Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Популярная серия книг теперь в электронном виде. Тренажёр для работы с текстом. Пособие состоит из двух частей. В первой части содержится 10 работ. Каждая работа состоит из текста и 10 заданий к нему. К каждому тексту предлагаются разные уровни заданий различной сложности ( определить тему и идею текста, составить план, тестовые вопросы, вопросы по содержанию текста, требующие полного ответа, задания по русскому языку). Тренажёр развивает умение работать с текстом, дети учатся использовать полученную в тексте информацию при выполнении заданий. Во второй части книги содержатся тексты для проверки техники чтения. Пособие будет полезно учителям, родителям, гувернёрам, репетиторам, няням. Книга изменена и переработана.

Оставьте отзыв

Дата выхода на ЛитРес:

18 стр., 7 иллюстрация

Работа с текстом. Обучение вдумчивому чтению. 5 класс

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Живые цветы в доме — это не только красота и уют, но и польза.

(2)Во-первых, комнатные растения украшают интерьер, а красота поднимает настроение. (3)Во-вторых, это отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает. (4)В-третьих, комнатные растения выделяют так называемые фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы. (5)В-четвертых, они увлажняют воздух, а значит, избавляют от пересыхания слизистые оболочки носа и рта.

(6)Все это говорит о том, что цветы в доме желательны и необходимы.

11. В каком предложении наиболее полно раскрывается основное основная мысль текста? Запишите номер предложения.

12. Укажите, какая из тем текста является самой широкой.

1). Комнатные растения – отдых для глаз и нервов.

2). Любимые цветы.

3). О пользе живых цветов в доме.

4). Комнатные растения увлажняют воздух.

13. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что комнатные растения поднимают настроение.

1). Комнатные растения – это отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает.

2). Комнатные растения увлажняют воздух.

3). Комнатные растения украшают интерьер.

4). Комнатные растения выделяют так называемые фитонциды.

14. Что избавляет от пересыхания слизистые оболочки носа и рта?

1). Влажный воздух.

3). Зеленый цвет.

15. Почему цветы в доме желательны и необходимы?

1). Потому что они дорого стоят.

2). Потому что они приносят пользу обитателям дома.

3). Они хорошо пахнут.

4). Они не занимают много места.

16. К какому типу речи относится данный текст?

4). Повествование с элементами описания.

17. В каком предложении содержится слово со значением «Внутреннее душевное состояние» .

18. В предложениях 1-2 найдите и выпишите слова-синонимы.

Таким образом, эффективность урока можно оценить на основе полученных результатов

Поэтому, считаю, что содержание учебного материала, формы и методы его реализации, были

выбраны правильно и позволили обеспечить достижение поставленной цели

Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к

уроку, организация внимания.

2. Подготовка учащихся к учебнопознавательной деятельности

На данном этапе необходимо создать условия для активной познавательной деятельности:

сформулировать цель урока, правила игрыпутешествия.

Действия по исправлению ошибок и изменению содержания компьютерного текста называется

Исправление неправильно написанных букв, замена неудачных слов другими, более точно

отражающими смысл написанногоназывается

Когда мы хотим вывести документ на печать, мы просматриваем его, чтобы убедиться, что все

правильно, исправляем обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносим

необходимые изменения, этот процесс называется

Ответ учащихся: работа с текстом или редактирование текста.

Скажите ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?______________________________

Открываем тетрадочки записываем сегодняшнее число и тему нашего урока «Работа с

текстом». ( В это время заходит почтальон Печкин с письмом)

Оо!!! ребята к нам гость! Почтальон Пекин.

Для того что бы было удобно просмотреть письмо, используем документкамеру. Выводит

содержимое письма на экран.

Письмо. Дорогие ребята! Очень, нужна Ваша помощь. При выпуске очередной школьной

газеты, в компьютер забрался вирус и испортил одну из рубрик газеты «Копилка мудрости». Я

Вам предлагаю побывать в роли редакторов этой газеты, и исправить ошибки в тексте.

Прежде всего, Вам нужно вспомнить правила ввода и редактирования текстовой информации.

Отправляю Вам статьи для работы.

Очень надеюсь на Вашу помощь.

Главный редактор газеты.

Читаем вопросы

  • Что такое почва?
  • Какое значение имеет в природе почва?
  • Можно ли считать почву живой частью экосистемы?
  • Как называется вещество, от которого зависит почвенное плодородие?
  • 5. От чего надо оберегать почву?

Читаем текст

Почва-важнейшая часть экосистемы.

Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов. В почве живёт множество микроскопических разрушителей органических веществ. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. Кроме того, в почве содержится перегной, или гумус. Он образуется в результате неполного разрушения остатков организмов. Перегной склеивает почву в комочки, между которыми легко проникают воздух, вода и живые существа.

Верхний слой почвы, насыщенный перегноем, имеет тёмный цвет. Чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут растения. Самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмы. Россия имеет большие запасы чернозёмных земель.

Плодородие почв – одно из главных богатств любой страны. К нему нужно относиться бережно. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем ответы

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Первый опыт. Возьмите горсточку почвы и бросьте её в стакан с водой. Что будет подниматься вверх? Что содержится в почве?

Второй опыт. Возьмите горшок с почвой и налейте туда немного воды. Понаблюдайте, вытечет ли она снизу. Сделайте вывод, удерживает ли почва воду.

  • Какие «этажи» можно выделить в экосистеме леса?
  • Какие преимущества имеют деревья перед травами?
  • Что дают деревья растениям нижних «этажей»?
  • Объясни с помощью текста, почему дерево не могло бы жить без своих частей: листьев, ствола, корней.
  • Как ты думаешь, почему в сплошном еловом лесу нижние «этажи» так бедны растительностью?

Лес – это экосистема из нескольких «этажей».

Высокие деревья составляют верхний «этаж» леса. Им достаётся больше солнечного света. Кустарники, травы и мхи вынуждены мириться с затенением. Зато деревья дают им прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Каждое растение приспособилось к своему «этажу» и не может жить вне леса.

В кроне дерева кипит невидимая глазу работа. Ветви подставляют листья солнцу, стараясь уловить каждый луч. Листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева.

Кора не только защищает ствол дерева. Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. Поранив кору, можно нарушить движение соков, и дерево может погибнуть.

Широко раскинулись под землёй мощные корни. Они не дают дереву упасть даже при сильном ветре. Корни глубоко проникают в почву и добывают из неё воду и минеральные вещества. Деревья используют свойство тонких трубочек всасывать жидкость. Так по тонким сосудам корней и ствола на место воды, испарившейся из листьев, всасывается вода из почвы.

Задание 1. Рассмотри рисунок, где представлены обитатели экосистемы леса. Вспомни, что обозначают стрелки. Назови цепи питания, изображённые на рисунке.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Задание 2. Какие из этих деревьев сбрасывают листву на зиму?

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.

Выделяются 3 этапа чтения:

  • Работа с текстом до чтения
  • Работа с текстом во время чтения
  • Работа с текстом после чтения

Мы предлагаем рассмотреть приёмы работы по развитию смыслового чтения над стихотворением на каждом этапе чтения на примере стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

Работа с текстом до чтения

Цель работы на первом этапе – этапе работы с текстом до чтения – заключается в развитии такого умения, как АНТИЦИПАЦИЯ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.

Один из приёмов работы называется “Эпиграф к уроку”. Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Например, эпиграфом к данному уроку могут быть слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.

К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.

Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Учитель задаёт вопросы: – Что вы можете сказать о девочке? Почему она грустная?

После того, как дети отгадают название стихотворения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.

Этот приём называется «Дерево предсказаний».

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Детям предлагают поработать в группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Надо прочитать текст. И таким образом мы переходим ко второму этапу – этапу работы с тексом во время чтения.

Работа с текстом во время чтения

На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».

Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:

– Почему девочка сбилась с ног?

– Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?

– Как вы думаете, что будет дальше?

Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.

Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»

Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.

Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления можно использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения – такой приём назывется Инсерт (чтение с пометами), когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

  • «!» – Я это знал.
  • «+» – Новое для меня.
  • «-» – Вызывает сомнение.
  • «?» – Вопрос.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, – «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:

  • Сколько часов девочка ждала щенка?
  • Где лежит больной щенок?
  • Какое животное впилось в хвост щенку?
  • Почему девочка переживала о пропаже щенка?
  • Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?

Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.

Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Такой приём уместнее проводить в парах. Во время чтения стихотворения детьми заполняется конспект-опора, затем идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить работу в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору

  • Какая беда случилась с девочкой?________________________
  • В какое время суток пропал щенок?______________________
  • Что предложила мама? _________________________________
  • Кто открыл дверь?_____________________________________
  • Кто впился в хвост щенку?______________________________
  • Где лежит больной щенок?______________________________
  • Какая часть туловища забинтована у щенка?_________________

Ещё один прием – «Чтение в кружок»

Учитель озвучивает задание: “Мы начинаем по очереди читать текст по строфам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу”.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)

Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» – когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»

И еще один прием послетекстовой работы – «Узелки на память».

Это заполнение схемы-опоры по произведению.

  • Название__________________
  • Автор________________________
  • Герои произведения___________
  • Время и место действия____________
  • Сюжет:
  • Начало событий_____________________
  • Поворотный пункт событий_______________
  • Проблема_________________ ____________
  • Решение проблемы__________________________

Детям очень нравится такой приём как “Слепой текст”.

1. Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами.

Я сегодня сбилась с _____

У меня пропал щенок.

_____ часа его звала,

_____ часа его ждала.

За уроки не садилась

И _________ не могла.

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.

3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Следующий интересный приём «Жокей и лошадь».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

А вот приём «Уголки» используется при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.

На всех этапах работы с текстом можно применять приём таблица «ЗХУ».

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ – интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца “Знаю”, формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

Таким образом, приемы и методы технологии чтения сегодня актуальны и востребованы, их можно применять при работе с любым текстом. Они соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.

Дидактические игры на уроках русского языка и литературы

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске.

Пример. Алфавит, звонить, магазин, музей,

предмет, конечно, яичница.

Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Для большего интереса к заданию я  назначаю экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Когда я учил алфавит, мне позвонил друг. Он позвал меня в музей. В музее нам показывали предметы древности. На обратном пути мы зашли в магазин.

Подобное задание можно несколько видоизменить: предложить учащимся тему (например, «Школа» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.

«В эфире – новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Задача участника – прочитать предложенный текст, соблюдая орфоэпические нормы.

На доске записаны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Задача учащихся «собрать» из данных слов фразеологизмы, что поможет проверить знание данных оборотов. Параллельно я проверяю умение учащихся определять спряжение глаголов, правописание предлогов с другими словами.

– Куда Макар телят не гонял. – Как в воду канул. – Ветер свистит в карманах. – На языке вертится. – В ежовых рукавицах.

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: – не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) – не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) – плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: – 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья – в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить – словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться – друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец – стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду – и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться.

Ключ: правильно – 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.

•   Переводчик

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око – (глаз).        Зеница – (глаз, зрачок).

Чело – (лоб).        Рамо — (плечо, множественное число -рамена).Выя – (шея).                                      Длань – (ладонь).

Чрево – (живот).        Шуйца – (левая рука).

Перст – (палец).        Десница – (правая рука).

Перси – (грудь).        Чресла – (поясница, бедро).

Вежды – (веки).        Челюсть – (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки).        Рыло — (то же, что лицо).

Уста – (губы).        Пясть – (ладонь с пальцами).

•   Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

Эту игру я провожу и при закреплении орфографических правил. Например, при работе со склонениями существительного, безударной гласной.

•   Угадайте слово по его описанию.

-Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)

3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)

5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)

6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»,   «Четвертый лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее – соломенный); • горяч, могуч, плач (лишнее – плач, так как существительное); • революция, циркуль, нация (лишнее – циркуль).

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др. •

Ученик приглашается к доске – «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

•   Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

– Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.

•   Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

•   Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

•   Диктант – шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

•   Диктант-«молчанка»

•   цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю – тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

– Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2)   В   предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: – Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувства языка.

( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: – дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка. Угадай подлежащее!

( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; – воспитание у учащихся чувства языка

Игра «Не повторяться!»

Человек, знающий больше слов, лучше владеет языком — эта мысль кажется очевидной. Но знать слова можно по-разному. Почти любому взрослому известно, что какаду — это птица, офсайд – ситуация «вне игры» в футбольном матче. Эти слова входят в пассивный словарный запас большинства людей. Однако очень легко представить себе человека, который в течение жизни ни разу не употребил эти слова. Значит, слова не входят в его активный словарный запас.

Богатый и активный словарь позволяет полно и точно отражать свои мысли, выступать перед аудиторией, легко писать. Яркий пример ограниченного активного словарного запаса — героиня И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев») Эллочка Щукина, которая обходилась всего 30 словами. Один из способов расширить свой активный словарь — игры, требующие сообразительности, изобретательности, умения сказать об одном и том же множеством разных способов.

Например, игра «Не повторяться!». Играют в нее так: все по кругу высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть любой — погода, описание предмета, человека. Нарушивший запрет на повторение и не сумевший ничего сказать выходит из игры. Побеждает тот, кто остается. Игру можно усложнить, если сделать более строгим запрет (не повторять однокоренных слов, использовать при описании только прилагательные или причастия и т. д.). Можно использовать эту игру, чтобы поздравить с днем рождения своих друзей. Полезно и очень приятно!

Игры, построенные на противопоставлении.

Язык — система знаков, построенных на противопоставлении. На них основано восприятие мира человеком. Что-то считается высоким только потому, что существует низкое, мужчина противопоставлен женщине, небо — земле. Способность правильно строить противопоставления — основа разума и логического мышления.

Можно соревноваться двум командам. Пусть каждый предложит все способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, сидящих у окна и у стены, любящих математику и литературу и т. п. Побеждает команда, которая нашла больше способов классификации.

Игра «Продолжить ряд»

Игра «Четвертый лишний»

В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать «лишний» — тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ. Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ — утка (остальные рифмуются). Ворота, столы, ножницы, чернила. Ответ — столы (у остальных слов нет единственного числа).

Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример — пропорция птица/ рыба = самолет/? Слева члены пропорции природные, справа — сделанные человеком; вверху летают, внизу — плавают.

Игра со словом.

Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок. Очень популярной остается у ребят всех возрастов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово. В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: предприниматель, корреспонденция, коммуникация, растительность, приманивание, превосходство и т.п. За одну минуту надо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме. (Иногда целесообразно предложить другое задание. Например, из слова предприниматель можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива.) Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово, при этом надо быть очень внимательным, так как ученик, повторивший уже названное слово, выбывает из игры. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов. Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

Похоже проводится игра «Кто больше» Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п.). Ко многим существительным можно подобрать десятки (!) определений. Школьники обычно называют 20–30 слов. Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4–5 самых внимательных учеников. По этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевленного предмета (ворона летает, прыгает, каркает, клюет, дерется и т.п.), назвать предметы, обладающие этим признаком (горячий – чай, металл, сердце и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.

«МЯЧИК»Передаем по цепочке мячик, принимающий называет существительные 2-го склонения, тот, кто допустил ошибку, выходит к доске и проводит морфемный анализ слов, заранее прописанных на обратной стороне доски.

(существительные 2-го склонения) заяц, кофе, метро, кинжал, окно, сериал, кресло, медведь.

Игры со словом

.Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

При правильном выполнении задания должно получиться предложение с деепричастным оборотом: (Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду).

Спор подлежащего и сказуемого

“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:

– Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя – Субъект.

-Нет, – сказало Сказуемое, – ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.

– Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!

– Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.

Тогда Подлежащее огорчилось:

А я-то думало, что я главное.

Не расстраивайся, – успокоило его Сказуемое. – Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения, или предикативным ядром.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе,

Так всегда учили в школе!

При изучении орфограммы «о и ё после шипящих в корне слова» слова – исключения учим так:Шорох слышится в трущобах,

Шомпол потерял в чащобе,

Шов порвал на капюшоне,

Чопорно поправил шорты,

Шоколадку съел жокей,

А шофёр свернул с шоссе,

Ты не понял ничего?

Нужно здесь писать нам О!

^ Н и НН в суффиксах прилагательных

Я запутался совсем,Сколько нужно в слове Н?Не могу никак понять.Помогите разобрать.Вот основа слова БАНЯ.Н одна. Прошу вниманья!БаННый пар полезен всем,Суффикс -Н-, и нет проблем.Суффикс -ИН-Пример: мышИНый,ЛебедИНый, журавлИНый,И курИНый, и пчелИНый,Поднатужимся: зверИНый.-АН- и -ЯН- как близнецы.Ах, какие молодцы!Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,В куртке кожАНой наш -АН-.Хлеб ржАНой они жуютИ кисель овсЯНый пьют,А серебрЯНые ложкиДружно черпают окрошку.Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-Приближались с двух сторонК станциОННому буфету.И чего в нём только нету!Но деньжонок было мало,И купили что попало:Ужасно кислый клюквЕННый сокИ тыквЕННых семечек целый мешокДа утрЕННюю газету.Спасибо и за это.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙКак запомнить исключенье?Это страшное мученье!Будет в памяти оно,Посмотри лишь на окно.Всегда две Н, сомненья нет,В окне с поверхностью стеклянной,Там оловянный шпингалетИ подоконник деревянный.

Кроссворд №1. Разгадав кроссворд, в выделенной строке вы получите новое словарное слово (числительное), которое нужно просклонять.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

  • Книжка с перечнем всех дней в году (календарь).
  • Группа вьючных животных (караван).
  • Старый, опытный воин, участник войны (ветеран).
  • Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты и звёзды (атмосфера).
  • Офицерское звание или чин (лейтенант).
  • Возвышение для оратора (трибуна)

Кроссворд №2. Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход (квартира).

Срочное сообщение, передаваемое по телефону (телеграмма).

Танцевальный спектакль в театре (балет).

Искусственный водоём для плавания, купания (бассейн).

Часть 1. Работа с текстом

Заяц – хваста

Русская народная сказка

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить за овсом.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

– У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи – я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали вороне про эту хвaсту. Ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

– Ворона, я больше не буду хвастать!

– А как ты хвастал?

– А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

– Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

– Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

2. Определи тему текста.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

В вопросах 3- 5 выбери правильный вариант ответа.

3. Где жил заяц?

а) в поле

б) в деревне

в) в лесу

4. В какое время года зайцу хорошо жилось в лесу?

5. Что начал делать заяц, когда встретил других зайцев?

б) задавать вопросы

Выполни задания 6 – 10

6. Из первого предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

7. Выпиши слова, которые обозначают названия животных. Раздели и на слоги.

8. Из первого предложения выпиши слово, в котором буква я обозначает два звука.

9. Выпиши из текста три слова, которые состоя из двух слогов.

10. Выпиши из текста 3 слова которые обозначают действие предмета.

Работа 2

Говорил барин с солдатом. Стал солдат хвалить свою шинель:

– Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью.

Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене:

– Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

Жена стала его бранить:

– Ну, как же ты будешь спать?

И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

– Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?

– Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

– Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!

Полковой командир похвалил солдата. А барину сказал:

– Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

3. Какой предмет начал хвалить солдат?

4. Почему барину не понравилось спать на шинели?

а) ему было жарко

б) ему было мягко

б) ему было жестко

5. Почему солдату было удобно спать на шинели?

а) он был неприхотлив

б) он подкладывал од шинель солому

в) в шинели было не холодно спать

6. Выдели грамматическую основу в первом предложении.

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

7. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

8. Слова второго предложения раздели на слоги.

9. Выпиши из текста слово с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне слова. Запиши проверочное слово.

Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?

Как работать с текстом 3 класс и Учебно-дидактические материалы по русскому языку «Работа с текстом. Обучение рефлексивному чтению «5 класс

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс

Татьяна Владимировна Векшина

Читай где угоднои на чем угодно

Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете

Доступно для чтения

Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес

Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его

В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения

Вы можете читать купленные книги и в других приложениях-читалках

Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.

Удобные форматыдля скачиванияFB2, EPUB, PDF, TXT Ещё 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *