Тесты “Физические качества”
1.
Физические качества – это:
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна
физическая активность человека:
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.
2.
К основным физическим качествам относятся:
выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость
рост, вес, становая сила, объем бицепсов
бег, прыжки, метания, ходьба
3.
Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:
тяжелая атлетика
современное пятиборье
гимнастика
4.
Какое двигательное действие следует выбрать при оценке уровня силовых
возможностей?
длительный бег до 25-30 мин.
прыжки со скакалкой
подтягивание в висе
5.
Сила – это
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или
противостоять ему за счет мышечных усилий
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие “мышечное усилие”
6.
Результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением является:
увеличение объема мышц
быстрый рост абсолютной силы
укрепление опорно-двигательного аппарата
7.
Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время:
подвижных и спортивных игр
скоростно-силовых упражнений
прыжков вверх с места
8.
Как дозируются упражнения на гибкость?
упражнения выполняются до тех пор, пока не начнется уменьшаться амплитуда движений
выполняется 12-15 циклов движений
упражнения выполняются до появления болевых ощущений
9.
При развитии силы используют специальные упражнения с отягощениями. Их
отличительная особенность заключается в том, что:
они выполняются медленно
они вызывают значительное напряжение мышц
в качестве отягощения используется собственный вес человека
10.
Наиболее благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается
возраст:
10 – 11 лет
11 – 12 лет
от 13 – 14 до 17 – 18 лет
11.
Упражнения, способствующие развитию выносливости, целесообразно выполнять:
в конце подготовительной части урока
в начале основной части урока
в конце основной части урока
12.
Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость
называется:
абсолютным запасом скорости
скоростной выносливостью
скоростной способностью
13.
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей считается
возраст:
от 7 до 11 лет
от 14 до 16 лет
17 – 18 лет
14.
Наиболее распространенным методом воспитания выносливости является
использование
“фартлека”
равномерного непрерывного упражнения
непрерывного упражнения в переменном режиме
15.
Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной
деятельности называется:
тренированностью
функциональной устойчивостью организма
выносливостью
16.
Наиболее интенсивный прирост выносливости наблюдается в возрасте:
от 14 до 20 лет
от 10 до 14 лет1
от 7 до 9 лет
17.
Какое из физических качеств при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на
гибкость?
сила
выносливость
координационные способности
18.
В качестве средств развития гибкости используют:
скоростно – силовые упражнения
упражнения на растягивание
игровые упражнения
19.
Какое из физических качеств хуже всего поддается воспитанию?
координация движений
быстрота
гибкость
20.
Можно ли совершенствовать координацию движений на фоне утомления?
можно, так как утомление снимает координационную напряженность
нельзя, так как при утомлении сильно снижается четкость мышечных
ощущений
можно, потому что с утомлением объективно возникает необходимость более экономного выполнения движений
21.
Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на:
координацию
быстроту
гибкость
22.
Какое тестовое задание служит для определения гибкости?
наклон вперед
челночный бег
подтягивание на перекладине
23.
Выносливость человека не зависит от:
антропометрических данных человека
функциональных возможностей систем энергообеспечения
выдержки и умения терпеть утомление
24.
Физические качества развиваются:
целенаправленно
сами по себе
при обучении технике движений
25.
Бег с остановками и изменением направления по сигналу способствует формированию
скоростной силы
техники движений
быстроты реакции
26.
Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:
растяжкой
стретчингом
гибкостью
27.
Основой методики воспитания физических качеств является:
возрастная адекватность нагрузки
постепенное повышение силы воздействия
выполнение физических упражнений
28.
Какое тестовое задание служит для определения ловкости?
бег 60 м
челночный бег
прыжки в длину с места
29.
Способность совершать двигательное действие в минимальный для данных условий
отрезок времени называется:
ловкостью
быстротой
выносливостью
30.
Какое самое простое и полезное занятие спортом для развития выносливости?
игра в волейбол
бег со средней скоростью
бег в медленном темпе
Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.
Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде. Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.
Изменение физических качеств с возрастом.
Без достаточного развития физических качеств нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовка спортсмена. Общая физическая подготовка — разностороннее развитие всех качеств; специальная физическая подготовка—развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.
Развитие физических качеств (например, силы) — это не самоцель. Определенная сила нужна спортсмену, чтобы быстрее овладеть необходимыми двигательными навыками. Если у подростка нет силы поднять прямые ноги к перекладине из виса, то он никогда не научится выполнять подъем разгибом, как бы хорошо он ни знал технику выполнения этого гимнастического элемента. Поэтому, прежде чем выучить какое-либо движение, надо обязательно хорошо сделать целую серию подготовительных упражнений. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывают двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. Дисгармония в их развитии — такое же отклонение от нормы, как и диспропорция в телосложении. Помогают развить физические качества нормативы комплекса ГТО. Спортсмены, чтобы получить разряд или звание по избранному виду спорта, обязательно сдают нормы комплекса ГТО.
В жизни человека имеются определенные периоды, когда лучше всего можно развить то или иное двигательное качество. Это следует учитывать при тренировках. Чтобы оценить уровень развития физических качеств, используют различные тесты или контрольные упражнения. Основным показателем силы как двигательного качества является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Измеряют силу различными динамометрами. Известно, что сила мышцы зависит от ее толщины. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявить большую силу. Для сравнения силы людей разного веса пользуются понятием «относительная сила», т. е. максимальное напряжение.
Абсолютная сила — сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. В видах спорта, связанных с перемещениями тела спортсмена в пространстве, важное значение имеет относительная сила.
Для каждого вида спорта требуется развитие силы определенных групп мышц. Для штангистов наиболее важно развить мышцы рук, ног и туловища, для прыгунов — ног, для гимнастов — мышц плечевого пояса. Чтобы развивать различные мышцы, надо постоянно менять упражнения.
Быстрота. Существуют два слова для определения одного и того же двигательного качества: быстрота и скорость. Скорость бега, например, зависит от частоты и длины шагов, от силы мышц ног. Для характеристики этого физического качества пользуются понятием «быстрота», — которая складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал); времени отдельного движения; частоты, темпа движений. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные способности человека относительны: можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и очень медленно плавать. Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя и в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Чтобы воспитать быстроту, нужно чтобы была правильно освоена техника упражнения. Упражнение выполняют в полную силу, как можно быстрее и в короткий промежуток времени, так как долго поддерживать максимальную скорость невозможно. Число повторений должно быть таким, чтобы очередная попытка не вызывала снижения скорости. Между попытками необходимо отдохнуть, чтобы упражнения напоминали соревнования или игры.
Выносливость — способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Различают общую выносливость — способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности — и специальную выносливость — способность длительно сохранять работоспособность. Чтобы развить выносливость, нужно постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности: бежать в спокойном темпе, идти на лыжах, плавать. В дальнейшем надо постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции. С развитием выносливости воспитываются волевые качества, развивается способность, как говорят спортсмены, «терпеть» на дистанции. Появление чувства тяжести в ногах (ноги, как гири), стеснение в груди (сердце вот-вот выскочит), удушье (нечем дышать), апатия (зачем все это нужно) — признаки наступления так называемой мертвой точки. От спортсмена требуется большая сила воли, чтобы преодолеть это состояние. После этого наступает «второе дыхание», спортсмен испытывает чувство облегчения и может еще долго продолжать работу. Главная причина «мертвой точки» — недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания. Это состояние появляется при чрезмерно высокой нагрузке или скорости в начале дистанции, если разминка перед забегом была недостаточной или если спортсмен плохо подготовлен физически. Волевые качества развиваются и при спуртах — ускорениях на дистанции.
Развитие выносливости требует времени и терпения.
Ловкость — способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.
Ловкость — это сложное двигательное качество, и измерить его очень трудно.
Показатель ловкости — точность выполнения движения, высокая координация, быстрая реакция, способность к быстрому овладению новыми движениями. Нагляднее всего ловкость проявляется в спортивных играх и в видах спорта, связанных с единоборствами: боксе, борьбе, фехтовании.
Для развития ловкости надо постоянно менять упражнения и усложнять условия их выполнения.
Среди других физических качеств очень важны: гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой; координация — умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие — умение сохранять заданное положение тела, а также чувство времени, ритма, пространства.
Наивысшего развития какого-либо физического качества невозможно достичь без высокого уровня развития других физических качеств. Физическая подготовленность должна быть разносторонней.
Большое значение для улучшения физической подготовленности имеет точное знание и регистрация спортивных результатов.
Каждый школьник, каждый спортсмен должен записывать и знать свои результаты. По ним можно судить, насколько изменилась физическая подготовка. Такие записи наглядно покажут эффект занятий физическими упражнениями.
Библиографическое описание:
Сафронова, Я. Ю. Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника / Я. Ю. Сафронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46635/ (дата обращения: 04.05.2023).
В данной статье представлен опыт работы по проведению физкультурных занятий в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр.
Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма,
Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость,
иначе он теряет половину своей цели».
Самым главным в жизни человека, является его здоровье. Забота о здоровье ребенка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально – физиологически адаптирован. В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физическое развитие ребенка и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня его двигательной активности. Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные биологические особенности детского организма. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Ученые, в результате медицинских исследований пришли к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность. Вот почему в наше время стали так популярны занятия ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А ритмичная музыка, создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы.
Почему я выбрала среди массовых форм физической культуры ритмическую гимнастику, потому что данный вид гимнастики доступен для всех возрастных групп детского сада. Своим многообразием упражнений, ритмическая гимнастика доступна и полезна, формирует физические качества легко и непринужденно, не требует большой физической нагрузки или специальной подготовки. Достоинством ритмической гимнастики, является то, что при организации занятий не требуется особых условий, материальных затрат, в том числе дополнительного дорогостоящего оборудования такого как степы, тренажеры и т.д. Но существует возможность использования простейшего нехитрого оборудования, как раз которым оснащен наш детский сад (гимнастические палки, обручи, скакалки, флажки и т.д.).
Для детей младшего возраста я разработала дополнительную образовательную программу и организовала кружок «В музыкальном ритме сказок», основу которой составляют сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Игровая деятельность, используемая на занятиях ритмической гимнастикой, повышает интерес детей к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, внимание, память, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
В программе выделены: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактике негативных эмоций, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Цель программы: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движении.
– способствовать развитию координации движений (рук, ног, головы), внутренней собранности, подтянутости детей;
– укреплять здоровье и повышать работоспособность детей-дошкольников; – повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность; -раскрывать творческий потенциал ребенка; – способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
– способствовать формированию правильной осанки; – развивать музыкальный слух и чувство ритма.
В программе использованы различные средства физического воспитания: – основные движения (ходьба, бег, лазание, метание); – упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); – акробатики («мост», стойка на лопатках, «рыбка» и др.); – художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой и обручем); – ритмической гимнастики; – дыхательные упражнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут. Было замечено, что маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют интенсивность занятий, выполнение того или иного упражнения, поэтому я считаю разумней не сдерживать ребенка, а предоставлять ему свободу. Все части должны чередоваться не механически, а соединятся органично. В зависимости от задач занятия, от этапа обучения можно планировать сочетания разделов на каждом конкретном занятии.
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкойо сгоревшем доме, радуются с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и отважного Буратино. На занятиях дети выполняют упражнения с обручем и мячом.
Занятие с мячом
Занятие с обручем
Систематические занятия ритмической гимнастикой развивают у детей координационные способности, память, внимание, слух, пластику, чувство ритма. Занятия в кружке благотворно влияет не только на физическое, но и на психическое развитие ребенка. Так как занятия проводятся в игровой форме, дети легче воспринимают и запоминают двигательные задания. Они воспринимают упражнения через зрительный и слуховой анализаторы и воспроизводят движения путем повторения. Таким образом, возникают предпосылки для улучшения двигательного, слухового, зрительного типов памяти. Наряду с этим занятия физическими упражнениями способствуют повышению социальной активности ребенка влияют на развитие его культуры.
- Фомина Н. А. «В музыкальном ритме сказок». Программа по физическому воспитанию дошкольников. – Издательство «Учитель», 2004.
- Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста. Дошкольное воспитание – 1996. № 6 – С. 61-63.
Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение, движение, детский сад, игровая деятельность, интерес детей, ритмичная музыка, физическое воспитание.
Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем как развивать своего ребёнка. Очень многие выбирают для него занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно.
В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, характер с помощью движений.
Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькроз: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на человека, чем чувство радости. А есть ли большая радость для ребёнка, чем движение и музыка». Перефразируя, можно сказать, что каждое физкультурное занятие должно приносить детям радость.«Обучаемся, играя!» – основной принцип занятий ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика решает как общие:
так и частные задачи:
совершенствование чувства ритма;
формирование культуры движений;
способствовать формированию правильной осанки;
повышение физической работоспособности;
воспитание у детей стойкого интереса и потребности к занятиям.
Решение этих задач, по мнению Н. А. Фоминой С. Я. Якуниной, и др. направлено на воспитание гармонично развитой личности.
«Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А. Фомина, – а также с формированием «базы эстетических движений тела и его частей».
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко можно применяется в детских дошкольных учреждениях.
Ориентируясь на природную потребность детей к двигательной активности, я решила использовать в своей работе программу Н.А. Фоминой ««Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».
В нашем ДОУ № 88 более 5 лет, кроме традиционной программы «Детство», реализуется программа Н.А. Фоминой «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика».
Для внедрения инновационной технологии в Волгограде самим автором были созданы курсы для инструкторов по физической культуре по ознакомлению с этой программой.
Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры.
Побывав на этих курсах, мы на педагогическом совете в 2009 году приняли решение внедрить в практику дошкольного воспитания программу «В музыкальном ритме сказок». Определили основные этапы реализации программы, наметили план по изучению методических рекомендаций. Была создана программа по кружковой работе, на основании которой создан кружок «В ритме сказок».
Занятия сюжетно- ролевой музыкально- ритмической гимнастики с детьми вначале организовали в рамках основных занятий 1 раз в неделю.
Знакомиться со сказками начинаем в группе. Воспитатели читают и проводят беседу по содержанию прочитанных сказок с детьми, анализируют поведение героев и антигероев, дают им характеристики, оценивают поступки. Также используем мультимедиа при работе с художественной литературой. Это дает возможность сделать каждое занятие неповторимым, разнообразным, наглядным. Я использую аудиозаписи художественных произведений, демонстрирую иллюстрации известных художников к произведениям по теме. На занятиях по изобразительному искусству, лепке дети рисуют, лепят героев, которых полюбили. Даём задания родителям: совместные поделки с детьми по прочитанной сказке. И затем еще раз прослушивают музыкальную сказку.
Обучение ритмическим движениям проходит поэтапно. Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей, а также воспитание выразительности. Музыкальный материал, который используется в работе с детьми, должен быть хорошо продуман. Музыка должна быть доступна пониманию детей, помогать раскрыть двигательный образ, отвечать теме занятия.
Для этого я использую следующие средства:
основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие);
упражнения основной гимнастики;
акробатики («мост»; стойка на лопатках; «рыбка» и др.);
современной аэробики;
стретчинга (для развития гибкости);
упражнения с мячом, обручем, кубиками и т.д.;
упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница, дуга и т.д.).
народного танца (русский);
элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика.
Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.
На первом этапе (8-10 занятий); На начальном этапе работы будет создание предварительного представления об упражнении (рассказ, показ). Объяснение должно быть образным, выразительным и понятным. Изучаем двигательный материал по моему показу под музыкальное сопровождение, а потом закрепляем пройденный материал для уточнения отдельных движений, связок без музыкальной фонограммы. Показ упражнения должен быть, желательно, в зеркальном изображении.
На втором этапе (6-8 занятий) идёт закрепление и уточнение отдельных упражнений и повторения материала целиком. Здесь уделяю большое внимание выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним.
На этом этапе предлагаю детям самостоятельно выполнять некоторые фрагменты музыкальной сказки. Ни один ребёнок не остаётся равнодушным к разучиванию таких комплексов.
Третий этап итоговый (4 занятия) – этап закрепления и совершенствования. Здесь стоит задача не только в закреплении двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокой сложности.
Дети уже хорошо усвоили комплексы упражнений, и я начинаю их усложнять за счёт увеличения дозировки упражнений, и усложняю также основные движения, добавляя разное физкультурное оборудование.
Специально организованная предметно-развивающая среда в детском саду, наилучшим образом помогает поддерживать у детей интерес к занятиям.
В нашем детском саду имеются различные ножные тренажеры, мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, дуги, музыкальный центр с дисками, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам.
Если на первом этапе музыкальную композицию я могла прервать для отработки отдельных связок и движений, то на третьем этапе занятие проходит под непрерывную фонограмму. Это, конечно, же увеличивает моторную плотность занятия.
На последнем этапе больше внимания уделяю развитию творческим способностям детей, даю им возможность самостоятельно придумывать свои движения, передать чувства и переживания с помощью красивых движений, жестов, поз, мимики, что позволяет им проявлять инициативу, а педагогу оценить способности занимающихся.
Важной составляющей успеха в процессе физического воспитания является взаимосвязь с родителями. Кто как не они готовят своих малышей к праздникам, дружно аплодируют юным артистам, создавая тем самым театральную атмосферу радости и веселья! Это даёт им возможность проследить за успехами своих детей, ростом их результатов. Родители участвуют в подготовке открытых мероприятий – атрибуты для праздника, маски для героев. Какой гордостью пылает ребёнок, как старается выполнить движения ещё лучше, чтобы доставить удовольствие себе и зрителю.
Надеть костюмы полюбившихся героев, рассказать сказочную историю – это необыкновенно интересно Мною были проведены открытые показы для родителей с детьми подготовительной к школе группы, старшей группы: «Али-баба и 40 разбойников», «Приключения буратино», «Незнайка на луне» и др. по программе Н.А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок».
В настоящее время работа продолжается. Стало уже традицией проведение таких общих спортивных праздников, как «День Здоровья», «День Защитника Отечества» (с приглашением и участием пап), «День Матери» (совместно с мамами), где дети исполняют музыкально – ритмические композиции, разученные на занятиях. Морячка», «Бескозырка» и др.
Таким образом, сюжетно-ритмическая гимнастика является многосторонним видом физкультурно-оздоровительной работы, постепенно и систематически повышая уровень физической подготовленности и оздоровление детей дошкольного возраста.
Благодаря систематическому использованию на занятиях и утренней гимнастике музыкально-ритмических композиций к концу учебного года 40% детей имели средний уровень, а 60% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении упражнений. Стали двигаться с удовольствием, забывая про усталость. Их движения более точные, координированные.
Участвуя в городском конкурсе педагогического мастерства «Ярмарка социально – педагогических идей», мною был обобщён опыт работы по кружковой работе. Награждена грамотой призёра.
Подводя итог, хочу сделать вывод, что использование сюжетно – ролевой музыкально – ритмической гимнастики даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал его как взрослого человека.
- Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика: Методика и физиологическое воздействие. / Т. С. Лисицкая. – М.: ФиС, 1985. – 158 с.
- Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ: танцевально-игровая гимнастика для детей/ Ж.Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. Изд. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2000. – 352 с.
- Фомина Н. А., Зайцева Г. А. Сказочный театр физической культуры: Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/Н. А. Фомина, Г. А. Зайцева. Изд. Учитель, г.Волгоград. 2003. – 96 с.
- Фомина Н. А. В музыкальном ритме сказок: учебно-методическое пособие/ Н.А.Фомина. Волгоград. 1999. – 91 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, детский сад, дошкольный возраст, кружковая работа, музыкальная сказка, физическая работоспособность.
Ритмическая гимнастика
В нашей школьной программе есть такой
вид спорта, как гимнастика. Сейчас она переживает
свое второе рождение. Гимнастика на снарядах
потихоньку уходит из школы в связи с их
отсутствием. Вот и появляются новые виды
гимнастики – такие, как атлетическая гимнастика
для юношей, аэробика или ритмическая гимнастика
для девушек.
Хорошо, что в старших классах появилась
возможность проводить уроки физкультуры
раздельно для юношей и девушек. Это дало, в свою
очередь, возможность более полноценно
использовать урочное время для занятий
ритмической гимнастикой. Именно ритмической
гимнастикой, так как она включает в себя и
аэробику, и шейпинг, и колланетику.
Каждый из этих видов имеет свои особенности.
Слово «аэробика» связано прежде всего с именем
известного американского врача Кеннета Купера.
В 1963 г. впервые была издана его книга
«Аэробика», раскрывающая оздоровительную
сущность различных видов физической активности.
В широком смысле к аэробике относятся ходьба и
бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт –
то есть такие формы занятий, которые стимулируют
работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Все эти формы занятий объединяет общая черта:
повышенное потребление кислорода во время
занятий.
Известная американская киноактриса Джейн Фонда
применила принципы Купера к гимнастическим
упражнениям. В результате термин «аэробика»
получил новое смысловое содержание –
аэробная гимнастика.
Колланетика – система упражнений,
вызывающая активность глубоко расположенных
мышечных групп.
Шейпинг – несложные физические
упражнения, повторяющиеся многократно (не
выходящие за пределы возможностей занимающихся).
Все эти виды физических упражнений
имеют ряд положительных особенностей, влияющих
на состояние здоровья:
защита от сердечных заболеваний;
аэробные тренировки увеличивают жизненную
емкость легких, что влияет на продолжительность
жизни;укрепление костной и мышечной систем
(мышцы и кости становятся сильнее);хорошая возможность регулировать
вес;упражнения помогают справиться со
стрессами; улучшается физическая и
интеллектуальная работоспособность и многое
другое.
Что такое ритмическая гимнастика?
Ритмическая гимнастика проводится с
музыкальным сопровождением, что обогащает уроки
эстетическим содержанием, выразительными,
точными и красивыми движениями.
Ведь главной целью уроков физической культуры
является физическое совершенствование
подрастающего поколения.
При занятиях ритмической гимнастикой решаются
многие педагогические задачи (оздоровительные,
образовательные, воспитательные):
всестороннее, гармоническое развитие
форм тела и функций организма человека,
направленное на совершенствование физических
способностей, укрепление здоровья;формирование важных
музыкально-двигательных умений и навыков;воспитание моральных, волевых,
эстетических качеств, развитие памяти, внимания,
умственного кругозора, общей культуры поведения.
Средствами музыкально-ритмического
воспитания являются музыка и движение.
Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает
закреплять мышечные чувства, а слуховым
анализаторам запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Все это
воспитывает музыкальную память, закрепляет
привычку двигаться ритмично, красиво.
Возможность использования большого
разнообразия движений, в зависимости от
создаваемого музыкального образа, позволяет
занимающимся расширить представление о
двигательных возможностях организма, познать
закономерности движений во взаимосвязи с
музыкой и таким образом осуществить связь между
умственным образованием и физическим
воспитанием.
При занятиях ритмической гимнастикой
применяются следующие принципы обучения:
сознательности и активности;
доступности и индивидуальности;
повторности, систематичности и
последовательности.
Начиная разучивать комплекс
ритмической гимнастики, мы идем от простых
упражнений к более сложным по выполнению и
координации.
Девушки сами начинают предлагать
интересные движения и связки. Когда комплекс
изучен и проработан многократно, ученики просят
увеличить нагрузку на ту или иную мышечную
группу.
Твердый, регламентированный порядок
занятий дисциплинирует занимающихся, приучает
их внимательно относиться к процессу занятий.
Схема построения комплекса
ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики
делится на три части: подготовительную, основную
и заключительную. Эти части комплекса различны
по длительности и составляют приблизительно
соответственно 20, 70 и 10% от общего времени
занятий.
Практика показывает, что наиболее подходящая
продолжительность каждого упражнения в
комплексе в среднем 50–60 сек. Исходя из этого
определяется количество упражнений в комплексе
и каждой части.
В подготовительной части используют
разогревающие упражнения, что помогает
подготовить организм к выполнению упражнений в
основной части. Движения выполняются с небольшой
амплитудой, в невысоком, постепенно нарастающем
темпе. Включаем упражнения общего воздействия –
потягивания, разновидности ходьбы на месте и с
продвижением, танцевальные шаги.
Разные виды ходьбы имеют свои специальные
названия:
«Степ-тач» – приставной шаг с
касанием. Выполняется в различных вариациях с
поворотами, прыжками, перемещениями в
произвольных направлениях.
«Марш» – шаги на месте с высоким
подниманием колена.
«Кросс-степ» – скрестный шаг.
Повороты и перемещения.
«Грейн вайн» – скрестные шаги с
перемещениями вправо и влево.
Основная часть комплекса ритмической
гимнастики направлена на развитие различных
мышечных групп и ведущих физических качеств.
Сюда входят наиболее интенсивные упражнения в
исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также
дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
Последовательность упражнений связана с их
направленностью на проработку мышечных групп
рук, плечевого пояса, брюшного пресса, бедер,
ягодиц, груди, спины и голеней.
Основная часть делится на две части – аэробную и
силовую. В аэробной части выполняются упражнения
в положении стоя. Это пружинистый шаг,
полуприседы, махи, прыжки, легкий бег, различные
движения ногами, сопровождаемые движениями рук и
хлопками.
Во время силовой части занятия ученики принимают
положения сидя и лежа для того, чтобы сделать
силовые упражнения для различных мышечных групп.
В положении сидя и лежа выполняются упражнения,
чередующиеся по воздействию. Это махи, наклоны,
повороты, отжимания, растягивания мышц.
В заключительную часть занятий входят
упражнения малой интенсивности. Это в основном
упражнения на расслабление и дыхание, поскольку
самое важное после нагрузки – продолжать
двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы
постоянно уменьшать частоту сердечных
сокращений.
Упражнения этой части должны помочь организму
восстановиться после напряженной физической
работы.
Музыка – существенная часть программы
занятий. Она создает радостное настроение и
активизирует движения. Музыка оказывает
положительное стимулирующее воздействие на
центральную нервную систему.
Темп музыкального произведения во многом
диктует интенсивность выполнения упражнений
ритмической гимнастики.
Для каждого упражнения музыка подбирается
отдельно, затем музыкальные программы
переписываются на отдельную
магнитофонную кассету. Получается целый
комплекс.
Упражнения выполняются непрерывно, переходя от
одного к другому без остановок, то есть поточно.
Это метод, который широко используется в
аэробике и ритмической гимнастике.
Комплекс ритмической гимнастики
Подготовительная часть
1. И.п.: основная стойка. Потягивание.
Поднимание рук через стороны вверх и поочередное
опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в
локте перед собой.
2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад
правой ногой, правую руку в сторону, потянуться
за ней. То же в другую сторону.
3. Наклоны в сторону – вперед по
диагонали, полукруг в левую сторону –
выпрямиться. То же в другую сторону.
4. И.п.: основная стойка. Руки на
поясе, округлить спину, вывести локти вперед,
полуприсед на носках, расправить плечи, развести
локти в стороны, опуститься на всю ступню.
5. «Степ-тач» – приставные шаги с
касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.
Основная часть
6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте
– 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24
счета, «кросс-степ» с вращением рук в локтевых
суставах в одну и другую стороны.
7. Шаги вперед с продвижением: шаг
правой – левой в сторону на носок, левая рука
вперед-вверх, то же другой ногой, на 8 счетов,
спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка
согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем
поочередно: правая в сторону, приставить, левая в
сторону, приставить.
8. Прыжки на месте – руки согнуты в
локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются
поочередно вниз, в сторону, вперед, вверх.
9. Упражнения выполняются с
гантелями.
И.п.: ноги врозь, руки с гантелями на
бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука
вправо-вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой
и рукой.
10. И.п.: основная стойка. Руки опущены
вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти
повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед –
руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение
выполняется с напряжением).
11. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки
согнуты в локтях с гантелями, выпрямляясь вверх,
отводим руки назад, локти вверх.
12. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых
рук вперед, кисти повернуты вниз.
13. И.п.: вторая позиция, руки на поясе.
Приседание на правой – левая нога на носок на 4
счета, приседание на двух ногах – колени в
стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая
на носок.
14. «Степ-тач» – для отдыха.
15. а) И.п.: стоя на левом колене,
левая рука на полу, правая нога на носке, правая
рука на поясе – поднимание ноги в сторону 8–12
раз, то же другой ногой; б) И.п.: лежа на левом
боку, рука под головой, махи правой ногой в
сторону, вверх, назад по 8 – 12 раз. Повторить с
другой ноги.
16. И.п.: лежа на спине руки в стороны,
ноги вверх, отвести левую ногу в сторону,
вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение
обеих ног в стороны. Для отдыха – ноги, согнув,
прижать к себе («группировка»), сесть ноги вместе,
наклон вперед, потянуться.
17. И.п.: лежа на спине упор на локти.
Полуподнимание таза вверх 16–20 раз, ступни на
ширине плеч. Стопы вместе – 20 раз. Левая стопа
стоит, правая нога согнута в колене и лежит на
левом колене – 15 раз, то же с другой ноги.
18. Упражнение для растягивания мышц
бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе,
выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить
вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на правое
бедро – левую ногу вверх, взять за пятку,
покачивающее движение, растяжка. То же другой
ногой.
19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в
коленях, ступни ног стоят на полу, руки за
головой. Поднимание головы и плеч, спина на полу
(пресс сверху).
20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль
туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы»)
до прямого угла и опускание двух ног вместе.
21. И.п.: лежа на спине, ноги согнуть в
коленях, левая, согнутая в колене, лежит на
правой. Руки за головой. Поднимание правого
плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По
15 раз каждым локтем.
22. И.п.: сед на пятках, руки на
коленях. Отведение левой руки в сторону на 4
счета, затем правой руки, на 8 счетов обе руки
отвести в стороны. Круговое движение за рукой
вперед, наклоняясь вперед-в сторону в одну и в
другую сторону.
Заключительная часть
23. Упражнения для восстановления и
расслабления. «Волна» – справа-налево и обратно.
Круговые движения правой рукой снизу-вверх-в
сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе.
24. Выпад правой ногой в сторону,
потянуться за правой рукой, выполняющей круговые
движения в локтевом суставе. То же в другую
сторону.
25. Шаг правой ногой в сторону,
круговое движение правым плечом назад. То же в
другую сторону. Стоя на месте, круговые движения
двумя плечами назад и вперед.
26. Медленные наклоны головы вперед,
отводя вперед как можно дальше подбородок и
втягивая его назад.
27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях –
круглая спина, прогибание в поясничном и грудном
отделах позвоночника, мягко переходящее из
одного положения в другое.
28. Руки через стороны вверх – вдох,
плавно опуская вниз – выдох.
Заключение
Выполнив такой комплекс упражнений,
девушки получают хорошую нагрузку на все группы
мышц. Чтобы была польза от занятий, нагрузка
должна соответствовать определенным нормам и
стимулировать аэробные, то есть кислородные,
процессы в организме.
Уроки не должны вызывать
переутомление у учащихся, поэтому учитель должен
варьировать нагрузку в зависимости от того,
каким по расписанию проводится урок. В начале и
середине дня нагрузка должна быть средней
интенсивности, а если урок проводится последним,
то нагрузку можно увеличить. Учитель всегда
ориентируется на внешние признаки утомления
занимающихся и в процессе выполнения комплекса
может заменить одно упражнение другим, увеличить
или уменьшить дозировку выполняемого
упражнения.
Самое главное достоинство этих уроков
заключается в том, что девушки занимаются на
уроке в течение 35–40 мин. непрерывно, получая
от урока не только удовольствие, но и хороший
тренировочный эффект.
Е.Д. АБАШИНА,
учитель физкультуры школы № 91
МОСКВА