Как известно, недавно Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального выгорания – заболеванием. И теперь все специалисты могут рассчитывать на квалифицированную помощь от специалистов. В современных реалиях знать, что это за недуг и как с ним бороться должны и педагоги.
Причины профессионального выгорания в педагогической среде
В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:
- Гиперответственность;
- Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
- Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.
Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?
Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.
От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.
Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.
Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:
- Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
- Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
- Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.
Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания
Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.
Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.
На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:
- Отсутствие сна;
- Утомляемость;
- Истощение;
- Упадок сил;
- Нарушение пищеварительных процессов.
В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:
- Монотонность профессиональной деятельности;
- Чувство безнадежности;
- Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
- Пристрастие к вредным привычкам;
- Негативные проявления к себе и ученикам;
- Агрессивное и несдержанное поведение.
Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:
Исследователи утверждают, что чаще подвергаются «выгоранию», люди, страдающие «трудоголизмом»: посвятившие свою жизнь только рабочим моментам, отдающие все силы без остатка профессиональным вопросам, не отдыхающие, ежедневно работающие на полную мощность, не оставляя время на личные интересы и общение с близкими людьми и семьей.
- Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
- Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.
Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант
АннотацияРабота педагогов связана с такими отрицательными моментами, как невысокая заработная плата, утрата престижа данной профессии, большая ответственность, большое количество документации, частные проверки и ненормированный рабочий день. Также вовлеченность в жизнь учеников, каждодневное общение с учащимися, родителями и коллегами предполагают высокую эмоциональную напряженность, которая способствует формированию СЭВ.
Ключевые слова: педагог, причины, синдром эмоционального выгорания, стадии
От эмоционального выгорания не застрахован ни один человек, так как сегодняшний ритм жизни практически не оставляет время на полноценный отдых. Но в силу специфика работы те или иные представители профессий более склонны к эмоциональному профессиональному выгоранию. Чаще «выгорают» те, чья работа связана со стрессовыми ситуациями и подразумевает постоянное взаимодействие и контакт с людьми. Современный педагог входит в зону риска, так как каждый день он подвержен нервно-психическим нагрузкам, работа учителя связана с большим количеством документов и постоянным общением.
Синдром эмоционального выгорания – механизм психологической защиты, который возникает в ответ на продолжительное воздействие профессиональных стрессов.
Причины эмоционального выгорания:
– взаимодействие с большим количеством людей;
– повышенная загруженность;
– отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства;
– неоднозначные запросы на работе;
– недружелюбный коллектив, «трудные» родители (сплетни, незаслуженная критика);
– отсутствие хобби;
– расхождение в затраченных ресурсах на выполнение профессиональных задач и в вознаграждение.
Стадии эмоционального выгорания у педагога:
- Истощение. Не проходящие после ночного сна, чувство вялости и усталости. Истощение эмоциональных и физических сил.
- Личностная отстраненность. Педагог равнодушен к учащимся, коллегам и своим обязанностям. Всё вызывает раздражение или тоску.
- Утра эффективности в профессиональной деятельности или снижение самооценки. Отсутствие перспектив и развития в педагогической деятельности, утрата веры в свои профессиональные возможности, снижение удовлетворение от проделанной работы. На данном этапе многие уходят из профессии.
На фоне эмоционального выгорания развиваются такие личностные особенности, как нерешительность, пассивность, консерватизм, закрытость, перепады настроения, раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль.
Синдром эмоционального выгорания легче предотвратить, чем лечить. Руководителям образовательных учреждений необходимо отслеживать симптомы у сотрудников и периодически устраивать профилактику для всего педагогического коллектива.
Выделяют три вида психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания:
- Первичная профилактика. Определение группы риска и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.
- Вторичная профилактика. Данный вид профилактики необходим педагогам, у которых уже наблюдаются признаки выгорания. Комплекс мероприятий нацелен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов.
- Третичная психопрофилактика. Реабилитация педагогов с высокой степенью профессионального выгорания.
Рекомендации по снижению вероятности появления синдрома эмоционального выгорания:
– рабочие паузы для эмоциональной разгрузки;
– тайм – менеджмент;
– правильное питание;
– физические нагрузки (активный отдых, экскурсии, прогулки на природе);
– смена видов деятельности;
– каждодневно использовать приемы релаксации;
– пробовать себя в различных хобби;
– включаться в эмоциональное общение (делится с близкими своими чувствами и мыслями).
Способность к переживанию и сопереживанию – профессионально необходимые качества учителя, отличительной особенностью труда педагога является очень высокая эмоциональная напряженность. Эти особенности также способствуют формированию СЭВ.
Все статьи автора «Рыбина Екатерина Александровна»
Как не «перегореть»? Профилактика и лечение профессионального выгорания у педагогов
Согласно исследованию специалистов ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, педагоги наряду с медицинскими работниками и работниками уголовно-исправительной сферы входят в группу риска по развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Более того, у 60% педагогов со стажем больше 20 лет этот синдром уже сформирован. Как же педагогу избежать профессионального выгорания и возможно ли это?
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего у специалистов с СЭВ отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ. Для диагностики профессионального выгорания педагогов можно использовать готовые опросники, например, тест В.В. Бойко.
Почему педагоги подвержены развитию СЭВ?
Учителя входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Педагогическая деятельность требует беспрестанного самоконтроля, причем даже во внерабочее время. Если офисный сотрудник или заводской мастер после рабочего дня могут отвлечься и отдохнуть, то учителю приходится идти на педсовет или субботник, проверять тетради, отвечать на сообщения родителей в чате, составлять план занятий на следующий месяц и репетировать с детьми сценку для концерта.
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
- Личностные: реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.
- Статусно-ролевые: ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.
- Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
- Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.
- Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.
- Профессиональные: безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы. Возникают или обостряются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, сигаретами, переедание, игромания и другие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и его преодоление
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает.
Работодатель может понизить процент возникновения СЭВ у своих сотрудников, если обеспечит им возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
Профилактика профессионального выгорания педагогов зависит и от самих учителей. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
Повышайте квалификацию, чтобы не «перегореть»
Стрессовые ситуации – одна из главных причин развития СЭВ. А они часто возникают из-за недостаточного профессионализма. Например, класс перевели на дистанционное обучение, а учитель не владеет компьютерными технологиями. Или в классе появился ученик с ОВЗ, а у педагога очень отдаленные представления о том, что такое инклюзивное образование. Чтобы избежать стресса в таких ситуациях, повышайте квалификацию по незнакомым или сложным для вас темам. Тем более, сегодня это можно делать дистанционно*, не отрываясь от работы, – на курсах АНО «НИИДПО».
Вот только несколько программ повышения квалификации, которые мы рекомендуем для профилактики профессионального выгорания педагогов:
Это только небольшая часть программ повышения квалификации, которые разработаны нашими экспертами-практиками. Обращайтесь к специалистам приемной комиссии, и они помогут выбрать курс.
Подберем программу для Вас!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
<< Выбрать другое направление
Куприянчук Елена ВикторовнаСаратовский государственный университеткандидат социологических наук, доцент кафедры специальной психологии
АннотацияИзложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей профессионального эмоционального выгорания у педагогов специального образования. Показано, что профессиональное развитие нередко сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека. Эмоциональная насыщенность в сочетании с повышенной ответственностью профессиональной деятельности, как в нашем случае, дефектологической, приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам, формируя, в конце концов, безразличное отношение к тому, что происходит с другими людьми, прежде всего – аномально развивающимися детьми, а также редукцию своих личных достижений. Такое деструктивное состояние психики получило название профессиональное выгорание. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке, состоящей из двух групп преподавателей, в 2016 г. Первая группа: преподаватели Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» г. Саратова. Вторая группа: преподаватели Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Саратова» ( n= 40; 20, 20 человек соответственно, в возрасте от 22 до 53 лет). С применением диагностического инструментария: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, изучения акцентуации личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Установлено, что профессиональная деятельность учителей специальных (коррекционных) школ сопровождается формированием синдрома эмоционального выгорания, отличающегося как по количественному, так и по качественному критериям от такового у педагогов общеобразовательных школ. У дефектологов наличие синдрома эмоционального выгорания характеризуется развитием эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. Чем глубже и динамичнее развивается данный синдром у педагогов, как в случае с педагогами – дефектологами, тем более жестоким, вплоть до вербальной и физической агрессии, является то поведение, которое они могут демонстрировать, в том числе и в работе с детьми с особенностями в развитии.
Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Kupriyanchuk Elena ViktorovnaSaratov State Universitycandidate of sociology, associate professor, department of special psychology
AbstractThe results of theoretical and empirical research of features of professional burnout among teachers of special education. It is shown that professional development is often accompanied by periods of regression, maladjustment, stagnation, crisis, deformations, and in some cases, and professional degradation of man. Emotional intensity, combined with increased responsibility of professional activity, as in our case, speech pathology, leads to irritability, overexcitement, anxiety, nervous breakdowns, forming, in the end, the indifference to what is going on with other people, first of all – abnormally developing children as well as the reduction of their personal achievements. Such a destructive state of mind has been called burnout. The results of empirical research carried out on a sample consisting of two groups of teachers, in 2016. The first group: teachers of the municipal educational institution “The main secondary school № 17” in Saratov. The second group: teachers of the State budget educational institution of the Saratov region “School for students on educational programs adapted number 2 in Saratov» (n = 40; 20, 20, respectively, between the ages of 22 to 53 years). With the use of diagnostic tools: methods of diagnostics of level of emotional burnout VV Boyko, the study of personality accentuation K. Leonhard (option C Shmisheka), diagnostic indicators and forms of aggression A. Bass and A. Darko. Established that the professional work of teachers of special (correctional) schools accompanied by the formation of emotional burnout syndrome, characterized by both quantitative and qualitative criteria from that of teachers in secondary schools. In pathologists presence of burnout syndrome characterized by the development of emotional exhaustion, depersonalization, reduction of personal achievements. The deeper and more dynamic developing this syndrome in teachers, as in the case of teachers – defectologists, the more severe, up to verbal and physical aggression is a behavior that they can demonstrate, including in working with children with disabilities.
Applied aspect of the research problem can be implemented in practice the psychological counseling services.
Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение представлена в науке на настоящий момент недостаточно. Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуются эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова, А.Х. Пашина, А.С. Шафранова, Т.И. Янданова и др.)
ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирическое исследование проводилось совместно с Е.А. Корнелаевой в 2016г., было выполнено на выборке состоящей из двух групп преподавателей. Первая группа: преподаватели Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17» г. Саратова. Вторая группа: преподаватели Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Саратова» ( n= 40; 20, 20 человек соответственно,
в возрасте от 22 до 53 лет). С применением диагностического инструментария: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, изучения акцентуации личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве диагностического инструментария на констатирующем этапе исследования была применена методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания», автором которой является В.В. Бойко. Использование данного опросника позволило нам выявить уровень сформированности каждой из фаз синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения, а также определить общий уровень эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ и педагогов системы специального образования.
Анализируя полученные данные, мы можем сказать о том, что большинство педагогов общеобразовательной школы находятся на этапе формирования эмоционального выгорания, в эту группу входят 8 респондентов, что составляет 40% от общего количества испытуемых. В группу с уже сформированным синдромом эмоционального выгорания попали 5 человек, это 25% от общего числа респондентов и отсутствие данного феномена было характерно для 7 педагогов, что составляет 35 % от общего числа исследуемых. Подробный анализ уровня сформированности каждой из фаз эмоционального выгорания представлен в графическом виде на рисунке 1.
Рисунок 1 – Характеристика фаз эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений.
Качественный анализ симптомов эмоционального выгорания показал, что фаза «Напряжения» у педагогов проявляется следующим образом: 35% (7 испытуемых) имеют несформированную фазу; у 6 преподавателей – 30% испытуемых наблюдается фаза в стадии формирования, а у 35% (7 учителей) данная фаза сформировалась. Нервное (тревожное) напряжение характерное для этой фазы, является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Изучение фазы «Резистенция» дало нам следующие результаты: 6 педагогов, а это 30% респондентов имеют несформированную фазу; 35% (7 учителей) входят в группу, где данный показатель находится в стадии формирования и у 35% (7 педагогов) данная фаза уже сформирована.
Изучение фазы «Истощение» у педагогов проявлялось следующим образом: у 50% -10 человек входят в группу, где данная фаза не сформирована; 7 человек – 35% группы испытуемых имели сформированную фазу и у 15% (3 респондента) наблюдается процесс формирования исследуемой фазы.
Иные результаты можно видеть у группы педагогов специального образования.
Полученные данные указывают на то, что большинство педагогов, работающих в системе специального образования подвержены эмоциональному выгоранию, при этом сложившийся симптом характерен для 50% респондентов, что составляет 10 человек от общего количества испытуемых. На стадии формирования изучаемый феномен отмечается у 35% респондентов, что составляет 7 человек от общего числа и лишь у 15% испытуемых данный синдром не выявлен. Проведем подробный анализ результатов сформированности каждой из фаз эмоционального выгорания педагогов системы специального образования, эта информация отражена в графическом виде на рисунке 2.
Рисунок 2 – Характеристика фаз эмоционального выгорания у педагогов специальных (коррекционных) школ.
Анализ полученных результатов по данной методике позволил выявить следующее, фаза напряжения сформировалась у 9 преподавателей, что составляет 45% от общего числа испытуемых. В стадии формирования данная фазы выявлена так же у 9 сотрудников (45%). И только 2 сотрудника показали отсутствие данной фазы, что составляет 10% от общего числа респондентов.
Сформировавшаяся фаза «Резистенции» наблюдается у 45% респондентов, что составляет 9 человек. В стадии формирования данный показатель отмечается также у 45% (9 преподавателей).
Если говорить о фазе «Напряжение», то здесь сформировавшаяся стадия наблюдается у 5 преподавателей специальных школ, что составляет 25% от общего числа исследуемых. Большинство преподавателей входят в группу лиц, у которых данный показатель находится в стадии формирования, это 8 человек – 40% респондентов. Отсутствие данной фазы наблюдается у 7 человек – 35% от общего числа.
Качественная характеристика всех стадий показывает, что профессиональная деятельность учителей специальных (коррекционных) школ сопровождается формированием синдрома психического выгорания, отличающегося развитием эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений.
Наиболее выражен в профессиональной группе первый симптом, характеризующийся сниженным эмоциональным фоном, равнодушием, эмоциональным перенасыщением, опустошенностью и усталостью. Вторую позицию в синдроме психического выгорания учителей-дефектологов занимает симптом «редукции личных достижений», который проявляется как тенденцией негативного оценивания себя, своих возможностей, так и редуцированием собственных профессиональных достоинств, ограничением своих обязанностей по отношению к другим, снятием ответственности с себя и перекладыванием ее на других. Несколько ниже по степени распространения находится симптом «деперсонализации», при наличии которого имеют место различные деформации в отношениях педагогов с другими людьми, начиная от повышенной зависимости от последних и заканчивая проявлением негативизма, циничности установок и чувств по отношению к детям с особыми нуждами, коллегам по работе.
Далее для проведения исследований по предложенным в работе методикам мы разделили каждую из групп респондентов на две подгруппы, в одну из них входят преподаватели с отсутствием синдрома эмоционального выгорания, в другую – с наличием этого синдрома. В группе педагогов общего образования в первую подгруппу вошли 7 человек, педагоги у которых эмоциональное выгорание не диагностировалось. Вторая подгруппа объединяет в себе сотрудников с наличием изучаемого феномена и педагогов, у кого эмоциональное выгорание находится в стадии формирования, их численность составляет 13 человек. По аналогии мы разделили группы испытуемых системы специального образования. В результате подгруппа респондентов с наличием синдрома эмоционального выгорания состояла из 17 человек, подгруппа с отсутствием эмоционального выгорания – из 3 человек.
Таблица 1 – Показатели зависимости социально-демографических характеристик и эмоционального выгорания.
На данной таблице мы видим связь между тем как возраст и стаж работы педагогов влияет на формирование эмоционального выгорания, можно сделать вывод о том, что чем больше стаж работы педагога, тем больше демонстрируется наличие эмоционального выгорания. Больше всего респондентов, демонстрирующих эмоциональное выгорание, приходится в возрастном диапазоне от 35 лет, с имеющимся стажем работы от 10 лет.
Причины достижения данного негативного состояния следует искать как в условиях, или особенностях труда, так и в личностных особенностях преподавателей, влияющих на их эмоциональное и физическое самочувствие. Для этого нами была подобрана методика «Изучение акцентуации личности», автор К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).
Рисунок 3 – Тип акцентуации характера у педагогов общеобразовательных учреждений.
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что распространенным типом акцентуации характера в группе педагогов, работающих с нормально развивающимися детьми, является эмотивный, он диагностирован у 5 человек (38%). Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Для них характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их захватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо отражает мимика. Характерной особенностью является повышенная слезливость, так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, эти люди воспринимают близко к сердцу поражения и негативные отзывы.
Менее выраженным типом акцентуации характера в группе педагогов системы общего образования является экзальтированный тип, он наблюдается у 4 сотрудников общеобразовательных школ (31%), у людей с таким типом акцентуации отмечается повышенная коммуникабельность, бурная, экзальтированная реакция на происходящее, они
легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных, при этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение. Экзальтированные личности часто становятся инициаторами споров, но к разрешению этих ситуаций не стремятся, обладают лабильностью психики В равной степени в исследуемой группе представлены возбудимый тип – 2 человека (15%), тревожный тип – 2 человека (15%). Демонстративный, педантичный, застревающий, гипертимный, дистимический типы не выявлены.
Если говорить о результатах исследования педагогов общеобразовательной школы с отсутствием эмоционального выгорания по данной методике, то можно сделать вывод о том, что у респондентов этой группы относительно распространенным типом акцентуации является гипертимный тип – 2 человека, что составляет 30% от общего числа респондентов. Для них характерна общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники. В равных соотношения были представлены демонстративный тип 1 человек (14%), педантичный тип – 1 человек (14%), возбудимый тип – 1 человек (14%), тревожный тип – 1 человек (14%), эмотивный тип -1 человек (14%). Таким образом, анализ данных указывает на отсутствие ведущего типа акцентуации характера у группы педагогов общеобразовательных школ с отсутствием эмоционального выгорания, что не характерно для педагогов с наличием выгорания, у которых ведущими акцентуациями являются эмотивный и экзальтированные типы. Этот факт дает нам возможность предположить наличие предпосылок формирования эмоционального выгорания у педагогов с определенным типом акцентуаций.
Рисунок 4 – Тип акцентуации характера у педагогов специальных (коррекционных) учреждений.
Таким образом, у педагогов специального образования, со сложившимся синдромом эмоционального выгорания, наиболее распространенной акцентуацией характера является экзальтированный тип, который выявлен у 6 респондентов (35% от общего числа), отличающими признаками являются высокая контактность, разговорчивость, им свойственна частая смена настроения, подверженность отчаянию, часто трагически воспринимают критику, поддаются панике, такие люди имеют склонность к невротической депрессии. Менее выражен эмотивный тип акцентуации характера, он представлен у 4 педагогов (23%), для них характерна повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, гуманность и что самое главное сопереживание другим людям. Так же среди педагогов специального образования выявлен застревающий тип акцентуации – 2 человека (12%), дистимический тип – 2 человека (12%), тревожный – 1 человека (6%), циклотимный тип – 1 человек (6%), возбудимый – 1 человек (6%). Демонстративный, педантичный и гипертимный типы не выявлены.
Подгруппа специальных педагогов с отсутствием синдрома эмоционального выгорания состоит их 3 человек, здесь выявлены разные типы акцентуации характера педантичный тип – 1 человек из общего числа респондентов, который характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое нарушения порядка. Так же представлен экзальтированный тип – 1 человек, этому типу свойственны: высокая контактность, разговорчивость, влюбчивость. Экзальтированные люди часто скрыты, не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях выступают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они товарищеские, внимательны к друзьям и близким. Они альтруистические, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Возбудимый тип диагностирован у 1 человека, для которого характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Для таких людей характерна раздражительность, вспыльчивость, частая смена мест работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.
Рисунок 5 – Форма агрессии у педагогов общеобразовательных учреждений.
Анализируя данные, отраженные в диаграмме, можно сказать о том, что самыми распространенными формами агрессии у группы педагогов общеобразовательных школ с наличием эмоционального выгорания являются «Косвенная агрессия», она диагностирована у 5 педагогов, это составляет 38% от общего количества исследуемых и таком же количестве наблюдается показатель «Раздражение», характерный для 5 респондентов – 38% от общего количества педагогов. В равном соотношении наблюдаются такие формы агрессии, как «Негативизм» – у 1 человека (8%) ,«Обида» – 1 человек (8%) и «Вербальная агрессия» – 1 человек (8%).
Совсем иные формы агрессий представлены у группы педагогов с отсутствием эмоционального выгорания, здесь преобладают «Негативизм» – 2 человека от общего числа этой группы и «Вербальная агрессия» – 2 человека. Так же представлены «Косвенная агрессия» – 1 человек, «Раздражение» – 1 человек и «Подозрительность» – 1 человек.
Сопоставляя данные полученные по методике «Диагностика показателей и форм агрессии», А. Басса и А. Дарки, мы можем сделать вывод о том, что ведущих форм агрессий у группы педагогов с отсутствием эмоционального выгорания нет, что не скажешь о группе с наличием эмоционального выгорания, где преобладает «Косвенная агрессия» и «Раздражение».
Рисунок 6 – Форма агрессии у педагогов специальных (коррекционных) учреждений.
Таким образом, проведенный анализ результатов по предложенной нами методике с группой педагогов системы специального образования позволяет сделать выводы о том, что наиболее распространенной формой агрессии является «Раздражение», этот показатель выявлен у 5 педагогов, что составляет 29% от общего числа респондентов. «Физическая агрессия» наблюдается у 4 педагогов специальных (коррекционных) школ, что составляет 23 %. В равных соотношениях находятся такие формы агрессии как «Косвенная» – 3 человека (18%) и «Вербальная» – 3 человека (18%). Менее выраженными являются «Негативизм» – 1 человек (6%) и «Обида» – 1 человек (6%).
Если анализировать данные полученные в ходе исследования у педагогов специальных (коррекционных) школ с отсутствием эмоционального выгорания можно выделить следующие формы агрессий: «Косвенная агрессия» 1 респондент, «Негативизм» – 1 человек и в таком же количестве выявлена «Вербальная агрессия».
Подводя итоги эмпирического исследования, по предложенным нами методикам, можно сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания», В.В. Бойко дают нам полную картину уровня сформированности эмоционального выгорания у двух групп респондентов. Полученные данные указывают на то, что эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги системы специального образования, что неоспоримо связано со спецификой их деятельности.
2. Для выявления личностных характеристик педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, а именно для определения типа акцентуации характера, нами была использована методика «Изучения акцентуации личности», К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Полученные результаты указывают на то, что самыми распространенными типами акцентуаций, как в группе педагогов общеобразовательных школ, так и в группе педагогов коррекционных школ являются эмотивный и экзальтированный типы. Именно эмоциональное включение в педагогическую деятельность, характерное для обеих групп эмоционально выгоревших, определяет у них нарастание неустойчивости, низкого уровня стрессоустойчивости, чувствительности к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня тревожности, строгого следования норм, обязательности, ответственности, дисциплинированности, высокой совестливости, социальной напряжённости, зависимости от мнения других. Именно такие личностные особенности способствуют более быстрому формированию феномена эмоционального выгорания у педагогов как общего, так и специального
3. Длительное воздействия внешних и внутренних факторов на психоэмоциональное состояние педагога может привести к формированию и проявлению разных форм агрессии. Для подтверждения этого факта, нами была использована методика «Диагностика показателей и форм агрессии», А. Басса и А. Дарки. Анализ результатов указывает на наличие «косвенной агрессии» и «раздражения» у педагогов общеобразовательных школ, а у группы преподавателей специальных коррекционных школ наблюдается «физическая агрессия», «раздражение» и «вербальная агрессия». Все перечисленные формы агрессии отсутствуют у педагогов без эмоционального выгорания, как в общеобразовательных, так и в специальных школах.
Все эти показатели помогут нам в разработке рекомендаций и создании в специальном (коррекционном) образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования психологической компетентности, регулирующей психоэмоциональное состояние педагогов.
- Куприянчук Е.В. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности // Образование в современном мире : Сб. науч. статей. Саратов : Изд-во Саратовского университета, – 2014. Выпуск 9.- С. 60- 66
- Куприянчук Е.В. Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 156-160. - Куприянчук Е.В. Профессиональные деструкции в помогающих профессиях // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 11-1. С. 96-100.
Все статьи автора «Куприянчук Елена Викторовна»
Какие специальности находятся в зоне риска?
Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.
Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.
Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.
Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.
Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:
- Быстрее всех «выгорают» застенчивые личности, интроверты, не любящие иметь контакты с людьми по работе;
- Сотрудники, вынужденные много взаимодействовать с разными людьми;
- Специалисты, которые испытывают частые внешние и внутренние конфликты в профессии;
- Женщины, разрывающиеся между семьей и работой, вынужденные конкурировать с мужчинами;
- Работники в условиях постоянной нестабильности;
- Специалисты, которые продолжительное время оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.
Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.
Синдром профессионального выгорания
Одна из проблем современного мира — профессиональное выгорание сотрудников. Касается она жителей развитых стран.
Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе.
Фрейденберг, американский психиатр и психолог, ввел новый термин «burnout», что значит «выгорание». Долгое изучение этого феномена психиатрами привело к обнаружению «стресса общения» в особой форме.
До того момента слово «выгорание» употреблялось в разговорном английском языке как наркотическая зависимость. Такая же зависимость появилась среди здоровых людей, специалистов.
Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд.
В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.
Способы решения проблемы профессионального выгорания
Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:
Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.
- Включение чувства юмора;
- Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
- Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
- Расслабление мышц;
- Похвала окружающих.
Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.
К саморегуляции можно отнести:
- Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
- Восстановления (уменьшение утомления);
- Активизации (повышение психическая и физической активности).
Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.
Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.
Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.
Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.
Стресс как шаг к профессиональному выгоранию
Как отмечают многие специалисты, продолжительные стрессовые состояния могут стать тем самым спусковым крючком, который запустит процесс синдрома у специалиста. Всем известно, что стрессовые состояния у педагогов часто возникают по причине межличностных конфликтов в рабочем коллективе. Наиболее опасны незаметные, непроявленные конфликтные ситуации, которые на протяжении длительного времени разрушают рабочую атмосферу в коллективе. Если таких конфликтов много, то нарушается продуктивная деятельность не только у конкретного специалиста, но и всего коллектива образовательного учреждения.
Таким образом можно заключить, что стрессовые ситуации и внутренние конфликты имеют негативное влияние на личную профессиональную деятельность преподавателя и работу всего педагогического коллектива. Кроме того, достаточно часто бывает так, что педагоги переносят этот конфликт на своих учеников, их родителей, а также свое близкое окружение.
В результате боязнь возникновения конфликта и возможных жалоб провоцируют у преподавателя состояние постоянного психического напряжения, а это влечёт за собой истощение эмоциональных ресурсов и является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.
И как уже отмечалось ранее, помочь справиться с подобной проблемой может квалифицированный специалист. Так, 6 июня пройдет семинар «Профилактика стресса и выгорания у педагогов», который проведет Игорь Спивак – кандидат психологических наук, эксперт в области профессиональной коммуникации и управления стрессом, сертифицированный тренер и коуч.
Главной целью семинара является формирование устойчивых навыков сохранения психологического равновесия и эффективной работоспособности в стрессовых ситуациях в условиях возникновения риска синдрома профессионального выгорания.
Участники семинара смогут узнать:
- Различные стратегии поведения и способы действий в конфликтных ситуациях;
- Причины агрессивного поведения коллег и собеседников;
- Основные правила и способы поведения для выхода из конфликта;
- Правила и методы защиты от эмоциональной и социальной агрессии.
Опытный тренер поможет самостоятельно изучить и ликвидировать личные «точки уязвимости», наработать эффективные алгоритмы и поведения при возникновении межличностных конфликтов.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру