Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Жизнь – это красноватая искорка в
мрачном океане вечности,
Это единственное мгновение, которое нам
принадлежит.
И.С.Тургенев

По данным Всемирной организации
здравоохранения ежегодно в мире кончают жизнь
самоубийством более 920 тысяч человек, причем 20%
случаев приходится на подростковый и юношеский
возраст.

Общей причиной самоубийства является
социально-психологическая дезадаптация,
возникающая под влиянием острых
психотравмирующих ситуаций, нарушения
взаимодействия личности с ее ближайшим
окружением. Однако для учащейся молодежи это
чаще всего нарушения общения со сверстниками, с
близкими, с семьей.

В связи с этим в МАОУ СОШ № 1 г. Малая Вишера
разработан и действует план мероприятий по
профилактике суицидального поведения среди
подростков 5-11 классов. Основной целью
мероприятий является профилактика и
предупреждение суицидов через укрепление
психологического здоровья учащихся,
формирование психологических знаний.

Педагог-психолог МАОУ СОШ № 1 поставила перед
собой следующие задачи:

  • создание положительного эмоционального фона в
    коллективе и среди учащихся;
  • разработка системы психопрофилактических,
    психокоррекционных мероприятий, занятий с
    учащимися;
  • воспитание у учащихся волевых качеств,
    направленных на умение противостоять трудным
    жизненным обстоятельствам;
  • психологическое просвещение педагогов,
    учащихся по вопросам профилактики и
    предупреждения суицидального поведения.

Для реализации основной цели и задач
использовались следующие методы работы:

  • Метод переключения (вовлечение учащихся в
    трудовые, волонтерские акции, культурно-массовые
    мероприятия).
  • Метод упражнения (закрепления социально
    позитивных норм поведения в жизнедеятельности
    учащихся).
  • Психологическая диагностика.
  • Тренинги.
  • Классные часы.
  • Упражнения.
  • Консультирование.

Превентивные мероприятия основываются на
принципах:

  • гуманизма;
  • целенаправленности;
  • доступности;
  • комплексности;
  • непрерывности;
  • детерминизма;
  • добровольности;
  • дифференцированности.

Подготовка к мероприятию создала определенный
настрой, доминирующее эмоциональное состояние.
Школа стала единым целым в пропаганде
жизнеутверждающих ценностей. Накануне учащиеся
сдавали сочинения, рисунки, картинки на тему: “Я
люблю тебя жизнь”, стены коридора были украшены
высказываниями известных людей о силе и красоте
жизни.

Неделя психологии началась со слов: “Я люблю
тебя жизнь” и плавненько перешло в
психологическую акцию. В рамках психологической
акции “Мы выбираем жизнь!” в коридоре в МАОУ СОШ
№1 находилось “дерево жизни и настроения”.
Учащиеся школы, преподаватели, родители и
работники имели возможность выбрать ленточку
того цвета, который ассоциируется с настроением
на сегодняшний день и закрепить ее на дереве. Эта
акция вызвала только позитивные эмоции и большой
интерес.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

В коридоре школы был вывешен плакат с девизом:
“Мы голосуем за жизнь!” Каждый желающий мог
оставить отпечаток ладони на цветном листе, тем
самым отдав свой голос за жизнь.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

В некоторых классах прошли классные часы.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Сам классный час был проведен также в форме
дискуссии и закончился игрой и добрыми
пожеланиями друг другу.

Также не осталась в стороне и психолог МАОУ СОШ
№4 Яковлева А.А.

На следующий день в коридоре школы появились
новые плакаты под названием “Жизнь – это?”

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Также в неделе психологии участвовали дети,
которые делали плакаты дома.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Завершили неделю психологии групповые занятия
направленные на положительный настрой,
положительное эмоциональное состояние,
выражение себя и т.д.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Для педагогов МАОУ СОШ №1 были даны
рекомендации по распознаванию эмоциональных и
поведенческих признаков суицидального
поведения подростков с целью своевременного
реагирования и предотвращения суицида.

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Информационно обучающие мероприятия по профилактике суицида это и Профилактика самоубийств среди подростков

Актуальность. Семье и отдельной
личности в период жизненных кризисов
свойственно искажение субъективного образа
мира, т.е., представлений и отношении к себе и к
миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в
этот момент очень распространены. По данным
отчёта Детского фонда ООН за последние годы
значительно увеличилось число суицидальных
попыток и завершенных самоубийств среди
молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди
российских подростков в настоящее время
является одним из самых высоких в мире.
Самоубийство подростков занимает третье место
среди ведущих причин смертельных случаев и
четвертое среди основных причин потенциальной
потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает,
что 62% всех самоубийств несовершеннолетними
совершается из-за конфликтов и неблагополучия:
боязни насилия одноклассников, друзей,
чёрствости и безразличия окружающих. В целом
ряде случаев подростки решались на самоубийство
из-за безразличия родителей, педагогов на их
проблемы и протестовали таким образом против
безразличия и жестокости взрослых. Решаются на
такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по
характеру, страдающие от одиночества и чувства
собственной ненужности, потерявшие смысл жизни
подростки. Также причиной суицида может быть
алкоголизм и наркомания, как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные
психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные
действия у детей часто бывают импульсивными,
ситуативными и не планируются заранее. Попытки
суицида являются следствием непродуктивной
(защитной) адаптации к жизни – фиксированное,
негибкое построение человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним
миром на основе действия механизма отчуждения:
попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию
непригодными, неадекватными способами.
Своевременная психологическая помощь, участие,
оказанное подросткам в трудной жизненной
ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для
организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидальных попыток
среди учащихся разных возрастных групп в
общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы
является профилактика суицидов и
суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт
последовательного решения следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы с
    позиции различных наук (философии, физиологии,
    психологии, социологии, педагогики) и
    использование информации в работе с педагогами и
    родителями.
  • Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной
    помощи и защите и оказание экстренной первой
    помощи, обеспечить безопасность ребенка, снять
    стрессовое состояния.
  • Изучить особенности психолого-педагогического
    статуса каждого учащегося с целью своевременной
    профилактики и эффективного решения проблем,
    возникающих в психическом состоянии, общении,
    развитии и обучении.
  • Создать систему психолого-педагогической
    поддержки учащихся разных возрастных групп в
    воспитательно-образовательном процессе школы и
    в период трудной жизненной ситуации.
  • Формировать позитивный образ Я, уникальность и
    неповторимость не только собственной личности,
    но и других людей.

Принципы реализации программы

  • Принцип ценности личности, заключающийся в
    самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в
    признании индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда
    обучение выступает не как самоцель, а как
    средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития
    каждого ученика. Принцип
    эмоционально-ценностных ориентаций
    учебно-воспитательного процесса.

Достоинства настоящей программы:

  • возможность для психологического
    раскрепощения школьников, для формирования
    навыков и приемов, способствующих самовыражению
    каждого ученика;
  • возможность для оказания помощи классному
    руководителю, учителю-предметнику строить
    учебно-воспитательную работу в системе, с учетом
    психологических и возрастных особенностей
    учащихся;
  • создание условий для своевременной
    корректировки выявленных психологических
    проблем и совершенствования и оптимизации
    учебно-воспитательного процесса.

В целом, такая проделанная работа позволит
осуществлять социальную и психологическую
защиту детей, снизить количество детей с
девиантным поведением и избежать суицидальных
попыток. Также позволит организовать  работу
по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений.

Основные мероприятия по
реализации программы

Список используемой литературы

  • Борщевицкая Л. Психологический час “Как
    научиться жить без драки” // Школьный психолог,
    2006, №10.
  • Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В
    чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  • Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа
    психологической помощи подросткам // Школьный
    психолог, 2007, №4 (16).
  • Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой
    выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по
    формированию социальных навыков и навыков
    здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001,
    №27.
  • Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность:
    некоторые причины и формы проявления
    невротических расстройств у современных
    старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  • Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е.
    Деловая игра для педагогов среднего звена
    “Педагогические приёмы создания ситуации
    успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  • Манелис Н. Психологический климат в классе //
    Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  • Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” //
    Школьный психолог, 2005, №10.
  • Николаева Н. Программа комплексного
    взаимодействия с подростками “группы риска”
    “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  • Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный
    психолог, 2006, №18.
  • Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга
    “Манипуляция: игры, в которые играют все” //
    Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  • Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся
    11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  • Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид.
    Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  • Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и
    борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

Цель: профилактика суицида и суицидального поведения в подростковой среде.

  • дать определение понятиям «суицид» и «суицидальное поведение»;
  • ознакомиться с формами суицидального поведения подростков;
  • ознакомиться с причинами суицидального поведения и подростками, входящими в «группу риска»;
  • оказание профилактической помощи подросткам, находящимся в суицидально опасных жизненных ситуациях.

Россия продолжает оставаться одной из стран, где процент совершения самоубийств наиболее высок. Количество подростков, пытающихся свести счёты с жизнью, с каждым годом растёт примерно в полтора раза.

Молодой человек является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. И смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда,  словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни подростка.

С точки зрения социологии, самоубийство – одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии – наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом.

Суицид – это осознанный акт ухода из жизни под  воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет смысл.  Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к себе, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрегал.

Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростков на возникновение стрессовой ситуации. Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста не являются редким явлением. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков к подражанию и повышенной внушаемости.

В зоне повышенного суицидального риска находятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений – «одиночки»;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
  • отличающиеся девиантным или криминальным поведением;
  • страдающие от недавно испытанных  унижений, включая физическое насилие;
  • одарённые подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Можно выделить три формы суицидального поведения:

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные  под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, –  затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Самоубийство –  слишком  противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем,  зачастую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг. Причины могут быть столь незначительны, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на них особого внимания. Для подростка же они глобальны:

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого-либо из близких родственников.
  • Частое попадание подростка в стрессовые ситуации.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 20% всех случаев.

Причины суицида среди подростков могут указывать на надвигающуюся беду. Однако помимо прямых признаков, наша кафедра выделяет группы подростков, в которой риск суицидов гораздо более высок, чем у их сверстников. Это:

  • Подростки, которые не умеют правильно формулировать свои мысли, переживания, не могут объяснить то, что они чувствуют
  • Двойственное мироощущение подростка и, соответственно, его поведение. С одной стороны – подросток не ощущает себя ребенком, его обуревают взрослые переживания и чувства, он всячески старается отстоять свою независимость. Но в то же самое время, подросток ведет себя как ребенок, полностью завися от родителей, как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Это противоречие лишает ребенка душевного равновесия.
  • Гипервыраженный подростковый максимализм. Ребенок резок в своих суждениях и оценках, как окружающим, так и самому себе.

Предпосылки совершить суицид

Серьёзные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. Подростки, вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи.

2. Словесные предупреждения. Не исключено, что подросток задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

– “Я решил покончить с собой”.

– “Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!”

– “Лучше умереть!”

– “Пожил и хватит!”

– “Ненавижу всех и всё!”

– “Ненавижу свою жизнь!”

– “Единственный выход умереть!”

– “Больше ты меня не увидишь!”

– “Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!”

– “Если мы больше не увидимся, спасибо за всё!”

3. Резкие изменения в поведении детей тоже говорят о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:

  • Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.
  • Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
  • Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в “отстающих”, теперь нередко исключают из школы.
  • Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят на окружающих.
  • Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
  • Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.
  • Тяжелая утрата. К мыслям о самоубийстве человека может подтолкнуть смерть близких: родителей, других родственников, любимых людей. После такой утраты ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни.
  • Раздача ценных вещей. Подростки известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если эти подарки особенно дороги для самого подростка, это вызывает подозрение.
  • Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”.
  • Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные “взрывы” должны настораживать.
  • Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках,  на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.
  • Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
  • Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  • Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
  • Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А наша задача увидеть эти изменения в его поведении.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам подростка на суицид следует относиться со всей серьезностью

  • вселять подростку уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать оптимизм и надежду на будущее;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением подростка, анализировать его отношения со сверстниками.
  • открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы своих детей;
  • внимательно выслушайте, решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать его. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • помогайте подросткам строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  • обязательно содействуйте в преодолении препятствий;
  • любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом;
  • ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания;
  • больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое.

Безвыходных ситуаций не бывает! Любую проблему можно решить вместе, сообща, не откладывая на завтра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *