Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

Общество 

22 июл 2020, 20:11

Авторское право на систему визуализации содержимого портала
iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии,
аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные
произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия».
Указанная информация охраняется в соответствии с
законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на
iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует
при финансовой поддержке Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов,
размещенных на портале, несет рекламодатель.

Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства
о регистрации
ЭЛ № ФС 77 – 76208 от 8 июля 2019 года,
ЭЛ № ФС 77 – 72003 от 26 декабря 2019 года

Почему Калину сняли с должности

Несмотря на хвалебные отзывы московского мэра об успехах Исаака Калины и формально прозрачную причину смещения его с должности — собственное желание, эксперты видят совершенно другие причины увольнения руководителя московского департамента образования и науки.

Так, последние годы своего руководства Исаак Калина посвятил внедрению в московские школы масштабной программы дистанционного обучения под названием «Московская электронная школа». Этот проект вызвал бурное возмущение среди ученых, педагогов и родителей самих учеников. Мэрия поддержала внедрение программы финансовыми дотациями, и большинство московских школ получили возможность оснастить классы цифровым оборудованием, новыми компьютерами, электронными досками и другими девайсами.

Однако, этот проект оказался весьма спорным, так как, по мнению экспертов, скажется на уровне образования негативно. Замена живого общения с учителем и сверстниками не только грозит плохому усвоению информации учеником, но и не позволит детям нормально социализировать. Исполнение программы обучения без возможности проявить творческое мышление, которое развивается педагогом индивидуально для каждого ученика, может стать причиной стереотипности мышления, и приведет к снижению уровня интеллекта у подрастающего поколения.

Бывший глава департамента образования Москвы Исаак Калина назначен президентом Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения. Как сообщают «Вести образования», приказ был подписан главой министерства Сергеем Кравцовым.

«Я очень рад вернуться к работе на федеральном уровне и к важнейшему направлению деятельности — развитию кадрового потенциала системы образования. Не секрет, что все результаты системы образования зависят от учителей и от управленцев, поэтому задача профессионального развития этих людей является ключевой для достижения успеха в российской системе образования».

Исаак Калина, президент Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Минпросвещения

Заступая на новую должность, Калина пообещал уделять больше влияния мотивированию учителей на профессиональный рост. По словам чиновника, мировой опыт показывает, что успех ждёт лишь те общеобразовательные учреждения, где созданы сильные педагогические коллективы, а не просто работают отдельные преподаватели-звезды. Новый президент центра предложил ректорам педвузов подумать о введении нового спецкурса, посвящённому углублённому взаимодействию коллег, работающих в школе.

22 июля Мэр Москвы Сергей Собянин уволил главу департамента образования и науки столицы Исаака Калину, занимавшего этот пост десять лет. Эту должность вместо Калины сразу же занял его бывший зам Александр Молотков.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

Исаак Калина назначен на новую должность в Минпросвещения

министерство просвещения россии (минпросвещения россии)

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

общество, сергей собянин, калина исаак, сн_образование, сергей кожевников, социальный навигатор, министерство просвещения россии (минпросвещения россии)

Исаак Иосифович Калина родился 14 ноября 1950 г. в Оренбургской области.

В 1972 г. окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова по специальности “математика”.

В 1998 г. окончил  Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности “государственное и муниципальное управление”.

В 1972-1973 гг. проходил срочную службу в Советской Армии.

С 1973 г. работал преподавателем СПТУ-12 села Шарлык Оренбургской области, с 1981 г. – учителем математики средней школы N2 села Шарлык.

В 1984 г. переехал в город Оренбург, где работал директором школы-интерната N1.

С 1989 г. на государственной службе: работал заведующим отделом районного образования Промышленного района города Оренбурга, с 1992 г. – заместителем начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.

В 1996-2002 гг. Исаак Калина занимал должность начальника Главного управления образованием администрации Оренбургской области.

В  2002-2004 гг.  работал заместителем генерального директора ФГУП Издательство “Просвещение”.

В 2004 г. Исаак Калина был приглашен в министерство образования и науки Российской Федерации на должность директора Департамента государственной политики в сфере образования.

11 сентября 2007 г. распоряжением председателя правительства Российской Федерации Исаак Калина был назначен заместителем министра образования и науки Российской Федерации, занимал эту должность до ноября 2010 г. В министерстве курировал работу Департамента воспитания и социализации детей, Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания, Департамента профессионального образования, Департамента общего образования и деятельность “Рособрнадзора”. После введении обязательного ЕГЭ в 2009 г., был назначен главой рабочей группы Минобразования, которая отслеживала ситуацию с единым госэкзаменом.

С мая 2009 г. является заместителем председателя Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

9 ноября 2010 г. стало известно, что Исаак Калина назначен руководителем Департамента образования города Москвы.

Исаак Калина – кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации.

В 2005 г. был награжден Почетной грамотой правительства РФ за большой вклад в совершенствование системы российского образования и многолетний добросовестный труд. Женат, воспитывает двоих детей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

22 июля мы записываем в историю московского образования — с поста руководителя столичного департамента образования и науки ушел Исаак Калина, возглавлявший это ведомство 10 лет. Ушел по собственному желанию и в связи с переходом на новую работу. Попробуем вспомнить эти 10 лет.

Слухи об уходе Исаака Калины с той или иной регулярностью ходили последние два года, ему прочили разные назначения, но факт стал фактом только сейчас. Исаак Калина ушел, изменив очень многое. В плюс или в минус — решайте сами.

Подушевая реформа

Руководство столичным департаментом Исаак Калина принял 9 ноября 2010 года, сменив на этом посту Ольгу Ларионову. Уже спустя год после его назначения департамент приступил к самой серьезной реформе московской системы дошкольного и школьного образования — изменению системы финансирования школ. В чем суть этой перемены? От фиксированного финансирования школы начали переходить на так называемое подушевое, то есть бюджет школ ставили в зависимость от числа детей и успешности самого школьного объединения, его учебных результатов. Эта реформа неоднократно обсуждалась и при Юрии Лужкове, но предшественник Сергея Собянина и его администрация были против подушевого.

С этого момента начался процесс, который родители знают как «объединение школ». Вместо системы детских садов и школ, каждая из которых имела своего руководителя, бюджет и так далее, начали создавать «школьные холдинги», объединения, в некоторые из которых сейчас входят десятки школ и садов. Старт — 2012 год, когда более 700 образовательных учреждений в Москве заявили, что готовы объединиться.

Конец слияния и поглощения

Процесс слияния детских садов и школ завершился, по сути, в 2018 году, пройдя через череду скандалов, протестов, уничтожение системы этнических детских садов и школ (они также показывали низкие результаты, администрация уверяла, что этнические компоненты образования сохранены во внеурочках и допах больших комплексов). Надо сказать, что, по сути, ни один протест против слияния не увенчался успехом.

В 2018 году Исаак Иосифович заявил в интервью «Интерфаксу»: «Сейчас каких-либо объективных показателей, требующих дальнейшей интеграции, просто нет. Сегодня большая часть московских школ имеет оптимальную интеграцию ресурсов. Могут быть исключительные случаи объединений, но массовая интеграция сейчас не очень востребована».

«В результате мы получили большие солидные школы», — подчеркнул Калина

В том же интервью он рассказывал о том, что интеграция позволила школам снять избыточный баланс. По его словам, выровняв финансирование столичных школ, руководство стало задумываться, например: «А зачем нам на тысячу детей, по сути, на одной площадке два директора, два завхоза, пять бухгалтеров и так далее?»

Обособленный статус вне большого холдинга сохранили лишь единицы школ, например известная в Москве 57-я школа. Московское образовательное ведомство активно продвигало в медиа идею равенства школ по качеству образования, пытаясь ликвидировать идею элитных школ с высокими результатами и очень средних «районных».

Очередь в школы начала регулироваться электронно, приоритетом стала прописка, в городе даже временно появился бизнес продажи прописки в районе тех школ, которые по-прежнему (даже в масштабах холдинга) считались лучшими. Несмотря на заявления ведомства, многие родители продолжали (да и продолжают) считать, что высокое качество образования — это не шаговая доступность. Исаак Калина в ответ настаивал, что число «высокобалльников по ЕГЭ равномерно распределено по районам и даже по каждой школе».

Детские сады

Второй задачей, которую должен быть решить Исаак Калина, — зачисление детей в детсады, вернее ликвидация очередей. О первой победе департамент заявил уже в 2012 году — за «счет строительства новых объектов, возвращения в систему образования зданий, использовавшихся непрофильным образом, и «оптимизации имеющихся ресурсов» (цитата по «Коммерсанту»). Правда, общественники заявляли, что победы над очередями удалось добиться путем уплотнения уже работающих садов, что привело к росту заболеваемости детей и снижению качества образования.

Москва активно строила новые школьные комплексы, включающие детсады, и отчитывалась, что, согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC), Москва опережает Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ и детских садов.

На чем держится московская система образования:

  • на формульном финансировании, не зависящем от департамента, но зависящем от достижения школой параметров количества учащихся, семьи которых выбрали именно эту школу.
  • на формульной оценке школы, не зависящей от департамента, но зависящей от достижения школой высоких показателей параметров рейтинга.
  • на формульной аттестации самого директора школы, не зависящей от департамента, но зависящей от разнообразных важных для города и горожан измеряемых управленческих результатов, которые отражены в аттестационной справке директора.
  • на формульной зарплате директора, не зависящей от департамента, но зависящей от количества учащихся, баллов рейтинга, зарплаты наименее оплачиваемых педагогов школы и объема предоставляемых горожанам нужных им дополнительных образовательных программ.

— интервью Исаака Калины «Учительской газете», 2018 год

МЭШ

Еще одним знаком московского образования эпохи Исаака Калины стала цифровизация, а главной аббревиатурой — МЭШ, Московская электронная школа. Проект стартовал в 2016 году. Он включает в себя не только сам портал МЭШ, но и систему обеспечения педагогов техникой, точки интернет-доступа в школах, оснащение школ интерактивными панелями. Но в центре внимания была всегда сама «электронная школа» — каталог уроков, заданий, электронных пособий, приложений, инфраструктура для родителей.

Педагогов поощряли за участие в создании контента (грантами), число сценариев росло, но пандемия стала настоящим испытанием для МЭШ. Электронные ресурсы работали с перебоями, уроки часто оказывались качеством ниже, чем на сторонних ресурсах-конкурентах, родители не могли пробиться в электронный дневник, а почти забытый сайт с форумом с разработчиками МЭШ нарастил свой трафик с 20 до 120 тысяч (февраль — март 2020 года) — учителя жаловались на модерацию, проблемы с конструкторами.

«Добрый вечер! Подскажите, гифы точно нельзя использовать?» — реальность форума учителей

Но так или иначе, «с помощью ресурсов МЭШ (Московская электронная школа. — Прим. агентства „Москва“) и других образовательных платформ учителя провели 9,8 млн уроков, почти 10 млн, на которых присутствовало абсолютное большинство учащихся», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин (цитата агентства «Москва», 8 июля).

Учителя и деньги

Наконец, зарплаты учителей. Цель повышения зарплаты московских педагогов также анонсировалась в рамках проводимой реформы. Исаак Калина и сам департамент неоднократно отчитывались, что в результате реформы зарплаты учителей последовательно от года к году росли. По официальным сводкам ведомства, в 2016 году средняя месячная зарплата московского педагога составляла 77,6 тысячи рублей, в 2017 году — 85,9, в 2018 году департамент рапортовал, что зарплата школьного учителя в столице превысила 100 000 рублей. «Неравенство оплаты труда влияло на качество работы педагогов, а это порождало неравенство качества образования детей. С этой проблемой московская система образования практически распрощалась», — подводил один из итогов реформы Калина. В 2019 году о зарплатах учителей говорил уже сам мэр Сергей Собянин: «Средняя зарплата превышает 115 000 рублей в месяц».

Сами учителя, правда, неоднократно говорили: чтобы получить такой оклад, надо пройти массу выматывающих аттестаций. Профсоюз «Учитель» характеризовал это так: «Аттестация для учителя — это ежедневная головная боль, это заноза, которую просто так не вытащишь из мозгов, она свербит, и чем ближе очередная аттестация, тем большее беспокойство охватывает ответственного учителя, тем призрачнее надежда на переаттестацию или получение более высокой категории».

И это не единственная критика, звучавшая в адрес Исаака Калины. «За прошедшие восемь лет московские школы превратились в абсолютно послушные марионетки департамента образования, чутко реагирующие на малейшее дрожание нити. Нельзя не отметить, что подобные процессы произошли и в других отраслях городского хозяйства, но, как представляется, именно в образовании уровень достигнутого превзошел все мыслимые ожидания», — пишет в блогах «Эха Москвы» учитель истории Алексей Кузнецов. И это распространенное мнение.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко для «Педсовета»:

«Это и печальная, и позитивная новость одновременно. Реформы были быстрыми, непростыми, но в самом деле необходимыми. Несмотря на их болезненность, они в самом деле позитивно сказались на качестве образования. Помимо высоких результатов ЕГЭ и олимпиад, можно отметить ликвидацию очередей в детсады, систему справедливого распределения ресурсов по школам, существенный рост заработных плат учителей».

Who is Александр Молотков

С официальной биографией нового московского министра на сайте столичных властей каждый может ознакомиться сам. В департамент образования он пришел в ноябре 2011 года, став заместителем руководителя, из инвестиционной компании, которая «успешно реализовывала проекты в строительной и пищевой отрасли, а также в книгоиздании».

В соцсетях активно обсуждают, что новый глава департамента не имеет педагогического образования и опыта работы в образовательных учреждениях, указывая на то, что первичное образование нового руководителя — Московский инженерно-строительный институт им В. В. Куйбышева (факультет — «Промышленное и гражданское строительство», специализация — «экономика, организация и управление строительством», квалификация — «инженер-строитель»). Отметим, что среди прочего в списке есть и «обучение в Московском городском университете управления Правительства Москвы по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации в сфере управления в образовании и контрактной системы закупок».

В ведении Молоткова в департаменте находились «вопросы разработки и комплексного сопровождения Государственной программы города Москвы „Столичное образование“, а также вопросы развития государственно-общественного управления в образовании и повышения уровня финансовой грамотности населения». В 2017 году он занял пост заместителя главы департамента.

Приведем еще одну цитату Игоря Реморенко: «У него (Молоткова. — Прим. ред.) серьезный проектный опыт, именно он занимался стратегией развития образования столицы. Я помню, как он приезжал к нам в университет и обсуждал изменения с порой непростой и критически настроенной аудиторией. Но он умеет и слышать аргументы, и подбирать свои веские доводы. Я бы сказал, что он современный „проектный человек“ и с его приходом можно надеяться на новые интересные и перспективные изменения в образовании столицы».

Среди прочего Александр Молотков является главой управляющего совета московской школы 875, объединяющей сады и школы в районе проспекта Вернадского, в Западном округе столицы.

Человек он пока крайне немедийный. Если вы посмотрите в открытых источниках, то увидите, что единственная его большая цитата за последнее время — это высказывание за 2019 год о мобильных телефонах в школе: «Самое главное — правильное использование тех же гаджетов в учебном процессе. Как можно запретить то, что становится неотъемлемой частью жизни? Нужно научить ребенка правильно ими пользоваться, чтобы это приносило пользу, а не отвлекало от чего-то важного».

Еще — материал «Ситуация успеха» в «Учительской газете» о московских школах: «Но Москве есть куда стремиться. Пока еще не все школы имеют своих победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Не все школы предлагают своим ученикам участие в проектах предпрофессионального образования. Сотрудничество ряда школ с колледжами в рамках уроков технологии и профессионального обучения еще не исчерпало всех возможностей. Еще не все учителя, активно использующие ресурсы Московской электронной школы, так же щедры в ее пополнении своими разработками. Выстраивание учебного процесса с учетом интересов учащихся для многих школ является задачей на перспективу».

А дальше нам всем остается ждать.

Главная фигура в столичном образовании, руководитель Департамента образования Москвы, Исаак Калина любит, когда несколько школ объединяются в единое целое, и не любит, когда его называют реформатором. По его мнению, укрупнение городских школ, достигшее в последние месяцы массовых масштабов, – не реформа образования, а «пилотный проект», предполагающий увеличение подушевого финансирования учеников – с 63 до 123 тыс. рублей в год. Из полутора тысяч московских школ получилось около 700 учебных «комбинатов»: школы для детей с отклонениями в поведении, как утверждают педагоги, могут объединить с кадетскими корпусами, а математические лицеи – с детскими садами. Из девяти школ для детей с девиантным поведением в городе осталась всего одна. Учителя, недовольные слиянием, еженедельно ходят на митинги и требуют отставки Калины. Об укрупнении, подушевом финансировании и отношении с родителями и директорами школ Калина рассказал РБК.

Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

Исаак Калина, глава департамента образования города Москвы

Слияние и поглощение

– Позвольте начать с цитаты журналиста Александра Привалова, опубликованной в журнале «Эксперт». «Московского министра образования Калину в столичных школах боятся практически все, – пишет отнюдь не либеральный журнал. – Можно пересчитать по пальцам директоров и учителей, решающихся публично высказывать не совсем полное согласие с его действиями. То ли потому, что несогласных могут уволить; то ли потому, что из-за инакомыслия одного педагога могут прищемить всю школу». Как вы прокомментируете это заявление?

– А если я скажу, что это личное мнение господина Привалова? Он имеет на него право, я имею право знать мнение еще миллиона, если не более, людей, и тогда мне придется реагировать на весь миллион мнений.

– «Мнение Привалова» в последнее время довольно популярно. Мы наталкиваемся на него в соцсетях, на митингах, где собираются учителя и родители учеников, требующие вашей отставки. В чем недовольство учителей и директоров школ вашей фигурой?

– Добавьте: некоторых учителей, некоторых директоров.

– Их довольно много.

– Я не помню, кому принадлежит фраза: «Хотите нажить врагов, попробуйте что-нибудь изменить». Я бы очень удивился, если бы после четырех лет работы в городе, в системе, в которой работает более двухсот тысяч человек, все бы были мной довольны. Я не червонец, чтобы всем нравиться. В данном случае хочу сказать: я доволен тем, что ко мне приходит много директоров, и по одному, и группами. Я очень рад, что на этих встречах люди не просят дополнительные ресурсы, а разговаривают со мной про содержание, организацию, суть образования. Для меня это сигнал, что эти мудрые и опытные специалисты в образовании считают возможным обсуждать со мной содержательные вещи.

Окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика» и Российскую академию государственной службы при президенте по специальности «Государственное и муниципальное управление». С 2012 года – доктор педагогических наук.

Работа в Оренбурге
С 1989 года работал на госслужбе: заведующим отделом районного образования Промышленного района Оренбурга, с 1992-го

начальником Главного управления образованием администрации Оренбургской области.

Работа в Минобразования
В 2002–2004 годах

замминистра образования и науки.

Работа в правительстве Москвы
С ноября 2010 года

министр столичного правительства и руководитель департамента образования города.

Работа при президенте
В 2009–2012 годах

зампред президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

– Давайте поговорим о том, что их беспокоит. Например, педагогический коллектив школы «Интеллектуал» открыто недоволен вашей политикой. По сравнению с прошлыми годами школе в несколько раз уменьшили финансирование, и, для того чтобы получить прожиточный минимум, им пришлось пойти на слияние с другой школой из пилотного проекта. Насколько я знаю, этого слияния никто не желал. (О конфликте педагогического коллектива школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» РБК писал ранее)

– Давайте поднимем любое выступление директора «Интеллектуала» Юрия Борисовича Тихорского. Я не вижу в его выступлениях чего-то перпендикулярного тому, что делается в московской системе образования.

– Возможно, он сейчас просто поставлен в такие рамки?

– Слушайте, я очень не люблю, когда при мне даже намеками дают характеристики людям, занимающим очень ответственные должности, как людям слабым и подстраивающимся под обстоятельства.

– В конце концов, у Юрия Борисовича нет другого выхода, мне кажется.

– Я думаю, каждого человека, взявшегося отвечать за большое дело и большой коллектив, во многом можно в этой жизни обвинить, но только не в слабости.

– Они не получили 63 тысячи, потому что до того, как что-либо получать, администрация школы подала заявку на объединение со школой – участницей пилотного проекта.

– Давайте уточним – часть учеников, часть учителей.

– В недавнем интервью «Российской газете» вы сказали, что будете первым против попытки расширения лицея №2 Владимира Овчинникова. «Я настолько дорожу этим уникальным человеком в системе образования, что грузить его любыми дополнительными задачами считаю неправильным по отношению к нему», – так вы сказали. То же самое вы сказали о гимназии №1543 Юрия Завельского. Получается, у некоторых школ есть преференции, им не нужно укрупняться?

– Это не преференция, а ограничение. Которое, не будем скрывать, связано с тем, что этим двум директорам больше 85 лет, а пилотный проект – это очень трудоемкий и длительный проект. Этот вопрос не имеет никакого отношения к школам, а только к личностям директоров.

Школа как педагогическая единица

– Насколько я понимаю, вы сторонник укрупнения школ.

– Есть такое юридическое понятие – бюджетное учреждение. А школа – это педагогическая единица. И внутри одного бюджетного учреждения может и должна быть не одна педагогическая единица. Бюджетное учреждение – это термин, который не имеет никакого прямого отношения ни к ученикам, ни к родителям, ни даже к учителям, а только – к администрации школы. К тем, кто занимается юридической, финансовой и хозяйственной деятельностью. В 2010 году стало ясно, что вот-вот выйдут три замечательных закона (ФЗ-83, ФЗ-44 и ФЗ-273), которые наконец-то дадут бюджетным учреждениям свободу в своей финансовой деятельности. В результате вместе со свободой на школу легла огромная ответственность за финансовые, юридические и хозяйственные вопросы. Чтобы реализовывать все эти полномочия, директор должен быть или человеком-оркестром, что невозможно, или иметь команду специалистов. Приличная команда специалистов должна получать приличную зарплату, которая выплачивается из общего фонда оплаты труда коллектива, в первую очередь учителей. И нанимать этих прекрасных специалистов, чтобы они управляли ресурсами в 30–40 млн рублей в год, это бессмыслица полная. Как только директора поверили в то, что у них не отберут деньги, они стали думать о рационализации управления. Школы, которые стояли рядом, стали нанимать одну управленческую команду.

– В газете «МК» цитируют маму одного из учеников школы №1189 имени Курчатова: «Наша школа при институте им. Курчатова всегда была очень сильной. До сих пор к нам поступали по конкурсу, а теперь нас сливают с комплексом №2077, куда входят три общеобразовательные школы», причем две из них – для детей с задержками развития, которым требуется повышенное внимание педагогов и спецпрограмма.

– Я не могу обсуждать, плохо или хорошо прошло слияние, с людьми, которые в этом не участвуют. Это люди, которые рассказывают, какая вода в бассейне, даже ее не потрогав. У нас с вами 700 школ, которые как юрлица объединились кто три года назад, кто два, кто полтора. Почему-то берут интервью не у администраций этих школ, а только у тех, кто еще и не пробовал жить новой жизнью. Вот школа, которая два года живет жизнью в объединенном варианте, и она говорит: «У нас стало так, или вот так». А тут просто говорят: «У нас станет хуже». Про упомянутые вами учреждения есть только приказ, он касается двух директоров, двух бухгалтеров, двух завхозов и больше никого. Приказ вышел 25 сентября. Юридическое объединение длится 5–6 месяцев, а педагогическое объединение будет длиться, думаю, года 3–4.

– У нас сейчас перестали быть руководителями бюджетных учреждений около четырех тысяч человек: они были заведующими детскими садами или директорами школ. Считать, что все эти люди рады изменениям в своей судьбе, было бы слишком наивно. Другое дело, что кто-то из них понимает рациональность изменений в судьбе, а кто-то их никогда не примет, и это естественно. Теперь не надо бегать в департамент, выпрашивать деньги. К вам придут дети учиться – вы получите ресурсы. Не придут дети – не получите.

– Учителя школ, объединенных в комплексы, говорят, что подушевое финансирование приводит к тому, что в классах набирается по 35 человек и это создает дополнительную нагрузку для учителя.

– Есть санитарные нормы, и никто их нарушать не может. Есть Роспотребнадзор. Но я скажу так. Я тоже учитель, я еще преподавал, когда в классе было по 42-43 ученика. Вы знаете, больше всего боюсь классов, в которых меньше 18 учеников, там ужасно скучно. Кто-то организует образовательный процесс как свою личную работу с учениками. Тогда да, 35 – трудно, даже 25 – трудно. Хотя 25 – это санитарная норма.

– Тогда, наверное, директорам школ стоит не столько собирать побольше учеников, сколько привлекать на работу увлеченных педагогикой людей. И школ, куда родители хотят отдать своего ребенка, будет гораздо больше.

Реформа образования в Москве

22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы «О развитии общего образования в городе Москве», где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ. Ранее разброс был довольно велик: разные школы получали от 63 тыс. руб. на ученика в год до 400 тыс. руб. Департамент образования запустил пилотный проект: все школы, присоединившиеся к нему, получали одинаковую ставку (85 тыс. руб. в год на ученика младших классов, 107 тыс. – средних и 123 тыс. – старших классов). С 1 сентября 2014 года пилотный проект стал обязательным, а все школы, не участвующие в нем, стали получать от города ставку по нормативу 2010 года – . на ученика.

Вместе с реформой финансирования департамент образования запустил процесс объединения школ и детских садов в образовательные комплексы. В результате за несколько лет из 4 тыс. образовательных учреждений было сформировано около 1 тыс. центров. При этом объединенными могли оказаться, например, обычная школа и спецшкола для умственно отсталых детей или школа для детей с девиантным поведением. Чиновники утверждают, что внедряют таким образом принятый на Западе интеграционный подход, когда «особенные» дети учатся вместе с обычными, помогая друг другу. На деле такое присоединение встретило резкое неприятие школ и учителей, которые массово пишут жалобы и проводят пикеты. Например, 11 октября в Москве прошел митинг «В защиту столичного образования», на который вышли 1,5 тыс. учителей и родителей школьников.

Дети и деньги

– В Мосгордуму внесен проект бюджета, в котором на систему образования на следующий год заложено 238,5 млрд рублей. Сколько федеральных денег, сколько городских?

– Никакого федерального финансирования школ, детских садов в Москве никогда не было и нет. Есть федеральная субсидия на строительство детских садов, но это не имеет к бюджету образования никакого отношения. Это бюджет департамента строительства. Финансирование московского образования – сегодня это самая легко рассчитываемая статья бюджета Москвы. Я не могу просить ничего лишнего, а системе не могут выделить меньше, потому что у нас 3,5 года назад был утвержден принцип финансирования: число детей, умноженное на норматив.

– Вопрос, который волнует многих родителей, – платные группы продленного дня. По слухам, их введут со дня на день.

– Что касается групп продленного дня – с 1 сентября 2013 года вступил в действие федеральный закон, по которому школа, подчеркиваю, может открывать группы продленного дня и имеет право, а не обязанность, устанавливать родительскую плату за уход и присмотр. Ведь в группе продленного дня проводятся не только образовательные занятия с детьми, за ними же там еще и присматривают. То есть закон разрешает устанавливать родительскую плату, при этом единственное условие, что учредители, т.е. окружные управления образования, обязаны согласовать школе размер платы и освобождение от нее льготных категорий. При этом так как норматив финансирования московских школ кратно выше, чем в любом уголке России, то, конечно, московские школы могут открывать группы продленного дня и без взимания платы, и решать это не мне, не кому-либо, не окружному управлению, решать это должна сама школа. Речь идет не о платной продленке, а о плате за уход и присмотр. Контролировать это будут управляющие советы и администрация школы.

– Можно ли изменения, затрагивающие структуру московских школ, назвать реформой?

– Ни в коем случае! Реформа – это смена целей и задач, а мы просто пытаемся сделать общими для большинства школ механизмы, проверенные намного раньше в других регионах и в части школ Москвы.

– Учителя городских школ жалуются не только на слияние школ, но и на активное внедрение в практику электронного журнала, который призван заменить школьные бумажные журналы и дневники, но, по их словам, не работает.

– Проблема журнала не исчерпывается техническими и технологическими неполадками. Большая часть проблем – отсутствие регламента и алгоритмов в организации и учете контроля учебного процесса.

– Дело в том, что при создании единого электронного журнала выявились не только технологические или технические проблемы, но и отсутствие грамотных алгоритмов, регламента в организации, учете и контроле учебного процесса. Сейчас эти проблемы решаются. Электронный журнал в городе будет один, и он будет интегрирован со всеми общегородскими информационными системами. Это государственный журнал, кроме того, нигде не доказано, что этот лучше, а этот – хуже. Если бы сейчас любой другой журнал попытались интегрировать на полтора миллиона родителей, то боюсь, что проблем было бы не меньше. Журнал бесперебойно работал, пока было 300 школ. Теперь, когда полтора миллиона к нему подключается, он время от времени дает сбои.

Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

– Пару лет назад говорилось, что для новых частных школ будут введены льготы по арендной плате – 1 рубль за кв. м на 49 лет. Выдерживается ли это правило? Оно работает только в отношении новых частных школ?

– Об этом очень подробно написано в постановлении №145 правительства Москвы. Уже существующие школы должны выходить на конкурсы, тендеры, чтобы получить льготную аренду. Если речь идет о зданиях и участках, которые они уже занимали, то там действует другая льгота – 1800 руб. за кв. м, это, конечно, большая льгота. Но вот этот рубль за метр – это в основном руинированные здания, которые требуют восстановления. Поймите, что за рубль никто не отдаст дворец.

– Вы довольны тем, как все у вас получается? Люди выходят на митинги и требуют вашей отставки. Вам не обидно?

– Нет, это вообще не взрослый термин. Я еще раз скажу, что я бы, наверное, расстраивался, если бы все шло без трения. Это означало бы скольжение по поверхности, а не затрагивание сущности. «Хотите нажить врагов, начните что-нибудь изменять!» Поверьте, что мне нигде и никогда не было легко. Когда я служил в армии, в спортивной роте, там были разные команды – штангисты, боксеры, волейболисты. И мы очень много друг у друга набирались жизненных вещей. У нас была команда велосипедистов, которая была чемпионом Советского Союза. Один из их афоризмов я люблю до сих пор: «Жизнь подобна езде на велосипеде. Если тебе тяжело крутить педали, значит, ты идешь на подъем, а если легко, то катишься вниз». Вот поэтому я никогда друзьям не желаю легкой жизни. Я друзьям желаю идти на подъем!

– Это правда, что вы поддерживали единый учебник истории?

– Если к этому вопросу подойти со стороны ученика, то у ученика был, есть и всегда будет один учебник истории, по которому он учится, который, правда, ему выбрала учительница, а не он и не страна. И я очень хотел бы, чтобы степень взаимодоверия человека и страны была такой, чтобы человек соглашался, чтобы его страна выбрала учебник истории, а не учительница, при всем моем глубочайшем уважении к миллионам учителей.

– Все меняется, включая взгляды на историю. Некоторые, например, называют Сталина эффективным менеджером.

– Я же не говорю, что учебник должен быть навеки «забетонирован». Учебник не может быть один. Процесс рождения учебника должен быть постоянным. Но к ученику все равно приходит один. И очень плохо, что степень доверия между человеком и страной такова, что мы готовы доверить выбор учительнице, которую не каждый из вас считает суперзнатоком истории, и не готовы доверить выбор стране, в чьем лице – это другой вопрос. Мне много приходилось встречаться с академиками, и я все время говорил: «Коллеги, вы из-за своей, в общем-то, нерешительности не хотите сделать выбор и переваливаете ответственность за этот выбор на учительницу школы. Вы, академики, не готовы сказать, что это вот должно так быть изложено, это должно быть так, а вы изложили в двадцати вариантах, и учительница должна, обязана вдруг выбрать». Эту нагрузку на учителя никто никогда не должен возлагать. И учитель не должен ее брать на себя.

При участии Фариды Рустамовой

Собянин уволил главу департамента образования Исаака Калину

Исаак Калина, который занимал эту должность десять лет, покинул ее по собственному желанию в связи с переходом на другую работу. Новым главой департамента стал его заместитель Александр Молотков

Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

Глава столичного департамента образования и науки Исаак Калина освобожден от должности, соответствующий указ подписал мэр Москвы Сергей Собянин. В документе говорится, что Калина уволился по собственному желанию в связи с переходом на другую работу.

Другим указом Собянин назначил на место Калины его заместителя Александра Молоткова. К обязанностям он приступит с 23 июля.

После выхода указа Собянин написал во «ВКонтакте», что Калина займет пост советника мэра. «За неполные десять лет во многом благодаря работе Исаака Иосифовича московское школьное образование стало одним из лучших в мире. Качественное образование стало более доступным для большинства московских мальчишек и девчонок», — отметил он.

Калина возглавлял департамент образования десять лет, с ноября 2010 года. Это стало одним из первых назначений Собянина на посту мэра Москвы, который он занял в октябре того же года.

Исаак Калина родился 14 ноября 1950 года в селе Шарлык Оренбургской области. Он начал карьеру с преподавательской деятельности, а с 1989 года стал работать на государственной службе. С 1996 по 2002 год Калина руководил главным управлением образования администрации Оренбургской области, затем работал заместителем гендиректора издательства «Просвещение».

В 2004 году он стал директором департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки, а через три года — заместителем главы министерства. Награжден Орденом Почета, имеет звание Заслуженного учителя.

Александр Молотков родился 29 января 1970 года в городе Харькове, он начал трудовую деятельность на строительстве жилых и социальных объектов Москвы и Нижневартовска, затем в течение десяти лет работал в банковской сфере. Работал в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства. В департамент образования Молотков пришел в 2011 году, в апреле 2017-го стал заместителем руководителя.

Увольнение Исаака Калины

Исаак Иосифович Калина пробыл на должности руководителя отдела образования и науки московской мэрии около десяти лет. По мнению экспертов, это время в жизни столицы стало настоящим застоем образования, и необходимость в увольнении Калины уже давно назревала. Однако, главной причиной этого решения московского мэра считают провальные результаты по внедрению в Москве системы МЭШ — «Московской электронной школы», на которую были выделены колоссальные суммы из городского бюджета.

22 июля Сергей Собянин опубликовал в социальных сетях пост о том, что увольнение Калины с поста главы департамента принято исключительно на основании желания Исаака Иосифовича. При этом, Калина останется доверенным советником мэра Москвы. Также Собянин отметил огромные заслуги Исаака Калины в сфере образования и науки города, что сделало образование еще более доступным для жителей столицы, сделало его одним из лучших в мире.

За что уволили главу департамента образования Калину Исаака Иосифовича

22 июля стало известно о решении главы Москвы Собянина сместить с должности главу отдела образования и науки города Исаака Калину. Жители Москвы давно ожидали эту кадровую перестановку, так как деятельность чиновника не пользовалась особой популярностью среди родителей учащихся и педагогов. Что именно стало причиной ухода Калины с поста?

Проблемы реализации программы Калины

Изначально идея компьютеризации процесса обучения в Москве подверглась жесткой критике. Но еще больше возмущения она вызвала на этапе внедрения. Роспотребнадзор выпустил соответствующие рекомендации, согласно которым в образовательных учреждениях должно быть ограничено использование цифровых устройств, так как они представляют серьезную угрозу для здоровья учащихся. Выводы комиссии, разработавшей эти рекомендации, основаны на анализе международного опыта, который доказал, что использование электронных гаджетов может негативно воздействовать на психику, особенно неокрепшую в детском возрасте.

Неготовность образовательной системы к переходу на дистанционный режим ярко продемонстрировал период вынужденного перевода школ на онлайн-обучение во время коронавируса. В этот период система висла и просто не работала несколько суток. Сама база учебных материалов проекта МЭШ была настолько скудной, что учителя были вынуждены сесть за составление новых программ.

Большинство экспертов связывают увольнение Калины именно с неудачей по реализации проекта «Московской электронной школы». Многие прогнозировали уголовное разбирательство в причинах таких плохих результатов команды Калины, поэтому уход по собственному желанию оказался лучшим выходом для чиновника в данной ситуации.

Исаак Калина назначен на новую должность в Минпросвещения

“В качестве, так сказать, усиления и подчеркивания важности и особенности, особой роли нашего направления в достижении указанных результатов произошло еще одно событие и решением министра просвещения РФ у нашего центра проявился президент, усиливающий нашу команду и наше направление многократно, которому я бы хотел сейчас передать слово, уважаемому Исааку Иосифовичу Калине”, — заявил Кожевников в ходе онлайн-семинара “Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы”.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин освободил Калину от должности руководителя департамента образования и науки, вместо него назначен Александр Молотков, бывший замглавы департамента.

Исаак Иосифович Калина. Биографическая справка

Собянин освободил от должности руководителя департамента образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *