Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Теоретико-методические по предмету «Физическая культура»

Задания в закрытой форме

1.Античные Олимпийские игры назывались праздниками мира потому, что:

а) Игры Олимпиады отличались миролюбивым характером

б) в период проведения Олимпийских игр прекращались все войны

в) в Играх принимали участие атлеты всего мира

г) Олимпийские игры имели мировую известность

2.Физическая культура в рабовладельческом обществе имела:

а) прикладную направленность

б) образовательную направленность

г) военную и оздоровительную направленность

3. Первым президентом Международного олимпийского комитета был избран:

а) Пьер де Кубертен

в) Майкл Килланин

г) Алексей Бутовский

4.Международный олимпийский день ежегодно отмечается:

а) 23 февраля

б) 12 апреля

в) 23 июня

г) 10 сентября

5. Физическая культура – это:

а) учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физическихупражнений в рамках соревновательной деятельности

б) специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта

в) совокупность социально приобретенных навыков для поддержания хорошей физическойформы

г) совокупность общественных идей (цель, формы, мероприятия), существенных дляфизического совершенствования человека

6. Физическая культура и спорт в России приобретают черты социального института:

а) в конце 20-х годов XX столетия

б) в 30-е годы ХХ столетия

в) в 40-е годы ХХ столетия

г) в 50-е годы ХХ столетия

7.Реализация цели физического воспитания в современной школе осуществляется в процессе решения:

а) двигательных, гигиенических и просветительских задач

б) закаливающих, психологических и философских задач

в) оздоровительных задач

г) образовательных,оздоровительных и воспитательных задач

8. Основными средствами физического воспитания являются:

а) учебные занятия

б) физические упражнения

в) средства обучения

г) средства закаливания

9. Развитию выносливости соответствует режим работы и отдыха, когда каждое последующее упражнение выполняется в фазе:

а) неполного восстановления работоспособности

б) полного восстановления работоспособности

г) повышенной работоспособности

10.К циклическим локомоциям относятся:

г) ходьба и бег

11. Для получения тренировочного эффекта старшим школьникам необходимо:

а) посетить три урока физической культуры по 45 минут

б) провести 3-4 занятия продолжительностью от 40 до 90 минут

в) ежедневно выполнять комплексы упражнений

г) посетить не менее двух занятий по 60 минут

12. Понятие «здоровыйобраз жизни» характеризуется как:

а) способ жизнедеятельности индивида, направленный на увеличение

б) культурный феномен, выраженный в заботе о здоровье человека как высшей ценности

в) способ жизнедеятельности человека, связанный с отказом от вредных привычек

г) жизненная позиция, при которой активность индивида выражается в систематических занятиях физическими упражнениями

13. Понятия «физическая культура» и «спорт» соотносятся как:

а) синонимы, используемые для обозначения одного вида деятельности

б) физическая культура – это направление спортивной деятельности

в) физическая культура – это часть общей культуры личности, а спорт – явлениесоциальное

г) спорт является доминирующей формой проявления физической культуры

14. Тесты, проводимые на уроках физической культуры в школе, характеризуют:

а) уровень физического развития школьников

б) уровень физической работоспособности учащихся

в) уровень физического воспитания в школе

г) уровень функциональной подготовленности учащихся

15. Уровень физической подготовленности старшего школьника можно контролировать путем определения величины максимального потребления кислорода (МПК) по методу:

б) К. Купера

16. Физическое качество, которое совершенствуется при длительном беге в медленном темпе:

в) общая выносливость

г) специальная выносливость

17. Кинематическими характеристиками движений являются:

г) сила тяги

(Отметьте все варианты)

18. В гимнастике положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, называется:

19.Волейбол как спортивная игра появился в конце

а) в Канаде

б) в Японии

в) в США

г) в Германии

20.В волейболе игрок, находящийся в 1-й зоне, при переходе перемещается в зону:

21. Мяч в баскетболе становится «живым», когда:

а) он достиг своей высшей точки при спорном броске, и отбивается первым игроком

б) судья передает его в распоряжение игрока, выполняющего штрафной бросок

в) мяча касается игрок на площадке после вбрасывания из-за пределов площадки

г) мячом владеет игрок, находящийся на месте вбрасывания вне пределов площадки

22. Высота футбольных ворот составляет:

а) 240 см

б) 244 см

в) 248 см

г) 250 см

Задания в открытой форме

Задание на установление соответствия

28. Установите соответствие между видами испытаний ВФСК ГТО и проявляемыми двигательными способностями человека:

29. Установите соответствие между именами татарстанских спортсменов, добившихся выдающихся результатов на Олимпийских играх, и видами спорта, в которых они добились:

Задание на перечисление

30. Перечислите города Российской Федерации, где состоялись игры чемпионата мира по футболу в 2018 году:

Вы закончили выполнение заданий.

Инструкция по выполнению заданий

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний по предмету «Физическая культура».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания, вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл. В заданиях с несколькими вариантами ответа каждый правильный ответ оценивается в 0,25 балла. Если все ответы правильные, то участнику начисляется 1 балл. Если все ответы неправильные – 0 балл.

Общее количество баллов в этой группе составляет 22 балла.

2. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответа. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Каждое правильно выполненное задание этой группы оценивается в 2 балла.

Общее количество баллов в этой группе составляет 10 баллов.

3. Задания в форме, предполагающей сопоставление, установление соответствия между позициями двух представленных списков. Цифры,обозначающие позиции одного списка, в бланке ответов добавьте к позициямдругого списка, обозначенным буквами.

Правильно указанные позиции заданий этой группы оцениваются в 0,5 балла. Полноценно выполненное задание этой группы оценивается в 3 балла.

Общее количество баллов в этой группе составляет 6 баллов.

4. Задания в форме, предполагающей перечисление известных Вам показателей, характеристик, факторов, средств, методов, правил, приемов и тому подобного. Записи выполняются на бланке ответов. Записи должны быть разборчивыми.

Полноценно выполненное задание этой группы оценивается в 5 баллов.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Контролируйте время выполнения заданий.

Время выполнения заданий – 45 минут.

9-11 КЛАССЫ. КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ:

23) атлетическая гимнастика

24) физические упражнения

26) командные соревнования

28) 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – е; 5 – д; 6 – г.

29) 1 – б; 2 – д; 3 – ж; 4 – е; 5 – г; 6 – а; 7 – в.

30) Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Самара, Саранск, Сочи (11 городов).

Техника безопасности на уроках Физической культуры

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

27.10.2020.
Тест. Физкультура, 5 класс

Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тесты по Т.Б. и правилам поведения на уроках физической культуры.

Список вопросов теста

Все ли должны соблюдать инструкцию Т.Б. на уроке физической культуры?

Варианты ответов
  • только девочки
  • только мальчики
  • все пришедшие на урок
  • освобождённые по болезни
Вопрос 2

Какие учащиеся допускаются к урокам физической культуры ?

  • прошедшие инструктаж по т.б.
  • прошедшие медицинский осмотр
  • пршедшие мед.осмотр и инструктаж по т.б.
Вопрос 3

В спортзале занимаются?

  • в спортивной одежде и босиком
  • в спортивной одежде и обуви с нескольской подошвой
  • в школьной форме
Вопрос 4

Что нельзя заносить в спортзал?

  • телефоны
  • спортивный инвентарь
  • дневники
  • портфели и сумки
Вопрос 5

Что необходимо сделать перед началом урока?

  • переодеться в спортивную одежду в раздевалке
  • кричать, разбрасывать вещи
  • входить в спорт. зал с разрешения учителя
Вопрос 6

Что нельзя делать во время урока?

  • метать мячи навстречу друг другу без разрешения учителя
  • соблюдать дисциплину и порядок
  • выходить из спортзала в раздевалку
  • приступать к выполнению упражнений без разрешения учителя
Вопрос 7

Нужно ли говорить учителю о плохом самочувствии?

  • нет
  • незнаю
Вопрос 8

Что необходимо сделать со спортивным инвентарём по окончании занятия?

  • взять с собой
  • оставить всё как было
  • убрать на место
Вопрос 9

Для чего предназначена раздевалка?

  • переодеваться в спортивную форму
  • делать физические упражнения
  • выполнять домашнюю работу по другим предметам
Вопрос 10

При соблюдении Техники безопасности на уроках Физкультуры мы можем избежать серьезных травм

Предлагаемые вопросы тестирования составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания базового общего образования, программой по физической культуре для учащихся 5 –9-х классов. При составлении тестов использовались материалы муниципального и регионального этапов Олимпиады по физической культуре.

Все учащиеся выполняют тест одновременно. На выполнение всех заданий отводится 45 минут.

Инструкция по заполнению тестовых заданий.

Отвечая на вопросы с 1-го по 30-й, нужно выбрать один правильный ответ из трех предложенных вариантов. В вопросах с 31-го по 35-й выполняя задания, завершить определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Начисление баллов за правильные ответы.

Отвечая на вопросы с 1-го по 30-й, нужно выбрать один правильный ответ из трёх предложенных вариантов.

Что подразумевается под термином «физическая культура»?
а) вид подготовки к профессиональной деятельности;
б) процесс изменения функций и форм организма;
в) часть общей человеческой культуры.

В каком году и в каком городе состоялись 22 летние Олимпийские игры?
а) 1976 г., Монреаль;
б) 1980 г., Москва;
в) 1984 г., Лос-Анджелес.

На что в большей мере оказывают пагубное влияние спиртные напитки, наркотические вещества, курение?
а) на личность в целом;
б) на сердечнососудистую систему;
в) на продолжительность жизни.

В чём заключаются основные меры предупреждения травматизма при самостоятельных занятиях физической культурой?
а) в соблюдении правил поведения на спортивных сооружениях и подборе нагрузки, соответствующей функциональному состоянию;
б) в поборе физической нагрузки с учётом общего состояния организма и в периодической смене деятельности;
в) в чётком контроле над длительностью занятий и физической нагрузкой.

Что такое закаливание?
а) укрепление здоровья;
б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;
в) зимнее плавание в проруби и хождение по снегу босиком.

Какую награду получал победитель на Олимпийских играх в Древней Греции?
а) венок из ветвей оливкового дерева;
б) звание почётного гражданина;
в) медаль, кубок и денежное вознаграждение.

Что запрещено делать во время бега на короткие дистанции?
а) оглядываться назад;
б) задерживать дыхание;
в) переходить на соседнюю дорожку.

Какой из приёмов больше подходит для контроля над функциональным состоянием организма во время занятий физическими упражнениями?
а) измерение частоты сердечных сокращений (до, во время и после окончания тренировки);
б) периодическое измерение силы мышц кисти, массы и длины тела, окружности грудной клетки;
в) подсчёт в покое и во время тренировочной работы частоты дыхания.

Каковы причины нарушения осанки?
а) неправильная организация питания;
б) слабая мускулатура тела;
в) увеличение роста человека.

Почему античные Олимпийские игры называли праздником мира?
а) в них принимали участие атлеты со всего мира;
б) в период проведения игр прекращались войны;
в) игры отличались миролюбивым проведением соревнований.

Какое движение (двигательное упражнение или тест) следует выбрать при оценке уровня силовых возможностей?
а) прыжки со скакалкой;
б) длительный бег до 25-30 минут;
в) подтягивание из виса на перекладине.

При помощи каких упражнений можно повысить выносливость?
а) общеразвивающие упражнения с возрастающей амплитудой движения;
б) бег с различной скоростью и продолжительностью;
в) эстафеты с набором различных заданий.

Что нужно делать для предупреждения переутомления во время занятий физическими упражнениями?
а) правильно дозировать нагрузки и чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением
б) чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением;
в) измерять пульс.

Кто из знаменитых учёных Древней Греции побеждал на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных бойцов?
а) Платон (философ);
б) Пифагор (математик);
в) Архимед (механик).

Кто является инициатором возрождения Олимпийских игр современности?
а) римский император Феодосий I;
б) Пьер де Кубертен;
в) Хуан Антонио Самаранч.

Что надо сделать, если вы стали очевидцем несчастного случая во время занятий?
а) сообщить об этом администрации учреждения;
б) вызвать «скорую помощь»;
в) немедленно сообщить учителю (преподавателю).

Первый российский Олимпийский чемпион?
а) Николай Панин-Коломенкин;
б) Дмитрий Саутин;
в) Ирина Роднина.

Чему равен один стадий?
а) 200м 1см;
б) 50м 71см;
в) 192м 27см.

Как переводится слово «волейбол»?
а) летящий мяч;
б) мяч в воздухе;
в) парящий мяч.

Кто придумал и впервые сформулировал правила баскетбола?
а) Джеймс Нейсмит;
б) Майкл Джордан;
в) Билл Рассел.

Укажите последовательность частей урока физкультуры:
1) заключительная,
2) основная,
3) подготовительная
а) 1, 2, 3;
б) 3, 2, 1;
в) 2, 1, 3.

Право проведения Олимпийских игр предоставляется:
а) городу;
б) региону;
в) стране.

Основной формой подготовки спортсменов является:
а) утренняя гимнастика;
б) тренировка;
в) самостоятельные занятия.

Истощение запасов витаминов в организме человека обозначается как:
а) авитаминоз;
б) гипервитаминоз;
в) переутомление.

Установите последовательность решения задач в обучении технике физических упражнений:
1) закрепление,
2) ознакомление,
3) разучивание,
4) совершенствование.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 1, 4;
в) 3, 2, 4, 1.

Понятие «гигиена» произошло от греческого higieinos, обозначающего:
а) чистый;
б) правильный;
в) здоровый.

Укажите ранг соревнований по мере возрастания объективной значимости.

1) Ведомственные.
2) Внутренние.
3) Городские.
4) Краевые.
5) Международные.
6) Районные.
7) Региональные.
8) Российские.
а) 2, 1, 6, 3, 4, 7, 8, 5;
б) 3, 4, 7, 1, 2, 6, 8, 5, 4;
в) 1, 2, 3, 7, 6, 5, 8, 4.

Способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений называется:
а) гибкостью;
б) ловкостью;
в) выносливостью.

Быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координационные, скоростно-силовые называются:
а) физическими способностями;
б) физическими качествами;
в) спортивными движениями.

Выполняя задания, завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

ЗАДАЧИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Результаты педагогического процесса в физическом воспита­нии зависят от качества учебной и воспитательной работы, прово­димой на уроках. Это достигается последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспита­тельные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяю­щейся обстановке. Последовательное выполнение образователь­ных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длитель­ное время (ряд последовательных уроков), а для решения дру­гих— достаточно лишь одного урока.

Например, научить лазанью по канату определенным спосо­бом и с правильным чередованием движений на одном уроке нельзя. Следовательно, на одном уроке такая задача невыполни­ма. Это будет общая задача, для выполнения которой потребует­ся серия уроков. Ознакомить учеников с захватом каната ногами при лазанье можно в течение одного урока, это будет не­большая, частная задача, и ее можно ставить как одну из конк­ретных задач данного урока.

К образовательным задачам относится также получение деть­ми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здо­ровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правиль­ном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с ре­шением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках фи­зической культуры воспитывается внимание, дисциплинирован­ность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, само­стоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Но могут быть специальные уроки с установкой на решение воспитательных задач.

Например, учитель, помня о необходимости воспитывать у детей настойчивость и умение преодолевать трудности, созна­тельно создает некоторые затруднения, усложняя упражнения или условия их выполнения. Воспитание таких качеств, как решительность и смелость, осуществляется путем применения на уроке упражнений, требующих проявления этих качеств (прыжки, равновесие, спуск с горы на лыжах и др.).

Ставя в своей повседневной работе задачи воспитания совет­ского патриотизма, учитель рассказывает детям о жизни, труде и достижениях советских спортсменов, демонстрируя монтажи и фотографии.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны ре­шаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костю­мах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест заня­тий, проведение уроков на открытом воздухе—все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком фи­зической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, ко­торым можно пользоваться как основой при составлении отдель­ного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении мате­риала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением про­граммного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответ­ствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма зани­мающихся. К этой работе организм должен быть соответству­ющим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки орга­низма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педа­гогике постепенность и тренировка — основное физиологическое правило.

Это указание обязывает учителя решать педагогические зада­чи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Ре­шение основных задач урока требует и соответствующей органи­зационной подготовки занимающихся, создания у них необходи­мого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.

После того как проведена необходимая организационная под­готовка учащихся и выполнено павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основ­ной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащих­ся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в по­строении урока отражается постепенный переход к состоянию по­коя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части: первая часть — организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наи­более трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть — направленная на выполнение основных задач урока, ус­ловно называется основной; третья, во время которой органи­зованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый от­дельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содер­жание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соот­ветствии с его задачами.

Вводная часть—5—10 минут.

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, под­готовить организм занимающихся к предстоящей физической на­грузке и выполнению упражнений.

Основная часть — 25—30 минут.

Задачи: решение основных задач урока — изучение нового. повторение с целью совершенствования в выполнении пройденно­го материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, сме­лости.

В основную часть урока мож’ет быть включен любой материал из программы данного класса.

Заключительная часть — 3—5 минут.

Вводная часть урока. Хорошая организация учащихся — необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене.

По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель да­ет указание, где и как строиться и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на после­дующих добивается выполнения установленного порядка.

В начале урока лучше всего строиться по длинной стороне за­ла, на расстоянии 1—2 м от стены спиной к окнам, в шеренгу по росту. В таком строю дети хорошо видят учителя, а учитель — детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.

На первых уроках в I классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещать­ся один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто лучше усвоил, более активен и пользу­ется доверием детей, затем дежурным по классу). После постро­ения, которое начинается еще до звонка, а заканчивается одно­временно со звонком или вскоре после него, дежурный в присут­ствии учителя подает команды «Равняйсь!» и «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с III класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организацион­ного момента должен начинаться каждый урок.

Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа за­даний и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной работы или очень эмо­ционального урока), не следует начинать занятия с перестроений, поворотов и обычной ходьбы. В этом случае лучше применить иг­ры или упражнения типа заданий, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку физической культуры, и включают их в занятия физическими упражнениями. Наоборот, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ни­ми можно сразу изучать новый материал (элементы строя и пере­строения).

В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению уп­ражнений.

В начале вводной части учитель знакомит школьников с зада­чами урока.

Из перечисленных выше упражнений учитель включает в урок лишь те, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока.

Упражнения подбираются таки’е, которые в сумме обеспечи­вали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.

Общеразвивающне упражнения применяются как средства об­шей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.

Игры во вводной части урока применяются, как правило, ор­ганизующие, с элементами строя, не вызывающие резкого воз­буждения.

Частично вводная часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гим­настических перестроений.

Построение и проведение вводной части урока в известной степени зависят от условий, в каких будут проходить занятия. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает еще одна, дополнительная задача — хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается ко­личество общеразвнвающих упражнений, темп выполнения пред­лагается более быстрый и времени на вводную часть урока за­трачивается несколько больше.

Во вводную часть уроков лыжной подготовки, как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передви­жение на лыжах к мест)1 занятий, общеразвивающие упражне­ния, «разогревание» организма детей путем проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.

Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частями урока нет.

Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.

Само название, хотя и является условным, определяет значе­ние этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.

В основную часть урока можно включить любой программ­ный материал.

Общеразвивающие упражнения применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.

Упражнения с предметами и для осанки могут быть включе­ны для решения частной задачи — овладения этими видами дви­жения.

Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражне­ния в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, приемы игры в баскетбол вводятся в основную часть урока для

решения конкретных педагогических задач, а также с целью зна­чительного физиологического воздействия.

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися I—II классов в течение урока чаще всего проводятся две игры, при этом одна обязательно в основной части, а другая может быть и в ос­новной и в других частях.

С учащимися III классов, как правило, проводится одна иг­ра (в одной из частей урока).

В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, ла­заньем и др.).

Часто игры становятся средством решения одной из конкрет­ных задач основной части урока, а такие, как «Лапта», «Пионер­ский мяч» и др., занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.

Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упраж­нений. Для учеников I—II классов необходимо большее много­образие и более частая смена движений, поэтому в основную часть обычно включают три-четыре вида упражнений. С ученика­ми III классов проводится два-три вида упражнений, так как от них требуется уже более точное выполнение движений и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение.

Примерное содержание основной части урока:

1) упражнения в равновесии, упражнения с мячами, прыжки в высоту, игра с бегом;

2) общеразвивающие упражнения типа зарядки, метание в цель, лазанье, игра с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелезание, прыжки в длину, игра с метанием. В основной части уроков лыжной подготовки имеют место передвижение на лыжах, спуски и подъемы на склонах, игры на лыжах.

Большое значение имеет правильное расположение практиче­ского материала внутри основной части.

В начале основной части изучается новый материал и упраж­нения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм).

Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на орга­низм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания на­грузки.

Например, если в основную часть урока включены метание в цель и игра с бегом, то вначале проводится метание, а потом игра.

Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основ­ную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений. Например, при совершенствовании умений в лазанье по гимнастической стенке способом, с которым учащиеся были ознакомлены на предыдущих двух-трех уроках, и з прыжках в высоту способом «согнув ноги», с которыми уча­щиеся знакомы значительно раньше, вначале проводятся упраж­нения в лазанье, а потом прыжки.

Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложне­ние условии выполнения упражнений.

Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональ­ное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтоб”ы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отра­зилось на выполнении технически трудных и точных движений.

На уроках физической культуры регулярно учитывается сте­пень усвоения учащимися пройденного материала. По большин­ству видов физических упражнений это делается в основной ча­сти урока. При этом вначале осуществляется подготовка к вы­полнению упражнений, а затем проводится учет знаний, умений и навыков.

Заключительная часть урока. Правильно проведен­ная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащих­ся к другому виду деятельности, организм школьников необхо­димо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окон­чанием урока.

Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построершй, ходьбы, рит­мических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.

В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, дела­ет замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ

Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным мате­риалом, продумывает последовательность его изучения. Много снимания учитель уделяет планированию программного материа-

ла в соответствии с конкретными условиями школы и климатиче­скими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знако­мится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги пре­дыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повто­рить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план и определяются конкретные образовательные задачи урока.

Формулировка задач должна быть предельно четкой и ясной, например: «ознакомить с рапортом», «ознакомить с размыканием приставными шагами», «ознакомить с метанием малого мяча способом «из-за спины через плечо», «ознакомить с одновремен­ным бесшажным ходом», «ознакомить с игрой «Все к своим флажкам» и т. д. Такая формулировка на!5более правильна при проведении первых уроков по отдельным видам упражнении. В начале обучения вполне конкретной будет формулировка «на­чать обучение прыжку в высоту способом «перешагивание». Во время обучения задача формулируется так: «продолжить обуче­ние прыжку в длину с разбега — разбег (или толчок, полет и т. д.)», приемлемой будет и формулировка «совершенствовать умения в метании мяча в цель», а позднее—«совершенствовать навыки в спусках на лыжах со склонов по прямой».

Если одни и те же упражнения проводятся на нескольких уроках, то возможна формулировка «повторить», но с обязатель­ным указанием, для чего повторить, с какой целью.

После определения конкретных задач урока подбирается ма­териал сначала для основной части, а потом для вводной и за­ключительной. При подборе материала определяется дозировка (количество повторений, количество времени, затрачиваемого на выполнение упражнений). Она имеет решающее значение и для нагрузки, и для формирования двигательных умений и навыков

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из де­тей проверить и т. д.) н определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учи­тель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего пе­ред зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть

учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будет использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будет готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприя­тия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столк­новении (соответствующее размещение оборудования и инвента­ря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся со значительно боль­шим успехом, если умело используется музыкальное сопровожде­ние. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетичес­кого воспитания учащихся.

На уроках применимы различные формы музыкального сопро­вождения. На музыкальном инструменте может играть учитель или специально приглашенный музыкант. С успехом могут быть использованы также проигрыватели и магнитофоны.

В каждом уроке очень много видов физических упражнений, которые можно сопровождать музыкой (ходьба, фигурная мар­шировка, бег, танцевальные шаги и танцы, ритмические и дыха­тельные упражнения, общеразвивающие упражнения без предме­тов и с предметами, упражнения в лазанье, равновесии, прыжки с длинной и короткой скакалкой). Музыкальное сопровождение обогащает проведение игр, делает игровой процесс эмоционально насыщенным. В таких играх, как «У ребят порядок строгий», «Совушка», «К своим флажкам», «Охотники и утки», «Музыкаль­ные змейки», «Быстро по местам» и др., музыка (различное зву­чание) может служить основой для обозначения начала и конца игры, для перехода от одних действий к другим. Например, в иг­ре «Совушка» громкая музыка соответствует словам «День на­ступает— все оживает», тихая — словам «Ночь наступает — все замирает». В игре «Охотники и утки» команда «охотников» стре­ляет в «уток» до тех пор, пока играет музыка, после чего коман­ды меняются ролями. Здесь применяется одна и та же музыкаль­ная пьеса два раза, а счет в игре ведется на большее количество попаданий.

Музыкальное сопровождение на уроке только тогда даст по­ложительный результат, когда учитель хорошо к этому подгото­вится: в порядке будет музыкальный инструмент или проигрыва­тель, будут подобраны соответствующие мелодии или пластинки.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий — на площадке или в закрытом помещении. Н’е исключа­ется возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с из­менением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому

целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Важное значение имеет очередность урока физической культу­ры в расписании. Последний урок позволяет полностью исполь­зовать время (45 минут), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к оче­редному уроку.

Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внеш­нему виду: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, так же как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в ус­тановленной спортивной форме, готовые в любое время выпол­нить поручение учителя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т. д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятие, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для перео­девания, рассказать им, как складывать или развешивать по­вседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончании урока.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания урока предус­матриваются организационно-методические указания или приме­чания.

Примерный план урока в III классе

Вторая четверть. Урок 6-Й.

Задачи урока: ) ознакомить с ходьбой протнвоходом; 2) совершенствовать умения в равновесии и акробатических упражнениях; 3) ознакомить с игрой «Эстафета с прыжками».

Место проведения: зал.

Оборудование и инвентарь: 1) бревно для равновесия; 2) маты для акро* батики; 3) стойки для прыжков и планка (веревочка).

Вводная часть— 10 минут.

Построение в шеренгу. Рапорт. Задачи урока. Повороты кругом. Ходьба в колонне по одному противоходом. Построение в круг. Общеразвивающие уп­ражнения без предметов (перечислить).

Основная часть—30 минут.

Упражнения в равновесия: ходьба по бревну с хлопкзмп под поднятой со­гнутой ногой; опускание на колено и вставание с помощью рук.

Акробатические упражнения: перекат в сторону в упоре стоя на коленях; кувырок вперед.

Игра «Эстафета с прыжками».

Заключительная часть — 5 минут.

Построение в колонну по одному. Ходьба с постепенным замедлением. Под­ведение итогов урока.

Конспект урока отличается от плана урока более подробными записями со­держания урока и составляется обычно на один предстоящий урок.

Примерный план-конспект смешанного урока в III классе

Четвертая четверть. Урок 14-й.

1. Провести учет успеваемости по прыжкам в длину «в шаге»,

2. Совершенствовать умение детей:

а) в метании мячей с места на дальность;

б) в игре «Мяч среднему».

Место проведения: школьная площадка.

Инвентарь: малые мячи на половину общего количества учащихся, два на­дувных мяча (волейбольных или баскетбольных), красный и белый флажки.

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Ход урока (содержамиг)

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

1. Построе­ ние в шеренгу

3. Задачи урока

5. Ходьба, че­редующаяся с пробежкой

12 мин 30 сек

1 ман 30 сек

1 мин 30 сек

Дежурный приводит класс на площадку в колонне по два и вы­страивает учащихся в одну шеренгу

После построения а шеренгу дежурный сда­ет рапорт учителю. Учи­тель принимает рапорт, делает замечания по ра­порту, объявляет оцен­ку и разрешает дежур­ному встать в строй

Учитель здоровается с классом и сообщает о задачах и ходе урока

По командам учителя учащиеся зыполняют не­сколько поворотов на­право, налево и кругом

После поворотов уча­щиеся в колонне по од­ному идут по границам площадки и по команде учителя дважды перехо­дят на бег и ходьбу

Для построения в ше­ренгу подается коман­да: «В одну шеренгу становись!»

Перед рапортом по­даются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!» Дежурному приготовить письменный рапорт. Де­журный после рапорта возвращается в строй кратчайшим путем

Команды: «Напра-во!», «Нале-во!» Во время поворота следить, что­бы дети не размахива­ли руками и сохраняли правильную осанку

Во время бега обра­щать внимание детей на параллельную постанов­ку стоп

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Ход урока (содержание)

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

6. Перестро­ение в круг и размыкание

7. Общераз­вивающне уп­ражнения без предметов

а) упражне­ния характера «потягивания»

в) повороты туловища

г) взмахи ногами

1 мин (5 раз с каж­дой но­ги)

1 мин (6 раз в каж­дую сто­рону)

1 мин (8 раз каждой ногой)

После бега и ходьбы в колонне учащиеся по команде учителя пере­страиваются в круг, по­ворачиваются лицом к центру, берутся за руки и размыкаются на вы­тянутые в стороны ру­ки

В кругу выполняются общеразвивающие уп­ражнения

ние — основная стойка. 1—2 — поднять руки впе­ред и вверх, правую но­гу назад на носок, про­гнуться, смотреть между рук (вдох); 3—4 — ру­ки через стороны вниз, ногу приставить (вы­дох)— темп медленный. То же, с другой ноги

Исходное положение — основная стойка. 1— «и»— подняться на но­ски, руки на пояс, 2— «и»— присесть, руки впе­ред; 3—«и»— подняться на носках, руки на пояс; 4—«и»— основная стой­ка. Темп средний

ние — ноги на ширине плеч. 1 — руки перед грудью; 2 — повернуть туловище вправо, руки развести в стороны ла­донями вверх, смотреть на кисть руки; 3—туло­вище прямо, руки перед грудью; 4 — исходное положение.

Темп медленный. То же, в другую сторону

Исходное положение— основная стойка, 1 — правую ногу назад, 2— руки вперед, ладони вниз, правой ногой взмахнуть вперед; 3 — исходное положение. Темп средний

Команды: «По кругу марш»!, «Класс, стой!», «Взяться за руки и, от­ходя назад, разомкнуть­ся на вытянутые руки!»

Следить, чтобы руки были ладонями внутрь и на ширине плеч, пра­вая нога прямая. При опускании рук ладони вниз

Следить за сохране­нием правильной осан­ки. Спина прямая. Ко­лени во время приседа­ния разводить, пятки вместе

Следить, чтобы локти были на высоте плеч, го­лова прямо, при пово­роте туловища вправо ноги все время прямые, пятки, не отрываются от земли

При отставлении ноги назад не наклоняться вперед. Взмах правой ногой к правой руке, ле­вой ногой к левой руке. Опускать ногу мягко с носка

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

13 Заказ № 6005

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Дозировка Ход урока (содержание)

д) прыжки на месте

е) ходьба на месте

1. Деление на две группы

27 мин 1 мин

Исходное положение— основная стойка. 1 — прыжок ноги врозь, ру­ки в стороны; 2 — ноги вместе, руки вниз. Пры­гать на носках

После прыжков пере­ход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением

После общеразвиваю-щих упражнений класс делится на две группы, которые выстраиваются лицом друг к другу в шеренги

Во время прыжков туловище и ноги пря­мые, руки в стороны до уровня плеч, о бедра не ударять

Следить, чтобы во вре­мя прыжков и ходьбы учащиеся дышали через нос, рот закрыт

Учитель делит круг пополам. Одной группе учащихся предлагает построиться в разомкну­тую шеренгу на одной стороне площадки, дру­гой — на другой, проти­воположной. Расстояние между группами — 30— 35 м~

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

2. Метание мяча с места на дальность

3. Занятия в двух группах

а) прыжки в длину «в ша­ге»

6 мин (9 брос­ков де­лает каждый ученик)

Учитель демонстриру­ет метание мяча с ме­ста на дальность, напо­минает о правильном выполнении упражнения. Предлагает продемонст­рировать одному-двум лучшим ученикам. После этого дежурные раздают мячи и по команде учи­теля дети бросают мячи другой шеренге. Проис­ходит организованное перебрасывание мячей

После метаний одна группа занимается с учителем прыжками в длину, другая самосто­ятельно играет в «Мяч среднему»

Учитель напоминает о требованиях к выполне­нию прыжка «в шаге», о критерии оценок. Пос­ле этого учащимся раз­решается сделать 1—2 пробных прыжка, а за­тем каждый ученик по вызову учителя выпол­няет прыжок на оценку.

Во вторую группу на­значить старшего

«Зона отталкивания» шириной 40 см. Главное внимание на толчок од­ной ногой и приземле­ние на обе. Оценки объ­являть и комментиро­вать

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

б) игра «Мяч среднему»

1. Построе­ ние в колонну по одному

2. Игра «Смотри сиг­ нал»

3. Подведе­ние итогов уро­ка и организо­ванное возвра­щение в класс

3 мин 30 сек

Другая группа под ру­ководством выделенного старшего делится на две команды, которые игра­ют между собой в «Мяч среднему». Смена заня­тий в группах происхо­дит после окончания прыжков в длину

прыжков в длину в обеих группах класс вы­страивается в колонну по одному

По сигналу учителя начинается игра. Крас­ный флажок вверх — идти на носках, руки к плечам; белый флажок вверх — идти с коллек­тивным подсчетом; оба флажка вверх — остано­виться

По ходу игры «Смот­ри сигнал» дети оста­навливаются. В одноше-реножном строю учитель говорит об итогах уро­ка, объявляет оценки, после чего класс в ко­лонне по два переходит в помещение школы

Еще до занятий в группах проверить зна­ния правил игры и на­помнить требования к ор­ганизованной игре. Су­дей выделить из числа тех учащихся, которые не занимаются на уроке

Напомнить правила игры, пройденной ранее.

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызыва­емое всем процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется до­зировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упраж­нений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильное. Урок, состо­ящий из большого количества упражнений, дает и большую фи­зическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может

быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допу­скать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и от­разиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует огра­ничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние фи­зических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллель­но с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма, Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Су­ществует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава кро­ви и др. Из указанных способов учитель чаще всего может исполь­зовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеря­ется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь из­меряется пульс (два-три раза на протяжении 2—3 минут). Пока­затели пульса до упражнения и после него срав

Какие различные функции выполняет современный класс физического воспитания и какие протоколы испытаний по физическому воспитанию применимы к учащимся девятого класса?