Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить

Дополнительное профессиональное образование может получить каждый гражданин в любом возрасте. Но есть нюансы. Давайте разбираться по порядку

Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, даёт его обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Например, если человек получил высшее образование по инженерной специальности и закончил после этого профессиональную переподготовку по направлению «юриспруденция», он имеет право работать по направлению юриспруденция, в том числе и в государственных органах.

Дополнительное профессиональное образование — что это такое

Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — улучшить профессиональные навыки и дать дополнительные знания, позволяющие добиться определенных высот в карьере.

Если основное базовое образование должно быть у всех, то ДПО получают на добровольной основе, по желанию. Оно доступно всем людям, которые хотят не только углубить свои профессиональные познания, но и расширить кругозор и обучиться чему-то новому.

Существуют четыре уровня профобразования:

  • среднее профессиональное образование (техникум, колледж, училище и другое),
  • магистратура или специалитет,

Особенность ДПО в том, что его возможно получить только как дополнение к среднему профессиональному или высшему образованию.

ДПО — отличная возможность «прокачать» знания и умения, узнать об изменениях и нововведениях, касающихся специальности. Курсы по профессиональной подготовке не сравнятся с университетскими программами. Чтобы получить диплом о высшем образовании, необходимо успешно законичить вуз.

Цели и задачи ДПОПравить

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний. Данное разделение продиктовано в первую очередь задачами программ:

  • Повышение квалификации — краткосрочные (от 16 часов) программы и курсы, имеющие своей целью расширение знаний специалиста в одной конкретной области (к ним относятся семинары и тренинги).
  • Профессиональная переподготовка — программы средней продолжительности (от 250 часов), направленные на комплексное углубление знаний специалиста в рамках профессии или смену направления профессиональной деятельности.

История дополнительного профессионального образования в РоссииПравить

История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 тыс. специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. По состоянию на ноябрь 2009 года российскими лидерами в ДПО являются РУДН (700 программ, свыше 25 тыс. слушателей), МГУ им. М. В. Ломоносова (450 программ, около 18 тыс. слушателей), МГТУ им. Н. Э. Баумана (300 программ ДПО, 15 тыс. слушателей).

СсылкиПравить

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
  • ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine

Где получить ДПО

Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:

  • учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
  • различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
  • научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.

Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:

  • разнообразие образовательных программ;
  • рейтинг заведения и отзывы слушателей;
  • информацию о преподавателях (стаж, квалификация).

Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.

Многие путают данные понятия и думают, что они тождественны. Но это не так. Разница состоит не только в одном слове. Они отличаются и по другим критериям:

  • дополнительное образование (ДО) может длиться несколько лет, в то время как ДПО можно получить за более короткий срок. К примеру, средняя продолжнительность курсов по повышению квалификации составляет от двух недель до нескольких месяцев;
  • прохождение программ ДО не гарантирует вручение каких-либо документов об образовании, а по результатам окончания ДПО, как правило, выдают свидетельство или диплом о повышении квалификации;
  • к организации ДПО предъявляют более строгие требования. Образовательная программа должна строиться согласно российским государственным стандартам.

У ДПО и ДО, как и любого образования в принципе, есть основная задача — освоение новых знаний. Поэтому между ними есть свои сходства.

  • Обучение по программам дополнительного образования не должно мешать основному образованию. Поэтому ДО и ДПО получают только в свободное время — после работы или учебы в университете.
  • Проходить какие-либо дополнительные образовательные курсы или нет — добровольный выбор каждого. ДПО может входить в обязанности работника. Но это скорее исключение из правил. Не все работодатели требуют от сотрудников регулярного повышения квалификации.

Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты. Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!

Особенности программыПравить

Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.

Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительное образование детей и взрослых

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 марта 2022 года; проверки требует 1 правка.

Образовательные организации, осуществляющие деятельность по профессиональной переподготовкеПравить

Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ.  — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Нормативная база по дополнительному образованию

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»

Направленности программ дополнительного образования

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в образовательных организациях, а также организациях имеющих соответствующую образовательную лицензию музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.):

  • естественнонаучное;
  • техническое творчество;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
  • физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).

Дополнительное образование в регионах

Цель деятельности ДНК – создание условий для повышения качества образования путем реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, а также для формирования современных компетенций педагогических кадров.

Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:

  • Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
  • Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
  • Развитие новых форматов дополнительного образования.

Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:

  • ↑ 1 2 3 Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • . КИОУТ. Дата обращения: 29 ноября 2017. Архивировано 25 ноября 2017 года.
  • Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. elementy.ru. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). КонсультантПлюс. Дата обращения: 21 июня 2022. Архивировано 18 июня 2022 года.
  • О подготовке медицинских психологов — Профсоюз работников здравоохранения РФ. www.przrf.ru. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Приказ Минобрнауки об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н “Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях” (не вступил в силу). www.garant.ru. Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 30 июня 2020 года.
  • Второе высшее образование по психологии. Российский университет дружбы народов. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Все о дополнительном образовании. Самарский филиал СПбГУП. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании? (“Электронный журнал “Азбука права”, 2015) / Азбука права. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года.
  • Постановление правительства о порядке лицензирования образовательных учреждений. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • . www.postgrad.com. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Консультация юриста: Профессиональная переподготовка военнослужащих. Российская газета. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  • Приказ о порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.

Какие виды дополнительного профессионального образования существуют

К ДПО относят повышение квалификации и профессиональную подготовку.

Для чего необходимы курсы по повышению квалификации? Они позволяют улучшить профессиональные знания и умения, освоить новые навыки, необходимые в трудовой деятельности.

Современный рынок труда «кишит» специалистами в разных сферах. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, крайне важно постоянно обучаться новому и расширять мировоззрение.

К тому же образовательные курсы помогают узнать о новшествах в профессиональной сфере и освоить новые компетенции. Регулярное обучение — залог успешной работы и продвижения вверх по карьерной лестнице.

Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить

Хотите, чтобы вас повысили в должности? Покажите начальству, что вы готовы учиться и улучшать профессиональные навыки

Как правило, курсы длятся от 72 до 150 часов. Это зависит от конкретной программы. Закон устанавливает только минимальную продолжительность — 16 часов.

Слушателям, успешно прошедшим обучение, вручают сертификат о повышении квалификации.

В чем разница между профессиональной переподготовкой и курсами повышения квалификации? Все просто. Главное отличие в том, что профессиональную переподготовку проходят те, кто хочет получить совершенно другую специальность. К примеру, бухгалтер может окончить курс на психолога, а юрист — на филолога.

Переподготовку можно назвать облегченной версией высшего образования. Кто хочет освоить новую профессию, но не хочет тратить на это четыре или шесть лет, может пройти дополнительные курсы. Это экономит и деньги, и время.

Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023

Минимальная продолжительность курсов — не менее 250 часов. Курсы длятся в среднем от 300 до 500 часов. Но есть и более объемные программы, рассчитанные на полгода, это примерно 1000 академических часов. Продолжительность зависит от сложности осваиваемой профессии.

Дополнительное образование можно получить и в форме стажировки. Человек выполняет различные тестовые задания, чтобы закрепить полученные на курсах знания и продемонстрировать профессиональные навыки.

Формы ДПО

Дополнительное профессиональное образование бывает в трех формах:

Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет ДПО. Некоторые образовательные учреждения дают возможность выбора. Слушатели могут обучиться на дистанционке или очке. Форма оговаривается заранее и указывается в договоре.

Неважно, какой формат учебы выберет человек, это никак не должно повлиять на качество и эффективность учебы. Каждую программу должны построить таким образом, чтобы за все время обучения слушатель получил необходимые знания и успешно прошел аттестацию.

Форму прописывают только в договоре. В дипломе о получении дополнительного профобразования укажут лишь название курса и количество академических часов.

Профессиональная переподготовка военнослужащихПравить

Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.

Какие виды дополнительного образования бывают и как его получить

Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира

Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.

Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.

ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.

Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.

Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странахПравить

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

Требования для зачисления на программуПравить

  • законченное высшее образование
  • или законченное среднее профессиональное образование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *