К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса

В статье рассматривается значение специально организованной учебной коммуникации, определены приоритетные моменты в учебном взаимодействии, рассмотрены подходы к соотношению понятий «общение» и «коммуникация», а также на основе анализа данных понятий и понятия «педагогическая коммуникация» уточняется понятие «учебная коммуникация».

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные отношения, сотрудничество, взаимодействие

Успешное решение сложных экономических и социальных проблем, которые стоят перед обществом на современном этапе, неразрывно связано с обучением и воспитанием молодежи, с деятельностью системы образования, в которой ведущая роль принадлежит учителю, его компетентности и профессионализму. В современном обществе актуальною становится подготовка учителя новой формации, способного к творческой реализации разнообразных образовательных программ, готового к субъект-субъектному взаимодействию с учениками.

В системе образования это подразумевает перестройку педагогических технологий от воздействия к взаимодействию, то есть переход от монолога к диалогу. В педагогическом вузе это, в свою очередь, влечет за собой развитие у студентов социально ценностных установок в сфере общения со школьниками и друг с другом, заставляя относиться к каждому партнёру как к цели, а не как средству, испытывать интерес не только к результату общения, но и к самому процессу. Эти изменения объективно необходимы, так как начинающие педагоги плохо знакомы со структурой и законами педагогического общения, не владеют или слабо владеют средствами взаимодействия (вербальными и невербальными), не способны на практике использовать знания и умения коммуникативного характера, приобретенные в вузе. Как показывает практика, недостаток коммуникативной компетентности является одной из распространенных причин оттока молодых специалистов из школ.

Именно коммуникативные умения являются наиболее значимыми в руководстве учебно-воспитательным процессом, так как решают проблемы эмоционального благополучия и преодоления отрицательных ощущений в ходе публичной деятельности, что является одной из сложных психологических проблем, которую чаще других решает молодой педагог. Значение общения в жизни и развитии человека трудно переоценить. Проблема коммуникации всегда была объектом пристального внимания многих наук, изучающих человека: философии, психологии, педагогики, лингвистики, социологии.

На ярко выраженную коммуникативную природу процесса обучения и воспитания многократно указывали такие отечественные психологи как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. Ф. Обухова, И. С. Якиманская и другие, подчеркивая важность умения педагога устанавливать психологически целесообразные взаимоотношения с детьми.

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность. Дидакты подчеркивают роль общения в обучении (М. А. Данилов, Л. В. Занков, В. А. Краевский, И. Я. Лернер); рассматривают обучение как организованный процесс общения (В. К. Дьяченко, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин); отмечают единство познания и общения в обучении (Ю. К. Бабанский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин), подчеркивая, что обучения вне общения не существует.

Итак, мы видим, что проблема педагогического общения многоаспектна. Такое многостороннее изучение привело к созданию системы коммуникативного воспитания и коммуникативной дидактики. Коммуникациям отводится решающая роль в развитии сущностных сил личности, ее самореализации, формировании системы социальных отношений, в преодолении кризиса школьного обучения. Исследователи коммуникативной дидактики подчеркивают первостепенное значение отношений между учителем и учащимися, связывая с ней антиавторитарную, демократическую модель обучения, гуманизацию школы.

Н. Н. Дьяковым вводится термин «дидактическое общение», теоретически обосновывается его содержание и экспериментально проверяются основные методы и формы, содействующие формированию у будущих учителей умений дидактического общения.

За последнее десятилетие в связи с динамичными социально-экономическими и духовными процессами активизировалось и написание диссертаций по проблемам педагогической коммуникации (Волкова Н. П., В. А. Кочетова, Курлищук И. И., Т. И. Лукьяненко, Макарова О. С., Розина И. Н., И. Л. Руденко, Л. А. Савенкова, Хроменков П.А, Чеменева А. А., В. Д. Ширшов и другие).

Несмотря на обилие представленных работ, процесс становления понятийного аппарата продолжается. В психолого-педагогической литературе не уточнено понятие «учебная коммуникация», не раскрыты содержание и структура данного понятия, не сформулированы педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих учителей начальных классов к учебной коммуникации. Вместе с тем наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей и студентов во время прохождения педагогической практики, показывают, что значительная часть трудностей в учебно-воспитательном процессе обусловлена не отсутствием научных и методических знаний по специальности, а трудностями в области процесса коммуникации. Из этого вытекает необходимость специальной подготовки будущего учителя начальных классов.

Поэтому целью данной статьи является обоснование значимости специальной организации учебной коммуникации, а также уточнение понятия «учебная коммуникация» на основе анализа понятий «общение», «коммуникация» и «педагогическая коммуникация», которые используются в различных научных кругах.

По нашему мнению, цель высшего педагогического образования в настоящее время стала осознаваться не как «подготовка специалиста», а как «воспитание профессионала», компетентного, гуманистически ориентированного, эрудированного и гибко мыслящего.

Взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью — суть главные факторы развития человека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «учитель-ученик», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.

− акцент в обучении на определенную педагогическую технологию;

− учет содержательности взаимодействия педагога с учащимися;

− направленность на эмоциональное общение с ними;

− учет психологической комфортности атмосферы урока;

− индивидуализация обучения.

Большинство современных отечественных образовательных технологий учитывают важность активной субъектной позиции учащихся и субъект-субъектных отношений педагога и детей в учебной деятельности. В этой связи концептуальное значение приобретают различные положения, характеризующие взаимодействие учителя и учащихся: знание через общение и общение через знание (Е. Н. Ильин); закон взаимности (Ш. А. Амонашвили); создание ситуации учебного диалога, диалог вокруг основных «точек удивления» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов); совместная духовная жизнь ученика и учителя, педагогика отношений, а не требований (Вальдорфская школа); создание педагогических ситуаций общения, коллективный поиск, направляемый учителем (Л. В. Занков); коллективно-распределенная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Рубцов); сотворчество ученика и учителя (И. П. Иванов, Г. С. Альтшуллер), аксиологический подход в образовании (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, К. Н. Леонтьев, А. Ф. Лосева). Такие формы учебного взаимодействия являются важными элементами среды жизни ребенка и представляют собой специально организованное общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом.

Для нашей работы наибольшее значение приобретают исследования, направленные на создание педагогом в школьной практике комфортной, дружественной атмосферы общения с учащимися, что способствует более эффективной учебной работе детей на уроке, их позитивному отношению к учению. Успешность реализации учебного взаимодействия, педагогического влияния учителя на детей будет определяться не только его умением воплощать свои педагогические намерения по организации учебного процесса и создания ситуаций субъектной активности детей, но и в значительной мере его способностью анализировать психологическое состояние учащихся и объединять их усилия. В этом случае особое значение приобретает стиль отношения педагога с учащимися, особенности его воздействия на детей.

Исследователи связывают учебную успешность детей с их психологической комфортностью и понимают ее как недопущение педагогом унижения учащихся и предоставление им свободы самопроявления на уроке. Для комфортности также существенны адекватное содержательное и эмоциональное взаимодействие учителя и детей. В таких условиях у детей в большей степени развивается их самостоятельность, инициативность, познавательная активность, желание проявить себя как личность, направленность на взаимопонимание с учителем, желание сотрудничать с ним и эмоциональное принятие педагога.

Кроме того, следует отметить определяющее значение аксиологических основ в образовательной среде, в условиях учебного диалога между педагогом и обучающимся, поскольку в учебной коммуникации субъект-субъектные отношения педагога и учащихся возможны лишь в том случае, когда учитель — это яркая, уникальная личность, к которой ученики тянутся и стремятся быть похожим на него, обладая, безусловно, неповторимыми индивидуальными характеристиками. В такой учебной коммуникации учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач, а познание и общение в условиях образовательной среды становятся определяющими компонентами учебного процесса.

В связи с этим огромную роль приобретает изучение учебной коммуникации педагогов с детьми на различных уроках.

Для уточнения понятия «учебная коммуникация» обратимся к понятиям «общение», «коммуникация» и «педагогическое общение».

Общение, коммуникация — эти термины используются сегодня в различных аспектах, откуда следует множество дефиниций. Особенностью использования их в сфере образования является то, что они означают не только процесс передачи информации, но и информационный обмен.

Нетождественность понятий общения и коммуникации все чаще ощущается многими исследователями. Суть дилеммы здесь заключается в определении того, какое же из них шире. Анализируя литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что понятийные и терминологические разногласия остаются неопределенными до настоящего времени. Более того наметились три различных подхода к решению этой проблемы.

Большая часть ученых (Г. М. Андреева, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев и др.) придерживается той позиции, что понятие «общение» глобальнее «коммуникации», так как имеет практический, материальный, духовный и информационный характер. Тогда как термин «коммуникация» вышел из теории связи и являет собой простой обмен или передачу информации или сообщения.

В психолого-педагогической литературе общение определяют как взаимодействие между людьми, порождаемое потребностями совместной деятельности и характеризующее стремление человека быть включенным в социум, предполагающее обмен информацией между его участниками, а также их взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

Понятие коммуникация рассматривают как двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и осуществляется взаимовосприятие, взаимопонимание и взаимовлияние.

На основе данных понятий уточним определение учебной коммуникации. Понятие «учебная коммуникация» является более узким по отношению к понятию «педагогическая коммуникация». Под учебной коммуникацией мы понимаем процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов — обучающего и обучающегося в учебной аудитории. Учебная коммуникация выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и учащихся.

Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания, так как основные элементы обучения (цели, задачи обучения, содержание, формы, методы и средства) реализуются посредством и в процессе взаимодействия обучаемого и обучающего. В этом процессе либо происходит, либо не происходит коммуникативное взаимодействие, обеспечивающее восприятие и усвоение обучающимися предметного материала.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения показал, что проблема учебной коммуникации является мало исследованной. Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходим субъект-субъектный характер отношений, подразумевающий специально организованную учебную коммуникацию, в которой учитель и ученик становятся партнерами, соавторами учебного диалога, выполняющими и реализующими одну дидактическую цель, стремящимися к совместному поиску решений поставленных учебных задач. В этой связи под учебной коммуникацией мы понимаем процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов — обучающего и обучающегося в учебной аудитории. Учебная коммуникация в учебном процессе является основным параметром, который влияет на весь процесс обучения и воспитания.

  • Поливанова Н. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе / Нина Поливанова, Ирина Ривина // Культурно-историческая психология. — 2009. — № 4. — С. 100–104.
  • Охотникова В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. на получение науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / В. В. Охотникова. — Омск, 2000. — 20 с.
  • Якунин В. Н. Обучение как процесс управления: психологические аспекты / В. Н. Якунин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная коммуникация, учебный процесс, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, педагогическая коммуникация, педагогическое общение, передача информации, психолого-педагогическая литература, учебное взаимодействие, учебный диалог.

В статье авторы рассматривают специфику коммуникационной деятельности организаций в сфере высшего образования.

Ключевые слова:

высшее образование, коммуникационная деятельность, образовательная организация.

Взаимодействие образовательных организаций и людей, получающих образовательные услуги, формирует рынок образовательных услуг высшего образования, где предложение формируется многочисленными образовательными организациями — производителями образовательных услуг, а спрос — потребителями образовательных услуг.

При этом, спрос на рынке высшего образования, как и в любой другой сфере, отражает желание и возможность приобрести услугу — получить высшее образование по определенной специальности.

С учетом специфики образовательных услуг, организация коммуникационной деятельности учреждений в сфере высшего образования имеет следующие особенности:

– ориентация коммуникационной деятельности на несколько различных целевых групп требует разработки соответствующего количества коммуникационных стратегий;

– важным критерием выбора учебного заведения является его авторитет, который зависит от имиджа и репутации организации. Этим объясняется большое значение имиджевой рекламы и PR-технологий в инструментах коммуникационной деятельности образовательной организации;

– при организации коммуникационной деятельности образовательной организации следует использовать огромный потенциал Интернета как канала коммуникации с молодежью;

На основании рассмотренных специфических особенностей можно заключить, что одна из основных задач коммуникационной деятельности в сфере высшего образования заключается в формировании отношения социального окружения к образовательному учреждению через формирование его репутации.

Образовательные организации в сфере высшего образования, будь то государственные или частные, экономические или технические, по существу предлагают потребителям одну и ту же услугу — образовательную. Разница между ними будет в том, как и на каком уровне может быть предоставлена ​​эта услуга.

Следовательно, различия коммуникационной деятельности образовательной организации заключаются в том, как данные организации могут помочь отличиться от конкурентов на рынке высшего образования.

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса

Рассмотрим специфические особенностям коммуникационной деятельности организаций сферы высшего образования, представленные на рисунке, более подробно.

В частности, государственные вузы привлекают большее количество поступающих, что имеет объективные причины: наличие бюджетных мест, зачастую больших площадей для обучения (не арендованных корпусов, а собственных помещений), общежитий, государственных стипендий и т. д.

Наличие данных конкурентных преимуществ стимулирует государственные вузы более активно использовать их в рамках своей коммуникационной деятельности (по сравнению с негосударственными вузами).

– высшее учебное заведение является узкоспециализированным и предлагает обучение только в ограниченном наборе тесно связанных областей, чтобы студенты могли сосредоточиться на углубленном изучении образовательных программ при подборе лучших преподавателей;

Отметим, что в рамках коммуникационной деятельности вузов, разнообразие программ может удовлетворить запросы разных потребителей. С другой стороны, широкий спектр специальностей не всегда подкрепляется квалификацией профессорско-преподавательского состава, а иногда и не имеет ничего общего с профилем вуза. Кроме того, предложение различных специальностей всегда должно осуществляться наряду с мониторингом рынка труда и отслеживанием возможностей трудоустройства выпускников.

Таким образом, коммуникационная деятельность вузов охватывает не только на образовательный рынок, но и рынок труда (позиция, которую занимают выпускники вуза в глазах работодателей).

Рассмотрим, какие формы взаимодействия существуют между вузом и бизнесом в рамках коммуникационной деятельности:

– целевое контрактное обучение студентов. Данная форма коммуникационного взаимодействия заключается в обучении студентов с учетом специфических требований работодателей к молодому специалисту. Студент, обучаясь в образовательной организации, получает именно те знания и навыки, которые ему понадобятся в работе. Чтобы такая форма взаимодействия вузов и работодателей была эффективной, работодатели вовлекаются в разработку образовательных программ и курсов;

– социальное партнерство, которое представляет собой коммуникационное взаимодействие вузов, государства, общественных и некоммерческих организаций и представителей бизнеса в разработке программ развития образовательной организации;

Можно утверждать, что существуют разные формы сотрудничества между университетами и компаниями. Некоторые из них используются более успешно, другие (инновационные) — меньше. Основная причина плохого взаимодействия — низкий деловой интерес. Взаимодействие не приносит компании существенной финансовой выгоды. Поэтому основная задача образовательных организаций — найти формат сотрудничества, выгодный для всех.

  • Дополнительные услуги потребителю. Многие абитуриенты поступают в вузы не только на для получения образования — для них большое значение имеют как образовательные, так и социальные, культурные и другие аспекты жизни в университете. Поэтому, заявляя о разнообразии студенческой жизни в рамках коммуникационной деятельности, образовательная организация вполне может сформировать положительную позицию в сознании потребителей.
  • Персонал. Для студентов основным критерием оценки вуза является глубокое знание преподавателями изучаемой дисциплины. При этом, в условиях, когда основным требованием на рынке труда является опыт, образовательная организация должна предлагать практическое обучение. Для эффективного обучения вузам особенно важно иметь преподавателей тех, кто непосредственно вовлечен в бизнес, производственный процесс и т. д.

В частности, расходы на обучение рассматриваются большинством потребителей как долгосрочные инвестиции, которые принесут большие дивиденды в будущем. В связи с этим, в рамках коммуникационной деятельности вузы стараются убедить потребителей в том, что высокая цена на услуги высшего образования действительно оправданы, а тем потребителям, которые на могут себе позволить данный уровень цен предлагают доступные способы решения проблемы (рассрочка, стипендия, грант и др.).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что специфика и сложность коммуникационной деятельности образовательной организации в сфере высшего образования определяется разносторонностью ее потребителей, в том числе работодателей как представителей рынка труда. Следовательно, задача вузов при организации коммуникационной деятельности состоит в том, чтобы найти ту уникальную характеристику услуг, которая, будучи значимой для всех или большинства потребителей, позволила бы выделиться среди конкурентов на рынке высшего образования.

  • Безрученко А. С. Профориентационные мероприятия как инструмент продвижения вуза / А. С. Безрученко // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации, 2019. — С. 142–143.
  • Гладкова М. В. Маркетинговые технологии продвижения вузА / М. В. Гладкова // В сборнике: Двадцать седьмая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: Февральские чтения, посвященные годовщине победы в Великой Отечественной войне, 2020. — С. 66–71.
  • Карпова И. В. Образовательный маркетинг как стратегия высших учебных заведений / И. В. Карпова, С. Л. Мерцалова // Вестник ОрелГИЭТ, 2019. — № 2 (48). — С. 51–54.
  • Кулакова Е. Ю. Особенности формирования и реализации маркетинговой стратегии образовательных услуг высшими учебными заведениями / Е. Ю. Кулакова // Вестник Академии, 2019. — № 3. — С. 90–100.
  • Пензина Д. П. Современные технологии продвижения вуза на рынке образовательных услуг / Д. П. Пензина, Т. О. Плешакова // В сборнике: Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых, 2019. — С. 411–413.
  • Тарасова Е. Е. Теоретико-методологические аспекты разработки маркетинговой стратегии Вуза для продвижения образовательных услуг / Е. Е. Тарасова, Е. Е. Прушковская, Н. А. Ефимова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019. — № 4 (77). — С. 278–289.
  • Терещенко И. А. Стратегии продвижения вузов на рынке образовательных услуг / И. А. Терещенко // В сборнике: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 т.. Краснодар, 2020. — С. 173–175.
  • Трубникова В. В. Особенности продвижения образовательных услуг вуза / В. В. Трубникова, Л. А. Афанасьева, М. А. Гребенникова, Ю. А. Пахомова, А. С. Ламыкина // Экономика и предпринимательство, 2021. — № 1 (126). — С. 659–664.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, коммуникационная деятельность, образовательная организация, рынок труда, вуз, услуга, коммуникационная деятельность вузов, потребитель, высшее учебное заведение, коммуникационное взаимодействие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *