Ганаева Е.А.
Тавстуха О.Г.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье авторы определяют качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации. Авторы анализируют особенности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей; раскрывают основные понятия и требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых; описывают компетенции педагога дополнительного образования детей и взрослых, педагога-организатора, методиста в контексте требований Профессионального стандарта. Выявленные компетенции позволяют внести необходимые изменения в дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования детей.
единица профессионального стандарта
профессиональные компетенции
профессиональный стандарт; общекультурные
1. Ганаева Е.А. Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования: маркетинговый подход / Е.А. Ганаева, О.Г. Тавстуха // Внешкольник Оренбуржья. – 2014. – № 4. – С. 6-8.
2. Золотарева А.В. Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова: научно-методический журнал. Серия «Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – 2012. – Т. 18. – № 1. – Ч. 2. – С. 153-157.
3. Золотарева А.В. Результаты согласованного исследования рынка труда, профессионального стандарта и ФГОС ВПО к компетенциям педагога дополнительного образования детей // Августовские педагогические чтения – 2014: сборник материалов международного научного симпозиума (Москва, 28–30 августа 2014 г.) – Киров: МЦНИП, 2014. – С.123-136.
7. Малыхина Л.Б. Проблема управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей /Л.Б. Малыхина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 2(13). – С. 88-96.
8. Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие /О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100 с.
9. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: коллективная монография / С.А. Алешина, О.Г. Тавстуха, Е.А. Ганаева, А.А. Муратова, С.В. Масловская и др. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 344с.
11. Тавстуха О.Г., Ганаева Е.А. Маркетинговый подход к образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании // Педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 194–210.
12. Тавстуха О.Г., Матвиевская Е.Г., Шавшаева Л.Ю. Особенности оценки качества освоения педагогом дополнительной профессиональной программы //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14872.
Качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования необходимо оценивать не только с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых», но и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации.
На основании вышеизложенного качество дополнительного профессионального образования мы будем понимать как степень соответствия результатов и процесса требованиям государства (профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»), запросам потребителей (социальный заказ на повышение квалификации), потребностям, профессиональным затруднениям и интересам субъектов образовательного процесса.
Анализ показателей общепринятых международных стандартов управления качеством позволил выявить оценку показателей в соответствии со следующими характеристиками:
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Проблема подбора профессиональных кадров для сферы дополнительного образования детей, чьи компетенции и уровень квалификации соответствуют требованиям профессиональной деятельности, сохраняет актуальность в современных условиях, так как их педагогическая деятельность носит многогранный характер. Необходимость создания и внедрения новых механизмов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении проблем современного развития дополнительного образования детей.
Следовательно, современная система дополнительного образования детей испытывает потребность в профессионале, способном оценивать и выбирать эффективные варианты организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные результаты, мотивировать обучающихся к познанию, стимулировать творческую деятельность и решать их социальные проблемы.
Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии модернизации образования в меняющемся мире и повышения качества образования; объективным измерителем квалификации педагога; средством отбора педагогических кадров; основанием для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и для формирования эффективной системы оплаты труда. В профессиональном стандарте описываются требования к квалификации, образованию и обучению, опыту; требования к виду выполняемой профессиональной деятельности; дается ее анализ через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации.
В едином квалификационном (ЕКСД) и тарифно-квалификационном (ЕТКС) справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих дается общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации, а в профстандарте представлено последовательное описание профессиональной деятельности через декомпозицию от общего к частному. При определении требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования работодателю важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности.
В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых предложены три обобщенные трудовые функции в соответствии с возможными наименованиями должностей (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель; методист, педагог-организатор):
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель), в том числе организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист), в том числе организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования; мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Подбор и назначение кадров работодателями на основе требований профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых выступает одним из условий повышения качества дополнительного образования. Реализация требований профессионального стандарта предполагает изменения в повышении квалификации педагогов данной категории.
Особенностью любой формы стажерской практики является разработка слушателем практико-ориентированного продукта, который может использоваться им в реальной образовательной практике, например:
- программа обучения по индивидуальному учебному плану;
- модель электронной системы контроля знаний обучающихся; технологическая карта дополнительной общеобразовательной программы;
- технологическая карта по организации индивидуальной и групповой проектной деятельности обучающихся и т.д.
Для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации обозначенной категории слушателей осваиваемые компетенции были приведены в соответствие с перечнем результатов, заданных профессиональным стандартом. Профессиональные компетенции дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки обосновывались на основе соотнесения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». При согласовании требований ФГОС ВО и СПО и профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых нами были обоснованы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в структуре деятельности педагога сферы дополнительного образования.
В аспекте требований профессионального стандарта авторами предложены варианты набора профессиональных компетенций по должностям «педагог дополнительного образования», «методист», «педагог-организатор».
Таким образом, существующий в современных условиях нормативно-правовой ресурс кадровой политики сферы дополнительного образования детей и взрослых определяет требования к специалистам данной сферы и служит руководством к действию, как для работодателя, так и для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечения их соответствия современным требованиям.
Библиографическая ссылка
Ганаева Е.А., Тавстуха О.Г. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25515 (дата обращения: 07.05.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)