3 Проблемы,
связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных
заведениях
Среда образования является одной из наиболее инновационных отраслей,
которые во многом определяют создание инновационного климата и конкурентоспособности
экономики в целом. При осуществлении и распространении инноваций в сфере
образования подлежит формированию и развитию современная образовательная
система – глобальная система открытого, гибкого, созидательного,
индивидуализированного знания, непрерывного образования человека в течение всей
его жизни.
Данная система представляет собой единство производственных инноваций в
сфере образования: новых технологий (технологических инноваций); новых методов
и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих
инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические
инновации) и институциональные формы в области образования (организационные
инновации).
Инновационный образовательный процесс является обеспечение педагогического
проектирования субъект – субъективной системы качества профессионального
образования студента и педагога. Именно преподавательская инновация является
свидетельством творческого потенциала субъектов педагогической деятельности и
их готовность к работе в режиме развития.
В научно-педагогической литературе можно найти отражение различных
направлений исследования инновационной деятельности в образовании, в частности,
в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загрязинского, В.А, Кан-Калика, А.К.
Макарковой, Н.Д. Никандрова. Помимо этого, обращение к теории и практике
изучения достижений педагогической деятельности, распространение передового
педагогического опыта и инновационной деятельности учителя исследуется Ю.К.
Бабанским, В.Ю. Кухаревым, М.М. Поташником.
Анализ современных подходов к инновационной деятельности в образовании
позволил определить ее существенное содержание – это целенаправленное введение
новшеств (нововведений) в образовательном учреждении с целью повышения качества
образования.
Базой развития новой образовательной системы являются современные
технологии обучения: Интернет – технологии, технология электронной почты,
компьютерные обучающие программы, Web – технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных
ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые
технологии, технология обучения с применением методы проекта.
Взаимосвязь инновационной деятельности и науки можно обнаружить в том
аспекте, что наука является источником появления инновационных идей: на уровне
открытие – выражается в получении нового знания о том, как нечто может быть; на
уровне изобретений – в получении нового знания о том, как нечто можно
получить. Помимо всего прочего новые научные идеи через механизмы трансляции
инноваций, в частности, проектную деятельность и подготовку педагогических
кадров могут реализоваться в практике. Но, стоит заметить, как показывает
практика инновационной деятельности, на сегодняшний день еще не разработана
целостная система управления непрерывным профессиональным развитием педагога, а
также наблюдается недостаточность предоставленных механизмов
личностно-профессионального развития преподавателя высшего учебного заведения,
которые бы могли соответствовать требования Концепции модернизации российского
образования и Болонской Декларации.
Профессионально образование сегодня имеет свои ориентиром специалистов,
выпускников высшего учебного заведения, которые, в свою очередь, должны
ориентироваться на приоритетные направления в политической, экономической,
образовательной жизни общества, носящие квазиактуальный характер.
Важно, чтобы современный выпускник понимал сложность динамики процессов
социального и природного развития, а также осуществлял воздействие на них,
адекватно ориентировался во всех сферах социальной жизни, обладал умениями
оценивать собственные возможности и способности, выбирал критические позиции и
предвосхищал свои достижения, брал на себя ответственность за все происходящее
и случившееся с ним.
Современные психолого-педагогические подходы к осмыслению феномена
внедрения инноватики в образовательный процесс раскрывается, прежде всего, в
представлении об образовании взрослых как интеграции консалтинговой,
исследовательской и образовательной деятельности.
В качестве основных, по нашему мнению, передовых подходов среди множества
подходов к организации профессиональной подготовки в высших учебных заведениях
можно назвать:
Культурологический подход – обуславливает формирование содержания высшего
образования через приоритетное решение «человеко – знания»;
Личностно-деятельный подход – связан с новыми технологиями процесса
обучения, признанные обеспечить переход от абстрактного формирования личности к
педагогике развития;
Полусубъективный (диалогический) подход – обеспечивает субъективную
позицию будущего специалиста, отношение к нему в высшем учебном заведении как
универсальной личности, персонализация профессиональной подготовки;
Индивидуально-творческий подход – определяет структуру взаимодействия
преподавателя и студента.
Практика профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении
указывает на разработанность преподавателями своих вариантов педагогических
технологий, присущие их особенностям. Так, опираясь на психологическую основу
учебной деятельности и механизмы развития личностных и психологических качеств
и свойств будущих специалистов, наблюдаются педагогические технологии, которые
учитывают, прежде всего, индивидуальные качества личности, внутренние
потребности и потенциальные возможности.
В качестве ведущих качеств при организации инновационной деятельности в
образовательных система, помимо компетентности, знания, такими же незначимыми
является инициативность, готовность к инновациям. Помимо всего прочего,
основами успешности профессиональной деятельности являются высокая степень
сформированность навыков творческого профессионально-педагогического мышлении и
эффективное общение педагога, отражающие социальную и личностную зрелость
профессионала.
На сегодняшний день наиболее важными качественными показателями
инновационного подхода в профессиональной подготовке в высшем учебном заведении
будущего специалиста является учет индивидуальных особенностей личности. Так,
формирование и дальнейшее развитие индивидуальности является чрезвычайно
важным, поскольку от решения данной задачи зависит то, как он будет осуществлять
самореализацию и саморазвитие в профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность позволяет студентам приобретать качества
и свойства личности, развивать у них психологические функции и процессы,
способствующие, в свою очередь, личностно-профессиональной самореализации
педагога, способствуя активному вхождению его в инновационных образовательный
процесс.
На основании вышесказанного, необходимо отметить, что на сегодняшний день
созрела практическая потребность в создании условий для
личностно-профессионального развития преподавания в высших учебных заведениях,
учитывая при этом современные тенденции развития образования, объективных
педагогических процессов в высшей профессиональном образовании, новой
социально-экономической ситуации, уровня профессионализма и образовательных
потребностей преподавателя.
Преподаватель в современных условиях как субъект инновационной
деятельности и ее организатор выступает с иными членами педагогической сферы в
процесс создания, использования и распространения новшества и анализируется с
психологической позиции наличия у него личностных, интеллектуальных и
профессиональных предпосылок к инновационной деятельности. Преподаватель
высшего учебного заведения – это личность, которая по содержанию и деятельности
должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь
проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии
обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять
педагогическую рефлексию, т. е. решать творческие, проблемные задачи
предметно-профессиональной деятельности.
1 Инновации
и инновационная деятельность
Термин «инновация» (от англ. innovation) первоначально, еще в XIX в.,
связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраняется
в этнографии. Толковый словарь В. Даля термин «новшество» определяет как:
«введенье новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее
выражение: «не всякое нововведенье полезно».
Начиная с XX века понятие
«инновация» начало восприниматься экономической наукой. Так, в 1909 году В.
Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию
предпринимателя как инноватора. Нарисовав образы ряда пионеров раннего
капитализма (например, В.Сименса), Зомбарт заключил: «основная функция
предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на
рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового,
а стремиться распространить это новое как можно шире».
В 1911 г. Й. Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного
предпринимательства. Исследователем было обращено внимание на то, что
динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства,
которые и являются источником предпринимательской прибыли. Так, Шумпетером было
выделено пять таких комбинаций: 1) выпуск нового продукта или известного
продукта иного качества; 2) внедрение нового, ранее неизвестного в данной
области метода производства; 3) проникновение на новый рынок сбыта, будь то
известный или ранее неизвестный; 4) получение новых источников сырья или
полуфабрикатов; 5) организационная перестройка, включая создание монополии или
ее ликвидацию.
В конце 1930-х годов в работе «Конъюнктурные циклы» (1939) Шумпетер ввел
различение базовых инноваций и инноваций-следствий. Данное обстоятельство стало
важным шагом в становлении теории инноваций.
После Великой депрессии начала 1930-х гг. среди менеджеров Соединенных
Штатов Америки, а затем и других развитых капиталистических стран становится
популярным словосочетание «инновационная политика фирмы», указывающая на символ
квалификации предпринимателя или менеджера, его способности вывести фирму из
депрессии. В ответ на запросы практики в 30-х годах прошлого столетия начались,
а в 60-70-х годах получили на Западе широкий размах эмпирические исследования
инноваций, осуществляемых фирмами и другими деловыми организациями. Стоит
отметить, что наибольшее внимание при этом было сосредоточено на трех основных
областях исследования, в которых доминировали свои теоретико-методологические
парадигмы:
а) Компания как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность
к инновациям и зависимость этой чувствительности от организационных структур и
методов управления. В качестве исследовательской парадигмы выступает концепция
процесса принятия решений, где анализ и выбор альтернатив сменяются
последовательными этапами реализации принятого решения.
б) Маркетинг, или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы
прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности
отдельных стадий и нововведения в целом. Преобладающей исследовательской
парадигмой служит теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где
фирма взаимодействует с рынком как со своей средой и где завершающие стадии
инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов,
каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом
вероятных ответных действий партнеров.
в) Государственная политика в отношении инновационной деятельности
фирм, помогающая их конкурентоспособности на международном рынке. Ведущей
является парадигма теории управления.
Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика».
Так, при определении инноватики ключевым является инновация.
Этимология слов «нововведение», «инновация» указывает на то, что они
обозначают введение, то есть создание, распространение и использование какого-либо
новшества. В данном случае речь идет о новшестве, представляющем собой
практические средства для удовлетворения существующих или новых потребностей
людей, общества.
Стоит обратить внимание на то, что термины «нововведение» и «инновация»
применяются нами как синонимы, однако предпочтение отдается второму, так как он
употребляется в международном обиходе и от него произведено название области
знания – инноватика. Заметим, что не то, не другое понятие не идентичны понятию
«новшество» – их смысл значительно шире. Термины «нововведение», «инновация»
включают новшество как свое предметное содержание, но охватывают также и
процесс его создания, распространения и использования.
Любая инновация подлежит осуществлению в той или иной среде. Ближайшую
(внутреннюю) среду инновации образуют ее непосредственные акторы, в частности,
люди и организации, благодаря которым инновация возникает и развивается. В
данном случае речь идет о тех людях, которые изобрели идею инновации,
разработали техническую документацию на ее осуществление, изготовили опытный
образец, организовали его массовое производство, довели его до потребителей,
обеспечили сервисное обслуживание и утилизацию отходов.
Деятельность людей, включая инновационную, как правило, происходит в
организациях. В связи с чем, акторами инноваций являются и организации, в
частности, деловые, ориентированные на извлечение прибыли, дохода в качестве
своей основной цели. Помимо всего прочего акторами инновации становятся и любые
другие организации – административно-управленческие, общественно-политические,
спортивные и т.д. Это является свидетельством того, что инновационный процесс
взаимодействует со многими организационными структурами и процессами,
приобретает определенную функцию по отношению к организациям – функцию поддержания
и повышения их эффективности. Если же этого не происходит, то не может быть
успешной инновации, каким бы необходимым ни было ее предметное содержание
(новшество) для удовлетворения вызвавших его общественной потребности.
Среда инновации помимо организаций и людей включает также ее внешнюю
среду, которая создается обществом в целом и его подсистемами, в частности,
экономикой и ее рыночными механизмами, социальной структурой, культурой.
Отдельно необходимо выделить технику, составляющую материальный базис
существования и развития человека и общества, всей техногенной цивилизации.
Более того, большинство инноваций взаимодействуют с природными условиями, а
также мировыми рынками, правилами мировой экономики, международных отношений,
иными словами, с компонентами глобальной системы.
Укрупненная схема компонентов внутренней и внешней среды инноваций
предоставлена на рис. 1. Очевидно, что данная среда представляет собой более
широкую систему, в которой инновация осуществляется как часть целого.
На рисунке линии обозначают не направления одностороннего воз- действия
инновации на соответствующий параметр среды или одного ее параметра на другой,
а их взаимодействия друг с другом. Следовательно, при осуществлении инновации
ее среда тоже претерпевает изменения, что, в свою очередь, видоизменяет
инновационный процесс. В итоге он оказывается лишь частично управляемым. К этим
вопросам будем неоднократно возвращаться.
Рис.1. Среда инновации
Таким образом, инновация, или нововведение, есть процесс создания,
распространения и использования нового практического средства (новшества) для
новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, общества;
одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той
социокультурной и вещественной среде, в которой совершается жизненный цикл
инновации.
Инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой
предметно-практическую продуктивную деятельность людей, являющаяся творческой и
создающая новые качества в различных сферах их жизни.
Данный вид деятельности занимает высший методологический статус
метадеятельности: ее объектом являются другие виды деятельности, которые
сформировались в предшествующий период и приобрели репродуктивный характер, а
их средства (способы, приемы) стали рутинными для данного сообщества людей. На
их изменение и направлена инновационная деятельность. Этим определяется ее
главная функция в обществе – функция изменения, развития способов, механизмов
их функционирования во всех сферах жизнедеятельности общества.
Таким образом, инновационная деятельность есть метадеятельность,
изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности.
При этом речь идет прежде всего о непосредственной деятельности людей –
индивидов, групп, масс как субъектов деятельности. Коллективными субъектами
инновационной деятельности выступают и организации, объединяющие локальные
множества индивидов. Вместе с тем носителями ценностей и норм, правил и
образцов инновационной деятельности служат социальные институты,
функционирующие в масштабах всего общества.
На основании всего вышесказанного, подытожим, что инновация есть форма
организации инновационной деятельности людей, которая удовлетворяет их
меняющиеся потребности, создавая новшества как предпосылки новых качеств их
жизни; ее удельный вес в совокупной деятельности членов общества служит
показателем типа культуры данного общества. Также стоит заметить, что
деятельная концепция инновации предполагает, что субъект, осуществляющий
инновационную деятельность, меняет не только ее предмет, но и ее ели и
средства, тем самым – самого себя, сознательно или несознательно делает себя
объектом своей деятельности, развивает себя как инновационную личность.
2
Человеческий капитал и высшее образование
Динамика современных процессов мировой экономики во многом определяется
их инновационностью, действительностью инновационного механизма, эндогенным
присутствием фактора науки в расширенном воспроизводстве, все возрастающей
наукоемкостью экономического прогресса.
Вклад научно-технического процесса в прирост внутреннего валового
продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам от 75 до 100%.
В связи с чем, стоит говорить, что одним из главных аспектов
общегосударственного значения инновации является их решающее влияние на
макроэкономические показатели. В данных обстоятельствах инновация становится
стратегическим фактором роста экономики страны, оказывает прогрессивное влияние
на структуру общественного производства, а уровень развития инновационных
процессов, в свою очередь, детерминирует конкурентоспособность национальной
экономики и национальной безопасности.
Категория «человеческий капитал» позволяет с единой позиции изучить
большинство явление на рынке арии возрастании степени постиндустриального и
постэкономического начала в экономике, способствует по достоинству оценить его
влияние на инноватизационную экономику, а также обосновать необходимость и
высокую эффективность вложений в человека.
В качестве одного из способов измерения экономического вклада человеческого
капитала можно выделить поиск эмпирического подтверждения на основе
национальных или региональных данных воздействия запаса и степени изменения
человеческого капитала на уровень и темп экономического роста.
Стандартная модель экономического роста Солоу, в которой показывается,
что выпуск растет быстрее, чем два основных экономических фактора – капитал и
труд – благодаря дополнительному фактору – техническому прогрессу, способствует
раскрытию макровлияния. Критики данного рода «упражнений» в оценке экономического
роста утверждают, что количественная оценка запаса человеческого капитала
является проблематичной, а оценки роста не могут дать никакого представления о
влиянии отдельных факторы.
Альтернативный подход к исследованию влияния различных факторов на рост
ВВП основывается на использовании межстрановых регрессий, которые включают в
себя в качестве переменных физический капитал, образование, уровень доходов, а
также переменные, которые отражают социальные и институциональные факторы. Но,
стоит отметить, что получаемые результаты существенным образом различаются в
зависимости от анализируемых стран, включаемых переменных, выбора временного
интервала и специфики моделей. К примеру, соотношение между количеством лет
обучения и выпуском зависит от того, используются ли уровневые или темповые
формы. Нельзя предположить, что отдача от образования не является зависимой от
первоначального уровня.
Так, в ранних моделях экономического роста не учитывалась роль различных
уровней и качества образования, а также роль человеческого капитала при
создании внешних или дополнительных эффектов, к примеру, через воздействие на
производительность иных факторов. С развитием так называемых моделей «нового
роста» роль образования и обучения в создании новых технологий и инноваций была
существенно усилена. Новые идеи и разработки, созданные исследовательскими и
наукоемкими секторами, ведут к повешению производительности физического
капитала в иных отраслях и областях экономики. Технологические изменения, рост
отдачи от масштаба, открытия, совершаемые в процессе технологически
интенсивного производства подпитывают рост выпуска продукции. К примеру, рост
экспорта продукции высокотехнологических отраслей стимулирует повышение знаний
и инноваций в экономике в целом благодаря мобильности трудовых и
организационных навыков и распространению новых технологий и продуктов.
Важность высшего образования является необходимым при проведении и
развитии инновационного исследования, а также восприятии и применении их
результатов. В связи с чем, в некоторых теориях «нового роста» человеческий
капитал учитывается не только в форме образования как такового, но и его
побочных продуктов, таких как исследования и инновации.
Исследования в области влияния образования на экономический рост зачастую
не имели выводов, что отчасти обусловлено тем, что из-за низкого качества
данных и сложности учета всех видов воздействия человеческого капитала на
экономический рост. Так, некоторые исследователи считают, что охват населения
образованием не может иметь значимого положительного эффекта на уровень роста
производительности труда или экономического роста. Зачастую с целью оценки
человеческого капитала используют следующие показатели:
¾ Совокупный уровень охвата населения образованием (то есть,
доля населения, которая получает среднее образование);
¾ Среднее количество лет завершенного образования для взрослого
населения; для рабочей силы или взрослого населения, имеющего начальное,
среднее или высшее образование;
¾ Оценки качества образования на основе результатов тестов или
обследований учащихся.
В связи с тем, что в большинстве стран Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) все население охвачено начальным или средним
образованием, наибольший интерес для исследователей составляет влияние на
экономический рост высшего образования или тех типов и уровней образования, не
являющиеся обязательными. Данного рода исследования с индексом образования
рабочей силы – количества сотрудников, которые имеют начальное, среднее и
высшее образование – содержит анализ воздействия трех уровней образования на
экономический рост стран ОЭСР и развивающихся странах. Так, раздели страны по
уровням дохода, исследователи пришли к выводу о том, что высшее образование
оказалось наиболее важным фактором экономического роста для стран ОЭСР, в то
время как начальное и среднее образования наиболее важны для экономического
роста развивающихся стран. Как показало исследование, базовый уровень и
последующее развитие высшего образования оказывают наибольшее влияние на рост
дохода на душу населения стран ОЭСР.
Стоит отметить, что оценка воздействия образования на уровень доходов
существенно меняет свое направления в зависимости от того, на каком уровне
проводить исследование. Так, на макроэкономическом уровне роль высшего
образования в создании косвенных и дополнительных эффектов учитывается более
тщательным образом и приводит к более значимым результатам.
Оценивая роль высшего образования, стоит учитывать роль различных
отраслей знаний в высшем образовании, и какая часть специалистов с высшим
образованием направляется работать в сферы экономики, где вклад в ВВП является
трудно измеримым (к примеру, государственное управление или сфера услуг).
Человеческий капитал осуществляет влияние на модели неравенства по
доходам. В свою очередь, усиление неравенства в странах ОЭСР, начиная с
середины 1980-х гг., воспринималось как результат деятельности большого
количества факторов, в частности, различия в типах занятости (постоянная,
временная, полна , неполная и т.д.).
Исследователи отмечали, что наблюдается взаимосвязь между уровнем
образования и распределением доходов населения, при этом она имеет
причинно-следственный характер и может быть рассмотрена как двусторонняя. В
целом, более равномерное распределение человеческого капитала ассоциируется с
равенством в доходах населения.
И, наконец, при осуществлении оценки влияния человеческого капитала на
все аспекты благосостояния является необходимым заметить следующее.
Человеческий капитал, как и благосостояние, являются комплексными понятиями,
которые теоретические являются не исследованными до конца и не поддающиеся
полному статистическому учету по причине недостатка информации. Однако
ограниченность информации не тождественно нереальности исследования данного
фактора.
Большое количество методологических подходов к оценке «социальных выгод»
образования и обучения были сформированы в последние годы. Исследованию
подлежит влияние базового образования на здравоохранение, социальное
страхование, воспитание детей, преступность, индивидуальное благосостояние.
Влияние образования на здоровье социальное поведение отчасти может принимать
вид усиления привычек, характеристик времени и самодисциплине. Никоторые из
данных характеристик наряду с природными способностями и свойствами изначально
формируются вне системы формального образования, но в то же время в процессе
развития связаны со школьным образованием.
Образование, профессиональная подготовка и обучение могут играть важные
роли в предоставлении базы для экономического роста, социальной сопричастности
и личного развития. Инвестирование в человеческий капитал требует времени для
того, чтобы его реализовать и принести выгоды. В той мере, в какой факторы
могут быть оценены, считается, что социальные последствия обучения (здоровье,
социальная сопричастность, преступность) могут быть также велики (если не
больше), как воздействие на производительность труда. Однако соотношение между
социальными показателями обучения и различными социальными и экономическими
последствиями не дает более конкретных выводов, помимо самого обобщенного
относительно того, что больший уровень образования приносит большую пользу.
Так, существует синергетический и взаимодополняющий эффект и между обучением и
социальной, законодательной и институциональной средой.
Навыки и компетенция оказывают косвенное влияние, усиливая действие иных
факторов. Высшее образование, выражая и общественные, и индивидуальные
интересы, является ключевым фактором стимулирования исследований и инноваций,
направленных на ускорение роста национального дохода.
Воспроизводство человеческого капитала требует, в свою очередь,
реализации стратегий, направленных на:
¾ Качество инвестиций в человеческий капитал и соответствие
навыков экономическому и социальному спросу;
¾ Распределение возможностей обучения внутри страны с учетом
связи между неравенствами и совокупным производством;
¾ Учет возможности рыночного «недоинвестирования» в
человеческий капитал как следствие его характеристик в качестве «общественного
блага» или «экстерналии».
С учетом общепринятой необходимости в обучении в течение всей жизни и во
всех областях человеческого капитала необходимо использовать для аналища не
только традиционные статистические показатели охвата населения образованием, но
и результаты обслуживаний, которые дают представление о качестве знаний
населения.
Предоставленный обзор позволяет обобщить и классифицировать современные
представления о человеческом капитале в новой рыночной экономике. Созданные
условия производства развивают новые возможности, которые при их эффективном
использовании могут привести к значительному росту благосостояния. Поскольку
использование человеческого капитала (независимо от источников его
формирования) зависит от самого индивида, то мотивация экономических субъектов
приобретает природу одного из главных рычагов в управлении человеческим
потенциалом в экономике государства. В связи с чем, на первое место встает
создание определенных экономических условий, определяющих инновационную
экономику, в которых накопление человеческого капитала будет и выходным и
престижным.
1 Анализ
современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях за
рубежом
Весной 2007 года в рейтинге конкурентоспособных стран Западной Европы
первое место заняла Финляндия. Разработчики данного рейтинга учитывали объем
инвестиций в инновационные проекты, в образования, концентрацию наукоемких
производств и общее состояние экономики. Являлся неожиданным тот факт, что в
2006 году та же Финляндия возглавила еще один из достаточно солидных списков: в
«Отчете о глобальной конкурентоспособности 2005-2006», который был подготовлен
к прошлогоднему Всемирному экономическому форуму, экономика Финляндии признана
самой конкурентоспособной экономикой мира. Однако, еще недавно имеющаяся у
страны ни научная база, ни передовая промышленность не соответствовали
организации данного уровня. Понадобилось не много дет, чтобы поднять
государство на новых уровень. Пример Финляндии заслуживает внимания, так как в
конце 70-х гг. ситуация в стране была такая же как в России на сегодняшний
день: ситуация, когда политическая элита осознала, что единственный надежный
ресурс для долгосрочного развития страны – это технологии, и первое, что она
сделала, организовала диалог с бизнесом. В 1979 был собран Национальный
технический комитет, в который вошли представители всех промышленных отраслей,
существовавших на тот момент в государстве.
Вторым шагом, в 1983 году, стало создания национального технологического
агентства TEKES. С возникновения данного государства случилось почти
невероятно: ученым стало выгодно делать то, что было востребовано бизнесом, а
бизнесу – взаимодействовать с учеными с целью черпания ресурсов для своего развития.
Финляндская наука и промышленность начали расти параллельно. На
сегодняшний день Финляндия -это страна победившего хайтека, а финляндская
национальная модель производства и использования новых знаний – одна из
наиболее эффективных в мире. Формулой финского успеха является наличие трех
слагаемых: высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения
средств на развития инновационной инфраструктуры и на науку.
Качество финского образования и высокий уровень научных исследования, –
вот две стороны одной медали. Финская высшая школа тесно связана с наукой.
Именно в университетах происходит большая доля всех фундаментальных
исследований и часть прикладных. Студенты и аспиранты имеют свободный доступ ко
всем авторитетным мировым изданиям научного и научно-технического профиля. В
университетах имеет самое современное оборудование, самое «продвинутые» и
дорогостоящие исследовательские установки для исследования. Университеты
Финляндии являются не просто образовательными университетами, а имеют статус производителей
знаний.
Стоит также указать на то, что в рыночной европейской экономике нет
ограничений по неприоритетному использованию полученных научных результатов для
блага государства, которое осуществляет финансирование научной работы (за
исключением технологий военного назначения).
Эффективное использование способов коммерциализации в отношении
непроектных результатов исследований (т. е. полученных в результате базового
государственного бюджетного финансирования) еще более поощряется общими, четко
обозначенными нормами и еще более, стимулами. Они могут быть определены между
различными уровнями участников. Например, в Германии Университетский рамочный
закон определяет передачу технологий как первостепенную, ключевую задачу
университетов и научных сотрудников; Франция и Нидерланды имеют похожие
регулирующие положения. В Германии при осуществлении этих законов, федеральные
финансовые органы недавно ввели новую категорию выдeлeния дополнительных
бюджетных средств, ориентированную на результаты, для научных организаций и
институтских научных творческих коллективов. Поскольку деятельность по
использованию научных исследований для экономики не противоречит основным
задачами науки или действующему законодательству, дополнительный доход
(особенно для исследователей и для институтов) рассматривается как необходимый
импульс для стимулирования успешного трансферта технологий (за некоторыми
исключениями – например, во Франции исследователь имеет статус государственного
служащего и соответствующие привилегии, поэтому трансферт поощряется, но
существуют ряд ограничений для государственных служащих). В некоторых странах,
например, в Ирландии, этот доход от передачи технологий пользуется
существенными налоговыми льготами, т. е. является дополнительными стимулами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 № 685 «О
порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»
определяется необходимость выплаты в бюджет компенсационных платежей за счет
средств, поступивших от уступки и использования прав на результаты
научно-технической деятельности. В связи с этим в исследовании особый интерес
представляли возможные аналоги такого подхода к распределению доходов от
коммерциализации в европейской практике. Скажем сразу, в европейском законодательстве
нет примеров, когда государство определяло бы свое участие в распределении
доходов от использования результатов научно-технической деятельности, созданных
за счет бюджетных средств. Отсутствие такой практики объясняется вполне
объективными причинами.
Во-первых, одна из ключевых целей государственного финансирования
образования и научных исследований заключается в создании новых знаний,
способных принести впоследствии новую стоимость, что является одной из основных
функций государства. Механизмы «отдачи» от такого инвестирования серьезно
отличаются от обычных коммерческих сделок. Доход от вложений в науку общество
получает опосредованно на основе создания новых продуктов, новых рабочих мест,
налоговых поступлений от бизнеса. Попытки государства извлечь прямую выгоду от
коммерциализации знаний непосредственно из «каждой транзакции» противоречит
природе государственной функции.
Во-вторых, изъятие части доходов от коммерциализации результатов
исследований в пользу государства снижает стимулирующую функцию этих доходов.
Установление даже небольшой доли государственного изъятия сравнимо с двойным
налогообложением данного вида доходов. Такой подход выглядит достаточно странно
в условиях, когда главной тенденцией государственной политики развитых стран
является развитие стимулов и поиск новых инструментов для субсидирования
процесса коммерциализации технологий.
В-третьих, как отмечалось выше, абсолютная величина доходов от
коммерциализации результатов научных исследований является незначительной. Роль
этого источника с точки зрения доходной емкости или фискального потенциала
достаточно второстепенна. Очевидно, что расходы на администрирование такого
изъятия будут превышать бюджетные доходы по этой статье.
3 Оценка
эффективности инновационной деятельности в высшем образовании
Любая деятельность, любой проект предполагает проведение определенного
комплекса действий, которые требуют реализации осуществления инвестиций.
Инновационные проекты условно можно разделить на реальные и финансовые.
Реальные инновационные проекты подразумевают инвестиции в реальные активы
(здания, оборудование и т.д.).
Участниками инвестиционного проекта являются субъекты, осуществляющие
действия, которые предусмотрены инновационным проектом. Так, одни из участником
проекта является инвестор. Также при необходимости участникам проекта могут
быть поставщики, подрядчики, кредиторы, государство или общество.
Термин «эффективность инновационного проекта» является категорией,
отражающей соответствие проекта целям и интересам его участников и выражаемая
соответствующей системой показателей. Осуществление эффективных проектов
увеличивает уровень благосостояния общества, в частности, поступающий в
распоряжение общества внутренний валовой продукт, который затем делится между
субъектами, участвующими в проекте.
Рассмотрим каждый пункт более подробно.
Общественная эффективность проекта оценивается для выявления соответствия
проекта целям социально-экономического развития общества. Показателями
общественной эффективности учитываются социально-экономические последствия
осуществления инновационного проекта для общества в целом, включая как
непосредственные результаты и затраты проект, так и «внешние» (результаты и
затраты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные
внешнеэкономические эффекты).
«Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при
наличии соответствующих методических и нормативных материалов. В отдельных
случаях, когда данные эффекты являются весьма существенными, при отсутствии
указанных материалов допускается оценка независимых квалифицированных экспертов.
В случае, если «внешние» эффекты не могут быть количественно учтены, следует
провести качественную оценку их влияния. Данное положение относится также к
расчетам региональной эффективности.
Коммерческая эффективность участия в проекте оценивается с целью
выявления соответствия проекта коммерческим целям и интересам его участникам.
Данный вид эффективности участия в проекте включает: 1) коммерческую
эффективность участия вуза в проекте (эффективность проекта для
вузов-участников); 2) коммерческая эффективность участия в проекте структур
более высокого уровня по отношению к вузам-участникам проекта (включая
региональную и народнохозяйственную эффективность, отраслевую эффективность);
3) бюджетная эффективность проекта (эффективность участия государства в проекте
с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех отраслей).
Методика оценки финансовой реализуемости участия высшего учебного
заведения в инновационном проекта производится на базе соответствующего
денежного потока – денежный поток для финансового планирования. Данный денежный
поток необходимо рассчитывать в прогнозных ценах (ценах соответствующих лет). В
связи с чем, его необходимо разделить по видам деятельности. Если не учитывать
неопределенность и риск, то условием финансовой реализуемости инновационного
является неотрицательность на каждом шаге m величины чистого потока (сальдо) указанного денежного
потока:
Ρи(m) +ρо(m) + ρф(m)≥0
где Ρи(m),
ρо(m), ρф(m) – чистые денежные потоки на шаге m соответственно от инвестиционной, операционной и финансовой
деятельности.
Произведем анализ денежных потоков для финансового планирования с учетом
его деятельности.
Денежный поток от операционной деятельности включает:
а) Притоки: 1) выручка от реализации продукции; 2) дивиденды,
проценты и купонные выплат, полученные по депозитам и ценам бумагам; 3) выручка
от продажи имущества (включая ценные бумаги и нематериальные активы),
включая ликвидационные доходы при прекращении проекта;4) внереализационные
и прочие доходы.
б) Оттоки: 1) текущие материальные затраты на
реализацию проекта (оплата материалов, работ и услуг сторонних
организаций, включая арендные и лизинговые платежи); 2) расходы на
оплату труда; 3) расходы по ликвидации и/или утилизации имущества; 4) налоги
(включая и налог на прибыль), кроме НДС.
Денежные потоки по инвестиционной деятельности включают:
а) Притоки: 1) поступление средств из дополнительных фондов (кроме
дивидендов, процентов и купонных выплат, полученных по депозитам и ценным
бумагам); 2) уменьшение чистого оборотного капитала.
б) Оттоки: 1) вложения в основные средства на всех
шагах расчетного периода; 2) вложения средств в дополнительные
фонды (в том числе – на депозиты и в ценные бумаги других
хозяйствующих субъектов); 3) увеличение чистого оборотного капитала; 4)
расходы на выкуп имущества по договору лизинга.
Денежные потоки от финансовой деятельности включают:
а) Притоки: 1) поступление заемных средств; 2) вложения собственных
средств предприятия (увеличение акционерного капитала). Собственные основные
средства (оборудование, здания и т.д.), вкладываемые гранты и собственные
внебюджетные средства высших учебных заведений, при это не подлежат учету.
б) Оттоки: 1) расходы на погашение и обслуживание долга; 2) выплаты
дивидендов.
Стоит отметить, что финансово реализуемый проект может в то же время быть
неэффективным для некоторых его участников.
Показатели эффективности участия высшего учебного заведения в
инновационном проекте, как нами было равнее указано, могут быть определены на
основе соответствующего денежного потока вуза:
а) Денежные поступления и расходы исчисляются в дефлированных ценах;
б) Если проект предусматривает постоянное или временное
использование конкретного имущества участника, созданного или приобретенного до
начала реализации проекта, в оттоках данного участника по инвестиционной
деятельности дополнительно учитывается альтернативная стоимость указанного
имущества (или альтернативная стоимость аренд этого имущества);
в) Изменяется состав притоков и оттоков по финансовой деятельности:
1) в состав притоков не включаются вложения собственных средств; 2) в состав
оттоков не включаются выплаты дивидендов исполнителем.
Зачастую при оценке эффективности первоначально определяется денежный
поток проекта в предположении, что он осуществляется целиком за счет
собственных средств, без привлечения внешнего финансирования. Данное
обстоятельство позволяет составить представление о потенциальных возможностях
проекта.
Как было отмечено ранее, реализация инновационного проекта зачастую
затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к
непосредственным участника проекта. Данные структуры могут участвовать в
реализации проекта или, даже являясь участниками, влиять на его реализацию. В
связи с чем, авторами рекомендуется оценивать эффективность проекта с точки
зрения структур более высокого уровня, а именно:
¾ С позиции Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, административно-территориальных единиц Российской Федерации
(региональная эффективность);
¾ С позиции экономики, объединений предприятий, холдинговых
структур и финансово-промышленных групп (отраслевая эффективность).
Расчет осуществляется по сумме денежных потоков от инвестиционной,
операционной и частично финансовой деятельности, подлежит учету схема
финансирования проекта – поступления и выплаты кредиторов только со стороны
внешней среды по отношению к данной структуре.
В денежных потоках не подлежат учету взаиморасчеты между частниками,
которые входят в рассматриваемую структуру и расчеты между данными участниками
и самой структурой. Однако, при этом учитывается влияние реализации проекта на
деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее сторонних вузов,
научно-исследовательских институтов и предприятий
Денежные потоки подлежат расчеты в дефлированных ценах. Условия
финансовой реализуемости не проверяются, поскольку схема финансирования
используется не полностью. На выходе строятся таблица денежных потоков с
расчетами показателей эффективности.
Показатели региональной эффективности демонстрируют финансовую
эффективность проекта с позиции соответствующего региона с учетом влияния
реализации проекта на предприятиях региона, социальную и экономическую
обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета. В случае, когда в
качестве региона рассматривается в целом государство, то данные показатели
именуются как показатели народнохозяйственной эффективности.
Бюджетная эффективность оценивается, прежде всего, по проектам, требующим
государственной поддержки и представляемым в федеральные или региональные
органы государственного управления. По проектам, по которым не требуется
государственная поддержка, бюджетная эффективность оценивается по требования
соответствующих государственных органов.
Бюджетная эффективность определяется:
¾ для бюджетов различных уровней;
¾ Для консолидированных уровней;
¾ Для бюджета «расширенного правительства» (включающего
консолидированный бюджет и внебюджетные фонды).
Показатели бюджетной эффективности в каждом из вышеуказанных случаев
рассчитывается исходя из соответствующего потока бюджетных средств. Независимо
от характера проекта, состава участников и валюты, в которой осуществляются
взаимозачеты, потоки бюджетных средств и показатели бюджетной эффективности
определяется только в рублях.
Таким образом, нами были рассмотрены основные положения методики оценки
эффективности инновационного проекта в высшем учебном заведении.
Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования
Социально-экономическое реформирование в современной России требует изменений в структуре и содержании образования. Одним из приоритетных направлений развития образования, в частности дополнительного, является совершенствование технологий обучения. Технологический подход в образовании имеет многолетнюю историю, что объясняется многообразием педагогических технологий, их целей, востребованностью практики и т.д. Поэтому в инновациях в сфере дополнительного образования должны объединиться теоретические и практические подходы с учетом современной ситуации в обществе. Мировые тенденции в сфере дополнительного образования определяют необходимость выработки у слушателей образного и гибкого мышления, информационной культуры, творческой активности и чувства нового. Чтобы достичь целей эффективного образования необходимо применять инновационные технологии, сочетая их с традиционными. Инновационные технологии позволяют создать условия для творческого самовыражения личности и развития способности адаптации к быстро меняющимся условиям современного информационного общества, а также создать психологически комфортную среду непрерывного обучения взрослого населения. Понятие «технология» рассматривает и как обучение при помощи технических средств и как педагогическую технологию в систематической и последовательной организации заранее спроектированного процесса обучения. В настоящее время имеются серьезные исследования, направленные на изучение эволюции понятия «технология» в обучении: В. И. Боголюбов, А. Н. Кузи- бецкий, В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов и др. Глоссарий современного образования определяет педагогическую технологию как решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Под инновациями в образовании можно понимать естественные и необходимые условия его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Управлению инновационными процессами в области образования посвящены работы А. А. Арламова, Г. Д. Бессараб, М. С. Бугрина, В. П. Кваши, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, О. Г. Хомерики и других исследователей.
Инновационные технологии в профессиональном дополнительном образовании – технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления слушателей и их способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих практикоориентированных задач.
Таким образом, под образовательными инновациями можно понимать такие явления как научный поиск передового педагогического опыта, который становится перспективным и оказывает позитивное влияние на результаты дополнительного профессионального образования. Переход на инновационные технологии возможен только с применением инновационных способов изложения учебного материала, которые обеспечивают визуальное, слуховое и моторное восприятие информации в виде электронных учебников, электронных рабочих тетрадей, видео-лекций, тестирования с применением компьютерных технологий.
При обучении слушателей по экономическим профилям преподаватели колледжа особое внимание уделяют формированию и обновлению учебной информации, нормативно-правовых документов, статистических сведений. Большую помощь и преподавателям и слушателям курсов оказывают современные информационные системы «Гарант», «КонсультантПлюс», программные продукты «1С: Бухгалтерия», «1С: Управление торговлей», «1С: Управление персоналом» и т.д.
Проблемное обучение, игровые педагогические технологии включают в себя различные методы и приемы в форме различных педагогических игр. Преподаватели колледжа в процессе обучения взрослого населения используют ролевые, деловые, познавательнодидактические, имитационные, обучающие, тренинговые игры. Моделирующие технологии, используемые на краткосрочных образовательных программах, предполагают моделирование различных реальных ситуаций, а так же анализ их решений.
Модульная технология предусматривает деление курса на крупные блоки. Содержание каждого блока предварительно прорабатывается методически: определяются практические умения и навыки, необходимые для изучения модуля, задаются методы изучения, средства контроля усвоения, способы отчета о проделанной работе. Интересен опыт авторских технологий, например технология работы в динамических парах, когда каждый из слушателей обучает другого, выступает в роли педагога.
В традиционном подходе целью обучения является сообщение преподавателем определенной суммы знаний. Целью инновационного обучения является развитие способности личности, включение ее в социальную активность, обеспечение возможности эффективного самообразования в течение всей жизни. То есть учебная информация должна быть не целью, а средством организации познавательной деятельности слушателей.
Инновационный подход в системе дополнительного профессионального образования основан на механизме самоизменения и саморазвития обучающихся.
На ряду с традиционными формами обучения (лекции, семинары) при формировании компетентности слушателей применяются слайд-лекции, видеофильмы, мониторинги работы с текстами, индивидуальные компьютерные тренинги, коллективные тренинги, телеэссе. Телеэссе – это новый вид учебного занятия, когда непосредственно на учебном компьютерном месте при помощи видео камеры обучающийся записывает на цифровой носитель устное эссе на заданную тему. Телеэссе помогает обучающимся научиться четко излагать материал, приобрести навык публичного выступления, развивать коммуникативные компетенции.
Приоритетным направлением в дополнительном профессиональном образовании являются дистанционные технологии. Так, например, слайд-тьюторинги как специальные слайд-лекции составляются специалистами по наиболее часто задаваемым вопросам слушателей, выполняют роль электронных консультантов и помогают найти ответ на реальные практические производственные вопросы. Слушатель курсов должен быть обеспечен возможностью в любое время обратиться к преподавателю через средства телекоммуникаций.
Для дополнительного профессионального образования инновационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности по формированию у обучающихся новых творческих мышлений, способность действовать и принимать решения в быстро- меняющихся условиях жизни общества.
Н. В. Исакова
(Россия, г. Нижний Тагил)
Научное издание “Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования” Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.)