Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования

В продолжении темы дистанта.

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в учреждении.

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объедении.

Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации. И Должностные обязанности и профессиональный стандарт. Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. С этого мудрого совета мне бы хотелось начать разговор о выборе. А именно о выборе образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения. Поскольку выбор ‒ дело непростое, прежде всего необходимо определиться с критериями. Для меня самым важным критерием в данном случае будет то, какие образовательные задачи я смогу решать, используя материалы того или иного ресурса. Смогу ли я при помощи представленных материалов объяснить новую тему, развить умение или осуществить контроль уровня усвоения?

Другим важным критерием является целевая аудитория. Для кого предназначены размещенные материалы? Для ученика, для учителя, а может быть, и для родителя. Многие образовательные ресурсы предлагают дополнительные опции. Например, это возможность создавать виртуальный класс и отслеживать активность учеников класса. Или возможность не только использовать имеющиеся материалы, но и создавать собственные под конкретную задачу. И последним критерием могут быть существующие ограничения при использовании материалов. Например, ограниченное время бесплатного использования, доступ к неполному набору материалов без регистрации, невозможность скачивать материалы.

Поскольку выбор дело не простое, поэтому главный вопрос который должен возникать у педагога – какие образовательные задачи я смогу решать используя материалы того или иного ресурса, смогу ли я с помощью представленного ресурса, новую тему или осуществить контроль уровня освоения.

Хотелось бы рассказать вам о самых популярных на сегодня образовательных ресурсах:

Популярная система Moodle

Система предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс обучающихся и поддержку мультимедиа; дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны.

Интерфейс системы ориентирован на работу педагогов, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.

Eduardo —это не только видео и тесты
На этой платформе можно предложить творческие задания, открытые задачи для развития мышления, проверять ответы и вступать в дискуссии на форуме курса. Без специальных навыков в программировании педагогу достаточно просто работать с наглядными инструментами. Ограничение — бесплатно можно создать только пять курсов до 30 человек в группе.

§  простота в использовании (форму не надо скачивать, просто пересылаем по адресам электронной почты и получаем обратно заполненный вариант);

§  доступность 24/7 (возможность созданная форма хранится в облаке, поэтому, чтобы ни произошло, форма никуда не денется);

§  индивидуальное оформление (очень много шаблонов оформления, есть возможность создать форму самостоятельно);

§  бесплатность (сервис полностью бесплатный);

§  возможность работы через мобильные устройства (Google Forms адаптированы под мобильные устройства);

§  понятность (Google Forms собирают и профессионально оформляют статистику по ответам, можно сразу приступать к анализу результатов);

§  возможность индивидуальной или групповой рассылки;

§  возможность оперативно контролировать и оценить результаты обучения;

§  моментальная фиксация результатов в таблице Excel, что удобно для обработки и подготовки отчетно-аналитических материалов в дальнейшем.

Совершение конференц-звонков (функция предусматривает наличие до 25-ти абонентов, включая самого инициатора звонка).

Видеосвязь (Skype делает доступным как обычное общение между двумя пользователями, так и видеоконференцию с возможностью подключения до 10 соединений).

Передача текстовых сообщений (по сути представляет собой обычный чат).

Передача различных файлов (объем передаваемых файлов может быть любой, начиная от нескольких килобайт и заканчивая гигабайтами информации).

Передача изображения с экрана монитора на монитор одного из абонентов

Chatbots (чат-боты) в электронном обучении, или Ваш друг — чат-бот

Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая создана для имитации поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками.

В дистанционном обучении чат-боты могут сопровождать каждого обучающегося индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего доступ к wi-fi.

Благодаря чат-боту процесс учебы не останавливается: вы можете уехать на курсы повышения квалификации, на конференцию или уйти на больничный, а дети все равно смогут проверять свои знания: они пишут чат-боту ответы на вопросы, а тот говорит, правильно или нет. Если неправильно, то чат-бот скидывает видео или ссылку на статью, где обучающийся может лучше изучить материал. Плюс чат-ботов еще в том, что они не ругают. У ребенка есть право на ошибку: он может много раз попробовать и, в итоге, найти верный ответ. Каждый педагог может создать своего чат-бота просто следуя алгоритму.

В заключение хотелось бы сказать, что разработка и реализация программ в дистанционной форме или с применением дистанционных технологий для педагогов — процесс весьма увлекательный. А для детей поколения Z, уже не представляющих жизни без гаджетов, — это интересные занятия «в ногу со временем».

Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования

Библиографическое описание

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается значение дополнительного образования в жизни ребенка.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагог дополнительного образования, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения.

В современном мире становление человека предопределяет его образование. С раннего детства ребенка начинают приобщать не только к дошкольному образованию, но и дополнительному.

1) дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Современное дополнительное образование предполагает четко выстроенный целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития путем реализации дополнительных образовательных программ: предпрофессиональных и общеразвивающих. Социальный заказ общества и государства предполагает изменения и обновления содержания дополнительного образования, которое будет нацелено на усиление воспитательного потенциала.

Дошкольные образовательные учреждения распахнули двери для дополнительного образования. Именно педагогам дополнительного образования в данных учреждениях стала отводиться важная роль. Они искусно помогают подрастающему поколению раскрыть свои способности в разных видах творческой деятельности. Можно сказать, что дополнительное образование способно привнести в жизнь каждого ребенка единую и важную для них основу в области желаний и возможностей воспитанника (и его родителей, законных представителей), общества и государства.

Дополнительное образование является основной базой для формирования досуговых предпочтений — хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Чаще всего дополнительное образование воспринимается как основа ранней профессиональной ориентации детей. Ребенок путем проб и ошибок начинает ориентироваться в той или иной деятельности приобретая опыт деятельности в определенном направлении.

Выстраивание отношений взаимодействия с воспитанником происходит на основе взаимной поддержки, нацеленности на результат и согласованности действий при реализации поставленной цели. Вся педагогическая деятельность педагога направлена на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего личностного образа. Педагоги дополнительного образования, применяя приемы педагогической поддержки, помогают развить в ребенке индивидуальность и самостоятельность.

Современные педагоги выстраивают для своих воспитанников образовательные маршруты, которые отражают интересы, потребности и возможности каждого ребенка. При этом формирование и развитие личности происходит на более высоком уровне. Творческий подход к деятельности каждого ребенка способствует более эффективному решению задач педагогического процесса.

Каждый ребенок в добровольном порядке посещает то или иное направление дополнительного образования. Сам ребенок самостоятельно решает, как долго он будет посещать детское объединение. Именно педагог дополнительного образования ориентирован на привлечение детей в свое объединение, что дает возможность для реализации образовательной программы и успешной социализации воспитанников. Потребность участия у детей в детских объединениях определяет их социализацию, построение определенных жизненных ситуаций и участие в них.

Совместная деятельность является ориентиром для содержания социального воспитания в объединении. Она ориентирует каждого воспитанника на осознании значимости и ценности такого совместного общения. Освоение социального опыта ребенком происходит за счет индивидуализации воспитательного процесса. Итогом получения дополнительного образования чаще выступает не профессиональная ориентация воспитанника, а социальный опыт общения, опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности.

С 2018 г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» г. Воронежа введены платные дополнительные образовательные услуги по различным направлениям. В 2019–2020 учебном году по примеру МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 190» и другие дошкольные образовательные учреждения г. Воронежа открыли на своей базе платные дополнительные образовательные услуги. В этом учебном году в дошкольном образовательном учреждении работают платные услуги по направлениям:

1) художественное: дополнительная общеразвивающая программа по хореографическому искусству «Азбука танца», дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия с элементами театрализации», дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Веселые краски»;

2) социально-педагогическое: дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе, дополнительная общеразвивающая программа «Веселый английский».

Платные дополнительные образовательные услуги посещает 226 воспитанника. Дополнительное образование детей отличается свободой выбора ребенком направления получения знаний. Обучаясь по дополнительным общеразвивающим программам, каждый ребенок удовлетворяет свои интересы, которые помогают ему в его самореализации и социализации. В учреждении беспрерывно создаются специальные условия для целенаправленного позитивного развития личности человека и приобретения ею духовно-ценностной ориентации.

  • Евладова Е. Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи / Е.Б Евладова. — Москва: Внешкольник, 2016. — 46 с.
  • Коломина И. П. Структуры и механизмы творческой деятельности / И. П. Коломина. — Москва: Просвещение, 1998. — 112 с.
  • Михайлова Н. Н. Актуальное состояние проблемы профессионального самоопределения в сфере образования / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — Москва: Народное образование, 1997. — 274 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, педагог, ребенок, программа, воронеж, Детский сад, деятельность педагога, дошкольное образовательное учреждение, подрастающее поколение, совместная деятельность.

Ключевые слова: инновация, модернизация, инновационная деятельность, педагог, педагогическое образование.

This article deals with the contents, types and features of innovative activity of the teacher in modern information society. The requirements to the purposes, the contents and mechanisms of realization of pedagogical education according to the Professional standard of the teacher and the Concept of support of a development of education are analyzed. Many types of the teacher’s innovative activity are mentioned, for instance, activities for the educational programs updating and the organization of educational process improvement, application of innovative educational activities and estimated technologies, activities for ensuring network interaction and the academic mobility.

Keywords: innovation, modernization, innovative activity, teacher, pedagogical education.

Проект Профессионального стандарта учителя систематизирует концептуальные идеи образа, роли и функций педагога в современной школе. Стандарт демонстрирует требования к квалификации преподавателя. Процесс профессиональной подготовки учителей должен ориентироваться требования внутреннего стандарта образовательного учреждения, и специфику реализуемых в нем образовательных программ. Соответственно, программы профессиональной подготовки учителей формируют у будущего педагога все базовые компетенции. Программы профессиональной подготовки учителей также могут быть дополнены в соответствии со спецификой конкретного образовательного учреждения.

Согласно Профессиональному стандарту педагога основной целью профессиональной педагогической подготовки является развитие способности обучаться, самообразовываться и соответствовать современным потребностям общества. Обучение должно носить непрерывный характер и быть направленным на совершенствование собственной педагогической деятельности. Способность к самообразованию проявляется в готовности к изменениям, адаптации к современным требованиям, активности и мобильности, способности к инновационной деятельности, педагогической креативности. Программы профессиональной подготовки должны обязательно включать достаточный объем разнообразных практик, обязательную научно-исследовательскую и проектную деятельность, так как это активно развивает способность к саморазвитию.

Для содержания инновационной деятельности педагога крайне важно непрерывное преобразование образовательных программ и путей их освоения за счет разнообразных новшеств. Инновационная деятельность учителя — это главный аспект качественного изменения системы педагогического образования. В его основе лежит отказ от стереотипов в профессии, креатив, выход за рамки существующих механизмов, поиск и нахождение новых творческих подходов к решению профессиональных задач.

В настоящее время стремительно меняются функции учителя: преподаватель преобразуется из лектора, который транслирует знания и является образцом умений в помощника, который учит активной самостоятельной деятельности, приобретает роль эксперта, консультанта, иными словами учит добывать знания самостоятельно и правильно работать с информацией. В связи с этим содержание педагогической деятельности все больше приобретает инновационный характер, что проявляется в снижении значения традиционных форм работы. Появилась необходимость выделить контактные формы работы педагога:

− возрастание роли методической и научно-исследовательской работы, а также обеспечение самостоятельной работы обучающихся;

− необходимость гибкости и индивидуализации образовательного процесса;

− применение ИКТ и реализация индивидуальных образовательных траекторий учеников;

Итак, педагогическая деятельность все больше приобретает черты инновационной деятельности, которая позволяющей решать задачи, ранее не встречавшиеся в образовательной практике. Если проанализировать содержание и функции современного преподавателя, то можно сформулировать следующие виды инновационной деятельности педагога:

  • Деятельность по совершенствованию осуществления образовательного процесса. Данная деятельность способствует гибкости, доступности, непрерывности образовательных программ, а также подразумевает создание условий для реализации различных образовательных траекторий, повышения доступа к образовательным продуктам с использованием ИКТ и сетевых ресурсов.
  • Деятельность, направленная на обеспечение сетевого взаимодействия и академической мобильности. Эта инновационная деятельность предполагает участие преподавателя в сетевом взаимодействии в форме совместных образовательных, исследовательских, социальных проектах. Что касается академической мобильности, то это способ обмена опытом, освоения новых образовательных программ и технологий, повышения культурного развития.

Таким образом, инновационная деятельность педагога — это крайне важное и необходимое условие высококачественного педагогического образования, так как она обеспечивает полноценную реализацию востребованных программ подготовки преподавателей. Данная деятельность направлена на удовлетворение спроса на качественное педагогическое образование, обеспечивает формирование необходимых компетенций и развитие личности учащихся, способствует развитию системы педагогического образования. Известный факт — профессионализм педагога проявляется в инновациях. За счет инновационных процессов изменяются не только отдельные компоненты — цели, содержание, методы и технологии обучения, но, что более важно, сам учитель. Учитель-профессионал, учитель — «инноватор» должен понимать, что перед ним не просто ученик, а равноправный партнер процесса обучения.

  • Ваганова О. И., Ермакова О. Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 3.
  • Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 68–72
  • Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 31.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность педагога, образовательный процесс, инновационная деятельность, педагогическое образование, программа, образовательное учреждение, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка учителей, Профессиональный стандарт педагога, сетевое взаимодействие.

Особенности инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей

Современным обществом предъявляются качественно новые требования к одному из главных своих институтов – образованию, который несет ответственность за производство знаний, составляет основу развития общества, определяет социально-экономическое процветание государства и преуспевание каждого человека в нем. Изменения в содержании образования обуславливают изменения в обучении и воспитании подрастающего поколения, а соответственно, требуются изменения профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе и в сфере дополнительного образования. Педагог дополнительного образования занимает важную позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессиональной компетентности зависит решение многих проблем.

Особенности инновационной деятельности в системе

дополнительного образования детей

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей успешного решения задач в этой области является поиск и введение инноваций, обеспечивающих повышение эффективности и качества образования на всех его уровнях. За последние несколько лет слово «инновация» прочно вошло в жизнь общества. Инновация – это столь широкое понятие, что ею занимаются практически в любой сфере человеческой деятельности.

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития государства. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе имеет существенные отличии от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, так как активно развивается её технологическая основа. Что в свою очередь требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Вместе с тем, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к уровню, качеству деятельности и продуктам этой деятельности. Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где главное место занимает педагог, в центре внимания оказывается обучающийся – его активность, избирательность, креативность. Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию. В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает обобщенная связь педагога с обучающимися, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое. Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.

Анализ литературных источников и реальной педагогической ситуации позволяет утверждать, что развитие инновационной деятельности – это одно из стратегических направлений в образовании.

Все большее внимание стало уделяться с 30-х годов ХХ века исследованиям, направленным на построение теории инновационного развития в образовании. Такие научные деятели как И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который посчитали равным применению научных открытий. С этого момента понятие «инновация» и сопряженные с ним термины «инновационный процесс», «инновационный потенциал», «базисные инновации», «инновации усовершенствования» и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и вошли в понятийные системы многих наук.

Инновации являются предметом особой деятельности человека, которая не удовлетворена традиционными условиями, методами, способами и стремится не только к новизне содержания реализации своих усилий, а прежде всего к качественно новым результатам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также можно определить инновационную деятельность как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность педагогов дополнительного образования

Потенциал педагогического коллектива в области инноваций раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, разработки проектов и технологий. Весомую роль в процессе преобразования образовательных учреждений играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности.

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.

Система дополнительного образования всегда была открыта для инноваций, инновационных поисков. Анализируя их деятельность, можно сделать вывод, что инновационные модели учреждений дополнительного образования разрабатываются через поиск новых ценностных приоритетов, определение целей и содержания форм и методов организации педагогического процесса, новых педагогических технологий, иных критериев оценки деятельности педагогов, внесение новых принципов в систему управления. Существенной особенностью является то, что педагогический коллектив учреждения дополнительного образования осуществляет поиск инновационной модели, беря за основу опытно-экспериментальную деятельность. Педагогам системы дополнительного образования, которые встали на путь инновационных поисков и экспериментов, нужно быть готовыми к новому виду практической деятельности, которая в современной науке характеризуется таким понятием как «инновационная педагогическая деятельность».

В современной системе образования определяют обстоятельства, при которых необходима инновационная деятельность педагога:

– происходящие социально-экономические преобразования;

– усиление гуманитаризации содержания образования;

– изменение характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

– вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Можно выделить основные направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:

– совершенствование содержания образования;

– изучение и внедрение в практикусовременныхпедагогических технологий;

– создание системы работы с одаренными детьми;

– совершенствование системы управления;

– информатизация образовательного процесса.

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в кабинете. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. На сегодняшний день необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

– абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

– относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Содержание инновационной деятельности педагога:

Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

Проведение учебных занятий в инновационных формах.

Проведение мастер-классов на районном, городском, республиканском уровнях.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему, которая предусматривает высшая степень педагогического творчества.

Основные признаки инновационной деятельности педагога:

творческая способность собирать и выдавать новые представления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;

открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости мышления;

культурно-эстетическая развитость и образованность;

готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов;

развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной деятельностью, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Важным условием повышения качества образования является уровень профессиональной компетентности педагога, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Основой развития коллектива может стать его инновационная деятельность.

Другим условием работы механизма инновационной деятельности являются барьеры творчества:

Склонность к противостоянию, доминирующем над творчеством, в стремлении быть «как все», не отличаться ни от кого в своих суждениях и поступках.

Боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях.

Боязнь показаться неуважительным и даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

Личностная тревожность, неуверенность в себе,негативноесамовосприятие («я-концепция»).

Занижение самооценки, боязнь открыто высказывать свои идеи.

Ригидность («вязкость») мышления.

Педагогу важно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, барьеров творчества, мешающих его саморазвитию. Становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

В основу построения концепции подготовки педагога к инновационной деятельности были положены основные научные подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности педагога: системный, рефлексивно-деятельностный, индивидуально-творческий, компетентностно-ориентированный.

Для организации процесса подготовки педагога к инновационной деятельности должны быть созданы определенные условия:

– непрерывность и преемственность педагогического образования;

– ориентация обучения на обобщенную модель подготовки к инновационной деятельности;

– психологическая диагностика готовности к данному виду деятельности;

– формирование у педагога творческой активности и мотивационно-целостного отношения к педагогическим инновациям;

– взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической и методической подготовки;

– осуществление межпредметных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики;

-формирование инновационной культуры, восприимчивости к новому;

– обеспечение единства педагогической практики, теории и исследовательской подготовки;

– изучение и критериальная оценка динамики освоения инновационной деятельности.

Развитие готовности к инновационной деятельности – это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. Основными качествами, которыми должен обладать педагог дополнительного образования инновационного учреждения, могут быть следующие:

стремление к личностному развитию, креативность;

мотивация и готовность к инновациям;

понимание современных приоритетов образования;

способность и потребность в рефлексии.

Готовность к инновационной деятельности – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности (единство психологической, теоретической и практической готовности).

Таким образом, в основе инновационной деятельности педагога в учреждениях дополнительного образования должен лежать процесс проектирования различных инновационных образовательных программ.

В результате этой деятельности педагог не только совершенствует, оптимизирует отдельные компоненты учебно-воспитательного процесса, но за счет привлечения теоретических идей, научно-педагогических методов первоначально моделирует, а затем преобразует его как целостное образование в качественно иное состояние – целостную систему. Следовательно, педагог тем самым не только обучает, т. выполняет практическую функцию, но на основе новых научных идей разрабатывает свои авторские технологии, методики и приемы педагогической деятельности с целью преобразования учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, участие учреждения дополнительного образования в инновационной деятельности, безусловно, ведёт к позитивным изменениям – это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы, осуществляется переход образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития и саморазвития, растет уровень воспитательной работы учреждения, повышается профессиональная квалификация педагогических работников.

Одним из направлений Концепции развития дополнительного образования является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, что предполагает модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования, готовность к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями к знаниям, умениям, навыкам профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя / К. Ангеловски. – М. : Просвящение, 1991. – 159 с.

Гершунский, Б. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б. Гершунский – М. : Московский психолого-социальный институт, 1998. – 432 с.

Корзникова, Н. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования / Н. Корзникова. // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. Казань, сентябрь 2017 г. — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 6-9.

Лазарев, В. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы / В. Лазарев, Б. Мартиросян // Педагогика – 2003. – № 3. – С. 17 – 25.

Менеджмент в управлении школы: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / научный редактор Т. Шамова. , 1992. – 112 с.

Сластёнин, В. , Подымова, Л. Педагогика. Инновационная деятельность. : “Магистр”, 1997. – 221с.

Сиденко, А. Рефлексивный педагогический диалог: Практическое руководство. , 2000. – 16с.

Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. Поташника – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

Хуторской, А. Методологические основы проектирования образования в двенадцатилетней школе //Педагогика. 2000. № 8

Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.