О профессиональном выгорании учителей в последнее время говорят всё чаще. Но педагоги, которые столкнулись с этой проблемой, не всегда знают, как с ней справиться. Участники конкурса «Учитель будущего» платформы «Россия — страна возможностей» делятся своими историями и рассказывают, как сохранить силы и настрой на весь учебный год.
Требования к учителю постоянно растут: если раньше достаточно было знать свой предмет, уметь донести знания до учеников и обладать высокими моральными качествами, то сейчас список значительно расширился. Учитель должен, помимо перечисленного, ещё и быть уверенным в себе, активным, свободно ориентироваться в цифровых технологиях и использовать их в своей практике, грамотно балансировать между преподавательской работой, отчетностью руководству и личной жизнью, сохраняя при этом позитивный настрой, повышать квалификацию и быть в курсе последних тенденций педагогической практики. Одним словом, современный учитель должен быть успешным. Что же чаще всего мешает учителю соответствовать нынешним требованиям общества?
Что такое профессиональное выгорание
Работа учителя относится к системе «человек — человек»: она требует высокой вовлеченности и самоотдачи. В определённый момент внутренний ресурс педагога исчерпывается: его не хватает не только на работу, но и для нормальной личной жизни. Происходит эмоциональное выгорание.
Выгорание — это реакция организма на непрерывный стресс, вызванный проблемами на работе
Характеризуется оно эмоциональным истощением, разочарованием, безразличием ко всему. Психологи отмечают, что профессиональное выгорание связано с работой в «помогающей» сфере, к которой как раз и относится работа учителя.
Ирина Павлюк, учитель информатики гимназия № 19 им. Н. З. Поповичевой в Липецке, видит две причины профессионального выгорания: «Объективной я называю то, что сама работа учителя предполагает только горизонтальное развитие, в то время как в других профессиях есть и горизонтальное, и вертикальное развитие. К субъективным причинам я отношу жизненные условия конкретного человека: где и как он живёт, какие люди его окружают, какие ученики и так далее».
Отсутствие стимула для профессионального развития, которым обычно в других сферах выступает карьерный рост, вполне компенсирует внешняя среда — постоянно меняющиеся условия работы, новые учебники, методы и средства преподавания. Однако они же и создают дополнительное напряжение.
«У тебя выработанное годами восприятие информации. И выработанные годами способы ее передачи. Но дети каждый раз другие, и тебе надо каждый раз перестраиваться, менять свои собственные взгляды», — объясняет Елена Лысенко, учитель математики гимназии № 21 города Кемерово.
Среди факторов, которые мешают развиваться, учителя называют рутинную работу, большое количество отчётов и дополнительных мероприятий. Елена Белова, учитель русского языка и литературы, директор лицея № 22 в Белове Кемеровской области, еще одной причиной потери интереса у учителя к работе видит смену имиджа профессии: «Те педагоги, которые проходят через эмоциональное выгорание, пришли в школу не один десяток лет назад. Зачастую они выбирали эту работу не только по профессии, но и из-за социального статуса учителя — его уважали безоговорочно, перед ним преклонялись. У большинства современных детей нет авторитетов, и такое несоответствие может вгонять педагога в уныние».
При этом перед современным учителем открываются удивительные возможности. Но чтобы ими воспользоваться, преподавателю необходимо действительно изменить своё отношение к профессии, научиться гибкости и начать использовать новейшие инструменты как планирования, так и взаимодействия с учениками.
Как избежать выгорания
Участники конкурса «Учитель будущего» дали несколько советов, основанных на собственном опыте, как не допустить профессионального выгорания, справиться с ним и найти ресурсы на новый воодушевляющий виток в работе:
Чётко планируйте работу и расставляйте приоритеты
Нередко молодые учителя сразу отдаются полностью работе, тратя своё личное время на подготовку к урокам, проверку домашних заданий или участие в школьной жизни. В итоге этот дисбаланс не приводит ни к чему хорошему. Елена Лысенко уверена: «Разумное осмысление, контроль эмоций, чёткое планирование дня, правильная расстановка приоритетов, чередование работы и отдыха — вот мои советы. Если чувствуете, что теряете интерес к работе, увеличьте личное время: на спорт, путешествия, общение с друзьями».
Общайтесь с коллегами, участвуйте в жизни школы и внешних активностях
Зацикливаться на работе и закрываться от коллег — шаги заведомо неверные. Место, где человек проводит большую часть дня, должно быть комфортным и интересным для него. Елена Белова рассказывает, например, что учитель физкультуры у них в школе проводит бесплатный фитнес для учителей: «Здоровье — это очень важно. У нас в школе активная жизнь. Мы сами проводим „Библионочь“, которая не зависит от всероссийской. Тут задействованы и дети, и учителя, и родители. У школы своя территория площадью 2 гектара. Мы сами ее облагораживаем и гордимся этим». Елена Белова и как учитель, и как директор считает, что инициативы в школе должны исходить не только «сверху», но и от самих учеников и учителей, тогда и настрой будет оптимистичным.
Ирине Павлюк коллеги предложили принять участие в конкурсе «Учитель будущего», она за компанию согласилась. Директор дал добро. И в итоге она получила неожиданный для себя результат: «Участие в конкурсе — хороший шаг, чтобы встряхнуться. Мне стало психологически проще относиться к работе, я легче все воспринимаю благодаря опыту и навыкам, полученным во время конкурса».
Сформируйте правильный настрой
С профессиональным выгоранием сталкивался практически каждый учитель. Тут и усталость, и апатия, и желание сменить вид деятельности, и даже что-то кардинально поменять в жизни. «Я очень люблю свою работу, люблю детей. У них не все получается с первого раза, но, как бы тяжело им ни было, они стараются. И я вместе с ними. Конечно, бывает трудно, порой даже не видишь выхода. Я считаю, нужно менять своё отношение к ситуации. И верить, что самое интересное ещё впереди», — поделилась Елена Лысенко.
Профессиональный конкурс «Учитель будущего» платформы «Россия — страна возможностей» — это проект по поддержке и продвижению учителей, умеющих и готовых работать сообща. Новаторов, применяющих инновационные практики в своей работе, отдавая дань традициям и фундаментальной науке. Современных людей, думающих на опережение. В конкурсе могут участвовать как педагоги со стажем, так и молодые учителя. До 25 января принимаются заявки на специальный трек конкурса «Учитель будущего. Студенты» для тех, кто еще учится и только собирается стать педагогом.
Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика.
Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Изучение степени профессионального выгорания.Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным, 2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон». 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела. 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. 8.Я чувствую угнетенность и апатию. 9.Я уверен, что моя работа нужна людям. 10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12. У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. 18.Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждении). Варианты ответов оцениваются следующим образом: «никогда» – 0 баллов; «очень редко» – 1 балл; «иногда» – 3 балла; «часто» – 4балла; «очень часто» – 5 баллов; «каждый день» – 6 баллов.
Ключ к опроснику. «Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48). Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Профилактика профессионального выгорания
Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:
Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;
Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов;
Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. Если не умеете отказывать, читайте –
Это основные пункты, которые включает профилактика профессионального выгорания. Давайте теперь рассмотрим, что делать, если все же человек начал эмоционально и профессионально угасать.
Как лечить синдром профессионального выгорания:
Разберитесь в первую очередь с самим собой. Задумайтесь не только о своих о будущем, а поразмыслите над тем, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведет.
Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего.
Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.
Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.
Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.
Не существует единой панацеи от синдрома профессионального выгорания. Несмотря на то, что эта проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.
Рекомендации профилактики «выгорания»
1.Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.
2.Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех».
3.Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
Не хочется вставать и идти на работу, не хочется видеть детей на уроках и общаться с коллегами. Осенняя хандра или профессиональное выгорание? Если второе — нужны срочные меры. Разбираемся, что может стать причиной эмоционального выгорания и как его избежать, вместе с учителями и экспертами «Яндекс.Учебника».
В 2019 году эмоциональное выгорание включили в Международную классификацию болезней (МКБ-11), в острой фазе находятся 20% людей. Нежелание вставать утром и идти на работу, потеря энтузиазма, восприятие учеников как объектов — все это маркеры профессионального выгорания.
Елизавета Капустина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 18, рассказывает, что узнала о случаях педагогического выгорания на первом же педсовете, сразу после того, как устроилась на работу в школу. Тогда она думала, что это точно не ее история. До тех пор, пока однажды сама не стала выгоревшим педагогом.
«Когда ты видишь, что вокруг происходит множество событий, но все кажется неинтересным, — рассказывает Елизавета. — Исчезает внутренняя мотивация, желание пробовать что-то новое, внутренний драйв, вдохновение. Понимаешь, что теряешь в профессии что-то важное. В такие моменты подключается психосоматика — кажется, что ты чем-то больна, а на самом деле организм просто просит позаботиться о нем».
«Это не что-то извне, это потеря себя как человека, невозможность понимать себя», — описывает свое состояние педагог
Елизавета решила уйти из профессии, но первое время без школы ей было непросто. Она записалась на курсы повышения квалификации, стала читать книги по бизнес-технологиям — оказалось, их можно спроецировать даже на школьный урок. Это был своего рода выход за привычные рамки, которые показали: жизнь не ограничивается стенами школы.
Через три года она вернулась к работе в школе. Но к этому времени у нее было четкое представление, что она хочет и готова делать в школе, выстроены приоритеты относительно количества часов, классного руководства, использования технологий в обучении.
Трехлетний перерыв помог Елизавете абстрагироваться от школьной действительности, а потом вернуться в профессию с новыми силами и пониманием своего места в школе.
Что такое выгорание и как отличить его от осенней хандры
Юрий Шатров, руководитель практики Digital Assessment «Экопси» (консалтинговой компании в области управления персоналом), характеризует выгорание как «состояние, вызванное продолжительным стрессом на работе, с которым не удалось справиться. Оно проявляется в чувстве постоянной усталости, дистанцировании от своей работы и организации, формальном выполнении своих обязанностей».
Существует четыре внешних фактора, которые могут привести к профессиональному выгоранию: это интенсивный стресс, высокие требования, рутинная работа, потеря контроля.
Как же понять, что с тобой происходит? Хроническая усталость, которая продолжается больше месяца и сохраняется даже после отпуска, — это, скорее всего, выгорание. «Первый критерий — продолжительность. Второй — тотальность, — говорит Юрий. — Например, если раздражает буквально все: и ученики, и коллеги, и условия работы, — то это точно выгорание. Если недовольство локальное, то это усталость».
Исследование, которое провел «Яндекс.Учебник», показало, что существует четыре компонента выгорания, каждый из которых имеет свой маркер:
- отношение к организации (маркер: недовольство условиями, например отсутствием эмоциональной и финансовой поддержки);
- отношение к работе (маркер: желание работать в другой организации);
- истощение (маркер: желание заниматься чем-то другим);
- отстраненность (маркер: формальное отношение к своим задачам, выполнение ровно того объема работ, который прописан в инструкции или дан руководителем).
Юрий Шатров разделяет причины выгорания на две большие группы: дефицит сил, вызванный стрессом, и дефицит смысла. В первом случае компонентов много: и сверхвысокая рабочая нагрузка, и конфликты, и токсичная коммуникация, и стирание личных границ при чрезмерном увлечении работой. А вот потеря смысла может произойти из-за несоответствия личных ценностей педагога и ценностей образовательной организации, в которой он работает, да и сама работа может быть ему неинтересна. У педагогического выгорания есть и свои особые проявления:
- Отсутствие границ. Учителя начинают работать на износ, стирая границы между жизнью и работой.
- Недостаток эмоциональной поддержки. Мужчины и женщины по-разному переживают выгорание: женщины — более эмоционально, мужчины обесценивают ситуацию и эмоционально выключаются из нее. Отсутствие эмоциональной поддержки близких людей может стать одной из причин у тех и других.
- Внешний локус контроля. Приписывание результатов работы внешним факторам (школе, родителям, ученикам), а не собственным действиям.
- Учитель перестает видеть в учениках личности с определенными интересами и потребностями. Они становятся некими предметами, в которые нужно «вкачать» знания и навыки по строго приведенным инструкциям. Такое отношение естественным образом приведет к ухудшению отношений между учениками и педагогом, далее — между педагогом и родителями.
Что добавляют учителя
Самый главный маркер выгорания, по мнению Кирилла Загустина, учителя истории и обществознания, создателя телеграм-канала ««Здравствуйте, Кирилл Александрович», — это субъектное восприятие детей: «У них обычная жизнь с обычными человеческими проблемами: они ссорятся с родителями, не успевают делать домашку, утром встают не с той ноги. Когда учителя интересует только выполнение заданий и факт наличия тетради, а не причины растерянности ученика на уроке, — это тревожный звонок».
Нежелание выходить за рамки
Кирилл Загустин уверен, что в этой плоскости существует точка невозврата, когда у выгоревшего учителя уже нет пути обратно: «У меня есть гипотеза, что учителя старшего поколения, которые работают десятками лет, успешны, потому что выгорели уже давно. Они сформировали некий защитный кокон и выполняют свою работу, не выходя за рамки. Но процесс образования — это обучение и воспитание. Когда воспитание отодвигается на второй план и учитель думает только о формальной составляющей урока, это повод задуматься».
3. Чрезмерные ожидания
Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы, пришел работать в школу в 22 года. Для себя он выделил три фактора, которые приводят к профессиональному выгоранию молодых специалистов. Во-первых, это несоответствие возраста и ожиданий. «После окончания университета учителя — еще взрослые дети, а в школе от них ждут ответственности, они должны психологически быть не 22-летними, а 30-летними педагогами», — делится Тимур. Второе — коммуникация с детьми, в которой должна быть правильно выстроена дистанция между учителем и учениками. Последнее — количество методической работы, потому что «вся жизнь — подготовка к урокам». А молодые педагоги еще не готовы тратить ее только на это.
Как попробовать справиться
Ирина Савицкая, руководитель программы развития педагогов «Я.Учитель», рассказывает, что еще на старте запуска интенсивов для педагогов была задача сделать эти курсы максимально откликающимися на потребности учителей. Для этого проводили опросы, которые показали, что учителя жалуются не только на, например, недостаток информации, как выстроить индивидуальный трек для ученика. На втором месте среди запросов именно выгорание и его профилактика.
То есть у учителей нет ни знаний, ни ресурсов, ни способов измерить каким-то образом, что с ними происходит. Откликом на этот запрос и стало включение в интенсив курса о выгорании: что это, как оно происходит, в чем проявляется, как справляться.
В рамках интенсива — тест, подготовленный компанией «Экопси», и материалы по его итогам, собственный бесплатный курс «Я.Учитель» на 16 часов — небольшие видеолекции, ролики и большое количество практических материалов. «На курсе мы разбираем основные понятия эмоционального выгорания, факторы выгорания, что нужно сделать, для того чтобы выгорание предотвратить. Естественно, мы разрабатывали его не сами, а с приглашенными экспертами», — рассказывает Ирина Савицкая.
1. Тест-диагностика «Профессиональное выгорание педагога» от «Я Учитель». Есть несколько факторов, которые вызывают эмоциональное выгорание: эмоциональная усталость, формализм, отстраненность, недовольство условиями. Каждый из них нужно прорабатывать по-разному. По итогу прохождения педагог получает индивидуальный профиль-отчет, рекомендации и материалы для работы с выгоранием.
2. Курс по профессиональному выгоранию от «Я Учитель», который состоит из 6 блоков: самодиагностика, понятие эмоционального выгорания и мифы о нем, внешние и внутренние факторы и определение стиля решения проблемы. Рассматривается взаимодействие с окружающими и попытки приблизиться к здоровому образу жизни (хотя все мы знаем, что в профессии учителя сделать это на 100% не получится).
Прокачать другие свои профессиональные навыки учителя могут на Марафоне по функциональной грамотности, который проводит «Яндекс.Учебник». Участвовать в марафоне можно бесплатно и из любой точки мира: материалы по формированию функциональной грамотности от ведущих экспертов страны, а также диагностика, курс для учителей и система обучающих заданий для учеников доступны в онлайн-формате. В завершение марафона учителя получат сертификат и профиль по итогам онлайн-диагностики, удостоверение о повышении квалификации, а также смогут принять участие в розыгрыше призов.
Профессиональное истощение — распространённая проблема, с которой сталкиваются многие педагоги. А вторая половина школьного года — период отдельного испытания для всех. Американская журналистка Карали Адамс попросила нескольких преподавателей поделиться полезными советами по борьбе со стрессом.
Если после особо тяжёлого дня или урока вам кажется, что дальше так продолжаться не может, то вы не одиноки. Большинство учителей рано или поздно испытывают истощение. Согласно исследованию Института политики обучения (Learning Policy Institute), каждый год около 8% учителей увольняются с работы. Особенно это касается молодых специалистов, из которых около 40% уходят из профессии в течение первых пяти лет. Причины увольнения разные: отсутствие административной поддержки, сложности с тестированием или неудовлетворительные условия труда.
Так что же можно сделать, чтобы предотвратить профессиональное выгорание? Вот несколько полезных советов.
1. Найдите человека, которому можете рассказать о проблемах
Джули Энн Оуэнс-Бёрч, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия в Портленде, считает, что хорошие отношения с коллегами помогают чувствовать себя в безопасности и легче обращаться за помощью. Меган Матис, учитель английского в средней школе в Карлайле, штат Пенсильвания, советует не притворяться, что всё замечательно. Лучше найти коллегу, которому вы будете доверять, и тогда профессиональные неудачи можно будет обсудить с ним. Возможно, у этого человека была похожая проблема и он поможет вам найти выход.
2. Используйте тайм-менеджмент и старайтесь найти баланс между работой и личной жизнью
Во время урока или школьного проекта легко забыться и потерять счёт времени. Вы планировали потратить на что-то 15 минут, а в итоге не заметили, как прошёл час. Если с вами часто такое случается, почитайте полезные советы по тайм-менеджменту и старайтесь следовать им. Конечно, вам хочется быть превосходным учителем, но соблюдать баланс между личной жизнью и работой очень важно. Это поможет справиться со стрессом в трудные времена.
Выделите время для игр
У учителей так много разных задач, что зачастую они совсем забывают об играх. Майк Йейтс, учитель географии в Остине, штат Техас, всегда старается поднять настроение своим ученикам. Когда он чувствует себя на грани истощения, то пытается вспомнить забавные истории из школьной жизни. Это напоминает ему, за что он любит свою профессию.
Ставьте цели по профессиональному развитию и достигайте их
Некоторых учителей пугают мысли о карьерном развитии, но этого не стоит бояться. Установка таких целей позволит вам понять, что действительно имеет значение, а чему следует уделять меньше внимания. Вы всегда будете помнить, почему выбрали преподавание, и не доведете себя до выгорания.
Сделайте жизнь интересной
Устали от бумажной волокиты? Придумайте что-нибудь новое! «У вас есть цели, заданные стандартами, но учитель вполне может сделать повседневную работу в классе более интересной», — считает Кэти Ламбет, доцент педагогического колледжа Университета Конкордия. Найдите школу, где администраторы позволяют учителям быть креативными. Вы можете даже подумать о поступлении в аспирантуру, чтобы изучить новейшие методы и подходы к преподаванию.
Прислушивайтесь к себе
Это не просто модная фраза. Внимательность и забота о себе очень важны для учителей. Изучите материалы по йоге, управлению стрессом, внимательности, здоровому питанию и другим подобным вещам. Затем постарайтесь включить эти практики в повседневную жизнь.
Не бойтесь посвящать время себе
Часто по своей натуре учителя склонны отдавать, а не получать, поэтому легко ставят свои интересы на второй план. По словам Меган Матис, здоровый учитель означает здоровый класс. «Вы должны позаботиться о себе, прежде чем будете заботиться об окружающих», — рекомендует Джули Энн Оуэнс-Берч.
Когда чувствуете безнадежность, ищите перспективы
«Чтобы быть хорошим учителем, вы должны общаться с детьми, но вы не можете спасти мир», — считает Кэти Ламбет. Иногда учителя так сильно переживают об учениках, что слишком близко к сердцу принимают их проблемы. Вы должны понимать, где можете оказать помощь, а где нет. Хотя в обязанности учителя входит защита учеников, в первую очередь он должен помочь им развить собственное мнение и умение постоять за себя.
Не берите на себя лишнюю домашнюю работу
Если вы работаете дома, ограничьте время, которое должны потратить на план урока, и делайте перерывы. Вы должны контролировать рабочую нагрузку. Или последуйте совету Майка Йейтса: не берите работу домой. «Я не буду отнимать у себя время отдыха или общения с семьей. Я просто заранее говорю ученикам, что оценка работ займет немного больше времени, потому что я буду все проверять в школе. Они это знают и понимают».
Не посвящайте всю жизнь только образованию
Не секрет, что учителя постоянно находятся в поиске новых идей для урока. Меган Матис раньше читала книги по образованию даже перед сном. «Моё хобби было моей профессией, и это приводило меня к выгоранию», — рассказывает она. Теперь она читает художественную литературу или другие лёгкие книги, чтобы дать мозгу отдохнуть. Если вы хотите продолжить образование, запишитесь на воркшоп или образовательные курсы. Так работа не будет целиком занимать вашу личную жизнь.
Найдите свой стиль и иногда меняйте его
«Преподавание — это скорее искусство, а не наука», — считает Матис. Подражать стилю обучения вашего коллеги или профессора в университете очень легко, но попробуйте найти собственный стиль и развивать его. Вы будете счастливее, если ваша манера преподавания будет отражать ваши личные ценности.
Не бойтесь использовать знак «Не беспокоить»
Чтобы сохранить баланс между работой и личной жизнью, Майк Йейтс уходит с работы в пять часов вечера. Он специально не подключил почтовый ящик к телефону, чтобы уведомления о сообщениях приходили только на компьютер. Йейтс говорит, что более эффективно работает в школе днём, чем дома поздно ночью.
Найдите людей, которые понимают вас
Йейтс рекомендует читать образовательные блоги и общаться с учителями из других школ. При таком большом количестве сообществ и хэштегов в социальных сетях учителя легко могут найти коллег, с которыми можно связаться. Будет здорово общаться с людьми, у которых такие же проблемы, как и у вас.
Не бойтесь искать другую работу
Если нынешняя работа не позволяет вам воплотить мечты в реальность, возможно, вам подойдёт другая школа или другой класс. Вы можете продолжить образование и получить новую ученую степень или отточить свой опыт в определенной области.
Помните, что будут взлеты и падения
По словам Меган Матис, во время выгорания возникает чувство, что с вами что-то не так. Важно помнить, что вы не обязаны каждое утро взволнованно вскакивать с постели в предвкушении рабочего дня. Какие-то годы лёгкие, какие-то сложнее. Возможно, уже следующий класс станет лучшим за всю вашу карьеру!
Что это такое? Профессиональное выгорание – явление, с которым часто сталкиваются работники сферы образования. Профессия педагога требует особой погруженности в процесс. Как правило, учитель вынужден посвящать работе большую часть своего времени, не свободен от нее даже дома, постоянно испытывает стрессовые нагрузки. Все это неизбежно ведет к эмоциональному и когнитивному истощению.
В чем проблема и как помочь? На первые признаки усталости педагоги зачастую не обращают внимания, продолжая трудиться в том же интенсивном темпе. Вот почему они вовремя не обращаются за помощью к специалистам-психологам, да и сами оказываются не готовы себя поддержать. Между тем выполнение простых правил по профилактике выгорания, а также знания о том, где брать ресурсы для борьбы с ним, могли бы стать важным подспорьем для учителя в деле сохранении своего здоровья и профессионализма.
Что такое профессиональное выгорание педагога
Самая частая причина того, что педагог разочаровывается в профессии, теряет желание творить и развиваться в своей сфере деятельности, кроется в появлении профессионального выгорания.
Психолог Н. А. Аминов проводил исследование, в результате которого выяснил, что после 20 лет работы в сфере образования большинство учителей получают эмоциональное выгорание, а когда стаж 40 лет, это состояние наблюдается у всех преподавателей.
Под эмоциональным выгоранием подразумевается физическое, эмоциональное и умственное изнурение. Защитный психологический механизм полностью или частично подавляет эмоции в ответ на воздействия, которые негативно сказываются на психике.
Как правило, выгорание является продолжительной стрессовой реакцией либо синдромом, которые появляются из-за того, что человек долгое время находится в стрессе средней степени.
Поэтому эмоциональное выгорание педагога многие исследователи называют ещё синдромом психического или профессионального истощения.
Изучать проблему профессионального выгорания начали в 70-е годы ХХ века. Толчком послужили участившиеся обращения в Американскую службу психологической и социальной поддержки граждан с жалобами на то, что сотрудники стали хуже работать, они неуравновешенные и раздражительные.
После исследования этой проблемы психологи и медики выявили специфическую форму «стресса общения». Американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг назвал его burnout, что в переводе на русский означает «выгорание». Зачастую это слово применяют в разговорном английском языке, когда речь идёт о наркотической зависимости. Когда говорят о сфере образования, то оно означает зависимость педагогов, которые уже выгорели, от их работы.
Учителя больше всех подвержены профессиональному выгоранию, потому что они каждый день находятся в стрессовых ситуациях и должны постоянно контактировать с другими людьми. Для того чтобы работать в сфере образования, человек должен уметь контролировать себя даже в нерабочее время.
Когда офисные сотрудники или работники завода могут после рабочего дня спокойно отдохнуть, педагог идёт на субботник, собрание, проверяет тетради, общается с родителями, планирует занятия, проводит репетиции к мероприятиям.
Даже если учителю дадут время на отдых, он всё равно не сможет полностью расслабиться. В наше время преподаватели всегда находятся под контролем общества и даже из-за «нешкольной» фотографии в личном аккаунте социальной сети педагога могут осудить. Получается, что учитель должен им быть 24 часа в сутки. Подобный стресс тяжело выдержать даже самому стойкому человеку.
По данным исследований, профессиональное выгорание чаще встречается у людей, чей возраст больше 35-40 лет. В это время они становятся опытными специалистами, их дети взрослеют и на них уходи меньше сил. Казалось бы, вот он момент, когда должен быть профессиональный подъём, но всё происходит совершенно иначе. Учитель менее активно занимается своей работой, у него исчезает мотивация, а усталость становится сильнее.
Нередко бывает такое, что очень хороший преподаватель из-за профессионального выгорания становится непригодным для работы в школе. Часто в таких ситуациях люди меняют место работы, чтобы оно не было связано с образованием, но всё равно очень скучают по занятиям с детьми.
Выгорание считается устойчивым состоянием, однако если будет оказано достаточно поддержки, от него можно избавиться.
Факторы, способствующие выгоранию
Факторы, которые влияют на развитие профессионального выгорания, разделяют на три группы:
Личностные
К ним относятся:
- склонность к интраверсии;
- реактивность;
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жесткость и авторитарность по отношению к окружающим;
- низкий уровень самоуважения и самооценки и прочее.
В ходе нескольких исследований стало известно, что чаще всего выгорание происходит у трудоголиков. Это люди, которые ставят работу превыше всего: они отдают ей все свои эмоциональные и физические силы, посвящают всё своё время, позабыв о других вещах.
Статусно-ролевые факторы
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределённость;
- неудовлетворённость профессиональным и личностным развитием;
- низкое социальное положение;
- ролевые поведенческие стереотипы, из-за которых нет творческого развития;
- отверженность в ценной группе;
- отрицательные гендерные установки, которые ущемляют права и свободу человека.
Корпоративные
В неё входят:
- нечёткая организация и планирование работы;
- монотонность деятельности;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгий порядок времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
- негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплочённости;
- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны других сотрудников;
- конфликтные ситуации, соревновательная атмосфера;
- недостаток административной, социальной и профессиональной поддержки и прочее.
Стоит понимать, что один фактор не приводит человека к выгоранию, а вот их совокупность, которая может быть и на профессиональном, и на личностном уровне, запросто.
Как проявляется синдром
Если профессиональное выгорание педагога вовремя не заметить или намеренно не предпринимать никаких действий по его преодолению, оно может привести к изменению личности. Чтобы выявить профессиональное выгорание, можно воспользоваться готовыми опросниками, к примеру, тестом В.В. Бойко.
Главные признаки того, что учитель получил выгорание, это:
- истощение, усталость;
- психосоматические осложнения;
- бессонница;
- негативные установки по отношению к школьникам, коллегам;
- негативные установки по отношению к своей профессии, нежелание работать;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увеличение объема психостимуляторов;
- ухудшение аппетита или переедание;
- пониженная самооценка;
- возрастание агрессивности;
- усиление пассивности;
- чувство вины.
Развивается выгорание постепенно: сначала приходит чувство эмоциональной истощённости, далее появляется сильная усталость, которая через время становится разочарованием, учитель понимает, что его больше не интересует данная профессия и ходить на работу желания нет.
Наиболее часто встречается модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона, которая была разработана в 1981 г. Они разделили выгорание на три основных компонента:
- Эмоциональное изнурение проявляется в чувстве беспомощности, безысходности, срывах, усталости, уменьшении энергетического тонуса и качества выполнения работы, появлении физических недугов. Приходит осознание того, что нет никаких чувств, проблемы окружающих вообще не вызывают эмоции.
- Вторым компонентом является деперсонализация, которую можно наблюдать в изменённых отношениях с окружающими. У некоторых это появление зависимости от других людей, а кто-то, наоборот, не желает общаться с кем-либо и выказывает отрицательное отношение к людям.Когда начинает развиваться деперсонализация, учитель перестаёт видеть в детях отдельных личностей. Педагог отдаляется от учеников, потому что ждёт от них чего-то плохого. Отрицательные реакции могут вылиться в нежелание контактировать, унизительное отношение к детям, пренебрежение их просьбами.
- Последний компонент – сокращённая профессиональная реализация. Она может выражаться через отрицательную самокритику, негативную оценку своего профессионализма и успехов, служебных достоинств и умений или принижения собственного достоинства, сокращение своих возможностей и обязательств в отношении других людей.
Ресурсы противодействия выгоранию
У каждого человека свой изменчивый профиль ресурсов, который может помочь справиться с профессиональным выгоранием и найти пути его преодоления.
Ресурс – это психологические и физические силы, необходимые человеку для того, чтобы легче переносить стрессовые ситуации. Его можно сравнить с иммунной системой, ведь, когда есть ресурс, учитель сможет предупредить появление профессионального выгорания, влияния других отрицательных аспектов профессии и жизни в целом.
Существуют внутренние (личностные) ресурсы, среди которых:
- умения и навыки;
- знания, опыт;
- модели конструктивного поведения;
- актуализированные способности.
С их помощью человек становится более гибким и устойчивым к стрессу, успешным и радуется жизни.
Выделяют 4 уровня личностных ресурсов борьбы с выгоранием:
- Физиологический уровень. Это база, которая включает в себя то, что задано природой: тип нервной системы (её силу, слабость, устойчивость), половую принадлежность, количество лет, состояние здоровья, реакции организма на стрессовые ситуации.
- В психологическом уровне есть три подуровня:Эмоционально-волевойЭмоциональное преодоление подразумевает понимание и принятие своих внутренних ощущений и эмоций, желаний, нужд, умение правильно проявлять свои чувства, контроль за изменениями переживаний, избавление от заторможенности, слабой реакции и прочего.
КогнитивныйК когнитивному преодолению относится осознание причин стресса, понимание ситуации, использование её образа для создания полного портрета своей личности, окружающих и взаимоотношений с ними.Не последнюю роль играют психологическая компетентность, оптимизм, рациональное мышление, гибкость ума, поиск и анализирование возможных методов, которые можно использовать для борьбы со стрессом, выискивание конструктивных способов противодействия, самооценка, нахождение средств для повышения ресурса и поиск поддержки.
ПоведенческийПоведенческое преодоление включает в себя активное и гибкое поведение, его изменение, подстраивание стратегий и планов, задач и режимов деятельности, включение или выключение поведения либо действий. - Эмоционально-волевой
- Когнитивный
- Поведенческий
- Социальный уровеньВключает в себя социальные роли, мнения и установки, отношение к окружающим.
- Духовный уровеньОн содержит в себе три психологических ресурса:
Надежда. Эта психологическая категория даёт толчок к жизни и росту. Она проявляется в активном ожидании того, что произойдёт что-то хорошее: то, чего ещё не было. Благодаря этому человек не опускает руки в тяжёлых жизненных ситуациях и верит, что родится на свет то, что поможет ему, даже если это произойдёт позже, чем хотелось бы.Рациональная вера является уверенностью в том, что человеку даётся большое количество возможностей для улучшения своей жизни, просто их необходимо вовремя заметить и воспользоваться. Вера представляет собой рациональное объяснение реальности.Душевная сила означает умение отстаивать свою веру и надежду и не дать кому-либо разрушить их, превратив в обычный оптимизм или иррациональную веру. Как считал Спиноза, душевная сила – это возможность сказать «нет», когда абсолютно все требуют ответить «да». - Надежда. Эта психологическая категория даёт толчок к жизни и росту. Она проявляется в активном ожидании того, что произойдёт что-то хорошее: то, чего ещё не было. Благодаря этому человек не опускает руки в тяжёлых жизненных ситуациях и верит, что родится на свет то, что поможет ему, даже если это произойдёт позже, чем хотелось бы.
- Рациональная вера является уверенностью в том, что человеку даётся большое количество возможностей для улучшения своей жизни, просто их необходимо вовремя заметить и воспользоваться. Вера представляет собой рациональное объяснение реальности.
- Душевная сила означает умение отстаивать свою веру и надежду и не дать кому-либо разрушить их, превратив в обычный оптимизм или иррациональную веру. Как считал Спиноза, душевная сила – это возможность сказать «нет», когда абсолютно все требуют ответить «да».
Довольно важным ресурсом для избавления от профессионального выгорания и его профилактики считается умение человека самостоятельно создать смысл. Когда исчезает смысл жить, появляется большое количество психических проблем, в том числе и выгорание.
Смыслы в профессиональной деятельности постоянно меняются, и чаще всего это происходит в кризисных ситуациях. Если человек умеет видеть другие смыслы в своей профессии, давать новые оценки своей роли и открывать в ней что-то новое, постоянно ставить перед собой новые задачи, то он сможет преодолеть профессиональное выгорание. Человек должен быть гибким и уметь подстраиваться под произошедшие изменения.
Самые яркие внешние ресурсы это:
- карьера;
- семья;
- личное время.
В жизни самые стрессоустойчивые люди – это те, у кого есть поддержка близких, любимая и вдохновляющая работа, хобби, которое поможет отвлечься от плохих мыслей, расслабиться и насладиться моментом. Так человек понимает, что в жизни есть много интересного и важного помимо работы.
И совсем другая ситуация, когда человек находится в постоянном стрессе, у него проблемы в семье, не хватает свободного времени или он тратит его на саморазрушение. Так ресурсы его истощаются.
Если у человека недостаточно внешних ресурсов для борьбы с профессиональным выгоранием, то ему необходимо заменить их очень сильными внутренними ресурсами. С помощью развития личностных ресурсов для преодоления выгорания можно намного дольше находиться на вершине профессионального и личностного расцвета.
Профилактика выгорания
Нередко люди, чьи профессии относятся к сфере «человек-человек», а учителя тоже сюда входят, не могут признаться в том, что у них психологические проблемы. Особенно педагоги привыкли, что им надо быть сильными, поэтому они не идут за помощью к специалистам.
Психологи, которые работают в образовательных учреждениях, должны знать об этом и устраивать мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагога и находить способы решения проблемы, если синдром уже имеет место. Однако не менее важно, чтобы учитель самостоятельно мог помочь себе.
Вот список рекомендаций, которые помогут преподавателю предупредить появление выгорания.
- Смотрите на жизнь с позитивом. Сделайте своим девизом психологическое правило: если ты можешь повлиять на ситуацию – сделай это, но если такой возможности нет – поменяй своё отношение к ней.
- Старайтесь жить с умом. Ориентируйтесь на такое психологическое правило: не можешь жить в напряжении, начни жить по-умному.
- Прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям, чтобы вовремя заметить признаки эмоциональной усталости.
- Слушайте себя и свои желания. Если вы не хотите участвовать в каком-то мероприятии, не делайте этого. Таким образом вы сможете избежать лишних стрессов.
- Любите себя и радуйте. Стремитесь к гармонии и балансу, начните вести здоровый образ жизни, проведите время с другими людьми, если вам это необходимо.
- Высыпайтесь! Когда ваш сон меняется из-за переживаний от стрессовой ситуации, это приводит к бессоннице, а та, в свою очередь, является причиной ещё большего стресса. Так и получается замкнутый круг.
- Не делайте работу смыслом своей жизни или спасательным кругом. Воспринимайте её как деятельность, которая просто есть, и это хорошо.
- Живите так, как хочется вам, а не другим людям. У каждого своя жизнь, поэтому только вы вправе решать, какой она должна быть.
- Выделяйте свободное время для себя. Вы не обязаны постоянно трудиться, потому что помимо работы должна быть и другая жизнь.
- Как говорил В. А. Сухомлинский: «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества». Учителя, которые не видят ничего вокруг, кроме своей работы, не смотрят новые фильмы, не интересуются трендами, становятся в глазах школьников скучными и отставшими от жизни, и по этой причине они могут поменять своё отношение к дисциплине, которую преподаёт такой педагог.
- Найдите себе увлечения, которые никак не будут пересекаться с преподавательской деятельностью. Сейчас есть большое количество разнообразных курсов, мастер-классов, так что вы точно сможете найти что-то для себя.
- Довольно часто люди хотят сделать больше дел, чем им по силам. Не надо мучить себя и жить в таком бешеном режиме! Намного правильнее делать меньше, зато качественно, чем хвататься за всё и сразу, выполнять это некачественно и потом расстраиваться из-за плохого результата.
- Научитесь отвлекаться от рабочих проблем. Вы можете сделать перестановку в квартире, поменять причёску, изменить маршрут, которым вы добираетесь до работы.
- Если вы хотите кому-то помочь и не можете отказать, всё же задайте себе вопрос, действительно ли человек не справится с этим самостоятельно.
- Религиозным людям в сложных ситуациях поможет их вера, молитвы, посещение храма.
Вообще старайтесь относиться ко всему с юмором. С помощью смеха можно легче переносить стресс, дистанцироваться от чего-то и от себя в том числе: самоотстранение происходит легче. Юмор поднимете настроение, и человеку после становится намного лучше. Смех делает возникшую проблему в ваших глазах совершенно незначительной, и вы понимаете, что сможете запросто с ней справиться, почувствуете, что всё в ваших руках.
Мы рассказали о том, какие есть способы профилактики профессионального выгорания педагога, а это значит, что данный синдром может вас и не затронуть. Человеку необходимо увеличивать и пробуждать личностные ресурсы, которые помогут справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими как на работе, так и в повседневной жизни. Если вы понимаете, что уровень вашего выгорания довольно высокий и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к психологу.
По экспертным данным, учительская профессия – на втором месте после профессии медсестры по уровню стресса и усталости. Особенно это заметно сейчас, в сложный период дистанционного обучения.
– По итогам учительского голосования в марте выяснилось, что проблема профессионального выгорания – на втором месте для учителей, – рассказывает руководитель программы развития педагогов “Я Учитель” сервиса Яндекс.Учебник Ирина Савицкая. – Постоянная усталость и стресс мешают получать удовольствие от работы, в результате страдают и ученики.
Как узнать, что выгораешь? Вот основные “звоночки”: чувство усталости, сонливости, апатии, когда сложно вставать утром, не хочется идти на работу, человек отдаляется от коллектива, начинает хуже работать.
Причины? Отсутствие сил, которые отбирают рабочая нагрузка, токсичная среда, недостаток признания со стороны руководства, большой стаж работы.
Молодые педагоги, которым, казалось бы, не с чего выгорать, тоже подвержены проблеме. В первую очередь, из-за сверх-энтузиазма, с которым “кидаются” в работу, стирая границы между рабочими и личными делами. Они задерживаются на работе, набирают себе “внеурочку”, принимают близко к сердцу сложности детей.
Еще одна причина выгорания – “дефицит смысла”. Как бы не было сложно, можно работать, когда понимаешь, для чего и зачем ты это делаешь. Если смысл потерян – кризиса не избежать.
– У педагога есть профессиональный календарь, – рассказывает Тимур Алексеев, учитель истории из Москвы. – Сентябрь – воодушевление, ты проводишь первые уроки, дети смотрят на тебя с горящими глазами и ждут чего-то нового и интересного. В октябре после каникул начинаются неурядицы, а к декабрю, когда световой день становится совсем коротким, и у всех осенне-зимняя хандра, начинается депрессия, и учитель с нетерпением ждет каникул.
“Выгорание – это когда ты начинаешь терять в себе человека”, – отмечает его коллега, учитель русского языка и литературы школы №18 г. Санкт-Петербурга Елизавета Капустина. Другими словами, сложности у учителя возникают, когда он начинает воспринимать ученика только как объект обучения, а не как отдельного человека со своими эмоциями, проблемами, характером. Но и ученикам, и родителям важно помнить: учитель тоже человек.
Что делать, если понимаешь, что выгораешь? Вот пять советов от учителей, которым удалось справиться с проблемой:
1. Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
2. Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в школу. Ведь учитель, как и врач – это миссия.
3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и “дружить” с самим собой, вероятность выгорания меньше.
5. Строить работу на основе равенства с учениками. Маркер выгорания – когда учитель перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.
Рецепт от директора
Одним из основных помощников учителя в борьбе с эмоциональным и профессиональным выгоранием может и должен стать директор школы, считают эксперты.
– Начальник – главный психотерапевт для любого работника, в том числе и для педагога, – говорит основатель движения SelfMama. – Руководителю важно мотивировать своих сотрудников, заниматься их развитием, обучать навыкам планирования и организации работы. Еще один совет из мира управления персоналом – создать в школе клуб, где учителя смогут общаться на разные темы, не связанные с профессией. Это помогает справляться со стрессом.
В московской школе №2065 развернули целый “штаб спасения” учителей от выгорания. Здесь и тимбилдинг, и корпоративные интеллектуальные турниры, и многое другое.
-Учителя ходят “в гости” друг к другу на уроки, а потом вместе обсуждают, как прошло занятие, – говорит директор школы № 2065 Наталия Файдюк. – Для учителей есть спортивные секции, экскурсии, мастер-классы и лекции на темы, не связанные с профессией. Например, уже были встречи с визажистом-косметологом, уроки кулинарии, консультации диетолога.
Тест на стресс
С 19 октября в течение месяца все педагоги смогут бесплатно пройти специальный тест на выгорание в рамках программы развития “Я Учитель”, а после – познакомиться с курсом “Эмоциональное выгорание педагога”, где уже психологи расскажут об эффективных способах борьбы с проблемой.
Результаты теста будут только у учителя, прошедшего диагностику, все анонимно. Увидев свой результат, педагог сможет лучше понять, как действовать: к результатам будет приложен список рекомендаций.