Овсюкова Ольга Александровна
МАОУ г. Иркутска СОШ №69
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В материалах работы обсуждается вопрос наглядности при обучении языку, а также использование инфографики как современного вербального и графического способа подачи информации. Предлагаются варианты заданий для актуализации и закрепления лексико-грамматических навыков, произведения универсальных учебных действий для достижения образовательных результатов. Обосновывается потребность использования инфографики в ходе образовательной деятельности.
Ключевые слова: инфографика, наглядность, обучение, познание, образование, образовательные результаты, универсальные учебные действия.
Наглядность при обучении языку используется очень давно. Ещё первые печатные буквари помимо текстовой информации содержали иллюстрации в виде рисунков.
Вопросу наглядности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Отец педагогики Ян Амос Коменский в XVII веке считал наглядность принципом, облегчающим обучение: «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймёт и запомнит всё вернее, чем если он прочтёт обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».
XX век называют временем текстовой информации, ему на смену пришёл век информации, данной в виде изображений. С этим связано огромное количество схем, таблиц, карт и пиктограмм в нашей повседневной жизни.
Бесспорно, количество информации, окружающей человека XXI века, растёт с каждым днём, поэтому необходимы современные способы её передачи и обработки. Логично, что и школа не должна стоять на месте, поэтому использование в обучении информации в визуализированном виде будет способствовать быстрому и удобному усвоению материала на уроках.
Очень важно учитывать тот факт, что современному человеку, являющемуся представителем любой специальности, необходимо обрабатывать и передавать немалое количество информации, поэтому обучение умению читать, понимать и, главное, создавать инфографику является практико-ориентированным методом.
На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно.
Что же такое инфографика? Сейчас такие визуализированные данные мы встречаем в новостях, в интернете, в рекламе. Текст большого объёма может уместиться в одном графическом изображении, поэтому использование в образовании инфографики является отличной «новой старой» технологией.
Например, инфографика «Рецепт овсяного печенья» позволяет создать следующие задания:
- Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.
- Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.
- Выпишите из инфографики все вещественные существительные.
- Выпишите из инфографики все количественные числительные.
- Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ___ яйца, _____________________________ граммов сливочного масла, __________ стакан сахара, ___________ стакана муки, ванилин и _______ граммов разрыхлителя.
- Создайте текст на основе инфографики.
Таким образом, представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Инфографика облегчает получение уже готовой информации и даёт возможность учащимся самостоятельно добывать материал и истолковывать его. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают её удобным и интересным объектом изучения на уроках в современной школе.
1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
2. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. — Воронеж, 2016. — Т. 4. — С. 22–26.
3. Инфографика «Гении и режим их сна». URL: https://lifehacker.ru/2015/03/07/kak-stat-geniem-produktivnosti/
4. Как приготовить овсяное печенье. Инфографика. URL: http://www.aif.ru/food/graphicrecipies/kak_prigotovit_ovsyanoe_pechene_infografika
5. Острова Байкала. Инфографика. URL: https://1baikal.ru/multimedia/infografika/ostrova-bajkala
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Инфографика как инструмент визуализации учебного материала
Развитие информационных технологий повлияло на изменение содержания образования, в котором всю большую роль стал играть визуальный контент. Как отмечают исследователи, визуализация является одним из эффективных приемов представления информации, позволяющим ее лучше запоминать и усваивать. В связи с этим работа с визуальной информацией становится важной составляющей процесса языкового образования и способствует повышению его качества.
Инфографика представляет собой метод визуализации учебного материала.
Инфографика первоначально сформировалась не в педагогике, а в других сферах деятельности: рекламе, маркетинге, менеджменте. Именно в этих сферах возникла потребность найти инструмент для графической подачи сложной информации, облегчающей ее восприятие. Поскольку сходные задачи – рассказать просто о сложном – ставит перед собой и методика преподавания дисциплин, инфографика вскоре стала использоваться в практике обучения как средство визуализации учебного материала.
Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
На уроках русского языка использование инфографики определяется рядом параметров, к которым следует отнести:
- Содержание учебного материала, который должен быть представлен в графическом виде.
- Тип урока, на котором применяются инструменты визуализации, и его место в системе занятий по теме (разделу).
- Виды деятельности учеников, планируемые на уроке, их сочетание и разнообразие.
- Техника использования приема инфографики.
Рассмотрим использование приема инфографики на уроках русского языка, выявив его дидактический и методический потенциал.
Применение инфографики на уроках русского языка
Инфографика как средство наглядности может быть использована учителем на любом этапе урока, а также на любой стаи изучения темы: от знакомства с новой информацией до ее повторения и обобщения.
К учебной инфографике на уроках словесности относятся следующие виды работ:
- Создание плакатов-иллюстраций к правилам, теоретическому материалу учебника.
- Создание схем или алгоритмов, иллюстрирующих содержание учебного материала. Например, схема «Морфологические признаки глагола», алгоритмы «Правописание НЕ с прилагательными», «Выбор Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» и проч.
- Использование кругов Эйлера для отображения зависимости между понятиями. Данный вид визуализации материала удобно применять при построении классификаций, например, при изучении типологии сложного предложения.
- Создание «ментальных карт», которые представляют собой графическое отображение ментальных схем. Примеры «ментальных карт» в обучении русскому языку: карта «Имя существительное», карта «Орфограммы в корне (в приставке)».
- Построение кластерных схем – «пучков» понятий или терминов, связанных с изучаемым разделом. К примеру, в виде кластера можно изобразить сведения о грамматических признаках слова или представить информацию, связанную со способами словообразования в русском языке.
- Учебные комиксы – забавные сюжетные картинки, связанные с изучаемым материалом.
«Инфографика на уроках русского языка» 👇
Существуют и иные виды учебной инфографики на уроках русского языка. Их создание не ограничивается ничем, кроме фантазии учеников и педагога.
Типы учебных заданий, в которые включается работа с инфографикой, разнообразны:
- Анализ готовой инфографики, демонстрируемой учителем. Педагог предлагает детям рассмотреть «ментальную карту» или кластер, а затем организует беседу по содержанию учебного материала.
- Использование инфографики как опорного конспекта при изучении темы. Педагог договаривается с учениками, что после каждого урока дома они будут иллюстрировать содержание изученного материала любым удобным для них способом, создавая графический «конспект».
- Применение инфографики для иллюстрации правил. Например, объяснить правописание наречия «зачем» и сочетания предлога с местоимением «за чем» можно с помощью простого рисунка-иллюстрации. На первом из них, поясняющем написание наречия, изображается котенок, который опрокинул миску с молоком, а рядом с ним хозяйка, спрашивающая: «Зачем ты это сделал?». На втором рисунке – из-за коробки торчат кошачьи уши и хвост, но самого котенка не видно, а надпись такова «За чем спрятался котенок? – За коробкой».
- Использование инфографики для обобщения материала по теме. Здесь применяются кластеры, «ментальные карты», «облако слов» и иные приемы визуализации.
- Создание проектных работ с применением инфографики. Например, ученики объединяются в группы для создания общего альбома «Нескучный русский», который содержит иллюстрированные правила по теме.
Инфографика на уроках способствует упрощению способа подачи материала, его систематизации и облегчению для запоминания. Иллюстрирование помогает детям проявить свои творческие способности, создает положительный настрой к учению, а также стимулирует зрительную память, являющуюся предпосылкой для успешного формирования орфографической грамотности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме