, когда
обучение выступает не как самоцель, а как
средство развития личности каждого ребенка. - Принцип ориентации на зону ближнего развития
каждого ученика. Принцип
эмоционально-ценностных ориентаций
учебно-воспитательного процесса.
Достоинства настоящей программы:
- возможность для психологического
раскрепощения школьников, для формирования
навыков и приемов, способствующих самовыражению
каждого ученика; - возможность для оказания помощи классному
руководителю, учителю-предметнику строить
учебно-воспитательную работу в системе, с учетом
психологических и возрастных особенностей
учащихся; - создание условий для своевременной
корректировки выявленных психологических
проблем и совершенствования и оптимизации
учебно-воспитательного процесса.
В целом, такая проделанная работа позволит
осуществлять социальную и психологическую
защиту детей, снизить количество детей с
девиантным поведением и избежать суицидальных
попыток. Также позволит организовать работу
по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений.
Основные мероприятия по
реализации программы
Список используемой литературы
- Борщевицкая Л. Психологический час “Как
научиться жить без драки” // Школьный психолог,
2006, №10. - Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В
чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5. - Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа
психологической помощи подросткам // Школьный
психолог, 2007, №4 (16). - Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой
выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по
формированию социальных навыков и навыков
здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001,
№27. - Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность:
некоторые причины и формы проявления
невротических расстройств у современных
старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2 - Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е.
Деловая игра для педагогов среднего звена
“Педагогические приёмы создания ситуации
успеха” // Школьный психолог, 2006, №15. - Манелис Н. Психологический климат в классе //
Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. - Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” //
Школьный психолог, 2005, №10. - Николаева Н. Программа комплексного
взаимодействия с подростками “группы риска”
“Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 - Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный
психолог, 2006, №18. - Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга
“Манипуляция: игры, в которые играют все” //
Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7. - Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся
11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4 - Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид.
Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с. - Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и
борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Цель: профилактика суицида и суицидального поведения в подростковой среде.
- дать определение понятиям «суицид» и «суицидальное поведение»;
- ознакомиться с формами суицидального поведения подростков;
- ознакомиться с причинами суицидального поведения и подростками, входящими в «группу риска»;
- оказание профилактической помощи подросткам, находящимся в суицидально опасных жизненных ситуациях.
Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза.
Молодой человек является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. И смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда, словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни подростка.
С точки зрения социологии, самоубийство – одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии – наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом.
Суицид – это осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет смысл. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к себе, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрегал.
Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростков на возникновение стрессовой ситуации. Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста не являются редким явлением. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков к подражанию и повышенной внушаемости.
В зоне повышенного суицидального риска находятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений – «одиночки»;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
- отличающиеся девиантным или криминальным поведением;
- страдающие от недавно испытанных унижений, включая физическое насилие;
- одарённые подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
- из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
Можно выделить три формы суицидального поведения:
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем, зачастую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг. Причины могут быть столь незначительны, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на них особого внимания. Для подростка же они глобальны:
- Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
- Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
- Смерть кого-либо из близких родственников.
- Частое попадание подростка в стрессовые ситуации.
- Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
- Затяжное депрессивное состояние подростка.
- Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
- Игровая зависимость и зависимость от интернета.
- Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
- Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 20% всех случаев.
Причины суицида среди подростков могут указывать на надвигающуюся беду. Однако помимо прямых признаков, наша кафедра выделяет группы подростков, в которой риск суицидов гораздо более высок, чем у их сверстников. Это:
- Подростки, которые не умеют правильно формулировать свои мысли, переживания, не могут объяснить то, что они чувствуют
- Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время, подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.
- Гипервыраженный подростковый максимализм. Ребенок резок в своих суждениях и оценках, как окружающим, так и самому себе.
Предпосылки совершить суицид
Серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. Подростки, вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи.
2. Словесные предупреждения. Не исключено, что подросток задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:
– “Я решил покончить с собой”.
– “Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!”
– “Лучше умереть!”
– “Пожил и хватит!”
– “Ненавижу всех и всё!”
– “Ненавижу свою жизнь!”
– “Единственный выход умереть!”
– “Больше ты меня не увидишь!”
– “Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!”
– “Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!”
3. Резкие изменения в поведении детей тоже говорят о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:
- Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
- Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
- Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в “отстающих”, теперь нередко исключают из школы.
- Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят на окружающих.
- Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
- Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.
- Тяжелая утрата. К мыслям о самоубийстве человека может подтолкнуть смерть близких: родителей, других родственников, любимых людей. После такой утраты ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни.
- Раздача ценных вещей. Подростки известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если эти подарки особенно дороги для самого подростка, это вызывает подозрение.
- Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”.
- Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные “взрывы” должны настораживать.
- Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.
- Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
- Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
- Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
- Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А наша задача увидеть эти изменения в его поведении.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам подростка на суицид следует относиться со всей серьезностью
- вселять подростку уверенность в свои силы и возможности;
- внушать оптимизм и надежду на будущее;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением подростка, анализировать его отношения со сверстниками.
- открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы своих детей;
- внимательно выслушайте, решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать его. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- помогайте подросткам строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
- обязательно содействуйте в преодолении препятствий;
- любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом;
- ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания;
- больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.
Безвыходных ситуаций не бывает! Любую проблему можно решить вместе, сообща, не откладывая на завтра.