Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Таня Трошина
Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Использование ИКТ в дополнительном образовании – одна из актуальных проблем дополнительного образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий регламентировано в профессиональном стандарте “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”, утвержденном в 20015 году. В нем раскрыта сущность трудовых функций педагога дополнительного образования, каждая из которых предполагает использование ИКТ. Например, трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» предполагает, использование педагогом на занятиях педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, осуществление электронного обучения, использование дистанционных образовательных технологий. Значимо, что использование информационно-коммуникационных технологий предполагается при разработке и проведении занятий, организации контроля и мониторинга усвоения знаний, умений и навыков, при организации культурно-досуговой деятельности, при организации взаимодействия с родителями, а также для ведения документации, то есть на всех этапах образовательного процесса. Исходя из этого, необходимо определить возможности использования информационно-коммуникационных технологий педагогами дополнительного образования.

Так что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Педагог (автор) более пяти лет использует в своей работе информационные технологии, внедряя их в образовательный процесс, и автором накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

В своей педагогической деятельности использую следующие средства ИКТ:

Компьютер, ноутбук – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся.

Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

Средство подготовки различных материалов – создание презентаций в программе PowerPoint, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации.

Хранение материалов  – нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.

В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образовательного процесса.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:

– составление календарно-тематического планирования по всем объединениям;

– разработка рабочих программ;

– создание методических копилок: разработки занятий, воспитательных мероприятий, занятий – презентаций и т.

Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

Второе направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства обучающихся.

Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий, которые обладают мультимедийностью.

Используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить занятия по эколого-биологической направленности. Основной целью использования ИКТ на занятиях, считаю – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. Основными задачами занятий эколого-биологической направленности является знакомство обучающихся с широтой и многообразием поля деятельности; изучение разных материалов и средств, изображающих природу.

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для применения ИКТ в учебной деятельности большое значение имеет тип занятия.

Приведу примеры использования ИКТ на занятиях объединения «Соседи по планете» :

Занятие – объяснения нового материла.

С помощью программы PowerPoint, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. На занятии обучающимся предлагается изучать материал с заранее подготовленной презентацией. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной; вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Я предлагаю обучающимся просмотр различных фильмов, связанных с жизнью природы, животных и т. , интересные материалы.

В методической копилке педагога имеются документальные фильмы по многим изучаемым темам.

Занятие закрепление.

На данном этапе обучающимся предлагается выполнить тестирование или ответить на вопросы викторины с просмотром фотографий растений и животных.

Занятие контроля знаний.

В последнее время контроль знаний все чаще провожу в тестовой форме.

Тест по той или иной теме можно выстроить на основе викторины в электронном виде с ответами на вопросы.

Игры – квесты с успехом применяемые в последнее время дают обучающимся не только почувствовать участником, но и решить определенные задачи с экологическим уклоном.

Использование ИКТ на занятиях позволяет мне организовать работу с учетом возможности обучающихся. Мы работаем и с книгами, и с электронными ресурсами. Ребята не отрываются от традиционных средств обучения: книг, инструментов, ручки и тетради.

Включение обучающихся в проектную деятельность с использованием ИКТ – является третьим направлением.

При проведении проектных или творческих работ я готовлю четкие критерии оценивания, ориентируясь на которые обучающийся строит свою работу и готовит проект. При выполнении проектной работы составляется соответствующая презентация с моментами видео или звуковых файлов.

У любой деятельности должен быть результат. Система сбора работ

дает возможность обучающимся ощутить свои способности,почувствовать достигнутый результат.

Четвертое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурса, викторинах.

В 2016-2017 учебном году 8 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали дипломантами Международного конкурса «Лисёнок» по окружающему миру.

В 2017-2018 учебном году 24 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали лауреатами Международной занимательной викторины для детей младшего школьного возраста «Великие тайны воды», посвящённой Году экологии в России (онлайн-викторина).

В 2018-2019 учебном году 16 обучающихся объединения «Соседи по планете» стали дипломантами Международной олимпиады «Инфоурок» осенний сезон 2018 по окружающему миру (онлайн).

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.

2016-2017 учебный год – автор является победителем Всероссийской онлайн-олимпиады «Педагогика дополнительного образования», победителем Всероссийской олимпиады «ФГОС ПРОВЕРКА» – блиц-олимпиада «ИКТ – компетентность современного педагога в образовательной организации».

В 2017 году я прошла курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности», форма обучения – заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, эффективное использование средств ИКТ помогает в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

стимулировать умственную деятельность;

усовершенствовать контроль знаний;

дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе.

Эффективность применения ИКТ на занятиях не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Использование ИКТ позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для обучающихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к занятиям, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  обучающихся, помогает обучающимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности обучающихся в их исследовательской деятельности,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить обучающимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе.

Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимы всем, но для общего и дополнительного образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений, пересечение формальных и неформальных цифровых навыков. Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования.

STEM-технология в современном дополнительном образовании.

Тамбовцева Р.

Заместитель директора по МР

КГКП «Станции юных техников»

по городу Усть-Каменогорску

управления образования ВКО

Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Система дополнительного образования накопила значительный опыт в развитии способностей детей и молодежи посредством организации учебно-исследовательской, опытно-конструкторской и проектной видов деятельностей. Разнообразные формы и технологии, применяемые при реализации дополнительных общеразвивающих программ, при подготовке и участии детей в многочисленных олимпиадах и конкурсах.

Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования. Однако самая большая проблема заключается в том, что от следующих поколений потребуются КРЕАТИВНЫЕ решения

Такие общеразвивающие программы в системе дополнительного образования есть, и часто педагоги испытывают затруднения с тем, к какой направленности ДО отнести свою программу, но на практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция.

Сегодня все новые и новые современные технологии, в том числе аддитивные, приходят в образование. Поэтому интеграция художественной и технической направленности может стать основой для создания множества новых или обновления действующих общеразвивающих программ как художественной, так и технической направленности. Такие программы в первую очередь принципиально меняют цели, задачи и планирование ожидаемых результатов обучения.

Например, синтез целого ряда арт и цифровых технологий может предложить детям общеразвивающая программа детской анимационной студии. Сама студия – это только современный инструмент медиаискусства, поэтому освоение технологии создания мультфильма не может быть целью интегрированной программы. Содержание программы позволяет детям совместить использование современного цифрового оборудования с декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью, с самостоятельным литературным творчеством при создании сценария, с погружением в проблемы экологии, с изучением культурологии, традиций народной культуры и народных художественных промыслов, с реставрацией исторических событий и использованием знаний в области психологии рекламы и многого другого. Анимационная студия позволяет детям находиться в новой реальности, экспериментировать с материалами, думать креативно, применять различные творческие техники, сотрудничать с другими детьми, а самое главное — это пройти весь путь от идеи к ее воплощению в материале, а потом в «цифре». Вот это и есть цель и планируемые результаты обучения, которые пригодятся детям и в школе, и в будущей профессии. Для создания мультфильма можно использовать множество арт-технологий и материалов: от пластилина до различных конструкторов. Чем больше используется различных материалов и технологий работы с ними в анимационной студии, чем разнообразнее социальные проблемы, поднимаемые в сценариях, тем меньше желание сменить программу, т. ребенок знает, что программа предоставляет ему возможность множества проб для познания мира, в котором мы живем, а значит возможность найти себя.

Декоративно-прикладное творчество является значимым ресурсом для содержания программ художественной направленности, но цель и результаты принципиально меняются, т. умения в конкретной области декоративно-прикладного творчества это только средство познания технологий работы с различными материалами и освоения целого набора универсальных навыков: генерации идей, создания эскизов, выбора лучших эскизов, создания изделий в соответствии с эскизами, выбора модели для тиражирования и др. Именно они являются первичной целью общеразвивающей программы. Но в современных условиях целостная картина создания изделия из различных материалов не может сложиться без интеграции с современными технологиями, цифровыми навыками, технологиями использования безопасных электрических или высокотехнологичных инструментов. К таким инструментам для декоративно-прикладного творчества можно отнести режущие плоттеры, универсальные электрические и пневматические ручные инструменты для мастерских, 3D принтеры, 3D сканеры, станки с ЧПУ для резьбы по дереву или фрезеровки, гравировки, компьютеризированные швейно-вышивальные машины и др. Все эти инструменты, основанные на современных технологиях, повышают производительность и качество готовых изделий и уж точно не являются целью программы. Они повышают производительность и качество готовых изделий, но освоение технологий работы с этими инструментами целью общеразвивающей программы точно быть не может. Поэтому совсем не обязательно обучать всех детей этим технологиям, это задача профессионального образования. Многих достаточно познакомить с их возможностями используя ресурсы колледжей, вузов, предприятий. При проектировании образовательного процесса важно учитывать то, что образ будущего изделия создается в воображении обучающегося, а создать его невозможно без чувства материала, понимания его свойств, без знаний об особенностях построения узоров и значения символов т. Именно поэтому в декоративно-прикладном творчестве так чрезвычайно важно показать детям интеграцию традиционных навыков работы с различными материалами и новейших цифровых средств производства. Декоративно-прикладное искусство не менее эффективно интегрируется с изучением основ предпринимательской деятельности, клиента ориентированности и прочими аспектами маркетинга. Все это позволяет сформировать достаточно широкий спектр универсальных компетенций.

Современная общеразвивающая программа в области основ компьютерного дизайна использующая подход «обучение средствами искусства» может реализовать интеграцию овладения знаниями основ композиции, цветоведения, рисунка и возможностей графического программного обеспечения, графических планшетов, web-технологий. Любой дизайнер должен знать и чувствовать материалы, владеть основами изобразительного искусства, обладать развитым художественным вкусом, знаниями психологии, уметь генерировать творческие идеи, и только потом можно преобразовывать их в цифровой формат. Мир физического творения способен дать детям уникальные компетенции, научить достигать членораздельного выражения мысли через что-то, что сделано своими руками. Ребенку необходим постоянный диалог между глазами, сознанием и руками. «Критическое мышление — критическое решение» — вот принцип образования через руки, с пониманием того, почему ты сделал то, что сделал, и есть ли влияние сделанной работы на мир. В этом суть работы и художника и дизайнера, и цель общеразвивающей программы.

Обновление содержания и образовательных технологий дополнительного образования будет более эффективно, если к подготовке будущих и повышению квалификации действующих педагогов привлечь лучших специалистов из профессионального сообщества (в соответствии с профилем программы или специалистов работающих на стыке различных направленностей), а также специалистов компаний, производящих современное учебное оборудование и средства обучения.

Другим направлением реализации интеграционных процессов на практике может стать разработка новых и тиражирование лучших имеющихся интегративных общеразвивающих программ, позволяющих в совместной проектной деятельности объединить ресурсы всех заинтересованных сторон (педагогов, детско-взрослого и профессионального сообщества) в воспитании и формировании универсальных компетенций у подрастающего поколения.

Вот уже 57 лет Станция юных техников города Усть-Каменогорска распахивает свои двери для ребят, желающих познакомится с миром техники. Сегодня, около 800 активных и творческих школьников могут обучаться в таких традиционных кружках как, начальное техническое моделирование, авиамоделирование, автомоделирование, картинг, робототехника, компьютерный дизайн, кружки предметного дизайна, геология и спортивный туризм.

А с 2020 года прошла модернизация Станции юных техников, на её базе открыт центр креативного образования «Зерек», начали действовать новые направления: STEAM лаборатория; программирование и беспилотные летательные аппараты; 3D моделирование.

Взаимодействие нескольких кружков позволяет создавать интересные и новые по исполнению проекты. Например, учащиеся кружков «Юный геолог» (Вотановский Рафаэль для Всероссийской открытой полевой олимпиады) и «Спортивный туризм» (Миллер Даниил, Семёнов Владислав для Областного слета туристских экспедиционных отрядов «Менің Отаным – Қазақстан») совместно с учениками «3D моделирование» воссоздают маршрут похождения экспедиции для участия в соревнованиях и олимпиаде. Ребята из кружков предметного дизайна и Технического дизайна разрабатывают и изготавливают красивые изделия для интерьера. Например, для участия в областной выставке-конкурсе художественного и декоративно-прикладного детского творчества «Алтын қазына»:

Курганова Арина Номинация: «Изготовление изделий из бумаги»

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Базарканова Сая Ермекқызы

Номинация: «Художественная обработка дерева, кости, кожи»

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Таким образом, система дополнительного образования, являясь в настоящее время полигоном для инноваций, ориентирует внимание всех специалистов системы на обновление содержания и технологий его реализации, что в конечном итоге требует быстрого и массового их внедрения в поле практической деятельности.

Также вас может заинтересовать

  • Образовательная программа дополнительного образования детей Фортепиано
  • Мастер-класс на тему Создание поздравительной открытки
  • Игра как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Из опыта работы педагога дополнительного образования Детского автогородка

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Опыт РГПУ представлен на конференции «Развитие дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

21-22 апреля команда института информационных технологий и технологического образования РГПУ им. Герцена приняла активное участие в юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие дополнительного образования: традиции и инновации», организаторами которой выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Минский городской институт развития образования.

Целью конференции явился всесторонний анализ реализации стратегических направлений дополнительного образования.

Тематика вопросов, которые обсуждались на конференции: современные научные подходы к проектированию и реализации воспитательных моделей дополнительного образования детей и учащейся молодежи; создание условий для воспитания человека, гражданина, патриота средствами дополнительного образования детей и молодежи; инновационные модели воспитательной работы с молодежью (интерактивные технологии, новые формы воспитания, детские и молодежные движения, добровольчество, молодежное и подростковое самоуправление и т. ); результаты научных исследований (опытно-экспериментальной работы) в области изучения особенностей поколения нового тысячелетия и реализации воспитательных моделей дополнительного образования; особенности воспитания детей и молодежи в пространстве медиатехнологий и интернета; формирование цифровых компетенций учащихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей; повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере воспитания детей и молодежи; социальное партнерство в дополнительном образовании; зарубежный опыт организации и реализации дополнительного образования детей и молодежи в области воспитания.

От института информационных технологий и технологического образования в организации и проведении конференции приняли участие: доцент кафедры технологического образования Олег Костейчук (член Оргкомитета, модератор Пленарного заседания и Круглого стола, выступление с докладом: «Цифровая компетентность как составляющая профессионализма педагога дополнительного образования»), доцент кафедры цифрового образования Татьяна Павлова (выступление с докладом: «Индивидуализация обучения и цифровые компетенции учащихся: ответственность педагога»), ассистент кафедры технологического образования Наталия Козина (выступление с докладом: «Цифровая среда поддержки проектной деятельности учащихся»), руководитель студенческого объединения РОБОHerzen, студентка ИИТиТО по направлению «Технологическое образование» Вероника Валивахина.

Участниками конференции стали руководители, педагогические работники образовательных учреждений, преподаватели и студенты организаций среднего и высшего образования из 15 регионов России, а также представители Республики Беларусь. Всего в работе конференции приняло участие 482 человека. В рамках работы конференции прошло пленарное заседание, была организована работа трех секционных заседаний и двух круглых столов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации дополнительных образовательных программ

Материалы предоставлены институтом информационных технологий и технологического образования РГПУ им. Герцена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *